Повышение налога с продаж всегда приводит к снижению продаж

Опубликовано: 16.05.2024


Елена Антаненкова
Эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

Налог с продаж приведет к увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей и повышению цен для потребителей.

Правительство всерьез озабочено наполняемостью бюджетов субъектов федерации. В целях перераспределения налоговых поступлений между центром, регионами и муниципалитетами сейчас серьезно прорабатывается вопрос к очередному вводу налога с продаж, который будет поступать в бюджеты регионов.

Сегодня в России регионы получают неравномерные налоги, из-за чего приходится увеличивать им размеры трансфертов из федерального бюджета. Но регионы хотят сами формировать свою налоговую базу, а передавать им больше нечего, кроме конъюнктурных налогов, например за пользование природными ресурсами.

Власти серьезно задумались о возвращении налога с продаж, заявила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина в интервью «Интерфаксу». «На мой взгляд, нужно говорить не столько о ставках, сколько о перераспределении налоговых поступлений между центром, регионами и муниципалитетами», - уточнила министр, добавив, что важно исключить риски принятия решений без их публичного обсуждения.

Как это было

Вспомним, что в России налог с продаж (НСП) вводился дважды. Последний раз его применяли в 1998—2003 годах, когда каждый субъект федерации получил право самостоятельно принимать решение о введении налога и размере ставки (в пределах 5%). Региональный» налог с продаж был ликвидирован в 2004 г. в рамках реформирования налоговой системы, до этого он какое-то время сосуществовал с другим сбором – НДС.

Налогоплательщиками налога с продаж признавались организации и индивидуальные предприниматели, если они реализовывали товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором был установлен указанный налог. Объектом налогообложения являлись операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), в том случае, если такая реализация осуществлялась за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Согласно правовой конструкции налога с продаж этот налог «накручивался» на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), включающую в себя НДС и акцизы. Поскольку сумма налога включалась в цену товара (работы, услуги), то она фактически взималась не за счет прибыли (результатов хозяйственной деятельности) предпринимателей, а с покупателей (клиентов), т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога.

На первый взгляд, может показаться, что администрирование налога с продаж по сравнению с НДС значительно проще, что позволит быстро и гарантировано пополнить доходную часть бюджетов. В реальности же данный налог приведет к увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей и повышению цен для потребителей.

Как возрастут расходы предпринимателя

Рост цен на товары ограничен рынком. Следовательно, предприниматель не всегда сможет компенсировать свои расходы на уплату налога за счет увеличения цены.

Давайте рассмотрим налоговую нагрузку предпринимателя при уплате и действующего НДС 18% и планируемого налога с продаж, допустим в размере 5%.

Пример 1.

ООО «Факел» приобрело партию утюгов 100 штук по цене 590 рублей. Всего на сумму 59 000 руб., в т.ч. НДС 18% - 9 000 руб. Наценка при розничной продаже составила 20%. Общество реализовало за месяц всю партию населению (за наличный расчет) по цене 743 руб. 50 коп.. Цена реализации сложилась как сумма стоимости товара при закупке, розничной наценки, суммы НДС и суммы налога с продаж (500 + 500 х 20% + 600 х 18% + 708 х 5%). Выручка составила 74 350 руб. Уровень налоговой нагрузки составит: налог на прибыль + НДС + налог с продаж, т.е. 7340 руб. (10000х 20% + (10800 – 9000) + 3540). Чистый доход (прибыль) общества от реализации - 8010 руб.

Пример 2.

Воспользуемся данными примера № 1. При увеличении стоимости товара на сумму налога с продаж товар перестает быть конкурентно способным и общество вынуждено продавать товар без увеличения цены. В результате выручка составит 70 800 руб. Налог с продаж – 3371 руб., НДС к уплате - 1285 руб. (10285-9000), налог на прибыль – 1429 руб. (7144 х 20%). Уровень налоговой нагрузки составит 6085 руб. Чистый доход общества (прибыль) от реализации - 5715 руб.

Таким образом, введение налога с продаж приведет к снижению доходов предпринимателей не менее чем на 28% ((8010 – 5715) / 8010).

Головная боль бухгалтера

В дополнение к снижению доходов у налогоплательщиков появится головная боль по отражению в бухгалтерском и налоговом учете данного налога. Если, как и прежде, часть товаров будет освобождена от налога с продаж, то необходимо будет обеспечить раздельный учет данных продаж. А если предприятие на ОСН и еще ведет раздельный учет по НДС, то трудозатраты финансовых работников по обеспечению раздельного учета возрастут многократно.

Раньше все торговые предприятия и предприниматели при наличных расчетах применяли кассовые аппараты, и раздельный учет обеспечивался за счет отражения продаж облагаемых и необлагаемых товаров по разным регистрам (отделам) ККМ. Теперь предприниматели, работающие на ЕНВД вправе не применять ККМ и, следовательно, отследить продажи населению облагаемых и не облагаемых данным налогом товаров станет намного сложнее.

Таким образом, введение налога с продаж приведет, прежде всего, к увеличению цен для населения. А так как данный налог не сможет компенсировать объем сборов, получаемый по НДС, то в России могут оказаться оба налога.

Увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей в конечном итоге будет провоцировать инфляционные процессы в обществе: снижение жизненного уровня населения и разорение мелких предпринимателей.

О том, что правительство хочет увеличить налоговую нагрузку для повышения доходной части бюджета, стало известно в начале августа. Минфин разработал законопроект, предусматривающий введение налога с продаж с 1 января 2015 года. Сегодня Владимир Путин согласился с ведомством и одобрил возвращение налога, который был отменён в 2004 году. Скорее всего, закон примут.

The Village спросил экспертов о том, что введение нового налога принесёт потребителям, бизнесу и российской экономике в целом.


Антон Сороко
аналитик инвестиционного холдинга «Финам»

Налог с продаж будет исчисляться с конечного продукта, соответственно, он будет ложиться на ретейлера, который распространяет свою продукцию. Из-за низкой маржинальности этого бизнеса, скорее всего, налог будет перекладываться на потребителя — так уж исторически сложилось. Ключевой эффект, который мы увидим, — рост инфляции, сопоставимый с размером налога. Возможно, какие-то регионы, у которых нет проблем с наполняемостью бюджета, могут сохранить его на уровне нуля или просто ниже 3 % — на это могут пойти Москва и Питер, и тогда инфляция здесь будет ниже.

Налог хорош для региональных бюджетов, которые будут наполняться. Для производителей, находящихся в начале или в конце цепочки, этот вариант лучше, чем повышение НДС, — на них возвращение налога с продаж практически никак не повлияет. Для экономики это, скорее, торможение роста за счёт сужения совокупного спроса: потребитель почувствует на себе рост цен, и его покупательская способность снизится.


Андрей Чернявский
ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» ВШЭ

Налог с продаж вводится как региональный для того, чтобы увеличить региональные доходы, которые сейчас в плохом состоянии. Регионы сводят бюджеты с большими дефицитами и непонятными источниками финансирования. Федеральный центр сегодня ограничен в возможности поддержать регионы.

Налог вводится на ту же налоговую базу, что и НДС, но, в отличие от НДС, собирается он плохо. Этот налог вводился в российской истории дважды, последний раз он был отменён в 2004 году. В начале нулевых собираемость по этому налогу была около 30 %. Одной из причин для отмены налога называли нежелание снимать два налога с одной налоговой базы. Также говорилось о налоговой конкуренции между регионами, которая может возникнуть и сейчас.

Увеличение налоговой нагрузки в современных условия означает дальнейшее снижение темпов экономического роста, увеличение инфляции, снижение конкурентоспособности российской экономики. В менее конкурентной позиции окажутся компании, которые платят налоги, в сравнении с компаниями, которые от них уходят. Введение такого налога имеет большие издержки.


Тимур НИГМАТУЛЛИН
Аналитик «Инвесткафе»

Увеличение налоговой нагрузки в современных условиях означает дальнейшее снижение темпов экономического роста, увеличение инфляции, снижение конкурентоспособности российской экономики. В менее конкурентной позиции окажутся компании, которые платят налоги, в сравнении с компаниями, которые от них уходят.

Сейчас у нас профицит федерального бюджета и дефицит консолидированного бюджета регионов. То есть регионам не хватает средств, чтобы финансировать предвыборные обещания Путина по увеличению зарплат бюджетникам.

Введение налогов с продаж должно будет компенсировать увеличение расходов региональных бюджетов, это решит проблему с ростом госдолга у регионов. Скорее всего, налог введут все регионы — никто не захочет упустить возможность пополнить бюджет. Он принесёт дополнительные 100–250 миллиардов рублей в бюджет. Цены вырастут везде.

На экономике это отразится негативно: инфляция увеличится, налог добавит к ней 1–2 процентных пункта. Если до известных геополитических событий прогнозировалось, что в 2015 году инфляция будет 4–5 %, то с учётом девальвации рубля и новых налогов инфляция в 2015 году может возрасти до 8 %. Это приведёт к снижению экономического роста, который, к слову, и так нулевой.

Не думаю, что это существенный негатив для бизнеса, потому что он может пережить возросшие расходы на потребителя. В итоге пострадают в первую очередь домохозяйства с наименьшими доходами: чем ниже доход домохозяйства, тем большая часть из них приходится на пищевые продукты, до 60 %. Если ретейл повышает цены, то страдают больше всего домохозяйства с низкими доходами, это такой налог на бедность.

Как снизить затраты организаций на ведение бухгалтерии, знает инициативный гражданин, разместивший на свое предложение по реформированию налоговой системы на сайте РОИ.

Суть его сводится к следующему: необходимо отменить все налоги и ввести один — 1 % от оборота.

Сбор налога, по его мнению, следует возложить на банки путем автоматизированного перечисления определенного процента с каждой банковской операции зачисления денежных средств.

В результате такой реформы высвободится огромное количество специалистов бухгалтерско-финансовой сферы, которых можно привлечь в госструктуры для повышения эффективности работы государственного аппарата, считает автор предложения.

Налога с продаж не будет. Путин обещал

Введение налога с продаж признано нецелесообразным, заявил во время «Прямой линии» Владимир Путин.

Президент сообщил, что этот вопрос обсуждался как в Правительстве, так и на экспертном уровне. Власти выступали за то, чтобы такой налог ввести, однако, заметил Президент, это повысит нагрузку на население.

«Это серьезная нагрузка на экономику в целом, и это серьезная нагрузка на граждан, потому что это приведет к значительному росту инфляции. Все это вместе убедило нас в том, что введение такой нормы нецелесообразно», — приводит слова Путина РБК.

Президент сказал, что Правительство обсуждает и другие вопросы относительно налоговой политики, однако попросил не забегать вперед и дождаться объявления решений. Путин подчеркнул, что главная задача, которая стоит перед правительством, — уменьшение бедности в два раза, в соответствии с так называемыми майскими указами. Глава государства привел статистику, согласно которой с 2000-го по 2007-2008 годы ему уже удавалось уменьшить уровень бедности.

В России могут ввести 4-процентный налог с продаж

В настоящее время идет подготовка Указа Президента, который выйдет после инаугурации.

Документ предусматривает увеличение расходов на медицину и образование.

Отметим, в СМИ появились сообщения, что увеличение вышеназванных расходов на 10 трлн. рублей будет обеспечено за счет введения в России налога с продаж со ставкой 4%.

«Указ был сформулирован и спроектирован в установленные сроки, и фактически уже завершилась его подготовка, экспертная проработка. Такой документ действительно готовится и действительно он будет представлен главе государства», — прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

При этом, по его словам, озвученная сумма не соответствует действительности.

Минфин против введения налога с продаж

Минфин предлагает реализовать налоговый маневр «22/22», при этом введение налога с продаж является избыточным, заявил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

«Минфин предлагал вводить налоговый маневр — снижение страховых взносов и повышение НДС. Вводить еще и налог с продаж — на наш взгляд, эта мера избыточна», - цитирует RNS слова Сазанова.

Напомним, предложенный Минфином налоговый маневр предполагает повышение ставки НДС с 18 до 22% и понижение ставки страховых взносов до 22%. В качестве альтернативы маневру Госдума, Совет Федерации и Счетная палата предложили ввести регионам налог с продаж

В Минфине назвали идею вернуть налог с продаж "вчерашним днем"

Министерство финансов не обсуждает введение налога с продаж и не считает эту идею актуальной, рассказал журналистам заместитель министра Илья Трунин.

Сегодня газета "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников сообщила, что российские власти обсуждают введение налога с продаж, который может стать альтернативой повышению ставки НДС при налоговом маневре. Ранее Минфин предложил снизить совокупную ставку страховых взносов с 30 процентов и перенести налоговую нагрузку на НДС (сейчас 18 процентов), установив обе эти ставки на уровне 22 процентов.

По словам чиновника, обсуждалась возможность привязать торговый сбор к показателям выручки. "И его даже не надо будет рассчитывать самим налогоплательщикам, это можно по аналогии с имущественными налогами рассчитывать самим налоговым органам и платить по уведомлению", — добавил Трунин.

Вместо увеличения ставки НДС могут ввести налог с продаж

Власти вернулись к обсуждению налога с продаж – с введением новой ККТ его станет легко администрировать.

Налог с продаж может стать альтернативой повышению ставки НДС при налоговом маневре (Минфин предлагает снизить страховой взнос до 22% и повысить НДС до 22%. Но все решения о налогах будут приняты после мая 2018г., пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

Идея обсуждается внутри экономического блока, на уровень правительства пока не выносилась. Речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе: это позволит не выделять его в чеке и не увеличивать цену на сумму налога.

Сбор может быть на уровне 2–3%. Идея обсуждается только в увязке с отказом от повышения НДС при налоговом маневре, так как торговый сбор – лучшая альтернатива повышению НДС. Рост ставки НДС увеличивает нагрузку на всех, отвлекает оборотные средства, а сбор повлияет только на розницу.

Еще есть идея часть сбора зачислять в муниципальный бюджет: муниципалитеты будут заинтересованы в установке новых касс в рознице.

Минфин не комментирует изменения налоговой системы до выработки единой позиции правительства по этому вопросу, сообщила пресс-служба министерства. В Минэкономразвития в установленном порядке такие идеи не поступали, заявил его представитель.

Для иностранных интернет-магазинов вместо НДС предлагают ввести налог с продаж

В минувшую пятницу президент НАДТ (объединяет 17 российских и международных компаний, работающих на логистическом рынке, в том числе eBay, DPD, Pony Express, PickPoint, Hermes, Boxberry и др.) Александр Иванов направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором предупреждает о негативных последствиях введения НДС для международных торговых онлайн-площадок.

По мнению НАДТ, в случае введения НДС для большинства иностранных интернет-компаний российский рынок перестанет быть интересным. По расчетам ассоциации, это приведет к дальнейшему снижению доли России в глобальной интернет-торговле. "Так уже произошло в Бразилии, откуда ушли мировые игроки, в том числе Alibaba и eBay",— напоминают авторы письма.

В ассоциации добавляют, что введение НДС приведет к резкому росту бюджетных расходов в связи с необходимостью администрирования налога. Кроме того, НАДТ обращает внимание на риск появления большого количества черной или серой почты, то есть ввоза товаров в Россию через страны Таможенного союза и Китай в обход традиционных каналов. Вместо НДС НАДТ предлагает ввести для зарубежных онлайн-ритейлеров налог с продаж, ограничив его невысоким барьером: например 8%, как в Японии, или 10%, как в Австралии.

Также ассоциация призывает пересмотреть другое, уже действующее ограничение: по мнению НАДТ, более целесообразным был бы порог беспошлинного ввоза на уровне €200 за отдельную посылку, а не €1 тыс. в месяц, как сейчас. В своих расчетах альтернативных мер НАДТ ориентировалась на консультации с экономистами РАНХиГС и ВШЭ, передает «Коммерсант».

С предложениями НАДТ не согласны в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющей крупнейших отечественных онлайн-ритейлеров и лоббирующей введение НДС для иностранных участников рынка. В АКИТ указывают, что механизм НДС-регистрации признан в мире и записан в плане BEPS ("План по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения"), ратифицированном Россией. "В этом плане НДС-регистрация обозначена как главный и правильный метод здоровой конкуренции между местными и иностранными интернет-магазинами",— заявил "Ъ" представитель АКИТ.

Кроме того, уплата иностранными онлайн-ритейлерами НДС позволит государству получить около 300 млрд руб. в первые три года действия этого механизма, оценивают в АКИТ.

Власти не будут вводить налог с продаж и прогрессивный НДФЛ до 2019 года

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что власти не будут обсуждать инициативы по введению налога с продаж или прогрессивной ставки НДФЛ до 2019 года.

Представитель Минфина отметил: «Налоговая система вполне адекватна и работает. Отставлены — по крайней мере до 2019 года — идеи с налогом с продаж и прогрессией в НДФЛ, не меняются концептуально налог на прибыль и НДПИ, полностью сохранена траектория нефтяного налогового маневра. Это тоже важнейшие решения».

«Стабильность налоговой системы — безусловное благо. Чем реже она меняется, тем понятнее налогоплательщикам правила игры», - подчеркнул Сергей Шаталов, передает РБК.

Эксперты рассказали о недостатках обсуждаемого в правительстве налога с продаж

Возврат к налогу с продаж не даст ожидаемого эффекта для бюджета, поскольку приведет к росту розничных цен, последующему снижению оборотов торговли и снижению выручки производителей. Об этом 23 сентября в ходе брифинга на тему «Новые тренды в экономической политике России. Взгляд экспертов на главные новостные поводы этой осени» заявил руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Тема возврата к налогу с продаж активно муссируется в правительстве в последнее время. Самая свежая новость гласит, что его введение отложено на год, но сама идея никуда не исчезла. Специалисты «Пепеляев Групп» преисполнены скептицизма по этому поводу.

«В условиях, когда рентабельность торговых сетей приближается к 3%, налог с продаж неизбежно будет переложен либо на покупателей за счет повышения цены продаж, либо (в части социальных товаров с контролируемым ценообразованием) – на поставщиков за счет снижения закупочных цен, - отметил Вадим Зарипов. - Увеличение розничных цен может повлечь уменьшение товарооборота. Таким образом, повышение налоговой нагрузки способно привести как к росту цен для потребителей, так и к снижению выручки у производителей.

Собираемость налога с продаж (помимо торговых сетей), оставляет желать лучшего, и онлайн-отчеты о продажах, экспериментировать с которыми мы начали, вряд ли кардинально изменят ситуацию. Помимо возврата к налоговым схемам, новый налог приведет к увеличению фактов сокрытия выручки и дальнейшему уходу малого и среднего бизнеса в тень.

Налог с продаж означает необходимость создания налоговыми органами новой системы администрирования, а также обязанность малого бизнеса, в том числе плательщиков ЕНВД, использовать ККТ, что означает излишние издержки общества на сбор налогов и снижение конкурентоспособности.

Налог с продаж обладает неустранимыми дефектами при продаже индивидуальному предпринимателю, который может использовать приобретенное в своей предпринимательской деятельности (тогда возникает кумулятивный эффект – налог на налог), а может потребить как физическое лицо. В момент продажи определить назначение покупки невозможно. Если же вводить вычет в случае использования в хозяйственной деятельности, то получается налог на добавленную стоимость, поскольку НДС – это и есть усовершенствованный (с вычетами) налог с продаж».

Институт экономики переходного периода (ИЭПП) опубликовал исследование "НДС и налог с продаж: доводы "за" и "против". Его авторы к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики ИЭПП Наталья Корниенко и научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ Маргарита Головнева, сравнив два налога, приходят к выводу, что замена налога на добавленную стоимость (НДС) на налог с продаж ввергнет российскую экономику в шок.

НДС в России был введен в 1992 году. С тех пор ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот и т.д. И споры эти не случайны.

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС - один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 году его доля превысила 20%-ный рубеж всех налоговых поступлений в бюджет. Собираемость налога - около 90%. Однако эту положительную картину омрачают проблемы с администрированием. НДС. С одной стороны, многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета. С другой стороны, "серые" схемы возмещения НДС получили широкое распространение и наносят ощутимый урон бюджету.

Именно наличие "серых" схем и заставило ряд специалистов в области налогового законодательства поднять вопрос о замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы - простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.

Наталья Корниенко и Маргарита Головнева видят следующие преимущества НДС. Во-первых, это нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства. Во-вторых, потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы. В-третьих, плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.

Помимо этого надо также отметить тот факт, что при исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж - валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).

Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.

Если сравнивать налоговый контроль, то при многократном обложении (НДС) фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и следить за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.

Не стоит забывать, что НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.

Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно, бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.

Еще один минус налога с продаж - увеличение налогового бремени для малого бизнеса. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе "освобождения" малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.

Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

А теперь о минусах НДС. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.

К тому же чрезвычайно распространенные схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта) требуют тщательного контроля за его применением. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государства.

Еще одна проблема состоит в том, что существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой - у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).

Однако в итоге Наталья Корниенко и Маргарита Головнева приходят к выводу, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По их мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие - уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.

Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира. Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Рейтинг событий, влияющих на Российский рынок

Событие Рейтинг Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках C (D)
Макроэкономическая ситуация в CША C
Макроэкономическая ситуация в России C
ПОЛИТИКА
Дмитрий Медведев вступил в должность президента РФ D
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть B
Уровень мировых цен на металлы C
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
Акционеры "X5 Retail" выкупили 96.5% допвыпуска акций C
Чистая прибыль "Балтики" в 1 кв. 2008 года составила около 59 млн евро C
Убыток "ТМК" по РСБУ в I квартале 2008 г. составил 2,841 млрд руб C
"Уралкалий" войдет в состав индексов MSCI C

Инвестиционный фон - нейтральный

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Ярослав Романчук


фото Photoxpress

Что общего между Дмитрием Медведевым, Юлией Тимошенко и Джорджем Бушем — младшим? Все они в разное время и по разным причинам были и остаются критиками налога на добавленную стоимость (НДС). Изобретение социалистов середины XX века было призвано добавить в экономику справедливости. Хочешь обогатиться, добавлять большую маржу к цене товара — плати больше налогов. Прогрессивность внутри самого налога плюс прогрессивность самих ставок делают этот налог идеальным инструментом в руках распорядителей чужого, то есть политиков и чиновников.

Врожденные дефекты НДС

Издержки и искажения, которые приносит НДС, гораздо больше издержек администрирования и уплаты любых других налогов. Как и любая модель системного равновесия или оптимального распределения, НДС не учитывает мотивацию плательщиков, администраторов и политиков, а также издержки регулирования и непреднамеренных последствий. Когда определенный объем ресурсов забирается у одних, чтобы передать другим под неизменно благовидным предлогом, схема быстро становится источником нерыночного обогащения и дискриминации.

Чтобы определить значимость НДС, нужно сравнить полные издержки на его уплату и администрирование, в том числе коррупционную составляющую, с доходами бюджета, а затем сделать то же самое с его прямым конкурентом — налогом с розничных продаж товаров и услуг. В России поступления по НДС составляют около 6% ВВП, или 16% всех доходов бюджетной системы. ВВП России в 2011 году составил $1850 млрд, в 2012 году прогнозируется на уровне $1920 млрд. Это значит, что оценочно бюджет России в 2012 году получит от НДС $115 млрд. Сумма вычетов при расчете НДС составляет более 90%. При этом совокупные издержки бизнеса и государства от этого налога превышают сумму, поступающую в бюджет.

НДС — один из самых сложных для расчета налог. Он требует от бизнеса больших затрат (бухгалтерия, правовая база, сбор документов, время руководителей, программное обеспечение и т. д.). Оценочно эти расходы составляют

0,8% ВВП. Государство также тратит немало ресурсов на сбор НДС, налоговые проверки, обработку запросов на возврат НДС и т. д. Это людские ресурсы, офисы, транспортные и другие расходы. Оценочно они составляют 0,2% ВВП.

Даже законопослушные европейцы признают, что НДС — один из самых популярных инструментов мошенников и казнокрадов. Лжеэкспорт, фирмы-однодневки, даже целые финансовые структуры создаются под то, чтобы выманивать деньги из бюджета. Возврат НДС стал не только устойчивым бизнесом для незаконопослушных граждан, но и инструментом развращения чиновников. В России же суммарные потери от мошеннических схем, коррупции и злоупотреблений с этим налогом, включая затраты государства на выполнение контрольных функций, отвлечение экономических ресурсов страны на организацию коррупционных схем с НДС, составляют около 6,5% ВВП.

Теоретики НДС заверяют в его нейтральности. На самом деле это один из самых мощных исказителей структуры экономики и системы стимулов для компаний. У него нет единой «плоской» ставки. Импорт дискриминируется по сравнению с экспортом. Выделяются отдельные, «социально значимые» товары. Искажение происходит в том числе по скорости и порядку администрирования и возврата. Большой бизнес, обладающий мощным финансовым и административным ресурсом, не имеет проблем с возвратом НДС, в то время как малый дискриминируется государством. Чиновники заглушают сигналы рынка о совершении производственных и инвестиционных ошибок. Потом перед лицом рецессии распорядители чужого направляют миллиарды долларов на поддержку проблемных секторов под прикрытием так называемых антикризисных мер.

Сторонники НДС в поддержку этого налога представляют усеченный баланс издержек и выгод. Они делают вывод о безальтернативности НДС для России, ссылаясь на объем поступлений, европейский опыт, а также на постоянное улучшение качества администрирования налога.

Но если посмотреть на подробный расклад плюсов и минусов НДС и налога с продаж, легко убедиться, что НДС, обеспечивая доходы бюджета в 6% ВВП, приносит экономике издержки на 10,5% ВВП — и это при весьма консервативной оценке.

Достоинства налога с продаж

Большинство аргументов против налога с продаж к природе этого налога и к той институциональной и правовой среде, в которой он должен работать, не имеет никакого отношения. Аргумент «в России уже был налог с продаж, и он показал свою низкую эффективность» несостоятелен. Этот налог был не вместо, а вместе с НДС и другими налогами, которые толкали коммерческие организации в тень, к сокрытию реального оборота. Когда государство забирает более половины валовой прибыли, естественно, налогоплательщики будут уклоняться от уплаты налогов. Платить взятки проверяющим за игнорирование формальных нарушений дешевле, чем платить все налоги.

Второй аргумент против налога с продаж — «каскадный эффект». Мол, налоговая база уже будет включать другие налоги. Получится удорожание товаров и услуг, а если вводить разного рода исключения, то получится тот же самое, если не хуже, что с НДС. В предлагаемой налоговой системе каскадный эффект минимален. Более того, его гораздо меньше, чем в сегодняшней системе.

Максимальную пользу налог с продаж приносит при следующих условиях:

Во-первых, никакого «соседства» с НДС;

Во-вторых, одновременно с введением налога с продаж отменяется налог на прибыль юридических лиц;

В-третьих, одна плоская ставка на все товары и услуги в рознице без исключений;

В-четвертых, ликвидация всех тех налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие организации, не работающие на уровне розницы (налог на недвижимость, землю, экологический и т. д.). В налоговой системе остаются акцизы на производителей алкоголя, табака, металлов, топливных и энергетических товаров (вместо налога на добычу полезных ископаемых). Сбор этих налогов максимально простой, поскольку производителей таких товаров и услуг относительно мало. Второй налог, который будут платить все физические лица на все формы дохода, это единый солидарный налог по плоской шкале (от 10% до 15%). Его будут автоматически начислять и уплачивать у источника дохода (работодатели). Этот налог заменяет налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

В-пятых, вместо многочисленных ставок таможенных пошлин вводится единая плоская ставка на импорт всех товаров и услуг (от 2% до 5%).

В-шестых, введение жестких штрафов за уклонение от уплаты налога с продаж. Контролировать уплату одного налога с понятной налоговой базы гораздо легче, чем наводить порядок в существующей системе.

Аксиоматично, что все налоги платят конечные потребители. Предлагаемая система исходит именно из этого постулата. В ней налог с продаж становится центральным элементом.

Основания для обвинений в каскадности отпадут, поскольку будут отменены многие налоги, которые включаются в цену. Можно будет не опасаться подорожания товаров. Причиной инфляции является мягкая денежная политика Центрального банка и монополистические практики правительства, а не изменение структуры цен и места уплаты налогов. Более того, из-за значительного сокращения издержек производителей, выхода из тени розничного оборота (невыгодно будет уходить от налогов, а мотивация платить будет резко усилена) легальный товарооборот резко увеличится.

Заметно сократятся издержки бизнеса по уплате налогов, которые сейчас достигают 15% оборота. Платить единый солидарный налог с начисленной зарплаты будут все физические лица. Даже издержки коммерческих организаций, работающих в рознице, будут минимальными благодаря единой ставке на все без исключения товары и услуги.

Появятся условия для ликвидации структурных искажений экономики, дискриминации по секторам экономики, размеру компаний, наличию административного ресурса. Большая часть налогов будет собираться как раз в том месте, где их платят потребители. Розничный оборот товаров и услуг был, есть и будет. Объем налоговых поступлений будет в гораздо меньшей степени зависеть от внешней конъюнктуры на нефть и газ.

При этом сырьевые компании будут платить только акцизы. Исчезнет дискриминация поставок на внутренний рынок по сравнению с экспортом. Размер акцизов согласовать легче и дешевле, чем сохранять существующую систему налогового фаворитизма для отдельных компаний и секторов.

Новый инновационный налоговый режим приведет к резкому снижению коррупции. С отменой НДС и налога на прибыль ликвидируется львиная доля оснований для возникновения коррупционных сделок. С уходом от уплаты налога с розничных продаж и услуг будет бороться значительно легче ввиду прозрачной, однозначно трактуемой налоговой базы и единой для всех налоговой ставки. Только экономия от ликвидации большого количества коррупционных схем и издержек выполнения налоговых обязательств бизнесом превысит $300 млрд.

Выбор ставки налога с продаж

Расходы органов госуправления в России в 2011 году составили 36,8% ВВП, в 2012-м — 37,3% ВВП. Это очень большой объем для нерыночного сектора. Для выполнения базовых функций государства и социальных обязательств, в первую очередь пенсионных, размер совокупных госрасходов должен быть максимум 25-28% ВВП. Для справки: в Сингапуре и Гонконге — меньше 20% ВВП, в Чили и Южной Корее — меньше 25% ВВП. Доходы органов госуправления при бездефицитном бюджете в инновационной налоговой системе с налогом с продаж в виде центрального элемента должны были быть на уровне $480 млрд.

Розничный оборот товаров и услуг в 2012 году в рамках существующей налоговой системы оценивается примерно в $850 млрд. Включение финансовых услуг под действие данного налога и выход из тени до 30% розничного товарооборота расширяет налогооблагаемую базу до $1400 млрд. Ставка налога с розничных продаж 18% дает нам поступления в объеме $252 млрд. Это почти 53% от суммы всех необходимых государственных доходов. Это гораздо больше, чем сегодня собирается от НДС, налога на прибыль и более мелких налогов. Остальную сумму доходов бюджета будут формировать акцизы, единый солидарный налог и «плоская» импортная пошлина. После становления новой налоговой системы, очищения экономики и органов госуправления от налоговой коррупции и мошеннических схем ставки налога с продаж можно будет снизить до 13-15%.

Таково комплексное предложение по введению в России налога с продаж вместо НДС. Если Дмитрий Медведев хочет найти альтернативу действующей налоговой системы с центральным элементом в виде НДС, ему нужно представить реальный план, а не механическую замену одного налога (НДС) на другой (налог с продаж). Сегодня Запад (ЕС и США) балансируют на грани кризиса в том числе и потому, что имеют очень некачественную налоговую систему. Россия не должна копировать неработающие модели и институты Запада. Ей нужна своя, инновационная модель. Основные ее контуры и положения я здесь описал.

Аргументы типа «правительство России не готово на радикальные налоговые реформы» или «бизнес не поддерживает» несостоятельны. Сначала нужно представить новую налоговую систему, объяснить ее суть, обсудить административные, фискальные и правовые аспекты, а потом делать вывод.

Читайте также: