Постулаты лоренца о налогообложении

Опубликовано: 03.05.2024

Кривая Лоренца отражает кумулятивные (накопленные) доли дохода населения. Построение кривой Лоренца удобнее всего рассмотреть на следующем примере:

Представим экономику, состоящую из 3-х агентов: А, B, C. Доход агента А составляет 200 единиц, доход агента В составляет 300 единиц, доход агента С составляет 500 единиц.

Для построения кривой Лоренца найдем доли индивидов в общем доходе. Общий доход составляет 1000. Тогда доля индивида А составляет 20%, доля В составляет 30%, доля С составляет 50%.

Далее будем искать кумулятивные (накопленные) доли доходов и численности населения для индивидов, начав с самого бедного и постепенно включая более богатых индивидов:

Доля в населении индивида А составляет 33%. Доля его дохода составляет 20%.

Затем включим в анализ более богатого индивида – индивида В.

Совместная доля А+В в населении составляет 67%. Совместная доля А+В в доходе составляет 50% (20%+30%).

Далее включим в анализ еще более богатого индивида С.

Совместная доля А+В+С в населении составляет 100%. Совместная доля А+В+С в доходе составляет 100% (20%+30%+50%).

Отметим полученные результаты на графике:


Линия, соединяющая левую нижнюю точку и правую верхнюю точку графика, называется линией равномерного распределения доходов. Это гипотетическая линия, которая показывает, что было бы, если доходы в экономике распределяются равномерно. При неравномерном распределении доходов кривая Лоренца лежит левее этой линии, причем чем больше степень неравенства, тем сильнее изгиб кривой Лоренца. А чем ниже степень неравенства, тем более она приближена к линии абсолютного равенства.

В нашем случае кривая Лоренца выглядит как кусочно-линейный график. Это получилось так, потому что в нашем анализе мы выделили только три группы населения. С ростом числа рассматриваемых групп населения кривая Лоренца будет выглядеть следующим образом:


Кривая Лоренца позволяет судить о степени неравенства доходов в экономике о ее изгибу. Для количественного измерения степени неравенства дохода по кривой Лоренца существует специальный коэффициент – коэффициент Джини.

Коэффициент Джини равен отношению площади фигуры, ограниченной прямой абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади всего треугольника под кривой Лоренца.



если кривая Лоренца изображена не в %, а в долях, то площадь большого треугольника всегда равна ½. Формула коэффициента Джини для этого случая приобретает вид:

Коэффициент Джини может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе коэффициент Джини к нулю, тем меньше изгиб кривой Лоренца, и доходы распределены более равномерно. Чем ближе коэффициент Джини к единице, тем больше изгиб кривой Лоренца, и доходы распределены менее равномерно.

Рассчитаем коэффициент Джини для нашего примера с тремя индивидами. Для этого построим кривую Лоренца в долях, а не в % 1 .


Площадь внутренней фигуры D быстрее всего можно посчитать путем вычитания из площади большого треугольника площади фигур А, В и С.


В этом случае коэффициент Джини будет равен:


Частный случай кривой Лоренца и коэффициента Джини: попарное сравнение.

Как известно, любой статистический показатель имеет свои изъяны. Так же как и по показателю ВВП нельзя судить об уровне благосостояния экономики, и коэффициент Джини (и другие показатели степени неравенства) не могут дать в полной мере объективную картину степени неравенства доходов в экономике.

Это происходит по нескольким причинам:

    Во-первых, уровень дохода индивидов не является постоянным и может резко изменяться с течением времени. Доходы молодых людей, которые только что закончили университет, как правило, являются минимальными, и затем начинают расти по мере того, как человек набирается опыта и наращивает человеческий капитал. Доходы людей, как правило, достигают пика между 40 и 50 годами, и затем резко снижаются, когда человек уходит на пенсию. Э то явление называется в экономике жизненным циклом.
    Но человек имеет возможность компенсировать различие в доходах на разных этапах жизненного цикла с помощью финансового рынка – беря кредиты или делая сбережения. Так, молодые люди, находящиеся в самом начале жизненного цикла, охотно берут кредиты на образование или ипотечные кредиты. Люди, которые находятся ближе к окончанию экономического жизненного цикла, активно делают сбережения.
    Кривая Лоренца и коэффициент Джини не учитывают жизненный цикл, поэтому этот показатель степени неравенства доходов в обществе не является точной оценкой степени неравенства доходов.

Во-вторых, на доходы индивидов влияет экономическая мобильность. Экономика США является примером экономики возможностей, когда индивид из низов может благодаря сочетанию усердия, таланта и удачи, стать очень успешным человеком, и история знает множество подобных примеров. Но также известны случаи потери крупных состояний или даже полных банкротств вполне состоятельных предпринимателей. Как правило, в таких экономиках, как экономика США, отдельное домохозяйство за свою жизнь успевает побывать в нескольких категориях распределения доходов. И связано это с высокой экономической мобильностью. Так, например, какое-т домохозяйство может в одном году входит в группу с самым низким уровнем дохода, а следующем году уже в группу со средним уровнем доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини также не учитывают данный эффект.

  • В-третьих, индивиды могут получать трансферты в натуральной форме, которые не отражаются в кривой Лоренца, хотя при этом влияют на распределение доходов индивидов. Трансферты в натуральной форме могут быть реализованы в виде помощи беднейшим слоям населения продуктами питания, одеждой, но обычно они предоставляются в виде многочисленных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатные путевки в санатории и так далее). С учетом подобных трансфертов экономическое положение беднейших слоев населения улучшается, но кривая Лоренца и коэффициент Джини этого не учитывают. Не так давно в России многие льготы были монетизированы, и объективные доходы беднейших слоев населения стало считать легче. Следовательно, кривая Лоренца стала лучше отражать реальное распределение доходов в обществе.
  • Данные показатели используются для оценки степени неравенства доходов, и входят в область позитивного экономического анализа. Напомним, что позитивный анализ отличается от нормативного анализа тем, что позитивный анализ анализирует экономику объективно, как есть, а нормативный анализ является попыткой улучшить мир, сделать «как должно быть». Если оценка степени неравенства является позитивным экономическим анализом, то попытки снизить неравенство в распределении доходов принадлежат к области нормативного экономического анализа.

    Нормативный экономический анализ известен тем, что разные экономисты могут предложить разное, часто диаметральное противоположные рекомендации по решению одной и той же проблемы. Это не означает, что кто-то является более компетентным, а кто менее компетентным. Это только означает, что экономисты отталкиваются от различных философских взглядов на понятие справедливости, а единства в этом вопросе нет.

    Сначала мы рассмотрим различные существующие системы ценностей, а затем покажем, каким образом можно обеспечить более справедливое распределение доходов в рамках каждой системы.

    Налоги и налоговая система

    Про экономику США XIX века можно сказать, что она была идеальным примером свободного капитализма. Идеалы Адама Смита о минимальном вмешательстве государства в распределение ресурсов и функционирование рынков (вспомним знаменитый принцип laissez faire) были взяты на вооружение в то время, вмешательство государство в рынок было минимальным, государственные расходы составлял 7-8% от совокупных расходов, а средняя ставка налогообложения для граждан США составляла 5% от доходов. Весь XX век прошел под знаменем активного наращивания присутствия государства в экономике, государственные расходы выросли до 25%-30% от совокупных расходов, а средняя ставка налогообложения выросла до 35% от доходов.

    Государство сейчас выступает не только в качестве устранителя рыночных провалов, о которых мы активно говорили в прошлой главе (внешние эффекты и предоставление общественных благ), но и в качестве стимулятора экономики, когда экономика испытывает трудные времена.

    Налоги являются основным источником доходов государства. Любое государство имеет множество налогов и сборов, построенных по определенным принципам, а также институты контроля по сбору налогов. Все это составляет налоговую систему государства.

    Для оценки налоговой системы используются принципы эффективности и справедливости. Как мы уже знаем, понятие справедливости не является точно определённым для экономистов. В зависимости от системы моральных ценностей справедливость может быть установлена тем или иным образом. Экономисты гораздо более едины при определении того, что такое эффективность. Эффективной является та налоговая система, которая менее всего приводит к искажению стимулов у участников рынка, а следовательно, и к возникновению безвозвратных потерь.

    Покажем, каким образом безвозвратные потери связаны с искажением стимулов у участников рынка.

    По теме «рыночное равновесие» мы помним, что безвозвратные потери возникали, когда налоги и субсидии изменяли положение кривых спроса и предложения, то есть изменяли экономическое поведение людей. Безвозвратные потери заключались в том, что какие-то покупатели не смогли купить товар, а какие-то производители не могли продать товар по сравнению с ситуацией, когда цены точно отражают предельные издержки.

    Рассмотрим простой пример: индивид А оценивает удовольствие от потребления мороженого в 60 рублей, индивид В - в 40 рублей. Если цена стаканчика мороженого оставляет 30 рублей, то каждый из них его купит и получит удовольствие. Сумма потребительского излишка будет равна 40 рублей (30 рублей у индивида А и 10 рублей у индивида В). Если мы введем налог на потребление мороженого в размере 20 рублей на один стаканчик, то ситуация на рынке кардинально поменяется: индивид А все еще будет потреблять мороженое, а вот индивид В откажется от его потребления. Суммарный потребительский излишек теперь будет равен только 10 рублям (это излишек индивида А). Налоговые сборы при это составят 20 рублей (их оплатит опять же только индивид А), и их получает государство. Сумма общественных выгод в этом случае составит 10+20=30 рублей, и она на 10 рублей ниже, чем в ситуации без налогообложения. На этом простом примере мы убедились, что при налогообложении возникли безвозвратные потери в размере 10 рублей. И они возникают потому, что индивид В поменял свое экономическое поведение, полностью отказавшись от потребления мороженого.

    Таким же образом любые налоги приводят к безвозвратным потерям, поэтому можно смело утверждать, что любые налоги неэффективны в этом смысле. Задача экономистов заключается в том, чтобы найти такие налоги, которые будут минимально искажать стимулы людей, а значит, и приводить к минимальным безвозвратным потерям.

    Налоги могут взиматься по-разному в зависимости от величины дохода. Для того, чтобы оказать это, нам будут нужны два типа налоговых ставок: средняя налоговая ставка и предельная налоговая ставка.

    Средняя налоговая ставка показывает, какой % налога в среднем платит индивид с полученного дохода


    Предельная налоговая ставка показывает, какой % налога платит индивид с дополнительного дохода:


    Средняя и предельная ставки ведут себя также, как и любые средние и предельные величины:

    1. Когда предельная ставка выше средней, то средняя ставка возрастает
    2. Когда предельная ставка ниже средней, то средняя убывает

    В зависимости от поведения средней и предельной ставки налога выделяют 3 вида налогов: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные.

    У прогрессивного налога средняя ставка налога растет по мере увеличения дохода, а значит, предельная налоговая ставка превышают среднюю.

    Примеры прогрессивных налогов: налоги на доходы во Франции, налоги в Швеции, автомобильный налог в России.

    У пропорционального налога средняя ставка не изменяется с ростом дохода, а значит, средняя налоговая ставка совпадает с предельной.

    Примеры пропорциональных налогов: подоходный налог в России 13%, налог на прибыль в России 20%.

    В случае, если индивиду предложена одинаковая налоговая ставка при существовании некоего налогонеоблагаемого минимума (или же предоставлен налоговый вычет), то данная налоговая система является уже не пропорциональной, а прогрессивной. Индивид сначала вообще не платит налогов, а потом, после превышения налогонеоблагаемого минимума, начинает платить налог по одинаковой ставке.

    У регрессивных налогов средняя ставка падает с ростом дохода, а значит, предельная ставка налога оказывается ниже средней.

    Примеры регрессивных налогов: акцизы - поскольку человек оплачивает их при покупке товара вне зависимости от его дохода. Например, от 10 до 30 рублей в стоимости каждой пачки сигарет составляют акцизные сборы, и человек оплачивает их вне зависимости от величины дохода при покупке каждой пачки сигарет. Таким образом, для бедняка этот налог составляет существенную часть его дохода, а для миллионера он будет несущественным.

    Другие примеры регрессивных налогов – это любые фиксированные налоги и пошлины. Например, в РФ человек вынужден заплатить фиксированную пошлину в размере около 1000 рублей при регистрации номерного знака автомобиля. Данный вид налога является регрессивным, поскольку пошлина оставляет большую часть дохода для бедного человека, и меньшую часть дохода для богатого человека.

    Какой из данных видов налогов является более справедливым? Популярной является точка зрения, что прогрессивные налоги являются более справедливыми, а регрессивные менее справедливыми. Но эта точка зрения ошибочна. Как мы показали раньше, все зависит от того, в рамках какой системы моральных ценностей мы будем говорить о справедливости.

    Рассмотрим простой пример. Индивид А получает доход 10 рублей и платит налог по ставке 10%. Индивид В получает доход 90 рублей и платит налог по ставке 5%. Налоговая шкала является регрессивной – средняя ставка падает при росте дохода. Но является ли она несправедливой? Посчитаем сумму налога, уплаченную каждым индивидом. Индивид А платит 1 рубль (=10*10%), индивид В платит 4.5 рубля (=90*5%). В результате индивид, зарабатывающий больше, платит и большую сумму налога. И в чем же здесь несправедливость?

    Для оценки справедливости налоговой системы выделяются следующие постулаты:

      Принцип получаемых выгод: индивиды должны платить налоги в соответствии с выгодой, которую они извлекают из услуг государства. На этом принципе может быть основана идея, что богатые люди должны платить больше налогов, чем бедные. Поскольку государство является предоставителем общественных благ и гарантом прав собственности, богатые люди извлекают больше выгод от государства, чем бедные, потому что у них есть больше собственности. Также этот принцип оправдывает идею программ по борьбе с бедностью за счет богатых. Все мы хотим жить в обществе, которое не испытывает революций и социальных потрясений из-за неприемлемого уровня жизни беднейших слоев населения. Поэтому идея помощи бедным за счет богатых кажется оправданной.

  • Принципы платежеспособности: горизонтальная справедливость и вертикальная справедливость. Горизонтальная справедливость означает, что индивиды с одинаковыми доходами должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что индивиды с более высокими доходами должны платить более высокие налоги. Как мы увидели из примера выше, этим принципам может соответствовать не только прогрессивная система налогообложения, но и регрессивная.
  • В зависимости от того, каким образом налоги собираются в государственный бюджет, различают прямые и косвенные налоги.

    Прямые налоги – это налоги, которые уплачивает тот, кто является носителем налога. Например, налог на прибыль является прямым налогом, потому что его оплачивает фирма, которая получает эту прибыль. Подоходный налог является прямым налогом, поскольку его уплачивает индивид, который получает налогооблагаемый доход.

    Косвенные налоги – это налоги, которые уплачивает тот, кто не является носителем налога. Например, акцизы на алкоголь и сигареты уплачивают фирмы. Однако носителем налога в этом случае является потребитель, потому что акцизы «сидят» в цене товаров, покупаемых потребителем. Косвенными налогами в России являются НДС (налог на добавленную стоимость) и акцизы. Все косвенные налоги являются регрессивными по отношению к доходам покупателей.

    Какие налоги являются более популярными: прямые или косвенные? Ответ заключается в том, что косвенные налоги легче собрать, поскольку фактически они вводятся на расходы потребителей. Прямые налоги собрать тяжелее, потому что они вводятся преимущественно на доходы, и в этом случае индивиды имеют стимулы к уклонению от налогов путем сокрытия доходов. Поэтому косвенные налоги более популярны в государствах с неразвитыми институтами, где индивиды могут и хотят уклоняться от налогов.

    Еще одним эффектом, который оказывают прямые или косвенные налоги на экономику, являются стимулы индивидов к сбережениям. Прямые налоги обычно вводятся на текущие доходы индивидов, поэтому индивиды не имеют стимулов делать большие сбережения. Косвенные налоги стимулируют индивидов к сбережениям, потому что эти налоги вводятся на потребление. Сберегая деньги, а не тратя их в настоящий момент, индивиды платят меньше налогов сейчас при косвенных налогах, и платят больше налогов сейчас при прямых налогах.

    Влияние налогов на неравенство доходов

    1 Можно считать коэффициент Джини для кривой Лоренца в %, просто расчеты будут более громоздкими.

    В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 1.3). Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств – 40% доходов и т.д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О—Е—А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О—В—А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.


    2. Налоги как экономическое, политическое, социальное и культурное явление реальной жизни. [абстрактное, пишем сами]

    налог - это одновременно экономическое, хозяйственное, социальное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М. М. Алексеенко ещё в XIX веке отметил эту особенность налога: "С одной стороны, налог - один из элементов

    распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е.

    цены) собственно и началась экономическая наука. С другой стороны,

    установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет

    одну из функций государства" [22, с.56].

    Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог, в конечном итоге, на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и экономику страны как единое целое (теория цены и теория переложения). Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм,

    выделения приоритетных направлений развития социально-экономических проектов. В развитии взглядов экономической и социологической науки на роль государства в становлении системы налогообложения можно выделить два направления, которые чётко прослеживаются в следующем: первое направление - тезис А. Смита о непроизводительном характере государственных услуг не только отделял финансовое хозяйство государства от совокупности и взаимодействии частных, но и противопоставлял их. Налог в этой концепции не связан с удовлетворением экономических потребностей общества, поскольку обслуживает непроизводительные расходы государства и, следовательно, считается вредным для общества. Второе направление связано с выработкой взглядов на хозяйственную деятельность государства как составную часть народнохозяйственной, как потребность экономического и социального развития, как его фактор. Во взглядах на налог происходит поворот к пониманию налога как осознанной

    необходимости. При этом практика налогообложения опережала финансовую науку, правительство столкнулось с непринятием налогов населением,

    уклонением от их уплаты.

    3.Права представительных органов муниципальных образований в области установления налогов.

    Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами (HK РФ, а до вступления в действие его соответствующих положений -- иными принятыми ранее федеральными законами) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

    Представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:

    - налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;

    - порядок и сроки уплаты налога, а также

    - формы отчетности по данному местному налогу.

    Они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения - налоговую базу, объект налогообложения и т. д. - устанавливают федеральные законодатели.

    В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом (то есть налогов и сборов, отсутствующих в перечне, содержащемся в ст. 15 НК РФ, а до ее вступления в силу - в ст. 21 Закона Российской Федерации "06 основах налоговой системы в Российской Федерации").

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законами этих городов.

    Местные налоги и сборы разрешается устанавливать и вводить только в пределах перечня, предусмотренного НК РФ. При этом представительные органы местного самоуправления в своих нормативно-правовых актах обязаны при установлении местного налога определить налоговые ставки в предусмотренных НК РФ пределах, сроки уплаты и формы отчетности по данному налогу.

    Могут предусматриваться также налоговые льготы и основания для их предоставления налогоплательщикам. Другие обязательные элементы налогообложения устанавливаются по местным налогам НК РФ. Отличительной особенностью местных налогов и сборов является то, что они полностью (за исключением земельного налога) зачисляются в соответствующие местные бюджеты по месту уплаты и являются их закрепленными доходными источниками.

    Часть 2. Практические задания(Решение первого и второго задания оценивается до 10 баллов; решение третьего задания оценивается до 15 баллов).

    1.Налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки была переквалифицирована сделка и доначислена сумма налога. Каким образом должна быть взыскана недоимка?

    Ответ: Пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ наделил налоговые органы правом изменять юридическую квалификацию сделок для целей налогообложения.

    «Переквалификация» в данном случае – это признание того, что тот или иной договор или их совокупность, неправильно отражают действительную экономическую сущность отношений по сделке. Из этого очевидно следует, что и налоговые последствия такой сделки должны быть совершенно иными, нежели те, что были определены налогоплательщиками изначально самостоятельно. В предложенном примере взыскание налога производится в судебном порядке по ст. 45 п. 2 пп.3 (с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;)

    2. У организации, уставный капитал которой полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов в марте 2011 года среднесписочная численность инвалидов составляла 55%. Организация была освобождена от НДС. В апреле 2011 года в связи с увольнением нескольких инвалидов среднесписочная численность инвалидов составила 45%. Теряет ли организация право на льготу?

    Ответ: Ответ. Конечно, теряет в апреле. Она должна начислить и уплатить в бюджет НДС за апрель. Статья 149, пункт 3, пп.2.

    3.Покупатель купил бутылку водки (40градусов, емкость бутылки 0,5 литра) в магазине за 500 рублей и пожелал узнать сумму акциза и сумму НДС в стоимости покупки. Помогите ему рассчитать сумму акциза и НДС в стоимости покупки.

    Ответ:Так как косвенные налоги начисляются в следующей последовательности: Стоимость+таможенные пошлины+акциз+НДС+налог с продаж, рассчитаем сначала НДС, затем акцизы.

    По ст. 164 п. 3 налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость равна 18 процентам.

    НДС=500*18/118= 76,27 руб.

    Акцизы: по ст.193 с 1 января по 30 июня 2012 года налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов составляет 254 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, тогда сумма акциза=254*0,5*40%=50,8 (руб.)

    вопрос №1 Понятие дискреционного дохода

    1. Это разница между совок. и первоочередными потребностями, он определяет истинную платежеспособность лица).

    - часть чистого дохода потребителя, остающаяся после необходимых расходов, уплаты налогов, затрат на удовлетворение первейших жизненных потребностей. Подобный остаточный доход расходуется по собственному усмотрению потребителя, является в этом смысле свободным.

    вопрос №2. Сущность и назначение налогов с позиции теории коллективных потребностей

    Идея принуждения со стороны государства, идея определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика нашла свое развитие в теории коллективных (общественных) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX - начала XX в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования соответствующего увеличения налогового бремени. В параграфе о финансовом хозяйстве государства мы достаточно обстоятельно рассматривали вопрос о его нуждах, потребностях, которые получили название “коллективных”, а в дальнейшем - “общественных”. Для удовлетворения такого рода неделимых потребностей и должны быть использованы налоги. Все известные финансовые школы: немецкая, итальянская, австрийская, американская едины в том, что рассматривают налог как эквивалент за оказываемые государством коллективные услуги, откуда и вытекает, что принудительный характер налога — это наиболее характерный признак, отличающий налог от пошлин, от доходов с доменов и от регалий.

    вопрос№3. Налоговые инструменты регулирования экономических и социальных процессов (Романовский 50-51)

    Одной из наиболее значимых задач налогового регулирования экономики является гармоничное сочетание того инструментария, который применяется в связи с установлением налоговых обязанностей. Традиционно в наиболее общем виде это относится к сочетанию в законодательстве и, соответственно, в экономической политике фискальной и регулирующей функций налогообложения.

    установление налоговых льгот является одним из основных инструментов выравнивания положения различных участников экономических отношений либо служит своего рода стимулом для развития приоритетных отраслей. При этом вопрос о целесообразности и эффективности льгот является, скорее, проблемой результативности действий органов власти.

    Раздел №2 Задачи.

    1.Налогоплательщик-организация и налогоплательщик- физическое лицо подали в налоговую инспекцию декларацию по транспортному налогу на иностранном языке. Сотрудник налоговой инспекции не принял декларацию у обоих налогоплательщиков.

    Прав ли сотрудник налоговой инспекции?

    Если налоговая декларация подается на иностранном языке, то к ней прикладывается перевод, заверенный нотариусом. Если перевод не прикладывался, то сотрудник налоговой инспекции прав.

    2. Школьник в возрасте 15 лет получил от правления садоводческого товарища оплату труда по уборке мусора на территории дачного товарищества в период летних школьных каникул. С полученного дохода не был удержан НДФЛ. Кто в данной ситуации должен нести ответственность за неуплату НДФЛ?

    По НК РФ садоводческое товарищество должно было исчислить и удержать налог у школьника, следовательно ответственность за неуплату НДФЛ должно нести садоводческое товарищество. (Ст 226 п.1)

    3. В налоговом период организация «Эх, хорошо!» произвела 2 тыс. бутылок водки крепостью 40 % (объем бутылки 0,5 литра). Реализация водки составила 1800 бутылок, в т.ч. 500 бутылок направлено на экспорт (банковская гарантия на дату отгрузки имеется). В отчетном периоде организация приобрела 800 литров спирта этилового 96%. Закупленный спирт полностью был использован для производства водки. Счет-фактура по приобретенному спирту имеется, сумма акциза выделена отдельной строкой. Рассчитайте сумму акциза к уплате в бюджет организацией «Эх, хорошо!»

    Объект налогообложения – произведенные и реализованные бутылки.

    Экспорт не считаем – ст. 184 - банковская гарантия имеется. Значит 1800 – 500 = 1300 подакцизных бутылок. Акцизы по реализованным алкогольным продуктам:

    1300 * 0,5 = 650 литров (40%).

    650* 40%* 254 рубля = 66040

    При этом, к налоговому вычету идет в соотвт. со ст. 200 п.2 акциз за приобретенный спирт этиловый:

    Итого сумма акциза к уплате: 66040 – 29600 = 36440

    date image
    2015-10-13 views image
    2019

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon


    Под методом налогообложения следует понимать установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения или налоговой базы. Разработаны следующие методы налогообложения:

    1) Равное налогообложение, означающее взимание налога в равной сумме с каждого плательщика. Данный метод не учитывает имущественное положение и платежеспособность плательщика, поэтому применяется редко (например, при взимании госпошлины за оформление документов).

    2) Пропорциональное налогообложение, предусматривающее взимание налога по единой ставке, установленной в процентах, не меняющейся при изменении налоговой базы. При этом с ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога. Данный метод активно применяется в налоговой системе Беларуси (например, налог на прибыль, налог на недвижимость, налог на добавленную стоимость). Пропорциональное налогообложение основывается на идее справедливости обложения соразмерно с доходами каждого. Однако при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое бремя налога, чем более состоятельный. Поэтому возникает необходимость введения прогрессивного налогообложения.

    3) Прогрессивное налогообложение – метод, при котором с ростом налоговой базы растет ставка налога по заранее установленной шкале. Может применяться два вида прогрессии – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога возрастает по мере роста налоговой базы для всей ее суммы (дохода или стоимости имущества). При сложной прогрессии доходы делятся на ступени, каждая из которой облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему возросшему доходу, а только к его части, превышающей предыдущую ступень. В настоящее время для налогообложения доходов физических лиц во многих странах мира применяют систему сложной прогрессии.

    4) Регрессивное налогообложение предусматривает снижение ставки налога при увеличении налоговой базы. Этот метод налогообложения применяется при установлении ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции, примером также может служить единый социальный налог в России (чем больше сумма фонда оплаты труда, тем ниже ставка социального налога).


    Впервые принципы налогообложения были сформулированы еще в XVIII в. Адамом Смитом в знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): принцип справедливости, определенности налогообложения, удобства налогообложения, экономии. Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Принцип справедливости изложен следующим образом: «подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства»

    Известно, интересы государства и налогоплательщиков полярно противоположны: государство заинтересовано в увеличении своих налоговых поступлений, а налогоплательщики в уменьшении уплачиваемых ими налогов. До определенного момента при ускоряющейся прогрессии доходы государства возрастают быстрее, чем доходы налогоплательщиков. И наоборот, при замедляющейся прогрессии наблюдается тенденция сокращения суммы налогов, поступающих в бюджет. Следовательно, для государства выгодно, чтобы прогрессия была ускоряющаяся, а для налогоплательщика – замедляющаяся. Тогда у него появится стимул к увеличению своих доходов и имущества. Следовательно, нельзя решить проблему увеличения налоговых поступлений за счет усиления налогового пресса. Напротив, ослабление налогового бремени (замедление прогрессии) может привести к росту поступления налоговых доходов государства за счет роста доходов налогоплательщиков.




    Американский экономист А. Лаффер установил и показал с помощью графика зависимость доходов бюджета от налоговых ставок на прибыль и зарплату. Кривая Лаффера демонстрирует, что существует оптимальный уровень налоговой ставки, при котором налоговые поступления в бюджет максимизируются. В случаях, когда этот уровень выше оптимального, эффективность налогообложения падает.

    Рис. иллюстрирует кривую Лаффера, где t - средний уровень налоговых ставок, Д - среднегодовой (долгосрочный) показатель объема налоговых поступлений. Точка А показывает налоговый оптимум, при котором налоговые поступления государству достигают максимума (Д2).

    Предположим, что налоговые ставки снижены с уровня t1 до t2. Хотя ближайшим результатом более либеральной налоговой политики станет временное падение объема налоговых поступлений, но в долгосрочном периоде улучшатся условия инвестирования, вырастет производство, занятость, а вслед за этим - масса доходов, подлежащих налогообложению. Начнут расти и доходы государства (Д2 > Д1).

    Определить точно величину такой ставки для каждого налога чрезвычайно сложно, но есть признаки, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

    -при очередном повышении налоговой ставки или увеличения числа налогов поступления в бюджет растут непропорционально медленно или вообще сокращаются;

    -снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, снижается уровень и качество жизни домохозяйств;

    -растет теневая экономика, одной из характерных черт которой является уклонение от уплаты налогов.

    Методы налогообложения

    Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

    Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).

    Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.

    Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

    1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на отдельные разряды (ступени). Для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.

    2. Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

    3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке.

    4. Скрытые системы прогрессии. В некоторых случаях фактическая прогрессия достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).

    Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).

    Реализация принципа справедливости

    А.Смитом сформулированы 4 принципа Н.О. Одним из основных принципов является принцип справедливости, т.е. равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально-обязанных лиц.

    Проблема справедливости увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот, однако н7а практике абсолютное равенство не возможно, в первую очередь, в силу различий в доходах и имущественном положении налогоплательщиков.

    Справедливость вне всяких сомнений относится к числу наиболее важных принципов налогообложения. Существует и такая точка зрения, в соответствии с которой принцип справедливости налогообложения вообще признается главным в ряду налоговых принципов, сформулированных А. Смитом. Конечно, вполне можно согласиться с мнением, что справедливая система налогообложения — идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигло ни одно государство мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди у нее еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизменно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. Вполне согласуется с ним и другое суждение, в соответствии с которым "Справедливость давно уже признана основным принципом законодательства, но вряд ли сейчас можно найти страну, где могут, не кривя душой, признать, что у них этот принцип нигде не остается затушеванным. В полной мере это относится и к налоговому праву. Не только в России, но даже в странах благополучной Европы граждане очень редко бывают довольны своей налоговой системой, причем в качестве основного ее недостатка чаще всего указывается именно ее несправедливость". С учетом этого необходимость в уяснении принципа справедливого налогообложения становится очевидной.

    Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот — не справедливо для того, у кого отнимают.

    Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «. соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

    При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

    Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

    Универсальный характер принципа справедливости подтверждается и тем, что из текста п. 1 ст. 3 НК РФ была исключена ссылка на принцип справедливости при установлении налогов. Такое исключение можно объяснить лишь тем, что учет фактической способности налогоплательщика уже означает соблюдение принципа справедливости. Тем не менее, было бы полезным предварить НК РФ преамбулой, в которой провозгласить создание справедливой налоговой системы как основную цель НК РФ.

    Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца

    Кривая Лоренца — это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. В таком представлении она есть изображение функции распределения, в котором аккумулируются доли численности и доходов населения. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца является выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположенного в I координатной четверти.

    Кривая Лоренца — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

    В прямоугольной системе координат, выпуклая вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположена в первой четверти. Этот график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, а также степень неравенства в распределении богатства. Отражает долю дохода, приходящуюся на различные группы населения, сформированные на основании размера дохода, который они получают. Диагональ свидетельствует о стабильной ситуации (если бы все было хорошо). На самом деле, чем больше прогиб, тем больше дифференциация в доходах населения.

    Соблюдение принципа зависит от политики государства. Необходимо – регулирование процессов, связанных с национальным богатством.

    Неравенство доходов в конце XIX - начале XX века стало объектом изучения многих экономистов США и Западной Европы. Центральной проблемой изучения является оценка справедливости и эффективности сложившегося в рыночной экономике распределения доходов и богатства. В 1905 году американский статистик Макс Лоренц разработал метод оценки распределения доходов, получивший название кривой Лоренца.



    Основным в системе налогообложения является критерий платежеспособности. В соответствии с ним налогообложение бывает прогрессивным (налоги растут по мере роста доходов), пропорциональным (налоговая ставка одинакова для любых размеров дохода), регрессивным (налоги уменьшаются по мере роста дохода). Следует отметить, что при прогрессивной системе налогообложения неравенство в доходах граждан сглаживается, а при регрессивной системе налогообложения после выплаты налогов неравенство возрастает. Для определения меры неравенства в обществе используется кривая Лоренца.

    Как видно из приведенного графика, кривую Лоренца можно построить, откладывая по одной оси кумулятивную долю получаемого дохода, а по другой – кумулятивную долю его получателей во всем населении, начиная с получателя наименьшего дохода. Кривая Лоренца превращается в показанную на графике прямую, проходящую под углом 45º, когда на всех получателей дохода приходятся равные его доли, т. е. 10 % населения получают 10 % дохода, 20 % населения – 20 % дохода и т. д. Степень отклонения кривой Лоренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравномерности распределения дохода в обществе. Прогрессивные налоги делают распределение посленалоговых доходов более равным, чем распределение предналоговых доходов, поэтому кривая Лоренца после уплаты налогов смещается в сторону линии абсолютного равенства.

    ТЕМА 8. НАЛОГИ И ИХ ФУНКЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

    Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера.

    Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

    1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

    Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 8.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 8.1, а).

    Рис. 8.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:


    а) снижение налогов; б) рост налогов

    Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 8.1, б).

    2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

    Рис. 8.2. Кривая Лаффера


    Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 8.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 8.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


    Рис. 8.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

    Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

    Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.

    Кривая Лоренца (lorenz curve) — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

    Неравенство доходов в конце XIX - начале XX века стало объектом изучения многих экономистов США и Западной Европы. Центральной проблемой изучения является оценка справедливости и эффективности сложившегося в рыночной экономике распределения доходов и богатства. В 1905 году американский статистик Макс Лоренц разработал метод оценки распределения доходов, получивший название кривой Лоренца.


    Рис. 8.4. Кривая Лоренца

    На оси абсцисс откладывается доля населения, а на оси ординат — доля доходов в обществе в процентном отношении. Как видно из графика, в обществе всегда имеет место быть неравенство в распределении доходов, что отражает кривая OABCDE — кривая Лоренца. Например, первые 20% населения могут получать 5% доходов, 40% населения — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80% населения — 60% доходов, ну и естественно 100% населения — 100% доходов.

    Если бы в обществе было бы равное распредение дохода, то кривая Лоренца приняла бы вид прямой (биссектриса на графике), называемая линией абсолютного равенства, и, наконец, если бы в обществе весь доход получали только 1% населения, то на графике это выразилось бы вертикальной прямой линией, называемой линией абсолютного неравенства.




    На основании кривой Лоренца можно вывести коэффициент Джинни.

    Коэффициент Джини (Gini coefficient) – это количественный показатель, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, разработанный итальянским экономистом, статистиком и демографом Коррадо Джини (1884-1965 г.г.).

    Линия OABCDE показывает фактическое распределение совокупного дохода. Заштрихованная площадь показывает степень неравенства в распределении доходов. Обозначим ее через Т. Разделив Т на площадь треугольника OEF, получим коэффициент Джини, показатель степени неравенства доходов:

    Чем выше неравенство в распределении доходов, тем больше коэффициент приближается к единице (абсолютное неравенство). И чем выше равенство в распределении доходов, тем меньше данный коэффициент. При абсолютном равенстве он достигает нуля. Системы прогрессивного налогообложения и трансфертных платежей приближают "кривую Лоренца" к биссектрисе. Опыт развитых стран свидетельствует, что неравенство в распределении доходов со временем сокращается.

    Читайте также: