Посошное и подворное налогообложение в период становления русского централизованного государства

Опубликовано: 13.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Налоги — результат развития человеческого общества и пред­ставляют собой способ формирования государственных доходов. Кроме обеспечения доходной части государственного бюджета фис­кальная политика оказывает регулирующее воздействие па эконо­мику. Фискальная политика воздействует на уровень деловой ак­тивности, следовательно, на уровень объема производства, на уро­вень цен посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она используется так же против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так с инфляцией.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление русского централизованного государства
1.1 Экономическое становление
1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве.Феодальная собственность на землю
1.3 Положение крестьян
1.4 Финансовая система на Руси
Глава 2. Налогообложение на Руси
2.1 Исторические тенденции
2.2 Вехи истории налогообложения на Руси
Глава 3. Модернизация поземельных налогов
3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов
3.2 Посошное обложение
3.3 Подворное обложение
Заключение

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

В 1480 г. Иван III прекратил уплату" выхода "и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

При Иване Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.

Глава 2. Налогообложение на Руси

2.1 Исторические тенденции

История налогообложения в России — сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первая тенденция — периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция — постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату — росту косвенного обложения.

Третья тенденция — постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…»[3].

2.2 Вехи истории налогообложения на Руси

26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV—XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России — «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название — «стрелецкие деньги».

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья сами ездили за нею.

Кроме дани налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» взималась за перевоз через реку, «гостиная» пошлина платилась. Нa право иметь склады, «торговая» пошлина давала право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те времена довольно сложным делом.

Судебная пошлина — «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления.

В период татаро-монгольского ига основным налогом стал «выход», взимавшийся уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В 1480 г. Иван III отменяет уплату «выхода» и приступает к формированию фискальной системы Руси. В качестве главного прямого налога вводятся данные деньги с крестьян и посадских людей. А затем появляются налоги:

• пищальные — для производства пушек;

• сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства.

Иван Грозный ввел дополнительные налоги в виде стрелецкой подати (для создания регулярной армии) и полоняничные деньги (для выкупа людей, захваченных и угнанных в плен).

Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе занятых дворами в городах. «Соха» измерялась в четвертях. или четях (около 0,5 десятины), се размер в различных местах был неодинаков. Но словам В. О. Ключевского, нормальными размерами промышленной, посадской или слободской «сохи» были «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями. В соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей.

Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земли, а также социального положения владельца. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему Пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

В начале царствования Алексея Михайловича была предпринята попытка увеличить налоговые сборы с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Но как оказалось, в наибольшей степени пострадало беднейшее население, так как оно питалось главным образом рыбой. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась, и возник дефицит основного продукта питания. После соляных бунтов этот налог был отменен и началась работа но упорядочению финансов и фискальной системы.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность введения новых налогов приводили к неудачной налоговой политике. Как пишет С. М. Соловьев, в фискальном отношении состояние городов Московского государства напоминает состояние городов Римской империи в период ее падения: чрезмерное налоговое бремя и уклонение от налогов. Первым средством уклонения от налогов был уход в северо-восточную часть Европы и северную Азию. Другим средством, для грамотных .людей — поступление в подьячие. Посадский, перешедший в подьячие, из человека, обязанного кормить других на свой счет, становился человеком, имеющим право кормиться на чужой счет. Третий способ уклонения от податей — закладничество — стремление .людей, имеющих собственное хозяйство, освободиться от тяжелых налоговых повинностей житъ за чужим хребтом, быть в захребетниках, в соседях и подсоседниках. Закладничество осуществлялось способом огораживания единым плетнем дворов родственников, включая также бедных чужих людей.[4]

Глава 3. Модернизация поземельных налогов

3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов

Поземельные налоги — группа реальных налогов, по которым объектом налогообложения являются участки земли или доходы от владения или использования земли. Поземельные налоги были известны в Древнем Египте, Персии, Греции, Риме. Наибольшее значение для формирования доходов государства поземельные налоги имели в средние века. Первоначально выступали в виде натуральных сборов и взимались в зависимости от размера участка или его урожайности. Позднее при обложении поземельными налогами стала учитываться доходность земли, определяемая на основе кадастровой стоимости земельного участка, устанавливаемой при составлении государственного земельного кадастра. Система поземельных налогов окончательно сформировалась в XVII — первой половине XIX в.

Поземельные налоги наряду с подомовым налогом и промысловым налогом преобладали в сфере прямого обложения. В современных условиях фискальное значение поземельных налогов, как правило, незначительно. В основном они поступают в доходы местных бюджетов. В большинстве стран поземельные налоги вошли в состав подоходных налогов или поимущественных налогов. В ряде стран поземельные налоги сохранились в качестве самостоятельного платежа. В ФРГ поземельными налогами облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Во Франции поземельные налоги представлены налогом на землю под застройкой, взимаемым с недвижимой собственности на базе ее арендной стоимости, и налогом на незастроенные земельные участки, которым облагаются все земельные участки независимо от их использования. В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. В СССР на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» взимался земельный налог, заменивший ранее существовавший обязательный платеж — земельную ренту. В РФ по Закону об основах налоговой системы взимается налог на строения, помещения и сооружения. В соответствии с п. 1 ст. 15 НК предусмотрено взимание местного земельного налога. Налогоплательщиками поземельных налогов выступают собственники, а в ряде случаев арендаторы земельных участков (как резиденты, так и нерезиденты). При наличии соглашений об избежании двойного налогообложения суммы поземельных налогов, уплаченные в стране осуществления деятельности, вычитаются для целей определения налоговых обязательств по подоходным налогам в стране регистрации юридического лица (в стране постоянного пребывания физического лица).[5]

3.2 Посошное обложение

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Рис. 2. Взимание налога «с сохи»

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Рис. 3. Соха – основная мера посошного обложения

Итак можно заключить, что посошное обложение - государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.

Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.

При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений — писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха — определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.

Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676–1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между двора ми, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась «выть», таким образом, выть — это часть мыта.

Начиная с середины XVI столетия до крестьянской реформы 1861 г. в Московском государстве действовали в разное время три самостоятельные системы налогообложения:

посошное обложение (XVI-XVII вв.);

подворное обложение (1679-1724 гг.);

подушная подать (1724-1887 гг.).

Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые, крепостные книги, ревизии.

При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определенное количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Однако система посошного налогообложения не отличалась совершенством, что позволяло уклоняться от ее уплаты. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу, как это делали казаки и некоторые другие категории безземельных крестьян (например, бобыли), не имевших земельного надела. Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль. Кроме того, постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, все более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к замене посошного обложения подворным.

Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи населения в 1676-1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между дворами, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живет "во дворе" и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась "выть", таким образом, выть - это часть мыта.

Подворное налогообложение освобождало правительство от постоянной заботы о сборе мыта, переложило эту работу на общину. Но в этой системе сбора налога появились проблемы, которые были связаны с льготами для различных разрядов крестьян. Кроме того, после введения подворной системы обложения в России стало массовым объединение нескольких дворов в один. Именно поэтому введение подушного способа обложения стало более привлекательным к 1724 году.

Петр I ввел в 1724 г. подушную подать, которой было отменено подворное обложение. Введению подушной подати предшествовала перепись населения - ревизия. Этот налог отменял какие-либо льготы, ранее существовавшие для отдельных разрядов крестьян. Подушное обложение является методом налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Им в России по реформе Петра I облагалось все мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди, купечество). Размер подушной подати всего государства определялся суммой, необходимой для содержания армии и флота. Первый размер налога составлял 80 копеек в год с одной ревизской души.

Налоговая реформа Петра I упростила налоговую систему: налог не стал зависеть ни от количества земли, ни от разряда крестьян, он взимался с любого податного человека мужского пола (ревизской души). Для того чтобы собранные налоги доходи ли до казны, нужно было не только законодательно установить порядок взимания податей, но и организовать систему контроля сбора этих податей. Эту задачу на Руси решали органы самоуправления. Крестьяне имели право выбирать из своей среды излюбленных голов (старост), а также так называемых лучших людей (целовальников или земских судей).

Вначале было "тягло"

В старинной Руси мирские люди по отношению к государству делились на служилых и неслужилых. Первые обязаны были государству службой воинской или гражданской (приказное); вторые - платежом налогов и отправлением повинностей. Обязанности этого рода назывались тяглом. Исполнявшие их "тянули", были тяглые люди (налогоплательщики).

Тягло - система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве начиная с XIV и до начала XVIII в. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). В XVII в. наиболее тяжелыми налогами являлись так называемые "стрелецкий хлеб" или "стрелецкие деньги", ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин "тягло" после введения подушной подати был заменен словом "подать", но употреблялся как условная единица обложения в XVIII-XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин "тягло" исчезает.

ных металлов. Предложенные им Купеческие союзы представляли

собой попытку организации кредита и явились прообразом банков в

России. Экономическая программа Ордина-Нащокина отражала на-

ступление нового периода русской истории, предусматривала укреп-

ление торгового капитала и создание условий для развития отечест-

1.4. Посошное и подворное налогообложение

В1.4.X П VXVI о сошное ивв. п од(п в оер р ни о еодналостан го обловлен ож ениеия русского централизованного го-

сударства) распространение получает подать, поступавшая в казну ве-

ликого московского князя (впоследствии царя), взимавшаяся в ка-

честве посошного обложения, являвшегося формой обложения прямы-

ми налогами. Данный вид налогообложения получил свое название от

«сохи». Соха единица обложения в Московском государстве с

XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой подат-

ной единицей «живущей четвертью». В XVIII в. упоминание о сохе

встречается в межевой инструкции 1766 г., где предписано: «на число

сох не намеривать, затем, что все то пашенным землям в сошное пись-

мо счисление и положение было не для намеривания на оное число

четвертей или десятин, но для одних бывших в прежние времена с

того государственных податей». В городском обложении соха была

финансовой единицей, выражавшей величину капитала, с которого

московское правительство брало часть процентов в виде подати.

В различные периоды на отдельных территориях значение сохи не-

однократно менялось. Под сохой могли пониматься либо количество

труда (фиксированное количество крестьян-работников применя-

лась с XIII до конца XV в. без особых изменений), либо определенный

размер обрабатываемой земли, либо самостоятельные хозяйственные

единицы (кузницы, кожевенные чаны, невода, лавки и др.). Размер

сохи зависел от качества земель и от социального положения платель-

щика. Для обложения составлялись «Книги сошного письма».

П.Н. Милюков в «Спорных вопросах финансовой политики Мос-

ковского государства» показал, что в первой половине XVI в. размеры

сохи не определялись ни количеством дворов, ни числом людей, ни

количеством четвертей посева. Он делает предположение, что в этот

период «одноколец» (владелец одной телеги) является в первой поло-

вине XVI в. «той неотъемлемой единицей рабочей силы, на которой

строится соха», а соху он приравнивал 32 однокольцам .

См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания

Ф.А. Брокгауз И.А. Ефрон 18901907. Полутом 61. С. 10.

Глава 1. Налоги в русском государстве

С середины XVI в. до 80-х гг. соха определялась площадью земли,

выражаемой в фиксированном количестве четвертей посева. В более

ранних «сошных выписях» сообщаются сведения о количестве дворов,

их рабочем мужском населении и о количестве сошного письма, в

более поздних указывается количество и качество пашни, которая

переводится на сошное письмо по определенной норме.

Для определения размеров сохи с разного качества земли сущест-

вовал принцип «плохое качество земли вознаграждается или при-

бавкой ее количества, или приравнения ее количества к меньшему ко-

личеству четвертей лучшей земли». Первый способ назывался «пода-

чей», второй «одобриванием». Одобривание, состоявшее в том, что

1 четверть (четверть половина десятины) доброй земли приравни-

валась к 1 1 ⁄4средней и 1 1 ⁄2худой. Одобривание давно практикова-

лось в частном обиходе, но первый известный случай его примения в

податной сфере относится лишь к 1552 г. Во второй половине XVI в.

произошла фиксация размеров дворцовой и поместной сохи в

800 сажен (четвертей) доброй земли. Таким образом, 800 сажен доб-

рой земли равнялись 1000 саженям средней земли или 1200 саженям

Владельцами земли были лица, пользовавшиеся различным поло-

жением в государстве. Для сохранения их привилегий при взимании

податей для разных лиц существовали разные размеры сохи в соху

клали разное количество четвертей. Размеры их находились в отноше-

нии 1 для черных казенных земель, 1,2 монастырских и 1,6 для

поместных, вотчинных и дворцовых земель. Доброй поместной и вот-

чинной земли в сохе считалось 800 четвертей, монастырской 600

четвертей, черной казенной 500, при этом качество земли определя-

лось ее доходностью, а не свойством самой почвы. Принцип одобрива-

ния также оказался в зависимости от привилегий, и вместо отношения

1 (доброй земли) : 1 1 ⁄4(средней) : 1 1 ⁄2(худой) на наиболее привиле-

гированных землях на монастырских землях было принято отноше-

ние 1 : 1,17 : 1,33 и на черных 1 : 1,2 : 1,4. Таким образом, соха во

второй половине XVI в. становится определенной земельной площа-

дью. Величина этой площади фиксированна для сохи разных катего-

рий и разных качеств земли, и размеры сохи и одобривание зависят от

привилегированности владельцев . В таком виде соха просуществова-

ла почти до середины XVII в., когда была принята за единицу «живу-

щая четверть» (была введена не повсеместно).

См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания

Ф.А. Брокгауз И.А. Ефрон 18901907. Полутом 61. С. 1011.

date image
2015-03-20 views image
3371

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Начавшийся во второй половине 16 в. процесс объединения удельных княжеств вокруг Москвы в конце 15 в. завершился созданием централизованного Московского государства и освобождением страны в 1480 г. от татаро- монгольского ига. Это создало предпосылки для ускорения темпов хозяйственного развития. В сельском хозяйстве был достигнут домонгольский уровень производства. Быстро росли новые города. Развивались ремесла. Все это способствовало расширению торговли не только внутри страны, но и с зарубежными странами.

Необходимость обустройства земель Московского государства, защиты их от постоянной угрозы нападения с юга и запада требовали увеличения средств, направляемых в виде налогов в государственную казну.

С освобождением Руси от татаро- монгольского ига прекратилась уплата ордынского выхода и начала складываться налоговая система Московского государства. Взимаются старые пошлины- мыт, танга, весче, восмничее. Вводится пятно- пошлина с купли- продажи лошадей. В конце 15 в. прямым налогом стала подать. Условной единицей податного обложения стала соха, которая измерялась в четях (около 0,5 десятины).

Размер сохи зависел от качества земли и социального положения плательщика. Сельская соха была определена для служилых людей в 800 четей «доброй» земли, 1000 четей «средней» земли и 1200 четей «худоти». Для церквей и монастырей- 600, 700, 800 четей, для земель, обрабатываемых крестьянами,- 500, 600, 700 четей.

В единицу сохи для городской земли включалось 40 дворов «лучших торговых людей» и 320 «слободских людей». Размер подати достигал- 20 руб. в год.

В 1679 г. вместо посошного обложения вводится подворный налог. Сумма налога определялась властями, а крестьянская община и посад раскладывали сумму налога между отдельными дворами.

С середины 16 в. в Московском государстве взимался налог полоняничые деньги. Он имел целевое назначение- для выкупа пленных и помощи им в обустройстве хозяйства после возвращения из плена. В 1679 г. этот налог был заменен на стрелецкие деньги-налог, предназначенный для содержания стрелецких полков.

В 17 в. нередко взимались чрезвычайные налоги, которые назывались деньга пятая, деньга десятая, деньга пятнадцатая. Эти налоги взимались на военные нужды в размере 20%, 10% и 7% с доходов торговых людей.

Вошедшие в состав России народы Поволжья (с 15 в.), а затем и Сибири (с 17 в.) платили подать в казну- ясак.До 17 в. этот налог уплачивался мехами, а затем деньгами. Налог взимался с мужского населения 18- 50 лет (позже 16- 60). Этот налог взимался до 1917г.

Косвенные налоги собирались с ряда товаров, главным образом вина, соли. Нередко в поисках дополнительных доходов власти существенно повышали косвенные налоги. Так, в 1646 г. налог на соль вырос с 5 до 20 коп. за пуд. Для населения стало невозможным заготавливать на зиму в достаточном количестве важнейший продукт питания- рыбу, что привело к Соляному бунту, следствием которого стало снижение этого налога.

За сотни лет существования винной монополии в России накопился большой опыт. В рамках монополии изготовление и продажа винно- водочных изделий находились в ведении государства, а доходы от этой деятельности поступали в казну. Уже в 10 в. была введена медовая дань. При Иване 3 (15 в.) государство взяло на себя право варить мед, пиво. Важным источником бюджетных доходов со второй половины 16 в. стали винные откупа, т. е. доходы от продажи алкогольных напитков. С откупщиком заключался на торгах контракт на продажу в питейном заведении (кабаке) алкогольных напитков. При этом определялись цена напитков и время их продажи. Доход от продажи поступал в казну. Откупщик же получал доход от продажи алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда) и продажи еды.

В 15 в. в России действовали следующие монополии: соляная (производство соли), винная (производство алкогольных напитков), монетная (изготовление денег), почтовая (связь), звериная (право на добычу пушнины), поташная (производство растительной щелочи). Эти монополии были крупнейшим источником доходов государственной казны. В 1680 г. общая сумма доходов, поступивших в казну, составила 243 123 руб., в их числе косвенные налоги достигали 55%.




Специальным органом по управлению государственными финансами был Казенный приказ, созданный в конце 15 в., во главе его стоял казначей. Однако сбором государственных доходов занимались и другие учреждения: Приказ большого дворца облагал налогом царские земли; Печатный приказ взимал пошлины за скрепление актов государственной печатью; приказы, ведавшие территориями (Казанский, Сибирский и другие), собирали налоги на соответствующих территориях. Естественно, это отрицательно отражалось на качестве управления государственными финансами.

Рассмотрение законодательных источников интересующего нас периода становления и развития российского государства (Русская Правда, первая Новгородская летопись и Лаврентьевская летопись, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г.

Еще задолго до наступления московского периода в истории российского государства население несло различные натуральные и денежные повинности в пользу князя как верховного правителя соответствующей территории, нужды которого требовалось удовлетворять за счет части доходов подвластных ему лиц. Анализ Русской Правды свидетельствует о том, что принятие данного правового акта было обусловлено необходимостью закрепить не только установленную систему наказаний за конкретные противоправные деяния, но и практику взимания доходов в казну князя. Фискальный характер ряда положений Русской Правды не вызывает сомнений. Например, в ст.9 содержались нормы, устанавливающие публичную обязанность населения уплачивать деньги и передавать натуральные продукты в пользу слуг князя, занимавшихся сбором виры: "Вирнику взяти 7 ведер солоду на неделю, же овен любо полоть, любо 2 ногате; а в середу куна же сыр, а в пятницю тако же; а кур по двою ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороху 7 уборков, а соли 8 голважень; то вирнику со отрокомь; а кони 4, конем на рот сути овес; вирнику 8 гривен, а 10 кун перекладная, а метелнику 12 векшии, а съсадная гривна".

Фискальный характер взимаемых на основании Русской Правды платежей подтверждает ее ст.108, в силу которой в случае участия представителя князя в дележе наследства князю полагалась определенная его часть: "Аже братья ростяжються перед князем о задницю, которыи детьскии идеть их делит, то тому взяти гривна кун". Более того, вся система штрафных санкций, разработанная древнерусскими законодателями, была направлена не только на покарание нарушителя ради достижения общей и частной превенции, но и на пополнение княжеской казны - об этом свидетельствуют, в первую очередь, размеры установленных штрафов. Именно стремлением обеспечить князя дополнительным публичным доходом, по нашему мнению, обосновывается предусмотренный в Русской Правде институт виры. Вира - особый безусловный платеж индивидуума в пользу публичной власти, используемый на княжеские потребности и выплачиваемый индивидуумом вследствие совершенного им правонарушения (помимо множества натуральных повинностей), - стала прообразом налога.

Установленные Русской Правдой публичные платежи можно условно назвать квазиналогом, так как названный законодательный источник тесно связывал их уплату с праведным возмездием в отношении правонарушителя: поступление дохода в пользу князя зависело от тяжбы между определенными лицами. Поэтому вряд ли следует рассматривать виры и другие штрафы как чистые налоги.

Процесс взимания различных податей в доход князя как представителя публичной власти на соответствующей территории в домосковский период развития российского государства имел в общем случае нерегулярный, потребностный характер, т.е.

По мнению Ю.А. Гагемейстера, до становления Московского государства для российской практики было характерно наличие множества обязательных податей в пользу князя. Характер таких платежей был случайным, слаженной системы их периодичного взимания еще не существовало.

В домосковский период активно использовались натуральные повинности в пользу князя: подводные, конные, поделочные и ополченные; ямская (почтовая), мостовая; содержание князя и его дружины, распущенной по домам; городовое дело; ловля зверей в пользу князя и т.д. Но, несмотря на их разнообразие, князя в первую очередь стали интересовать наиболее ликвидные подати, т.е. собираемые в виде денег. В частности, ему поступали дани: от дыма (жилого дома); от двора (целого хозяйства); с орала (плуга); с человека; от городов (погородие).

Иногда обязанность уплаты публичных платежей, обладающих признаками налога, отбывалась личными повинностями. Так, радимичи платили дань Руси "повозом".

Другими формами публичных платежей, отвечающих признакам налога, в домосковский период российского государства являлись: уроки (определенный взнос или определенная часть имущества); оброк (определенная плата за пользование княжескими землями и промыслами); окупь (единовременный взнос, контрибуция); продажа (конфискация имущества преступников); уклад (подать, платимая греками по договору с Олегом); полюдье (дань с людей); наряд (личные натуральные повинности); дары (приношения при вступлении князя на престол); десятина (дань, установленная Владимиром в пользу духовенства).

Учитывая отмеченные особенности существовавших до становления Московского государства различных податей в различных их проявлениях, вряд ли можно утверждать, что в то время уже сложилось представление о таких податях как о налоге, т.е.

Интересен засвидетельствованный Ю.А. Гагемейстером факт: несмотря на то что в ранний период российского государства сохранялась тесная связь между князем и рядовыми жителями, которые рассматривали князя в качестве своего защитника и благодетеля, подати на нужды княжеского двора не всегда платились добровольно. В связи с этим в Древнерусском государстве появилась специальная категория чиновников, следивших за внесением подати князю, - сборщики дани, сопровождаемые войском князя.

Заметный шаг в развитии системы податей (по содержанию уже приближавшихся к налогам в их современном понимании) был сделан в период Золотой Орды. Первоначально татары предполагали взимать десятую часть всего, что имелось в российском государстве, но впоследствии склонились в сторону исключительно денежных повинностей.

Главным объектом налогообложения выступал человек ("голова"), что послужило основанием появления ордынского выхода - поголовной (подушной) системы налогообложения взамен поимущественной (за исключением духовенства и бояр, откупившихся значительными подарками). Для целей взимания налогов все население раннего российского государства было переписано. Понятие "ордынский выход" встречается в первой Новгородской летописи. Вначале он имел форму десятины, впоследствии поголовной и, в конечном итоге, посошной подати.

Другой распространенной формой ордынской подати в виде дани стал запрос, т.е. определенная денежная сумма, которая устанавливалась татарскими чиновниками и взималась во внеочередном порядке с подвластного Орде населения.

Еще одной обязанностью, возложенной Золотой Ордой на русское население, являлся ям - необходимость поставлять подводы ордынским чиновникам и содержать посла Орды вместе с многочисленной свитой во время его нахождения на российской территории.

Подати, направляемые в Орду, собирали специальные офицеры полиции - баскаки, а значит, население выполняло эти повинности далеко не добровольно. В случае невыплаты или несвоевременной выплаты податей баскаки обладали правом осуществить сбор принудительно, с применением физической силы.

Таким образом, то, что в указанный период система податей активно развивалась, не в последнюю очередь связано с практикой обложения российского государства различными откупными платежами в пользу татарской Золотой Орды. На момент становления Московского государства (XIV в.) существовали подати трех типов: действовавшие до татарского нашествия, обыкновенная дань Орде и чрезвычайные налоги, взимаемые по требованию татар.

Для податей московского периода характерно сочетание их взимания денежными средствами и натурой (например, мехами), хотя уже отмечается тенденция к более частому изъятию публичной властью денежных средств как наиболее удобного для использования в обороте средства платежа, особенно во второй половине XVI в. и первой половине XVII в.. Подати, часто представлявшие собой конкретные чрезвычайные налоги, в то время по-прежнему собирали и в натуральной форме, если у государства не было особой потребности именно в деньгах, а в период польской войны "кроме денег брали натурою на корм ратным людям муку ржаную, сухари, крупы, толокно. ".

Особенностью взимания налогов в Московском государстве стало обложение не земли и угодий, а людей. Правильность данного вывода подтверждает то обстоятельство, что полное отсутствие пашни у человека не освобождало его от несения обязанностей в виде налогов. В связи с этим государство определяло способность именно каждого лица платить налоги, т. е. оценивалась реальная возможность плательщика отдать определенную часть своего имущества в пользу властного субъекта. На селе размер налога зависел от количества рабочих рук, величины участка земли, принадлежащего хозяину, урожайности этого надела, в городах - от площади двора субъекта, места расположения этого двора, количества дворов у лица, торгового оборота и т.д.

Основным принципом распределения налогов среди подвластного московскому государю населения считалась их раскладка на всех подданных, в основном по сохам или дворам.

С XV в. посошная система налогообложения стала всеобщей. По мнению Е. Осокина, "исторические памятники доказывают, что Василий Васильевич в своем духовном завещании 1462 года первый подал мысль ввести соху во всеобщее употребление". Соха, ставшая основанием для исчисления налога при посошной системе, представляла собой условную окладную единицу. Она никогда не имела точно установленной величины и менялась в зависимости от времени и места.

В сошных письмах, выдаваемых каждой общине либо отдельным землевладельцам, устанавливались оклады, исходя из которых платились посошные налоги. Общие сведения о сохах содержались в писцовых книгах, служивших основой взимания прямых посошных налогов в Московском государстве. Соха включала в себя: в поместьях и вотчинах - 800 четвертей хорошей земли, 1000 четвертей средней и 1200 четвертей бедной земли; на черных (податных) землях - от 500 до 700 четвертей; на монастырских землях - от 600 до 900 четвертей. Данный вид сохи за ее размер получил название большой московской сохи.

В городах для определения сохи - в силу отсутствия обрабатываемой земли - исходили из особенностей дворов. Кроме того, некоторые разновидности промыслов также приравнивались к сохе (например, солеваренная сковорода, рыболовная перегородка в реке).

Размеры сохи в разных районах могли различаться весьма существенно. Так, по свидетельству М.Ф. Владимирского-Буданова, новгородская соха была гораздо меньше московской: "а в соху два коня, а третьи припряжь, да тшан кожевнической за соху, лавка за соху, плуг за две сохи, кузне за соху. ладья за соху. ". Такие сохи, которые отличались от большой московской, С.Б. Веселовский назвал "местными сошками".

Существовавшая в Московском государстве система посошного обложения, несмотря на изначально предполагаемую ее эффективность, себя далеко не оправдала. Выбранный объект обложения (соха) не стал всеобщим в связи с тем, что его установление, основанное на записях в писцовых книгах и ориентированное в первую очередь на лиц, обладавших достаточным имуществом или доходом, не учитывало фактическую способность проживающих на податной земле людей платить такой налог. Неблагоприятно складывавшиеся обстоятельства часто заставляли податных субъектов, на которых лежала обязанность уплаты, уходить с сельских земель в города, где разыскать их было крайне сложно.

Посошный налог, на наш взгляд, является примером классического налога, так как лица, подвластные Московскому государству, платили указанные подати безотносительно к действиям государства в свою пользу, переданное не подлежало последующему возврату и шло на содержание государства. Кроме того, для посошных податей характерно наличие всех необходимых элементов налога: субъектов и объектов подати (тяглый люд); периода, по истечении которого возникала обязанность платить вновь, отраженного в писцовых книгах; единицы исчисления (соха); сроков уплаты; ставки подати на каждую соху; порядка исчисления суммы подати с сохи.

В тех местностях Московского государства, где проживающих было немного, такая условная единица, как соха, была неприемлема изначально. Здесь система налогообложения основывалась на количестве проживающих лиц, что привело к образованию новой податной единицы, именуемой "двор", и соответственно подворного налога.

Наряду с отмеченными разновидностями единиц налогообложения в XVII в. появился и чрезвычайный подоходный налог (5-я, 10-я, 15-я деньга), взимаемый для удовлетворения военных нужд Московского государства вследствие отсутствия государственного кредита. Продолжала активно использоваться такая разновидность публично-правовых платежей, напоминающая своими основными чертами прямые налоги, как судебная пошлина. На это указывается, в частности, в ст.4 Судебника 1497 г.: "А досудятся до поля, а у поля не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет". Кроме того, существовала традиционная для восточных народов поголовная подать в виде ясака.

Таким образом, платежи, собранные в виде подати с тяглых черносошных крестьян и посадских (городских) людей с определенных единиц налогообложения - сохи и двора, стали главными прямыми налогами в период Московского государства.

Так называемые налоги на потребление (косвенные налоги), по утверждению И.Т. Тарасова, начали развиваться позже, так как их отсутствие легко возмещалось благодаря изобилию государственных монополий.

Одним из первых косвенных налогов, взимаемых в Московском государстве и в России в целом, стали акцизы на соль (соляная пошлина), призванные заменить такие подати, как стрелецкие деньги (введены при Иване Грозном на содержание войска), проезжие мыти и некоторые другие. Уплата названного акциза производилась в местах добывания соли. Косвенными налогами, изначально существовавшими в Московском государстве, можно признать вес, меру и мыт.

Между тем, в Московском государстве не было жесткого деления налогов на прямые и косвенные. Так, мыт - по определению косвенный налог - в тот период представлял собой сложный налог, который в зависимости от ситуации мог выступать в качестве прямого налога, уплачиваемого торговцем при осуществлении торгов, или являться косвенным налогом, представляя собой таможенную пошлину.

Общая совокупность уплачиваемых государству обязательных платежей в виде прямых и косвенных налогов в период Московского государства именуется тяглом. Тягло взималось с тяглых людей, проживающих на тяглой земле. Фактически все население русского государства рассматриваемого времени следует признать тяглым. Тягло - это личная финансовая служба совершеннолетнего населения низших классов в пользу государства.

Налогоплательщиками тягла стали посадский люд и черные (т.е. подлежащие налогообложению) земли. Основой налогообложения служила круговая порука. В московский период в состав тягла включались: стрелецкие деньги, ямские деньги, деньги на корм воеводам, в подмогу подъячим, сторожам, палачам, тюремным и губным целовальникам, на строение воеводских дворов, губных изб и тюрем, в приказную избу на свечи, бумагу, чернила, дрова, прорубные деньги (за позволение зимою в прорубях воду черпать, платье мыть и скот поить). Тяглые люди помимо всего прочего были обязаны создавать и чинить крепости в городах, строить мосты. Как отмечал С.М. Соловьев, "трудно было тянуть тягло в России".

Читайте также: