Водный налог 2016 год

Опубликовано: 24.04.2024

Статья 333.12. Налоговые ставки

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 1 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

1) при заборе воды из:

поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной

из поверхностных водных объектов

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.
электроэнергии

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Реки бассейна Баренцева моря

Бассейн озера Байкал и река Ангара

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

Прочие реки и озера

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 настоящей статьи, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году - с коэффициентом 1,32, в 2017 году - с коэффициентом 1,52, в 2018 году - с коэффициентом 1,75, в 2019 году - с коэффициентом 2,01, в 2020 году - с коэффициентом 2,31, в 2021 году - с коэффициентом 2,66, в 2022 году - с коэффициентом 3,06, в 2023 году - с коэффициентом 3,52, в 2024 году - с коэффициентом 4,05, в 2025 году - с коэффициентом 4,65.

Начиная с 2026 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, применяются с коэффициентами, определенными в соответствии с настоящим пунктом для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в пункт 2 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

При добыче подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ пункт 3 статьи 333.12 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

3. Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно - в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно - в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно - в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно - в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

4. Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

5. Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ставки водного налога в 2016 году

* За сверхлимитный забор воды ставки увеличивают в пять раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

** Ставки с учетом коэффициента нужно округлить до полного рубля. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ и письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.* За сверхлимитный забор воды ставки увеличивают в пять раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

*** Если нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта, кроме коэффициента на 2016 год (1,32), применяют еще и дополнительный коэффициент 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ).

**** При добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации дополнительно умножьте ставку на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод (п. 5 ст. 333.12 НК РФ).

Забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах лимитов*

Экономи-
ческий район

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной

Налоговая ставка, когда есть специальные приборы учета, чтобы измерить количество воды в руб. с учетом коэффициента на 2016 год (1,32) за 1 тыс. куб. м воды, забранной**

Налоговая ставка в руб., когданет специальных приборов учета***, чтобы измерить количество воды с учетом коэффициентов 1,32 и 1,1 за 1 тыс. куб. м воды, забранной**

из поверхностных водных объектов

из подземных водных объектов****

из поверхностных водных объектов (гр. 3 × 1,32)

из подземных водных объектов**** (гр. 4 × 1,32)

из поверхностных водных объектов (гр. 3 × 1,32 × 1,1)

из подземных водных объектов**** (гр. 4 × 1,32 × 1,1)

Российский бухгалтер, N 5, 2016 год
Ольга Гаврилова,
эксперт журнала

Водный налог: кто, когда и сколько?

Водный налог регламентируется главой 25.2 Налогового кодекса РФ, которая была введена Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 83-ФЗ. В данной статье попробуем разобраться, кто и когда должен уплачивать водный налог, по какой ставке он исчисляется, какую отчетность должны предоставлять плательщики водного налога и т.д.

Кто является плательщиками водного налога?

В соответствии со ст.333.8 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Согласно ст.11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать (ст.12 Закона N 2395-1):

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со ст.27 Закона N 2395-1 в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Стоит отметить, что с 1 июля 2016 года данный пункт будет излагаться следующим образом: условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

10) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

11) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Таким образом, если организация на основании соответствующих разрешительных документов, выданных в установленном порядке, в том числе до 1 января 2015 года, осуществляет водопользование, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация признается плательщиком водного налога.

При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога. Об этом сказано в письме ФНС России от 9 апреля 2015 года N ГД-4-3/5980@.

При этом согласно статьям 7.3 и 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет привлечение к административной ответственности.

Согласно пункту 2 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, не возникает необходимости налогообложения водным налогом в том случае, если водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для:

а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.

Кроме того, водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.

Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.

Таким образом, если организация-водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.

По окончании срока действия лицензии правоотношения по водопользованию водными объектами регулируются Водным кодексом Российской Федерации.

После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной в пункте 2 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами. На это указывает письмо ФНС России от 24 сентября 2012 года N ЕД-4-3/15909@.

Зачастую возникает вопрос, нужно ли уплачивать водный налог, если лицензия на водопользование находится в стадии оформления, то есть еще не получена? В случае осуществления на основании разрешения водопользования (пользования подземными водными объектами) до получения лицензии лицо признается налогоплательщиком водного налога.

Данный вывод сделан на основании следующих норм: в силу п.1 ст.333.8 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.333.9 Налогового кодекса РФ.

В силу ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

На основании ст.11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

П.3 ст.10.1 Закона N 2395-1 установлено, что основанием возникновения права пользования участками недр является в том числе решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Минфин России в письме от 12 октября 2007 года N 03-06-03-02/14 указал в отношении пользования подземными водными объектами: после вступления в силу Водного кодекса РФ нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом налогообложения по водному налогу, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл.25.2 Налогового кодекса РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока.

Что является объектом налогообложения водным налогом?

Объектами налогообложения водным налогом в соответствии с п.1 ст.333.9 Налогового кодекса РФ признаются следующие виды пользования водными объектами:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Письмо Минфина России

от 09.03.2016 № 03-06-06-02/13018

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 18.04.2016

Дата изменения: 18.04.2016

Прикрепленный файл: pdf, 77.78 кБ

от 09.03.2016 № 03-06-06-02/13018

Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Данный вопрос неоднократно рассматривался при формировании Минэкономразвития России плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально- экономического развития Российской Федерации в 2016 году, и не поддерживался Минфином России по следующим основаниям.

Предусмотренная Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» индексация ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами направлена, в первую очередь, на:

Ставки водного налога и ставки платы за пользование водными объектами, действовавшие до 2015 года, были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до указанного периода не пересматривались.

В результате происходило динамичное снижение доли поступлений от данного вида платежей в доходах федерального бюджета Российской Федерации, а также фискальной нагрузки на организации, осуществляющих деятельность, связанную с водопользованием.

При этом расчеты, произведенные при подготовке предложений об индексации ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами показали, что фискальная нагрузка в части указанных платежей на основные категории водопользователей является незначительной.
По экспертным оценкам доля водного налога и платежей за пользование водными объектами в стоимости продукции различных категорий водопользователей составляет в среднем от сотых долей процента до 1,5%.

В части гидроэнергетики, согласно опубликованным официальным финансовым результатам, доля водного налога и платы за пользование водными объектами в себестоимости продаж продукции составляет 1,46%, а в выручке от продаж - 0,87%.
За счет индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами прирост стоимости потребляемой электроэнергии составит 0,67%, а стоимости ее производства - 1,7%.

Таким образом, оценка влияния индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами на ряд показателей экономической деятельности не дает оснований рассматривать указанную индексацию значимым фактором, оказывающим существенное воздействие на состояние, возможности и результаты ведения социально-экономической деятельности, на увеличение фискальной нагрузки в несырьевых отраслях экономики и на величину тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.
При этом, ведение временного моратория на повышение ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами замедлит процесс их приведения в соответствие с текущей экономической ситуацией, что не способствует рациональному использованию водных ресурсов.

Кроме того, введение моратория на индексацию ставок водного налога и
платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, приведет к потерям доходов федерального бюджета в 2016 году в объеме 1557,1 млн. рублей (водный налог - 271,7 млн. рублей; плата за пользование водными объектами - 1285, 4 млн. рублей).
Учитывая изложенное, предложение некоммерческого партнерства «Совет производителей энергии» по установлению моратория на повышения ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами в период 2016-2020 годы не поддерживается.

Письмо Минфина России

от 09.03.2016 № 03-06-06-02/13018

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 18.04.2016

Дата изменения: 18.04.2016

Прикрепленный файл: pdf, 77.78 кБ

от 09.03.2016 № 03-06-06-02/13018

Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Данный вопрос неоднократно рассматривался при формировании Минэкономразвития России плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально- экономического развития Российской Федерации в 2016 году, и не поддерживался Минфином России по следующим основаниям.

Предусмотренная Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» индексация ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами направлена, в первую очередь, на:

Ставки водного налога и ставки платы за пользование водными объектами, действовавшие до 2015 года, были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до указанного периода не пересматривались.

В результате происходило динамичное снижение доли поступлений от данного вида платежей в доходах федерального бюджета Российской Федерации, а также фискальной нагрузки на организации, осуществляющих деятельность, связанную с водопользованием.

При этом расчеты, произведенные при подготовке предложений об индексации ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами показали, что фискальная нагрузка в части указанных платежей на основные категории водопользователей является незначительной.
По экспертным оценкам доля водного налога и платежей за пользование водными объектами в стоимости продукции различных категорий водопользователей составляет в среднем от сотых долей процента до 1,5%.

В части гидроэнергетики, согласно опубликованным официальным финансовым результатам, доля водного налога и платы за пользование водными объектами в себестоимости продаж продукции составляет 1,46%, а в выручке от продаж - 0,87%.
За счет индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами прирост стоимости потребляемой электроэнергии составит 0,67%, а стоимости ее производства - 1,7%.

Таким образом, оценка влияния индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами на ряд показателей экономической деятельности не дает оснований рассматривать указанную индексацию значимым фактором, оказывающим существенное воздействие на состояние, возможности и результаты ведения социально-экономической деятельности, на увеличение фискальной нагрузки в несырьевых отраслях экономики и на величину тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.
При этом, ведение временного моратория на повышение ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами замедлит процесс их приведения в соответствие с текущей экономической ситуацией, что не способствует рациональному использованию водных ресурсов.

Кроме того, введение моратория на индексацию ставок водного налога и
платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, приведет к потерям доходов федерального бюджета в 2016 году в объеме 1557,1 млн. рублей (водный налог - 271,7 млн. рублей; плата за пользование водными объектами - 1285, 4 млн. рублей).
Учитывая изложенное, предложение некоммерческого партнерства «Совет производителей энергии» по установлению моратория на повышения ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами в период 2016-2020 годы не поддерживается.

Читайте также: