После выездной налоговой проверки проводят камеральную проверку

Опубликовано: 20.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственный
советник РФ 3-го класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

НК РФ не запрещает проводить одновременно выездную и камеральную проверки по одним налогам за один и тот же период. Однако проводить 2 и более выездные проверки в указанной ситуации не допускается.

Выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика по решению руководителя (его заместителя) инспекции. Камеральная - на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных проверяемым, а также других документов о его деятельности, которые имеются у налогового органа. Ее цель - своевременно выявить ошибки в налоговой отчетности.

Таким образом, камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, если в рамках выездной проверки не выявлены неправомерные действия налогоплательщика, они могут быть установлены и доказаны в ходе камеральной проверки.

По результатам проверки руководитель (его заместитель) инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении). При этом данный документ не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Если по итогам проведенных в одно время по одному налогу за один и тот же налоговый период камеральной и выездной проверок вынесены решения, налогоплательщик обязан исполнить оба, когда они вступят в силу. Если он не согласен с ними, то может обжаловать их, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган в установленном НК РФ порядке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Сама по себе налоговая проверка, помимо временных затрат, вызывает стрессовое состояние. А может ли в компании одновременно проводиться несколько видов налоговых проверок?

Для начала определимся, что могут проверять налоговики. Самым распространенным видом проверок является камеральная проверка. Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.88 НК РФ). Истребование документов у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок ограничены положениями ст. 88 НК РФ.

Вслед за камеральной проверкой может последовать выездная налоговая проверка.

Ограничение, установленное п.5 ст.89 НК РФ касается частоты проведения выездных налоговых проверок - налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (за исключением случаев, прописанных в п.5.1 ст.89 НК РФ).

Камеральные и выездные налоговые проверки могут проводиться одновременно и за разные налоговые периоды (ст.88,89 НК РФ). Например, выездная налоговая проверка проводится за предыдущие 3 календарных года, а камеральная проверка - за текущий налоговый период. Помимо этих видов проверок, налоговики могут проверить соблюдение компанией кассовой дисциплины (Письмо Минфина РФ от 05.07.2013 г. №03-02-08/26094).

Одновременное проведение камеральных и выездных налоговых проверок

То есть налоговым законодательством не установлен запрет на одновременное проведение камеральной и выездной налоговых проверок за один и тот же или разные налоговые периоды.

Вправе ли налоговики затребовать при выездной налоговой проверке оригиналы документов?

Как отмечено в Постановлении Северо-Кавказского округа от 06.06.2017 г. №А53-6604/2016, непосредственное ознакомление налоговиков с оригиналами документов компании в полной мере согласуется с целями и задачами выездной налоговой проверки.

В отличие от камеральной налоговой проверки, выездная проверка носит комплексный характер и не предполагает изучение копий первичной учетной документации проверяемого налогоплательщика в помещении инспекции.

Законны ли штрафы, если ранее «камералкой» не были выявлены нарушения?

Зачастую бывает, что в рамках выездной налоговой проверки компании доначисляют налоги и, соответственно, штрафные санкции по тем же периодам, в отношении которых проводилась камералка.

В одном из судебных споров рассматривалась ситуация, когда после принятия налоговым органом деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных ИП за 2012-2014 гг., и вынесения по результатам их проверок положительных решений, налоговики провели в отношении тех же сведений выездную налоговую проверку и доначислили к уплате налоги, пени и штрафы.

Механизм выездной налоговой проверки предоставляет налоговому органу возможность добыть доказательства недобросовестности налогоплательщика, которые не могли быть обнаружены на стадии камеральной налоговой проверки вследствие ограничения полномочий налоговых органов при ее проведении. Кроме того, камеральная налоговая проверка налоговой декларации ИП по НДФЛ была проведена на основе представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы в проверяемом налоговом периоде. Предпринимательская деятельность ИП в рамках камеральной проверки декларации по НДФЛ не проверялась (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 г. №А52-3250/2016).

При этом довод компании об отсутствии претензий со стороны налогового органа к представляемой ей отчетности до выездной налоговой проверки не принимается судом во внимание, поскольку согласно ст.87-89 НК РФ выездная налоговая проверка, являясь более углубленной формой налогового контроля, предполагает выявление таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 г. №А19-2735/2017).

Важно! Проведение камеральной налоговой проверки не препятствует налоговому органу прийти к выводу о необходимости корректировки размера налоговой обязанности налогоплательщика за проверяемый период в ходе выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 г. №А42-7821/2016).

Несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания с компании штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними. Да и на практике далеко не все претенденты на камералку автоматически становятся претендентами для выездной налоговой проверки.

Истребование ранее представленных документов

Согласно п.5 ст.93 НК РФ «Истребование документов при проведении налоговой проверки», в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.06.2017 г. №20-14/088567@, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 г. №А40-8486/2017).

Это означает, что налоговики не могут оштрафовать компанию за непредставление документов (п.1 ст.126 НК РФ), если компания ранее представляла их налоговикам для камеральной или выездной проверки (Письма Минфина РФ от 19.05.2017 г. №03-02-07/1/30932).

Претенденты на камеральную проверку

Однако благодаря усилиям налоговых работников, камеральная налоговая проверка может плавно превратиться в выездную проверку (даже возможен выезд работников налоговой инспекции для осмотра территории в определенных ситуациях).

В рамках проведения камеральной проверки налоговыми органами могут быть истребованы документы у налогоплательщика в случае его обязанности приложить определенные документы к отчетности. При этом налоговой орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ (п.7 ст. 88 НК РФ).

Исходя из предмета камералки, претендентами на нее могут стать компании и ИП, если в представленной декларации:

  • обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям - Письмо ФНС РФ от 16.07.2013 г. №АС-4-2/12705);

Например. С помощью данных программы «АСК НДС -2» налоговики выявляют контрагентов, использующих незаконные схемы возмещения НДС. По этой причине налоговики требуют дать пояснение и представить уточненную декларацию, исключить вычет и оплатить недоимку.

Но даже если контрагент является фирмой-«однодневкой», компания не может нести ответственность за действия третьих лиц, которые находятся вне его контроля и влияния (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2016 г. №Ф08-9657/15).

Налоговики проверяют, почему налогоплательщик выбрал данного контрагента на основании критериев, приведенных в Письме ФНС РФ от 23.03.2017 г. №ЕД-5-9/547@. Например, налоговики не вправе лишать вычета НДС только на основании допроса номинального директора и экспертизы почерка (Определение ВС РФ от 06.02.2017 г. №305-КГ16-14921).

На практике зачастую причиной нестыковок является отражение счетов-фактур по сделке продавцом и покупателем в разных налоговых периодах (кварталах). Например, продавец отразил счет-фактуру по реализации в III квартале 2017 г., а покупатель заявил вычет в IV квартале 2017 г. Уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

  • заявлены убытки либо уточненка на уменьшение суммы налога (п.3 ст.88 НК РФ);
  • уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, либо увеличена сумма убытка по истечении двух лет со дня, установленного для ее представления (представлена уточненка) (п.8.3 ст.88 НК РФ);
  • заявлены налоговые льготы (п.6 ст.88 НК РФ);
Одним из самых частых запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки, являются истребование документов по льготным операциям, которые отражаются в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».

Напомним, что право на запрос документов в рамках камеральной налоговой проверки в части льготных операций, может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц (п.14 Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. №33, Постановления АС Уральского округа от 24.02.2015 г. №А71-6132/2014, от 17.02.2015 г. №А60-21098/2014, от 23.05.2014 г. №А60-32962/2011).

Налоговиками предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

  • предъявлена сумма НДС к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.09.2015 г. №СД-4-15/16337);
  • выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;
  • исчислены налоги, связанные с использованием природных ресурсов (п.9 ст.88 НК РФ);
Речь идет о декларациях по водному налогу, НДПИ, земельному налогу.

  • не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п.7 ст.88 НК РФ).
Таким образом, целью камеральной налоговой проверки является выявление ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, то есть эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку (Постановление АС Поволжского округа от 14.12.2015 г. №А06-3739/2014).

При каких условиях налоговики могут сократить сроки камералки?

Налоговики в связи с внедрением программного комплекса «АСК НДС-2» используют риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций НДС, а также результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).
Если у компании низкий или средний уровень налогового риска и у налоговиков нет информации, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, а 90% вычетов по НДС заявлены по сделкам с продавцами, которых программа «АСК НДС-2» отнесла к низкому уровню риска, то для таких компаний срок камералки с целью возмещения НДС может сократиться до двух месяцев (Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 г. №ММВ-20-15/112@).

В Государственную Думу внесен законопроект №249505-7, которым планируется сокращение срока проведения камеральных проверок с трех месяцев до одного.

Претенденты на выездную проверку

Исходя из предмета выездной налоговой проверки, претендентами на нее могут стать компании и ИП, которые входят в так называемую зону риска. Налоговые риски прописаны еще приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333@. А в концепции планирования выездных налоговых проверок (Приложение №1 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333@) приведены основные критерии, по которым налоговики осуществляют отбор кандидатов на выездную проверку:

  • наличие налоговой нагрузки ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
  • наличие убыточной бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
Дробление бизнеса всегда вызывает подозрение у налоговиков в части получения необоснованной налоговой выгоды. В Письме ФНС РФ от 11.08.2017 г. №СА-4-7/15895@ налоговики раскрыли основные признаки, которые свидетельствуют о незаконности процедуры дробления бизнеса.

Ключевым моментом нелегитимности дробления структуры бизнеса является отсутствие самостоятельной деятельности вновь образованных юридических лиц, применяющих спецрежимы.

  • отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • создание «цепочки контрагентов» без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  • непредставление пояснений на уведомление налоговиков о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
  • «миграция» между налоговыми органами;
  • значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Исходя из изложенного, компания может столкнуться с одновременным проведением камеральной, выездной и кассовой проверок налоговыми органами. Такой порядок соответствует налоговому законодательству. Иное дело, что налоговиками часто нарушаются процедурные моменты проведения налоговых проверок, которые могут привести к признанию результатов проверок недействительными.

Как и что проверяет налоговая

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Что такое камеральная проверка

Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Кто проводит проверку

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.

Виды камеральной проверки

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Общая проверка показателей и расчетов. Данные отчетности, которая пришла онлайн, автоматически загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3» , которая их анализирует. Если отчетность принесли на бумажном носителе, сотрудник налоговой вводит данные в АИС вручную.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

  1. Потребовать дополнительные документы с нужной ему информацией, например все договоры поставки сырья.
  2. Допросить свидетелей, например начальника какого-либо отдела компании.
  3. Назначить экспертизу: документов, бланков, оттисков печатей и штампов, почерковедческую и др.
  4. Привлечь специалиста, например переводчика для перевода документов на иностранном языке.
  5. Выехать по месту нахождения налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность реальная: одежду шьют, хлеб пекут, кроликов выращивают.

При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

Компания, которая подала декларацию по НДС, должна представить затребованные налоговой счета-фактуры , договоры и другие первичные документы, пропустить на территорию или помещение налогового инспектора, показать ему имущество.

Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.

Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:

  1. Маленькая налоговая нагрузка у организации по сравнению с другими такими же компаниями из этой отрасли. Например, налоговая нагрузка для компаний, которые производят текстиль, — 8,1%. Если по данным отчетности фирмы получается, что налоговая нагрузка — 5%, это подозрительно.
  2. Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд. Цель создания любой фирмы — получение прибыли от деятельности. Если, например, организация три года не получает прибыли, а только убытки, налоговая может занервничать: почему участники не закрывают убыточную компанию?
  3. Значительный размер налогового вычета.
  4. Примерно одинаковые доходы и расходы у ИП.
  5. Маленькая среднемесячная зарплата у работников по сравнению с другими фирмами из этой отрасли.
  6. Миграция между отделами налоговых органов, то есть неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах из-за смены местонахождения налогоплательщика.
  7. Основа деятельности — работа с перекупщиками, если для этого нет разумных экономических причин. Например, фирма «АБВ» продает компьютеры и ноутбуки. Но закупают все эти товары несколько компаний, которые потом перепродают их «АБВ». Самой «АБВ» ничего не мешает закупаться компьютерами — так будет даже дешевле, но она почему-то пользуется услугами посредников. Это подозрительно.

Правила и порядок проведения

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки закреплен как в НК РФ, так и иных актах, которые издаются ФНС России. В статье раскрыт порядок осуществления камеральных проверок, сроки проверочных действий, а также их периодичность.

Понятие и виды налоговых проверок

Проверки ФНС – это мероприятия, осуществляемые данным государственным органом, направленные на мониторинг соблюдения организациями, ИП, физическими лицами порядка исчисления и уплаты налогов.

В ст. 87 НК РФ предусматривается два вида проверок: камеральные и выездные. На практике, видов проверок можно выделить гораздо больше. В частности, они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и выборочными, тематическими и общими, контрольными и встречными.

Выездная проверка осуществляется с выездом должностных лиц на территорию проверяемого субъекта, в то время, как камеральная осуществляется без него. Предмет проверочных мероприятий, вне зависимости от вида проверки, не меняется – это надзор за соблюдением законности в сфере уплаты налогов.

Камеральную проверку также называют документарной. Это связано с тем, что сотрудники ФНС изучают правильность и своевременность исчисления и уплаты налоговых платежей на основании представленных организацией деклараций. Предметом проверки является исключительно поданная фирмой отчетность, а за рамки указанного предмета ФНС может выходить только тогда, когда требуется изучение иных документов в целях сверки данных.

Возможна ситуация, когда фирма не подает требуемую декларацию в срок, и камеральная проверка производится на основании имеющихся в распоряжении ФНС сведений, без декларации.

Статья 88 НК РФ — камеральная налоговая проверка. В каких случаях проводятся проверочные мероприятия?

После подачи организацией каждой декларации, производится камеральная проверка (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). Это может быть отчетность по любым налогам, например, по:

  1. Налогу на имущество.
  2. Налогу на прибыль.
  3. НДС.
  4. Единому налогу на вмененный доход.
  5. Налогу, уплачиваемому при УСН.
  6. Налогу, уплачиваемому при ЕСХН.
  7. По транспортному налогу.
  8. По земельному налогу.

При подаче повторной (уточненной) декларации вновь проводится камеральная проверка (это следует из п. 7 ст. 81 НК РФ). Уточненная отчетность подается в случае, когда первоначальная содержала ошибки и неточности, что привело к неверному расчету суммы налога.

Камеральная налоговая проверка по НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа, либо проверяемой организации?

Требования к месту проведения камеральной проверки закреплены в п. 1, 2 ст. 88 НК РФ. Она производится по месту нахождения ФНС, в который подана декларация. Декларация в свою очередь подается по месту учета налогоплательщика.

Местом учета плательщика налогов может быть как место ее нахождения, так и место нахождения ее обособленных подразделений. Кроме того, возможно встать на учет по месту нахождения транспорта и недвижимости.

В частности, если организация поставлена на налоговый учет по месту ее нахождения, при его изменении, необходимо встать на учет в ином налоговом органе (если изменился район или город). В этом случае все документы и сведения из старой ФНС после внесения данных в ЕГРЮЛ будут переданы в новую.

В любом случае, все проверочные действия производятся непосредственно в ФНС, а порядок проверки разберем далее.

Каким образом камеральная налоговая проверка проводится?

Как уже понятно из вышеизложенного, проверяется отчетность фирмы. Проверяться будет только та отчетность, которая передана в ФНС, в рамках налогового периода. Иные налоги и налоговые периоды, не отраженные в декларации, при камеральных проверочных мероприятиях предметом проверки быть не могут.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

О том, что проверка производится, налогоплательщика не уведомляют. Сведения о ней вносятся в автоматическую программу АИС Налог, которая позволяет определить:

  • подана ли декларация в срок;
  • соответствуют ли текущие показатели ранее представленным;
  • имеются ли ошибки при составлении отчетности.

Если ошибок и недочетов нет, на этом проверочные мероприятия завершаются, о чем налогоплательщик не уведомляется. Каких-либо письменных документов по завершению мероприятий также не составляется. Таким образом, это самый оптимистичный сценарий, при котором проверяемый даже не узнает, что проверка проводилась.

Второй вариант развития событий возможен, если выявлены ошибки и недостатки. В этом случае ФНС должна убедиться, что нарушений требований НК РФ налогоплательщик не допускает. Для этого сведения о проверке доводятся до проверяемой организации и истребуются пояснения.

Если декларация не отражает настоящего положения вещей, и сумма подлежащих уплате платежей более значительна, нежели заявленная, подается уточненная декларация, проверка по которой начинается заново (ранее начатая проверка прекращается).

Если же налогоплательщик не согласен с мнением сотрудников ФНС, достаточно представить соответствующие объяснения, с приложением подтверждающих документов.

По завершении проверки, сотрудниками ФНС составляется акт, и в дальнейшем, при наличии нарушений, проверяемые юр. лицо, ИП, либо физическое лицо могут быть привлечены к налоговой ответственности. Кроме того, обнаружение ошибок может стать основанием для проведения выездной проверки.

Срок проведения камеральной проверки. Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Одним из обязательных требований к порядку проведения камеральной налоговой проверки является соблюдение срока ее проведения. Срок проверочных действий не может длится более 3 месяцев. Он не может ни продляться, ни приостанавливаться. Единственное исключение – при поступлении уточненной декларации, его течение начинается заново, поскольку формально, начинается новая проверка.

Срок начинает течение на следующий день после поступления отчетности в налоговый орган. Интересным моментом является то, что ФНС может не сразу начать проверочные мероприятия, поскольку на законодательном уровне такой обязанности не установлено. В этом случае срок не продляется, вне зависимости от того, когда сотрудники ФНС фактически приступили к проверочным действиям.

Возможна подача отчетности различными способами:

  • лично или через представителя;
  • почтой;
  • по интернету.

В первом случае срок начинает течь на следующий день после подачи декларации.

При направлении почтой срок течет в момент отправки письма (в силу п. 4 ст. 80 НК РФ), однако на практике срок начинает течь в момент поступления письма в ФНС. Это позиция налоговых органов, которые мотивируют ее тем, что не могут начать проверку до того, как декларация поступила.

Если отчетность подается через интернет, то срок проверки течет с момента ее отправления (как правило, дата отправления и доставления электронной корреспонденции в этом случае совпадают).

Если ФНС допустила нарушение порядка проведения камеральной налоговой проверки, пропустив трехмесячный срок, это не отменяет ее результатов. Действительно, это признается нарушением, однако оно не является грубым.

Таким образом, рассматриваемый вид проверки производится на основании поступившей в ФНС отчетности по налогам. Проверочные мероприятия проводятся без выезда на территорию налогоплательщика. Если нарушений не выявлено, проверка заканчивается без составления каких-либо документов, а если по итогам проверочных действий обнаружены нарушения и плательщик налогов не смог оправдаться, составляется акт, фиксирующий выявленные недостатки.

У сотрудников организаций налогоплательщиков существует расхожее выражение: «Хуже проверки может быть только повторная проверка». При этом, правовое сопровождение мероприятий налоговой проверки в организации, контроль правильности и законности действий должностных лиц ИФНС — необходимые условий во избежание нежелательных последствий.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат в Екатеринбурге поможет в Вам в процедуре повторной налоговой проверки: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните и получите консультацию уже сегодня!

Основания повторной налоговой проверки

Повторная выездная проверка организации налоговым органом по тем же налогам и за тот же период проводится в порядке контроля налогового органа, принявшего решение по предыдущей проверке.

Проверка налогового органа, оформленная в порядке повторной ( пункт 10 ст. 89 НК РФ) фактически не является повторной, если ее целью не является контроль вышестоящим налоговым органом нижестоящего или она проведена не на основании решения начальника налогового органа. Данные выводы закреплены судебной практикой и Письмом ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам».

Основания для повторной камеральной проверки не закреплены налоговым законодательством в силу того, что отсутствует определение повторной камеральной проверки. Возможность у налогового органа повторно проверить организацию по итогам предоставления одной и той же декларации отсутствует, если не подавалась уточненная. Камеральная проверка по одним и тем же налогам за тот же период на основании уточненной декларации не является повторной, проводится по тем же основаниям, что и камеральная проверка.

Таким образом, новая камеральная проверка проводится по поводу представления организацией «уточненки», уменьшающей сумму налога. Если «уточненка» не подавалась, но была проведена проверка той же отчетности, принятое налоговым органом решение может быть признано судом незаконным.

ПОЛЕЗНО: подробнее про порядок проведения проверок ИФНС по ссылке

Повторная камеральная налоговая проверка

После подачи уточненной декларации, налоговый орган вправе провести полную проверку по ней. Проводится она в общем порядке камеральной проверки на основании ст. 88 НК РФ.

  • Проверка проводится в налоговом органе на основании декларации и документации налогоплательщика.
  • Налоговый орган может использовать документацию о деятельности налогоплательщика, которой располагает.
  • Разрешение руководителя налогового органа на проведение проверки не требуется. Должностные лица ИФНС действуют в соответствии с должностными обязанности.
  • Срок проведения проверки – 3 месяца с даты представления в ИФНС декларации.
  • Проверка прекращается, если во время нее организацией подана новая уточненная декларация. В этом случае начинается новая проверка, при этом могут быть использована полученная ранее от налогоплательщика документация.
  • В ходе проверки налоговая может заявить требование о предоставлении документов, которое обязательно к исполнению в течение 5 дней
  • Основания для заявления требования: ошибки, противоречия, несоответствия в документации; уменьшение суммы налога в «уточненке»; заявленная сумма убытка; получение налоговых льгот.
  • Дополнительные документы, не предусмотренные порядком (ст. 88 НК РФ) налоговый орган требовать не может.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная выездная налоговая проверка (ПВНП) проводится вышестоящим налоговым органом в общем порядке, что и выездная проверка, но с целью контроля нижестоящей ИФНС.

  1. ПВНП проводится в помещениях проверяемой организации
  2. Основание – решение руководителя контрольного налогового органа или решение руководителя ИФНС о на основании поданной налогоплательщиком «уточненки». Решение должно быть оформлено в установленной форме и содержать предмет проверки, периоды, указание на должностных лиц – проверяющих.
  3. Проверка проводится по одному или нескольким налогам.
  4. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога в соответствии с мотивированным мнением;
  5. Период – три календарных года, предшествующих проверке.
  6. Срок проверки – не более 2 месяцев с даты вынесения решения о проведении проверки до формирования справки по ее итогам.
  7. Приостановление и возобновление проверки оформляется решением руководителя контрольного налогового органа. Срок приостановлений – не более 6 мес.
  8. Может быть проведена инвентаризация имущества организации
  9. По итогам проверки составляется справка

Последствие повторных налоговых проверок

По итогам налоговых проверок налоговым органом принимается решение. В случае, если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, оформляется акт. Он оформляется в течение двух месяцев со дня окончания проверки и на основании справки. Акт составляется в течение 10 дней в случае выявления нарушений.

P.S.: если Вам необходимо организовать правовое сопровождение организации при налоговой проверке или обжаловать результаты проверки — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Читайте также: