Послание президента по налогам

Опубликовано: 03.05.2024

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)

Сегодняшнее Послание сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития. И особое внимание хотел бы уделить задачам, которые поставлены в майском указе, развёрнуты в национальных проектах. Их содержание и ориентиры отражают запросы и ожидания граждан страны. Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России.

Наши задачи носят долгосрочный характер, но работать на стратегические цели необходимо уже сегодня. Время спрессовано, я говорил об этом многократно, вы все это прекрасно знаете. Его запаса на раскачку, на дальнейшие утряски и увязки просто нет. Вообще мы этот период - формирования задач и инструментов достижения целей - считаю, прошли. И абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей. Да, они сложны, эти задачи, но снижать планку конкретных ориентиров, размывать их нельзя. Они сложные, как я уже сказал, требуют больших усилий с нашей стороны, но они отвечают масштабу и скорости перемен в мире. Мы обязаны двигаться только вперёд, постоянно набирая темп этого движения. Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти. Я уже слышу, что там - нельзя, здесь - слишком сложно, там - слишком планка высокая, не получится. Вот с такими настроениями лучше к снаряду не подходить. (Аплодисменты.)

Людей не обманешь, они остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей, и не когда-нибудь, а сейчас. Мы не должны повторять ошибок прошлых десятилетий и ждать пришествия коммунизма, нужно сейчас менять ситуацию к лучшему. И потому работа исполнительной власти на всех уровнях должна быть слаженной, содержательной, энергичной. Задавать такой тон обязано Правительство Российской Федерации.

При этом хочу подчеркнуть и повторить: наши проекты развития, они не федеральные и тем более не ведомственные, они именно национальные, и их результаты должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете. Здесь, на земле, реализуется основной массив конкретных задач.

Уже в ближайшее время, в этом году, люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему. Именно на основе мнений, оценок граждан в начале следующего года подведём первые итоги работы по национальным проектам и сделаем соответствующие выводы о качестве и результатах работы всех уровней исполнительной власти.

Теперь о наших задачах более конкретно и, прежде всего, о ключевой из них - о сбережении народа, а значит - о всемерной поддержке семей. Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего, общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации.

Россия вошла сейчас в очень сложный демографический период: рождаемость, как вы знаете, снижается. Уже говорил, что причины здесь чисто объективные. Они связаны с теми огромными людскими потерями, которые понесла наша страна в XX веке во время Великой Отечественной войны и в драматичные годы после развала СССР. Но это не значит, что мы должны принять такую ситуацию, смириться с фактом - конечно, нет. Мы смогли переломить негативные демографические тенденции в начале 2000 годов, когда казалось, - а тогда страна была в очень сложном положении, - что это вообще сделать невозможно, но мы это сделали. И убеждён, что вновь способны это сделать, на рубеже 2023 - 2024 годов добиться возобновления естественного прироста населения.

Сегодня хочу сказать о новом пакете уже подготовленных мер по поддержке семей.

Первое. Важно, чтобы рождение и воспитание детей не означало для семьи риска бедности, резкого снижения уровня благосостояния. Вы знаете, что у нас уже предусмотрены выплаты на первых и вторых детей в возрасте до полутора лет. На первого ребёнка выплаты идут из федерального бюджета, на второго ребёнка семья может получить выплаты из средств материнского капитала. Сумма выплаты зависит от прожиточного минимума ребёнка в конкретном регионе Федерации: от 8 тыс. рублей, скажем, в Белгородской области, до 22 тыс. рублей в Чукотском автономном округе. А в среднем по стране это более 11 тыс. рублей на ребёнка в месяц. Сейчас такие выплаты получают семьи, чьи доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на человека. Пора сделать следующий шаг.

Предлагаю с 1 января 2020 года поднять планку до двух прожиточных минимумов на членов семьи. (Аплодисменты.) Такие запросы есть у людей, мы видим их, они напрямую поступают в Администрацию Президента. Это позволит практически в полтора раза увеличить число семей, которые получают право на дополнительные выплаты. Помощью государства смогут воспользоваться порядка 70 процентов семей, где рождаются первые и вторые дети.

Второе. Сегодня пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы всего 5,5 тыс. рублей. Предлагаю уже с 1 июля текущего года повысить его до 10 тыс. рублей. (Аплодисменты.) Понимаю, конечно, что и это немного, и тем не менее такая мера станет дополнительной поддержкой для семей, где ребёнок нуждается в особой заботе.

Третье. Доходы российских семей, безусловно, должны расти. Это серьёзная, комплексная задача, подробно о ней ещё скажу чуть ниже. Но нужны и решения прямого действия, и прежде всего, должна быть снижена налоговая нагрузка на семью. Принцип должен быть очень простой: больше детей - меньше налог. (Аплодисменты.)

Предлагаю увеличить федеральную льготу по налогу на недвижимое имущество для многодетных семей: дополнительно освободить от налога по 5 кв. м в квартире и по 7 кв. м в доме на каждого ребёнка.

Для примера. Что это значит? Сейчас налогом не облагаются 20 метров площади квартиры. Если в семье трое детей, то из-под налогообложения будет выведено ещё 15 метров.

Что касается земельных участков, принадлежащих многодетным семьям, то предлагаю освободить от налога 6 соток и таким образом полностью вывести из-под налогообложения наиболее распространённые по площади участки. (Аплодисменты.) Напомню: данную льготу мы уже предусмотрели для пенсионеров, а также для граждан предпенсионного возраста.

Конечно, во многих субъектах Федерации действуют свои налоговые вычеты по земле и имуществу для многодетных семей, но именно федеральный статус этой льготы гарантирует её применение повсеместно. А регионы - прошу предложить дополнительные налоговые меры поддержки семей с детьми.

Четвёртое. Правительству и Центральному банку нужно последовательно выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9 процентов, а затем до 8 процентов и ниже, как это и установлено в майском указе. При этом, разумеется, особые меры поддержки мы должны предусмотреть для семей с детьми.

Напомню, с прошлого года для семей, в которых родился второй или последующий ребёнок, действует программа льготной ипотеки. Напомню, ставка для них - 6 процентов. Всё, что выше, субсидируется государством. Однако льготой воспользовалось всего 4500 семей. Возникает вопрос: почему? Значит, предложенные условия в чём-то людям не подходят, и понятно, в чём, понятно, почему. Семья, принимая решение о покупке жилья, строит, конечно, планы на длительную, среднесрочную как минимум перспективу, вдолгую. А сейчас, получается, взяли кредит, начали его погашать, а льгота заканчивается, потому что ставка субсидируется только первые три или пять лет кредита. Предлагаю установить льготу на весь срок действия ипотечного кредита. (Аплодисмены.)

Да, конечно, это потребует дополнительных денег, и не маленьких: в 19 году - 7,6 млрд рублей, в 20-м - 21,7 млрд рублей, в 21 году - 30,6 млрд рублей. Но, по оценкам, программа может охватить 600 тыс. семей. Безусловно, надо эти деньги найти. Мы знаем, где их взять. Они у нас есть, и нужно их использовать на таких важнейших для нас направлениях.

И ещё одно решение прямого действия. С учётом устойчивости и стабильности макроэкономической ситуации в стране, роста доходов государства считаю возможным ввести дополнительную меру поддержки семей, где рождается третий или последующий ребёнок, а именно: напрямую из федерального бюджета оплатить, погасить за такую семью 450 тыс. рублей из её ипотечного кредита. (Аплодисменты.)

При этом предлагаю запустить эту меру, что называется, задним числом - с 1 января 2019 года. (Аплодисменты.) Посмотрите, что у нас получится. Если сложить с материнским капиталом, который также можно направлять на погашение ипотеки, получается более 900 тыс. рублей. Во многих регионах это существенная часть стоимости квартиры. (Аплодисменты.)

Обращаю внимание и Правительства, и депутатов Государственной Думы, если потребуется, нужно будет внести и соответствующие коррективы в бюджет. В 2019 году на это потребуется дополнительно 26,2 млрд рублей, в 2020-м - 28,6 млрд рублей, а в 2021-м - 30,1 млрд рублей. Деньги большие, надо их предусмотреть и использовать на этом важнейшем, как я уже сказал, направлении.

Необходимо предоставить семье возможность не только покупать готовое жильё, но и строить свой дом на своей земле. Я прошу Правительство совместно с Центральным банком разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства, поскольку эта сфера не охвачена сегодня ипотекой. (Аплодисменты.)

И конечно, справедливо должен рассчитываться налог на землю. Понятно, что может меняться кадастровая или рыночная стоимость объекта, но в любом случае сумма налога не должна скакать, непредсказуемо меняться. Мы уже ограничили 10 процентами годовой рост налогового платежа для жилой недвижимости. Предлагаю установить такой же предел и для земельных участков. (Аплодисменты.)

Далее. Сегодня, когда строительные компании передают государству или муниципалитетам социальные объекты, они вынуждены ещё и заплатить с них налог на прибыль и НДС. Нужно освободить застройщиков от этого бремени (аплодисменты), имею в виду, в том числе, и наши новации в строительной сфере, и тем самым стимулировать именно комплексное развитие наших городов и посёлков, когда рядом с жильём есть всё необходимое семье - и поликлиника, и школа, и спортивные площадки, чтобы родители могли работать, учиться, быть счастливыми, получать удовольствие от отцовства и материнства. Мы уже обеспечили практически повсеместную доступность детских садов, но до конца 2021 года нужно полностью решить проблему с яслями - создать в них не менее 270 тыс. новых мест, включая негосударственный сектор, причём 90 тыс. мест должно быть создано уже в этом году. Всего же за три года на эти цели должно быть направлено 147 млрд рублей из федерального и региональных бюджетов.

Добавлю, что запись в ясли, в детский сад, оформление льгот, пособий, налоговых вычетов, о которых я уже говорил, и которые, надеюсь, ещё мы с вами предложим - всё это должно происходить без дополнительных заявлений, лишних бумажек и походов по инстанциям. До конца 2020 года предоставление всех ключевых государственных услуг следует перевести именно в такой проактивный формат, когда человеку достаточно выслать запрос на необходимую услугу, а остальное система должна сделать самостоятельно, автоматически.

Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за её чертой находилось более 40 млн человек, сейчас около 19 миллионов, но и это слишком много, слишком много. А у нас была ситуация, когда это количество ушло к 15 миллионам, сейчас оно опять немножко подросло. Надо, безусловно, сосредоточить на этом наше внимание - на борьбе с этим явлением. Причём серьёзные материальные проблемы испытывают ещё больше людей на самом деле, чем те, которые официально находятся за этой чертой. Они вынуждены экономить на самом необходимом: одежде, лекарствах, даже на еде. Среди тех, кто чаще всего сталкивается с бедностью, - это многодетные, неполные семьи, семьи, где есть инвалиды, а также одинокие пенсионеры и люди, которые не могут найти достойную работу, хорошо оплачиваемую работу, потому что её просто нет или им не хватает квалификации.

Причин для бедности на самом деле не только в нашей стране, в мире вообще, очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив. Государство должно помочь людям, помочь выйти из сложной жизненной ситуации. Опыт некоторых наших регионов показывает, что эффективно можно работать на этом направлении (я назову эти регионы - это Калужская, Ульяновская, Томская, Вологодская, Нижегородская области, ряд других регионов России), что работающим механизмом такой поддержки может стать так называемый социальный контракт.

Как он действует? Что это такое? Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации, предоставляет семье финансовые средства (кстати, приличные, речь идёт о десятках тысяч рублей) на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. И подчеркну: для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берёт эти ресурсы, он на себя берёт одновременно и определённые обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт даёт возможность сделать это. По оценкам, за пять лет такой поддержкой смогут воспользоваться более 9 млн человек. Поручаю Правительству, уже начиная со следующего года, на условиях софинансирования оказать содействие субъектам Федерации, которые активно внедряют практику социального контракта.

Далее. Сегодня многие граждане, семьи берут кредиты на различные цели, потребительские кредиты. Конечно, нужно понимать свою ответственность, рассчитывать силы. Всё это понятно. Но в жизни может случиться всё, и бывает всё, и потеря работы, и тяжёлая болезнь, и в этой ситуации загонять человека в тупик - последнее дело, да и бессмысленно даже с экономической точки зрения. Для защиты людей нужны дополнительные законодательные гарантии. Так, предлагаю предусмотреть ипотечные каникулы (мы недавно говорили об этом в Казани), то есть отсрочку по платежам для граждан, которые лишились дохода. Дать им возможность сохранить своё единственное жильё, а кредит передвинуть, погасить позднее. (Аплодисменты.) Это непростая задача, здесь нужно подумать, как организовать работу так, чтобы и финансовым организациям не навредить, и человека поддержать. Но это можно сделать.

Также прошу Банк России и правоохранительные органы в кратчайшие сроки навести порядок на рынке микрокредитования, оградить людей от обмана, мошенничества и настоящего вымогательства подчас со стороны недобросовестных кредиторов.

Подчеркну: и в решении проблемы бедности, и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в её проблемах. Ни в коем случае нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека немного где-то и как-то не вписываются в формальные критерии той или иной нашей программы.

И конечно, нужно щепетильно, внимательно относиться к каждой детали. В качестве примера, не очень хорошего примера для нашей работы, хочу сказать о следующем: в этом году были проиндексированы пенсии в рамках пенсионной реформы. Но если доход пенсионера превысил прожиточный минимум, то ему перестали выплачивать социальную доплату в прежнем размере (или вообще перестали, или снизили её). В результате - прибавки к пенсии либо вообще нет, либо она оказалась гораздо меньше, чем человек ожидал. И многие люди с полным на то основанием чувствуют себя обманутыми. Многие здесь, в зале, наверное, понимают, о чём идёт речь. (Аплодисменты.) Мы ведь или из регионального, или из федерального бюджета доплачивали до так называемого прожиточного минимума пенсионера. Проиндексировали ему пенсию, и получилось, что его доход сравнялся либо превысил прожиточный минимум. И перестали эти доплаты делать, вот и всё.

Необходимо было учесть все нюансы. Однако этого сделано не было, а такого быть, конечно, не должно. Возникшую несправедливость (а это, безусловно, так и есть) надо немедленно устранить. Уже с текущего года индексация пенсий и ежемесячных денежных выплат должна осуществляться в любом случае сверх уровня прожиточного минимума пенсионера, который устанавливается ежегодно. (Аплодисменты.) То есть государство сначала, сперва должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже после этого проводить индексацию самой пенсии и ежемесячных денежных выплат. Выплаты за первые месяцы текущего года нужно пересчитать (аплодисменты) и доплатить людям те деньги, которые они недополучили.

И что особо хочу сейчас отметить: все, кто работает в социальной сфере, приходит на государственную или муниципальную службу решать насущные проблемы граждан, конечно же, должны соответствовать самым строгим профессиональным требованиям. Я думаю, что в основном так оно и есть. Конечно, это очень сложная работа, мы с вами понимаем, работа с людьми каждый день с утра до вечера - это сложная судьба на самом деле. Но если уж пришёл, то надо понимать, что не менее важно чувствовать людей, сопереживать им, знать их заботы и тревоги и тем более - никогда не допускать высокомерного отношения, неуважения к гражданам ни в словах, ни в действиях. Я прошу помнить об этом всегда. (Аплодисменты.)

Следующая важная тема - здравоохранение. Знаю, что уровень доступности медицинской помощи, с одной стороны, вроде как растёт, и действительно растёт. Но тем не менее многих граждан не устраивает нынешнее состояние здравоохранения. И понятно, с чем это связано. Ведь об этой системе, как правило, судят по первичному звену: поликлиникам, амбулаториям, фельдшерским, акушерским пунктам. Именно к их работе у людей больше всего претензий. Зачастую к нужному специалисту многодневная очередь, невозможно быстро и бесплатно пройти необходимое обследование, а в отдалённых населённых пунктах остается проблема даже попасть к медицинскому работнику, просто попасть на приём. Да, число фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских комплексов растёт, однако там, где их до сих пор нет, человеку от общих, средних цифр не легче.

До конца 2020 года медицинская помощь должна стать доступной во всех, я хочу это подчеркнуть, именно во всех без исключения населённы

«Реальное время» вело прямую трансляцию послания президента России Федеральному собранию

Послание Путина: новые выплаты, новые кредиты и новые угрозы
Фото: kremlin.ru

Владимир Путин сегодня выступил с традиционным ежегодным посланием Федеральному собранию. Фон события — высокое напряжение как на внешнем, так и на внутреннем фронтах. Тем временем тон послания охарактеризован как «постковидный» — национальный лидер обозначил пути развития страны после пандемии. «Реальное время» вело текстовую трансляцию выступления президента.

13.24 Послание завершилось. Оно длилось 78 минут. «Уверен, будем идти вместе и добьемся выполнения всех задач, которые мы перед собой поставили», — заключительные слова президента.

13.22 Правительство предоставит к 1 июля план национального развития. Он будет обсужден с Госсоветом и Общественной палатой.

13.21 «Сегодняшнее выступление я начал с вопросов здравоохранения. Завершая, скажу следующее: мы — граждане России, сделали много и сделаем все, чтобы отразить угрозу эпидемии».

13.20 Оговорочка Путина:

13.20 «Россия предлагает мировому сообществу обсудить стратегическую и глобальную стабильность, создать среду бесконфликтного существования».

13.17 К 2024 году доля современного оружия в войсках должна составить 76%, а в «ядерной триаде» уже в этом году превысит 88%.

На боевом дежурстве уже находятся гиперзвуковые комплексы «Авангард», лазерные комплексы «Пересвет», а первый полк с тяжелыми ракетами «Сармат» поступит на боевое дежурство в конце 2022 года.

13.16 «У нас хватит терпения, ответственности, профессионализма, уверенности в себе и здравого смысла при принятии любого решения. Надеюсь, никому не придет в голову перейти красную черту. А где она будет проходить, мы будем определять сами».

13.16 Интересно, в какую же сумму оценит Минфин исполнение пунктов послания.

13.15 «Организаторы любых провокаций пожалеют так, как давно ни о чем не жалели», — Путин.

13.14 «Все как у Киплинга, вокруг Шерхана крутятся всякие мелкие Табаки», — Путин.

13.13 «Мы ведем себя в высшей степени сдержанно. Мы хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения».

13.12 «Недружественные акции в отношении России также не прекращаются. Это новый вид спорта какой-то: кто громче скажет про Россию».

13.10 Путин говорит про попытку покушения на Лукашенко (президент Белоруссии сам недавно рассказал об этом). Путин возмутился тем, что это покушение не находит отклика у стран Запада.

«Можно как угодно относиться к президенту Украины Януковичу, можно иметь точку зрения по поводу политики Лукашенко, но практика организации переворотов, убийства высших лиц — это невообразимо, конечно».

13.09 В завершение — о внешней политике, довольно обтекаемо. «Россия всегда найдет путь отстоять свою позицию».

13.09 Россия намерена привлекать иностранных туристов, как только позволит эпидситуация. Иностранцы смогут оформить электронную визу для поездки в Россию за 4 дня.

13.07 В ближайшие годы будет запущена программа льготных кредитов на строительство гостиниц и других проектов туристической инфраструктуры. Ставка — 3%, срок — 15 лет.

13.06 Но недостаточно просто связать конечные точки между собой. «Опорная инфраструктура должна тянуть за собой развитие территорий», — говорит Путин. Тут в дело вступают те же инфраструктурные кредиты.

13.05 На автомагистраль Москва — Казань выделят средства из Фонда национального благосостояния, более того, в планах продлить ее до Екатеринбурга. Уже к 2024 году.

В 2024 году по этой трассе можно будет проехать всю европейскую часть России — от Балтики до Урала.

13.04 И кто-то от послания явно не выиграет:

13.02 Путин попросил правительство разработать план газификации поселков и поддержал инициативу «Единой России» — за подводку газа платить люди не должны.

13.01 «Чем больше будем строить, тем доступнее будет жилье для российских семей», — сказал Путин. Цель — ежегодно вводить по 120 млн кв. м жилья.

13.00 «Нижний Новгород получит возможность продолжить работу над развитием метро, приступить к развитию центра города», — приводит пример таких проектов Путин.

12.58 В приоритете будут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем ЖКХ и общественного транспорта, объекты туриндустрии.

Предоставлять кредиты будут под конкретные проекты, которые пройдут экспертизу на федеральном уровне. «Давайте работать ритмично и четко. Своевременно надо все делать, готовить проекты, не прибегать с картинкой», — обратился Путин и к правительству, и к регионам. Правительство он призвал помогать региональным коллегам.

12.57 При этом чем меньше долгов у региона, тем больше он получит инфраструктурных кредитов, — так поддержат те регионы, которые и ранее проводили взвешенную кредитную политику.

12.56 Путин анонсировал инфраструктурные бюджетные кредиты под 3% на 15 лет. На общую сумму не менее 500 млрд рублей.

12.54 Нужно снизить бремя долговой нагрузки на регионы, говорит Путин. Весь объем долгов, превышающий 25% доходов, будет замещен бюджетными кредитами, Также президент предлагает провести реструктуризацию бюджетных кредитов, выданных на борьбу с ковидом.

12.52 Тем временем в «ТикТоке» послание Путина не работает.

12.52 «Кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своего производства. Будем поощрять тех, кто вкладывает».

12.50 «Прибыль корпоративного сектора в этом году обещает быть рекордной, несмотря на все проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Посмотрим, как будет использована эта прибыль. И по итогам этого будем принимать решение о «донастройке» налогового законодательства», — сказал Путин.

12.49 Послание еще не закончено.

12.48 Бенефициары послания:

12.47 «Построить завод под ключ в России должно быть быстрее и проще, чем в других регионах мира».

12.46 Восстановить рынок труда нужно раньше, чем к концу года. Для этого правительство будет поощрять частные инвестиции. Правительство в течение месяца должно представить доппредложения по поддержке МСБ.

12.45 Путин обозначил приоритетные направления в развитии электроэнергетики:

  • атомная генерация;
  • водородная энергетика;
  • накопители энергии.

12.45 Объем вредных выбросов должен быть сокращен на 20% до 2024 года.

12.45 Квотирование выбросов будет распространено на все города России, заявляет президент.

12.44 Хороший вопрос:

12.43 «Получил прибыль за счет природы — убери за собой». Путин поручил ускорить принятие закона об ответственности предприятий за загрязнения природы. В этом контексте Путин упомянул аварию на «Норникеле».

12.43 До 2030 года в случае новой пандемии Россия должна быть готова в течение четырех дней разработать тест-систему и начать разработку вакцины.

12.42 Надо обеспечить независимость России по всему спектру вакцин и лекарств, в том числе против вирусов, устойчивых к антибиотикам, заявляет Путин.

12.42 И о погоде:

12.41 Послание президента показывают на фасадах зданий Москвы (фото: ТАСС).


12.40 И еще к вопросу о масках (справа на кадре — экс-министр экономики Татарстана и врио главы Мордовии Артем Здунов).


12.39 1 трлн 630 млрд рублей Россия направит в науку, на фундаментальные исследования.

12.38 Не менее 100 вузов в регионах получат гранты свыше 100 млн: на технопарки, обновление учебной базы, бизнес-инкубаторы. На них смогут претендовать все вузы, где готовят педагогов, врачей, работников сферы транспорта и культуры.

12.37 Порядка 60% выпускников в этом году поступят в вузы на бюджет, такого нет почти ни в одной стране мира, говорит Путин. Еще 45 тыс. бюджетных мест, 70% из них — в регионах, добавляет президент.

12.37 Путин заявил о создании Президентского фонда культурных инициатив, в этом году на него будет потрачено 3,5 млрд рублей.

12.36 Говоря об образовании, Путин критикует учебные пособия по истории: «что пишут, как будто не про нас». В ближайшие три года направят 24 млрд рублей на обновление домов культуры и библиотек, внезапно переходит он.

12.35 Педагогическим вузам — 10 млрд рублей на техоснащение.

12.35 Доплату в 5 тыс. рублей за классное руководство распространят на кураторов учебных групп техникумов и колледжей.

12.34 До конца 2024 года построят еще 1 300 школ, в которых будут учиться не менее миллиона ребят. Закупят 16 тысяч школьных автобусов.

12.33 В каждом нацпроекте Путин предлагает предусмотреть меры поддержки молодежи.

12.32 Детям школьного возраста выплачивается единовременная выплата в размере 10 тыс. рублей. Выплату распространят и на первоклашек, которые только пойдут учиться. Ее проведут в середине августа, чтобы было время собрать ребенка в школу.

12.31 Эпичных и резонансных фраз пока не звучит — Путин говорит о серьезных темах.

Владимир Путин толкает речь с трибуны .

Я один жду мультики с ракетами и историю про половцев и печенегов .

— сувенирное-оружиеСПБ (@SouvenirsSpb) April 21, 2021

12.30 Больничный по уходу за ребенком до 7 лет — 100% от заработка.

12.30 Для беременных женщин в трудной ситуации — ежемесячная выплата 6 350 рублей в месяц.

12.29 С 1 июля детям от 8 до 16 лет из неполных семей назначат выплату, средний ее размер — 5 650 рублей.

12.28 Путин рассказывает о мерах поддержки семей, которые уже оказываются, и анонсирует новые. «Нужно поддержать те семьи, где мама или папа в одиночку воспитывают ребенка», — говорит президент, зал аплодирует ему.

12.26. «Никто не говорит, что мы будем директивно цены устанавливать, не надо здесь тень на плетень наводить. Есть рыночные механизмы», — Путин говорит о госрегулировании цен на товары.



12.24 Отдельно Путин останавливается на теме взыскания алиментов. «Все вопросы здесь нужно решать удаленно, а главное — в интересах пострадавшей стороны.

12.23 Социальные услуги должны оказываться в режиме одного окна. Через три года абсолютное большинство госуслуг должно быть дистанционным, продолжает Путин.

12.22. «Обращаюсь к губернаторам — ваша прямая обязанность выстроить работу детских садов, школ, поликлиник исходя из ежедневных потребностей людей. В некоторых регионах такая работа уже выстроена».

12.21. В пандемию прямые выплаты получили семьи, в которых растут 28 млн детей. Выплаты проводили без справок и бумажек, без волокиты, добавляет Путин. «Такой подход должен стать нормой для всех уровней власти».

12.20 «Мировое здравоохранение стоит на пороге революции. Мы не можем ее пропустить».

Не должно быть очередей, проблем с записями к врачу, выдачей рецептов и больничных, продолжает Путин. Проблемы здравоохранения будут рассматривать на ближайшем заседании Госсовета.

12.19. В ближайшие три года в сельскую местность направят 5 тысяч машин скорых. Это позволит полностью обновить парк.

12.18 Лидеры религиозных конфессий в зале, в том числе верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Патриарх Кирилл также в зале присутствует, сидит рядом со спикером Госдумы Вячеславом Володиным.


12.17 В этом же контексте Путин поручил продлить программу туристического кешбэка до конца года. Более того, при поездке детей в летний лагерь будут возвращать половину стоимости путевки.

12.15 Путин просит Минздрав и регионы расширить программы диспансеризации и профосмотров, запустить их с 1 июля. Для этого в регионы нарастят поставки мобильных диагностических комплексов.

Также Путин поручил принять дополнительные меры по борьбе с болезнями, которые являются основными причинами смертности: сердечно-сосудистыми, онкозаболеваниями, заболеваниями легких, гепатитом С.

12.14 Возможность сделать прививку должна быть повсеместной, чтобы осенью сформировать коллективный иммунитет, говорит Путин. «Еще раз обращаюсь ко всем гражданам России — сделайте прививку. Другого пути нет, другой путь хуже — переболеть с неизвестными последствиями».

12.14 «Нам нужно держать под контролем все рубежи, где может распространиться вирус, — и по контуру страны, и внутри», — говорит президент.

12.13 «Ситуация в сфере демографии чрезвычайная, нужно это признать. Сбережение народа России — наш высший приоритет, этим определяются все положения обновленной Конституции», — президент переходит к демографическим вопросам.

К 2030 году средняя продолжительность жизни должна составить 78 лет. Сейчас же фиксируется даже некоторое снижение этого показателя, с сожалением замечает Путин.

12.12 «На протяжении всей истории наш народ преодолевал испытания благодаря своему единству. Духовные ценности, о которых в ряде стран забывают, сделали нас сильнее».

12.10 «Выдержку проявили граждане, сохранявшие изматывающие, но необходимые меры предосторожности», — говорит Путин.

12.09 Маски в зале все-таки надели не все.


12.07 Путин под общие аплодисменты благодарит медработников. «Хорошо помню, когда приехал в больницу в Коммунарке, нужно было своими глазами увидеть, в каких условиях работают медработники», — говорит президент. Медработники находятся и в зале — под общие аплодисменты звучит благодарность им, а также разработчикам вакцины, производителям медизделий и многим другим.

12.06 «Мы имели дело с абсолютной неопределенностью», — так Путин охарактеризовал начало пандемии. Число заболевших постоянно росло, больницы были переполнены, сообщали об угрозе нехватки кислорода, аппараты ИВЛ и СИЗы распределялись буквально поштучно, с полок магазинов пропадали товары — так Путин вспоминает эти дни.

12.05 Послание будет посвящено главным образом внутренним вопросам — здравоохранения, социальной политики, экономики. Но прозвучат и несколько слов по вопросам внешней политики, говорит Путин.

12.05 Послание началось.


12.01 Всех гостей в зале Манежа попросили занять свои места. К слову, до мероприятия в зале провели полную дезинфекцию, на каждом стуле — запасная маска.


11.55 Напомним, что чуть более года назад прозвучало одно из наиболее значимых посланий Путина за всю историю. Вот краткий список изменений в жизни страны, которые произошли после него:

  • внесены поправки в Конституцию;
  • маткапитал при рождении первого ребенка;
  • выплаты на детей от 3 до 7 лет;
  • бесплатное горячее питание для детей 1—4 классов;
  • доплаты классным руководителям.

11.50 65% россиян знают или слышали о предстоящем оглашении послания президента Федеральному собранию 21 апреля 2021 года, говорится в исследовании ВЦИОМ. При этом 87% из них намерены смотреть это послание.

78% опрошенных хотят услышать от Владимира Путина решение актуальных проблем и ответы на текущие вопросы. По мнению каждого второго респондента, президенту стоит уделить внимание в равной мере вопросам внутри страны и вопросам внешней политики. Более трети опрошенных (37%) заявляют, что лучше сконцентрировать внимание на вопросах внутренней политики.

11.45 Послание пройдет сегодня в московском выставочном зале «Манеж», начало ожидается в 12.00. В зале в это время будут присутствовать члены обеих палат парламента и губернаторы.

Сам Путин ранее говорил, что в послании озвучит темы по социальной сфере и инфраструктурному развитию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков охарактеризовал послание как «постковидное» и сказал, что оно будет направлено на развитие после пандемии. В нем будут отражены системные меры поддержки, которые помогут перейти от проседания экономики в «коронакризис» к развитию.

ТАСС сообщает, что послание Владимира Путина Федеральному собранию будет транслироваться на уличных экранах по всей стране по инициативе Общероссийского народного фронта.

11.45 Bloomberg со ссылкой на источники сообщал, что новая программа госрасходов, которую озвучит Путин, может включать в себя расходы на инфраструктуру (железные дороги, мосты и порты) и льготы для компенсации падения доходов граждан. Чтобы найти средства на это, правительство рассматривает несколько вариантов: изъятие средств из Фонда национального благосостояния, смягчение бюджетного правила, перенаправление средств из других проектов и повышение налогов.

Ранее Reuters также сообщал, что в преддверии выборов правительство готовит пакет социальных мер поддержки на сумму в 500 млрд рублей (официальный Кремль впоследствии опровергал эту информацию) — если информация издания подтвердится, эти меры также могут прозвучать в послании.

Работа над финансовым обоснованием послания, по данным Bloobmerg, велась в высокотехнологичном помещении, расположенном под землей на противоположном от Белого дома берегу Москвы-реки, который участники этого процесса называли «бункером».

Вчера вечером, 23 июня, накануне Парада Победы, к гражданам России обратился Президент РФ В.В. Путин. Он подвел итоги борьбы с коронавирусом, рассказал о достижениях отечественной медицины, поделился планами на восстановление экономики и др. Но особенно много было сказано именно о налогах. Вот про сказанное о налогах мы и поговорим.


1. Нравится мне такой афоризм: "О чем бы вам не говорили, вам говорят о деньгах". Эта фраза постоянно подтверждается жизнью.

Если его немного переиначить, то получится так: "О чем бы вам не говорили власти, вам говорят о налогах" (©А.В. Брызгалин). И в этом, наверное, нет ничего удивительного, ведь налоги это тот язык, на котором государство разговаривает со своими подданными. А при демократии, голосуя на выборах за "кандидатов власти", мы вручаем им право устанавливать те налоги, которые мы будем с вами в дальнейшем платить.

Новостей, собственно, три.

2. Уж я не знаю, сознательно или бессознательно, но Владимир Владимирович очень точно сформулировал одну наиважнейшую сентенцию о проблемах современного налогообложения. Дело в том, что разрешение самых главных проблем налогообложения, как бы странно это ни звучало, лежит вне сферы налогообложения. Ведь «собрать побольше налогов» само по себе – это не есть самое главное, это не главная цель. Ну, собрали вы 20 трлн. налогов и что? Дальше то как? Налоги ценны не сами по себе, налоги это не только источник «содержания государства, полиции и армии», но и фонд для распределения общественного блага, а в последние десятилетия, еще и источник для культурного и экономического общественного развития.

Многие налогоплательщики не желают платить налоги не в силу собственной порочности, а в силу не согласия с расходной, т.е. с бюджетной политикой властей. Знаменитый мем "чем больше я уплачу налогов, тем больше их украдут или закопают в никуда" есть реальное проявление с перераспределительной политикой государства.

Думается, что решение бюжтено-расходных проблем государства во многом будет способствовать и разрешению налоговых проблем, причем без всякого ужесточения налогового контроля, ответственности, санкций и прочего администрирования. Но это очень глобальная проблема, о чем, наверное, надо вообще говорить отдельно. И если Президент это понимает, то это очень хорошо.

И еще одно значение имеют сказанные Президентом слова. Попытка решить все проблемы экономики через налоги – это очень утопично и недальновидно. Помните расхожую фразочку из 90х: "Все болезни от нервов, а в экономики - от налогов". Это и так, и, конечно, не так.

Налоги – только один из инструментов регулирования экономикой. Одними налогами ничего не решить (хотя и решить можно многое). Например, сельское хозяйство… Уж каких там только налоговых льгот нет, а до процветания далеко. Или взять малый бизнес, о котором в последнее время не говорит только лишь ленивый. Льгот – вроде огромное количество, а не "взлетает" малый бизнес, а наоборот, чувствует себя всё хуже и хуже.

Поэтому прав В.В. Путин, 100 раз прав: «Налоги – это, конечно, важно, но далеко не всё».

3. Россия впервые почти за 20 лет отказывается от плоской шкалы НДФЛ и вводит прогрессивную хотя и очень мягкую шкалу.

Честно говоря, единой 13 % ставки НДФЛ у нас никогда не было, были ставки и 9 %, 30 % и 35 %, но все-таки основная была именно 13%, причем независимо от размера облагаемого дохода.

Однако с 1 января 2021 г. доходы свыше 5 млн. руб., как сказал Президент, будут облагаться по ставке 15 %. Дополнительно собранный НДФЛ будет иметь целевое назначение - деньги пойдут на лечение тяжело больных детей.

Тут, конечно, много вопросов, которые, возможно, будут разрешены в будущих законопроектах. Например, такой вопрос: НДФЛ федеральный налог, но зачисляется он полностью в региональные бюджеты. Как же будет выделяться дополнительные 2 %? Или весь НДФЛ, который будет взиматься свыше 5 млн. пойдет на какие-то специальный счета, с которых и будет осуществляться целевой расход?

Интересно также отметить, что информация о том, что Правительство и Администрация Президента обсуждают введение прогрессивной шкалы НДФЛ как одной из возможных антикризисных мер, говорил еще пресс-секретарь Президента РФД.С.Песков, по словам которого «окончательные решения пока не принимались, но обмен мнениями идет «весьма интенсивно и в сжатые сроки».

Предполагалось, что НДФЛ могут повысить для тех, чьи доходы превышают 2–3 млн. руб. в год. Тут же возбудились и ГосДума, идею о введении прогрессивной шкалы НДФЛ поддержали все фракции Госдумы.

В самом Правительстве в это время обсуждение повышенияставки НДФЛ опровергалось. «Этот вопрос не обсуждается» - заявили в пресс-службе Правительства. Можно предположить, что Правительство вообще было выведено из состава участников дискуссии, что по меньшей мере странно, учитывая, что Премьер-министр именно налоговик с 10-летним стажем.

Кстати, еще 19 июня депутаты фракции «Справедливая Россия» в ГосДуме предложили ввести прогрессивную шкалу налогообложения, соответствующий законопроект был направлен в Правительство для получения отзыва.

В законопроекте предлагались следующие ставки НДФЛ:

  • для граждан с доходами до 24 миллионов рублей в год – 13%;
  • для граждан с доходами свыше 24 миллионов рублей, но не более 100 миллионов рублей – 15%;
  • для граждан с доходами свыше 100 миллионов рублей, но не более 250 миллионов рублей – 17%;
  • для граждан с доходами свыше 250 миллионов рублей – 18%.

Как сообщал тогда председатель «Справедливой России» С. М. Миронов, целью законопроекта является не только сокращение разрыва между доходами граждан. Предусмотренные законопроектом механизмы будут стимулировать богатых россиян на льготных условиях вкладывать средства в развитие предприятий, которые им принадлежат (более подробно см. здесь).

Моя же личная позиция по поводу прогрессивной шкалы за много лет пока не изменилась.

  • К вопросу о прогрессивной шкале НДФЛ – «Быть или не быть»? (2010)
  • И вновь о проблеме прогрессивной шкалы по НДФЛ (анализ позиций) (2013)

Если в 2х словах, то моя позиция была и есть следующая:

Тезис 1: Прогрессию лучше не вводить, так как толку от нее будет не так много, как кажется, а вот расходы бюджета на администрирование возрастут, появится дополнительный стимул для уклонения от уплаты НДФЛ (что неизбежно скажется на страховых взносах), достижение «справедливости» здесь более чем относительным, а вот по «экономическим стимулам» прогрессия бьёт непосредственно.

Тезис 2: Если уж без прогрессии для НДФЛ не обойтись, то она должна быть чисто символической, и я очень рад, что вчерашнее предложение Президента этому тезису полностью соответствует.

4. Вводится фиксированная сумма налога на владение контролируемой иностранной компанией (так называемых «КИК»).

Если раньше при владении КИК владельцу было необходимо определять её нераспределенную прибыль и уплачивать с неё налог по ставки 20 % для юрлиц или 13 % для физлиц, то сейчас вводится общее правило – с КИКа без всякой отчетности взимается фиксированный налог в размере 5 млн. руб. Этакое ЕНВД на международном уровне.

Фактически государство вводит «фиксированную плату» за владение иностранными компаниями.

Если кто-то думает, что при миллиардных прибылях можно будет «откупиться» 5 млн. тот ошибается, т.к. существует множество других институтов, например институт «фактического получателя доходов», через которые можно будет получить все налоги в полном объеме. А еще не забывайте, что Россия готова пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения со всеми странами и уже ведет такую работу с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Вопросов здесь пока великое множество, поэтому комментировать пока что-то конкретное сложно. Вот дождемся проекта закона, тогда и станет понятно, что конкретно имел в виду Президент.

Однако очевидно, что для всех владельцев убыточных и низкоприбыльных КИКов возникает четкая экономическая установка - закрыть эти никчемные конторы, т.к. если ваша прибыль минимальна, то 5 млн. за один только факт владения становится слишком дорогим.

Те же, кто до сих пор не сообщил в налоговые органы о владении КИКом, должен понимать, что он в скором будущем будет рисковать не только 100.000 руб. штрафа "за неуведомление" как сейчас (см. ст.129.6 НК РФ), но и 5 млн. доначисленного налога, а также пени.

4. Как сказал Президент, для сферы IT будут установлены дополнительные и вообще беспрецедентные фискальные льготы - пониженная ставка по страховым взносам с 15 до 7.6 % и налог на прибыль с 20 до 3 % . Называется это всё красивым словом "налоговый маневр".

Рискну предположить, что IT-сфера любимое детище Президента. Так, кто не помнит, подскажу, что в своем Послании к Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года Президент говорил: Одной из самых быстроразвивающихся отраслей стала у нас, … IT-индустрия, что очень радует. Объем экспорта отечественных компаний за 5 лет вырос вдвое. Я сейчас приводил цифры объема экспорта оборонки, сельхозпродукции. Оборонка – это 14,5 млрд. Совсем недавно IT-технологии составляли цифру, которая приближалась к нулю, сейчас – 7 млрд. долларов.

Прошли годы, и вот мы видим, что и без того низкие ставки по страховым взносам в 14 %, Президент снижает еще в 2 раза. Да еще и налога на прибыль устанавливается сугубо символическим.

Интересно отметить, что ходили служи - для технологических компаний будет отменен и НДС с рекламы разработок и софта на иностранных цифровых площадках, а разработчики программного обеспечения смогут получать специальные субсидии (более подробно см. здесь), но Президент об этом не сказал.

А еще Президент сказал о том, что цель этих мер — стимулировать экспорт российского софта, а также вернуть российские компании из других юрисдикций обратно в страну.

Как эта инициатива Президента будет реализована, покажет, опять же, текст законопроекта.

Но уже сейчас можно сказать, что порядок и условия применения пониженных ставок по страховым взносам для IT-компаний определяются подп.3 п.1 и подп.1.1 п.2 ст.427 НК РФ. Еще можно сослаться на письмо ФНС от 3 апреля 2019 г. № БС-4-11/6075@ по этому поводу. Можно предположить, что скорее всего власти просто понизят ставку до 7.6 %, а все иные условия останутся прежними (или может быть что-то добавится)..

5. Президент РФ сказал и о самозанятых и косвенно об их налогах.

Во-первых, Президент отметил, что этот «эксперимент» показал хорошие результаты и в настоящее время в России насчитывается более 700.000 тысяч самозанятых.

Думаю, что это число наверняка возрастет, т.к. с 1 июля все регионы России вправе вводить режим «Налог на профессиональный доход» на своих территориях. Напомню, что 1 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон № 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлениюспециального налогового режима «Налог на профессиональный доход», согласно которому с 1 июля 2020 года субъектам РФ, не участвующим в эксперименте по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», предоставляется право ввести на своей территории данный налоговый режим.

Во-вторых, Президент отметил, что для новых самозанятых сохранятся ранее обещанные преференции в виде налогового капитала.

Кроме того, Президент предложил предоставить право на «самозанятность» подросткам в возрасте 16 лет.

Таким образом, Президент своё слово сказал. Ждем реализации его инициатив в проектах и в подробностях, ибо сами понимаете, очень часто детали на много важнее идеи и замысла.

Выступление президента обошлось без судьбоносных решений, но поставило конкретные задачи правительству


На фото: президент РФ Владимир Путин после выступления с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в ЦВЗ


21 апреля президент РФ Владимир Путин выступил с традиционным посланием Федеральному собранию. Как и предполагалось, значительную часть речи посвятил экономическому блоку вопросов. Еще накануне обращения инсайдеры сообщали, что оно должно дать россиянам образ будущего, от которого они ждут улучшения своего благосостояния и ситуации в экономике.

Возможно, чтобы не портить картину накануне выступления, Росстат не представил данные о реальных располагаемых доходах россиян за первый квартал в своем докладе «О социально-экономическом положении страны», который был опубликован 20 апреля. В ведомстве объяснили это тем, что пришлось уточнять часть данных, поэтому окончательные цифры будут опубликованы 29 апреля.

Тем не менее Владимир Путин признал, хоть и без конкретных цифр, что пандемия стала ударом по благосостоянию людей, обострила проблемы социального неравенства и бедности, и отметил, что восстановление, а затем и рост доходов — одна из первоочередных задач властей.

Президент также прокомментировал рост цен, но пообещал, что власть не будет заниматься директивными точечными мерами и определением ценников, так как это может привести к пустым полкам, как в 80-е годы. Вместо этого Путин поставил задачу сформировать условия, которые с помощью рыночных механизмов будут обеспечивать насыщение рынка и справедливое ценообразование.

После блока социально-экономического Путин перешел к макроэкономике. По словам президента, сейчас перед правительством стоит задача всесторонней модернизации экономики, которая станет прямым путем к созданию высокооплачиваемых рабочих мест. При этом модернизация промышленности будет неразрывно связана и с экологией. Эмиссия парниковых газов должна быть в России ниже, чем в ЕС, а бизнес как в новых, так и старых проектах, обязан нести ответственность за нанесенный природе ущерб.

«Получил прибыль — убери за собой», — сказал президент, упомянув аварию в Норильске, и призвал ускорить принятие закона об ответственности бизнеса за экологические катастрофы.

Особое внимание президент уделил поддержке бизнеса. Он поручил правительству проработать новые меры, в том числе в налоговой сфере, пообещал, что страховые взносы для малого и среднего бизнеса будут снижены с 30% до 15% на постоянной основе, поручил упростить условия работы для несырьевых экспортеров и снять ограничения в сфере валютного контроля. Еще одной мерой поддержки может стать организация закупок со стороны госкомпаний. В целом же правительство должно предметно заниматься улучшением делового климата, настроить систему поддержки частных инвестиций.

Затем последовал пассаж, который наверняка заставил крупный бизнес напрячься. Президент отметил, что прибыль корпоративного сектора в этом году обещает быть рекордной, несмотря на все проблемы, а потому по итогам года будут приниматься решения по донастройке налогового законодательства. В сторону ли увеличения, президент не уточнил. Зато пообещал поощрять тех, кто не выводит дивиденды, а вкладывает их в развитие.

Одним из самых интересных экономических блоков в послании президента стала часть, посвященная региональному развитию и инфраструктурным проектам, которые могут стать одним из драйверов ускорения экономики. Президент предложил весь объем коммерческой задолженности регионов, превышающий 25 процентов его собственных доходов, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года, а также провести реструктуризацию бюджетных кредитов, предоставленных для борьбы с эпидемией и пролонгировать их до 2029 года.

Кроме того, был представлен новый инструмент развития инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3 процентов годовых и сроком погашения 15 лет, которых планируется выдать на 500 млрд руб. Приоритетом здесь станут инфраструктурные проекты в сфере строительства дорог, развития городов, ЖКХ, туризма. Впрочем, здесь же президент упомянул и освоение ресурсов Арктики, и цифровое проектирование, а также призвал выделить средства из Фонда национально благосостояния на строительство автомагистралей.

Как считает экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, особых неожиданностей или прорывных решений в экономической части послания президента не было. Гораздо важнее, что оно подтвердило приверженность поставленным ранее задачам и стало четким сигналом для правительства и местных властей о том, что от них ждут конкретный результат.

— Это послание отличается от многих других даже не тем, что оно постпандемическое, а тем, что оно было произнесено после поправок в Конституцию, поэтому его содержательная нагрузка поменялась. У нас многие привыкли ждать от послания президента прорывов и судьбоносных решений. Но по сути их не было, кроме несколько социальных инициатив по поддержанию уровня доходов домохозяйств и выплат на детей, которые позволят удержать показатели бедности.

Что касается всего остального, принципиально важно, что президент четко и однозначно подтвердил, что мы не будем сворачивать с ранее намеченной траектории движения к национальным целям. Хотя, возможно, немного поменяются их параметры, в том числе в сторону более раннего достижения показателей.

Смысл экономической части в том, к 1 июля от приятельства и государственного совета ждут четких и ясных предложений по дальнейшему развитию экономики. Именно тогда должна быть представлена программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. К этому сроку министры должны иметь конкретные дорожные карты и понимание того, какие финансовые ресурсы потребуются для их выполнения.

Президент подтвердил стратегический курс нашего социально-экономического развития с упором на то, чтобы не тешить себя судьбоносными идеями, а спокойно и по-взрослому делать то, что уже наметили. Раз есть срок до середины года, давайте к нему и определяться.

«СП»: — Какие моменты можно назвать самыми важными в экономическом блоке послания?

— Были озвучены срочные меры — это дополнительные шаги по поддержке малого и среднего предпринимательства, повышению зарплат. Также принципиальная вещь — комплекс мер по обеспечению долгосрочной стабильности региональных и муниципальных финансов, по крайней мере, до 2030 года, и, конечно, инфраструктурные кредиты. Пока объем их небольшой, полтриллиона рублей, но он может помочь решить многие вопросы.

Важно, что президент признал — ресурсы в стране есть, деньги существуют, но у нас дефицит проектов, в первую очередь, на региональном уровне. Один из знаковых моментов — это вскользь брошенная фраза о том, чтобы правительство не ждало, когда регионы предложат им качественные проекты, а само им помогало. Иначе мы будет топтаться на месте, как в предыдущие годы, когда деньги были, а проектов не было.

Эти моменты кажутся мне достаточно принципиальными. Можно их называть прорывными, а можно — решениями, которые давно назрели. Совокупность относительно негромких инициатив складывается в довольно надежную картину. Курс социально-экономического развития подтвержден, но при этом признано, что многие проблемы не имеют решения. Итог послания — предельно конкретизированное расписание того, что и когда должно сделать правительства, парламент и Госсовет, вплоть до указания по пунктам, какие законы они должны принять в весеннюю сессию. И в этом смысле это определенный прорыв с точки зрения системной работы в государственном управлении.

Мы привыкли к тому, что объявляются громкие инициативы, произносятся лозунги, а потом хоть трава не расти. На сей раз все было в другой тональности. Меньше «судьбоносных инициатив», больше указаний конкретной работы и подтверждения давно поставленных целей, и, конечно, внимание региональному развитию. В прошлых посланиях это говорилось как бы по касательной, а сейчас звучало было большим вниманием к исполнительской дисциплине. Это само по себе кажется мне достижением.

► Читайте онлайн-репортаж «Свободной Прессы» с церемонии Послания президента России Федеральному собранию

Сегодня ровно четыре недели со дня послания президента Федеральному собранию. Времени, чтобы начать решать поставленные главой государства задачи, было предостаточно. И сегодня Владимир Путин провел совещание с министрами, на котором как раз говорили о первых результатах.

Например, возврат части стоимости путевок в детские лагеря. Не за горами начало первой смены, но именно с ней возникла проблема. Владимир Путин потребовал решить вопрос с путевками, которые были куплены еще до введения детского туристического кешбэка.

Или газификация домовладений. Обеспечить ее нужно как можно быстрее, но скорость не должна влиять на качество выполнения поручений.

Пристальное внимание к такой дате, как 1 июня, на сегодняшнем совещании у президента, где обсуждался ход выполнения послания Федеральному собранию, было понятно. Большая часть послания, которое Владимир Путин огласил в апреле, касалась семей с детьми. 1 июня не только День защиты детей, но и наступление календарного лета.

— В. Путин: Начинается сезон летних отпусков. Многие семьи выбирают или уже определили, куда поедут отдыхать, в какой летний лагерь отправят своих детей. Конечно, один из ключевых вопросов здесь – это стоимость отдыха. Повторю, людям важно понимать, какую поддержку здесь окажет государство. В послании была поставлена задача продлить до конца года программу возврата части расходов граждан на туристические поездки. А для ребят, которые отправляются на отдых в лагерь, будет возвращена половина стоимости путевки. Хотел бы здесь поподробнее с вами поговорить, потому что есть, вижу, уже проблемы.

Получить компенсации на путевки смогут родители 357 тысяч детей. Для отдыха будут открыты больше тысячи летних оздоровительных лагерей по всей стране. Сейчас там идут последние приготовления.

— М. Мишустин: На заседании правительства в минувший четверг мы направили пять миллиардов рублей, чтобы родители смогли вернуть половину стоимости путевки для ребенка в летний лагерь. Кроме того, мы продлили до конца текущего года программу возмещения гражданам части затрат на путешествия по России. Ростуризму в конце апреля выделили дополнительно на эти цели более 4,5 миллиарда рублей.

То есть деньги выделены. Правда, по словам Дмитрия Чернышенко, ответственного за это направление работы правительства, старт программы возврата денег за путевки в летние лагеря намечен на 25 мая, но работать все начнет лишь с 1 июля.

— Д. Чернышенко: То есть мы успеваем до каникул ее запустить. Те, кто купил уже путевку, могут воспользоваться новой программой и купить путевку, например, на другую смену, здесь ограничений нет.

— В. Путин: Значит, первого июня уже первая смена начинается, а постановление вышло или нет?

— Д. Чернышенко: Оно сегодня выходит сегодняшним числом.

— В. Путин: Сегодня выходит только, да. А сегодня уже какое число-то? А с первого июня уже первая смена начинается. Многие купили путевки без всякого возврата, надо подумать, вот мы же обещали людям, что они получат возврат, мы же не говорили: в первую смену, во вторую смену, сказали: на летний отдых. Посчитайте, сколько это стоит, и нужно добавить там соответствующие деньги и проработать с регионами и с финансовыми учреждениями, с тем чтобы подходили к решению этих вопросов неформально. Потому что речь идет о конкретных людях, о семьях.

Уже на следующий день после оглашения послания, 22 апреля, правительство и Госдума включились в работу. Основное внимание к блоку социальных мер, среди которых выплаты на детей в возрасте от 8 до 16 лет, которые воспитываются в неполных семьях, выплаты беременным, находящимся в трудной материальной ситуации.

— М. Мишустин: Одна из важнейших задач – это создание целостной системы мер поддержки семей с детьми, чтобы повысить их уровень доходов. С этими предложениями также выступала партия «Единая Россия», которая инициировала необходимые законодательные изменения. Стало известно: данный законопроект сегодня был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.

Андрей Турчак, вице-спикер Совета Федерации, секретарь генсовета «Единой России», доложил о том, что законодатели свою работу выполняют даже с опережением графика.

— А. Турчак: Для «Единой России» это прямая программа действий, для нас это ключевой блок нашей предвыборной кампании, с которой мы пойдем на выборы в этом году. Нами сформирован план законодательного обеспечения послания с конкретными сроками, конкретными ответственными. Он предусматривает подготовку 46 проектов федеральных законов.

Один из них готов уже сегодня, тем более, что поручение президента, которое он дал после послания, касается газификации – вопроса, который «Единая Россия» поднимала неоднократно.

— А. Турчак: У меня на руках законопроект, который обеспечит на законодательном уровне решение задачи, которую Вы поставили. Сегодня мы направим его в Государственную Думу. Главная его суть – создание условий для подведения газа до участка гражданина. Хочу подчеркнуть, это прямо прописано в законопроекте: без привлечения его средств. Рассчитываем принять этот закон в текущую сессию, чтобы люди получили доступ к газу как можно скорее, чтобы не осталось никаких лазеек для злоупотребления, а процесс подключения был максимально удобным и простым для людей.

— В. Путин: Я прошу и правительство, и Газпром, и регионы сделать это как можно быстрее, иначе у нас будет так, как бывает иногда в народе говорят: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Вот чтобы такого не было, как с возвратом денег на путевки для детей в лагеря.

— А. Турчак: Уважаемый Владимир Владимирович, еще одно предложение, пользуясь случаем. В июне официально стартует и продлится до сентября избирательная кампания в Государственную Думу. По времени она совпадает с проведением Всероссийской переписи населения, которая запланирована на август-сентябрь текущего года. Переписчики и сотрудники избирательных комиссий – это, как правило, наши учителя, работники социальной сферы. В этой связи просим вашего поручения о переносе переписи населения на октябрь. Выборы к этому времени уже пройдут, и люди смогут спокойно и взвешенно ответить на все важные для переписи вопросы.

— В. Путин: Хорошо, это тоже рассмотрим обязательно.

Марат Хуснуллин, в свою очередь, рассказал об инфраструктурном развитии регионов. Это еще один блок поручений, направленных президентом в правительство после послания. Речь о начале масштабного строительства по всей стране. В нескольких городах правительство взялось за реанимирование долгостроя. Например, замороженное с далекого 1992 года строительство метро в Челябинске решено запустить заново, но переделав уже существующие линии под специализированный трамвай. Активно начнут достраивать метро Красноярска, о чем президент сказал в послании.

— В. Путин: Все-таки Ваша оценка какая и перспективы здесь какие по строительству метро?

— М. Хуснуллин: Начатые в городах-миллионниках проекты надо постараться минимальными затратами закончить, но не теми деньгами, которые они называют. Потому что, например, тот же Челябинск – первый «подход к снаряду» был 92 миллиарда. Мы считаем, что метро для миллионников пока нецелесообразно, надо больше делать ставку на железную дорогу..

— В. Путин: Вы сказали «нельзя бросать», но ведь бросили же в свое время.

Исправлять предстоит многое. Как сказал президент, при такой масштабной работе, которая началась, новые детали будут возникать постоянно. Главное – все держать на контроле.

Читайте также: