Налог на прибыль организации диссертация

Опубликовано: 22.04.2024

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

Библиографическая ссылка на статью:
Шагунова М.А. Налог на прибыль организаций на примере коммерческого предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5359 (дата обращения: 12.04.2021).

Налог на прибыль организации является основным источником пополнения бюджета Российской Федерации. Основной целью любой организации является получение прибыли, а налог на прибыль организации у большинства предприятий является наиболее весомым в общей структуре налогового бремени. И нередко организации, пытаясь уклониться от налогов, в том числе и от налога на прибыль, используют незаконные схемы. В своем исследовании на примере коммерческого предприятия, изучив его финансовое состояние, налоги, уплачиваемые им, мы выявили возможности законного уменьшения налога на прибыль.

Согласно ст.8 НК РФ понимает налог как обязательный, безвозмездный платеж организаций/физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства/муниципальных образований. [1]

Налог на прибыль организаций – это прямой налог, взимаемый с прибыли предприятия за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

Согласно ст. 247 НК, объект налога на прибыль – это прибыль полученная налогоплательщиком, в свою очередь под прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Общую характеристику налоге на прибыль можно свести в следующую таблицу 1.

Таблица 1 – Краткая характеристика налога на прибыль организации

Тип налога на прибыль

Налог с предприятий и организаций

Следует так же отметить, что прибыль согласно бухгалтерскому балансу и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

Классификация доходов/расходов для определения налога на прибыль включает две группы:

- доходы/расходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (иначе – доходы от реализации);

Налоговые ставки по налогу на прибыль организации установлены согласно ст.284 Налогового кодекса РФ. Ставок несколько – 0%, 9%, 15%, 20%, которые применяются в зависимости от объекта налогообложения. Базовая ставка на сегодня составляет 20%: 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ. [2]

Главой 25 НК РФ предусмотрены два метода признания доходов/расходов в налоговом учете: метод начислений и кассовый метод. Разница двух методов состоит в порядке признания доходов/расходов.

Основным видом деятельности исследуемого коммерческого предприятия является вылов и переработка рыбной продукции. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации был проведен на основе предоставленных предприятием данных в открытом доступе на сайте компании, за 2010-2011гг.

Коммерческое предприятие отвечает общим требованиям, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам в условиях рынка, и имеет свою специфику в формировании собственных средств и активов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, проведенный на основе бухгалтерской отчетности компании показал, что коммерческое предприятие имеет достаточный уровень финансовой устойчивости. Однако выявлен ряд недостатков, на которые руководству компании следовало бы обратить внимание.

Таблица 2 – Анализ платежеспособности исследуемой организации в 2010-2011гг.

Значения показателей 2010 г.

Значения показателей 2011 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент критической ликвидности

Коэффициент восстановления платежеспособности

Что касается уровня платежеспособности организации в 2011 г. (таблица 2), он снизился относительно 2010г. по всем показателям. Из чего делаем вывод о том, что баланс не является абсолютно ликвидным, соответственно предприятие не сможет своевременно рассчитаться по краткосрочным обязательствам при возникшей необходимости. Но так же стоит отметить, что коэффициент текущей ликвидности и восстановления платежеспособности находятся в рамках нормативов – не менее 1.

Говоря о рентабельности исследуемой компании (таблица 3), мы выявили что, рентабельность продаж по чистой прибыли выросла на 1,2 %, в тоже время как рентабельность собственного капитала снизилась на 41,3%.

Таблица 3 – Анализ рентабельности исследуемой компании в 2010-2011 гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Рентабельность продаж по чистой прибыли

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

Рентабельность заемного капитала

Рентабельность основной деятельности по чистой прибыли

Увеличение плеча финансового рычага компании (таблица 4) связано с увеличением собственных средств компании. Так в 2010-2011гг. на 1 рубль собственных средств компания привлекла 0,84-0,99 рубля.

Расчет коэффициента финансовой устойчивости коммерческого предприятия показал, что он ниже расчетных нормативов – 0,6, а это говорит о недостаточности собственных средств, финансируемых за счет устойчивых финансовых источников.

Таблица 4 – Анализ финансовой устойчивости исследуемой организации в 2010-2011гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Коэффициент финансовой устойчивости

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага)

Коэффициент маневренности собственного капитала

Низкий показатель коэффициента оборачиваемости активов организации (таблица 5) в исследуемый период – 2010-2011гг. означает бездействие части собственных средств, что указывает на необходимость вложения собственных средств в другой более подходящий источник доходов.

Таблица 5 – Анализ оборотного каптала исследуемой организации в 2010-2011 гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент капиталоотдачи)

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости запасов

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Длительность одного оборота (в днях) оборотных активов

Длительность одного оборота (в днях) денежных средств

Длительность одного оборота (в днях) краткосрочной дебиторской задолженности

Длительность одного оборота (в днях) запасов

Длительность одного оборота (в днях) кредиторской задолженности

Снижение оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010-2011гг. отражает ухудшение платежной дисциплины покупателей – своевременное погашение покупателями задолженности перед предприятием и сокращение продаж с отсрочкой платежа. Динамика этого показателя во многом зависит от кредитной политики предприятия, от эффективности системы контроля, обеспечивающей своевременность поступления оплаты.

Анализ использования основных средств в 2010-2011гг. показал рост как фондоотдачи на 1,4 пункта, так и фондоемкости, что говорит об эффективности их использования.

Производительность труда в исследуемой компании в 2010-2011гг. снизилась за счет непропорционального роста сотрудников и выручки. В 2010г. на предприятии работало 597 сотрудников, в 2011г. – 621 человек.

Исследуемая организация своевременно производит уплату всех налогов и сборов, соответствующих законодательству.

Таблица 6 – Сведения об уплате налогов и взносов в бюджет и во внебюджетные фонд исследуемого предприятия в 2010-2011гг. [3]

Как видно из таблицы 6, значительно вырос налог на добавленную стоимость – 230%, взносы в ПФР и ФОМС – 128% и 161% соответственно, снизились: сбор за водные биологические ресурсы – 94%, плата за загрязнение окружающей среды – 87%.

На рисунке 1 представлено долевое участие каждого вида налогов, уплачиваемого исследуемой организацией, в общей структуре. Из последнего видно, что основную долю налоговых выплат компании оставляет налог на прибыль – 36%.


Рисунок 1 – Структура налогового бремени исследуемой компании в 2011гг.

Рассмотрим детально расчет налога н прибыль исследуемой коммерческой организации в 2010-2011гг. Доходы и расходы организации представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Сведения о доходах и расходах исследуемой компании в 2010-2011гг. [3]

Таким образом, рассчитаем налоговую базу для налога на прибыль и сам налог на прибыль данной коммерческой организации в 2010-2011г.

Прибыль (убыток) до налогообложения (2010г.) = 1998828+430+172014 – 1247506 – 260688 – 52507 – 166006 = 444565 тыс.руб.

Прибыль (убыток) до налогообложения (2011г.) = 1995984 + 960+358338 – 1233770 – 294425 – 69899 – 286884 = 470304 тыс.руб.

Текущий налог на прибыль (2010г.) = 444565*0,2 – 188 – 10559 = 78166

Текущий налог на прибыль (2011г.) = 470304*0,2 – 63 – 1673 – 1507 + 7223 = 98041 тыс.руб.

Следует отметить, что выручка компании в 2011г. была ниже, чем в 2010г. всего на 1%, а налог на прибыль вырос на 123%. Рост налога на прибыль обусловлен ростом статьи «прочих доходов» в исследуемом периоде на 208%.

Любое предприятие стремится снизить налог на прибыль. Для осуществления этого можно использовать различные варианты учетной политики для целей налогообложения, предусмотренные в Налоговом Кодексе РФ. Рассмотрим те варианты по оптимизации налога на прибыль, которые подходят исследуемой коммерческой организации, таблица 8.

Таблица 8 – Варианты формирования учетной политики исследуемой организации для целей налогообложения по налогу на прибыль [4]

Элементы учетной политики

Таким образом, для снижения налога на прибыль исследуемой коммерческой организации мы предлагаем внести следующее изменения в учетную политику компании:

а) включить в состав расходов организации:

- Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет;

- Резерв на ремонт основных средств;

- Резерв по сомнительным долгам;

б) включать в состав внереализационных доходов скидки, предоставленные компанией покупателям согласно условиям договора;

в) приравнивать к внереализационным расходам убытки, полученные исследуемой организацией в предыдущем налоговом периоде, но выявленные в отчетном.

Как указывалось выше, анализ дебиторской задолженности организации выявил снижение оборачиваемости дебиторской задолженности, возникшей по договорам поставки и подтвержденной контрагентами. В тоже время компания не имеет резерва по сомнительным долгам. Ст.266 НК указывает, что сомнительным долгом признается любая не погашенная в срок задолженность перед организацией, которая возникла в связи с основной деятельностью. [1] Поэтому мы предлагаем использовать как вариант снижения налога на прибыль – формирование резерва по сомнительным долгам.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам включает их обязательную ревизию по срокам давности, согласно которой определяется сумма сомнительной задолженности для включения ее в резерв, учитываемый при налогообложении прибыли. Налоговое законодательство так же указывает, что необходимо следить за суммой резерва по сомнительным долгам, она не должна превышать 10% от выручки (доходов от реализации) данного отчетного периода (с учетом НДС).

Согласно НК РФ отчисления в зависимости от сроков задолженности исчисляется различным способом, таблица 9.

Таблица 9 – Порядок отчисления в резерв по сомнительным долгам [1]

Срок возникновения задолженности, календарных дней Сумма, включаемая в резерв по сомнительным долгам
свыше 90 полная сумма
45 -90 (включительно) 50%
До 45 0

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет формируется согласно п. 24 ст. 255, ст. 324.1 НК РФ. Нормативно алгоритм и критерии формирования данного резерва в бухгалтерском учете не установлены, поэтому порядок зачисления, размер зачисляемых в него средств организация должна разработать самостоятельно и затем отразить в учетной политике. Величина резерва рассчитывается исходя из предполагаемых (плановых) расходов на выплату отпускных за год и начисляется в течение года ежемесячно из расчета 1/12 его годовой суммы. Но следует так же учесть, что для того, что бы налоговая инспекция признала начисленные суммы резерва в целях налогообложения, организация должна установить обоснованный критерий, по которому она на конец года будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период.

Между суммами начисления и сформированным резервом, как правило, возникает разница, так как этот резерв формируют в периоде предыдущем отчетному, а сами начисление и выплата производятся уже в последующем. Согласно законодательству, остаток суммы данного резерва от фактического начисленного вознаграждения по итогам работы за предыдущий год с учетом ЕСН должен быть включен в расходы на оплату труда.

Предлагаемые меры позволят снизить налог на прибыль организации, тем самым увеличив чистую прибыль.

На правах рукописи

Параскевич Наталья Сергеевна

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

КАК ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.00.14 – административное право, финансовое право,

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Работа выполнена на кафедре финансового права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Горбунова Ольга Николаевна
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Крохина Юлия Александровна кандидат юридических наук Ткаченко Роман Владимирович
Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

Защита состоится 15 марта 2011 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 170.003.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 69А, ауд. 910.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».

Автореферат разослан «___» февраля 2011 г.

диссертационного совета С.П. Ломтев

  1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современные финансово-правовые исследования проблем бюджетного регулирования и сбалансированности бюджетной системы зачастую направлены на опосредованное изучение бюджетных и налоговых правоотношений. Анализ того или иного налога фокусируется на поиске путей усиления его фискального потенциала, а достижение сбалансированности бюджетной системы ставится в зависимость от совершенствования отношений между бюджетами бюджетной системы.

Представляется, что данный подход не охватывает все возможности по оптимизации бюджетного регулирования и сбалансированности бюджетной системы ввиду возрастающего внимания государства и общества к проблеме недостаточности финансового обеспечения субфедеральных органов власти, особенно органов местного самоуправления.

Совершенствование механизма установления, введения и взимания отдельно взятого доходного источника – налога на прибыль организаций – и выявление его значения для бюджетной системы представляется верным рассматривать как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Именно такой системный подход, основанный на логике и диалектике, позволяет раскрыть финансово-правовую природу налога на прибыль как регулятора экономических отношений в обществе и предопределяет его отнесение к регулирующим доходам бюджетной системы.

Исследование механизма распределения налога на прибыль в бюджетной системе дает возможность не только систематизировать и углубить имеющиеся научные знания о правовой природе данного доходного источника, но и дополнить науку финансового права в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования регулирующих доходов бюджетной системы и оптимизации бюджетного регулирования.

Формирование системы научных знаний о распределении налога на прибыль организаций в бюджетной системе представляется крайне своевременным с учетом возможного решения следующих актуальных проблем:

- теоретическое обоснование отнесения налога на прибыль организаций к регулирующим доходам бюджетной системы и следующего за этим предложения по закреплению обязательных отчислений данного доходного источника за всеми уровнями бюджетной системы способно привлечь дополнительные финансовые средства, столь необходимые для разрешения поставленных перед местным самоуправлением задач;

- закрепление обязательных отчислений от налога на прибыль позволит создать заинтересованность органов всех уровней власти в принятии мер, направленных на выполнение планов по бюджетным доходам для всех звеньев бюджетной системы, что стимулирует развитие хозяйственного сектора, особенно малого и среднего предпринимательства, на каждой территории.

Эти положения еще раз подчеркивают актуальность избранной темы диссертационной работы, результаты которой могут быть использованы в дальнейших прикладных исследованиях с целью формирования соответствующих правовых норм налогового и бюджетного законодательства.

Степень разработанности темы исследования. Взаимосвязь и взаимообусловленность таких финансово-правовых институтов, как налоги и бюджет, отмеченные в работах О.Н. Горбуновой, современными финансово-правовыми исследователями практически не ставятся под сомнение, однако данные институты в основном изучаются отдельно друг от друга.

Вместе с тем, особенностям распределения налоговых доходов в бюджетной системе уделялось внимание в работах О.Э. Говорухина и А.Э. Лоскутова; налог на прибыль организаций в совокупности с налогом на добавленную стоимость рассматривались как источники доходов бюджетной системы Российской Федерации в работе Р.В. Ткаченко; возможность налогов выступать инструментом бюджетного регулирования была исследована Е.М. Алексеевым.

Целью исследования является разработка научных положений о правовой природе налога на прибыль организаций как инструменте бюджетного регулирования, образующих основания для его отнесения к регулирующим доходам бюджетной системы.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю возникновения и развития института налогообложения прибыли в Российском государстве;

- оценить выполняемые налогом на прибыль организаций функции;

- дать характеристику элементов состава современного налога на прибыль организаций;

- провести анализ принципов построения бюджетной системы в условиях федерального построения Российской Федерации, особенно принципов бюджетного федерализма и самостоятельности бюджетов;

- изучить значение механизма распределения налоговых доходов в бюджетной системе страны для реализации принципов ее построения;

- исследовать разработанные в отечественной и иностранной науке и практике рекомендации по закреплению налогов и поступлений от них за конкретными уровнями налоговой и бюджетной систем и проследить законодательные изменения в указанной области применительно к налогу на прибыль организаций в России;

- определить значение доходов от налога на прибыль организаций на всех уровнях бюджетной системы, особенно на местном уровне;

- разработать предложения по внесению в законодательство изменений, направленных на совершенствование порядка установления, введения, взимания и распределения в бюджетной системе изучаемого налога.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере бюджетного регулирования, обеспечивающие выравнивание уровней бюджетной обеспеченности с целью достижения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Предметом исследования выступают корреспондирующие друг другу нормы налогового и бюджетного законодательства, закрепляющие налог на прибыль организаций в налоговой системе и устанавливающие порядок его распределения в бюджетной системе Российской Федерации, а также практика их применения.

Методологическую базу исследования составили: философско-правовой метод (метод диалектики права), общенаучные (описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация, абстрагирование) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический) методы познания.

Эмпирической основой исследования стали результаты проведенного в 2008 – 2010 годах анализа нормативных правовых актов, регулировавших институт налогообложения прибыли до появления налога на прибыль организаций, положений НК РФ и БК РФ (в редакциях, начиная с 1998 года), иных федеральных законов, нормативно-правовых актов представительных органов власти Российской Федерации, актов Конституционного Суда Российской Федерации и иных судебных решений, касающихся практики применения предмета исследования, официальная статистическая отчетность Федерального казначейства (Казначейства России) об исполнении бюджетов в период с 2000 по 2010 годы.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные положения, разработанные в трудах: М.М. Алексеенко, Н.М. Артемова, Е.М. Ашмариной, К.С. Бельского, В.В. Бесчеревных, О.В. Болтиновой, А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, С.В. Запольского, А.Г. Игудина, С.И. Иловайского, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Т.В. Конюховой, Ю.А. Крохиной, Н.П. Кучерявенко, В.А. Лебедева. С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Э.Д. Соколовой, Н.И. Химичевой, С.Д. Цыпкина, Н.А. Шевелевой, И.И. Янжула и других ведущих ученых в области финансового права.

А также теоретические разработки, содержащиеся в трудах отечественных (И.В. Горского, А.З. Дадашева, А.А. Исаева, В.Г. Князева, Д.М. Львова, Н.И. Малис, В.Г. Панскова, В.М. Пушкаревой, В.М. Родионовой, А.А. Соколова, Н.И. Тургенева, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова) и зарубежных (П.М. Годме, Дж. Кейнса, А. Маршалла, Дж. С. Милля, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, А. Смита, Ж.-Б. Сэя, У. Пети, П. Хейне) экономистов.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании положения об отнесении налога на прибыль организаций к регулирующим доходам бюджетной системы и разработке правовых моделей распределения данного доходного источника между всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обосновано значение хозяйственной реформы 1965 года, когда была осознана уникальность прибыли как объекта налогообложения, предоставляющего государству возможность получения информации о деятельности предприятий, как фактора, обусловившего возникновение современного налога на прибыль организаций и его обособление от косвенного налогообложения прибыли, выражавшегося в уплате предприятиями: гильдейских сборов (начиная с 70-х годов XVIII века); промысловых налогов (с середины XIX века и до 30-х годов XX века); взимавшихся в советский период подоходного налога с предприятий общественных организаций и смешанных обществ, отчислений от прибыли, платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, взносов свободного остатка прибыли (вплоть до 1990 года).

2. Аргументирован положительный эффект от использования категории «себестоимость» при исчислении базы по налогу на прибыль, как важного элемента для экономического планирования и других нужд экономико-хозяйственной деятельности организаций. Закрепление данной категории в налоговом и бюджетном законодательстве «юридизирует» данный термин и не только позволит снижать издержки на производство товаров, но и приведет к увеличению собственных денежных фондов организаций и объема налоговых отчислений в бюджетную систему.

3. Возможность выступать стержневым доходным источником для региональных и местных бюджетов ориентирует совершенствование правового регулирования налогообложения прибыли не только по пути развития его фискального потенциала, но и, в большей степени, на создание условий для совершенствования экономических отношений в обществе, а также заинтересованности в развитии всех форм предпринимательства на каждой территории. Данная возможность проявляется после признания значения данного налога при получении информации, необходимой для осуществления государственного управления; распределении и перераспределении денежных средств в бюджетной системе страны; применении стимулирующих и дестимулирующих механизмов в регулировании экономических отношений.

4. Предусмотренный налоговым и бюджетным законодательством порядок распределения поступлений от налога на прибыль организаций указывает на существование регулирующих механизмов в бюджетной системе, в связи с чем предлагается закрепить деление доходов бюджетов на закреплённые, регулирующие и передаваемые. Данное деление направлено на создание возможностей определения долей всех доходных источников в бюджете любого уровня бюджетной системы и отслеживание уровня самостоятельности каждого бюджета.

5. Совершенствование юридического конструирования налога на прибыль организаций представляется правильным ориентировать на развитие заинтересованности региональных и местных уровней власти в увеличении количества предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, так как увеличение размера полученной на конкретной территории прибыли увеличивает общую доходную базу всех уровней бюджетной системы.

6. Предлагается преобразовать порядок распределения доходов от налога на прибыль организаций и закрепить обязательные отчисления от него за всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации, что направлено на обеспечение реализации принципа самостоятельности всех бюджетов бюджетной системы за счет увеличения отчислений от регулирующих налогов и уменьшения финансовой помощи бюджетам.

7. Обоснованы положения о правовой модели налога на прибыль организаций, предлагаемые для их законодательного закрепления в виде внесения изменений в следующие статьи части первой НК РФ:

7.1. Статью 41 «Принципы определения доходов и прибыли» дополнить абзацем следующего содержания: «Прибыль, принимаемая в качестве объекта налогообложения, понимается как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов»;

7.2. Изложить абз.2 ч.2 ст.11 в следующей редакции: «Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, международные организации, а равно другие образования, получающие доходы от своей деятельности, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства (иностранные организации)»;

8. Обоснованы положения о правовой модели налога на прибыль организаций как инструмента бюджетного регулирования, предлагаемые для их законодательного закрепления в виде внесения изменений в следующие статьи БК РФ:

8.1. Статью 48 «Виды доходов бюджетов» изложить в следующей редакции: «1. Закреплённые доходы бюджетов – виды доходов, принадлежащие на постоянной основе полностью или частично соответствующим бюджетам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К закреплённым доходам бюджетов относятся:

1) налоговые доходы, принадлежащие на постоянной основе полностью или частично соответствующим бюджетам, государственным внебюджетным фондам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

2. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты либо на долгосрочной основе, либо Законом о бюджете на следующий год и плановый период.

3. Передаваемые доходы – межбюджетные трансферты»;

После закрепления предложенной классификации доходных источников бюджетов бюджетной системы следующим этапом станет ее отражение в статьях 49, 55, 60 БК РФ, а также в статьях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

8.2. Статью 58 дополнить частью 5 следующего содержания: «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны устанавливать в порядке, предусмотренном настоящей статьей, дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на прибыль организаций, исходя из экономически обоснованной потребности местной власти, рассчитанной при составлении проекта бюджета на предстоящий год и плановый период».

8.3. Признать абз.2 п.2 ст.56 БК РФ утратившим силу.

Апробация результатов исследования. Выводы и предложения исследования используются в процессе преподавания дисциплин «Финансовое право», «Бюджетное право» и «Налоговое право» в ГОУ ВПО Российская академия правосудия.

Теоретическая значимость выводов и положений диссертации заключается в том, что они развивают финансово-правовую теорию о правовой природе налога на прибыль организаций, дополняют учение о регулирующих доходах бюджетной системы и бюджетном регулировании, теоретически обосновывают совершенствование налогового и бюджетного законодательства в области изменения порядка распределения доходных поступлений от данного доходного источника.

Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные выводы об изменении порядка распределения доходных поступлений от налога на прибыль организаций между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в целях обеспечения материальной базой всех уровней власти и создания у них заинтересованности в выполнении плана по бюджетным доходам, получаемым с хозяйственной сферы, могут быть использованы в процессе совершенствования налогового и бюджетного законодательства.

Данные разработки могут быть полезны при подготовке учебных и учебно-практических пособий, при чтении лекций, проведении семинарских занятий и специальных курсов по учебным дисциплинам «Финансовое право», «Налоговое право», «Бюджетное право» и для последующих научных исследований в данной области.

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по четыре параграфа, заключения и десяти приложений1.

II. Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, формулируются его цели и задачи, объект и предмет, методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования, научная новизна, выводы и положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость, а также положения об апробации результатов проведенного исследования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, диссертация

Описание

При формировании налоговой политики правительству важно обеспечить сочетание интересовналогоплательщиков и государства, стимулируя организации к ведению активной предпринимательскойдеятельности в целях увеличения поступлений налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сференалогообложения прибыли организаций, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов его замедления. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Поэтому одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Однако в настоящее время регулирующая функция налога на прибыль организаций и

Работа состоит из 1 файл

Введение.doc

При формировании налоговой политики правительству важно обеспечить сочетание интересов налогоплате льщиков и государства, стимулируя организации к ведению активной предпринимательской де ятельности в целях увеличения поступлений налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сфере налогообложения прибыли организаций, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов его замедления. Именно налог на прибыль является тем налогом , с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Поэтому одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Однако в настоящее время регулирующая функция налога на прибыль организаций используется недостаточно для обеспечения высоких темпов экономического роста.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена недостаточной разработкой теоретических и практических вопросов налогообложения прибыли организ аций в современной налоговой системе, а также существующими проблемами в механизме его исчисления и уплаты.

Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль организаций, поскольку регулирующая функция данного налога напрямую связана с экономическим ростом, но реализуется значительно в меньшей степени, в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов - ставки , льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП.

В этой связи представляет интерес исследование теоретических и практических аспектов исчисления и взимания налога на прибыль организаций в РФ, изучение исторического опыта и практики развитых стран.

Несмотря на наличие большого числа публикаций1, посвященных данной теме, вопросы применения дифференцированных налоговых ставок налога на прибыль для организаций различных отраслей экономики и введения инвестиционной льготы все еще остаются недостаточно проработанными как с научной, так и с практической точек зрения.

Проблема исследования определяется существующими противоречиями между необходимостью создания условий для стимулирования эко номического роста в РФ и превалированием фискальной функции налога на прибыль организаций в практике налогообложения.

Актуальность этой проблемы и ее неполная проработанность предоп ределили выбор темы диссертации, цели и основные задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по созданию эффективной системы налогообложения прибыли.

Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи: проанализировать эволюцию и выявить тенденции развития налога на прибыль организаций в современной налоговой системе России; исследовать международный опыт налогообложения прибыли и дать оценку возможности его применения в Российской Федерации;

1 Пансков В. Г. « Российская система налогообложения: проблемы развития », Малис Н.И. « Некоторые проблемы налогообложения прибыли », Вишневская Н.Г. « Регулирующая роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе » и пр. исследовать влияние налога на прибыль на деятельность организаций в действующей налоговой системе РФ; дать оценку современного механизма налогообложения прибыли организаций, выявить имеющиеся недостатки и обосновать перспективы его развития; определить налоговую нагрузку налога на прибыль организаций на экономику России и проанализировать причины ее изменения; разработать модель системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли, обеспечивающую реализацию оптимального соотношения регулирующей и фискальной функций налога на прибыль организаций, в целях стимулирования роста экономики РФ; на основе модели системного подхода разработать предложения по совершенствованию налога на прибыль организаций; оценить экономический эффект от внедрения в практику налогообложения прибыли организаций предложенных рекомендаций.

Объект исследования является система налоговых отношений, возникающих между организациями и государством при налогообложении прибыли.

Предметом исследования является совокупность теоретических аспектов и практических проблем, существующих в рамках действующего механизма налогообложения прибыли организаций.

Теоретическая и методологическая основы исследования. При подготовке диссертации использовались следующие общие методы научного познания: диалектический метод, исторический и логический анализ, системный подход и синтез, сравнение, экономико-статистический и кластерный методы анализа.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области налогообложения и государственного регулирования экономики. При рассмотрении теоретических вопросов были использованы труды классиков экономической теории: А. Смита , Д. Рикардо, В. Петти, К. Маркса, разработавших фундаментальные теории в области налогообложения. Более поздние публикации зарубежных экономистов Дж. Кейнса, А.Лаффера, Д.Милля, Ф.Найта, П.Самуэльсона, Д.Стиглица, М.Фридмана, И.Шумпетера явились важной основой для данного исследования. Изучены работы классиков русской экономической мысли: А.Исаева, И.Озерова, В.Твердохлебова, А.Тривуса, Н.Тургенева, И.Янжула.

В диссертации автор опирался на работы современных отечественных ученых, внесших значительный вклад в теорию и практику налогообложения: И.М.Александрова, А.В.Брызгалина, И.В.Горского,

A.З.Дадашева, И.В.Караваевой, М.В.Карпа, Г.Ю.Касьяновой, С.П.Колчина,

B.Г.Князева, О.Г.Лапиной, Л.Н.Лыковой, В.И.Макарьевой, Л.Я.Маршавиной, Н.И.Малис, С.А.Николаевой, Л.П.Павловой, В.Г.Панскова, С.Г.Пепеляева, Ю.В.Подпорина, В.М.Пушкаревой, В.М.Родионовой, И.Г.Русаковой, Н.А.Сердюковой, Н.Г. Сычева , Д.Г.Черника, С.Д.Шаталова, Т.Ф. Юткиной.

Основные положения диссертации проиллюстрированы таблицами, рисунками, информационной базой которых являются данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, законодательные акты федеральных и региональных органов государственной власти РФ, материалы Института экономики РАН , Института экономики переходного периода, публикации в периодической печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается в выработке конкретных предложений по совершенствованию налога на прибыль организаций для решения практических проблем налогообложения прибыли в РФ. Наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту, заключаются в следующем: осуществлен комплексный анализ действующей системы налогообложения прибыли, что позволило определить влияние налога на прибыль организаций на деятельность хозяйствующих субъ ектов и инвестиционные процессы в экономике РФ за период 1992 - первое полугодие 2006 гг.; исследованы и оценены основные тенденции развития налога на прибыль в отечественной и зарубежной практике; проведен расчет и анализ налоговой нагрузки налога на прибыль на экономику России за период с 1992 по первое полугодие 2006 гг., выявлены причины ее изменения; построена модель системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли организаций в целях обеспечения условий роста экономики РФ; разработана методика применения дифференцированных ставок налога на прибыль организаций в целях выравнивания условий финансово-хозяйственной деятельности организаций различных отраслей экономики; предложено введение инвестиционной льготы для увеличения собственных источников финансирования орга низациями капитальных вложений и обоснована ее экономическая целесообразность; внесены предложения по совершенствованию механизма формирования налоговой базы и изменению отдельных статей НК РФ; рассчитан экономический эффект от внедрения в практику разработанных автором предложений по совершенствованию налогообложения прибыли организаций.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по изменению налогообложения прибыли, направленных на совершенствование механизма функционирования налога на прибыль организаций.

Выводы и предложения диссертации использованы в преподавании следующих дисциплин: « Налоги и налогообложение», « Теория и история налогообложения », « Налоговые системы зарубежных стран »,

Налогообложение юридически х лиц» в Академии бюджета и казначейства Министерства Финансов Российской Федерации.

Основные положения научной работы могут быть использованы Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой РФ при внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты по налогу на прибыль организаций.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты работы были доложены на 2-ой межрегиональной научно- практической конференции «Социально-экономическое развитие регионов России: проблемы теории и практики» в марте 2006 г.; на научно-исследовательском семинаре кафедры « Финансы » Академии бюджета и казначейства Министерства финансов в апреле 2006 г.

Выводы и предложения диссертационного исследования были внедрены в практической деятельности аудиторской фирмой ООО «Мегаполис-Траст» г. Москва. Разработанные автором формы регистров налогового учета и методика начисления амортизации основных средств в целях оптимизации платежей по налогу на прибыль используются в деятельности данной организации.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 7 научных работах общим объемом 3,8 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения. Объем работы -194 страниц машинописного текста с 16 таблицами и 2 рисунками. В структуру работы также входят 22 приложения и библиографический список использованной литературы, содержащий 215 источников.

Рассмотренные теоретические основы происхождения прибыли и ее налогообложения позволяют понять экономическую природу самой прибыли, а также исследовать взгляды экономистов на вопросы ее налогообложения. Сформировавшиеся в XX веке теории налогообложения прибыли легли в основу современного налогообложения прибыли и доходов во всех развитых странах мира. Прибыль рассматривается как мощная созидательная сила, обеспечивающая развитие экономики и являющаяся источником налоговых поступлений в бюджет . В вопросах теории налогообложения прибыли организаций важное значение имеет выбор объекта налогообложения. Изучение различных теорий прибыли позволило автору сделать вывод, что прибыль является наиболее целесообразным объектом налогообложения, т.к.:

Глава 1. Теоретические основы налогообложения и налогового 12
контроля прибыли

1.1. Понятие налогового контроля 12

1.2. Экономическое содержание категории прибыли и налога на
прибыль 19

Ретроспективный анализ развития налога на прибыль 28

Ретроспективный анализ порядка формирования налоговой базы

по налогу на прибыль 50

Глава 2. Развитие методологических основ налогового контроля по

налогу на прибыль организаций 66

Основные принципы налогового контроля по налогу на прибыль 66

Налоговая отчетность как инструмент налогового контроля 77

Особенности учета доходов и расходов в налоговых расчетах 85

Технология использования ПБУ 18/02 при налоговом контроле 94

Глава 3. Направления применения налогового контроля за

правильностью исчисления налога на прибыль 108

Информационные источники и основные направления налогового контроля прибыли 108

Методика предварительных аналитических процедур налогового контроля 115

Список использованной литературы 129

Актуальность темы исследования. Переход национального хозяйства России на рыночные отношения, изменение общественных отношений между государством и хозяйствующими субъектами, становление и развитие эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы, обусловили необходимость организации нового вида государственного контроля -финансового контроля в сфере налогообложения.

Развитие правовой основы налогообложения, постоянное увеличение количества законодательных актов и нормативных документов, регулирующих взимание налогов с организаций и физических лиц, активное вовлечение хозяйствующих субъектов в налоговые отношения предопределили возникновение потребности в организации и проведении налогового контроля, позволяющего обеспечить необходимые доходы государственного бюджета без увеличения налоговой нагрузки, путем повышения собираемости налоговых изъятий. Назначение налогового контроля заключается не только в содействии успешной реализации фискальной политики государства, но и обеспечении баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязательства.

Важное место в системе налогового администрирования отведено организации налогового контроля по налогу на прибыль организаций. Несмотря на меняющийся удельный вес налога на прибыль в формировании доходной части бюджета на различных этапах развития национального хозяйства России, он является одним из основных инструментов налоговой политики государства. Налог на прибыль выполняет не только фискальную функцию по аккумулированию денежных средств в соответствующих бюджетах, но и регулирующую, позволяющую государству активно влиять на темпы развития экономики.

Необходимость усиления контроля за правильностью исчисления налога на прибыль связана с тем, что произошли качественные изменения в порядке взимания налога на прибыль организаций в условиях ведения самостоятельной

системы налогового учета. То есть возникает насущная потребность своевременно отслеживать и правильно применять изменяющиеся и обновляющиеся нормы налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль. Исследование этих преобразований, безусловно, позволит качественно организовать систему государственного налогового контроля, повысить его результативность.

Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Таким образом, имеется насущная необходимость в разработке теоретических и развитии методологических вопросов, связанных с функционированием налогового контроля, исходя из его принципов, выработанных финансовой наукой и особенностей развития национальной экономики страны.

Степень разработанности проблемы. В трудах ученых и практиков, в периодических печатных изданиях достаточно широко обсуждаются вопросы, связанные как с налогообложением прибыли организаций, так и с налоговым контролем по налогу на прибыль организаций.

В системе экономической теорий, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Сущность прибыли с экономической точки зрения изложена в трудах таких представителей мировой и экономической мысли как А. Смит, Д. Риккардо, К.Р. Макконелл и Брю С.Л., Дж. Кейнс, М. Фридман, Л.И. Якобсон, А. Бабо. Значительный вклад в развитие теории и практики налогового контроля внесли такие отечественные ученые-экономисты как: Брызгалин А. В., Гусева Т.А, Джамурзаев Ю.Д., Зверев А. П., Князев В.Г., Ногина О.А, Павлова Л.П.,

Паскачев А.Б., Родина О.В, Тедеев А.А., Хубеев Г.Н., Черник Д.Г.> Шаталов С. Д., Шувалова Е.Б,, Юткина Т. Ф. и другие авторы. В опубликованных работах глубоко проанализированы проблемы государственного налогового контроля, обоснованы идеи их системной организации исходя из требований рыночной экономики.

Однако теоретические и методологические вопросы налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль организаций исследованы недостаточно.

Существующая в настоящий момент система контроля правильности исчисления налога на прибыль не вполне соответствует реформированию налоговой системы на современном этапе, что обусловлено несовершенством работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства в части налогообложения прибыли организаций и применения норм налогового учета при определении прибыли, подлежащей налогообложению.

Существующие подходы по повышению эффективности системы налогового контроля правильности исчисления налога на прибыль организаций, в условиях, когда уклонение налогоплательщиков от выполнения налоговых обязательств приобретает масштабный характер, не обеспечивают должным образом результативность налоговых проверок. Не отводится внимание вопросам предварительных налоговых контрольных процедур для выявления основных направлений налоговой проверки по налогу на прибыль. В настоящее время в практике работы отечественных налоговых органов предварительный налоговый контроль носит пока вспомогательный характер и, к сожалению, такая особенность налогового контроля, как его упреждающий характер, не получила еще должного распространения.

Вопрос теоретического обоснования формирования налоговой базы по налогу на прибыль исследован не достаточно глубоко. Кроме того, остро стоит проблема повышения результативности выездных и камеральных налоговых

проверок, процедур отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий.

Актуальность и недостаточная научная разработка теоретических основ налогового контроля прибыли, необходимость определения стратегических направлений развития налогового контроля определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы на основе обобщения теоретических положений, накопленного практического опыта разработать методологические основы налогового контроля по налогу на прибыль организаций для повышения качества системы налогового контроля Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены задачи, определяющие логику исследования и структуру:

уточнено понятие налогового контроля соответствующее современным требованиям контроля налогообложения прибыли;

проанализировано экономическое содержание категории прибыли и налога на прибыль;

проведен ретроспективный анализ развития налога на прибыль и дана оценка качества налогового контроля;

проведен ретроспективный анализ порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

уточнено содержание принципов налогового контроля по налогу на прибыль и принципов предпроверочного контроля;

определена роль налоговой отчетности как инструмента налогового контроля;

выявлены особенности учета доходов и расходов в налоговых расчетах по налогу на прибыль;

систематизированы информационные источники и выявлены основные направления налогового контроля прибыли;

разработана методика предварительных аналитических

процедур налогового контроля.

Предметом исследования является совокупность налоговых отношений, складывающихся в процессе организации и совершенствования налогового контроля по налогу на прибыль организаций.

Объектом исследования является система налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль.

Методология исследования и его теоретическая основа. Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения современной экономической теории; концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области теории налогового контроля. Были использованы рекомендации российских и зарубежных ученых, занимающихся вопросами государственного финансового и налогового контроля, использованы действующие методики налогового администрирования, работы в области финансовых инструментов налогового процесса.

Общей методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логического и исторического. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод исследования противоречий в развитии объекта, анализ и синтез, системность, аналогии, а также специальные: сравнения, группировки, обобщения, интерпретации и др. В изучении и анализе материалов по теме исследования использовались статистические методы и др.

В работе обобщены тенденции и определены закономерности развития налогового контроля прибыли за пятнадцать лет, что позволило усовершенствовать методы его организации в системе налоговых органов Российской Федерации.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие документы органов государственной власти и управления, нормативные документы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ,

материалы российской и зарубежной печати, информационных обзоров, аналитических и статистических материалов, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Область исследования соответствует подпунктам Паспорта специальности 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит: 2.3. «Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике»; 2.9. «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы».

Научная новизна исследования заключается в разработке методологических основ организации контроля по налогу на прибыль организаций, осуществляемого налоговыми органами Российской Федерации с целью формирования системы предварительных налоговых контрольных процедур, позволяющих повысить качество налогового контроля.

Наиболее существенные результаты, полученные автором в ходе исследования и характеризующиеся научной новизной, заключаются в следующем:

уточнено и научно обосновано понятие налогового контроля как разновидности государственного финансового контроля, реализуемого в налоговой сфере, при этом руководство самим процессом контроля становится возможным посредством реализации системы мероприятий и процедур, действий, способов и методик контрольного, проверочного и аналитического характера, что позволяет полнее раскрыть сущность и назначение налогового контроля; исследована экономическая природа прибыли как основы для повышения эффективности механизма использования этой категории в процедуре налогового контроля.

построена классификация и раскрыто экономическое содержание принципов организации налогового контроля по налогу на прибыль, с выделением трех групп: юридические (принцип обеспечения законности,

принцип юридического равенства, принцип гласности, принцип ответственности, принцип защиты прав); экономические (принцип независимости, принцип планомерности, принцип регулярности, принцип объективности и достоверности, принцип документального оформления результатов налогового контроля, принцип взаимодействия) и специфические (принцип всеобщности, принцип единства, принцип презумпции невинности налогоплательщика, принцип соблюдения налоговой тайны, принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля). Реализация этих принципов позволяет обеспечить эффективный и качественный налоговый контроль с учетом его целей и задач. Разработаны принципы предпроверочного контроля: принцип целенаправленности, принцип системности, принцип объективности, принцип соответствия, принцип поэтапности, характеризующие возможность проведения первичного контроля для оценки и отбора хозяйствующих субъектов для углубленных камеральных и выездных проверок.

3) построена система классификаций налоговых аналитических процедур
по нескольким признакам (методические приемы, стадии проведения, полнота
охвата объекта) и в разрезе элементов налогообложения. Использование этих
классификаций в процессе предварительных налоговых аналитических
процедур в части контроля правильности расчета налога на прибыль позволяет
выявить недобросовестных налогоплательщиков и обоснованно сформировать
совокупность хозяйствующих субъектов для налогового контроля за
правильностью исчисления налога на прибыль.

4) определены направления проведения предварительных налоговых
аналитических процедур, систематизированы информационные источники
формирования отчетности по налогу на прибыль для проведения качественной
проверки исполнения налогоплательщиком норм налогового законодательства.
Реализация этих направлений обеспечивает при проведении проверок
налоговыми органами комплексное использование контрольных методов и
инструментов.

5) разработана методика проведения предварительных аналитических процедур налогового контроля по налогу на прибыль в виде взаимосвязанных и взаимодействующих между собой блоков для выявления нарушений налогового законодательства и проведения своевременных контрольных мероприятий по идентифицированному кругу налогоплательщиков. Разработана классификация причин возникновения нарушений по налогу на прибыль по признакам и в разрезе элементов класса причин возникновения этих нарушений, позволяющая повысить качество и результативность последующего налогового контроля.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию законодательной базы по налоговому контролю, что позволит повысить результативность и снизить затраты налогового администрирования, упростить налоговый учет, провести обоснованное реформирование налоговых отношений. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами для совершенствования законодательной базы и нормативной базы по налогу на прибыль организаций, а также системы налогового администрирования.

Выводы и рекомендации могут применяться в работе органов налогового контроля за соблюдением законодательства по исчислению налога на прибыль организаций.

Содержащиеся в диссертации теоретические разработки могут быть использованы в научно-исследовательской работе, в преподавании дисциплин «Налоги и налогообложение»; «Налоговый учет и отчетность»; «Правовое регулирование налогообложения»; «Организация и методика проведения налоговых проверок».

Апробация результатов исследования. Теоретическая концепция, методология диссертации получили конкретное отражение в учебном процессе в рамках педагогической деятельности при чтении лекций автором и проведении семинаров в МЭСИ.

Основные положения и практические выводы исследования апробированы и получили одобрение на международной научно-практической конференции «Практика подготовки менеджеров: опыт и проблемы» г. Калуга, 2005 год.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Читайте также: