Пошлина на битум март 2021

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Минэкономразвития России (Министерства экономического развития РФ) от 16 февраля 2021 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2021 года"

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 154 "О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1155", от 26 февраля 2013 г. N 155 "О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 251" и от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" Минэкономразвития России осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1. Мониторинг цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 января 2021 г. по 14 февраля 2021 года*

Уровень цены
416,1 долл. США за тонну

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 марта 2021 года

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции** Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)
2709 00 нефть сырая 49,6
2710 12 110 - 2710 12 250 9, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, из 2710 20 900 0 прямогонный бензин 27,2
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена 3,2
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 - 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0 легкие дистилляты; средние дистилляты 14,8
2710 19 421 0 - 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 - 2710 20 190 0 дизельное топливо 14,8
2710 12 411 0 - 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0 бензины товарные 14,8
2902 20 000 0 бензол 14,8
2902 30 000 0 толуол 14,8
2902 41 000 0 - 2902 43 000 0 ксилолы 14,8
2710 19 510 1 - 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 - 2710 20 390 9 мазут 49,6
2710 19 710 0 - 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0 масла смазочные; прочие 14,8
2710 91 000 0 - 2710 99 000 0 отработанные нефтепродукты 49,6
2711 12 - 2711 19 000 0 сжиженные углеводородные газы 0
2712 вазелин и парафин, кроме: 49,6
2712 90 110 0 сырые 0
2712 90 190 0 прочие 0
2713 11 000 0 кокс нефтяной некальцинированный 3,2
2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный 0
2713 20 000 0 - 2713 90 900 0 битум нефтяной 49,6
2901 10 000 1 этан, бутан, изобутан 0

* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Медиа (Раша) Лимитед / Argus Media (Russia) Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited.

** Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

Обзор документа

Минэкономразвития опубликовало ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты на март 2021 г. Они рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья 416,1 долл. США за тонну.

Ставка пошлины на сырую нефть в марте составит 49,6 долл. США за тонну, на дизтопливо и товарный бензин - 14,8 долл. США, на сжиженные углеводородные газы - 0 долл. США, на мазут - 49,6 долл. США.

Битумная экспансия

За пять лет «Газпром нефть» стала заметным игроком на мировом битумном рынке: российская компания стабильно входит в десятку крупнейших производителей битумных материалов. Безусловными конкурентными преимуществами оператора битумного бизнеса компании — «Газпромнефть — Битумных материалов» — стали ставка на производство высокотехнологичных инновационных битумных материалов и индивидуальный подход к каждому заказчику

Миру нужен битум

Емкость мирового битумного рынка оценивается сегодня в 113 млн тонн в год и характеризуется стабильным ежегодным ростом в пределах 4%. По оценкам экспертов, в 2020 году основным потребителем битумных материалов останется дорожная отрасль — главный драйвер развития битумного рынка. На строительство дорог пойдет до 80% объема мирового производства битумов. Мировое энергетическое агентство прогнозирует увеличение протяженности дорог к 2050 году вдвое по сравнению с 2019 годом. Наиболее активное новое дорожное строительство сегодня наблюдается в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, в Индии и Китае, а также в странах Латинской Америки. Более развитые регионы, такие как Европа или США, преимущественно ориентированы на ремонт и содержание уже существующей автодорожной сети.

Соответственно выстраивается и кривая спроса: на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 38% мирового потребления битумов. Второе место стабильно занимает Северная Америка — 24% производимых в мире битумных материалов, 16% забирает Европа, еще 10% — страны Африки и Ближневосточный регион. Битумные рынки Центральной и Южной Америки только формируются. На этот регион приходится не более 4% мирового потребления битумов.

В конкурентной борьбе

Крупнейшими поставщиками битумных материалов являются США, на чьи заводы приходится 24% мирового производства, Европа (19%), Ближний Восток и Африка (13%). Россия относительно недавно вошла в число основных мировых производителей битумов. На сегодня ее доля составляет около 5%. В этом есть немалая заслуга «Газпром нефти», которая в последнее десятилетие планомерно наращивает объемы и расширяет номенклатуру битумных материалов. По оценкам специалистов «Газпромнефть — Битумных материалов», доля компании на мировом рынке битумов на начало 2020 года составляла (учитывая объемы активов в России, Сербии (NIS) и Казахстане), что позволило российскому производителю прочно закрепиться в топ-10 крупнейших поставщиков битумов в мире.

Теперь перед компанией стоит еще одна амбициозная задача: войти в топ-10 мировых поставщиков инновационных битумных материалов. Это высокотехнологичные битумы: полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) и битумопроизводные продукты. «Для достижения этой цели у нас есть все возможности. Мы понимаем, какие продукты надо продавать в первую очередь, чтобы сохранить и упрочить свои позиции на рынке, несмотря на конъюнктурные изменения», — говорит заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «Газпромнефть — Битумных материалов» Антон Раевский.

Развивая экспорт в сегодняшних экономических условиях, компания делает акцент на высокомаржинальных продуктах, продажа которых дает устойчивое долгосрочное конкурентное преимущество.

Первыми зарубежными потребителями как базовых, так и премиальных битумов компании стали среднеазиатские страны постсоветского пространства. Был организован экспортный поток в Монголию, потом начались поставки в Казахстан и Киргизию. Последующее приобретение Рязанского опытного завода нефтехимических продуктов (ныне — Рязанский завод битумных материалов «Газпром нефти») и вяземской «НОВА-Брит», запуск производства ПБВ на Московском НПЗ совместно с Total, реконструкция битумного завода в Шымкенте и сертификация по европейскому стандарту битумных производств сначала вывели «Газпром нефть» в лидеры российского рынка ПБВ, а впоследствии создали очевидные предпосылки для развития экспорта. На сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» осуществляют поставки продукции в 57 стран мира, расположенных на четырех континентах. За рубеж отправляется до 10% всей битумной продукции компании.

Экспортная стратегия

Рынок базовых дорожных битумов — это рынок локальных производителей, которые оказываются в более выгодном положении, чем остальные игроки. Доля логистических затрат в конечной цене битума оценивается в 25%, поэтому чем ближе поставщик находится к потребителю, тем более выгодные цены он может предложить. Кроме того, зарубежные поставки российского битума могут быть ограничены, к примеру, действующим экспортным режимом, пошлиной, которая распространяется в целом на темные нефтепродукты и битум в том числе. Все это находит отражение в экспортной стратегии «Газпром нефти» в сфере битумных материалов: приоритетным направлением выбран экспорт ПБВ и битумопроизводных. Это более качественная и сложная продукция. Фактически она относится уже к следующему переделу и не облагается в России экспортными пошлинами.

Кроме того, поставки высокотехнологичных битумов предполагают индивидуальную работу с клиентом, и это еще одно важное преимущество на мировом рынке. «Для многих битум — это из разряда commodities, обезличенный продукт. Таков и общепринятый мировой подход. В крупных портах, в Амстердаме или Роттердаме, установлены емкости по 20 тыс. тонн, куда сливается битум производства самых разных заводов. Потом эта смесь загружается в танкеры и отправляется потребителям. Да, для производителей это гарантированный сбыт, но ваш продукт, ваш бренд теряет лицо, — говорит руководитель направления развития новых рынков „Газпромнефть — Битумных материалов“ Антон Белошапкин. — Если дорожный битум из общего танкера лежит внизу какой-то дороги, то производитель никогда и не узнает, что с этой партией стало и где ее использовали. С ПБВ другая история — это адресный продукт, мы всегда знаем, где он находится, видим результаты его использования».

В первом случае производителю, чтобы продать свою продукцию и слиться в танкере с коллегами, нужно лишь соответствовать требованиям спецификации и рыночной цены. Во втором варианте на первое место выходит индивидуальная работа с заказчиком, подрядчиком, проектантом. Осуществляется подбор рецептур с учетом климатических и нормативных особенностей региона поставки. «Есть разные каналы сбыта, мы идем в тот, которым мы можем управлять, в котором мы будем играть главную роль, продвигать свой бренд, технологии и решения. Это интересная работа, ориентированная на будущее», — поясняет Антон Раевский.

Особый подход необходим и для развития поставок битумопроизводных продуктов, которые «Газпромнефть — БМ» выпускают под маркой «Брит». Их поставки на зарубежные рынки требуют профессионального сопровождения потребителей: подбора конкретных продуктов, обучения новым технологиям, организации регулярной доставки с локализованных складов. С этой целью компания развивает за рубежом партнерские отношения с покупателями, которые получают все необходимые знания о продуктах «Брит» и технологиях их применения. Сегодня международная партнерская сеть «Газпромнефть — БМ» обеспечивает поставки в Европе, Средней Азии и Латинской Америке.

Опытная Европа

Одним из перспективных, удобных с логистической точки зрения, но и одновременно сложных для освоения является битумный рынок Европы. Позиции «Газпром нефти» в этом регионе сильны в Чехии и Словакии. Недавно компания начала развивать экспортные поставки в страны Балтии, в основном Латвию и Литву, в прошлом году освоила рынок Польши.

Существуют две основные сложности, с которыми сталкивается компания на европейском битумном рынке. Первая — это необходимость сертификации продукции по европейским стандартам. И если для начала поставок ПБВ достаточно доказать соответствие своей продукции требованиям ЕС, то с битумопроизводными ситуация более сложная: каждый продукт требует своего отдельного сертификата с учетом области его применения и рынка.

Документы

Законом № 255-ФЗ от 30.07.2019 в Налоговый Кодекс были внесены поправки, вступающие в силу с 01.04.2020. Согласно изменениям, уточнялись понятия, относящиеся к “средним дистиллятам”, и порядок возмещения уплаченных акцизов. В число средних дистиллятов был введен и мазут, что сделало его подакцизным товаром. Однако вступившее в силу изменение просуществовало недолго — с 01.01.2021 мазут был исключен из этого перечня.

Изменение понятия средних дистиллятов

До вступления закона № 255-ФЗ в силу, к средним дистиллятам относились вещества, плотность которых составляла 930 кг/м³, — цифра, которая меньше плотности, характерной для мазута. Этим же постановлением к ним были причислены жидкие или твердые смеси углеводородов, значение плотности которых доходят до 1,015 кг/м³.

В итоге в число средних дистиллятов вошли темные нефтепродукты, которые ранее не относились к подакцизным товарам, либо выделялись в отдельную категорию. В число таких нефтепродуктов входил и мазут. Кроме того, согласно положению Закона, было исключено такое понятие как “темное судовое топливо”.

Принятая мера предназначалась для предотвращения безакцизного оборота суррогатного дизельного топлива под видом вакуумного газойля и мазута.

Возврат акциза

В случае если средние дистилляты использовались в качестве топлива для производства электроэнергии либо тепла, его покупатели получали право вычета уплаченных акцизов. В число процессов, подпадающих под возврат акциза, и относящихся к переработке средних дистиллятов, включались следующие технологии:

  • Гидроконверсия тяжелых остатков
  • Замедленное коксование
  • Производство битума окислением гудрона
  • Получение технического углерода разложением средних дистиллятов

Предприятия, выполняющие эти операции, также получали право на получение вычетов по акцизу.

Порядок оформления акцизного вычета

Согласно положениям закона, оформление акцизного вычета потребителями среднего дистиллята возможно после того, как ими будет оформлено свидетельство плательщика акциза. Также потребуются доказательства целевого применения средних дистиллятов как бункерного или котельного топлива, а также иных, вышеперечисленных операций.

Налоговой инспекцией могут быть востребованы доказательства того, что использованное топливо отнесено к средним дистиллятам, а его физико-химические характеристики соответствуют данному виду веществ.

Для того, чтобы начисленный акциз был поставлен к вычету, покупателям мазута и других средних дистиллятов необходимо повторно начислить акциз, после чего они получат право получить его обратно с коэффициентом 2 — в двойном размере. В результате стоимость топлива для покупателя возвращалась к исходному значению, равному цене без акциза. Такая мера должна была позволить электро- и теплоснабжающими организациям избежать дополнительной налоговой нагрузки.

Отмена акциза на мазут

Однако данная мера себя не оправдала. Было подсчитано, что акциз на мазут привел к неравномерной налоговой нагрузке на его производителей, потребители этого вида топлива оказались в неравных условиях. В итоге введения мазута в число подакцизных товаров сказалось на повышении стоимости тепла и электроэнергии, производимой с его помощью.

Поэтому, согласно ФЗ№321 от 15.10.2020, во вторую часть Налогового кодекса РФ были внесены изменения, относящиеся, в том числе, и к мазуту. Он был выведен из числа средних дистиллятов и теперь снова входит в число товаров, не подлежащих акцизному сбору.

Сравниваем сольвент с уайт-спиритом

Для промышленного и бытового применения производители предлагают немало различных растворителей. Чаще всего можно встретить сольвент и уайт-спирит. Для того чтобы выбрать из них наиболее подходящий нужно знать основы их получения, влияющие на конечные характеристики растворителя и определяющие сферу применения.

Виды и предназначение растворителей для красок и лаков

Для выполнения малярных работ мастеру понадобятся не только краски, лаки и кисти, но и растворители. Они нужны для того, чтобы разбавлять лакокрасочные материалы, придавая им консистенцию, оптимальную для нанесения.

Типы органических растворителей и сферы их применения

Растворителями в науке называют жидкости, способные растворять жидкие, газообразные и твердые вещества, не меняя их химического состава (обычно речь идет именно о твердых субстанциях).

Растворители для качественного выведения различных ЛКМ

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) поставляются в виде густой пигментированной консистенции с высоким показателем вязкости. Такой состав невозможно нанести на поверхность. Поэтому используются растворители.

Какой Уайт-спирит производят в России

В РФ выпускают два растворителя, именуемые «Уайт-спиритом». Одно из них — это непосредственно Уайт-спирит, изготавливаемый по стандартам ГОСТ 3134-78, второе — нефрас-С4-155/200 (сокращенное сочетание слов «нефтяной растворитель»), производимый по ТУ.

Простые способы устранения запаха растворителя в доме, автомобиле, на одежде

Для удаления различных пятен, разбавления красок и очищения инструментов очень удобно пользоваться растворителем. Он быстро удаляет даже те загрязнения, которые сложно вывести другими средствами. Но у растворителя есть один большой недостаток — сильный, стойкий и не очень приятный запах, который остаётся на различных поверхностях после их обработки. В этой статье вы найдёте несколько дельных советов относительно того, как избавиться от этого запаха с помощью подручных средств.

Основные свойства и применение бензина «Калоша»

Бензин «Галоша» относится к органическим растворителям. Название вещества может легко ввести потребителя в заблуждение. Оно связано не с популярной в прошлом обувью из резины, а с именем венгерского химика с ударением на первый слог.

Спасаем одежду от пятен краски с помощью нефрасов и других средств

Испачкать краской одежду хотя бы раз в жизни доводилось каждому. Причем это может случиться как при проведении дома ремонтных работ, так и на прогулке (в общественных местах тоже выполняют ремонты и не всегда вывешивают предупреждающие таблички).

Какие требования необходимо соблюдать при работе с уайт-спиритом

Уайт-спирит не нуждается в отдельном представлении. С его свойствами и возможностями лично знакомы не только производители растворителя или профессиональные отделочники, но и обычные потребители, предпочитающие самостоятельно заниматься ремонтом.

Выбор растворителя по скорости высыхания

Градация растворителей для лакокрасочных материалов зависит от производителя.

На заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, которое прошло 26 марта, было поддержано решение установить демпферный механизм в отношении экспорта подсолнечного масла. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.

«Размер экспортной пошлины составит 70%, она будет взиматься с разницы между базовой ценой и индикативной. Данная мера будет применяться с 1 сентября 2021-го по 1 сентября 2022 года», — говорится в сообщении.

Как уточнили в Минэке, базовая цена будет установлена в размере $1 тыс., а индикативная будет определяться на основе данных информационного агентства Reuters. По оценке Минсельхоза, действие плавающей пошлины позволит сохранить стабильные цены на подсолнечное масло для населения, а также будет способствовать повышению предсказуемости рынка.

Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Кроме того, на заседании поддержали предложение Минсельхоза установить ставку вывозной таможенной пошлины в отношении семян подсолнечника в размере 50% на срок с 1 июля 2021-го по 1 сентября 2022 года. В сообщении говорится, что минимальная ставка должна быть не менее $320 за тонну. Это решение, как сообщили в министерстве, направлено на сохранение необходимого объема семян подсолнечника на внутреннем рынке, защиту граждан от скачков цен на международном рынке и стабилизацию розничных цен на подсолнечное масло в России.

«Также признано целесообразным продление вывозной таможенной пошлины в отношении семян рапса в размере 30%, но не менее €165 за тонну на аналогичный срок», — говорится в сообщении.

Помимо этого на заседании было принято решение внести в Евразийскую экономическую комиссию предложение о введении тарифной льготы на ввоз белого сахара в период с 15 мая по 1 сентября текущего года. Предельный объем для России планируется установить в размере 350 тыс. т.

«В целях дополнительной поддержки производителей подсолнечного масла и сахара в связи с применением указанных мер регулирования Минсельхоз России в настоящее время прорабатывает субсидии на производство и реализацию этой продукции», — уточнили в Минэкономразвития.

Фото:Сергей Ермохин / ТАСС

Цены на подсолнечное масло и сахар государство совместно с бизнесом решило зафиксировать в декабре прошлого года, после того как президент Владимир Путин обратил внимание на резкое подорожание некоторых продуктов.

Участники рынка, Минсельхоз и Минпромторг подписали специальные соглашения, были установлены предельные цены, по которым заводы-производители должны продавать торговым сетям подсолнечное масло, а те — своим покупателям. Согласно договоренностям, 1 л подсолнечного масла должен стоить не больше 95 руб. в опте и 110 руб. в рознице.

Несмотря на введение пошлины, подсолнечник останется одной из самых прибыльных культур, обеспечивая доходность аграриям в размере не менее 150%, отметил исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев (его слова предоставила РБК пресс-служба союза). Он отметил, что введение запретительной пошлины на экспорт масличных и плавающей пошлины на экспорт масла «обеспечит предсказуемое ценообразование на внутреннем рынке, что создаст понятные правила игры как для растениеводов, так и для переработчиков». «Важно, что плавающая пошлина вводится с сентября, это говорит о понимании со стороны Минсельхоза, поскольку переработчикам нужно дать возможность подготовиться к новому сезону и войти в него с новым ценообразованием. Мы ожидаем, что применение новых мер обеспечит стабильную маржу для переработчиков в размере 5–10%. При этом для населения продукция останется доступной и после окончания соглашений о сдерживании цен», — отметил Мальцев.

На этой неделе правительство объявило, что меры по сдерживанию цен доказали свою эффективность, и поручило продлить их. Фиксированные цены на подсолнечное масло сохранятся до октября. По подсчетам консалтинговой компании KPMG, с момента введения предельных отпускных и розничных цен на подсолнечное масло масложировая отрасль недополучила более 15 млрд руб. доходов.

текст: Станислав Казаченко, фото: shutterstock.com

Аналитика

Рынок LCV автомобилей 2020 – продажи вниз

Рынок нерудных стройматериалов 2020

Импорт экскаваторов в Россию в 2020 году

Россия — один из крупнейших производителей и потребителей битума в мире. Рынок активно развивается за счет государственных программ по ремонту дорожной сети. В дальнейшем эксперты ожидают усиления конкуренции в области качества материала.

Сегодня в мире производится более 122 млн тонн битума в год. Мощности имеются у 75 государств, однако в основном этим направлением занимаются в азиатских странах и Северной Америке. Лидирующие позиции АТР не удивительные с учетом роста индийского и китайского рынка в последние годы. Например, в 2014 году доля КНР в мировом потреблении битума превысила 20%. Впрочем, сейчас речь идет о замедлении роста – в стране сосредоточатся не на строительстве новых дорог, а на поддержании и ремонте существующей сети.

В США спрос на битум снижался в 2005–2013 годах, но затем, с усилением экономического роста, показатели поползли вверх. Уже в 2018 году объем рынка здесь почти достиг 20 млн тонн, незначительно отставая от китайского. Особенностью Америки является существенное потребление кровельного битума в строительстве, что также влияет на общий результат.

На третьем месте по производству материала долгое время находится Россия. По итогам 2018 года объемы производства здесь составили 6,7 млн тонн, причем около 90% пришлось на дорожный битум, доля кромельного и строительного составила всего 8% и 2% соответственно. Если добавить к этому результату производство полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), то битумный рынок РФ можно оценить более чем в 7 млн тонн.

Объемы производства в первом полугодии 2019 года немного снизились по сравнению с тем же периодом предшествующего года. Это связано с тем, что с начала прошлого года не были задействованы мощности Пермского и Хабаровского НПЗ. В то же время в 2019 году сильно возросло производство на Орском НПЗ и Рязанском НПК, несколько скромнее – на Волгоградском НПЗ и Ангарской НХК. Крупнейшая производственная площадка страны находится в Москве. За первые шесть месяцев прошлого года она сократила производство примерно на 15% из-за появления битумного терминала в Сальске.

Еще одной причиной повышенных объемов 2018 года называют возведение объектов в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу и возведению Крымского моста.

Производство битумов в стране приходится в основном на Приволжский и Центральный Федеральный округа – 40% и 38% соответственно. При этом почти половина всего потребления продукта в стране – в ЦФО. Это не удивительно, с учетом того, что именно на центральные регионы приходится 35% от ВВП, здесь же сосредоточено до трети всего населения РФ.

Интересно, что в ПФО, которое частично компенсирует недостаток мощностей ЦФО, производство битума превысило потребности на 327%. Отметим также, что в Уральском и Северо-Кавказском Федеральном округах производственные мощности отсутствуют вообще.

Рынок битума в России

Среди всего битума, приобретаемого для дорожной отрасли, почти 95% задействуется для ремонта дорог, и только 5% – для их строительства. В 2019 году расходы на дорожное строительство сократились всего на 0,5%, а в наступившем году, согласно бюджету, вновь должны возрасти. Причем 85% средств направляется на капремонт федеральных трасс. Это позволяет расчитывать на стабильно высокий спрос на битум на внутреннем рынке. Однако на показатели может повлиять внедрение системы Superpave, которая позволяет сократить использование битума на содержание сети за счет повышенной долговечности. Впрочем, технология будет стимулировать спрос на ПБВ. По остальным направлениям эксперты ожидают стагнации и даже не исключают спад.

Полимерно-модифицированные битумы (ПМБ) сегодня производятся в основном в европейской части страны. В СФО и ДФО этот продукт мало применялся в дорожном строительстве, однако спрос на него планомерно растет, ведь в регионах с низкими температурами потребность в долговечности асфальтобетонового покрытия очевидна.

Основное направление поставок нефтяных битумов – внутренний рынок (свыше 90%). В 88% случаев речь идет об автомобильных поставках, и эта доля растет каждый год. Интересно, что еще 10 лет назад основным видом используемого транспорта был железнодорожный, а на машины приходилось всего 35%. Однако сегодня ситуация существенно изменилось, и доля ж/д поставок сократилась до 10%.

Среднее расстояние, которое приходится преодолевать до потребителя – от 600 до 800 километров. В основном речь идет о клиентах в Московской, Тюменской, Ленинградской, Тверской, Самарской областях и Башкортостане. Сейчас все более очевидна тенденция к локализации производства – это должно позволить избежать потери качества при длительной транспортировке.

Цены на битумы растут каждый год, достигая пика в середине лета. Например, летом 2018 года она была выше предшествующего пика на 20%. В 2019 году пик пришелся не на июль, а на сентябрь, и при сравнении этих значений можно выявить рост на 14%. Все это не отменяет ярко выраженной сезонности цен, что объясняется тем, что на период с мая по октябрь приходится «высокий» сезон дорожно-строительных работ.

В дальнейшем можно ожидать усиления конкуренции и в области качества. Например, компания «Лукойл» уже анонсировала открытие научно-исследовательского центра в Нижнем Новгороде. В целом повышение качества продукта положительно отразится на рынке в общем – дорожная ситуация в стране улучшиться, а это повлечет за собой сокращение транспортных издержек, что выгодно представителям всех отраслей РФ.

Читайте также: