Пошлина которую по судебнику 1497 платил крестьянин своему хозяину

Опубликовано: 14.05.2024

date image
2017-12-16 views image
5084

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Правовое положение зависимого населения по Судебнику 1497 г. Отражая интересы феодалов-землевладельцев, он регламентировал правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было в Юрьев день (26 ноября по старому стилю) и в течение недели до и после этого дня, заплатив «пожилое») – это был первый шаг к закрепощению крестьян.

Источники холопства по Судебнику 1497 г. те же, что и в Русской Правде, кроме городского ключничества. Помимо этого холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.

Централизация Русского государства вызвала процесс дифференциации класса феодалов, усложнила его иерархию, привилегированную группу в которой составляли удельные князья бояре- вотчинники, дети боярские. По социальному и правовому положению светские феодалы разделялись на две основные соcловные группы: бояр-вотчинников и дворян-помещиков. Боярин мог служить одному князю, а жить в уделе другого, т.к. служба не налагала на боярина обязанность жить при княжеском дворе. Она носила вольный характер.
Централизация государства усложнила и государственный аппарат, появились новые административные должности, различные дворцовые чины. Выгоды придворной службы привлекали в состав дворовых слуг и лиц боярского происхождения.
Статья 1 впервые устанавливала различие между судебной деятельностью главы государства - великого князя и судебной деятельностью бояр, определяла порядок деятельности боярского суда.
С развитием феодальных отношений звание боярина связывалось с государственной службой н являлось придворным чином. К боярам, относились лучшие люди князя, которые вводились во двор князя и назывались "введенными боярами".
Вторым придворным чином был чин сокольничьего (ст. 1). Это высший после боярина чин, который ведал вопросами государственного управления. Это был претор, поставленный государем. Количество сокольничьих было невелико. Они наряду с боярами входили в состав Боярской Думы.
В этот период шло формирование дворянства из мелких и средних землевладельцев, которые наделялись землей под условием службы, что положило начало новой поместной системе землепользования. Дети боярские и слуги вольные были, как правило, владельцами условных держаний.
Развитие феодальной земельной собственности способствовало расширению форм феодальной зависимости. С начала XV в. выделилась особая категория крестьян - "старожильцы". Это основное крестьянское население феодальных вотчин или государственных земель. Крестьяне- старожильцы, ушедшие из феодальных владении, не перестают рассматриваться как старожильцы. Следовательно, старожительство определяется не сроком прожитых за землевладельцем лет, а характером отношений между старожильцами и землевладельцами. Старожильцы, как хозяйственно крепко связанные со своими наделами, отчуждались вместе с землей. "В конце XV в. князь Федор Борисович "пожаловал" Симонову монастырю в своей "отчине" во Ржеве земли, да и те, люди дал имя старожильцев, которые живут на той земле". Итак, крепкая хозяйственная связь старожильцев с полученными земельными наделами выступает достаточно отчетливо.
"В старых селах" живут старожильцы, "тутошные люди", "сельчане", имеющие земельные наделы, пашущие землю, несущие феодальные повинности.
Термин "старожильцы" выделился в процессе развития феодальной собственности на землю и закрепощения крестьян в то время, когда основную массу феодальнозависимого населения уже составляли крестьяне, экономически крепко связанные с землей, полученной от феодалов, и трудом в своем хозяйстве и хозяйстве землевладельца обеспечивали получение прибавочного продукта. Этот термин появился тогда, когда возникла нужда отмежевать категорию старых зависимых тяглецов от массы новоприходцев. Часто отсутствие средств у обедневших и задолжавших крестьян- старожильцев лишало их возможности воспользоваться правом перехода: Постепенно крестьяне- старожильцы образовали первую группу владельческих крестьян, утративших право перехода в силу давности или старины.
Крестьяне - серебреники. Много путей вело обедневшего крестьянина в феодальную зависимость. В XV в. серебро играет значительную роль во взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами. Серебреник - это обедневший задолжавший крестьянин, обязанный расплатиться с землевладельцем под проценты или в счет будущей работы. I
Известно из источников "ростовое серебро", т. е. ссуженное под процент и погашаемое в рассрочку.
Встречается термин "серебро издельное", когда за него отрабатывали процент и долг, должника называли крестьянин- издельник.
Посаженный на землю работник с обязательством пахать на своего хозяина и взявший у хозяина деньги тоже назывался издельником, потому что он по договору садился на выполнение изделий, но вел и самостоятельное хозяйство. Иногда в понятие "издельного серебра" входила денежная рента с крестьян, т.е. под понятием "серебреник" скрывалось несколько категорий феодальнозависимых людей.
Развитие феодальных отношений увеличивало спрос на наемный труд, что привело к широкому использованию крестьян-половников. Это обедневшие крестьяне или "воленые", т. е. люди, лишенные средств производства. Иногда документы называют половников наймитами.
Половничество появилось во второй половине XV в. в связи с ростом товарно-денежных отношений и имущественным расслоением деревни. Землевладельцы принимали к себе половников, находя эту форму эксплуатации более выгодной.
Половник нанимался всегда на определенный срок, по окончании которого он мог уйти, погасив хозяину задолженность. Он мог работать и на своих лошадях. Хозяин кроме сделья получал половину урожая. Половина поля, предоставляемая половнику, есть ничто иное, как "заработная плата" за весь разнообразный труд половника.
В период образования Русского централизованного государства правовое положение феодальнозависимого населения особенно разнообразно. Кроме крестьян - серебреников, половников известна и такая категория крестьян, как деревенские бобыли. Для феодала бобыли были выгодны. Они всегда платили оброк деньгами. Бобыли, живущие на одном месте (деревне селе), связанные договором с одним господином, подчинялись , приказчику данного селения и составляли определенную организацию, во главе которой стоял бобыльский староста. Бобыльство - это одно из состояний феодальной зависимости. Бобыль, зависимый от своего господина человек, по договору получавший право жить "за господином" и тем самым освобожденный от наймита на обоюдных с господином условиях. Бобыля жили как на частновладельческих, так и на черных землях, правовое положение их было различным.
Итак, образование единого Русского государства явилось первым крупным этапом на пути всеобщего закрепощения крестьянства в общегосударственном масштабе. Судебник 1497 г. в ст. 57 введением Юрьева дня юридически оформил этот процесс.

Великий князь Иван Третий в 1497 году утвердил единый для всей Руси сборник законов. В историю он вошел как Судебник Ивана 3. Новый кодекс был введен с целью юридического объединения государства. Документ излагал нормы уголовного и гражданского права, формулировал виды преступлений и систему наказаний. Судебник 1497 года четко определял взаимоотношения феодалов и земледельцев, включая право перехода крестьян к другим помещикам в Юрьев День.

Судебник Ивана 3 от 1497 года

История создания Судебника

Сборник законов формировался на основе правовых документов Московского княжества и других русских земель. Предварительный вариант Судебника был составлен в 1491 году. Он включал в себя местные указы, уставные и жалованные грамоты, отдельные статьи Русской Правды и Псковской Судной грамоты.

Разработчиком кодекса принято считать думного дьяка Владимира Гусева. Ряд историков полагает, что Гусев работал не один, а с боярами Семеном Ряполовским, Иваном и Василием Патрикеевыми, дьяками Курицыным, Жуком и Долматовым.

Иван Третий со своими сыновьями и Боярской думой обсуждал Судебник в течение всего сентября 1497 года. Окончательное утверждение документа произошло в конце месяца. Впервые письменное свидетельство о Судебнике зафиксировано в 1556 году в мемуарах австрийского дворянина Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом в Московском княжестве.

Особенности и структура документа

Историки располагают единственным текстом Судебника Ивана 3, изданного в 1497 году. Рукопись обнаружили в начале 19 века, в подмосковном монастыре. Исследования показали, что документ — не подлинник, а копия, выполненная тремя разными людьми.

Статьи кодекса не были пронумерованы. Тематических рубрик по отраслям права не было. Изложение шло сплошным текстом, разделенным только красными заголовками. Всего насчитывается 36 частей, разбитых на более мелкие подпункты.

Современные историки выделяют в тексте Судебника Ивана 3 всего 68 статей. Они могут быть распределены на 5 категорий:

  • уголовное право;
  • гражданское право;
  • организация работы центрального суда;
  • функции местного суда;
  • система наказаний.

Дополнительные статьи устанавливают правила проведения судебного процесса и принятия свидетельских показаний.

Структура суда по Судебнику

Высшей судебной инстанцией, согласно новому своду законов, объявлялся Боярский суд. Его полномочия возлагались на бояр, входивших в Думу и на приказных дьяков. Боярский суд ведал правонарушениями, совершенными местными судьями, дьяками и подьячими, служилыми людьми, а также самими членами Боярской Думы.

sud-na-rusi

Великокняжеский суд осуществлялся самим Московским князем или его сыновьями. Он стоял выше боярского суда и занимался делами особой сложности, а также «пересудом» (рассмотрением апелляций).

Судебные функции на периферии исполняли наместничьи суды в лице наместников и волостелей. Они проводили разбор дел и допросы через своих служащих — тиунов. Судебник закрепляет право членов местного самоуправления вести контроль над действиями наместников и волостелей. Представители горожан и крестьян должны были присутствовать во время наиболее значимых судебных процессов.

Кодекс строго запрещает судьям любого ранга брать взятки

Посула от суда не имати никому

Судебник 1497 года

Первые статьи документа устанавливают точные нормы взимания судебных пошлин. Сумма рассчитывалась в зависимости от характера преступления и его доказанности в суде.

Систематизация преступлений

Судебник Ивана 3 перечисляет различные виды правонарушений, направленных против личности и собственности, в том числе:

  • убийство;
  • разбой;
  • воровство;
  • поджог;
  • клевета;
  • оскорбление;
  • нарушение договора займа.

Одной из задач судопроизводства 15 века было устрашение, поэтому наказанием чаще всего служила смертная казнь. Судебные расходы и возмещение убытков истцу покрывались за счет конфискации имущества ответчика.

Кража, совершенная впервые, наказывалась битьем кнута на площади и возмещением убытков. Если же вор попадался вторично или усугублял кражу убийством собственника, его предавали смертной казни.

Наиболее серьезной категорией преступлений считалась деяния, направленные против государства и церкви. Судебник 1497 года определял, что к этой группе относится убийство господина, церковная кража, крамольные слова против княжеской власти или церкви, шпионаж и сговор с врагом. Наказанием за эти правонарушения служила смертная казнь.

Отношения землевладения

Судебник Ивана Третьего отразил важнейший момент в становлении крепостного строя на Руси. Он утверждал право крестьян на переход от одного феодала к другому лишь единожды в год. Этот срок составлял неделю до и неделю после Юрьева дня — по святцам, 26 ноября.

Переход крестьян в Юрьев день

Новое положение вводилось из-за возросшего среди феодалов спроса на рабочую силу. Освоение земель, присоединенных к Руси Иваном 3, требовало большого количества зависимых крестьян. Свободный выход противоречил интересам бояр и помещиков.

Уходя к другому хозяину, крестьянин должен был внести особую выплату — «пожилое». Сумма зависела от местоположения деревни — жители лесной полосы платили вдвое меньше, чем на степных территориях.

Новопорядчики, то есть, люди, прожившие 1 год в данном землевладении, обязывались отдать «четверть двора» — четвертую часть своего имущества. Старожильцы (прожившие 4 года) отдавали весь «двор». Новая система стала первым правовым актом по прикреплению крестьян к земле.

Значение Судебника

Свод законов 1497 года — один из первых в Европе общегосударственных юридических кодексов. Подобных документов в 15 веке не было в большинстве развитых стран, включая Англию и Францию. Судебник Ивана 3 закрепил правовой статус различных социальных групп Московской Руси, установил принципы классовой юстиции, чем способствовал дальнейшему утверждению феодального строя.

Большинство положений Судебника регулярно применялись на практике, но наказания часто смягчались.

Человекоубийство, если только оно не было совершено для грабежа, редко наказывалось смертной казнью

Записи Герберштейна

Судебник оставался главным источником права при Василии Третьем, Иване Грозном и Федоре Иоанновиче. Новые своды законов в дальнейшем создавались на основе Судебника 1497 года.

После завершения создания единого Московского государства возникла необходимость создания единого юридического документа. В Судебнике 1497 года были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались четкие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому. Датой был выбран Юрьев день, удобное время перехода сельских работников для наименьшего ущерба сельскому хозяйству.

О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ)

57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

Ст.57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить их волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной - полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года - половину стоимости двора, три года - три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость всего двора.

Судебник 1497 г. о крестьянах и холопах

ТЕНДЕНЦИЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ

В истории отечественного права неоднократно менялся подход законодателя к определению самого понятия наказания и тяжести уголовной ответственности: период ужесточения наказаний сменялся смягчением и наоборот. С XV в., с Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г. очевидна новая волна ужесточения уголовной ответственности. Эта тенденция продолжала действовать в период XVI-XVII вв., постепенно набирая силу, и достигла своего наивысшего пика в первой половине XVIII в. После этого, начиная с правления Елизаветы и Екатерины II, стала набирать силу обратная тенденция смягчения наказаний, также распространившаяся на длительный период. В Судебнике 1497 г. эта тенденция ужесточения выразилась в изменении системы наказаний, в появлении новых их видов, а также в расширении сферы действия смертной казни.

В нормативно-правовых актах, предшествовавших принятию Судебника, нет единства относительно трактовки смертной казни. Двинская уставная грамота 1397 года впервые в российском законодательстве вводит этот вид наказаний: «…а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя; а уличат втретьие, ино повесити…». Однако ни Московская запись о душегубстве, ни Белозерская уставная грамота 1488 года не упоминают смертную казнь, указывая только штрафы.

РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ

Судебником не исчерпывалось все законодательство. Нормы церковного суда записаны были в Кормчей и княжеских уставах (Владимира и Ярослава). Да и Русская Правда все время находилась в поле зрения юристов, поскольку многие ее нормы сохраняли действенность и использовались в текущем судопроизводстве. О жизненности института «сочения следа» (по нормам ст. 77 Пространной Правды) даже в XVII в. писал В. Г. Гейман. Большой интерес к Русской Правде проявился и в том, что ее текст часто переписывался (вместе с другими законодательными актами) именно в изучаемое время. Так, около 25 списков Пространной Правды датируется XIII-XV вв., причем 15 из них падают на конец XV в., когда в Москве происходили кодификационные работы. Нормы важнейшего законодательного памятника Древней Руси интересовали юристов не только как источник для создания общерусского законодательного кодекса, но и как материал для практического судопроизводства.

Создание Судебника 1497 г. - заметная веха в истории русского законодательства. В ряде стран Европы (в том числе в Англии и Франции) общегосударственных кодексов еще не существовало. Именно поэтому имперский посол С. Герберштейн, побывавший в начале XVI в. в Москве, перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Он представлял большой интерес для немецких юристов, составивших только в 1532 г. общегерманский свод законов.

В ЕДИНСТВЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ

Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.

Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.

Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства/ Под общ.ред. О.И.Чистякова. М., 1985

date image
2017-12-16 views image
5085

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Правовое положение зависимого населения по Судебнику 1497 г. Отражая интересы феодалов-землевладельцев, он регламентировал правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было в Юрьев день (26 ноября по старому стилю) и в течение недели до и после этого дня, заплатив «пожилое») – это был первый шаг к закрепощению крестьян.

Источники холопства по Судебнику 1497 г. те же, что и в Русской Правде, кроме городского ключничества. Помимо этого холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.

Централизация Русского государства вызвала процесс дифференциации класса феодалов, усложнила его иерархию, привилегированную группу в которой составляли удельные князья бояре- вотчинники, дети боярские. По социальному и правовому положению светские феодалы разделялись на две основные соcловные группы: бояр-вотчинников и дворян-помещиков. Боярин мог служить одному князю, а жить в уделе другого, т.к. служба не налагала на боярина обязанность жить при княжеском дворе. Она носила вольный характер.
Централизация государства усложнила и государственный аппарат, появились новые административные должности, различные дворцовые чины. Выгоды придворной службы привлекали в состав дворовых слуг и лиц боярского происхождения.
Статья 1 впервые устанавливала различие между судебной деятельностью главы государства - великого князя и судебной деятельностью бояр, определяла порядок деятельности боярского суда.
С развитием феодальных отношений звание боярина связывалось с государственной службой н являлось придворным чином. К боярам, относились лучшие люди князя, которые вводились во двор князя и назывались "введенными боярами".
Вторым придворным чином был чин сокольничьего (ст. 1). Это высший после боярина чин, который ведал вопросами государственного управления. Это был претор, поставленный государем. Количество сокольничьих было невелико. Они наряду с боярами входили в состав Боярской Думы.
В этот период шло формирование дворянства из мелких и средних землевладельцев, которые наделялись землей под условием службы, что положило начало новой поместной системе землепользования. Дети боярские и слуги вольные были, как правило, владельцами условных держаний.
Развитие феодальной земельной собственности способствовало расширению форм феодальной зависимости. С начала XV в. выделилась особая категория крестьян - "старожильцы". Это основное крестьянское население феодальных вотчин или государственных земель. Крестьяне- старожильцы, ушедшие из феодальных владении, не перестают рассматриваться как старожильцы. Следовательно, старожительство определяется не сроком прожитых за землевладельцем лет, а характером отношений между старожильцами и землевладельцами. Старожильцы, как хозяйственно крепко связанные со своими наделами, отчуждались вместе с землей. "В конце XV в. князь Федор Борисович "пожаловал" Симонову монастырю в своей "отчине" во Ржеве земли, да и те, люди дал имя старожильцев, которые живут на той земле". Итак, крепкая хозяйственная связь старожильцев с полученными земельными наделами выступает достаточно отчетливо.
"В старых селах" живут старожильцы, "тутошные люди", "сельчане", имеющие земельные наделы, пашущие землю, несущие феодальные повинности.
Термин "старожильцы" выделился в процессе развития феодальной собственности на землю и закрепощения крестьян в то время, когда основную массу феодальнозависимого населения уже составляли крестьяне, экономически крепко связанные с землей, полученной от феодалов, и трудом в своем хозяйстве и хозяйстве землевладельца обеспечивали получение прибавочного продукта. Этот термин появился тогда, когда возникла нужда отмежевать категорию старых зависимых тяглецов от массы новоприходцев. Часто отсутствие средств у обедневших и задолжавших крестьян- старожильцев лишало их возможности воспользоваться правом перехода: Постепенно крестьяне- старожильцы образовали первую группу владельческих крестьян, утративших право перехода в силу давности или старины.
Крестьяне - серебреники. Много путей вело обедневшего крестьянина в феодальную зависимость. В XV в. серебро играет значительную роль во взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами. Серебреник - это обедневший задолжавший крестьянин, обязанный расплатиться с землевладельцем под проценты или в счет будущей работы. I
Известно из источников "ростовое серебро", т. е. ссуженное под процент и погашаемое в рассрочку.
Встречается термин "серебро издельное", когда за него отрабатывали процент и долг, должника называли крестьянин- издельник.
Посаженный на землю работник с обязательством пахать на своего хозяина и взявший у хозяина деньги тоже назывался издельником, потому что он по договору садился на выполнение изделий, но вел и самостоятельное хозяйство. Иногда в понятие "издельного серебра" входила денежная рента с крестьян, т.е. под понятием "серебреник" скрывалось несколько категорий феодальнозависимых людей.
Развитие феодальных отношений увеличивало спрос на наемный труд, что привело к широкому использованию крестьян-половников. Это обедневшие крестьяне или "воленые", т. е. люди, лишенные средств производства. Иногда документы называют половников наймитами.
Половничество появилось во второй половине XV в. в связи с ростом товарно-денежных отношений и имущественным расслоением деревни. Землевладельцы принимали к себе половников, находя эту форму эксплуатации более выгодной.
Половник нанимался всегда на определенный срок, по окончании которого он мог уйти, погасив хозяину задолженность. Он мог работать и на своих лошадях. Хозяин кроме сделья получал половину урожая. Половина поля, предоставляемая половнику, есть ничто иное, как "заработная плата" за весь разнообразный труд половника.
В период образования Русского централизованного государства правовое положение феодальнозависимого населения особенно разнообразно. Кроме крестьян - серебреников, половников известна и такая категория крестьян, как деревенские бобыли. Для феодала бобыли были выгодны. Они всегда платили оброк деньгами. Бобыли, живущие на одном месте (деревне селе), связанные договором с одним господином, подчинялись , приказчику данного селения и составляли определенную организацию, во главе которой стоял бобыльский староста. Бобыльство - это одно из состояний феодальной зависимости. Бобыль, зависимый от своего господина человек, по договору получавший право жить "за господином" и тем самым освобожденный от наймита на обоюдных с господином условиях. Бобыля жили как на частновладельческих, так и на черных землях, правовое положение их было различным.
Итак, образование единого Русского государства явилось первым крупным этапом на пути всеобщего закрепощения крестьянства в общегосударственном масштабе. Судебник 1497 г. в ст. 57 введением Юрьева дня юридически оформил этот процесс.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:36, реферат

Краткое описание

В то время как в Западной Европе сельское население постепенно освобождалось от личной зависимости, в России на протяжении второй половины ХV-ХVI вв. происходил совершенно обратный процесс - крестьяне из лично свободных превращались в крепостных, т.е. прикрепленных к земле и личности своего феодала, зависимых.
Природная среда являлась одной из ключевых предпосылок появления крепостного права в России. Изъятие прибавочного продукта, который был необходим для развития общества в климатических условиях обширной России, требовало создания достаточно жесткого механизма как экономического, так и внеэкономического принуждения.

Содержание

Введение 2
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Прикрепленные файлы: 1 файл

Zakreposchenie_krestyan.docx

Содержание

Введение

В то время как в Западной Европе сельское население постепенно освобождалось от личной зависимости, в России на протяжении второй половины ХV-ХVI вв. происходил совершенно обратный процесс - крестьяне из лично свободных превращались в крепостных, т.е. прикрепленных к земле и личности своего феодала, зависимых.

Природная среда являлась одной из ключевых предпосылок появления крепостного права в России. Изъятие прибавочного продукта, который был необходим для развития общества в климатических условиях обширной России, требовало создания достаточно жесткого механизма как экономического, так и внеэкономического принуждения.

Русь в ХVI веке – крупнейшее государство Европы, экономически развитое, с большой военной мощью, которой, к сожалению, приходилось использовать одновременно на нескольких направлениях, что не позволяло добиться более впечатляющих результатов.

Однако к концу века заметно чувствительное проседание Руси на фоне ведущих Европейских держав. Возможно, причины этого лежат именно в формировании крепостнической зависимости крестьян, которая привела к деградации экономики. Процесс этого закрепощения и рассмотрен в данной работе.

Закрепощение крестьян по Судебникам 1497 и 1550 гг.

Последствием расширения системы феодального землевладения стало увеличение числа форм феодальной зависимости крестьян. Происходило укрупнение городов, увеличилось количество населения, не кормящегося непосредственно с земли. Так же увеличивался импорт сельскохозяйственной продукции в страны Европы, особенно в Англию и Голландию. Это повлекло за собой перестроение системы податей крестьянского населения. Землевладельцам стало выгоднее не отдавать крестьянам землю за натуральный или денежный оброк, а использовать крестьянский труд в форме барщины на собственных угодьях.

Ставка государства на поместную систему распределения земли так же сыграла значительную роль в закрепощении крестьян. Дворянин, получив землю во владение, не мог позволить себе постоянно заниматься хозяйством, ему необходимо было служить государю и отечеству. В этих условиях остро вставал вопрос переманивания крестьянского населения более хозяйственными землевладельцами. Прикрепление крестьян к земле стало для дворян необходимым условием получения достаточного дохода с поместий.1

Дальнейшее закрепощение крестьян повлекло за собой их деление на новые группы.

В конце XIV – начале XV в. крестьяне были поделены на «старожильцев» и «новоприходцев». По названию, их различие – время проживания на определённой территории. Однако это не ключевой фактор, делящий эти социальные группы. Старожильцы, ввиду длительного проживания на определённой территории несли все повинности в полном объёме, составляли основную часть крестьянства. Именно в их закрепощении и были заинтересованы, в первую очередь, землевладельцы. Новоприходцы же не могли полностью нести всю тяжесть повинностей. Они обладали определёнными льготами. Они зачастую освобождались от государевого тягла, не платя, таким образом, повинности в государственную казну. Так же они могли быть освобождены от господских повинностей, не платя какое-то время оброк и не выполняя барщину. Однако для благоустройства на новом месте они вынуждены были брать займы у помещиков. Таким образом они попадали в кабальную, экономическую зависимость от помещика. Крестьянин мог отдавать долг половиной урожая, становясь, таким образом, половником. Денежная суда, за которую крестьянин должен был работать на землевладельца, называлась издельным платежом, а займ с уплатой процентов – ростовым серебром. Когда помещик требовал возврата долга с процентами, а крестьянин становился серебряником.

Заинтересованность землевладельцев в старожильцах и новоприходцах менялась в зависимости от местности. Естественно, в новоосваиваемых землях, требующих заселения, землевладельцам необходим был приток рабочих рук, новоприходцы. На уже освоенных территориях большей ценностью были старожильцы, имеющие своё крепкое хозяйство и способные исполнять все повинности.2

В зависимости от земель, на которых крестьяне проживали, они делились на черносошных (чернотяглые), дворцовых, церковных и частновладельческих (служилых).

Черносошные крестьяне проживали на землях, принадлежавших государству и несли повинности в казну. Дворцовые же проживали на землях, принадлежавших непосредственно великому князю (позже царю) и несли повинности уже непосредственно ему. Церковные крестьяне проживали на церковных и монастырских землях, а частновладельческие жили на землях, принадлежавших уже остальным землевладельцам. Позже черносошные и дворцовые крестьяне превратились в обособленную категорию крестьянства.

Воссоединение крупного Русского государства оказалось первым важным этапом на пути полного закрепощения крестьянства в масштабе всей страны.

Судебник 1497 года Ивана III Великого впервые ограничил право крестьянского выхода: их переход между землевладениями теперь разрешался только раз в году, в строго определённый срок в течение недели до и недели после Юрьева дня (26 ноября). К этому моменту все полевые работы заканчивались. Выходцев обязали выплатить владельцу земли, с которой они уходили, пожилое – деньги за пользование его землёй для проживания, фактически – деньги за утрату рабочих рук, за «двор» - хозяйственные постройки. Статья 57 Судебника 1497 года (О христианском отказе) гласит: «А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесях полтина. А который христианин проживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года проживет да и поидеть прочь, и он полдвора платит; а три года живет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит».3

Пожилое было достаточно сложным препятствием для переезда. Многие крестьяне были в долгах, помещики, ссудив им деньги или имущество, привязывали их к себе. Зачастую, всё имущество крестьянина было заложено. Таким образом, для многих крестьянских семей и отдельных крестьян смена землевладельца не представлялась возможной. Зачастую, единственной возможностью переезда для крестьянина становился не выход, а отказ, представляющий собой ввоз крестьян другим землевладельцем. Выплатив крестьянские долги и пожилое, землевладелец действительно мог перевезти крестьян на свои земли, он становился их новым кредитором. Таким образом, уже в тот период сформировалась скрытая купля – продажа крестьян.4

Заметно, что размер пожилого со временем проживания существенно меняется. Кодекс даёт крестьянину на приспособление к новому месту, создание собственного устойчивого и приносящего доход хозяйства четыре года. Скорее всего, это связано именно с делением на старожильцев и новоприходцев. Так же, возможно, эта мера направлена на облегчение крестьянину поиска устраивающего его землевладения.

Размер пожилого так же зависит и от местности проживания крестьянина. Возможно, это связано с размером прибыли, которую приносит землевладельцу крестьянин, проживающий на определённой территории и ведущий своё хозяйство в зависимости от этого. Или же речь идёт о способности крестьянина выплатить само пожилое, то есть крестьяне, проживающие в полях – более платёжеспособны.

Личная зависимость в чистом виде проявлялась в холопстве. Оно существенно изменилось со времен Русской Правды. Были введены ограничения на источники холопства: отменено холопство по-городскому ключничеству, запрещено холопить «детей боярских». Участились случаи отпуска холопов на волю. Закон отличал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие именно кабального холопства (в отличие от полного холопа кабальный не передавался по завещанию, а его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов и крепостных крестьян. Выделилась обособленная категория «больших» («докладных») холопов, представляющих собой княжеских или боярских слуг, которые ведали определёнными отраслями хозяйства – ключников, тиунов, старост, пашенных и так далее. Эти должности часто были наследственными, а холопство – чисто формальным. Докладные холопы зачастую имели больше власти и свободы, чем лично свободные, но практически прикреплённые к земле и экономически зависимые крестьяне.

Происходило уменьшение количества полных холопов. По судебнику 1550 года холопам – родителям было запрещено обращать в холопов своих детей, если они были рождены на свободе. С 1589 года ставиться под сомнение холопство свободной женщины, которая вышла замуж за холопа. Судебники XV-XVI веков в качестве источников холопства уже не рассматривают наказание за бегство закупа, разбойное убийство, поджог и конокрадство. В то же время, процедура отпуска холопов на волю усложняется. С конца XV века кабальное холопство активно вытесняет холопство полное. Одновременно расширяются юридические права этой категории людей: их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде (в XIII веке в качестве свидетеля мог выступать боярский тиун, в XV веке – дворцовый тиун, но только в XVII веке такое право получили все холопы). Кабальное холопство вместе с тем превращается в форму зависимости, которая с XVI века стала распространяться на всё новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма. Положение же холопа приближается к положению крепостного крестьянина.

Судебник 1550 года не меняет радикально положение крестьян. Он не играет крупной роли в закрепощении крестьян, но он продолжал наметившуюся в судебнике 1497 года линию и ужесточал его нормы. В нём повторялось положение о Юрьевом дне, но при этом увеличивалась сумма пожилого, уплачиваемого крестьянами на 2 алтына, так же устанавливалась плата за повоз 2 алтына. Ст.: «88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверга двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он вывдет безсрочно ж, и пожилого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платит, и он своего хлеба земленаго лишен ».5

Статья отличается от подобной в судебнике 1497 года по двум основным пунктам: увеличение платы и уточнение деталей. Увеличение платы могло быть вызвано желанием уменьшить текучесть рабочих рук в стране, прочнее привязать крестьянство к земле. В то же время, плата увеличилась заметно, но не кардинально. Изменение платы на 6 копеек могло быть вызвано не только и не столько желанием не дать крестьянам совершить переход, сколько общим увеличением цен, инфляцией. Введением платы за провоз же вполне могло относится к уточнению процедуры и упорядочиванию практики. Речь шла об выплате за неисполнение барщины, а именно – перемещение собранного урожая на двор господина. К этой точке зрения склоняет и норма, утверждающая, что плату со двора надо брать «с ворот», то есть единую со всего комплекса хозяйственных построек, а не с каждого строения в отдельности. Эта норма, по сути, направлена на защиту переезжающего крестьянства и против землевладельцев, пытающихся на уезжающих предельно нажиться или же не дать им уехать. На то же направлена норма, устанавливающая запрет на взимание иных пошлин, помимо указанных в судебнике. По-видимому, землевладельцы устанавливали свои собственные пошлины для того, чтобы помещать крестьянам покинуть их земли. Ведь крестьянская семья, способная выплатить все свои долги (или же не влезшая в них) приносит собственнику земли, на которой она проживает, неплохой доход.

Уточняется, во избежание споров, каких крестьян считать проживающими у леса. А именно, засчитывается проживание в 10 верстах от «хоромного» леса.

Уточняется порядок пользования озимыми культурами, засеянными перед отъездом. Необходимо оплатить подати при сборе этого хлеба в государственную казну, выплата же землевладельцу фиксирована и составляет, опять таки, два алтына. Иную плату за право сбора посеянных перед уходом озимых культур землевладелец брать не в праве.

Схожая норма регулирует сбор посаженных культур крестьянином, продавшим себя в полные холопы. Однако пожилого такой крестьянин не платит и волен покинуть землевладение в любой момент времени. Аналогично, покинуть землевладение в любой момент, не заплатив пожилого, может и служитель церкви. Появление этой нормы вызвано появившейся тенденцией приравнивания землевладельцами нижних церковных чинов к крестьянскому сословию.

Заключение

Крепостничество, в дальнейшем, привело к становлению крайне неэффективной формы экономических отношений, вызывающих отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах собственного труда, подрывала как крестьянское, так, в итоге, землевладельческое хозяйство.

Углубив социальный раскол общества, крепостничество вызвало массовые народные выступления, которые потрясли Россию в ХVII и ХVIII вв.

Крепостное право легло в основу абсолютистской формы власти, предопределило бесправие не только нижних классов, но и средних и верхних. Дворяне оказались «заложниками» крепостнической системы, так как их безопасность и получение с закреплённой за ними земли дохода могла гарантировать только сильная центральная власть.

Однако, это позволило создать мощное централизованное государство, способное противостоять любым внешним угрозам и успешно развиваться. Россию XVI века можно считать не только крупнейшим, но и сильнейшим государством Европы, экономически мощным и активно действующем на дипломатическом уровне. Однако, подобная система не смогла преодолеть возникшие в дальнейшем проблемы. Завязанная на единого правителя с необходимым набором качеств, без сильного и умного лидера страна попала в пучину деградации и отставания, так как сама система не была нацелена на саморазвитие.

Список использованной литературы

  1. Исаев И. А. История отечественного государства и права : учебник. М., 2013
  2. История отечественного государства и права / под ред. Ю. П. Титова. М., 2013
  3. Хрестоматия по истории государства и права России / сост. Ю. П. Титов. М., 2012
  4. Шевченко М. М. История крепостного права в России. Воронеж, 1981

Читайте также: