Обратный акциз на суг

Опубликовано: 02.05.2024

Минэнерго РФ рассматривает возможность введения обратного акциза на сжиженные углеводородные газы (СУГ) и этан с целью стимулирования развития нефтехимической отрасли, сообщают СМИ со ссылкой на слова министра энергетики Александра Новака.

«В министерстве энергетики разработаны меры, направленные на стимулирование нефтехимической отрасли и предусматривающие введение обратного акциза на сжиженный углеводородный газ с дифференциацией таких акцизов для смесевых СУГов и чистых фракций, а также на этан», — сказал Новак.

В настоящее время СУГ в России не облагается акцизом.

Введение обратного акциза на СУГ должно стимулировать нефтехимические компании активнее использовать сжиженный углеводородный газ в качестве сырья для получения полимерной продукции.

«В случае, если будет принято (это) решение, потенциал роста производства полимеров, с учетом планируемых новых инвестиционных проектов, составит почти 12 млн тонн, в переводе на деньги это более 50 млрд долл. инвестиций и более 18.000 новых рабочих мест», — добавил Новак.

  • 20.05.21 Россия. Экспорт и импорт акрилонитрилбутадиенстирола выросли в I квартале
  • 20.05.21 Songwon в первом квартале 2021 года увеличил выручку на 5,7%
  • 20.05.21 СПП проводит опрос переработчиков пластмасс о необходимости биржевой торговли
  • 20.05.21 «3Д Аддитивные технологии» испытали полиамидный порошок для 3D-принтеров
  • 20.05.21 Kautex Maschinenbau проведет виртуальную презентацию своих новинок
  • 20.05.21 XIII Международный симпозиум «Полимерная индустрия» пройдет в Ярославле
  • 20.05.21 «Сибкабель» установил высокоскоростную экструзионную линию
  • 20.05.21 Выставка «Шины, РТИ и каучуки — 2021» подвела итоги отрасли
  • 20.05.21 Европа вводит импортные пошлины на сырье для выпуска ПЭТФ
  • 19.05.21 «Концерн КЭМЗ» начал выпуск деталей из композитных материалов для авиации
  • 19.05.21 Дефицит и рост цен на строительные материалы наблюдается в Европе
  • 19.05.21 OCSiAl представил добавки, улучшающей свойства каучуков на 70%
  • 19.05.21 Россия. Экспорт и импорт поликарбоната в I квартале 2021 года показали снижение
  • 19.05.21 «Уфаоргсинтез» в первом квартале 2021 года увеличил чистую прибыль в 2,4 раза
  • 19.05.21 АРПЭТ: потребление ПЭТФ в России в 2020 году увеличилось на 3%
  • 19.05.21 НПП «ПОЛИПЛАСТИК» и Faurecia объединяют усилия по снижению выбросов CO2
  • 19.05.21 ExxonMobil назван главным производителем полимеров для одноразовых изделий
  • 18.05.21 ZHAFIR представил новую серию ТПА для медицины и чистого производства
  • 18.05.21 Россия. Экспорт и импорт полипропилена в I квартале 2021 года выросли
  • 18.05.21 Rosmould-Rosplast 2021: «Интерпласт» стал официальным спонсором выставки
Цены на сырье и изделия Обзоры и анализ рынков Запуски и расширения
Новые материалы и марки Слияния и новые имена
Разработки изделий

Оборудование
Образование и литература
Отходы и экология
Персоны и назначения Пресс-релизы, форс-мажоры Обзоры СМИ

Государство и бизнес
Выставки и конференции Показать все новости

Присылайте информацию о событиях, связанных с полимерной отраслью. Воспользуйтесь эффективным инструментом для привлечения покупателей и расширения рынка сбыта.

По вопросам публикации новостей обращайтесь в редакцию:
Тел: +7 (499) 490-77-79
Прислать сообщение

  • Открытые данные
  • Общественная приемная
  • Обязательные требования

Вы здесь

Москва, 8 июля. - Правительство Российской Федерации поддержало и внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье)», разработанный Минфином России и Минэнерго России.

Законопроект направлен на развитие нефтегазохимического комплекса Российской Федерации путем создания стимулирующих налоговых условий для сжиженных углеводородных газов в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию. Кроме того, в целях стимулирования глубокой переработки нефти законопроектом предусмотрена возможность применения дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье при строительстве новых установок вторичной переработки.

Законопроектом предлагается установить в отношении переработчиков этана или СУГ применение с 1 января 2022 года права на налоговый вычет по акцизам с повышающим коэффициентом 2 при условии введения ими новых производственных мощностей по переработке этана или СУГ в эксплуатацию после 1 января 2022 года (проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн этана в год) или обязательного осуществления новых инвестиций в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, в размере не менее 65 млрд рублей, по заключенному до 1 января 2023 года с Минэнерго России соглашению о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии.

С 1 января 2022 г. этан признается подакцизным товаром со ставкой акциза в размере 9000 рублей за тонну, а также СУГ со ставкой акциза в размере 4500 рублей за тонну с правом предоставления двойного налогового вычета на них в случае переработки этана и СУГ в нефтегазохимическую продукцию. При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд рублей законопроектом предусмотрена ежегодная равномерная индексация ставки акциза на СУГ АО 100 руб. в год с 1 января 2024 года с 4500 руб./т до 7500 руб./т к 2027 году.

Нефтегазохимия является одной из наиболее быстрорастущих отраслей в мировой экономике. В то время как Россия, являясь страной с крупнейшими запасами природного газа, обладает уникальной сырьевой базой для развития нефтегазохимии.

С учетом потенциальных проектов российских компаний инвестиции в нефтегазохимические проекты в 2020‒2030 гг. могут суммарно составить около 3,1 трлн руб., из которых проекты на СУГ ‒ 570 млрд руб., на этане – около 1600 млрд руб. Реализация предлагаемых мер стимулирования также позволит обеспечить 12 млн тонн дополнительной нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Сверх того, это означает снижение импорта полимеров и более 14,5 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест.

В целях стимулирования увеличения глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов законопроектом предусмотрено применение дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье, для нефтепереработчиков, заключивших до 1 июля 2021 года с Минэнерго России соглашение о создании новых мощностей (увеличению мощности действующих мощностей не менее чем на 15% по сырью) по глубокой переработке нефтяного сырья и (или) новых объектов основных средств, согласно которому налогоплательщик обязан осуществить начиная с 1 января 2019 года по любую дату после 1 января 2023 года капитальные вложения в объекты основных средств нефтеперерабатывающего завода в размере свыше 30 млрд рублей или осуществить с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года введение в эксплуатацию на таких предприятиях объектов основных средств, указанных в инвестиционном соглашении, в размере, не менее 50 млрд рублей.

Такая мера позволит дополнительно инвестировать около 0,8 ‑ 1 трлн рублей в строительство около 30 установок глубокой переработки нефти в следующие 6‒10 лет.

Пока одни предприятия зарабатывают на экспорте и продаже сжиженных углеводородных газов на российском рынке, другие оказались на грани выживания

Как проект поддержки нефтегазохимической отрасли может обернуться банкротством ведущих компаний-производителей
Фото: Роман Хасаев

Отраслевое нефтегазохимическое сообщество внимательно следит за бурным обсуждением предлагаемого правительством РФ законопроекта о введении обратного акциза на этан и сжиженный углеводородный газ (СУГ). В то время как одни переработчики готовятся заработать и на переработке, и на продаже сырья на внутреннем и экспортном рынке, другие говорят о грозящих потенциальных убытках и о возможном вынужденном замораживании стратегически важных проектов и сокращении производств. Какие нюансы законопроекта могут не только не оказать стимулирующего эффекта, но и стать прямой угрозой для существования действующих производств — разбиралась редакция «Реального времени».

Обратный акциз спровоцирует неравные условия

Цель, которую озвучил президент России в 2018 году в своем Послании Федеральному собранию, — увеличить к 2024 году долю инвестиций до 25% от объема ВВП. Поскольку нефтегазохимия играет существенную роль в мировой экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство, поставлена задача нарастить к 2030 году долю нефтехимии в валовом продукте России со снижением ее импортной составляющей. Простимулировать достижение поставленных целей предложено путем формирования обратного акциза на этан и СУГ. Задача оказалась не из простых.

Анализ отрасли по состоянию на 2013 год показывал значительное отставание России от стран-лидеров по объемам производства химической продукции, глубине переработки сырья, существенную зависимость внутреннего рынка от импорта.


Источник: Utmagazine по данным за 2014 г.

Как следствие необходимости принятия корректирующих мер и определения дальнейших мер по выходу из сложившейся ситуации, в апреле 2014 года приказом Минпромторга и Минэнерго в России была разработана и утверждена стратегия развития химического и нефтехимического комплекса РФ на период до 2030 года. В основу стратегии были заложены целевые установки по повышению глубины переработки углеводородов в России. Была поставлена задача к 2030 году — увеличить объемы производства нефтехимической продукции в РФ в 2,6 раза к уровню 2014 года, удвоить долю химического комплекса в ВВП страны и снизить импортную составляющую на российском нефтехимическом рынке.

Однако в 2018 году, подводя промежуточные итоги, правительство признало: за 5 лет желаемые показатели и поставленные задачи не достигнуты. Необходимо было вновь изучать варианты по исправлению ситуации и пересматривать подходы для наращивания объемов переработки в России этана и СУГ.


Источник: Neftegaz.RU, агентство Argus

Одной из оперативных и действенных мер мог бы стать пересмотр таможенной политики в части увеличения вывозных пошлин на СУГ. Это способствовало бы тому, что больший объем сырья оставался бы в России для внутренней переработки в продукты с более высокой добавленной стоимостью, которые уже и направлялись бы на экспорт. В конечном итоге это было бы выгодно и стране, и производителям сырья, и тем, кто его перерабатывает. Нефтехимические предприятия неоднократно выходили с конкретными предложениями по данному вопросу.

На фоне слабеющего рубля и роста котировок на сырье ввод обратного акциза на этан и СУГ для одних компаний и его отсутствие для других, переработка СУГ становится нерентабельной для независимых переработчиков, приобретающих сырье на свободном рынке. А это в конечном итоге может привести к серьезному сокращению выработки химической продукции и вывозу еще большего объема сырья на экспорт. А что это значит для регионов? Снижение выработки и прибыли предприятий обернется существенным снижением налоговых поступлений, приостановкой инвестиционных проектов. Заметно снизятся доходы в региональные и муниципальные бюджеты, не смогут быть реализованы социальные программы. При самом плохом раскладе ситуация приведет к закрытию действующих производств и потере рабочих мест.

Пока промышленники бьют тревогу, окончательное решение на правительственном уровне еще не принято. Сейчас ситуация выглядит так: российские добытчики сырья имеют возможность реализации СУГ на экспорт, что, безусловно, выгодно на фоне растущего доллара; реализуют собственные проекты по созданию новых производств переработки этана и СУГ; претендуя на получение обратного акциза на этан и СУГ и устанавливая высокие цены, реализуют добытое сырье российским переработчикам, являющимся их конкурентами в данном сегменте.

Подтверждает это крупный проект СИБУРа — строительство Амурского газохимического комплекса (Амурский ГХК). Задача предприятия — переработка этана, выделенного из экспортируемого в Китай газа. С учетом планов по вводу обратного акциза для переработчиков этана, СИБУР заявил о готовности даже нарастить мощность будущего производства еще на 50%. Учитывая возможность получения обратного акциза еще и на СУГ, СИБУР задумался о расширении и своего недавно запущенного мегапроекта «ЗапСибНефтехим». «Минфину нравится обратный акциз — пусть будет обратный акциз. Я считаю правильным, что и этан, и СУГ, которые идут на переработку, должны иметь преференции», — в январе текущего года в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе поделился крупнейший акционер СИБУРа Леонид Михельсон.

Переработчики, не имеющие собственного сырья, но уже много лет инвестирующие в действующее производство, выплачивающие налоги, являющиеся бюджетообразующими в своих регионах, ждут окончательного решения правительства. Как выяснило «Реальное время», эти предприятия не просят льгот и преференций, они ратуют за равенство условий на рынке. Предприятия ждут соблюдения действующего закона «О защите конкуренции» которое гарантирует всем производителям установление равных внутрирыночных условий.

Условия, изложенные в законопроекте, могут остановить производства

Когда в конце весны 2019 года законопроект был направлен на обсуждение в регионы и крупным участникам химического рынка России, он сразу же стал поводом для недоумения: документ предполагает получение обратного акциза только теми, кто, начиная с 2022 года, вводит новые мощности по переработке СУГ и этана. Фактически, на поддержку государства, согласно версии закона, появившейся весной 2019 года, могли рассчитывать лишь новые производители мономеров. Состоявшиеся переработчики оказались в положении не только проигрышном по отношению к новым участникам рынка, но практически без шансов выживания, а в их числе крупнейшие нефтехимические предприятия — «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», входящие в Группу ТАИФ, «Газпром нефтехим Салават» («Салаватнефтеоргсинтез»), «Ставролен», уже инвестировавшие в производство продукции сотни миллиардов рублей и готовые и дальше вкладываться в удлинение цепочки последующего передела — переработку мономеров в полимеры и дальше.

Приобретая СУГ и этан на свободном рынке, действующие нефтегазохимические предприятия, не получившие поддержку в виде обратного акциза, для поддержания своей конкурентоспособности на увеличившемся рынке полимеров вынуждены будут отреагировать снижением цен, что, конечно, сразу отразится как на объемах загрузки действующих мощностей производств пластиков, каучуков, и т. д., так и на финансовых результатах компаний. Под угрозу выживания будут поставлены именно действующие производства, при том что основная часть производств полимеров сосредоточена именно в этих компаниях. Как в такой ситуации будут исполняться планы по удвоению к 2025 году производства крупнотоннажных полимеров и семикратному росту экспорта — вопрос, остающийся открытым. Многие из действующих, в том числе крупных переработчиков, окажутся на грани банкротства.

— На падающем нефтехимическом рынке с небольшой рентабельностью такое преимущество, как обратный акциз для одних и его отсутствие для других, может привести к тому, что существующие производства, лишенные поддержки, будут вынуждены остановиться, — описал самый пессимистичный прогноз заместитель генерального директора ПАО «Казаньоргсинтез» по экономике и финансам Фанис Калимуллин. — При текущей конфигурации законопроекта, мы, как и целый ряд других участников нефтегазохимического рынка России, можем оказаться в катастрофическом положении, и это может, наоборот, не стимулировать, а затормозить развитие отрасли, — добавил он.

— Мы уже ушли дальше и работаем над строительством производств по переработке мономеров, создающих добавленную стоимость, улучшая и доводя производство до конечного продукта: из пропилена делаем пластики, из пластиков — трубы. И к наращиванию производства мономеров без последующих переделов возвращаться не собирались. Это необходимо учитывать при формировании законопроекта, — уверена заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «Нижнекамскнефтехим» Алла Евстафьева.


Альберт Шигабутдинов: «В случае принятия закона в предлагаемой редакции «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» станут на рынке низкоконкурентными». Фото Романа Хасаева

«Оценочная сумма потерь Группы ТАИФ в прогнозных параметрах Минэкономразвития России только за 5 лет составит более 130 млрд рублей, и в дальнейшем эта сумма будет только возрастать, при этом налоговые поступления в бюджет республики будут сокращаться до минимума. И встанет вопрос о дальнейшей судьбе нефтехимических компаний республики», — обрисовал возможный пессимистичный сценарий развития событий главный советник генерального директора АО «ТАИФ» по развитию (на тот момент — генеральный директор АО «ТАИФ», — прим. ред.) Альберт Шигабутдинов на годовом общем собрании акционеров головной компании ГК ТАИФ в июне 2019 года.

По прогнозам ГК ТАИФ, согласно принятой Стратегии развития предприятий, налоговые платежи и социальные расходы, не связанные с производственной деятельностью, к 2030 году должны были значительно вырасти. Но это возможно только при условии запуска всех инвестиционных проектов группы. Останутся ли эти планы актуальными при новых экономических реалиях — прогнозировать трудно, так как многое будет зависеть от финальной редакции законопроекта.

Некоторые инвестиционные проекты становятся нецелесообразными при создании неравных рыночных условий. Под удар могут попасть даже такие глобальные и необходимые для экономики страны проекты, как реализация меморандума о стратегическом сотрудничестве Группы компаний ТАИФ и германского холдинга Linde AG на период до 2025 года с общей суммой инвестиций до 12 млрд евро. Документ был подписан в июне 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме. Проект настолько масштабен и важен, что обсуждался и утверждался перед подписанием на двусторонней встрече президентов: России — Владимира Путина и ФРГ — Вальтера Штайнмайера. На самом подписании присутствовали президент Татарстана Рустам Минниханов и премьер-министр Баварии (ФРГ) Хорст Зеехофер.

То есть сама конфигурация законопроекта ставит целый ряд уже состоявшихся участников нефтегазохимического рынка, в том числе ПАО «Казаньоргсинтез» и ПАО «Нижнекамскнефтехим», в заведомо проигрышное положение, способное не подтолкнуть к дальнейшему развитию, а дестимулировать деятельность предприятия и его программы развития. Это может быть выгодно отдельным участникам рынка, но точно не Татарстану и стране в целом. Нерыночная конкуренция, связанная с поддержкой отдельных нефтехимических производств, потенциальные дополнительные расходы и попытки покрыть убытки, появившиеся в результате долговой нагрузки, связанной с тем, что у действующих переработчиков в стадии реализации уже находятся новые инвестиционные проекты, — вот что получат предприятия, которые уже вложили средства, силы и время в создание уже работающих сегодня мощностей. Выходит, что при принципиально одинаковых технологиях новые компании, инвестирующие в создание производств мономеров, получают льготы, ставя под угрозу эффективность уже работающих, показавших свою работоспособность проектов и развивающих дальше свои мощности последующих технологических переделов. Возникает резонный вопрос: покроет ли появление новых проектов налоговые убытки и экономические риски от исчезновения действующих предприятий?

Преференции за мощности

Идея предоставления обратного акциза нефтегазохимическим компаниям, перерабатывающим СУГ и этан при условии строительства новых мощностей, на первый взгляд, гармонично вписалась в комплекс решения поставленных президентом России задач по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли до 25% от ВВП. По мнению законотворцев, этот механизм должен простимулировать бизнес активнее инвестировать в создание и модернизацию газохимических производств. По прогнозам правительства, успешная реализация дорожной карты должна к 2025 году привести к росту объемов производства крупнотоннажных полимеров до 11,1 млн тонн, против 5,3 млн тонн в 2019 году. Предполагается, что удастся нарастить объем экспорта к 2025 году до 4,4 млн тонн.

В 2019 году Минфин и Минэнерго РФ определились с размерами обратного акциза на этан. «По этану принципиальное решение принято — 9 тыс. рублей на тонну обратного акциза. Эта сумма достаточная для того, чтобы обеспечить нормальную экономику для строительства новых проектов — это добавляет 3-4 процента IRR (внутренняя норма доходности) крупному типовому проекту. На наш взгляд, это делается экономически привлекательным и для того, чтобы появились такие проекты», — в одном из интервью пояснил зам главы Минэнерго РФ Павел Сорокин. Пока же ежегодно и только в России, сжигается до 1011 млн тонн этана, который содержится в газе.


Ежегодно в России с газом сжигается по 10—11 млн тонн этана — ценного сырья для газохимии. Фото yandex.ru

«Остается открытым вопрос, будем ли мы поддерживать действующие проекты в части переработки газового сырья или только новые проекты? Если мы будем поддерживать новые проекты, то действующие со временем окажутся в неравных конкурентных условиях», — в октябре 2019 года признал Алексей Сазанов (до 2020 года директор Департамента налоговой и таможенной политики, а в настоящее время статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ, — прим. ред.). Но при этом отметил, что «поддержка всех проектов приведет к десяткам миллиардов выпадающих доходов бюджета».

Однако если посмотреть с другой стороны, бюджет кратно скомпенсирует вложенные средства от дополнительных налоговых отчислений благодаря запуску новых перерабатывающих мощностей этана и СУГ и повышения эффективности реализации именно действующих производств.


Алексей Сазанов: «Остается открытым вопрос, будем ли мы поддерживать действующие проекты или только новые». Фото: pbs.twimg.com

«Решение ввести обратный акциз на этан и СУГ было принято для того, чтобы стимулировать переработку этого сырья в стране и создать более привлекательные условия для запуска новых проектов. Соответствующий законопроект в настоящий момент разрабатывается, говорить о его конкретных параметрах пока преждевременно», — в ответе на запрос «Реального времени» пояснил Сазанов. При этом он высказал уверенность, что «принятие законопроекта позволит повысить конкурентоспособность нефтегазохимии. При большом сырьевом потенциале, которым обладает Россия, доля этана и СУГ, которая перерабатывается сейчас, незначительна, что обусловлено отсутствием установок по переработке. Предлагаемые меры господдержки станут импульсом для строительства новых мощностей по переработке этого сырья в России».

Чтобы сделать разрабатываемый законопроект действительно полезным для развития нефтегазохимической отрасли, правительство, услышав действующих участников нефтегазохимического рынка, пересмотрело текст законопроекта таким образом, чтобы обратный акциз могли получить не только вновь строящиеся производства, но и действующие предприятия.

Однако было введено дополнительное условие — нужно инвестировать в новые производственные мощности по переработке этана до конца 2026 года не менее 65 млрд рублей и еще 65 млрд рублей до конца 2027 года в новые мощности по переработке СУГ. Только выполнив условие по инвестициям суммарно в 130 млрд рублей, несмотря на ранее произведенные инвестициями в развитие нефтехимии, предприятия смогут наравне с новыми участниками отрасли претендовать на право получить обратный акциз на СУГ и этан, в той части, которую действующие производства перерабатывают на уже имеющихся мощностях.

Решение найдено?

Обсуждение законопроекта об обратном акцизе продолжалось весь прошлый год. Часть предложений, сформулированных действующими газопереработчиками по корректировке законопроекта, признали обоснованными. Однако поиск выхода из ситуации затянулся.

Вернуться к детальной проработке нюансов планировали после Нового года, но прежний состав правительства ушел в отставку, не успев принять окончательное решение по обсуждаемым моментам и закрепить их в законопроекте. Нефтегазохимическая отрасль вновь в ожидании: вспомнят ли об их предложениях, будут ли какие-то новые решения или законопроект останется в прежнем варианте, и действующие независимые нефтехимические предприятия вновь окажутся в крайне невыгодном положении.

Буквально недавно у Минфина родилось новое предложение. 23 марта 2020 года ведомство озвучило новый вариант предоставления обратного акциза на сжиженные углеводордные газы (СУГ) — без введения НДПИ на попутный нефтяной газ (ПНГ), который должен был частично компенсировать выпадающие доходы бюджета. Минфин озвучил решение об установлении постоянной ставки обратного акциза на СУГ в размере 4,5 тыс. рублей за тонну. При том что ранее предполагалось поэтапное увеличение размера отрицательного акциза: с 2023 года в размере 4,5 тыс. рублей, с 2024 года — 5,5 тыс., с 2025 года — 6,5 тыс., с 2026 года — 7,5 тыс. рублей.

В ожидания принятия решений по окончательной конфигурации законопроекта остается рассчитывать, что государство поддержит российских производителей одинаковым подходом по применению обратного акциза на перерабатываемый этан и СУГ, способствуя выполнению задач по развитию нефтегазохимического комплекса в России в целом, а не отдельных предприятий, не допуская однобоких решений, дестабилизирующих ситуацию в отрасли и приводящих к невосполнимым потерям.

Со следующего года в России заработает механизм обратного акциза на переработку этана и сжиженного углеводородного газа (СУГ). Правила заключения таких соглашений между Минэнерго и нефтехимическими предприятиями утвердил премьер-министр Михаил Мишустин, сообщила 14 марта пресс-служба правительства.

Постановление позволит реализовать положения закона о признании СУГа и этана продукцией нефтехимии и праве производителей рассчитывать на налоговые вычеты по ним, он был подписан президентом в октябре 2020 г. «Обратный акциз уже несколько лет применяется для всей нефтехимии, работающей на нафте, – отмечает директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. – Таким образом, принятое решение фактически уравнивает условия для химических производств на различном сырье».

Согласно постановлению, речь идет о предоставлении компаниям удвоенного налогового вычета – обратного акциза с повышающим коэффициентом 2. С января 2022 г. он составит 9000 руб./т для этана и 4500 руб./т для СУГа (в случае с СУГом вычет будет ежегодно индексироваться). Однако есть условие: чтобы получить вычет, претендующее на него предприятие должно будет в течение шести лет (в 2022–2027 гг.) инвестировать не менее 65 млрд руб. в обновление производства.

Управляющий директор ИК «Универ капитал» Артем Лютик уточняет, что отчитываться о ходе выполнения заключенных с властями соглашений компаниям нужно будет ежегодно. Кроме того, чтобы воспользоваться льготой, нефтехимическим предприятиям необходимо будет с 1 января 2022 г. либо запустить дополнительные мощности по переработке сырья в объеме не менее 300 000 т в год, либо провести значительную модернизацию уже существующего производства.

«Воспользоваться налоговой льготой смогут те компании, у которых на подходе новые газохимические проекты, потребляющие в качестве сырья этан или СУГ, либо проекты расширения газохимических мощностей», – говорит аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк.

В частности, указывает она, обратным акцизом наверняка воспользуется «Сибур», который в партнерстве с китайской Sinopec планирует построить на Дальнем Востоке Амурский газохимический комплекс (ГХК). Сырьем для него станут этан и СУГ, поставляемый с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома», запуск которого запланирован на текущий год. Амурский ГХК будет выпускать до 2,7 млн т полиэтилена и полипропилена в год, потребляя для этого примерно 2 млн т этана и 1,5 млн т СУГа. По оценке Дышлюк, налоговая субсидия в виде обратного акциза на этан и СУГ для Амурского ГХК может составлять до 30 млрд руб. в год, что повысит рентабельность проекта.

Введение обратного акциза на СУГ было ключевым условием для старта этого проекта. В феврале 2020 г. председатель правления «Сибура» Дмитрий Конов говорил, что конечная мощность предприятия во многом будет зависеть от решения правительства по этому вопросу. А в июле в компании заявляли, что для принятия финального решения и начала строительства необходимо окончательное утверждение законопроекта.

Для получения обратного акциза «Сибур» может также рассмотреть возможность расширения своего уже действующего нового нефтехимического комплекса «Запсибнефтехим» (Тобольск), который тоже потребляет СУГ в качестве сырья, считает Дышлюк. В «Сибуре» говорят, что изучают возможные варианты дальнейшего развития тобольского кластера, но окончательного решения пока нет.

Другим выгодоприобретателем от обратного акциза, по словам Дышлюк, может стать компания «Русгаздобыча». К 2023–2024 гг. она планирует построить крупный ГХК в районе Усть-Луги (Ленинградская обл.) мощностью свыше 3 млн т полимеров в год. Сырье будет поставляться с проектируемого «Газпромом» совместно с «Русгаздобычей» газоперерабатывающего завода мощностью до 3,8 млн т этановой фракции в год. Налоговая субсидия в виде обратного акциза на этан для ГХК в Усть-Луге, по оценкам Дышлюк, может составлять до 34 млрд руб. ежегодно. В «Русгаздобыче» «Ведомостям» сообщили, что механизм обратного акциза затронет проекты строительства Балтийского химического комплекса. В компании подтвердили, что планируют заключить соглашение о налоговом вычете с Минэнерго.

16.09.2020

«Граждане от этого ничего не получат»: Госдума поддержала идею правительства отдать владельцам НПЗ более 250 млрд рублей

Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект о введении обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье. Как передает корреспондент РИА «Новый День», в ходе обсуждения думская оппозиция заявила, что не будет поддерживать такие траты бюджетных средств, поскольку выгоду от этого новшества получат только бенефициары нефтеперерабатывающих заводов. Как говорится в пояснительной записке к документу, речь идет о сумме более 254 млрд рублей до 2024 года.

Как заявил на пленарном заседании Госдумы заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, новшество должно помочь развитию нефтегазохимической сферы и нефтепереработки в стране. С 1 января 2022 года производителям продукции из этана и сжиженных углеводородных газов вводится обратный акциз при выполнении ими одного из условий: введение после этой даты новых перерабатывающих мощностей, рассчитанных более чем на 300 тысяч тонн в год, либо инвестиции до 31 января 2027 года в объеме не менее 65 млрд рублей в новые нефтехимические производства. Кроме того, документ вводит коэффициент, увеличивающий обратный акциз на нефтяное сырье. Мазут предложено вообще исключить из подакцизных товаров.

Чтобы не допустить рост цен на спиртовые санитайзеры в условиях пандемии, законопроект вводит для производителей такой продукции нулевой акциз на спирт – но только при подтверждении предприятиями целевого использования сырья, подчеркнул Сазанов.

Комитет Госдумы по бюджету законопроект поддержал. Однако у депутатов из оппозиционных фракций инициатива правительства вызвала массу вопросов. Коммунисты усомнились в результативности предложенных правительством мер, и заявили, что в первом чтении документ поддерживать не будут. Похожую позицию также высказали «эсеры».

«Какие компании будут получать? – поинтересовался депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг. – Там такой объем инвестиций записан, какой далеко не каждая компания может себе позволить. Каков суммарный объем выплат из бюджета, сколько отрицательных акцизов в год? Насколько снизятся цены на бензин, потому что тут записано, что цена на бензин должна снизиться. И если бы мы отменили налоговый маневр – дало бы это больше по снижению цен на бензин?»

После этого «эсеры» отказались поддерживать правительственную инициативу. «Ничего от этого не получат граждане, и страна ничего не получит, – пояснил Гартунг. – Кроме отдельной категории граждан, которые являются бенефициарами перерабатывающих заводов, и получат эти сотни миллиардов рублей».

Россия является крупнейшей добывающей страной в мире, напомнил парламентарий, обратив внимание, что, проведя налоговый маневр, страна сделала большой шаг к обнулению экспортных пошлин на нефть. «Тем самым мы повышаем рентабельность продажи сырой нефти за рубеж – и естественно, большая доля сырой нефти уходит за рубеж, – подчеркнул Гартунг. – Мы подняли НДПИ, чтобы компенсировать это выпадение доходов из бюджета – но это привело к тому, что нефть, поступающая на переработку внутри страны, становится дороже, и рентабельность переработки падает. Потому что цены на бензин поднять невозможно. И нефтяники говорят: рентабельности нет, поэтому давайте нам обратные акцизы! И таким образом вынуждают правительство вводить вот такие законопроекты».

Как считает депутат, чтобы вернуть деньги нефтяникам, власти подняли пенсионный возраст, собрали средства со всей страны, заморозили индексации пенсий работающим пенсионерам. «А бедным нефтяникам не жалко ничего, несколько сот миллиардов мы им отдадим! На индексацию пенсий денег нет, а на это у нас есть», – с сарказмом заявил он, отметив, что каждый работающий пенсионер за пять лет уже недополучил по 125 тысяч рублей, а неработающий – по 51 тысяче рублей.

«Эсеры» предложили альтернативный вариант: отменить налоговый маневр и поднять экспортные пошлины на нефть. Продавать сырье за рубеж станет менее выгодно, чем перерабатывать его в России, пояснил он.

Между тем, депутат от «ЕР» Павел Завальный со своей стороны в ответ на такую критику заявил, что «этот законопроект не про снижение цен на бензин, а про развитие экономики нашей страны».

В итоге думское большинство поддержало идею правительства: за законопроект в первом чтении проголосовало 303 депутата, против четыре, воздержался один.

Москва, Татьяна Дорофеева

Москва. Другие новости 16.09.20

Правительство РФ планирует дальнейшее ослабление рубля. / В Турции трех россиянок задержали за нападение на медсестру. / Мишустин пообещал рост экономики и восстановление доходов населения к концу следующего года. Читать дальше

Читайте также: