Порядок проведения налоговых проверок рб

Опубликовано: 19.09.2024

Завтра к вам приходит налоговая проверка. У девяти из десяти предпринимателей эта фраза щекочет нервы. Даже если положенные отчисления делаются вовремя и все отчеты отправлены, куда нужно. Психологи говорят, что чаще всего страх возникает от неуверенности и незнания. Поэтому мы хотим уберечь вас от необоснованных переживаний и рассказать, как вести себя при налоговой проверке.

Виды налоговых проверок в РБ

Налоговая проверка – это мероприятие в рамках государственного надзора, которое проводит Налоговая инспекция под патронажем Министерства по налогам и сборам РБ. Проведение надзорных мероприятий регулирует Указ Президента Республики Беларусь № 510 от 16 октября 2009 года.

До 2018 года существовал график проведения плановых налоговых проверок. В настоящий момент регулярное формирование плана мероприятий надзорной деятельности отменено Указом Президента Республики Беларусь № 376 "О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности".

Проверки налоговой инспекции разделяются на виды по основанию и характеру проведения.

По основанию выделяют:

  • Плановые
  • Внеплановые налоговые проверки.

Необходимость проведения проверок определяется Порядком и решениями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

По характеру проведения налоговые проверки бывают:

  • Выездные - проводятся по месту расположения налогоплательщиков;
  • Камеральные - проводятся налоговыми органами дистанционно на основании информации, которой они располагают.

Немного подробнее остановимся на камеральных проверках. Их главная цель - дать налогоплательщику самому скорректировать нарушения, подать уточненные налоговые декларации и доплатить налоги и сборы в бюджет. Камеральные проверки проводятся без предписания.

Сначала налоговый орган проверяет отчетные налоговые документы плательщика. Если выявляются спорные моменты, то ему приходит уведомление из налоговой, с предложением в десятидневный срок разъяснить возникшие вопросы либо подать уточненную декларацию.

Если налогоплательщик не смог дать пояснения, либо не отреагировал на уведомление, то по результатам проверки составляется акт. На его основании может быть назначена дополнительная выездная проверка.

По объему проверяемых вопросов выездные налоговые проверки делятся на комплексные, тематические, встречные и рейдовые.

Комплексная проверка

Тематическая проверка

Рейдовая проверка

Встречная проверка

Проверяют

Все налоговые выплаты налогоплательщика

Отдельные виды налоговых платежей и сборов

Законность деятельности налогоплательщика в местах ее осуществления

Хозяйственные операции, проведенные с другим налогоплательщиком, по которому проводится основная проверка

Для выявления нарушений налогового законодательства – пять лет, в остальных случаях – три года*

Заявление сторонних лиц или подозрение налогоплательщика в нарушениях закона о предпринимательстве и налогах

Согласно новой редакции Налогового Кодекса РБ, проверка может охватывать налоговые документы более чем за 5 лет.

Это возможно в случае подачи налогоплательщиком уточняющих деклараций за период свыше 5 лет:

  • По налогу на прибыль, если в новой декларации возникают, либо увеличиваются убытки;
  • По НДС, если в новой декларации сумма налогового вычета увеличивается.

Как проводятся налоговые проверки в РБ

Когда к вам приходит налоговая проверка, важно знать свои права и обязанности. О них и о том, что вас ждет с приходом налоговой инспекции, мы расскажем дальше.

Период налоговой проверки

Чаще всего налоговая проверка ИП и юридических лиц длится месяц. Дата начала и окончания всегда прописана в предписании, с которым к вам приходят сотрудники налоговой службы. Иногда сроки проведения проверки смещаются до пятнадцати дней.

Основанием для того может быть необходимость инвентаризации или встречной проверки.

Есть понятие "приостановка налоговой проверки". Пауза бывает, если проверяемому нужно восстанавливать бухгалтерские документы. Максимальная длительность перерыва – три месяца. Исключение делается, если налоговым органам нужно запрашивать документы из-за границы. В этом случае проверка может быть возобновлена и через полгода.

Как вести себя при налоговой проверке

Любая выездная проверка предполагает присутствие представителя надзорного органа в компании. Для этого он обязан предъявить предписание на проведение проверки и служебное удостоверение. Потом проверяющий заполняет книгу учета проверок - и только тогда получает доступ к документам компании.

Руководитель проверяемого предприятия имеет право:

  • Поинтересоваться причиной прихода сотрудника налоговой;
  • Попросить к предъявлению служебное удостоверение и предписание. Если проверяющий отказывается, вы имеете право не пускать его на территорию предприятия;
  • Не давать доступ к документам, если не заполнена книга учета проверок и ревизий и не поставлена подпись представителя налоговой;
  • Не удовлетворять требования проверяющего, если они прямо не касаются проверки;
  • Сопровождать проверку на всех этапах и давать разъяснения на возникающие у проверяющего вопросы.

Подготовить к налоговой проверке Вас может компания ОДО "Консалт"

Оставь заявку на обратный звонок!

Ответственность проверяющего за нарушение процедуры проверки

За грубые нарушения правил проведения налоговой проверки проверяющий может быть наказан штрафом от 2 до 30 базовых величин.

Необоснованное назначение проверки, а также незаполнение книги учета проверок влечет наложение штрафа от 20 до 100 базовых величин.

Если в результате нарушений государственным служащим правил проведения налоговых проверок возникает ущерб государству или обществу, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Результаты проверки налоговыми органами

По окончании проверочных мероприятий вы получаете:

  1. Справку - если нарушений нет;
  2. Акт - если есть ошибки в налоговом учете.

Случается, что руководитель компании не согласен с решением проверяющего. Тогда он имеет право подать заявление с возражениями в налоговый орган в течение 15 рабочих дней. Налоговая проверяет все ваши аргументы и присылает заключение в письменной форме в течение 15 дней с момента подачи заявления.

Если в ходе проверки выявляются грубые нарушения налогового законодательства, то налоговый орган имеет право обратиться в экономический суд с требованием ликвидировать компанию. Если бизнес ликвидируется по суду, то учредители в течение года не имеют права на регистрацию новых субъектов хозяйствования.

Резюме

Мы постарались осветить основные вопросы проведения налоговых проверок в Республике Беларусь. Многих бизнесменов волнует вопрос, как избежать налоговых проверок. На самом деле здесь есть только одно средство - тщательный налоговый учет.

Если вы сомневаетесь, правильно ли ваш бухгалтер подает налоговые декларации - обращайтесь за консультацией к компетентным специалистам. Бухгалтеры компании "Консалт" проведут аудит вашего налогового учета и при необходимости помогут подать уточняющие декларации в налоговую. Ведите бизнес грамотно - и вам будет не страшна любая проверка.

Деньги
Методы и способы проведения проверок налоговыми органами в Беларуси определены Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24.

Согласно Постановления №24 выбор методов и способов проведения проверки осуществляется проверяющими самостоятельно в пределах компетенции и полномочий налоговых органов, характера деятельности проверяемого субъекта и перечня вопросов, подлежащих проверке. Под методами и способами проведения проверок понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия, приемы, выполняемые (используемые) проверяющими в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке.

При проведении проверок налоговыми органами используются методы документальной, фактической, сплошной и (или) выборочной проверки, а также расчетный метод проверки, наблюдение хронометражным методом.

Методом документальной проверки осуществляются:
— изучение действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета и контроля;
— сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, налоговых деклараций (расчетов), данных учета, отчетности и налоговых деклараций (расчетов) с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
— установление реальности совершения документально оформленных хозяйственных операций, а также фактических обстоятельств их совершения;
— изучение информации и документов, в том числе в электронном виде, имеющих отношение к вопросам проверки, полученных от государственных органов, иных организаций (включая банки и небанковские кредитно-финансовые организации, компетентные органы иностранных государств) и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, относящимися к деятельности проверяемого субъекта, по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами;
— исследование отдельных документов, включая:
изучение первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, соответствия установленным требованиям, достоверности отражения хозяйственных операций;
сопоставление количественных характеристик взаимосвязанных реквизитов одного и того же документа, установление арифметической правильности содержащихся в них расчетов и итогов в целях установления заведомо неверных подсчетов, дописки штрихов и цифр в документе;
установление соответствия заключенных сделок, отраженных в документах хозяйственных операций, требованиям законодательства по форме, содержанию и исполнению;
— исследование документов, отражающих одну хозяйственную операцию, включая:
соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого субъекта и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от его контрагентов или третьих лиц;
сопоставление документов, прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию;
сличение данных имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по текущим (расчетным) и иным счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;
— исследование документов, отображающих однородные хозяйственные операции, в том числе:
проверка количественной информации о движении однородных товарно- материальных ценностей за проверяемый период, сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с первичными учетными документами и данными оперативного учета;
хронологический анализ движения товарно-материальных ценностей по датам совершения хозяйственных операций;
сравнительный анализ одинаковых по форме документов, отображающих аналогичные операции.

Методом фактической проверки осуществляется установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, обмера и иных способов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.
При проведении фактической проверки способы проверки выбираются с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета проверяемого субъекта и вопросов, возникающих при анализе соответствующих документов.

Расчетным методом проверки осуществляется определение размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, в соответствии с Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2010 г. № 426.

Наблюдение хронометражным методом осуществляется с целью установления фактической выручки (дохода) проверяемого субъекта за период, в течение которого осуществляется наблюдение.

Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех подлежащих проверке взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов проверяемого субъекта, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов проверяемого субъекта, сверяются отдельные записи бухгалтерского и (или) налогового учета с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения проверяемым субъектом правил учета хозяйственных операций;

Следует иметь в виду, что при проведении проверки возможно применение одного или нескольких методов, указанных выше.

Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:
проведение встречных проверок;
осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений, транспортных средств и иных объектов проверяемого субъекта для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него);
проведение личного досмотра проверяемого субъекта и его представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов, свидетельствующих о нарушении законодательства;
проверка фактического наличия документов и (или) имущества в помещениях, иных местах их хранения;
контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
инвентаризация имущества проверяемого субъекта;
контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг;
проведение опросов, истребование и получение письменных и устных объяснений от проверяемого субъекта, его представителей, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, получение разъяснений от должностных, материально ответственных лиц и иных работников проверяемого субъекта;
истребование и получение у проверяемого субъекта, государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, на безвозмездной основе необходимых для проверки документов и (или) информации, в том числе в электронной форме, а также изъятие оригиналов документов у проверяемого субъекта;
назначение экспертизы, привлечение экспертов, специалистов;
проведение исследований (испытаний), технических освидетельствований, направленных на выяснение вопросов, относящихся к проверке, в том числе испытаний продукции, направление на техническое освидетельствование кассового оборудования, игровых автоматов;
использование контрольного списка вопросов (чек-листа);
проведение контрольного запуска в производство сырья и материалов, контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции; установление действительных расходов сырья и материалов, реальной производительности оборудования по объему выпуска, времени, энергоемкости; правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов, сопоставление фактических и заправочных данных;
иные определенные законодательными актами способы.
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24 установлены также формы документов, применяемых в ходе подготовки, проведения проверок и оформления их результатов (в том числе, предписания на проведение проверки; акта (справки) проверки; решения по акту проверки и др.

Постановление №24 вступает в силу после его официального опубликования (п.4 Постановления).

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (абз. 3 части первой п. 1 ст. 71 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Важное в статье:

Методы налоговых проверок

При проведении проверок налоговые органы используют следующие методы (части первая и шестая п. 1 постановления МНС Республики Беларусь от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами»; далее – постановление № 88):

– документальной и фактической проверки;

– сплошной и (или) выборочной проверки.

Способами осуществления налоговых проверок являются проведение встречных проверок, личного досмотра, контрольная закупка ТМЦ и т.д. (часть пятая п. 1 постановления № 88).

Налоговая проверка может быть камеральной или выездной, в т.ч. дополнительной (п. 2 ст. 72 НК).

Важно! В 2019 г. в перечень налоговых проверок, проводимых в соответствии с НК, включены проверки:

– для подтверждения обоснованности возврата суммы налоговых вычетов, превышающих общую сумму реализованного НДС;

– инициируемые плательщиком;

– при реорганизации плательщика;

– проводимые в целях признания задолженности плательщика безнадежным долгом и ее списания (подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК).

Камеральная проверка проводится без предписания, а также по месту нахождения налогового органа. В основе проведения такой проверки лежит изучение налоговых деклараций плательщика, а также иных данных, имеющихся в налоговом органе (п. 1 ст. 73 НК).

Важно! Цель камеральной проверки – предоставить плательщику право самостоятельно устранить нарушение, а также доплатить налог или сбор (п. 3 ст. 73 НК).

Этапы камеральной проверки

Проведение камеральной проверки складывается из предварительного и (или) последующего этапов.

На первом этапе налоговый орган получает от плательщика пояснения, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), а также порядка заполнения деклараций (абз. 2 части первой п. 4 ст. 73 НК).

На последующем этапе изучаются предоставленные первичные учетные документы, которые подтверждают право на льготы, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при расчете налога на прибыль затрат и внереализационных расходов, а также экономическое обоснование цены в целях контроля над трансфертным ценообразованием (абз. 3 части первой п. 4 ст.73 НК).

Важно! Если на этом этапе проведения камеральной проверки у представителей налогового органа возникли сомнения относительно полноты сведений, достоверности информации и иных данных, то в адрес плательщика направляется уведомление в электронном или письменном виде. В уведомлении предлагается в течение 10 рабочих дней представить в налоговый орган дополнительные документы, информацию, пояснения, либо представить уточненные декларации (часть первая п. 8 ст. 73 НК).

В случае установления налоговым органом факта совершения правонарушения и (или) неподачи плательщиком налоговых деклараций, а также невнесения изменений в ранее поданные декларации составляется акт камеральной проверки (часть четвертая п. 8 ст. 73 НК).

Справочно: форма акта камеральной проверки установлена приложением 6 к постановлению МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства».

Ярким примером камеральной проверки выступает камеральный контроль НДС, в ходе которого данные налоговых деклараций по НДС сопоставляются с данными ЭСЧФ при помощи размещенного на Портале ЭСЧФ (www.vat.gov.by) специального электронного сервиса «Предварительный контроль».

Виды и сроки выездных проверок

Выездная налоговая проверка может быть выборочной или внеплановой. Это зависит от включения или невключения такой проверки в план выборочных проверок.

Важно! Выездные проверки, назначаемые при ликвидации плательщиков, не подлежат планированию (подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК).

Проведение выездных проверок назначается руководителем налогового органа, а в случае его отсутствия – заместителем. Название такой проверки говорит само за себя: проводят ее представители налогового органа с выездом по месту постановки на учет плательщика (пп. 1, 2 ст. 74 НК).

В части соблюдения налогового законодательства проверяемый период при выездной проверке не должен быть более 5 предшествующих лет до даты назначения проверки. При этом истекший период текущего календарного года также проверяется. Однако в части иных вопросов, подлежащих проверке налоговыми органами, проверяемый период ограничен 3 предшествующими годами и истекшим периодом текущего года (п. 4 ст. 74 НК).

Выездная проверка должна быть проведена в определенный срок и не может превышать (п. 8 ст. 74 НК):

– 15 рабочих дней, если проверяемый субъект является ИП, нотариусом, адвокатом, ремесленником, временным (антикризисным) управляющим или занимается агроэкотуризмом;

– 30 рабочих дней – при проверке иных категорий плательщиков.

Важно! При большом объеме документов, подлежащих проверке, срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней (часть третья п. 9 ст. 74 НК).

Результаты выездной проверки оформляются актом (справкой) проверки. Справка составляется в том случае, если в ходе проверки не обнаружены никакие нарушения законодательства (п. 1 ст. 81 НК).

Из всех форм налогового контроля, установленных налоговым законодательством, наиболее эффективной является проверка,проводимая по определенному кругу вопросов путем ознакомления с отдельными сторонами деятельности организации в контексте уплаты налоговых платежей.

Порядок организации и проведения проверок установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК налоговые органы проводят следующие проверки:

1) камеральные;

2) выездные, в том числе дополнительные:

а) проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для признания государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей недействительной, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и не направлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

б) проверки государственных органов;

в) тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением нотариусов, а также лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

г) в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

д) проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;

3) выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц) (в рамках проведения проверок, указанных в п. 2).

Согласно ст. 70 НК Республики Беларусь камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

1) своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;

2) правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета) четкость их заполнения;

3) соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

4) соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

5) правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);

6) соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

7) обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

8) своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней;

9) соблюдение физическими лицами сроков представления деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений;

10) соблюдение сроков представления деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, отчетов, обязанность представления которых установлена законодательством, полнота и достоверность отраженных в них сведений;

11) своевременность постановки на учет в налоговых органах;

12) иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица), налоговый орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин). Исключение существует только в отношении требования иных документов у организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

По результатам камеральной проверки налоговым органом высылается уведомление об устранении недостатков или представлении иных документов и дополнительных сведений, а в случае выявленных правонарушений и невыполнении требований уведомления составляется акт.

Порядок проведения выездной налоговой проверки и оформления ее результатов регламентируется ст. 71–79 НК Республики Беларусь и состоит в следующем:




Встречная проверка проводится в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки. Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, – 500 базовых величин, за исключением случаев осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием мер государственной поддержки; установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Тематическая оперативная проверка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, проводится налоговыми органами в местах деятельности указанных физических лиц в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности, в том числе в целях установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

Общий срок проведения выездной проверки не должен превышать тридцати рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.

2) Выездная проверка проводится налоговыми органами на основании предписания руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку, заверенного печатью налогового органа или оформленного на фирменном бланке.

Перед началом проведения выездной проверки или после проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг (если проверка начинается с этих действий), должностное лицо налогового органа, проводящее проверку (лицо, возглавляющее группу), обязано предъявить плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки (копию предписания и приложение к нему, если встречная проверка проводится в другом населенном пункте), а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

3)При проведении проверки налоговые органы имеют право:

а) привлекать на договорной основе эксперта, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, (ст. 72 НК) или специалиста для оказания содействия или участия в конкретных действиях, обладающего специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности (ст. 73 НК);

б) на доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) (ст. 74 НК);

в) истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (иного обязанного лица), на безвозмездной основе необходимые для проверки документы и (или) информацию, в том числе в электронном виде (ст. 75 НК);

г) изымать оригиналы документов в случаях, если у должностного лица налогового органа, проводящего проверку, имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в том числе в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время как эти ценности остались без движения или отсутствуют); невозможности снятия с них копий (представления выписок из них); отказа проверяемого субъекта представить заверенные в установленном порядке копии документов (выписки из них), а также необходимости проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности на основании постановления налогового органа, проводящего проверку, в присутствии плательщика (иного обязанного лица) или его представителя, а в случае их отсутствия – в присутствии не менее двух понятых (ст. 76 НК);

д) вызывать плательщика (иное обязанное лицо) – физическое лицо, а также любое иное физическое лицо (в том числе должностное), имеющие документы и (или) информацию о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

6.4. Контрольно-ревизионная документация:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

НК РФ о выездной проверке

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Отбор кандидатов для проведения проверки

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Для чего нужен самоанализ?

Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (см. Письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03‑02‑08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Концепцией же определен алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают инспекции (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Как проводится отбор налогоплательщиков для проверки?

При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует:

– суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений;

– суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления;

– показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов;

– сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними;

– факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Основания для включения в план проверок

– у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;

– результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступные критерии оценки рисков

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект:

– имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

– имеет убытки в течение двух и более календарных лет;

– отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога);

– имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов;

– выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

– имеет неоднократное (два и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять спецрежимы;

– имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3‑НДФЛ, в общей сумме доходов, превышающая 83 %);

– строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

– не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

– неоднократно (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями);

– имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Чиновники о деятельности с высоким налоговым риском

– информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

– документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Ведомство подчеркнуло, что наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. И в связи с этим напомнило, что на сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (см. также Письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03‑01‑11/53156).

Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Что такое налоговая нагрузка и как ее рассчитать?

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата (Информация ФНС России):

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03‑01‑15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый налог на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 %

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

– официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата;

– сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень);

– официальные интернет-сайты управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской. Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.

Читайте также: