Плательщиками акцизов на территории республики беларусь не являются

Опубликовано: 24.04.2024

Основные процедуры и требования по оформлению импорта товаров в Республику Беларусь

1. Договор

Должен содержать: сумму, на которую планируется ввоз товаров в рамках этого договора, а так же валюту и сроки оплаты. При предоплате товар должен поступить в течении 90 календарных дней.

За несоблюдение сроков завершения внешнеторговой операции белорусским покупателем налагается штраф для ответственного лица (директора или иного назначенного приказом лица) — до 30 базовых величин, для ИП или юрлица — до 2% от суммы незавершенной в срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, при этом не более суммы незавершенной операции.

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых, с учетом приложений и дополнений к этому договору, составляет три тысячи евро (в эквиваленте и более), импортер обязан до даты поступления товаров, либо проведения платежей, зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет импортера.

3. Маркировка контрольными (идентификационными) знаками

Для обеспечения экономической безопасности страны, а также защиты интересов граждан РБ и предотвращения вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей на территории страны с 2005 года введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками некоторых групп товаров.

Существует перечень товаров, которые подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых вносится в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров»:

Существует квартальная отчетность по использованию и реализации маркированных товаров.

4. Пошлины

При ввозе товаров из стран дальнего зарубежья, продукция облагается таможенными пошлинами по ставкам, которые зависят от кодов ТН ВЭД этих товаров. Уплачиваются они при таможенном оформлении товаров для выпуска в таможенной процедуре для внутреннего потребления:

5. НДС

Уплата ввозного НДС производится по ставкам 0,10,20 %, в зависимости от видов товаров. Осуществляется она при таможенном оформлении товаров для выпуска в таможенной процедуре, для внутреннего потребления при импорте из стран дальнего зарубежья, а также в ИМНС при ввозе из стран входящих в ЕАЭС. Уплата должна производиться по 20-е число следующего месяца за месяцем ввоза товаров, при подаче следующего пакета документов:

  • Заявление
  • Декларация НДС
  • Договор
  • Счет фактура (для плательщиков НДС)
  • СМР (не нужна, когда везете сами)
  • Документ, подтверждающий уплату НДС
  • Электронную счет фактуру на портале vat.gov.by

6. Акцизы

Акцизы представляют собой косвенные налоги, которые включаются в цену товара и в результате этого фактически оплачиваются покупателем, хотя юридически их плательщиками должны быть организации и индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие товары.

Согласно статье 109 Налогового кодекса РБ, плательщиками акцизов являются организации, ИП, а также физлица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов - как для товаров, которые производятся плательщиками акцизов, так и для товаров, которые ввозятся плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуются на таможенной территории Республики Беларусь, которые устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Налоговым кодексом Республики Беларусь объекты обложения акцизами и перечень товаров, облагаемых акцизами, определяются следующим образом.

- подакцизные товары, которые производятся плательщиками и реализуются ими на территории Республики Беларусь;

- ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

- подакцизные товары, которые ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Перечень подакцизных товаров предусмотрен ст. 111 НК:

  • спирт этиловый ректификованный технический;
  • алкогольная продукция, включая этиловый спирт, который получают из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, ром, коньяк, бренди, джин, виски, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7% и более);
  • непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
  • пиво и пивные коктейли;
  • слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;
  • табачные изделия;
  • бензин для автомобилей;
  • дизельное и биодизельное топливо;
  • топливо для судоходного транспорта;
  • газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, которые используются в качестве автомобильного топлива;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704);
  • сидры;
  • пищевая продукция, содержащая спирт в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Ставки акцизов на товары устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах, начисляемых от стоимости товаров (адвалорные ставки). В настоящее время в Республике Беларусь применяются только твердые (специфические) ставки.

Ставки акцизов определены в приложении 1 к НК.

Плательщики акцизов обязаны предоставлять налоговым органам по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным.

7. Статистическое декларирование товаров

Подача статистической декларации осуществляется только в случае, если сумма договора, по которому ввезен товар, составляет более тысячи евро.

Производится она в течение семи рабочих дней от даты поставки.

Статистическая декларация — документ, который подается в таможенный орган импортером, грузополучателем или же их таможенным представителем в электронном виде для осуществления статистического учета импорта товаров.

Если у вас в данном месяце несколько поставок по одному договору, вы можете подать общую СТД до 7 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров.

8. Сбор на обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары.

Действует, если Вы ввозите товар, упакованный в тару (упаковку) из стекла, картона, полиэтилена и пластмассы, а так же товары, согласно перечня, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления":

Ставки от объема или стоимости в зависимости от вида отходов.

Датой возникновения обязанности по обеспечению сбора отходов при ввозе товаров в полимерной упаковке является дата выпуска таких товаров, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся (абз. 3 ч. 4 подп. 1.5 п. 1 Указа N 313).

Для определения количества упаковки при расчете платы за сбор отходов целесообразно руководствоваться ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения" (далее - ГОСТ 17527-2003).

В подп. 3.3 п. 3 ГОСТ 17527-2003 определено, что в качестве массы брутто товара принимается массу упаковки и продукции в ней. В свою очередь, масса нетто товара представляет собой массу продукции в упаковочной единице (то есть вес товара без учета упаковки). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация может рассчитать вес упаковки, как разницу между массой брутто и массой нетто товара, указанными в товаросопроводительных документах.

Производители и поставщики обязаны пройти процедуру регистрации в реестре производителей и поставщиков до 22 числа месяца, который следует за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности, связанной с обеспечением сбора, обезвреживанием и (или) использованием отходов. Подача отчета осуществляется по 20-е число, а уплата - по 22-е число, ежеквартально в месяце, следующим за отчетным кварталом.

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
10.2. Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически их плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие товары.

Согласно статье 109 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь, которые устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Налоговым кодексом Республики Беларусь определены объекты обложения акцизами и перечень товаров, облагаемых акцизами.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

- подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

- ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

- подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Перечень подакцизных товаров предусмотрен ст. 111 НК:

- спирт этиловый ректификованный технический;

- алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

- непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

- пиво, пивной коктейль;

- слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

- дизельное и биодизельное топливо;

- газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

- масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704);

- пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

1) при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров: как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). В настоящее время в Республике Беларусь применяются только твердые (специфические) ставки.

Ставки акцизов определены в приложении 1 к НК.

Плательщики акцизов представляют налоговым органам по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сроки уплаты акцизов определены ст. 124 НК.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 123 НК определяет порядок осуществления налоговых вычетов. Все нормы данной статьи посвящены главным образом порядку налоговых вычетов при производстве новой продукции за счет материалов и продукции, приобретенных со стороны, которые уже облагались акцизами, а также другие подобные случаи.

С 1 апреля 1995 года Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1995 года №116 «О введении маркировки ввозимых в Республику Беларусь алкогольных и табачных изделий» (с изменениями от 18.12.1995 г. №499, от 25.03.1996 г. №120 и от 24.03.1997 г. №212)[1] была введена маркировка ввозимых на территорию республики алкогольных и табачных изделий. Документ регламентирует перечень товаров, не подлежащих маркировке. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2002 года № 28 «Об утверждении образцов акцизных марок с нумерацией для маркировки водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, и инструкций по контролю их подлинности»[2] были утверждены новые образцы акцизных марок. За реализацию, перевозку и хранение алкогольных и табачных изделий без нанесенных на них акцизных марок субъекты хозяйствования несут ответственность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.1996 г. № 45 «О государственном регулировании производства, реализации, хранения алкогольных и табачных изделий»[3].

Указ Президента Республики Беларусь от 16.08.1995 г. № 300 «Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» (с изменениями от 25.03.1996 г. № 120, от 10.03.1997 г. №6, от 20.11.1998 г. №554, от 23.04.1999 г. № 231 и от 26.07.2001 г. № 405)[4]регламентировал налогообложение при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь. Уплата акцизов на товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, производится до или в момент их таможенного оформления. Акцизы на товары, подлежащие маркировке, взимаются лишь в части, не покрытой суммой, вырученной от продажи использованных для маркировки товаров марок. После реализации товаров, на которые акцизы уплачены при ввозе на территорию Республики Беларусь, акцизы исчисляются исходя из установленных ставок и выручки от реализации товаров и уплачиваются в части, не покрытой суммой акцизов, уплаченных при ввозе товаров, включающей стоимость акцизных марок, использованных для маркировки этих товаров.

[1]Закон Республики Беларусь от 20 марта 1995 г. № 116 «О введении маркировки ввозимых в Республику Беларусь алкогольных и табачных изделий», с изм. и доп. // НРПА. 2001. № 9. 1/2083. Утратил силу.

[2] Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 28 «Об утверждении образцов акцизных марок с нумерацией для маркировки водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, и инструкций по контролю их подлинности», с изм. и доп. // НРПА. 2002. № 34. 8/7840. Утратило силу.

[3] Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 1996 г. № 45 «О государственном регулировании производства, реализации, хранения алкогольных и табачных изделий», с изм. и доп. // НРПА. 2001. № 4. 1/2135. Утратил силу.

[4] Утратил силу с 14 мая 2003 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2003 г. № 185 «О некоторых вопросах применения таможенными органами Республики Беларусь экономических санкций, наложения ими ареста на имущество и признании утратившими силу некоторых указов и положений указов Президента Республики Беларусь».

Акцизы являются косвенным налогом. Это означает, что такой налог включается в цену подакцизного товара и фактически уплачивается в бюджет за счет покупателя (взимается с покупателя).

Налогообложение акцизами непростое и содержит множество нюансов, которые необходимо знать всем плательщикам. В статье будут рассмотрены основные моменты, связанные с исчислением и уплатой акцизов.

Кто же платит акцизы

Плательщики акцизов приведены в ст. 145 НК. Главным образом это организации и ИП. Они признаются плательщиками с учетом особенностей, установленных ст. 146 НК.

Физические лица, не являющиеся ИП, признаются плательщиками в отношении акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров на территорию Беларуси, если обязанность по их уплате предусмотрена законодательством.

Акцизы плательщики уплачивают не по всем товарам, а только по тем, которые являются подакцизными.

Какие товары облагаются акцизами

В составе подакцизных можно выделить такие основные группы товаров, как (п. 1 ст. 150 НК):

2) алкогольная продукция;

3) слабоалкогольные напитки;

6) пищевая и непищевая спиртосодержащая продукция;

7) табачные изделия;

8) жидкое топливо;

9) газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный при их использовании в качестве автомобильного топлива;

10) масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем ДВС.

Не так давно к вышеуказанным товарам добавилась новая позиция — замещающий мазут (п. 1 Указа N 300).

В налоговом законодательстве также определен закрытый перечень товаров, которые не признаются подакцизными, — п. 2 ст. 150 НК.

Для каждого подакцизного товара установлена своя ставка.

Ставки акцизов

Согласно действующему законодательству ставки акцизов могут быть установлены (п. 2 ст. 155 НК):

— в абсолютной сумме на единицу величины, в которой выражаются результаты измерений подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

— в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

По подакцизным товарам ставки акцизов устанавливаются согласно приложению 1 к НК (п. 3 ст. 155 НК). Но здесь есть нюанс — по автомобильному бензину и дизтопливу ставки определены в приложении к Указу N 53. Что касается замещающего мазута, то по нему ставка предусмотрена п. 2 Указа N 300 (подробнее см. таблицу ставок акцизов).

Обратите внимание!
На спирт, спиртосодержащую продукцию ставки акцизов дифференцируются в зависимости от целей их дальнейшего использования (п. 4 ст. 155 НК).

В настоящее время на все группы подакцизных товаров установлены твердые ставки акцизов, которые определены в белорусских рублях за единицу налогообложения.

Справочно
Единица налогообложения акцизов — это физическая единица измерения соответствующего вида товаров. Для каждого подакцизного товара она устанавливается наряду со ставками. Например, для алкогольных напитков единицей налогообложения служит либо 1 литр готовой продукции, либо 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Для табачных изделий это 1 штука, 1000 штук либо 1 килограмм.

В нашей стране применяются единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Беларуси, так и для подакцизных товаров, ввозимых на ее территорию и (или) реализуемых (передаваемых) на ее территории (п. 1 ст. 155 НК).

Если по товару установлена ставка акцизов, у плательщика могут возникнуть логичные вопросы. А в каких случаях подакцизные товары подлежат налогообложению? Предусмотрены ли льготы? И др.

Объекты налогообложения акцизами в Беларуси

Исчислять акцизы необходимо при наличии объектов налогообложения. Случаи их возникновения предусмотрены п. 1 ст. 147 НК. Всего их пять. В рамках этой статьи выделим два (они самые значимые). Так, объектами налогообложения признаются:

1) подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Беларуси;

2) подакцизные товары, ввозимые на территорию Беларуси.

Обратите внимание!
Наличие объекта налогообложения не всегда влечет за собой возникновение налогового обязательства, поскольку операции (ввоз, реализация подакцизных товаров), признаваемые объектом налогообложения, могут быть освобождены от акцизов (подробнее об этом см. ниже). Кроме того, на некоторые подакцизные товары может быть установлена нулевая ставка налога.

Что касается первого случая, то объект налогообложения акцизами возникает при наличии у производителя двух условий, таких как:

— производство подакцизных товаров;

— реализация (передача) этих товаров (подакцизной продукции собственного производства) производителем на территории Беларуси.

Надо учитывать, что здесь понятия «производство» и «реализация (передача)» трактуются несколько шире, чем это принято. Так, для целей исчисления акцизов:

— к производству подакцизных товаров, например, относятся также розлив подакцизной алкогольной продукции и пива, а также любые виды смешения товаров (в том числе настаивания алкогольной продукции) в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар (ч. 2 подп. 1.1 ст. 146 НК).

Пример

Организация ввозит из Грузии коньяк в бочкотаре и производит уплату акцизов при его ввозе. В дальнейшем организация осуществляет розлив коньяка в бутылку и его реализацию на территории Беларуси. В такой ситуации следует исчислить и уплатить акцизы;

— кроме непосредственно самой реализации реализацией (передачей) подакцизных товаров признается также целый ряд случаев, перечисленных в п. 2 ст. 147 НК. Это, например, безвозмездная передача, обмен с участием подакцизных товаров, а также передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров с целью использования для собственных нужд.

Внимание!
Подакцизные товары, приобретенные у белорусских производителей, при дальнейшей их реализации на территории Беларуси, а также за ее пределами объектом налогообложения акцизами не признаются.

По второму случаю отметим следующее. Уплачивать акцизы надо по подакцизным товарам, ввозимым в Беларусь как из государств — членов ЕАЭС, так и из-за его пределов. При этом «ввозной» акциз уплачивается плательщиками независимо от цели назначения ввозимых подакцизных товаров (ст. 72 Договора о ЕАЭС, подп. 1.2 ст. 147 НК).

При ввозе подакцизных товаров законодательство разграничивает взимание налога по товарам, ввозимым с территорий государств — членов ЕАЭС и из государств, не входящих в ЕАЭС. В зависимости от вида подакцизного товара (подлежит ли он маркировке акцизными марками или нет) и страны ввоза акцизы взимаются таможенными или налоговыми органами. Такие особенности определены ст. 165 НК.

При наличии объекта налогообложения необходимо определить налоговую базу.

Налоговая база акцизов

Налоговая база может определяться либо исходя из физического объема ввезенных и (или) реализованных подакцизных товаров, либо исходя из их стоимости. Порядок определения зависит от установленных ставок акцизов.

Так как в нашей стране в отношении всех подакцизных товаров установлены твердые ставки акцизов, налоговая база по акцизам определяется как объем подакцизных товаров в натуральном выражении (п. 1 ст. 148 НК).

При налогообложении следует учитывать установленные льготы (случаи, когда товары не облагаются акцизами).

Освобождение от акцизов

Законодательством предусмотрено освобождение от акцизов при ввозе отдельных видов подакцизных товаров на территорию Беларуси, а также при их реализации (передаче). Все эти случаи приведены соответственно в ст. 154 и 151 НК. Отметим, что освобождение от акцизов при реализации предусмотрено также на основании Указа N 681 и Указа N 479.

Важно!
Льготы, предусмотренные ст. 154 НК, распространяют свое действие на подакцизные товары, ввезенные как с территорий государств — членов ЕАЭС, так и с территорий иных государств.

В рамках этой статьи из всех льгот выделим лишь одну значимую. Так, при реализации (передаче) от акцизов освобождаются подакцизные товары (ч. 1 подп. 1.5 ст. 151 НК):

— помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта;

— вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Беларуси) в государства — члены ЕАЭС.

Указанное освобождение применяется при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Беларуси. Порядок документального подтверждения вывоза определен ст. 152 и 153 НК.

Теперь можно перейти непосредственно к исчислению налога.

Порядок исчисления и уплаты акцизов при реализации (передаче)

Сумма акцизов исчисляется плательщиком как произведение налоговой базы и ставки акцизов (п. 1 ст. 160 НК).

———————————
Порядок исчисления и уплаты «ввозных» акцизов не рассматривается.

Налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров, соответственно, общая сумма акцизов, исчисленная по итогам налогового периода, определяется путем сложения сумм акцизов, исчисленных для каждого вида подакцизных товаров (ч. 2 подп. 1.1 ст. 148, п. 2 ст. 160 НК).

Акцизы исчисляются плательщиком за календарный месяц без нарастающего итога. Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов, установленных ст. 159 НК и приходящихся на этот налоговый период (ч. 1 п. 3 ст. 160 НК).

Все результаты отражаются в декларации по акцизам, которая представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Уплата же налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 1, 2 ст. 163 НК).

При реализации (передаче) подакцизных товаров плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов. В первичных учетных документах соответствующая сумма акцизов указывается отдельной строкой (п. 5 ст. 160 НК).

Применительно к наиболее значимым изменениям, нашедшим свое отражение в обновленной главе, можно отметить следующие.

1. Принимая во внимание современную тенденцию на создание национальных брендовых напитков, в Республике Беларусь с 2014 г. организовано производство зерновых дистиллятов и крепких спиртных напитков на их основе с полным технологическим циклом (от сырья до готового напитка).

Зерновой дистиллят — это дистиллят, полученный путем одно- или многократной перегонки сброженного сусла из зерна злаковых культур (рожь, пшеница, тритикале) и (или) приготовленного из него солода до крепости не более 94,8 % с сохранением аромата и вкуса используемого сырья.

С целью развития данного направления производства, позволяющего повысить экспортные возможности организаций, и учитывая, что зерновой дистиллят является инновационным продуктом, с 2019 г. зерновой дистиллят отнесен к товарам, не признаваемым подакцизными.

Новый порядок применяется по зерновому дистилляту, отгруженному (переданному) с 1 января 2019 г.

2. С учетом положительной практики применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2015 г. № 173 «Об освобождении от акцизов отдельных видов товаров» его нормы, предусматривающие освобождение от акцизов алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 %, вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %, пива, пивных коктейлей, сидров, табачных изделий собственного производства, реализуемых владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах, в целях закрепления их на постоянной основе перенесены в НК.

3. Нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 октября 2014 г. № 471 «Об особенностях деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отраслей», предоставляющего право плательщикам при реализации (передаче) алкогольной продукции, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольных натуральных напитков, иных слабоалкогольных напитков), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %, сидров (за исключением фруктово-ягодных) и (или) пива определять для целей исчисления и уплаты акцизов в бюджет момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их оплаты, в целях закрепления их на постоянной основе включены в статью 149 НК.

4. Наименование группы подакцизных товаров, именуемой ранее как «масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей», изложено как «масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания» с целью упрощения отнесения тех или иных видов данных товаров к подакцизным товарам.

5. Перечень товаров, признаваемых подакцизными, дополнен такой позицией, как «табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания», единица измерения для целей исчисления суммы акцизов определена как 1 кг содержащейся в них табачной смеси (нагреваемого табака).

Новый порядок применяется по табачным изделиям, предназначенным для потребления путем нагревания, отгруженным (переданным) с 1 января 2019 г.

6. С 2019 г. организации, приобретающие подакцизные товары (покупатели) по цене без акцизов на условиях последующего их целевого использования и допустившие нецелевое использование таких подакцизных товаров, признаются плательщиками акцизов. Обязательство по исчислению и уплате акцизов возникает у этих покупателей при нецелевом использовании приобретенных подакцизных товаров. Соответственно продавцы подакцизных товаров при их нецелевом использовании покупателями не будут нести финансовую нагрузку по уплате акцизов в таких случаях.

Указанное новшество призвано обеспечить более справедливый подход к взиманию акцизов.

Это такие операции, как:

  • использование (реализация, передача) не по целевому назначению дизельного топлива, приобретенного (полученного) для производства дизельного топлива с метиловыми эфирами жирных кислот;
  • использование (реализация, передача) не по целевому назначению:

Новый подход применяется в следующем порядке.

По реализованным (переданным) подакцизным товарам (дизельное топливо, спирт, спиртосодержащая продукция) по цене, не включающей в себя сумму акцизов, на условиях их целевого использования покупателями, дата отгрузки (передачи) которых приходится по 31 декабря 2018 г. (включительно), обязательства по исчислению и уплате акцизов в случае нецелевого использования этих подакцизных товаров покупателем несет их продавец.

По таким товарам, дата отгрузки (передачи) которых продавцом приходится на период с 1 января 2019 г., обязательства по исчислению и уплате акцизов в случае нецелевого использования этих подакцизных товаров несет покупатель. При этом момент фактической реализации для целей исчисления и уплаты акцизов определяется покупателем как приходящийся на налоговый период день составления первичного учетного документа, а при отсутствии первичного учетного документа — день составления иного документа, подтверждающего использование (реализацию, передачу) подакцизных товаров не по целевому назначению.

7. К освобождаемым от налогообложения акцизами с 2019 г. отнесены объемы спирта, отгруженного (отпущенного) для производства ветеринарных препаратовюридическим лицам Республики Беларусь, которым разрешено их производство. Ранее от налогобложения акцизами освобождались объемы спирта, отгруженного (отпущенного) только для производства лекарственных средств юридическим лицам Республики Беларусь, которым разрешено их производство.

8. В отношении размера ставок акцизов реализованы следующие подходы.

В части алкогольной и табачной продукции:

  • сохранение ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки, вина плодовые крепленые и пиво на уровне 2018 г. в целях обеспечения эффективной работы предприятий — производителей данной продукции;
  • индексация ставок акцизов на иные виды алкогольной продукции в пределах прогнозируемого параметра инфляции (5 %);
  • поэтапное увеличение ставок акцизов на табачные изделия в целом на 15 % (в I полугодии 2019 г. — на 10 %, во II полугодии 2019 г. — на 5 %);
  • установление с 1 января 2019 г. ставки акцизов в отношении табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания, в размере 116,76 руб. за 1 кг содержащейся в них табачной смеси (по аналогии с Российской Федерацией на уровне 60 % от ставки акцизов на премиальную категорию сигарет).

Данные изделия реализуются в потребительской упаковке по 20 штук с указанием веса чистого табака. При пересчете на единицу потребительской упаковки ставка акцизов на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, составит 0,71 руб. на пачку из расчета 6,1 г табачной смеси в пачке.

В части нефтепродуктов:

  • снижение ставок акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо на 25 %;
  • сохранение ставок акцизов на дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот, на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, на уровне 2018 г.;
  • индексация ставок акцизов на масло моторное, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания, в пределах прогнозируемого параметра инфляции.

Статья 156.Особенности применения ставок акцизов на сигареты с фильтром и порядок уведомления плательщиком о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром и их соответствии ценовым группам

В данной статье определены особенности применения ставок акцизов на сигареты с фильтром и порядок уведомления плательщиком о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром и их соответствии ценовым группам, урегулированы вопросы исключения неактуальных марок сигарет из уведомления о максимальной розничной цене сигарет с фильтром, а также размещаемой на официальном сайте МНС информации о заявленных и применяемых плательщиками максимальных розничных ценах сигарет с фильтром.

В частности, данной статьей предусмотрено, что в случае изменения соответствия максимальной розничной цены за пачку сигарет одной из трех ценовых групп, производство и (или) ввоз которых не осуществляются, новое уведомление о максимальной розничной цене сигарет с фильтром не представляется. При этом информация о заявленных плательщиками максимальных розничных ценах за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и соответствии этих цен одной из трех ценовых групп размещается на сайте МНС в течение трех лет по истечении года, в котором они заявлены либо изменены.

Соответственно в январе 2019 г. МНС совместно с заинтересованными будет проведена работа по исключению неактуальных марок сигарет из информации о заявленных и применяемых плательщиками максимальных розничных ценах сигарет с фильтром.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Виды подакцизной продукции

Данный вид товара носит определенный характер, и их список может меняться несколько раз в год. На начало 2018 года подакцизной продукцией считаются:

  • спирт этиловый;
  • любая продукция, которая содержит в своем составе больше 9% этилового спирта. Не попадает в этот список алкоголь, медикаменты, парфюмерные изделия, бытовая химия, пивные напитки;
  • алкогольные напитки, которые имеют градус более 0.5%;
  • изделия, сделанные из табака;
  • легковые машины;
  • мотоциклы, у которых мощность превышает 150 лошадиных сил;
  • моторные масла для дизелей и инжекторов;
  • топливо для печей;
  • природный газ;
  • керосин, который применяется для заправки самолетов;
  • сигареты, сделанные на электронной основе;
  • наполнители для электронных сигарет.

Данный список товаров, как было сказано выше, постоянно меняется. Его регулирование происходит по статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации подпостоянным контролем государства.

Говоря простыми словами, плательщиками акцизов являются продавцы продукции, которые лично занимаются включением величины налога в стоимость продукта, и при помощи покупателей набирают всю цену этих налоговых величин.

Акцизом зовется налоговый показатель, который взимается с предприятий и фирм в процессе применения операций с конкретным списком продукции, а также в процессе транспортировки данной продукции через таможенную службу страны.

Процесс начисления и оплаты акцизов

Налоговые акцизы являются платежами федерального значения, потому что их изъятие происходит на территории всего государства со всех видов предприятий и организаций. Продавец самостоятельно назначает стоимость на свою продукцию, а потом уже от прибыли с покупателей возмещает отчисления по данному налогу в казну страны.

Процесс начисления и оплаты акцизов — это вычисление величины налога в процессе осуществления операций по подакцизным товарам, куда входит и налог на цену продукции.

Получается, что любая экономическая единица, принимающая участие в товарообороте подобного рода изделий, может самостоятельно рассчитать величину акцизов по выплатам в казну государства, а также при использовании может передавать права пользования подакцизной продукцией другому пользователю, в конечном итоге достигая итогового пользователя, который и возьмет на себя обязательства по оплате акцизов.

Из этого следует, что налоговая система заинтересована в регулировании использования подакцизных товаров.

Плательщики акцизов


Плательщиками акцизов могут быть:

  1. различного рода предприятия и компании;
  2. юридически зарегистрированные предприниматели;
  3. иные лица, способные транспортировать подакцизную продукцию через российскую таможню, которые определяются при помощи законодательства по таможенным вопросам.

Налоги на подацизные товары

Товары и продукты постоянно облагаются акцизами. Предметами для налогообложения являются:

  • производство подакцизной продукции на территории Российской Федерации;
  • импорт подакцизной продукции через таможенную службу;
  • процесс передачи подакцизной продукции на переделку в долгосрочной перспективе;
  • процесс передачи в Российской Федерации хозяйственными субъектами созданной подакцизной продукции для личного использования;
  • экспорт подакцизной продукции через службу таможни за пределы Российской Федерации
  • процесс передачи прав на подакцизную продукцию от одного владельца другому по принципу безвозмездности или же при оплате при помощи природных материалов.

Плательщики акцизов могут сохранять за собой статус постоянного плательщика лишь в случаях, когда они на постоянной основе проводят платежные операции по товарам, которые предположены к обложению налогом. У других пользователей акцизами данное обязательство имеет периодичный или временный характер.

Получается, оплата за акциз должна происходить только в тот период, когда осуществляется определенная операция с подакцизным товаром (покупка, продажа, транспортировка и т.д.). При условии, что подобное не случилось, то и оплачивать акцизы не требуется. Это указывается в пункте 2 статья 179 Налогового кодекса Российской Федерации.

Операции с подакцизной продукцией


Список подобных операций с подакцизной продукцией предоставлен в статье 182 Налогового кодекса Российской Федерации. Это разнообразная продажа подакцизных продуктов, а также предоставление изготовленной подакцизной продукции:

  1. посредникам и последующее их использование ими как плата за предоставленные услуги;
  2. внутри предприятия для последующего изготовления неподакцизной продукции. Сюда не входит бензин, который используется для изготовления нефтепродуктов;
  3. для личной выгоды;
  4. в собственный капитал компании;
  5. компаньону, который собирается выходить из состава акционеров компании;

Также к таким операциям относятся:

  • транспортировка подакцизной продукции в государство;
  • изготовление и реализация нескольких типов подакцизной продукции (этиловый спирт, бензин из натуральных компонентов и керосин, применяемый для летного транспорта).

Стоит отметить, что реализация операций с дополнительными видами подакцизной продукции должна происходить под надзором государственного аппарата, а также иметь обязательные освидетельствования, разрешающие изготовление подобных продуктов, которые описаны в статьях 179.1, 179.2 и 179.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Товары, которые не облагаются акцизами

Некоторые виды товаров не облагаются акцизами. В случаях, когда производится ввод определенной регистрации акцизов, то не подлежит обложению:

  • отдача внутри предприятия определенного вида подакцизной продукции для реализации другого вида этой продукции. Исключением из правил в данном случае является этиловый спирт (это прописано в подпункте 22 пункте 1 в статье 182 Налогового кодекса Российской Федерации);
  • вывоз подакцизной продукции из страны, и тогда, когда данный вывоз производит заказчик переделки подобного вида товаров или же его представитель;
  • транспортировка подакцизной продукции внутри страны;
  • начальное использование или процесс передачи подобных продуктов на дальнейшее переиздание в промышленной области под надзором сотрудников таможни или налоговой службы. Также подобные продукты могут отдаваться на утилизацию;
  • транспортировка внутри предприятия этилового спирта;
  • произведение алкогольной техники для последующего перегона продукции алкоголя (винная, виноградная, ромовая, коньячная и т.д.) и процесса выдержкипри последующем хранении и продаже;
  • определенные манипуляции с керосином, применяемым в летном деле.

Все перечисленные положения полноценно охарактеризованы в статье 183 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс также в статье 179 указывает, что плательщиками акцизов бывают не сплошь юридические лица, также ими могут быть и индивидуальные бизнесмены.

Единственный критерий для осуществления подобных условий – это то, что эти хозяйствующие субъекты должны иметь определенный статус, который разрешает проведение подобных манипуляций. К этим субъектам не относятся спекулянты или посредники.


В процессе использования подакцизных продуктов, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, происходит эмиссия данных продуктов, к тому же:

  • разливание алкогольных и пивных товаров;
  • различного рода перемешивание продукции в хранилищах этих товаров, где в конечном итоге появляется подакцизная продукция, которая должна облагаться акцизом по увеличенной ставке, нежели материал, из которого была сделана продукция.

Существуют случаи, когда подобные товары перепродаются по спекулятивной направленности посредниками. При осуществлении продаж подакцизной продукции плательщиками акцизов почти во всех случаях будут изготовители. Единственным исключением будет случай, когда осуществляется перепродажа конфискационных товаров, товаров, не имеющих владельцев, и тех, от которых хозяева отказались. Следовательно, в процессе заключения договора на услуги посредников оплачивать услуги по акцизам обязан изготовитель.

Особенность обложения налогом акцизов состоит в том, что платеж на акциз необходимо перечислять, когда подакцизная продукция передается посредникам. Дожидаться продаж данной продукции итоговому потребителю не является обязательным. Эта часть подробно описывается в пункте 2 статье 195 Налогового кодекса Российской Федерации, и указывается конкретная дата использования подакцизного продукта во время процесса отгрузки и распространения. По словам Минфина Российской Федерации, налоговая схема на подакцизные продукты должна считаться и начисляться непременно в процессе отдачи посреднику.

Периоды налогообложения акцизами для плательщиков

Существует несколько установленных периодов налогообложения акцизами для плательщиков, которые определяются на индивидуальной основе для каждого хозяйственного субъекта:

  • I квартал;
  • 10 дней;
  • один календарный месяц.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты определяются индивидуально и зависят от определенного рода факторов. Подлежат процессу налогообложения:

  • величина акцизного налога, которая была объявлена продавцом и заплачена налогоплательщиком в процессе покупки подакцизной продукции или же при оплате данной продукции в процессе экспорта в Российскую Федерацию через службу таможни, которые предрасположены для последующего использования их как материал для изготовления подакцизной продукции;
  • величина акцизного налога, которая оплачивается налогоплательщиком в процессе возвращения данной продукции или же полной ликвидации;
  • величина акцизного налога, исчисляющаяся в авансе или других платежных операциях, которые перечисляются как платеж за последующие поставки подакцизной продукции;
  • величина аванса, которая оплачивается в процессе покупки акцизных денег по подакцизной продукции, которая обязана маркироваться;
  • величина акциза, которая исчисляется налогоплательщиком в процессе предоставления подакцизной продукции для личного использования;
  • величина акциза, которая начисляется за использованное дизельное топливо.

Плательщики акцизов должны своевременно подавать в налоговую службу налоговую документацию за конкретное время, где прописаны все виды операций с налогами и акцизами.

Документация должна предоставляться в необходимом объеме и не позже 25-го числа каждого месяца, который идет после налогового квартала. Плательщики акцизов, у которых имеется свидетельство зарегистрированного субъекта, который производит операции с бензином или этиловым спиртом, должны предоставлять необходимые документы, не позже 25-го числа каждого третьего месяца, идущего за месяцем отчета. Расчеты налоговой величины производятся самостоятельно – этот факт предоставляет плательщикам акцизов вовремя включить акциз в стоимость продукции.

Читайте также: