Порядок применения таможенных пошлин и налогов по соглашениям о разделе продукции

Опубликовано: 15.05.2024

Энциклопедия судебной практики
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Общие положения
(Ст. 346.35 НК)

1. Положения ст. 346.35 НК РФ о применении соглашения о разделе продукции в части налогообложения не распространяются на привлекаемых инвестором подрядчиков и субподрядчиков

Правовая позиция судов, основанная на толковании пункта 7 статьи 2 Закона о СРП и пункта 15 статьи 346.35 Кодекса, о сохранении в отношении соглашений, заключенных до принятия Закона о СРП, установленного этими соглашениями регулирования по вопросам налогообложения, подлежит применению только в отношении инвестора, поскольку только инвестор является субъектом, правоотношения которого по реализации СРП охватываются предметом регулирования Закона о СРП и главой 26.4 Кодекса. Правоотношения привлекаемых инвестором для реализации СРП подрядчиков и субподрядчиков не регулируются Законом о СРП и главой 26.4 Кодекса, в том числе, соответственно, и в части норм, устанавливающих указанное правило о сохранении условий налогообложения, определенных соглашениями, заключенными до вступления в силу Закона о СРП.

Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что по рассматриваемому эпизоду судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора.

2. Если соглашение о разделе продукции предусматривает самостоятельную уплату инвестором налога на прибыль, то на него распространяется общий порядок уплаты налога

Пунктом 15 статьи 346.35 НК РФ (глава 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, вступила в силу 10.06.2003) прямо предусмотрено правило, в силу которого при выполнении соглашений о разделе продукции (далее - СРП), заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений налогового законодательства условиям указанных соглашений применяются условия таких СРП.

Между Государством и Инвестором подписано соглашение, предусматривающее самостоятельную уплату Обществом ежеквартальных авансовых платежей налога на прибыль. Окончательная сумма налога определяется на основании решения об утверждении годового отчета Объединенного Комитета, состоящего из трех представителей ФАО и трех представителей от Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 353-р). В случае при превышении суммы налога над суммой авансовых платежей Инвестор самостоятельно уплачивает суммы налога в доходы бюджета.

При указанных обстоятельствах следует признать выводы Инспекции о распространении на Общество общего порядка уплаты налога на прибыль и выводы суда апелляционной инстанции о необходимости применения порядка уплаты налога на прибыль по нормам Закона N 2116-1 не соответствующими нормам специального налогового режима, установленного статьями 16 и 23 ХСРП.

3. Если соглашение о разделе продукции предусматривает условия об уплате НДС и его возврата, то инвестор вправе обратиться за налоговыми вычетами по НДС

Пунктом 15 статьи 346.35 НК РФ установлено, что при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений НК РФ и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.

Таким образом, исходя из положений названных норм, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что правила возврата (возмещения) НДС в рамках реализации СРП "Сахалин-2" устанавливаются только данным соглашением.

Поскольку СРП "Сахалин-2" предусмотрен возврат уплаченных компанией сумм НДС сверх выставленных к уплате в пятидневный срок с момента подачи месячной декларации, отражающей такие платежи, суды правомерно признали незаконным бездействие налогового органа, выразившегося в невозврате в установленный СРП "Сахалин-2" срок спорной суммы НДС.

4. Изменение не противоречащих нормам НК РФ условий соглашения о разделе продукции, ухудшающих положение инвестора, не допускается в течение всего срока действия соглашения

В соответствии с пунктом 15 статьи 346.35 главы 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" также установлено, что соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что ухудшение положения инвестора в течение всего срока действия Соглашения о разделе продукции недопустимо.

5. Соглашением о разделе продукции может быть предусмотрено освобождение лица, вне зависимости от его статуса, от уплаты ввозных таможенных пошлин

Во исполнение пункта 9 статьи 346.35 НК РФ Постановлением от 21.01.2004 N 25 Правительство Российской Федерации утвердило Перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также на вывозимую с таможенной территории Российской Федерации продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения.

Одним из документов, представляемых для освобождения от уплаты таможенных пошлин, является копия договора между инвестором и юридическим лицом, выступающим в качестве подрядчика, поставщика, перевозчика или в ином качестве, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию.

Следовательно, с 10.06.2003 установлено освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по СРП "Сахалин-2". При этом применение данного освобождения не поставлено в зависимость от статуса лица (инвестор, подрядчик, субподрядчик), осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации. Обязательным условием применения данного освобождения является цель ввоза товара и ее подтверждение установленными действующим законодательством документами.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов вносится в случаях :

  • выпуска товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров (ст.121 ТК ЕАЭС);
  • выпуска товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров (ст.122 ТК ЕАЭС);
  • помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС (ст.143 ТК ЕАЭС);
  • помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (ст.177 ТК ЕАЭС);
  • помещения товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, под таможенную процедуру таможенного транзита (ст.304 ТК ЕАЭС).
  • условного выпуска товаров, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами (пп.1 п.1 ст.126 ТК ЕАЭС);
  • помещения товаров под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) (п.2 ст.166 289-ФЗ), временного вывоза (п.3 ст.170 289-ФЗ);
  • помещения под таможенную процедуру таможенного склада товаров, которые из-за своих больших габаритов или особых условий погрузки, разгрузки и (или) хранения не могут быть размещены на таможенном складе, если хранение таких товаров будет осуществляться в местах, не являющихся таможенными складами;
  • изменения сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, которые осуществляются в виде отсрочки или рассрочки (ст.58 ТК ЕАЭС);
  • выпуска товаров до подачи декларации на товары (ст.120 ТК ЕАЭС);
  • временного хранения товаров в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров (ст.92 289-ФЗ); в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта; иных местах временного хранения, определённых законодательством;
  • подачи ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа в области таможенного дела, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате (гл.51 289-ФЗ).

Обеспечение не предоставляется в отношении:

коммерческих и научных образцов при их временном ввозе (допуске) и (или) временном вывозе научными организациями *

воздушных и морских судов, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, либо воздушных судов, ввозимых в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при условном выпуске таких товаров *

авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для нормальной эксплуатации воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, ввозимых организациями в целях проведения ремонта, технического обслуживания воздушных судов в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или при условном выпуске таких товаров *

  • товаров, декларанты которых отвечают одновременно следующим условиям:
  • а) совокупная сумма исполненной декларантом за три календарных года, предшествующих году, в котором подана декларация на товары, обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин составляет не менее семи миллиардов рублей;
    б) совокупная стоимость активов декларанта по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять раз и более;
    в) в отношении декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствуют вступившие в силу и не исполненные в установленный срок постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
    г) у декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствует не исполненная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

    Рассмотрим порядок определения основных таможенных платежей, поскольку именно они наиболее часто используются в практике таможенного налогообложения и формируют основную часть таможенного дохода.

    Субъектами (налогоплательщиками) таможенных платежей являются декларанты или иные лица, определяемые Таможенным кодексом РФ. Объектом налогообложения выступают товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Сроком уплаты таможенных платежей является дата принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.* Основой для исчисления таможенных

    платежей является таможенная стоимость товаров. Система определения последней основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике [22], и законодательно закреплена в Законе РФ «О таможенном тарифе». Таможенная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервному методу [3, с.231-237].

    *Иными словами, момент возникновения обязательств по уплате таможенных платежей связывается с принятием таможенной декларации (выполняющей роль налоговой декларации) должностным лицом таможенного органа.

    Следует отметить, что законодательство определяет особенности исчисления и уплаты таможенных платежей при различных таможенных режимах* (см.

    * Таможенный режим представляет собой совокупность положении, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, для таможенных целей. Такие условия касаются порядка оформления товаров; взимания таможенных платежей и предоставления льгот; определения пределов прав физических и юридических лиц при осуществлении внешнеторговых операций и др. В настоящее время в целях таможенного регулирования Таможенным кодексом РФ предусмотрено 15 таможенных режимов перемещения товаров через таможенную границу России, а именно выпуск товаров для свободного обращения, реимпорт, транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на (вне) таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободный склад, экспорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства. Однако в законопроекте нового Таможенного кодекса, принятого 23.11.99 г. Государственной Думой в первом чтении, число действующих таможенных режимов сокращено с 15 до 13. Так, ликвидируются «реимпорт» и «переработка товаров под таможенным контролем».

    ** Выпуск товаров для свободного обращения - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Этот режим предусматривает обязательную уплату основных таможенных платежей и наиболее часто встречается в практике таможенного налогообложения. По данным пресс-службы ГТК России таможенные платежи за импорт составляют 85-87 % таможенного дохода.

    Основные таможенные платежи определяются последовательно по мере возрастания налоговой базы. По общему правилу они исчисляются в валюте заявленной таможенной стоимости товаров, а уплачиваются, согласно Таможенному кодексу, как в валюте РФ, так и в иных валютах, курсы которых котируются ЦБР.

    Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации, поскольку отсрочка по ним не предоставляется. Они взимаются в валюте РФ в размере 0,1 % таможенной стоимости и дополнительно – в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБР, в размере 0,05 % таможенной стоимости товаров. Если таможенное оформление производиться вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов, таможенные сборы уплачиваются в двойном размере.

    Налоговая база ввозной таможенной пошлины в зависимости от вида применяемых налоговых ставок определяется как таможенная стоимость товаров или как их объемная характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем и т. п.).

    Исчисление таможенной пошлины производится по формуле:

    по адвалорным ставкам

    где Тс – таможенная стоимость товара,

    Сп – ставка пошлины в процентах;

    по специфическим ставкам

    где О – объемная характеристика товара в натуральном выражении,

    Сп – ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара,

    Ке – курс евро, установленный ЦБР на дату принятия таможенной декларации,

    Кв – курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный ЦБР на дату принятия таможенной декларации.

    При применении комбинированных ставок исчисление таможенной пошлины производится последовательно. Сначала определяется размер пошлины по твердой ставке, затем – по адвалорной. Уплате подлежит наибольшая из двух величин.

    Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлине называются тарифными льготами и не могут носить индивидуального характера.

    * Льготы в виде освобождения от уплаты пошлины предусмотрены в отношении следующих товаров (за исключением подакцизных):

    - ввозимых на территорию РФ или вывозимых с этой территории и предназначенных для официального или личного пользования дипломатических представителей иностранных государств;

    - являющихся продукцией морского промысла российских и арендованных российскими лицами судов, ввозимых на таможенную территорию РФ;

    - в виде российской и иностранной валюты (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг;

    - подлежащих обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

    - ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями в порядки и сроки, установленные учредительными документами;

    - ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий;

    - транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;

    - ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;

    - товаров, ввозимых на таможенную территорию ТФ или вывозимых, в том числе по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат инвестора;

    Налоговой базой акцизов по ввозимым товарам, по которым установлены адвалорные ставки, является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление (см. рис. 11.4). При применении специфических ставок акцизов налоговой базой является объемная характеристика товаров в натуральном выражении (объем, масса, количество). Перечень подакцизных товаров и ставки являются едиными как для внутренних производителей, так и для ввозимых товаров. По товарам, ввозимым из государств-участников СНГ, акцизы, взимаемые таможенным органом, уменьшаются на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения товара.

    Исчисление акцизов при импорте по адвалорным ставкам производится по формуле:

    А = (Тс + Пи+Сб) хСа,

    где А – сумма акциза,

    Тс – таможенная стоимость товара,

    Пи– сумма ввозной таможенной пошлины,

    Сб – таможенные сборы за таможенное оформление,

    Са – ставка акциза, установленная в %.

    Исчисление акциза по специфическим ставкам производится по аналогии с внутренними акцизами. Для подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркировке, часть акцизов взимается в форме продажи марок акцизного сбора и представляет собой авансовый платеж. Важным условием является то, что акцизный таможенный пост производит продажу импортеру марок только при условии обеспечения уплаты всех таможенных платежей, которая производится в виде внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа либо получения гарантии банка. В последующем при таможенном оформлении производится полная уплата акциза с учетом ранее уплаченного аванса.

    Налоговой базой налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам является таможенная стоимость, увеличенная на сумму ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товарам - и на сумму акциза. Исчисление НДС при импорте производится по следующей формуле:

    Н = (Ст + Пи + А) х Сн,

    где Н – сумма налога на добавленную стоимость,

    Ст – таможенная стоимость ввозимого товара,

    Пи – сумма ввозной таможенной пошлины,

    А – сумма акциза,

    К ввозимым товарам применяются ставки НДС, действующие на территории РФ. При ввозе товаров на территорию РФ по НДС предусмотрен ряд льгот. Их можно разделить на три группы. Так, льготы предоставляются в отношении товаров:

    1. Помещаемых под таможенные режимы, исключающие возможность реализации на территории России до выпуска для свободного обращения (см. табл. 11.2).

    2. Освобожденных от уплаты НДС на территории России в соответствии с внутренним налоговым законодательством [7].

    Важным моментом практики таможенного налогообложения является возможность возмещения (зачета) НДС, уплаченного на таможне по ввозимым для продажи товарам, а также при приобретении предприятиями и организациями импортных сырья, материалов и основных средств для собственных производственных нужд. Так, НДС принимается к возмещению (зачету) у налогоплательщика по мере принятия к учету этих товаров вне зависимости от оплаты их стоимости иностранным поставщикам и факта их реализации на территории РФ.

    Еще раз выделим основные моменты методики расчета таможенных платежей:

    • формирование таможенной стоимости товара;

    • выбор таможенного режима;

    • определение страны происхождения и кода товара по ТН ВЭД;

    • применение тарифных и налоговых льгот;

    • расчет таможенных платежей.

    В заключение следует отметить, что перспективы таможенного налогообложения связаны с принятием нового Таможенного кодекса РФ, который должен стать законом прямого действия и четко определить права и обязанности участников таможенных правоотношений. В целом новый Таможенный кодекс предполагает упрощение таможенных формальностей и процедур, что должно, в свою очередь, привести к снижению затрат и времени, связанных с таможенным оформлением. Эти меры позволяют, с одной стороны, облегчить осуществление ВЭД законопослушными экспортерами и импортерами, с другой повысить собираемость таможенных платежей.

    1. Какова роль таможенных платежей в регулировании ВЭД?

    2. Оцените значение таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета.

    3. Дайте определение таможенных платежей.

    4. Перечислите виды таможенных платежей.

    5. Как классифицируются таможенные платежи?

    6. Какова экономическая сущность таможенной пошлины?

    7. Дайте определение таможенной пошлины.

    8. Как классифицируются таможенные пошлины?

    9. Что понимается под таможенным тарифом?

    10. Перечислите виды ставок таможенных пошлин.

    11. Дайте характеристику существенных элементов основных таможенных платежей.

    12. Как определяются таможенные сборы за таможенное оформление товаров?

    13. Как исчисляется ввозная таможенная пошлина?

    14. Каков порядок расчета акцизов по ввозимым товарам?

    15. По какой формуле рассчитывается НДС по ввозимым товарам?

    * Льготы третьей группы предусмотрены приказом ГТК и МНС России от 16.02.2000 г. № 114/ АП-3-03/52 «Об утверждении Инструкции о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ». В последующем они будут установлены специальной частью Налогового кодекса РФ. В частности, от уплаты НДС освобождены товары:

    – предназначенные для включения в состав основных производственных фондов (за исключением подакцизных), ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями;

    – являющиеся гуманитарной помощью;

    – оборудование и приборы для научно-исследовательских целей;

    – специальные транспортные средства для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов МВД при условии подтверждения их целевого назначения;

    – ввозимые в счет погашения государственных кредитов (за исключением подакцизных);

    – предназначенные для дипломатического корпуса иностранных государств;

    – продукция морского промысла, выловленная и (или) произведенная российскими рыбопромышленными предприятиями;

    – научные периодические издания;

    – сырье, материалы и оборудование для производства изделий народных художественных промыслов;

    – товары, происходящие с территории стран-участниц СНГ;

    1. Александров А. М. Пошлины и налоги на обращение. – Ленинград: Государственное финансовое изд-во СССР, 1929.

    2. Балабанов И. Г., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.

    3. Бюджетная система РФ / Под. ред. проф. М. В. Романовского и проф. О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 1999. С. 231-232.

    4. Гусейнова Г. М., Петухова Р. А. Таможенные доходы: Учебное пособие. – СПб: Изд-во СПб ГУ ЭиФ, 1998.

    5. Диденко Н. И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. – СПб: Изд-во «Политехника», 1997.

    6. Закон РФ от 21.05.93 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями).

    7. Закон РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

    8. Законопроект Таможенного кодекса РФ, принятого Государственной Думой в первом чтении 23.11.99 г.

    9. Ладыженский К. История русского таможенного тарифа.– СПб, 1886.

    10. Менделеев Д. И. Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. – С.-Петербург. Тип. В. Демакова, Новый пер., д. № 7. 1891.

    11. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П.Фаминского. – М.: Международные отношения, 1994.

    12. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Инвест Фонд, 1995.

    13. Покровская В. В. Организация и регулирование ВЭД: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. - М.: Юристъ,1999.

    14. Постановление Правительства РФ от 18.11.99 г. № 1271 «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции».

    15. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 185 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории РФ за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе».

    16. Постановление Правительства РФ от 22.01.99 г. «О ставках акциза на природный газ».

    17. Постановление Правительства РФ от 22.02.2000 г. № 148 «О Таможенном тарифе РФ - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуры, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

    18. Постановление Правительства РФ от 27.07.96 г. № 908 «О взимании акциза с экспортируемых из РФ нефти и природного газа».

    19. Постановление Правительства РФ от 05.11.92 г. № 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ».

    20. Приказ ГТК России и МНС России от 16.02.2000 г. № 114/АП-3-03/52 «Об утверждении Инструкции о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ».

    21. Приказ ГТК России от 13.07.98 г. № 487 «О применении акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ».

    22. «Соглашение о применении статьи VII ГАТТ», иначе именуемое как «Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ».

    23. Таможенное право. Учебник для вузо. / Под ред. Проф. Б. Н. Габричидзе. – М.: Изд-во БЕК, 1995.

    24. Таможенный кодекс РФ. Принят Постановлением Верховного Совета РФ от 18.07.93 г. № 5223-1 «О введении в действие Таможенного кодекса РФ».

    25. Федеральный закон от 31.12.99 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год».

    Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения. Имеются в виду те из новаций, которые определяют и регулируют порядок уплаты, а также возврата таможенных платежей. Правовые основы осуществления данных процедур предусмотрены рядом документов.

    Первостепенную роль среди них играют действующий с 1 января 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), который вступил в силу 4 сентября прошлого года.

    Кроме того, специалисты в сфере таможенного дела руководствуются положениями ряда международных соглашений, принятых в рамках ЕАЭС, а также нормативных правовых актов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ФТС России. При этом единое таможенное регулирование на территории Союза осуществляется в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС и нормами уже упоминавшегося Кодекса, а также составляющих право Союза международных договоров и актов, которые регулируют таможенные правоотношения хозяйствующих субъектов ЕАЭС.

    Как известно, среди прочих в сменивший Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) новый Кодекс были включены и положения, касающиеся администрирования таможенных платежей, которые ранее регулировались международными договорами ЕАЭС. В ходе составления ТК ЕАЭС удалось кодифицировать несколько документов. Например, Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

    В Кодексе Союза таможенным платежам посвящен раздел II. Из него следует, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Уточним, что таможенным платежам посвящен и аналогичный раздел Закона № 289-ФЗ. При этом после начала действия данного документа порядок уплаты и возврата таможенных платежей должен был существенно измениться. Однако в полном объеме этого не произошло из-за того, что до сих пор не вступили в силу некоторые положения Закона № 289-ФЗ.

    Так, часть 1 статьи 35 этого документа предусматривает, что авансовые платежи, внесение которых оговорено статьей 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы для уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

    Применить не получается

    Из этого следует, что среди прочего авансовые платежи могут быть использованы в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Однако данное положение до сих пор не действует, так как пункт 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, утвержденного Договором о ЕАЭС, предусматривает, что ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

    Напомним, что в соответствии с переходными положениями Закона № 289-ФЗ, а именно части 5 статьи 397 Закона, со дня начала применения положений статьи 36 Закона № 289-ФЗ теряют силу положения статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). Кроме того, согласно части 8 статьи 398, положения статей 28, 30, а также частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67-70 Закона № 289-ФЗ будут действовать только со дня вступления в силу соответствующего международного договора Российской Федерации, который предусматривает внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о ЕАЭС. Суть данного положения в том, что со дня начала применения статьи 36 нового Федерального закона о возврате авансовых платежей перестанут применяться положения статьи 122 Закона № 311-ФЗ.

    Кроме того, согласно части 6 статьи 35 Закона № 289-ФЗ изменился срок представления таможенным органом отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь он составляет 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения такого заявления (но не более чем за три года, предшествующие дню подачи указанного заявления). Ранее этот срок составлял 30 дней. По новым правилам заявление может быть подано на бумажном носителе и в электронном виде. Во втором случае оно должно быть подписано усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП) и направлено через «Личный кабинет участника ВЭД», размещенный на официальном сайте ФТС России.

    Здесь следует отметить, что уже издан, но еще не вступил в силу приказ ФТС России от 25.02.2019 № 321 «Об утверждении форм заявления лица, внесшего авансовые платежи, о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, порядка подачи лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядка предоставления таможенным органом такого отчета».

    Переплаты подлежат возврату

    Как известно, статья 36 Закона № 289-ФЗ допускает возврат авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей. Согласно указанной статье заявление на возврат авансовых платежей может быть подано в электронной форме через «Личный кабинет». При этом форму, формат, структуру и порядок подачи заявления определяет ФТС России. После вступления указанной статьи в силу не нужно будет предъявлять платежный документ, подтверждающий внесение авансовых платежей. Кроме того, Закон сократил перечень документов, предъявляемых юридическими лицами для возврата авансовых платежей. В нем четко прописаны случаи, когда возврат авансовых платежей не производится, а также установлены сроки возврата средств (не более 10 рабочих дней).

    Вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей посвящена глава 11 Закона № 289-ФЗ. Согласно статье 67 факт излишней уплаты таможенных платежей фиксируется таможенным органом рядом таможенных документов, на которых должны быть отметки уполномоченных должностных лиц таможенного органа. Имеются в виду корректировки декларации на товары (ДТ) и таможенного приходного ордера, а также иных таможенных документов, подтверждающих, что размер денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, превышает размер исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

    Таким образом, согласно положениям Закона № 289-ФЗ, основанием для возврата излишне уплаченных таможенных платежей будут являться документы, которыми фиксируется факт излишней уплаты. Как уже отмечалось, они обязательно должны иметь соответствующую отметку таможенного органа.

    Здесь следует уточнить, что приказом ФТС России от 29.04.2019 № 727 утвержден Порядок ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства. Однако данный документ вступит в силу не ранее дня начала применения положений статей 36 и 67 Закона № 289-ФЗ, в них речь идет о возврате авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей.

    Разберемся с излишками

    Далее разберемся с излишне уплаченными и излишне взысканными таможенными платежами. Закон № 289-ФЗ четко определяет, какие платежи относятся к излишне взысканным. Согласно пункту 12 статьи 67 таковыми признаются суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а само взыскание осуществлялось в соответствии с положениями главы 12 Закона № 289-ФЗ. Здесь следует отметить, что ранее само понятие «Излишне взысканные таможенные платежи» имело иную трактовку.

    Так, в пункте 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» указано, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. При этом добровольное внесение декларантом изменений в ДТ и перечисление таможенных платежей в соответствии с изменениями, внесенными во исполнение решения таможенного органа, является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.

    Из сказанного следует, что после вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ изменится сам подход к пониманию категории излишне взысканных таможенных платежей, а таможенные платежи, уплаченные по решению таможенного органа, не будут считаться излишне взысканными. Подчеркнем, что отнесение таможенных платежей к излишне уплаченным либо излишне взысканным имеет принципиальное значение, поскольку в отношении последних предусмотрена уплата процентов.

    Согласно пункту 13 статьи 67 Закона № 289-ФЗ таможенный орган должен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возврата, уведомить плательщика о сумме подлежащих выплате процентов. При этом приказом ФТС России от 07.05.2019 № 766 утверждены формы заявления о выплате процентов и порядка подачи данного заявления. Однако данный документ вступит в силу не ранее даты начала применения статьи 67 Закона № 289-ФЗ.

    Что же мы имеем?

    Несмотря на то что на данный момент регулирующие положения Закона № 289-ФЗ не вступили в силу, таможенная служба с недавних пор уже применяет централизованный порядок уплаты таможенных платежей. Дело в том, что 13 сентября 2018 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

    Поэтому с конца сентября 2018 года до конца первого квартала текущего года осуществлялся поэтапный перевод плательщиков на Единые лицевые счета (ЕЛС). Он производился на основании учета места налоговой регистрации плательщика, исходя из идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Чтобы российские физические лица, индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица могли использовать ЕЛС, ФТС России издала приказ от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

    Кроме того, Минфин своим письмом от 19 марта 2019 года разъяснил, что при заполнении ДТ в графу «B» должны быть обязательно внесены код вида платежа, сумма уплаченного таможенного платежа и цифровой код валюты уплаты. В данном документе также указано, что применение централизованного порядка уплаты таможенных платежей не предполагает отражение информации о расходовании денежных средств в разрезе платежных документов. Дело в том, что это не мешает внутреннему учету организации и налоговой отчетности.

    Как показала практика, при использовании ЕЛС участники ВЭД столкнулись с рядом неудобств. Так, некоторых не устраивает тот факт, что при просмотре остатков на ЕЛС в «Личном кабинете» больше не отражаются номера платежных поручений. В результате у ряда компаний, по их утверждению, значительно усложнился внутренний учет таможенных платежей. Особенно если они имеют в своем составе несколько филиалов.

    В новых условиях таможенные представители не имеют возможности доплачивать за клиента недостающие таможенные платежи. Теперь при возникновении такой нехватки средств они должны вносить всю сумму полностью. Кроме того, к большому сожалению, участники ВЭД больше не могут уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансового платежа.

    В этой связи представляет интерес разбор порядка возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств, который применялся до вступления в силу положений Закона № 289-ФЗ. Отметим, что еще до начала его действия упомянутый выше приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 позволял таможенной службе осуществлять возврат участникам ВЭД излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.

    Это можно было сделать с помощью информационной системы таможенных органов в форме зачета данных средств в счет авансовых платежей на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки ДТ (КДТ). Однако, к сожалению, сейчас декларанты не могут подавать через «Личный кабинет участника ВЭД» заявление о возврате в электронном виде. По действующим нормам о таком зачете посредством «Личного кабинета» плательщик должен информироваться не позднее одного рабочего дня, следующего за днем зачета излишнее уплаченных (взысканных) таможенных платежей в счет авансовых.

    На практике из-за этого иногда возникали некорректные ситуации, когда даже при наличии КДТ зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не удавалось произвести. Чтобы устранить проблему, по данному поводу участнику ВЭД следует обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

    Что касается возврата плательщикам денежного залога, то в соответствии с пунктом 36 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, данная процедура осуществляется информационной системой таможенных органов в форме зачета в счет авансовых платежей. Это происходит в случаях, установленных ТК ЕАЭС - возврат денежного залога. При этом лицу, внесшему денежный залог, не нужно представлять заявление о таком зачете. Согласно статье 122 Закона № 311-ФЗ для возврата авансовых платежей плательщику необходимо обратиться в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств, с заявлением, заполненным по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (приложение № 1).

    Решать комплексно

    Из сказанного выше следует, что вопросы применения ЕЛС и возврата излишне уплаченных таможенных платежей сегодня нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством возврат таможенных платежей осуществляется посредством использования Единого лицевого счета после перечисления в счет авансовых платежей. Как показала практика, на сегодня у централизованного порядка уплаты таможенных платежей имеются и преимущества, и недостатки.

    Первые, безусловно, заключаются в том, что администрирование таможенных платежей осуществляется посредством ЕЛС, открытого на уровне ФТС России. Кроме того, порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и денежного залога упрощен посредством зачисления этих средств в счет авансовых платежей. Сегодня применяется только одна форма заявления – о возврате авансовых платежей.

    После вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ его можно будет подавать через «Личный кабинет участника ВЭД». Законодательство также предусматривает возможность получения через него отчета о расходовании денежных средств и информации о наличии задолженности по уплате таможенных платежей.

    Недостатки, которые имеются у нововведений в порядок уплаты и возврата таможенных платежей, в первую очередь связаны со сложностями переходного периода. Убеждены, что многие из них будут устранены, когда в полной мере заработают положения, закрепленные статьями 36 и 67 Закона № 289-ФЗ. В них определен порядок возврата авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей.

    Как отмечали, пока сложности с уплатой таможенных платежей посредством ЕЛС возникают и у декларантов, и у таможенных представителей. По нашему твердому мнению, ряд проблем, безусловно, будет решен после вступления в силу тех изменений в Договор о ЕАЭС, которые позволят участникам ВЭД уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансовых платежей. Исходя из сказанного, посоветуем бизнесу набраться терпения и дождаться того момента, когда Закон № 289-ФЗ вступит в силу в полном объеме, без каких-либо исключений.

    Валентина ИОНИЧЕВА, к.э.н., руководитель Информационно-аналитического центра Newved

    Оксана КУРОЧКИНА, адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Экспертного совета ТПП РФ по таможенной политике,

    Людмила ТЕСЁЛКИНА, генеральный директор ООО КА Just Logistics, член Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России

    Федеральная таможенная служба в целях обеспечения единообразия по вопросу предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в целях реализации соглашений о разделе продукции (далее -СРП), информирует о следующем.
    Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции)) (далее - Федеральный закон) соглашения, заключенные до вступления в силу Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
    К соглашениям, заключенным до вступления в силу Федерального закона, относятся СРП по проектам "Харьягинское месторождение", "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
    В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона при выполнении СРП применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.
    Согласно пункту 15 статьи 346.35 Налогового кодекса при выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Федерального закона, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными СРП. В случае несоответствия положений Налогового кодекса и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных СРП применяются условия таких СРП.
    До принятия Федерального закона вопросы заключения СРП регулировались Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продушши при пользовании недрами" (далее - Указ), пунктом 1 которого СРП определялось как форма договорных отношений государства с инвестором - пользователем недр, предусматривающая раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами и заменяющая взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов (за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами).
    В соответствии с пунктом 8 Указа продукция производственно-технического назначения, ввозимая инвестором в Российскую Федерацию в рамках СРП, освобождалась в соответствии с пунктом 1 Указа от взимания налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.
    Приведенными положениями особый режим налогообложения при реализации СРП был установлен только в отношении инвестора. СРП, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором -пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения.
    Условия, предопределяющие установление в отношении инвестора специального налогового режима, отсутствуют у лиц, привлекаемых инвестором для реализации СРП (подрядчиков и субподрядчиков).
    Поскольку субъектом, правоотношения которого по реализации СРП охватываются предметом регулирования Федерального закона и главы 26.4 Налогового кодекса, является инвестор, положения пункта 7 статьи 2 Федерального закона и пункта 15 статьи 346.35 Налогового кодекса подлежат применению только в отношении инвестора.
    Правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации этих СРП, не регулируются Федеральным законом и главой 26.4 Налогового кодекса, в том числе и в части норм, устанавливающих указанное положение о сохранении условий налогообложения, определенных соглашениями, заключенными до вступления в силу Федерального закона.
    Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 1674/10.
    Прошу учесть изложенное при совершении таможенных операций, связанных с помещением ввозимых товаров под таможенную процедуру, а также осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

    Первый заместитель руководителя
    генерал-полковник таможенной службы
    В.М. Малинин

    Читайте также: