Торговля и пошлины в древней руси

Опубликовано: 07.05.2024

Связь возникновение таможенного дела с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства. Нормативные правовые акты, закреплявшие правила перемещения товаров через таможенную границу в Руси. Современное регулирование таможенных платежей.

Рубрика Таможенная система
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 01.12.2014
Размер файла 17,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра «Таможенное дело»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

По дисциплине: «Таможенные платежи»

Тема: «История развития таможенных платежей»

Исполнитель: студентка 4 курса

группы 108062-11 Бублис К.С.

Руководитель проекта: доцент

кафедры таможенное дело Кульша М.А.

История развития таможенных платежей

Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.

1) В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства.

Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.

В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара - «амбарное», за представление товара на заставу - «явка», за найм торгового места на гостином дворе - «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины - за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта - «мытницей».

Основными нормативными правовыми актами, закреплявшими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями.

2) В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником.

В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств.

3) В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и пожили начало его правовому обоснованию.

4) Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный дипломат времен царствования Алексея Михайловича, покровительствовал торговле, считал ее залогом благосостояния самого государства, провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами. По его инициативе 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого таможенной реформы Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси.

5) В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу».

Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75%, вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке. Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.

6) Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров. Важнейшим мероприятием в области таможенной политике в царствование Елизаветы Петровны явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны.

7) Авторам давно назревшей реформы стал граф П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости.

8) В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 года ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 года большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.

Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу. Принятие этого тарифа означало продвижение страны на свободной торговли. Этот таможенный тариф можно назвать умеренным и склонным к физиократии.

8 февраля 1793 года был подписан указ «О прекращении сообщений с Францией по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI». 8 апреля 1793 года был подписан манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе, подписанным 14 сентября 1795 года, при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса. Новый тариф должен был вступить в силу 1 января 1797 года.

9) Этого не произошло, так как Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 года отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако 1800 году запрет на ввоз целого вида товаров все же был наложен.

Таможенная политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов.

10) После Октябрьской революции 1917 г. таможенные учреждения продолжали выполнять свои функции в соответствии с указаниями новой Советской власти. 29 мая 1918 года вышел Декрет СНК Советской России «О таможенных сборах и учреждениях".

Таможенные платежи -- это налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

11) Основными нормативными актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты таможенных платежей в Республике Беларусь на современном этапе, являлись: таможенный платеж граница обмен

1. ТК РБ от 04.01.2007 №204-3. Определял правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь, обеспечение защиты прав граждан, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. ТК РБ - был основным нормативно-правовым документом, регулирующим таможенную деятельность в Республике Беларусь, от 4 января 2007 г. №204-3 был принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года и одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. Этот кодекс введен в действие с 1 июля 2007 г и действовал до 23 апреля 2014 года. ТК РБ включал 9 разделов, 36 глав, 350 статей.

2. Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 №2151-ХП «О таможенном тарифе» (в ред. от 16.07.2008 №402-3) основан на товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

3. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2007 №11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, сборов и процентов».

4. Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-3 «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» регламентирует применение особых видов таможенных пошлин.

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-3, (Особенная часть) 29 декабря 2009 г. № 71-3.

5) Многие эти нормативно правовые акты утратили свою силу со вступлением в силу 23.04.2014 Закона № 129-З «О таможенном регулировании» от 10.01.2014.

Согласно Закону 129-З «О таможенном регулировании» можно выделить следующие виды таможенных платежей:

1) ввозная или вывозная таможенные пошлины

2) специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины

3) НДС, который взимается при ввозе товара на таможенную территорию

4) акцизы, которые взимаются при ввозе товара на таможенную территорию на строго определенные товары

5) таможенные сборы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика и виды, правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей. Условия и порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Обеспечение уплаты и принудительный порядок взыскания таможенных платежей.

реферат [77,9 K], добавлен 06.10.2011

Возникновение и исполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Случаи предоставления отсрочки и рассрочки по уплате обязательных платежей, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Структура задолженности по уплате пошлины.

курсовая работа [585,9 K], добавлен 28.04.2012

Основные понятия, применяемые при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами через таможенную границу ТС и РФ. Особенности оформления, порядок и условия уплаты таможенных платежей. Анализ таможенного законодательства в данной сфере.

дипломная работа [122,7 K], добавлен 29.12.2012

Принципы перемещения товаров через таможенную границу. Административные правонарушения и виды взысканий, производство и рассмотрение дел, ответственность должностных лиц. Сущность экономической контрабанды, уклонение от уплаты таможенных платежей.

дипломная работа [113,6 K], добавлен 10.11.2010

Изучение основных задач таможенных органов в отношении товаров. Раскрытие способов осуществления контроля; характеристика деятельности должностных лиц. Проведение анализа видов обслуживания физических лиц и товаров, проходящих через таможенную границу.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 09.06.2014

Исследование содержания и особенностей статистического учета таможенных платежей в специальной таможенной статистике. Характеристика таможенных платежей на примере ДВТУ. Построение прогноза сумм таможенных платежей методом аналитического выравнивания.

курсовая работа [167,2 K], добавлен 21.02.2011

Виды таможенных платежей в Таможенном союзе. Порядок таможенного оформления товара. Правовые основы декларирования таможенной стоимости. Порядок начисления и ставки таможенных платежей. Совершенствование системы таможенных платежей в Таможенном союзе.

курсовая работа [103,8 K], добавлен 19.09.2013

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 50

История таможенного дела и таможенной политики России

Вступительное слово Его Превосходительства, Полковника Амара Бангура, Чрезвычайного и Полномочного Посла Гвинейской Республики в Российской Федерации

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

В современных условиях прогресс и экономическое развитие зависят от торговых отношений всех стран. Россия по своему географическому положению представляет большой интерес для стран африканского континента, стремящихся к независимости и к подъему жизни своего населения.

Торговые отношения во многом зависят от таможенных законодательных актов и тех экономических льгот, которые дают определенные экономические отношения. Мы имеем большой интерес к торговле с Российской Федерацией, и поэтому очень внимательно следим за благоприятными условиями таможенных торговых отношений.

Новая книга автора Валентины Пиляевой, которая меня очень заинтересовала, сейчас перед вами. Эта книга представляет интерес не только для студентов, преподавателей высших учебных заведений, работников таможенных служб, но и для всех лиц, которые хотели бы понять, как развивается Россия в области таможенного законодательства, ознакомиться с историей таможни и таможенной политики России. Весь материал написан в легкой и доступной форме. В книге имеется хронологическая таблица, которая в краткой форме дает все представление о таможенной политике России. Можно прочитать исторические материалы, которые имеются в приложении. Современные рыночные отношения имеют свою историю.

После 1917 г. история таможенной политики между СССР и Гвинейской Республикой началась в 1959 г. Я назову только несколько исторических примеров, начиная с 1959 по 1965 гг., которые показывают, что взаимоотношения между нашими странами в области таможенной политики носят теплый и доброжелательный характер.

13 февраля 1959 г. в Конакри было подписано соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой. Соглашением предусматривалось взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.

24 августа 1959 г. было подписано соглашение между правительством СССР и правительством Гвинейской Республики об экономическом сотрудничестве.

1 марта 1960 г. в Конакри состоялось подписание протокола, согласно которому Советский Союз обеспечит в 1960 – 1963 гг. оказание технического содействия Гвинее в строительстве промышленных предприятий в проведении геологических работ.

8 сентября 1960 г. было подписано долгосрочное соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой.

16 февраля 1961 г. было подписано советско-гвинейское коммюнике в связи с пребыванием в Гвинее Л. И. Брежнева. В нем отмечается, что заключение долгосрочного соглашения о товарообороте и платежах на 1961 – 1965 гг. создает хорошую основу для дальнейшего роста товарооборота. При этом советская сторона заявила, что она готова расширить поставки в Гвинею необходимых ей товаров, машин и оборудования, нефтепродуктов, потребительских и продовольственных товаров, а также увеличить закупку традиционных товаров гвинейского экспорта.

19 февраля 1963 г. в Конакри между СССР и Гвинеей подписан протокол о товарообороте на 1963 г.

17 января 1964 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1964 г.

24 апреля 1965 г. в Конакри подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1965 г.

31 июля 1965 г. подписано коммюнике о переговорах правительственных делегаций СССР и Гвинеи. Касаясь торгово-экономических отношений, стороны выразили удовлетворение тем, что экономическое и техническое сотрудничество между обеими странами успешно развивается. Построен и введен в эксплуатацию ряд объектов в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, которые содействуют развитию национальной экономики Гвинеи. Стороны выразили желание и дальше развивать и укреплять сотрудничество в области экономики, техники и др.

18 ноября 1965 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинейской Республикой на 1966 г. Гвинея будет экспортировать в СССР ананасы, кофе, масличные семена, бокситы и др. Советский Союз будет экспортировать в Гвинею машины и оборудование, нефтепродукты, медикаменты, часы, радиоприемники и другие товары.

Россия очень богатая и интересная страна, которая имеет свою историю. Я впервые увидел Россию, когда она называлась Союзом Советских Социалистических Республик, это был 1961 г. Уже тогда я стал интересоваться не только современными достижениями вашей страны, но и ее историей. Я получил прекрасное образование в вашей стране, благодаря которому я в Гвинейской Республике стал Генеральным секретарем военно-морского флота, а впоследствии был командиром военного корабля, командиром военной базы, командиром морского флота, бригадным командиром военных кораблей, одиннадцать лет был начальником военно-морского флота Гвинейской Республики, пять лет был военным атташе в Китайской Народной Республике. Прошло много лет и Правительство моей страны – Гвинейской Республики назначило меня Послом в Российскую Федерацию. Я был очень рад, что снова увижу своих знакомых, своих близких, которых я помнил все эти долгие годы.

Интересуясь правовой литературой современной России, я попросил автора Валентину Пиляеву сделать персональную выставку ее книг под моим личным патронажем на территории посольства Гвинеи в Москве. В настоящее время в России издано около 70 книг Валентины Пиляевой, творчеством которой я был очень заинтересован. Доступное пониманию изложение правового материала произвело огромное впечатление на всех посетителей выставки, как российских, так и иностранных, что значительно помогает развитию деловых отношений с Россией.

Давая консультации по международным экономическим и правовым отношениям, Валентина Пиляева во многом содействовала налаживанию деловых и дружеских отношений стран Африки с Российской Федерацией.

Мне очень приятно осознавать, что я нахожусь в дружеской стране, языком которой я владею, и что у нас большие перспективы деловых и культурных отношений, развитию которых я содействую как посол Гвинейской Республики.

Его Превосходительство господин Амара Бангура

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Гвинейской Республики в Российской Федерации,

Edition prefacee par Son Excellence le colonel Amara Bangoura, Ambassadeur Extraordinaire et Plenipotentiaire de la Republique de Guinee en Federation de Russie

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

Le progrès et le développement économique dans les conditions contemporaines dépendent des relations commerciales de tous les pays. Grâce à sa situation géographique la Russie représente un grand intérêt pour les pays africains aspirants à l’indépendance et à l’amélioration de la vie de leurs peuples.

Les relations commerciales dépendent en grande partie des actes législatives douaniers et des avantages économiques. Nous éprouvons un grand intérêt au commerce avec la Fédération de Russie et suivons attentivement les conditions favorables des relations commerciales de douane.

Le nouveau bouquin de Valentina Piliaeva qui m’intéresse beaucoup, est devant vous. Il représente un intérêt non seulement pour les étudiants, professeurs, collaborateurs de la douane, mais aussi pour chacun qui voudrait comprendre les voies de développement de la Russie dans le domaine de la législation douanière. Prendre connaissance de l’histoire de la douane et de la politique douanière de la Russie. Le matériel est écrit sous une forme accessible. Il comporte le tableau chronologique qui représente en bref la politique douanière de la Russie. On peut lire des matériaux historiques ci-joint. Les relations modernes de marché ont leur histoire.

Après 1917, l’histoire de la politique douanière entre l’URSS et la République de Guinée a commencé en 1959. Je citerai quelques exemples historiques dès 1959 à 1965 qui confirment le caractère bienveillant des rapports entre nos pays dans le domaine de la politique douanière.

Le 13 février 1959 à Conakry a été signé l’accord d’échanges commerciaux et de règlements entre l’URSS et la République de Guinée. Cet accord prévoyait le régime de la nation la plus favorisée dans le commerce.

Le 24 août 1959 a été signe l’accord de coopération économique entre les gouvernements de l’URSS et de la République de Guinée.

date image
2018-01-21 views image
1382

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Тема 1. Проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела.

Сам процесс складывания древнерусского государства, с геополитической точки зрения, напрямую связан с существованием и функционированием на территории Восточно-Европейской равнины важнейших путей межрегиональной торговли, связывавших Восток и Запад – пути из варяг в греки и Великого Волжского пути. Именно эти пути стали

стержнеобразующими элементами в кристаллизации будущего политического единства и государственности восточнославянских, финно-

угорских и некоторых тюркских племен, рассеянных по пространствам

сравнительно редконаселенной Восточно-Европейской равнины.

В социально-политическом отношении втягивание данных народов в

международную торговлю, осуществлявшуюся по указанным путям,

способствовало ускорению разложения родоплеменного строя, в виде

закрепления уже имевшейся внутриобщинной иерархической дифференциации, путем аккумуляции простых богатств (скота, продовольствия, предметов обихода и, наконец, людских ресурсов) семьи

или рода в виде сокровищ. Таким образом, коллективные лидеры

(могущественные семьи и роды) данных обществ могли закреплять свое

положение, преодолевая границу экономического роста – предел

потребительской целесообразности простых богатств, характерный для

В узко политическом отношении маршруты торговых путей стали

векторами военной экспансии дружин Олега – основателя древнерусского

государства. По сути, непосредственным итогом киевского похода Олега

стало не столько создание древнерусского государства (т.к. территориальное

единство еще само по себе не исчерпывает феномен государственности, и

становление древнерусского государства было процессом не одномоментным, а пролонгированным), сколько контроль скандинавского

конунга и поддерживающего его коллектива (дружины, ильменских словен и

окрестных финно-угорских племен) над одним из важнейших торговых путей

Следует обратить внимание на византийские походы Олега,

главными «дивидендами» которых стали привилегии русским купцам в

Константинополе. Распространение власти киевских князей в восточном

направлении – Великого волжского пути, затормозилось столкновением с

довольно сильными соседями – Хазарским каганатом и Волжской Булгарией.

Вместе с тем следует обратить внимание на борьбу Олега за господство над

племенами вятичей, которая включала в себя как слом сопротивления самих

вятичей, так и Хазарского каганата, бравшего ранее с них дань. Как бы то ни

было, Олегу и его преемникам удалось поставить под свой контроль

северную часть Великого Волжского пути.

Симптоматичным выглядит и падение значения торгового пути из варяг в греки после первых крестовых походов в качестве одной из причин распада Киевской Руси на ряд независимых княжеств – исчезновение такого стержнеобразующего элемента неизбежно должно было привести к распаду единства столь протяженной редконаселенной территории.

Тема 2. Торговля в Древней Руси.

Классический маршрут великого пути из варяг в греки проходил

из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро,

далее по Ловати к волокам в днепровскую речную систему и по Днепру в

Черное море к Константинополю и другим византийским городам.

Однако следует заметить, что до IX века путь из варяг в греки в основном проходил по другому маршруту. Начало его совпадает с классическим вариантом, приводимым в «Повести временных лет»: из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее же из озера Ильмень суда шли по реке Поле и ее притоку реке Шеберихе до волоков в верховья Волги и озера Селигер. Или же по реке Свири в Онежское озеро и реку Вытегру, откуда, преодолев путь длиной около 8 км., суда попадали в реку Ковжу и далее через Белое озеро по Шексне выходили на Волгу.




По Волге суда торговцев шли до устья Оки, свернув в Оку, двигались до ее истоков, после чего суда перетаскивались к верховьям Дона, по которому шли в Азовское море, а оттуда в Черное.

Великий Волжский путь проходил следующим образом – из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее

вышеописанными маршрутами к волокам в волжскую речную систему и по

Волге в Каспийское море. Вообще варианты путей с Балтики на Волгу

довольно разнообразны, так один из самых коротких путей проходил из

Ладоги вверх по реке Сяси, далее рекой Воложбой путешественники

подходили к волокам к реке Чагоде, принадлежащей уже волжскому речному

бассейну. Далее по рекам Чагодоще и Мологе они спускались в Волгу.

Помимо данных торговых путей, связывавших мусульманский восток,

Византию, с одной стороны, и западноевропейские земли – с другой,

существовали и иные торговые связи Древней Руси. На запад от Киева путь

вел к Кракову, Праге и германскому городу Регенсбургу на Дунае.

Главными поставщиками утвари в русские земли были Нижняя Лотарингия, Рейнская область, Вестфалия и Нижняя Саксония. Художественные металлические изделия шли на Русь с Нижнего Рейна; серебро, богемское стекло, мрамор – из Чехии; скакунов-иноходцев – из Венгрии. Из Руси в соседние страны поставлялись три основные группы товаров – меха, воск и мед.

Также большую роль играла работорговля. Из русских земель, правда, в значительно меньших объемах вывозились лен и льняные ткани, украшения и ювелирные изделия, икра, моржовая кость, литейная продукция, кожи.

Наиболее важная роль принадлежала русско-византийской

торговле. Торговля Руси и Византии носила государственный характер. На

рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя

наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои

позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское

влияние или нарушить условия торговли проводили к военным

столкновениям. Особенностью русско-византийских отношений было и то,

что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании

греков по своим делам на Руси нет.

Оценивая роль торговли в Древней Руси, следует указать на следующую ее особенность, характерную для традиционного общества в целом. В условиях господства натурального хозяйства основными предметами торговли становились, как правило, предметы престижного потребления, очень значительная часть населения, сосредоточенная в селах (в условиях редко населенности русских земель, часто удаленных и изолированных) была выключена из товарно-денежных отношений. Соответственно, в таких условиях торговля имела для жизни общества не столько хозяйственное, сколько социальное значение, захватывая сравнительно небольшую, но социально-политически значимую прослойку общества.

Внешняя торговля была тесно связано со сложившейся в древнерусском государстве системой данничества. Дань взималась деньгами, а также мехами пушных зверей. Очевидно, что небольшую ее часть составлял скот и продуты питания.

Практически вся внешняя торговля сводилась, во-первых, к вывозу дани (т.е. русский экспорт оказывался тождественным собираемой и вывозимой дани), а, во-вторых, находилась в исключительном

ведении киевского князя, его приближенных и небольшой части горожан.

При такой системе именно дружинный коллектив оказывался главным

участником внешней торговли. Это соответствовало сложившейся торговой

практике раннего европейского средневековья, когда в силу постоянной

политической нестабильности, по преимуществу только военные дружины

могли обеспечить безопасную перевозку товаров. Именно они и составляли

первоначально слой профессионального купечества.

Вольные дружины (в первую очередь из варягов) в течение одной экспедиции нередко выступали попеременно в качестве грабителей, торговцев и воинов-наемников. Эти дружины на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать купца-оптовика ездившего торговать на сторону.

Наряду с внешней торговлей активно развивалась торговля внутренняя.

Население крупных городов преимущественно состояло из мелких торговцев

и ремесленников. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных

ремесел. Важнейшими среди них были столярничество, кузнечество,

скорнячество, гончарство. Было развито железоделательное, металлургическое, ювелирное и керамическое производство. Уже в те

времена кузнецы владели «ковкой злата и серебра», сваркой железа и стали,

калкой металла, инкрустацией цветных металлов. Ремесленники

изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги,

замки, ключ, браслеты и перстни из золота и серебра. Ремесленничество

развивалось, как в структуре хозяйства князя и феодала, так и на свободной

посадской основе. С возникновением городов развиваются две формы

ремесел – городское и деревенское. Основная часть ремесленников

сосредотачивается в городах, где концентрировалась и преобладающая часть

торговли. Города оказали большое влияние на развитие ремесла; в свою

очередь выделение ремесла в немалой степени способствовало превращению

некоторых поселений в города.

Развитие городов как ремесленного и торгового центра есть, прежде всего, показатель роста внутреннего рынка. Период Киевской Руси – это время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники представляли собой уже особую группу населения.

Городское ремесло на протяжении IX – XI веков было весьма развито.

Можно отметить следующие профессии ремесленников этого периода:

кузнецы и оружейники, ювелиры, литейщики, ковали, копьевщики,

плотники, столяры, резчики по кости, чеканщики, ткачи, гончары и др.

О росте ремесленного производства в IX – XI веках свидетельствует

увеличение числа городов. Если в IX – X веках было известно лишь 26

городов, то в 11 веке – 62 города. Продукция ремесленников находила сбыт

не только внутри страны, но и за ее пределами.

Семинарское занятие.

1. Торговля и таможенное обложение в Древней Руси (IX – начало XIII в.).

2. Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики.

3. Проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела.

Взимавшиеся пошлины можно условно разделить на четыре группы: торговые; проезжие; пошлины за обслуживание; штрафные.
Проезжие пошлины:
1) мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже – с цены товара. До 1654 г. «мыты» содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства;
2) посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров в саженях;
3) поддужное – сбор с количества телег в купеческом обозе;
4) полозовое – сбор с количества саней в обозе;
5) побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне в зависимости от количества судов с их размеров;
6) головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
7) костки – налог с людей, сопровождавших товар;
8) задние калачи – разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара;
9) мостовщина и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками;
10) проезжее – плата за пользование устроенными дорогами;
11) явка – пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга;
12) перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины избавлялись служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и другие нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича – Бориса Годунова издало указ 1596 г., «который вместе с мытами присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну. Малороссия, согласно с принятыми ее правами, была вовсе избавлена от перевозной пошлины».
Торговые пошлины:
1) явка – пошлина за предъявленный в таможне товар. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – явки или явленного. Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи;
2) замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара;
3) осьмничее (осьмичее) – фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась, как и «померное» с «предметов меримых». От померного отличалась тем, что взималась с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречаем в актах, что с одного и того же предмета берутся восмничее и померное;
4) гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль, или по штукам товара»;
5) порядное – фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров (меди, икры, рыбы, соли); взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля;
6) искунное – фискальная пошлина с продажи товаров;
7) пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или променянную лошадь как с покупателя, так и с продавца;
8) узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков;
9) головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя;
10) весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца). После 1653 г. взыскивалась только с покупателя;
11) померное – «пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля». Размер померной пошлины колебался от подденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда номера не брали».

Пошлины за обслуживание:
1) амбарное (анбарное) – плата за наем амбара;
2) гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов «долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбар были дороже, и наоборот». Ее взимание производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать;
3) полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок;
4) свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара;
5) подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей;
6) померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями;
7) весовое (весчее) – плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика, взималась откупщиком;
8) контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда);
9) припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.
Итак, государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), основывается на двух составляющих - системе налогов и таможенных платежах. О них и пойдёт речь в моей работе.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех русских таможенных платежей, которые существовали в период с 13 по 17 века и изучение современных таможенных платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 13 – 17 ВЕКАХ 5
1.1. Торгово – таможенные обрядности в 13-14 веках. 5
1.2. Таможенные пошлины в 15 – 17 веках 8
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет «Налогов и таможенного дела»

Кафедра «Налогов и таможенного дела»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: История таможенного дела и таможенной политики

по теме: Русские таможенные платежи (13 – 17 век)

Щапова Екатерина Павловна

Проверила: Завьялова Екатерина Олеговна

1. СТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 13 – 17 ВЕКАХ 5

1.1. Торгово – таможенные обрядности в 13-14 веках. 5

1.2. Таможенные пошлины в 15 – 17 веках 8

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Выбрав тему «Русские таможенные платежи в 13-17 веках» я сразу задумалась, актуальна ли эта темя в наше время? Я считаю, что данная работа очень важна для нашего поколения, так как если мы хотим стать успешными специалистами в области таможни, то обязаны знать историю своего будущего дела. Эти знания необходимы нам для эффективной работы дальше, ведь все будет тесно связано с процедурами взимания таможенных платежей. Поэтому я думаю, что данная тема достаточно актуальна для рассмотрения.

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые, региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов.

Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определённой мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.

Являясь составным элементом системы правоохранительных органов, таможенная служба вносит значительный вклад и в решение задач по борьбе с контрабандой, другими преступлениями, отнесёнными к её компетенции, и с нарушениями таможенных правил.

Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности.

Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.

Итак, государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), основывается на двух составляющих - системе налогов и таможенных платежах. О них и пойдёт речь в моей работе.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех русских таможенных платежей, которые существовали в период с 13 по 17 века и изучение современных таможенных платежей.

  1. СТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 13 – 17 ВЕКАХ
  1. Торгово –таможенныеобрядности в 13-14 веках.

Летописи и другие исторические памятники свидетельствуют, что на Руси уже с давних времен существовали купцы и промышленники, с которых взимались в различной форме и под различными наименованиями торговые и промысловые сборы.

Само собой разумеется, что на первых порах исторической жизни Древней Руси, торговля и промышленность были развиты в ней очень мало и притом почти не выходили из предметов обихода, тесно связанного с несложным сельским хозяйством, преимущественно земледельческим занятиями, или с домашними ремеслами. Даже торгово-промышленные центры, за исключением таких городов, как Киев, Новгород и Псков, в то время едва намечались.

При таком несложном характере древнерусской жизни, с решительным преобладанием сельскохозяйственных занятий и патриархальных промыслов: земледелие, скотоводство, пчеловодство, рыболовство, звериная ловля и т.п., и вся податная система того времени отличалась простотой и однообразием.

По историческим сведениям известно, что купцы и промышленники в Древней Руси, наравне с остальными городскими и сельскими обывателями, платили одни и те же прямые налоги, или скорые повинности: дань, оброк, урок, дары, поклоны, кормы и поборы. Что касается промыслового обложения, то такого древне русская податная система не знала. Тем не менее торговые сборы находили место уже и в этой первобытной системе, но не в виде прямого, а в виде косвенного обложения привозимых и продаваемых товаров разного рода пошлинами. [13]

Исторические памятники того времени сохранили сведения о том, что сбыт товаров на Руси сокращался сбором заставных или проезжих и торговых или таможенных пошлин, носивших часто общее название мыта. Мыто собирали или с воза, или с судна, нагруженного товаром, который везли на продажу, его также взимали с верховых людей. Взимание мыта производилось пропорционально по городам юго-западной и северо-восточной Руси, но встречались сборы мыта также по волостям, селам, слободам.

Мало-помалу разнородные торговые и заставные пошлины получили повсеместное распространение в областях Древней Руси. Пошлины эти устанавливались под различными названиями, в зависимости от того места, где взимается сбор, или от того места, где продается товар. Так проезжие пошлины были известны под следующими названиями: побережное, перевоз, мостовщина, костки. Они уплачивались торговыми людьми прежде, чем они приступали к продаже товара. Когда же товар был привезен на торг, тогда начиналось изымание другого рода пошлин - торговых.

Для этого, тотчас по приезду надо было заплатить мытнику новый сбор - явку или явленное. Если затем товар помещался в гостиный двор или в амбар взыскивалась новая пошлина - гостиное.

В первой половине 13 столетия над Древней Русью разразился татарский погром. Татары ввели на Руси десятину и поголовные сборы, которым подлежали все купцы и промышленники и ремесленники также, как и прочие жители. Эти подушные тягари известны были под общим названием дани, которая иногда именовалась еще и частными названиями: ордынский выход, запросы царева и черный сбор.

Особой, самостоятельной дани, которая падала собственно на торговлю и промыслы, не было и при татарах, как и в прежние времена. [14]

Но независимо от прямых обложений, носивших название дани, превратившейся при татарах в постоянный налог, монголы имели решительной влияние на быстрое распространение в нашем отечестве внутренних таможенных пошлин, при них была даже введена самая важная из пошлин - тамга. Она была не личной, а вещной пошлиной: она падала на товары, действительно проданные. Эту пошлину купцы должны были уплачивать при самой продаже товаров.

Тамгу собирали иногда в пользу князей по частям: одному предоставлялось полтамги, другому - треть тамги. Как за уклонение от платежа мытной пошлины взыскивалось «промыто», так и за неплатеж тамги брали особый штраф – « протаможье».

При продаже товаров взимались также разнообразные пошлины, смотря по способу исчисления их: одни пошлины собирались с товаров, продаваемых на меру, другие - на вес, третьи - поштучно. Так с товаров измеряемых собирали пошлины, носившие название померного, восмничего и плошки.

Померное собирали с веса. К числу таких товаров относились сыпучие тела, например, хлеб всякого рода, овощи. «Осмничее» или «восмничее» брали при сбыте товаров, продаваемых на меру, но взималась она по оценке товара. «Плошки» или «площки» была мерою соли.

С товаров взвешиваемых собирались иные пошлины - весчее, пудовое и контарное. Весчее или пудовое брали с товаров, продаваемых на вес, а также с продаваемых металлов, соли, воску и других взвешиваемых предметов. "Контарное" происходит от слова "контаро" - весовой единицы в три пуда. Пошлина под этим названием собиралась с продажи соли. [11]

С предметов, продаваемых поштучно, брали писчее или пятенное. Писчее взималось при продаже скота поштучно, за записку в книгу примет, чтоб впоследствии не было спора. А "пятно" собирали за наложение тавра на проданную или променянную лошадь. Писчее и пятенное взимались как с продавца, так и с покупателя.

Кроме названных выше разнообразных пошлин и сборов, которыми облагалась торговля, упоминаются еще пошлины даражская и судовая, торговая и городская. Но эти пошлины не были какими-нибудь особыми сборами: они представляли только другие названия тех же самых мытных или заставных, и торговых или таможенных пошлин.

Русское духовенство, как раньше, так и при монголах было освобождено от пошлин с проданных и покупаемых товаров и припасов, как и церковные люди. Отсюда понятно, почему духовенство и в особенности монастыри в Древней Руси не только способствовали развитию у нас торговли, но и сами занимались ею иногда в обширных размерах.

Вообще торговых пошлин в Древней Руси собиралось значительное количество, так как князья на эту статью дохода обращали особое внимание. Эта крайне тяжелая и сложная система таможенных сборов была выгодна для князей и других лиц, в пользу которых шли эти сборы, но она стесняла и отягощала население и стала в то же время большим препятствием к развитию торговли и промышленности не только в Древней Руси, но и гораздо позже в Московском государстве, бережно сохранившем эту систему в течение всего так называемого Московского периода.

Что же касается пошлин, собираемых в Древней Руси с заграничных торговцев, то в деле этом основывались на системе взаимности: с иноземных купцов взимались такие же пошлины, какими в чужих землях облагались русские торговые люди.[12]

При покупке товаров, среди которых первое место занимали меха, воск и т.п. иноземные люди платили весчее. Эта пошлина взималась не с продавца, а с покупщика.

Таким образом, оказывается, что система торгово-промыслового обложения в Древней Руси выражалась в форме косвенного обложения, под различными наименованиями заставных, торговых пошлин, взимаемых как при ввозе или перевозе товаров на таможнях, заставах и переправах, так и при покупке и продаже товаров.

Читайте также: