Понятие переложения налогов впервые ввел в российской практике тест

Опубликовано: 14.05.2024

налогов» (1914), Г. Соловей «Косвенные налоги» (1928), А. Соколова «Теория налогов» (1928) и др.

Переложение налогов характеризуется как полное или частичное перенесение налогового бремени его плательщиком на другое лицо, с которым он вступает в различные экономические отношения и которое становится конечным носителем налога, т. е. субъект налога не всегда сам является налогоплательщиком. В силу различных обстоятельств он может переместить свои налоговые обязательства перед бюджетом на другое лицо, которое и выступает носителем (плательщиком) налога.

Актуальность проблемы переложения налогов заключается в том, что, во-первых, распределение налогового бремени между налогоплательщиками, в том числе и с помощью процесса переложения, представляет интерес с точки зрения соблюдения принципа справедливости и равномерности обложения. Во-вторых, переложение налогов как глубоко скрытый процесс, незаметный на поверхности, затрагивает широкий спектр вопросов социально-экономической жизни общества и оказывает влияние на нее. В-третьих, оно влияет на фискальную политику государства, так как движущей силой переложения является фискальный интерес налогоплательщика уменьшить свое налоговое бремя, что приводит к снижению платежей в бюджет. Поэтому наука о налогах требует обстоятельного изучения процесса и последствий переложения налогов и ответа на вопросы: при каких условиях и в какой мере удается переместить налоговое бремя с одних лиц на другие? каковы сфера действия переложения, его совокупное воздействие на цены товаров и услуг, инфляцию, структуру производства и потребления, распределение и размещение ресурсов, факторы производственного процесса и т.

Ответы на эти вопросы меркантилисты стали искать еще в XVI) в., но до сих пор финансовая наука не располагает законченным учением о переложении налогов. В 50-е годы американскими учеными во главе с Р. Масгрейвом были найдены решения многих сложных вопросов распределения налогового бремени. «. Американская школа дала ответ на два вопроса: как в действительности распределяется обложение по источникам доходов и по категориям плательщиков»2.

В чем заключаются причины столь трудного и продолжительного исследования данного вопроса? На наш взгляд, здесь можно выделить следующие факторы.

Во-первых, сложность и скрытость процесса переложения налогов. Сложность заключается в том, что он затрагивает более общие вопросы развития и функционирования экономики и социальной сферы — спрос и предложение, цену и инфляцию, стоимость и капитат, государственные финансы, тяжесть налогов, потребление и сбережение и др. Скрытость проявляется в трудности реального наблюдения за процессом переложения, в невозможности объективного статистического и математического измерения его масштабов и последствий.

Во-вторых, переложение налогов задевает интересы трех сторон:

государства, налогоплательщика и рыночных контрагентов последнего, при котором обязательно возникают противоречия и противостояния. Например, при реализации подакцизной продукции товаропроизводитель перемещает размер акциза на конечного покупателя (потребителя) товара через его цену. А покупатель, имея альтернативу выбора товара, заменяет его на товар более низкой цены. Это приводит к переложению акциза «назад» на производителя, так как он вынужден снижать цены под влиянием конкуренции и уплачивать налог. Таким образом, происходит стихийная, рыночная «борьба» вокруг распределения налогового бремени и определения конечного плательщика при активном участии государства (так как оно определяет направление налоговой политики). Осложнение мирохозяйственных связей, производительных сил и производственных отношений с развитием человеческой цивилизации усугубляют процессы переложения налогов, а следовательно, затрудняют их всестороннее и глубокое изучение.

Из современных российских авторов, которые внесли определенный вклад в рассмотрение теории и практики переложения налогов, следует выделить работу В. М. Пушкаревой «История финансовой мысли и политики налогов», где дан историко-теоретический аспект проблемы и Л. И. Якобсона «Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов»3, в которой раскрываются теоретические и практические стороны изучаемого вопроса в условиях функционирования рыночных отношений (на основе зарубежного опыта).

Для освоения практического аспекта проблемы переложения налогов необходимо изучить ее корни, всю гамму взглядов экономистов на данный вопрос в различные периоды развития финансовой науки. В процессе ее эволюции одновременно шло и развитие теории переложения, которая имеет следующие виды и концепции: абсолютные; оптимистическая (позитивная); пессимистическая; математическая; теории переложения национальных финансовых школ.

Теории переложения, разработанные политэкономической наукой в эпоху меркантилизма с использованием априорного метода с целью абсолютно точного определения степени переложения и носителя каждого вида налога, называются абсолютными. Их основоположником считается английский философ Д. Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли или взимаются в форме прямого налога на землю, или в скрытой форме — за счет снижения арендной платы за землю.

Физиократы выступили за переложение всех налогов не на землю, как меркантилисты, а на чистый доход с земли, и ратовали за введение единого налога на землю с целью избежания переложения и уклонения от уплаты налога.

Такого же мнения придерживались в дальнейшем и классики политэкономии. Так, А. Смит считал, что носителями всех налогов в конечном итоге являются владельцы земли или богатые потребители. По его мне-

нию, непереложимыми являются поземельный налог, налоги на переход недвижимости и роскошь.

Д. Рикардо, разрабатывая свою теорию дифференциальной земельной ренты, пришел к выводу, что раз налогом облагается не чистая рента, а все земли независимо от их качества, плодородия, местоположения и прочих условий, то это приводит к повышению цены и, следовательно, перелагается на потребителя.

Французский экономист Н. Канар в работе «Принципы политической экономии» (1800) изложил теорию, которая получила название позитивной (или, по характеристике американского экономиста Э. Селиг- мана, оптимистической) теории переложения. Она основывается на противоположных абсолютным теориям постулатах: благодаря переложению все налоги по истечении времени после их введения становятся равномерными и распределяются между налогоплательщиками пропорционально их платежеспособности.

Теория диффузии, или распыления налогов, как иначе называют оптимистическую теорию, являлась шагом вперед в развитии теории налогообложения, положившей начало принципу равномерного налогообложения. Но в то же время она придерживалась идеи «все старое — лучшее» и выступала за сохранение существующих налогов независимо от их высоких ставок и других недостатков.

В противовес оптимистической теории Н. Конара П. Прудоном была разработана пессимистическая теория переложения налогов. Автор обосно- ванно считал, что всякий налог в конечном итоге перемещается на конечных потребителей, каковыми являются в основном неимущие слои населения. Поэтому они (налоги) вредны для простого народа и несправедливы.

Разработка теории цены способствовала дальнейшему развитию теории переложения налога. При ее анализе стали применяться математические методы и разработки теории предельной полезности. Впервые такой анализ провел А. Курно в 1838 г., а Ж. Дюпои в 1848 г. опубликовал работу «О мере полезности гражданских сооружений», где было рассмотрено влияние налога на предельную полезность гражданских сооружений и услуг (мостов, дорог и т. д.) на конкретном примере. До введения налога мостом пользовались за год 2 080 ООО человек. Введение налога в размере 1 руб. привело к уменьшению числа пешеходов до 330 000, а 15 руб. до 8 000 человек. Автор пришел к выводу о том, что чем выше налог, тем меньше полезность моста для общества. Ж. Дюпои отмечал, что налоги влияют на формирование цены товаров и услуг.

и население, так как повышается предельная полезность моста (т.е. при низком налоге больше пешеходов будут пользоваться мостом).

Интересным и ценным представляется другое высказывание автора относительно зависимости налоговых поступлений от ставки налога. Ж. Дюпои считает: «Если постепенно повышать налог от нуля до цифры, равной запретительной, то доход от этого налога станет нулевым, затем незаметно возрастает, достигает максимума, затем снова постепенно падает и снова становится нулевым»4. (Именно эта теория лежит в основе разработанной на Западе в 70-е годы XX в. теории «экономики предложения» и кривой Лаффера).

Математическую теорию переложения налогов в последующем развили итальянские экономисты в 80—90-е гг. XIX в. М. Панталеоне, Кони- лъяни и др. выявили и проанализировали функциональную зависимость между налогом и ценой, дали определение переложения. Суть ее они видели в том, что путем переложения налогоплательщики вознаграждают себя за уплату налога.

На основе анализа факторов, влияющих на переложение, его тенденций М. Панталеоне сформулировал динамический закон переложения, тесно связанный с проблемой влияния налога на цену. Он отмечал, что «налоги влияют на цену в качестве издержек производства. Монополист теряет, если даже повысит цену под влиянием налога, так как сокращается потребление, и прежнего наиболее выгодного сочетания цены и сбыта ему не добиться, следовательно, и в этом случае налог падает на монополиста и не перелагается»5.

Общие взгляды маржиналистов относительно проблемы переложения налога можно дополнить следующими выводами: продукты следует облагать налогом на последней стадии — стадии потребления — с тем, чтобы избежать многостадийного переложения налога (Курно А., 1838); нужно рассматривать переложение как частный случай влияния налога на частное хозяйство (Майер Р., 1884); налог оказывает воздействие не только тогда, когда он уплачивается и при этом снижаются личный доход плательщика, его потребности и сбережения, но и когда он не уплачивается, так как факт его существования заставляет субъекта налога изменить поведение потребления, инвестиции и т.

Различные взгляды на переложение налога национальных финансовых школ в той или иной степени входят в рассмотренные нами ранее теории. Представим их также в тезисной форме.

а) кто экономически сильней, тот имеет возможность переложить налог на слабого;

б) немецкий экономист, «отец» финансовой науки К. Рау, в «Основных началах финансовой науки» (1864) путем практического анализа сформулировал свои знаменитые законы:

«1) переложение возможно лишь при изменении цены; переложение от покупателя к продавцу затруднительно, так как изменение спроса незаметно распределяется по всей совокупности товаров; переложение от продавца легче там, где налог взимается с цены товаров; почти невозможно переложение налога с отдельных личных доходов (жалованья); малопереложимы налоги, которые не определяются по количеству товаров; налог с источника дохода перелагается, если его можно иначе использовать»*1.

К. Рау впервые вел понятия «переложение от продавца к покупателю» (переложение «вперед») и «переложение от потребителя к продавцу» (переложение «назад»);

в) переложение тем легче, чем ближе момент взимания налога к моменту потребления (А. Шеффле);

г) стремление к переложению налогового бремени сохраняется и при равномерном подоходном налоге, так как существует социальная несправедливость (Вагнер А., 1880).

Э. Селигман в работе «Переложение и падение налога» (1892) дал анализ переложения налога, выявил конкретные условия переложения и конечного носителя налога. С учетом степени переложимости налогов он дал их классификацию, что имело важное значение при построении налоговых систем различных стран. Другие американские экономисты (А. Маршалл, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, М. Фридман и др.) в основном расширили исследование по переложению налогов с учетом современных законов рынка и его институтов, не внеся какого-либо существенного элемента в теорию изучаемого вопроса, кроме математического аппарата анализа.

На основе рассмотренных концепций теории переложения можно сделать следующие выводы и обобщения: наука выделила два вида переложения в зависимости от конечного носителя налога (конечной «жертвы» налога):

а) прямое переложение налогового бремени, с продавцов на поку

пателей за счет повышения цен реализации товаров и услуг путем включения в них налогов. Такой процесс перемещения тяжести налога называется переложением «вперед»;

б) обратное переложение с покупателя на продавца (переложение «назад») выражается в понижении цены покупки. Например, при продаже земли, недвижимости, ценных бумаг налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога. Этот вид переложения встречается реже, чем первый. Но с расширением мирового рынка сбыта и конкуренции товаропроизводителей растут возможности покупателей перекладывать налог на продавцов. При административно-командной системе управления, когда в бывшем СССР существовали фиксированные государственные цены, отсутствовала конкуренция, недвижимость не была объектом купли-продажи, покупатель не мог переложить налог на продавца, т. е. на государство. Наоборот, оно обладало монопольным правом перемещения налогового бремени на покупателей через установление единых государственных цен на товары и услуги с включением в них налога с оборота и других платежей. С переходом на свободные рыночные цены и возникновением частной собственности государство потеряло и в этой сфере свое монопольное право.

Переложение налога происходит в основном в сфере обращения, при котором, как уже отмечалось, налог включается в цену продукции и оплачивается конечным потребителем. К налогам, переложимым в сфере обращения, относятся косвенные налоги, а также налоги, включаемые в себестоимость продукции и формирующие ее цену.

Переложение налога в меньшей степени происходит в сфере производства. Основным методом при этом выступает повышение интенсивности труда работающих в условиях научно-технического прогресса, в результате которого сокращается необходимое рабочее время и увеличивается прибавочное. Таким образом, налоговые потери производителя возмещаются за счет снижения производственных затрат и себестоимости продукции, реальной заработной платы и увеличения прибыли.

В зависимости от размера переложение может быть полным и частичным. При переложении «вперед» можно достичь полного перемещения налога на покупателя, так как производитель всегда старается продавать свой товар по ценам, возмещающим все его затраты, в том числе налоговые, и дающим определенную норму прибыли. Иначе нет смысла ему занимать место на рынке. При переложении «назад» не всегда удается переместить налоговое бремя в полном объеме на продавца. Как бы ни ухищрялся покупатель, все равно ему нести конечное бремя налогов!

«Сфера действия налогов представляет собой совокупность индивидов, на которых в конечном итоге ложится его бремя. Определение сферы действия налога достигается на основе анализа перемещения налогового бремени», — делает вывод Л. И. Якобсон. Он верно указывает на фактор «цепной реакции» переложения налога: «Перемещение налогового

бремени на одном рынке, вообще говоря, влечет за собой его дальнейшее перемещение на других», т. е. «дает импульс новым процессам перемещения на сопряженных рынках. Следовательно, сфера действия рынка должна в конечном счете определяться в контексте общего равновесия»7. Отсюда вытекает, что переложение налога следует рассматривать в тесной связи и в комплексе с другими процессами рыночной экономики.

Степень переложения налогов зависит от соотношения совокупного спроса и предложения, фазы экономического цикла, характера налоговой системы, законодательной основы государства и других факторов. Почва для наиболее интенсивного переложения создается в период экономического кризиса, когда возникают благоприятные условия для повышения цен. По подсчетом западных экономистов, от 30 до 50% налогов, уплачиваемых «капиталистами», перекладываются ими на потребителей.

Различают следующие формы, или случаи, переложения налога:

перемещение налогового бремени на другой субъект налога;

уклонение от уплаты налога.

Амортизация (или погашение) налога представляет собой такой процесс, посредством которого плательщик перестает уплачивать налог или уплачивает его в меньшем размере вследствие снижения ценности облагаемого объекта. Для выяснения процессов амортизации, поглощения налога уменьшением ценности объекта, капитализации налога (увеличения ценности объекта обложения благодаря снижению налога) и переложения налога «назад» на продавца уместно обратиться к примеру В. М. Пушкаревой: «Например, вводится налог на землю. Землевладелец хочет продать свой участок, но покупатель, не желая платить налог, капитализирует его и уменьшает на капитализированную сумму налога покупную сумму за землю. Положим, продавец хочет продать участок за 15 тыс. руб., налог на который введен в сумме 100 руб. в год. Покупатель считает так: сумма в 100 руб., если считать ее годовым процентом с капитала, должна при среднем рыночном проценте, равном 5, соответствовать капиталу в 2 тыс. руб. (100 руб. — 5%, х — 100%. — Р. С.). На эту величину и должна быть уменьшена продажная цена земли, чтобы покупатель в действительности освободился от платежа налога. Все дело в том, сможет ли покупатель убедить продавца уступить ему землю вместо 15 тыс. руб. за 13 тыс. руб. Если это ему удастся, то налог в капитализированном виде упадет на продавца, а покупатель окажется свободным от налога. Правда, формально он будет платить налог и дальше, но экономически этого платежа не будет, так как эти 100 руб. будут экономией за недоплаченную сумму в тыс. руб. V Этот пример поучителен и для будущих контрагентов купли- продажи земли, когда в России будет принят соответствующий закон, разрешающий продажу земельных участков.

Крупный представитель математической школы в политэкономии английский экономист и статистик Фрэнсис Исидро Эджуорт (1845-1926) в конце XIX века выделял два важнейших вопроса финансовой науки: принципы налогообложения и проблему переложения налогов.

Прямое переложение налога совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя в повышенной цене. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены. Оно имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

Поскольку переложить налог на контрагентов старается каждый налогоплательщик, процесс переложения, как правило, не заканчивается при первой реализации, а продолжается при последующих перепродажах. При этом каждый участник цепочки пытается переложить налог переложенный на него либо вперед, либо назад.

Критерий перелагаемости был положен в основу деления налогов на прямые и косвенные еще в XVI веке. С тех пор к этой проблеме обращались многие видные ученые финансисты.

Теория переложения наиболее полно изложена в работах Эдвина Роберта Селигмена (1861-1938) «Переложение и падение налогов» (1892) и «Очерки теории обложения» (1924). Его теория переложения сводится к тому, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные процессы плательщик способен переложить налоговое бремя на носителя налога. По сути переложение налогов - это распределение налогового бремени между участниками хозяйственных процессов. Эта теория имеет сугубо экономический характер, так как вопросы переложения могут учитываться лишь законодателем при установлении налогов.

Селигмен не удовольствовался в своих трудах общим анализом переложения налогов. Его заслуга в другом - в обнаружении условий, позволяющих решать практическую задачу о вероятности переложения какого-либо конкретного налога. Установление налога, как правило, сопровождается ростом цен на капитал, рабочую силу, предметы потребления. Процесс переложения осуществляется при определенных условиях. Теория переложения Селигмена позволила ответить на вопрос: как эти условия сказываются на том, полностью или частично вновь установленный налог входит в цену, а в конечном счете, как эти условия влияют на распределение налогового бремени между производителем и потребителем. Его занимала проблема полноты переложимо- сти налогов.

Здесь прежде всего стоит заметить, что Селигмен, как, впрочем, и многие его предшественники, разделяя налоги на переложимые и непе- реложимые, отдавали себе отчет в том, что непереложимые налоги в определенных случаях и в известной мере перелагаются, а переложи- мые - перелагаются не всегда, а если и перелагаются, то далеко не в полной мере.

Судить о том, перелагаем ли налог или нет можно исходя из ряда критериев, важнейшими из которых являются следующие. Первый критерий - характер движения товарных цен: в какой степени соответствуют друг другу прирост налога и прирост цены. Если эти показатели полностью совпадают, то налог абсолютно перелагаем. Если же после установления налога цена осталась на прежнем уровне, то этот налог признается абсолютно неперелагаемым. Между этими крайними состояниями находятся отчасти переложимые налоги.

Второй критерий - характер реагирования объемов производства, сбыта и потребления товаров при установлении налога. Если названные показатели после введения налога прирастают, это свидетельствует о перелагаемости нового налога.

Наконец, третий критерий перелагаемости - позволяет ли установление налога получать налогоплательщику нормальную прибыль. Если позволяет, это означает, что обремененная налогом цена приемлема для покупателей, реализация идет нормально, за товар уплачивается предложенная продавцом цена, а налог полностью переложен

Впрочем, перечисленные тесты переложимости, взятые по отдельности, могут привести к неверным заключениям. Их использование должно быть обоснованным, критичным и комплексным.

Существенный вклад в развитие налоговой теории вообще и теории переложения - в частности был сделан, ранее упоминавшимся нами, немецким финансистом Адольфом Вагнером (1835-1917).

При этом Вагнер подчеркивал преимущество налогов на потребление, которое выражалась их незаметностью для плательщика. Их изъятие, по его мнению, происходит с меньшими конфликтами; организовать их изъятие легко, существует возможность регулирования потребностей (снижение потребления алкоголя, табака и пр.).

Заметный вклад в разработку теории переложения налогов внесли русские финансисты. Так, известный экономист и статистик Иван Иванович Янжул (1846-1914) в главном своем труде «Основные начала финансовой науки» (1890) выделил следующие принципы переложения налогов: 1.

переложение делается наиболее возможным, когда большинство плательщиков побуждается к одинаковому образу действий в спросе или предложении; 2.

налог, падающий на продавцов, перелагается на покупателей легче, когда цифра его соразмеряется с ценой продаваемого товара; 3.

переложение налогов невозможно для тех граждан, доходы которых постоянны; 4.

относительно налогов, облагающих какой-либо источник доходов, переложение зависит от того, может ли данное лицо уклониться от налога путем перемены этого источника; 5.

налоги трудно перелагаются в том случае, если они не соразмеряются с данным количеством или ценой товара.

Еще один дореволюционный русский экономист и финансист Андрей Алексеевич Исаев (1851-1924) в книге «Очерки теории и политики налогов» (1887) также обстоятельно и глубоко исследовал теоретические проблемы переложения налогов. При этом он сгруппировал условия, оказывающие влияние на процессы переложения, на условия, создаваемые финансовыми законами и на условия, вытекающие из системы данного общественного строя.

При конструировании налогов в них изначально «закладываются» те или иные возможности переложения. Исаев в своих работах исследовал особенности переложения отдельных групп налогов. Согласно его представлениям, переложение налогов на производителя выражается в том, что он стремится при реализации продукции установить такой уровень цены, чтобы после изъятия налога получить приемлемый доход. По Исаеву, существуют следующие три условия, позволяющие перелагать прямые налоги: род потребности, удовлетворяемой данным товаром (услугой), конкуренция, а также возможность образования монопольной цены. Налоги на потребление перелагаются при иных условиях: переложение зависит от характера потребности, удовлетворяемой облагаемым товаром, и от уровня налога.

Выводы Исаева о переложении налогов сводятся к следующему: 1.

переложение имеет место по отношению к налогам на производство и потребление; не совершается относительно отдельных налогов на обращение; 2.

процесс переложения, начинаясь от плательщика налога, переходит от него через ближайшие сферы в среду более отдаленную. Каждый налог, перелагаясь своеобразно, в зависимости от многих местных условий, оседает в тех группах, которые обладают наименьшей силой сопротивления; 3.

продолжительное существование налога ведет к тому, что переложение выливается в определенные формы, застывает и сам налог, который при росте общественного дохода слагается; 4.

переложение не устраняет различия в налоговом бремени граждан, которое устанавливается прогрессивным обложением.

Вопросам переложения налогов посвящены некоторые части работы «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» выдающегося государственного деятеля рубежа XIX и XX веков Сергея Юльевича Витте (1849-1915).

В развитие теории переложения налогов большой вклад сделал русский советский финансист Владимир Николаевич Твердохлебов (1876-1954). В своих многочисленных монографиях по вопросам налогообложения и, прежде всего, в книге «Финансовые очерки» (1916) он дал подробное изложение многочисленных теорий переложения налогов, основанное на тщательном изучении огромной литературы, а также собственные оригинальные выводы по этому вопросу.

Формулируя те условия, которые содействуют или, наоборот, препятствуют переложению налогов, он выделил три их группы: условия, являющиеся факторами образования цены вообще, условия, связанные с характером облагаемого вида дохода, наконец, условия, связанные со свойствами облагаемых объектов, а также с высотой и организацией самого налога. Особый интерес представляют его выводы относительно третьей из названных групп условий. Твердохлебов в этой группе отмечает следующие условия. 1.

Всякий общий налог перелагается труднее, чем парциальные налоги, падающие на отдельные источники дохода, и чем сепаратные или специальные налоги, падающие на какую-либо одну группу предприятий среди других аналогичных групп предприятий. Нужно, впрочем, иметь в виду, что парциальные и специальные налоги являются более переложимыми, разумеется, только при условии, если имеется фактическая возможность для перенесения капитала в другие менее обложенные отрасли. 2.

Если налог не велик, то он часто не может изменить установившихся меновых отношений и остается на непосредственном плательщике. 3.

Влияние обложения готового продукта на цены средств производства зависит от того, насколько данный продукт является единственным благом, производимым с их помощью; в этом последнем случае налог на продукт может быть отчасти переложен на средства производства. 4.

Переложение от производителя к потребителю легче, чем от потребителя к производителю, так как производителей меньше, и они легче могут между собой сговориться, тем более, что и условия рынка им лучше известны, чем отдельным потребителям. 5.

Налог тем легче переложим, чем ближе момент его взимания к моменту реализации продукта (налог на фабрикат легче перелагается, чем обложение по материалу, по орудиям производства и т.п.). 6.

Переложение тем легче, чем: а) соизмеримее основание налога с основанием установления цен и б) чем теснее зависимость цены от издержек производства.

Отсюда проистекает различная степень переложимости налогов в зависимости от их объекта и основания: •

налог на субъективный (личный) доход менее переложим, чем налоги на доход предприятия; •

прогрессивный подоходный налог труднее перелагается, чем пропорциональный; •

налог на непериодические поступления менее переложим, чем обложение периодического дохода.

Разумеется, перечисленные условия переложимости и неперело- жимости вовсе не отменяют и не заменяют собой коренного условия - участвует ли налог в процессе ценообразования или остается вне этого процесса. В первом случае он переложим, во втором - не переложим.

Важно, что он при этом отдавал себе отчет, что в конкретных ситуациях действует не одно условие, а их набор, причем эти условия выступают в самых замысловатых сочетаниях, переплетаться с самыми разнообразными колебаниями конъюнктуры, почему окончательного результата переложения налогов по общему правилу никогда нельзя бывает предвидеть заранее.

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

департамент экономической теории

Реферат«Теория переложения налогов»

по дисциплине «Макроэкономика»

Выполнила:

Студентка Рейникова Анфиса Антоновна

Курс 1 группа ЗБ-Э1-6

Проверил:

Содержание:

2.1. История переложения налогов.……………………………………………3

2.2. Эволюция теорий переложения налогов:

2.2.1. Абсолютные теории переложения…………………………………4

2.2.2. Оптимистическая теория налогообложения. Теория диффузии…5

2.2.3. Пессимистическая теория налогообложения……………………. 5

2.2.4. Эмпирическая теория переложения………………………………..6

2.2.5. Математическая (маржинальная) теория переложения…………..6

2.2.6. Синтезированная теория переложения…………………………….7

2.3. Основные понятия в теории переложения налога ……………………….8

2.4. Условия переложения налогов.……………………………………………9

2.5. Вклад российских ученых в развитие теории переложения…………….10

4.Список используемой литературы……………………………………………. 14

Введение.

Рассматривая способы реализации важнейшего принципа налогообложения –всеобщности и справедливости предполагается, что плательщик налога, на которого по закону приходится уплата налога, и лицо, на которое фактически падает уплата налога, являются одним и тем же человеком. Переложение налога существенным образом меняет картину распределения налогов. Существуют два основных понятия: субъект налогообложения и носитель налога. Субъектом налогообложения является лицо, на которое по закону возложена обязанность платить налог. Носитель налога - лицо, на которое фактически переложили уплату налога, лицо, которое является конечным плательщиком. Важно, что носитель налога, хотя и является фактическим его плательщиком через механизм переложения налогов, не несет никакой юридической за уплату налога. Это бывает чаще всего при взимании косвенных налогов, но возможно и в случае прямых налогов. Из-за переложения налогов получается несоответствие между первоначальной адресностью налога и фактическим его плательщиком.

Цель данного исследования – изучить историю переложения налогов, проследить за эволюцией теорий переложения налогов, изучить условия переложения налогов и основные понятия в теории переложения.

Основная часть.

История переложения налогов.

В ранние периоды развития налогообложения переложение имело принудительный характер. Часть населения, которая обладала властью, принуждала другую часть населения нести бремя налогов. Древний Рим насильственным путем перелагал обложение на покоренные им народы. Таким образом средневековый феодал, лично освобожденный от обложения, перекладывал эту ответственность на население. Данное право принадлежало прусским помещикам вплоть до 17 века, в России оно существовало до конца 19 века. Привилегированные слои – дворянство и духовенство, принимая на себя обязанность внесения суммы налога, являлись всего лишь посредниками между государством и бесправным населением. Развитие косвенных налогов формально исключило насилие из механизмов переложения налогов, но фактическое принуждение осталось, ибо косвенными налогами, прежде всего, облагались предметы первой необходимости. На практике история переложения – это борьба имущих классов за переложение налогов на бесправные слои общества.

Еще в 17 веке исследование этой проблемы начали меркантилисты, но в начале 20 века, по мнению экономистов того времени, финансовая наука еще не имела ясного и законченного учения о переложении налогов. В конце 19 века английский исследователь Ф. Эджуорт выделил два, по его мнению, важнейших вопроса для теории налогов: принципы налогообложения и проблема переложения налогов. Связано это с тем, что принцип всеобщности и справедливости можно реализовать только с учетом процесса переложения налогов. И только во второй половине 20 века проблему переложения налогов удалось прояснить, так как были решены теоретические вопросы ценообразования.

Эволюция теорий переложения налогов.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 524 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Переложение налога – понятие, используемое в теории экономики. На практике, а именно, в законодательных актах, регулирующих систему налогообложения, переложение налогов фактически не используется. Термин употребляется исключительно в контексте косвенных налогов, которые перекладываются на потребителя под действием колебания цен на товары/услуги в зависимости от размера налога. Так или иначе, теоретически принято говорить о видах и целях перелагаемых налогов, о задачах, которые реализует процесс переложения.

Специфика понятия – теоретические аспекты термина «переложение налога»

Переложение налога необходимо рассматривать как процесс, в ходе которого лицо-плательщик (обычно производитель товаров) получает вознаграждение за полную либо частичную уплату налога.

Переложение налога необходимо рассматривать как процесс, в ходе которого лицо-плательщик (обычно производитель товаров) получает вознаграждение за полную либо частичную уплату налога. Поэтому переложение налога фактически связывают с начальной ценой товара.

Процесс переложения требует участия двух сторон:

  • изначального плательщика, сделавшего налоговый взнос в органы налогообложения;
  • носителя налога – лица, возместившего все расходы на налог плательщику.

Как правило, начальными плательщиками являются предприниматели, которые уплачивают налоги за производство собственной продукции. Носителями налога в данном случае становятся конечные потребители, приобретающие продукцию, цена которой во многом определена налоговыми издержками.

Фактически между данными сторонами происходит сделка, которая формирует финансовый процесс. Таким образом, носителей налогов и налогоплательщиков связывает единое звено – стоимость.

Переложение налогов может быть как прямым, так и обратным (с учетом того, какое лицо передает денежные средства). Прямое переложение налога сопровождается переложением финансовых взысканий с налогоплательщика на носителя налога. Обратное переложение налога – процесс, когда носитель перелагает финансовые обязательства на налогоплательщика. Таким образом, переложение налога происходит безотрывно от рыночных цен. Следовательно, экономическая теория рассматривает данное понятие с учетом инфляции, стагфляции, падения ВВП и других экономических явлений.

Ключевая задача любой системы налогообложения – определение конечного плательщика налогов (субъекта налогообложения). При переложении налогов субъект неоднозначен, так как он не определяется НК РФ и другими нормативными актами России.

Тем не менее, в классификации принято указывать два типа переложения налогов:

  • прямой, когда налоговый платеж перекладывается в рамках одного звена (как правило, продавец - конечный потребитель);
  • косвенный, когда переложение налога связано с цепочкой изготовления продукции и сбыта товара (с учетом НДС).

Исходя из этого – переложение налогов опосредованно влияет на изменение цены: стоимость продукции может повышаться/понижаться в зависимости от наличия/отсутствия налога. То есть – это ценообразующий фактор. На практике это выглядит так: конечный потребитель будет вынужден нести высокие расходы за покупку продукции, если процесс ее изготовления облагается высоким налогом.

Переложение налогов как фактор ценообразования

Ключевой целью, которую преследует переложение налога, является равномерное распределение налоговых издержек

Процесс переложения налогов может влиять на цену прямо, косвенно или в отдаленной перспективе:

  • прямое влияние – цена продукции понижается/повышается пропорционально понижению /повышению налогового сбора;
  • косвенное влияние – цена продукции сохраняет свой уровень на фоне снижения расходов на налог;
  • влияние в отдаленной перспективе – наблюдается сокращение потребления конкретной продукции, на которую вырос налог, на фоне роста потребления продукции, необложенной налогом.

Ключевой целью, которую преследует переложение налога, является равномерное распределение налоговых издержек среди субъектов налогообложения (предпринимателей и потребителей). Невозможность переложить налог на другой субъект – это ситуация, которая противоречит системе налогообложения. Система налогообложения должна оставаться гибкой и удобной. Если законодательство не поддерживает переложение налогов с производителя на потребителя, то система налоговых сборов становится не просто неудобной, она становится малоэффективной.

Это связано с тем, что производители продукции будут облагаться высокими налогами, которые увеличат себестоимость изготовленных товаров. Но при этом производители не смогут компенсировать расходы, связанные с издержками за уплату налогов.

Таким образом, переложение налога – это механизм, который регулирует не только объемы налоговых поступлений в бюджет (консолидированный/федеральный) государства. Это также процесс, который влияет на уровень цен продукции. Согласно экономической теории, переложение налогов способно регулировать инфляцию и стагфляцию в стране, поскольку эти экономические явления напрямую связаны с уровнем цен на товары, покупательной способностью, эффективность производства продукции.

Единственно верный ответ отмечен +

1 К общегосударственным налогам относят:

А) налог из рекламы;

В) коммунальный налог;

Г) гостиничный сбор.

2 Совокупность налогов, что взимаются в государстве, а также форм и методов их построения – это:

А) налоговая политика;

+ Б) налоговая система;

В) фискальная функция;

Г) принцип стабильности

3 Акцизный сбор – это налог:

+ А) косвенный – индивидуальный;

Б) прямой – реальный;

В) прямой – личный;

Г) косвенный – универсальный.

4 Налоги возникли в результате:

А) развития торговли;

+ Б) появления государства;

В) становление промышленности;

Г) формирование товарно-денежных отношений.

5 Налоги – это:

А) денежные содержания из каждого работающего человека;

Б) денежные и натуральные платежи, что выплачиваются из госбюджета;

В) денежные изъятия государства из прибыли и зарплаты;

+ Г) обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет в размерах и в сроки, установленные законом.

6 Недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам ведения хозяйства – это принцип:

Г) равномерности уплаты.

7 К местным налогам и сборам относят:

А) рыночный сбор;

Б) налог на землю;

В) налог из владельцев транспортных средств;

Г) коммунальный налог;

8. Источником уплаты налога является:

А) заработная плата;

+ Г) все ответы верны.

9 Перераспределение доходов юридических и физических лиц осуществляется путем реализации:

А) стимулирующей функции налогов;

Б) регулирующей функции налогов;

+ В) распределительной функции налогов;

Г) контрольной функции налогов.

10 К личностным налогам относятся:

+ А) подоходный налог;

Б) налог на землю;

11 Налог с владельцев транспортных средств - это налог:

12 Пополнение средств государственной казны осуществляется путем реализации функции налогов:

13 К реальным налогам относятся:

А) подоходный налог;

+ В) налог на землю;

14 Налог с рекламы - это налог:

15 По способу взимания налоги подразделяются:

+ А) прямые и косвенные;

Б) на прибыль (доход), на прибавленную стоимость, ресурсные, на имущество, на действии;

В) общегосударственные и местные;

Г) кадастровые, декларационные и предыдущие.

16. Налоговым периодом по акцизам признается:

+ А) календарный месяц

В) календарный год

17. К коммерческим организациям относятся организации:

А) получающие прибыль, накапливающие ее и не распределяющие ее между участниками

+ Б) получающие прибыль и распределяющие ее между участниками

В) не получающие прибыль

18. Финансовой практикой выработаны виды прогрессии:

- Полная и смешанная

+ Простая и сложная

- Линейная и каскадная

19. К прямым налогам относятся:

+ Подоходный налог, налог на имущество

- Водный налог, акцизы

- Транспортный налог, подоходный налог

20. К целевым налогам относятся:

+ Земельный налог, налог на восстановление минерально-сырьевой базы

- Налог на транспортные перевозки, налог на недвижимость

- Таможенная пошлина, водный налог

21. К специальным налоговым режимам не относится:

- Система налогообложения, опирающаяся на патенты

- Система налогообложения для товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции

+ Единый социальный налог

22. К косвенным налогам относятся:

- Налог на прибыль, налог на наследство

- Налог на имущество, земельный налог

23. Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль?

- Коммерческие банки различных видов; страховые компании, получившие лицензию на обслуживание страховой деятельности; профессиональные работники рынка ценных бумаг

- Некоммерческие и благотворительные организации и фонды

+ Платящие единый налог на вмененный доход; применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; уплачивающие налог на игорный бизнес; платящие единый сельскохозяйственный налог

24. Функции налогов заключаются в:

+ Финансовом обеспечении расходов, которые несет государство; регулировании экономики со стороны государства; поддержании равенства между различными слоями населения; стимулировании экономики

- Концентрации денежных средств в государственном бюджете; осуществлении контроля за расходованием государственных денежных средств; поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними

- Равномерном распределении финансовых ресурсов государства; государственном регулировании экономики; обеспечении финансирования государственных расходов; осуществлении контроля за процессом использования государственных денежных средств

25. К какой группе налогов относятся акцизы?

26. Классифицировать налоги можно по следующим признакам:

- Способ изъятия; объект налогообложения; целевое назначение налога; субъект налогообложения; уровень бюджета, в который зачисляется налог; срок уплаты

- Отношение к бюджету; иерархические уровни утверждения; отношение к бюджету; субъект налогообложения; объект налогообложения; способ отражения в бухучете

+ Способ взимания; орган, устанавливающий налог; целевая направленность введения; субъект-налогоплательщик; уровень бюджета, в который зачисляется налог; способ отражения в бухучете; срок уплаты

тест 27. К местным налогам относятся:

+ Земельный налог; налог на имущество физических лиц

- Транспортный налог; налог за пользование воздушным пространством

- Налог на богатство; налог на добычу полезных ископаемых

28. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:

- Субъектами хозяйствования в связи с перераспределением излишка доходов

+ Гражданами, субъектами хозяйствования и государством в связи с формированием государственных доходов

- Гражданами и государством через механизмы перераспределения доходов и расходов

29. Какой налог является федеральным?

+ Налог на добычу полезных ископаемых

- Налог на имущество организаций

30. К налогам регионального уровня относятся:

- Налог на недра земли, сбор за пользование объектами растительного мира

+ Налог на игорный бизнес, транспортный налог

- Налог на имущество физических лиц, налог на прибыль организаций

31. Снижение налогов ведет к:

- Падению благосостояния населения

- Росту благосостояния населения

+ Росту деловой активности и объемов выпуска продукции

32. Плательщиками налога на имущество являются …, имеющие по владении имущество, признанное объектом налогообложения.

- Российские компании и частные лица

+ Российские и иностранные компании

33. При росте налогов наблюдается:

- Рост совокупного спроса

+ Сокращение совокупного предложения

- Сокращение совокупного спроса

34. Сущность налога – это:

- Удержание и перераспределение излишка доходов граждан и субъектов хозяйствования на нужды государства

- Поддержание работоспособности государственных служб и ведомств

+ Удержание государством в пользу общества некоторой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса

35. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

- Взимаются лишь в том случае, если обнаружен дефицит госбюджета

- Взимаются только с субъектов хозяйствования

+ Носят обязательный характер

36. Принцип универсализации налогообложения заключается в том, что:

- Уплата налогов должна быть удобной

- Размер налогов для граждан должен быть соразмерен с их доходами

+ Дифференциация налогов по территориальному, национальному и другим признакам не должна существовать

тест_37. Кто является плательщиком налога на доходы физических лиц?

- Только граждане РФ

+ Физические лица-налоговые резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы из источников в РФ

- Граждане РФ, прожившие на ее территории 183 дня и более в отчетном налоговом периоде

38. Сколько частей имеет налоговый кодекс РФ?

39. Налоговая ставка 0% действует при:

+ Реализации товаров на экспорт

- Перевозке граждан всеми видами общественного транспорта

- Реализации детских товаров

40. Что из перечисленного не облагают акцизом?

+ Парфюмерно-косметическую продукцию, которая прошла государственную регистрацию в уполномоченном органе исполнительной власти федерального уровня

41. Транспортный налог по уровню установления относится к … налогам.

42. Чему посвящена первая часть налогового кодекса РФ?

- Описанию и регламентации принципов исчисления и уплаты каждого вида налогов и сборов

- Специальному налоговому режиму

+ Общим принципам налогообложения и уплаты налогов в РФ

Читайте также: