Помощник посадника в новгородской республике отвечавший за сбор налогов и городское ополчение

Опубликовано: 20.09.2024

Новгородская республика – явление, уникальное в истории Древней Руси. На огромной территории, сравнимой по площади с европейскими государствами, в XII-XV вв. образовалась и успешно развивалась вечевая республика – в окружении государств с авторитарным княжеским управлением.

Административное деление в республике

Великий Новгород делился на пять самоуправляемых районов, называемых «концами». Концы делились на улицы. Для их управления избирались старосты – кончанские и улицкие. Население разделялось также на «сотни» – фискальные единицы, составлявшиеся из торговцев и ремесленников, плативших налоги. В каждом конце было по две сотни, управляемые сотскими старостами. Сотские отвечали за формирование ополчения в военное время.

Остальная территория республики была поделена на области-«пятины», в свою очередь разделенные на «погосты», платившие подати. Управлялись пятины новгородскими наместниками.

план Новгорода

Органы управления и должностные лица

Новгород сохранил тысячелетнюю традицию общинно-вечевого правления. Каждая территориальная единица имела свое вече – общинное собрание. Самой малой самоуправляемой единицей являлась улица, имевшая свою печать и вечевую избу.

Новгородское вече

Все важные для республики решения принимались на общегородском вече, причем на нем обязательно должны были присутствовать представители всех пяти концов. Участником вече с правом голоса мог быть только свободный гражданин, имеющий свое хозяйство. Правом участия обладали как новгородцы, так и жители пригородов.

  • выборы высших должностных лиц (посадника, тысяцкого, владыки), наместников для новгородских областей;
  • приглашение и изгнание князя;
  • вопросы войны и мира;
  • принятие и отмена законов и налогов;
  • судебные разбирательства (на вечевой суд мог быть призван даже князь).

Определенных дней для сбора вече не существовало. Оно собиралось по звону вечевого колокола на Торговой стороне или у Софийского собора. Посадник с помоста объявлял причину сбора. Сложные вопросы заранее обсуждались правительством, и участникам вече предлагались разработанные варианты решений.

Решение принималось не подсчетом голосов, а по силе крика. Этот способ был достаточно эффективен и точен для определения реакции основной массы собравшихся. Представители концов стояли одной группой, обсуждали ситуацию между собой и принимали единое решение, которое затем и выкрикивалось. С высоты помоста должностные лица могли определить реакцию каждой группы. Принятые вечем решения оформлялись на бумаге вечевым дьяком и хранились в архиве.

Спорные вопросы часто завершались кулачными боями на мосту через Волхов. Иногда остановить кровавую драку удавалось только владыке, который входил в толпу и утихомиривал драчунов именем Бога.

Вече

Совет господ

Высшие должностные лица и самые влиятельные люди республики составляли «Совет господ». В него входило 50 человек: посадник, тысяцкий, владыка, князь, кончанские и сотские старосты, бывшие («старые») посадники и тысяцкие. Подавляющее число членов совета принадлежали к влиятельным боярским родам, поэтому реальная власть была в руках бояр и связанной с ними купеческой верхушки.

Заседания проходили в покоях владыки, под его руководством. Функции Совета господ:

  • управление республикой;
  • ведение канцелярских дел;
  • подготовка решений для выноса на вече.

Посадник

Это высшее должностное лицо Новгорода, глава правительства, избиравшийся на 1-2 года. За все время существования вече посадниками становились только бояре из четырех самых знатных боярских родов. В его руках была исполнительная и судебная власть. Избранный посадник назывался «степенным» (от слова «степень» — помост, с которого должностные лица обращались к вече). После истечения срока избрания он оставался в составе Совета господ как «старый» посадник.

  • руководство вечем;
  • назначение чиновников, руководство ими;
  • контроль деятельности князя;
  • дипломатические отношения с иноземцами;
  • судебные разбирательства.

Тысяцкий

С 1180 г. в помощь посаднику вече начало избирать тысяцкого. Название должности происходило от «тысячи», то есть десяти городских сотен, которые были ему подчинены. Степенной тысяцкий возглавлял важнейший для Новгорода торговый суд, состоящий из сотских старост. Как и посадник, после переизбрания оставался в составе Совета как «старый» тысяцкий.

  • осуществление торгового суда;
  • управление торговыми делами;
  • руководство народным ополчением;
  • сбор налогов.

новгородское вече

Архиепископ

Вече имело право выбора духовного владыки из трех кандидатур, предложенных церковью. Епископ, а с 1165 г. архиепископ Новгорода обладал огромной церковной и мирской властью и авторитетом. С его благословения начиналось вече, его вмешательства было достаточно, чтобы утихомирить массовые драки. В палатах владыки, примыкавших к Софийскому собору, заседало правительство, хранился городской архив и казна.

  • председательство в Совете господ;
  • церковный суд;
  • управление церковными делами и землями;
  • хранение городской казны;
  • дипломатические отношения;
  • контроль правильности торговых мер.

Князь

В 1135 г. киевский наместник князь Всеволод Мстиславич трусливо сбежал с поля боя. Это был последний князь, посаженный на новгородский престол волею Киева. Вече изгнало Всеволода из города, а в 1136 г. была провозглашена «вольность в князьях». Отныне вече само решало, кого из князей приглашать для военного руководства, не как правителя, а как должностное лицо. Полнотой власти князь не обладал, с ним заключался особый договор, где оговаривались права и обязанности.

Ограничения княжеской власти, особенно в мирное время, были очень жесткими. Фактически все решения он мог принимать только по согласованию с посадником. Князю было даже запрещено жить в городе, ему и дружине было отведено Рюриково городище за городской чертой. Ни он, ни дружинники не могли владеть землей в Новгороде. Если князь нарушал условия договора или вызывал недовольство горожан другим способом, вече могло изгнать его – «показать путь из Новгорода».

  • военное руководство;
  • оборона города;
  • поддержание порядка в городе при помощи дружины;
  • судебные разбирательства – вместе с посадником.

Новгород

Новгородская республика успешно развивалась и богатела на протяжении более трех веков. Население Новгорода отличалось высоким уровнем грамотности и культуры. Даже после уничтожения республики и присоединения Новгорода к Московскому княжеству его традиции сохранились в быту и культуре жителей северных областей.

Новгородской республикой в истории Руси называют феодальное государство, возникшее в 1136 году и просуществовавшее до 1478 года. Столицей Новгородской республики являлся Новгород.

Боярская республика – политическая система, утвердившаяся в городах Северо-Западной Руси в период феодальной раздробленности. В основе организации общественного управления лежит республиканский строй. Высшим институтом власти является народное собрание – вече.

До 1136 года князья в Новгород назначались из Киева, Киев постоянно оказывал влияние на внутренние события новгородской земли. В 1136 году во время народных волнений князь был изгнан из Новгорода, власть в свои руки взяли бояре. Начался период Новгородской боярской республики, просуществовавшей до 1478 года.

Основными политическими фигурами в общественно-политической жизни Новгорода являлись:

  • совет господ (совет бояр);
  • посадник;
  • народное собрание (вече);
  • тысяцкий.

Совет господ состоял из бояр и представлял собой верхушку общества новгородской республики. Из состава боярских родов выбирали посадника и тысяцкого. Именно совет бояр принимал все решения и продумывал схему их реализации. Позже уже готовые решения с подачи посадника принимались народным собранием.

Основными должностными лицами республики выступали посадник и тысяцкий. Реализации власти посадника и тысяцкого обеспечивалась работой приставов, биричей, изветников и других.

Посадник - высшее должностное лицо в Новгороде

Посадник - высшее должностное лицо в Новгородской боярской республике. Осуществлял суд совместно с князем, выполнял функции дипломатического представительства, являлся главой исполнительной власти.

Все новгородские посадники являлись славянами, иностранцев (скандинавов и прочих) среди них не было. В посадники избирали только представителей боярства, он избирался бессрочно с правом отмены для вече.

Новгородский посадник являлся первой выборной властью. Первоначально, являясь наместниками князя, они назначались из Киева. После борьбы Новгорода с Всеволодом Мстиславовичем новгородцы на вечевом собрании стали выбирать посадников. Первым выборным посадником стал Мирослав Горятинич в 1126 году.

Новгородский посадник являлся главой внутреннего и внешнего управления республикой. В его полномочия было включено решение важнейшего вопроса о мире и войне. Посадник осуществлял исполнительную власть как ее глава и выполнял судебные функции:

  • посреднические функции между князем и городом по всем вопросам (управление городом, суд, военные вопросы, дипломатия);
  • созыв вече, ведение вечевого собрания (предлагал повестку собрания и возможные решения, уже разработанные заранее);
  • руководство военными силами Новгородской земли, командование земским войском в походе;
  • укрепление города и окрестностей;
  • дипломатические функции;
  • передача новому владыки руководства новгородской церковью.

Роль тысяцкого в Новгородской республике

Тысяцкий - должностное лицо в Новгородской республике. Избирался на вече из представителей боярства. Исполнял часть административных и судебных функций.

Тысяцкий организовывал и контролировал торговлю, занимался судом по торговым тяжбам, создавал городское ополчение, вместе с князем и посадником стоял во главе вооруженных сил Новгорода.

Первоначально должность тысяцкого в Древней Руси была связана с городским ополчением. В подчинении у тысяцкого находилась тысяча человек, ему подчинялись десять сотских, командовавших отрядами ополчения по сто человек. По всей Руси роль тысяцкого с усилением Москвы значительно снизилась. Исключение составляла должность тысяцкого в Новгороде, там она сохранила свое значение вплоть до упразднения Новгородской республики.

Первым тысяцким Новгородской республики (выборным, а не назначенным) стал Миронег, которого избрали на вече в 1190 году.

Тысяцкий представлял интересы меньших бояр и простых горожан, не обладавших боярскими привилегиями. Одной из функций тысяцкого являлось осуществление торгового суда. Исключение составляли дела, в которых одной из сторон выступали иностранные князья, здесь имело место вмешательство посадника.

Важно отметить, что тысяцкие не были боярами, этот факт позволяет утверждать, что другие слои населения, кроме боярства, имели доступ к управлению государством. С усилением внешней опасности с запада и центробежных сил русских земель тысяцких стали избирать из боярского сословия.

Изначально новгородские тясяцкие представляли улицы и концы (районы) города. Позже они были объединены в коллективный орган власти: над всеми тысяцкими был поставлен степенный тысяцкий, которому подчинялись остальные.

Другие должности Новгородской республики: приставы, биричи, изветники

Осуществлению власти посадникам и тысяцким помогали биричи, приставы и изветники - должности, которые появились еще в Древней Руси и трансформировались в новгородских землях в самостоятельные должности.

Должность бирича изначально представляла собой должность глашатая. В Новгороде биричи выступали помощниками посадника и тысяцких по судебным и дипломатическим вопросам. Биричи являлись официальными представителями власти, объявляли о распоряжениях, доносили до народа решения властей.

Приставы исполняли судебные и распорядительные действия: привести кого-то на суд, проверить действия других должностных лиц, проследить законное распределение наследства и т.д.

Роль изветников в Новгороде практически не исследована. В настоящее время считается, что они играли роль доносчиков по преступлениям. Напрямую работали с тысяцкими.

Еще одной должностью в управлении Новгородской республикой выступала должность князя. С 1136 года, когда Новгородская земля стала республикой, князей стали избирать на вече и приглашать в Новгород утвержденную кандидатуру.

Статус князя в Новгороде ограничивался военными и некоторыми административными функциями. У князя в Новгороде отсутствовали права, которыми пользовались князья других русских земель, в том числе приобретать землю и раздавать ее своим приближенным, судить без посадника, объявлять войну и заключать мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительное количество заданий ЕГЭ проверяют умения обучающихся знать и работать с понятиями Материал полезен при подготовке к итоговой аттестации..

Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИЯ.Работа с терминами и понятиями при подготовке к ЕГЭ - с древнейших времён до конца 16 века.»

Место для ответа

С древнейших времен до конца XVI в.

Биография человека, причисленного церковью к лику святых

В православии глава автокефальной (самостоятельной) церкви

Военно-политическое объединение католических монахов-рыцарей

Время, когда разрешался переход крестьянина от одного землевладельца к другому

Выборный глава местного самоуправления из боярских детей, дворян или посадских людей после реформ 1530-1550-х гг.

губной (земский) старос­та

Высшее должностное лицо Новгородской республики

Высший слой феодального общества (наряду с князьями) в Х-ХУП вв., владельцы вотчин

Глава Русской православной церкви до конца XVI в., назначавшийся патриархом

митропо­лит

Глава церковного округа в православной и некоторых других христианских церквях

Годы, когда переход крестьян в Юрьев день запрещался

Грамота ордынского хана на княжение

яр­лык

Дань Золотой Орде, уплачиваемая русскими землями

Две части государства в 1565-1572 гг.

опричнина и зем­щина

Живопись по сырой штукатурке

Зависимый крестьянин, работавший за долг (по «Русской правде»)

Зависимый крестьянин, работавший по договору (по «Русской правде»)

рядо­вич

Зависимый человек в Древней Руси, близкий по своему статусу к рабу

Земельное владение, предоставлявшееся за службу и передававшееся по наследству только в случае продолжения службы

Картина из цветных стеклышек

мозаи­ка

Крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ

Крестьянская община у древних славян

Круг ближайших советников Ивана IV в 1550-е гг., фактически ставший неофициальным правительством

Избранная рада

Крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству

Лично зависимые люди, холопы

Назначаемый верховной властью управляющий определенной территорией

на­местник

Наука и искусство созидать здания, синоним архитектуры

Общерусский сборник законов в конце XV - первой половине XVII в.

Отклонение от господствующих положений религиозного учения, осуждаемое Церковью

Первоначально слуги князей и бояр, которые позже стали получать поместья и оформились как самостоятельное служилое сословие

Переписчик у монголо-татар

Плата крестьянина за уход от землевладельца в Юрьев день

Помощник посадника в Новгородской республике, отвечавший за сбор налогов и городское ополчение

Представитель ордынского хана и сборщик дани в покоренных землях

бас­как

Святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы

Система распределения служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков человека

местничество

Скульптурное изображение языческого божества

Служилые люди «по прибору» (набору) в XVI— XVII вв., составлявшие первое в России постоянное пешее войско

Совещательный орган власти при князьях (позже царях), состоявший из представителей знати

Боярская дума

Содержание наместников за счет местного населения

Составная часть крупных великих княжеств, управлявшаяся членом великокняжеской семьи

удел (удельное кня­жество);

Союз, объединение государств или церквей

Средневековые актеры на Руси, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений

Срок сыска беглых крестьян

урочные лета (годы)

Стиль архитектуры, для которого характерно завершение сооружения высокой многогранной пирамидой

шатровый (стиль)

Сторонники Иосифа Волоцкого, выступавшие за богатую церковь

Сторонники Нила Сорского, выступавшие за «бедную церковь»

нестяжатели

Узоры из мелких золотых или серебряных зерен или проволоки, которые напаивались на металлическую основу (два термина)

скань и зернь

Феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег

Феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала

барщи­на

Художественное произведение (обычно живописное) малых размеров

Центральный орган отраслевого или (реже) территориального управления в XVI— XVII вв.

Как была устроена Новгородская республика

Сегодня пропаганда говорит, что русские органически неспособны к демократии и европейским ценностям. Между тем, на протяжении почти четырех веков Новгородская республика доказывала обратное. В Новгороде была сложная, но демократическая система «сдержек и противовесов», в которой учитывался даже голос простолюдинов.

Фактической датой основания Новгородской республики можно считать 1136 год, когда новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с семейством и затем изгнали его из города. Тогда же вече решило приглашать князей только как наёмных военачальников, оставив за ними высшую судебную власть (вместе с посадником) и сбор дани с покоренных земель.

Верховным органом власти Господина Великого Новгорода, то есть всей земли, простиравшейся от Балтики до Урала и от Белого моря до озера Селигер, было объявлено народное собрание, или вече. Оно собиралось на Торговой стороне Волхова, на площади, называемой новгородцами «Ярославово дворище». Летописи не оставили нам подробного описания порядка создания, структуры и правил деятельности высшего законодательного органа Новгородской республики, но, судя по размерам Ярославова дворища, вече состояло из 300-400 человек (Поскольку Новгород выставлял в XIII веке 3-5 тысяч воинов, его население равнялось 20-30 тысячам человек). При этом главную роль в политическом процессе играли новгородские бояре – наследственные аристократы, владевшие большой земельной собственностью – вотчинами, включавшие деревни с крестьянами и лесные промыслы и имевшие в городе усадьбы – защищённые забором участки с теремом и надворными постройками, то есть то, что в европейских городах называлось «замками».

Новгородские бояре, как и их европейские собратья, объединялись в родовые кланы, ведущую роль среди которых играли Онциферовичи, Мишиничи, Мирошкиничи и некоторые другие. Всего в Новгородской республике насчитывалось 40-50 боярских родов (кланов). Именно бояре чаще всего оказывались во главе соперничавших за власть группировок.

Важную роль в политическом процессе, учитывая торговый характер Новгорода, играли купцы. Новгородские купцы наряду с европейскими, в первую очередь ганзейскими торговцами, служили главным, организующим звеном в товарном потоке из лесной северо-восточной Руси в Европу, поставлявшем европейцам пушнину (в основном белку), воск, моржовую кость, и во встречном потоке из быстро развивающейся Европы на Русь, поставлявшем боярам предметы роскоши, оружие, металлы, вино, снабжавшее купечество и простых горожан сукном, изделиями европейских ремесленников.

Кроме того, Новгород, расположенный в северной и болотистой зоне, всегда нуждался в поставках зерна. Особенно эта нужда обострялась, учитывая высокую долю городского населения, в неурожайные годы. В таких случаях проблемой подвоза и обеспечения горожан хлебом (как правило, из южной Руси) занимались купцы, а регулированием его стоимости, недопущением «взлёта цен», – бояре и князь.

Другой значимой социальной и влиятельной политической группой новгородского общества были ремесленники. С другой стороны, в экономическом плане ремесленники зависели от купцов, диктовавших им цены и условия продажи продуктов труда. Часто ремесленники принимали приглашения бояр – для обеспечения безопасности и регулярного снабжения сырьём перенести свои мастерские в боярские усадьбы.

Важной социальной группой, снабжавшей новгородский экспорт пушниной, были ушкуйники. Ушкуйные дружины, как правило, формировались из избыточного населения, чаще из молодёжи, не нашедшей своего места в устоявшейся социальной и политической структуре республики. Каждый новгородский купец и ремесленник заранее определял сына-наследника своего дела. Остальные сыновья создавали вооружённые отряды, приобретали специальные, довольно вместительные суда – ушкуи, и направлялись по рекам и волокам на Север, в Пермскую землю, Северный Урал, а то и в Зауралье для сбора пушной дани с покорённых племён.

Исполнительную власть представляло правительство, которое возглавлял избираемый на один год посадник. Он занимался внутренними и международными делами и вместе с князем командовал войском и вершил суд. Второе по значению место в правительстве занимал также избираемый на вече тысяцкий. Он был ответственен за сбор налогов, разбирал тяжбы русских и иностранных купцов, участвовал в посольствах.

Важную роль в системе политических институтов Новгорода играл архиепископ. Он не присылался митрополитом, как это делалось в отношении других русских земель, а избирался самими новгородцами. Сначала вече отбирало трёх кандидатов, а затем жребием, который вытаскивал слепец или ребенок, избирался новый архиепископ. Он обладал большим духовно-нравственным авторитетом, распоряжался огромными богатствами, накопленными поступлениями церковной десятины, и мог оказать помощь республике и гражданам в трудное время. Архиепископ вёл контроль эталонов мер и весов, вместе с посадником и тысяцким готовил и подписывал международные договоры.

Важную роль в демократизации политического процесса Новгородской республики играли политические группировки, прообразы современных партий.

Каждый институт политической системы Новгорода опирался на свою собственную политическую силу, представлявшую собой в этом смысле политическую «партию», оказывавшую поддержку тому или иному должностному лицу, отправлявшему политические функции. Князь в своей деятельности более всего опирался на свою дружину, и когда собиралось ополчение, – на силу и авторитет всего войска, но для этого ему нужно было найти общий язык с тысяцким. В мирное время для князя очень важно было найти взаимопонимание с вечем. Одна лишь дружина была слишком слабой опорой в новгородской политике (учитывая, что до половины горожан – основа ополчения – имели оружие и были хотя бы на начальном уровне обучены военному делу).

Если князь не находил опоры у народного собрания, новгородцы изгоняли его. Первым изгнанным князем, не «вписавшимся» в новгородский политический процесс, не сумевшим создать свою стабильную группировку поддерживающих его новгородцев, был Глеб Святославович.

С «партией» князя соперничала «партия» посадника, который тоже искал поддержки у избиравшего его народного собрания, а также у ополчения, ведь его глава – тысяцкий – был подчинённым посадника. В этом смысле, то есть в поиске «силовой» опоры и народной поддержки, группировка князя с одной стороны и группировка посадника и тысяцкого с другой, выступали как политические соперники. Между группировками посадника и тысяцкого не было полного взаимопонимания. Посадник, как правило, избирался из представителей местной аристократии или местной купеческой знати. За избрание или переизбрание того или иного кандидата на должность посадника соперничали местные боярские и купеческие клики.

Тысяцкий чаще всего избирался из простолюдинов, из «людей». Если группировка посадника представляла в правительстве республики боярско-купеческую знать, то группировка тысяцкого – «чёрных людей», средние и нижние слои новгородского общества.

Группировка архиепископа опиралась на мощную церковную организацию, объединяющую все общины прихожан Новгорода и новгородской земли. Кроме того, поддержку группировке архиепископа всегда готов был оказать глава монашествующего, чёрного духовенства – новгородский архимандрит, который имел резиденцию близ города, в Юрьевом монастыре, и распространял свое влияние на все 17 монастырей новгородчины.

Систематическая работа веча, избрание основных государственных институтов, достаточно широкая система участия граждан создали иные, более легитимные и легальные возможности, чем в других землях Руси, для функционирования политических группировок. Несмотря на соперничество главных должностных лиц и «партий», их поддерживающих, центр политической жизни, как это и бывает в республиках, находился в народном собрании. Новгородское вече было организовано по территориальному признаку, поэтому вечевые группировки также получили территориальный характер.

Во-первых, этому способствовало разделение Новгорода на две стороны: Софийскую и Торговую, что естественным образом образовало в городской черте две «партии». «Партия» Софийской стороны выражала интересы аристократии, административной власти (чиновничества) и служилых людей. «Партия» Торговой стороны выступала от имени ремесленников, розничных торговцев, зажиточных купцов.

Кстати, сам термин «партия» не был известен в средневековой Руси, и то, что по латинской традиции в Европе понималось как часть (part) и имело смысл борющихся группировок (в собрании, суде или в уличной драке), в Новгородской республике называлось «сторона». Интересы Софийской и Торговой сторон часто сталкивались на вечевом собрании. Порой, если их не удавалось согласовать, группировки разделялись: жители Софийской стороны и их сторонники из пригородов собирались на площади перед Софийским собором, а жители Торговой стороны со своими сторонниками – на Ярославом дворище. Если не удавалось прийти к согласию, обе группировки сходились на границе между контролируемыми территориями, на своеобразной нейтральной полосе – на мосту через Волхов, для решения конфликта силовым путём. Здесь обычно вступала в действие третья сила: «партия» архимандрита, увещевавшая противостоящие группировки и предотвращавшая или не предотвращавшая кровопролитие.

Во-вторых, Новгородская земля делилась на пять пятин (административно-территориальных единиц), каждая из которых начиналась на одной из главных пяти улиц города – «концов». Политические группировки, состоявшие из жителей всех пяти концов, представлявших собой как бы уменьшенную копию всей территории государства, и представляли на вече интересы жителей всех пяти территориальных единиц республики.

Эти «пятинные партии» были постоянным фактором вечевой дифференциации. «Пятинные партии» состояли из «кончанских партий», представлявших интересы населения концов – новгородских улиц-тупиков, бравших начало от площадей и упиравшихся в городскую стену. Порой «партийная борьба» принимала даже вооружённый характер. Так, в 1207 году, после введения новых налогов правительством посадника Дмитра Мирошкинича, представлявшего бояр и купцов Неревского конца, население города восстало, разграбило усадьбы бояр «неревской кончанской партии» и избрало правительство из представителей Людина конца.

Примерно в таком состоянии политическая система Новгорода продержалась почти четыре века

Давайте еще вспомним интересные моменты истории: вспомним например что такое Перейти Рубикон или как происходило Убийство Грозного царя. А вот еще такая фигура: Ричард III: Создание легенды , а вот всемирная История дуэли и История мятежного «Баунти»

III. Должностные лица

Кроме князя, два лица были главными административными распорядителями в Новгороде: посадник и тысячский; их имена стоят впереди в грамотах; они представляли в себе собирательную и исполнительную силу Великого Новгорода. Слово посадник известно было во всей Русской Земле, и не составляло исключительного достояния Великого Новгорода. В других землях посадник является лицом, имеющим значение княжеского наместника: случалось, что князь, принимая город и край под свою власть, удерживал его за собою тем, что сажал там посадника. Так Владимир Мономах сажал своих посадников по Дунаю. В городе Владимир-на-Волыни Святополк, захвативший этот город от князя Давида Игоревича, посадил своего посадника Василя. Когда Мстислав Изяславич занял Торческ, то посадил там посадника. Слово посад на южнорусском языке означает возведение в сан, дарование власти. Так в южнорусских свадебных церемониях, которые носят живой образец удельного сжлада, новобрачный с невестою, в знак почести, и сажается на посол. Слово посадник на юге и на севере могло иметь различное происхождение; на севере оно, быть может, находится в теснейшей связи с названием посад, означавшим вообще жилое место. В Новгороде и Пскове — не так как на юге — посадник был правитель, выбранный народом, а не назначенный князем: здесь слово посадник могло означать лицо, управлявшее посадом. Тогда, быть может, под теми посадниками, о которых говорится, что их отправлял киевский князь в Новгород, скорее следует разуметь наместников — посадников в южнорусском значении, а не а севернорусском. Но посадники новгородские существовали независимо от тех, которых южные летописи именовали посадниками. Так Ярослав князь был в Новгороде и в его пребывание лично находился там посадник; тогда как в других землях, где посадник означал княжеского наместника, коль скоро находился князь, посадника при нем не было.

До окончания свободы новгородской всегда был один только посадник. Из того, что в летописях в последние два столетия (XIV и XV) стали упоминаться несколько посадников разом, заключали, что число посадников увеличилось: вместо одного стало два, потом пять, наконец десять. Но здесь недоразумение. Только пред концом независимости упоминается о существовании и особого владычнего посадника. Посадник в Новгороде всегда был один. В древности посадники избирались на неопределенное время; смена посадника была, некоторым образом, наказание. Так в 1243 году умерший в посаднической должности был в ней тринадцать лет. Впоследствии стали чаще сменять посадников, так что, по свидетельству -Ляннуа, посещавшего Новгород в начале XV-ro века, каждый год происходил выбор. Посадник, оставляя должность, не лишался ее имени. Еще в XIII веке, под 1257 годом, говорится о смерти Анания, бывшего прежде посадником, и он носит это название, между тем назад тому был третий год, как он лишился самой должности. В 1417 году Юрий Онцифорович назван посадником, хотя он был перед тем более года нем и, конечно, не мог исправлять должности. В ином месте человек, уже удалившийся в монастырь, назван посадником только потому, что прежде посадничал. Таким образом, название посадника, прежде означавшее исключительно правителя, стало, как уже было объяснено, означать особое сословие или класс. О единстве посадника правительствующего говорит ясно то, что всегда и в тех случаях, когда упоминается о многих посадниках в одно и то же время, является такое лицо, которое, называясь посадником, действительно управляет Великим Новгородом; например, бывшие посадники и тысячские сопровождают в 1416 году владыку, поехавшего к митрополиту на посвящение в Москву, а посадник с тысячским, — действительно управлявшие, — встречают по их возвращении. Грамоты всегда писались от имени одного посадника и тысячского, а не многих. Когда упоминается о каком-нибудь событии, то для объяснения, когда оно совершилось, приводится имя правившего тогда посадника, так точно, как в Риме это делалось по имени консулов. Посадник правительствующий назывался степенный.

Во Пскове в XV-м пеке было два степенных посадника. Но в XII 1-м, XIV-m и первой половине XV-ro не видно двух степенных посадников разом; напротив, один посадник указывается, как один правитель для означения времени, вместе с князем, в таких выражениях: при "псковском князе (таком-то), при посаднике (таком-то)". С конца XIV-го века являются и во Пскове, как в Новгороде, много лиц, носивших в одно и то же время звание посадников, но они отличались от степенного, который все-таки был один. В 1397 году являются разом два посадника, Сысой и Роман, но в то же время упоминается о степенном посаднике, который назывался Захарий Костроминич; также упоминается четыре посадника в 1406 и 1407 гг. — в последнем из годов этих указывается степенный посадник Юрий Филиппович. В 1416 голу во Пскове упоминается разом о пяти, в 1431 — о многих посадниках разом, когда в то же время был один главный — Юрий Тимофеевич. При заключении мира, при отправке посольств — везде деятелями посадники, но главный или степенный существует особо от них. Так в 1434 году посадник Се-ливерст Леонтьевич ездил заключать мир с Новгородом, а когда приехали новгородцы во Псков, для окончательного постановления, там был главный или степенный посадник Иван Сидорович. Трудно решить, упоминаемые, кроме степенного лица, носившие звание посадники псе ли были старые посадники, или же, быть может, между ними разумелись некоторые посадники пригородов, или же, кроме посадника степенного и посадников в пригородах, существовали еще должности с названием посадников. Несомненно только, что во Пскове, как и в Новгороде, бывший раз степенным посадником, по сложении с себя этой должности, продолжал носить звание посадника. Т ак бывший степенным посадником в 1402 году, Ефрем, называется посадником и в 1407, хотя степенным был в то время иной. Носившие звание посадников занимались разными общественными делами, напр., в 1418 году, из числа упомянутых в 1416 г. пяти посадников, один занимается устройством мостовой во Пскове, а другой со своею дружиною получил поручение заключить договор с новгородцами. Там, где происходит дело, касающееся целого Пскова, или же производится целым Псковом, всегда упоминается один посадник, напр., в 1442 г. по делу о построении церкви всем Псковом, упоминается вместе с князем один степенный посадник Юрий Тимофеевич. В 1450 году хотя говорится разом о нескольких посадниках, встречавших владыку Евфи.мия вместе с боярами, но для означения временя, когда случилось это самое событие, упоминается один посадник с прибавлением эпитета — степенный: "при князе псковском Василии Васильевиче и при посаднике степенном Федоре Патрнкеевиче". В 1453 году, также по поводу приезда владыки, упоминается один только степенный посадник. То же в 1462 и в 1463 годах; но в 1464 году является в первый раз двое посадников в таких случаях, когда прежде следовало быть одному, как представителю всего Пскова на вече, именно: целовали крест на вече два посадника: Максим Ларио-нович и Игнатий Логинович, с сотскими; а в следующем 1465 году упоминаются уже два посадника, с названием степенных (князь псковской Иван Александрович и посадники степенные — Леонтий Макарьевич и Тимофей Васильевич). Посадники степенные стали часто переменяться во Пскове с XV-ro века. В XIV-м мы, напротив, встречаем одного посадника в продолжение нескольких лет. Так посадник Селога был в этой должности в 1327, в 1330 и умер в звании посадника в 1338 году. Захарий Костроминич был посадником в 1395 году и пребывал в этой должности до 1401 года, когда скончался. После его смерти посадники стали переменяться чаще, но, должно быть, раньше него, т.е. прежде 1395 года, посадники менялись не по вине, а входило в обычай недолго оставлять их в должности, потому что при жизни и при посадничестве Захария упоминаются лица со званием посадников. Нередко в летописи трудно бывает и добраться, какой из упоминаемых разом нескольких посадников был степенный.

Случалось, что одно и то же лицо было посадником несколько раз, например: в 1442 году был степенным посадником Юрий Тимофеевич; в 1450 году был степенным посадником Федор Патрикеевич, а в 1453 г. снова степенным был Юрий Тимофеевич. В 1462 г. был степенным посадником Максим Ларионович, но он, вероятно, был уже раз прежде в этой должности, потому что в 1459 г. отправился в помощь Новгороду с войском и назван посадником. В один и тот же год сменялись и опять возводились в должность степенного посадника одни и те же лица. Так в 1462 г. был степенным посадником Максим Ларионович, потом является Зиновий Михайловия, а осенью того же года опять Максим Ларионович. Он был недолго, ибо в следующем году степенным был Федор Никифорович, а за ним в том же году явился Зиновий Михайлович, бывший посадником в предшествовавшем году.

Вместе со степенным посадником в Новгороде обыкновенно выбирался и степенный тысячекий, хотя это, кажется, не было законом. Впоследствии, когда и тысячеких стали выбирать часто, прежние тысячекие удерживали свое название, и оно, так же как и название посадников, обратилось в значение сословия: и бывшие прежде тысячскими назывались старыми тысячскими. Находясь в своей должности, посадники и тысячские получали содержание с особых сборов, назначенных с некоторых волостей. Так под 1411 годом встречается жалоба Герпиловского погоста крестьян на посадника и тысячекого вечу, что они стали с них брать поборы не по старине; и вече дало жалобникам грамоту, чтоб с них брать по старине. Этот побор назывался поралье посаднице и тысячекого. Из этой грамоты видно, что Терпилов-ский погост платит по 40 бель, четыре сева муки и 10 хлебов, и этот налог был неизменен по закону.

Вместе с владыкою, верховным правителем церковных дел и начальником духовенства, степенные посадник и тысячекий составляли троичность государственного представительства Великого Новгорода. Когда великий князь Иван Данилович хотел оказать честь великому Новгороду, то выразил это тем, что сделал пир для этих трех представителей его правительства.

Выше мы заметили, что около посадника и тысячекого бояре, а между ними преимущественно старые посадники и тысячские составляли правительственный совет. Вероятно, они-то назывались во Пскове дружиною посадников.

Кроме политического представительства народной власти, которое выражалось во внешних сношениях, посадник и тысячекий, нередко в соучастии с владыкою, закладывали города, заведовали финансами, распределяли начальства по волостям, имели над ними наблюдение и отправляли суд. В Псковской судной грамоте указывается, что посадник, точно как и князь, не мог отменять распоряжений своего предшественника. Это простиралось вообще на решенные дела и правые грамоты[69]. Пользуясь своим правом, посадник не мог вести тяжбы за другого: это распространялось не только на степенного, но и на всякого, носившего звание посадника[70]. Нередко посадники упоминаются на войне, как предводители, но, кажется, надобно разуметь в такой должности старых посадников. Необходимо было присутствие посадника в городе, и если в самом деле степенные посадники ходили на войну, то вече должно было выбирать другого или поручать кому-нибудь эту должность в его отсутствие. Она и поручалась, вероятно, в таком случае, старым посадникам. Точно так же и на суде, вероятно, были посадники старые, ибо из судной грамоты пидно, что не один, а несколько лиц, носивших звание посадников, занимались потом судом[71].

Степенный посадник имел свою печать, которою утверждал грамоты и дела, производимые в его управление. Старые посадники, будучи судьями и исполняя разные служебные поручения, считались в общественных должностях, были как бы помощниками степенного и разделяли их труд. Из Псковской судной грамоты видно, что во Пскове степенный посадник, оставляя должность, должен был оканчивать после того те судные дела, которые были им начаты во время исправления должности[72]. В этом правиле заключается повод удерживать звание посадника тому, кто перестал быть степенным. В чем состояла должность тысячекого и отличие ее от должности посадника, определить трудно, потому что во всех случаях, когда встречаются известия о первом сане, упоминается и о последнем. Он участвует в заключении договоров, во внешних сношениях, в делах общественных, предводительствует войском: в последнем случае, быть может, надобно разуметь старых тысячских. По некоторым чертам, сохранившимся в старых памятниках, можно заключить, что тысячекий имел специальное назначение заведывать преимущественно простым или черным народом. Так в грамоте Всеволода церкви Иоанна-на-Опоках говорится, что князь поставил святому Ивану от житых людей старость, а от черных тысячекого. Суд у тысячекого был особый, чем у посадника; и когда при суде посадника был наместник великого князя, в суд тысячекого последний не мешался. Очень может быть, что это произошло от того, что наместник княжий присутствовал на суде для собрания части судных пошлин, следуемой князю; а так как тысячекий судил черный парод, то чернь, как бедная масса, была освобождена от пошлин. Во Пскове тысячекого не было. Псков был прежде пригородом Новгорода, а в пригородах нигде не встречается тысячекий. Во Пскове по старине и осталось. Слово тысячекий, конечно, соединяется с числовым делением у славян вообще; тысяча изображает не только строго это число, но неопределенно самое большое количество и делится на сотни, изображающие меньшие и также неопределенные количества. В договорной грамоте с Ярославом Ярославичем в 1265 г. посылается поклон от посадника тысячекого и всех сотских. Во многих договорных грамотах неоднократно употребляется выражение: "а купец пойдет в свое сто, а смерд в свой погост ; из этого, по-видимому, можно было бы заключить, что деление по сотням принадлежало собственно торговому классу: купцы были разделены по сотням, и, следовательно, имели своих сотских. Но и другие классы также разделены были на сотни. В 1398 году в грамоте Двинской Земле от Василия Дмитриевича говорится об одном сотском на всю Землю. В 1230 году имущество осужденных вечем было разделено по стом; нельзя предполагать, чтоб здесь участвовали одни купцы. В XV веке упоминаются сотские в каждом селе (в грамоте с Казимиром 1471 г.). В старину сотские были почетные люди и отправлялись послами; например, к великому князю Всеволоду в 1195 году отправлены были посадник и сотский.

Во Пскове сотские являются представителями Пскова во внешних делах и заменяют тысячекого; так, например, в 1464 году при заключении мира с немцами целовали крест во Пскове степенный посадник и сотские. Кажется, что название сотские имело два значения: обширное и тесное; в первом мы встречаем одного сотского на всю волость; на Двине сотский равнялся в своей земле тому, что значил тысячекий для всего Новгородского края. Сотские в тесном значении, как в городе, так и в селах, как кажется, заведывали порядком. По крайней мере впоследствии, уже по уничтожении свободы, сотские, вместе с подиненными им пятидесятскими и десятскими наблюдали за порядком, ловили воров и разбойников и предавали суду. Вероятно и прежде сотские в селах имели такое же значение; из договорной грамоты Новгорода с Иваном Васильевичем видно, что сотские не могли судить. В Псковской судной грамоте сотские производили обыски по делам, относящимся к бою, грабежу и к поземельным спорам о границах: все это полицейские обязанности. Неизвестно, существовали ли пятидесятские и десятские, — может быть, и пятидесятские были; но вероятнее всего можно предположить существование десятских, потому что исстари где были сотские, там и десятские, например, в Киеве в начале XII века; разделение по дворам на сотни и на десятки, которое известно как повсеместное в XVI веке, должно быть древнее.

Кроме сотских существовали старосты. Учреждение старост чрезвычайно древнее, —• еще под 1016 годом упоминаются старосты, ходившие с Ярославом па Святополка; о них говорится вместе с смердами и это заставляет предполагать, что то были сельские начальники. В 1228 году говорится о Душильце, старосте липнинском, которого хотели убить новгородцы. Липна был один из подгородных посадов, следовательно, подгородные посады управлялись старостами. Везде по волостям были старосты, как это видно на Двине, из грамоты Андрея Александровича (1294-1304 г.). В переговорах последнего великого князя Ивана Васильевича с Новгородом великий князь потребовал дани с землевладельцев и поименовал в том числе старост. Старосты, везде по общему русским понятию, были хозяйственными начальниками. Так, в церкви Иоанна-на-Опока.х уставлены были старосты от житых людей. В Новгороде были пятиконецкие старосты, т.е. от концов; по числу последних их было пять; они, между прочим, заведывали торговыми мерами. Над улицами были свои улицкие старосты, и в других частях города; — напр., в XI 1-м веке упоминаются побсрежские (в грамоте Всеволода Иоанну-на-Опоках) старосты. Во Пскове купцы делились по рядам и каждый ряд имел своего старосту. В псковских пригородах, селах и волостях — везде были старосты. Равным образом, были старосты в губах — пограничных волостях — и назывались "губскими старостами". Старосты в волостях заведывали разверсткою повинностей и всякими сборами и хозяйственными расходами; от этого существовало выражение "к старосте тянути", означавшее подлежание государственным повинностям. Вообще, при всяком предприятии, при всяком соединении лиц с одною целью, выбирался староста. Администрация старост должна быть другая, чем сотских, потому что в судной грамоте говорится: "а будет навадка от конца, или от улицы, или от старосты, или от ряду". Из этого видно, что разделение на сотни было особое от разделения на концы и улицы, которыми заведывали старосты, а также от разделения на ряды.

Подвойский исправлял разного рода поручения; неоднократно является он гонцом с объявлением воли веча. Подвойские звали к суду; как в городе Подвойские, так в волостях исправляли эту должность "позовники". Встречается еще название "иэветники"; судя по имени, может быть, это были доносчики по преступлениям, как это существовало у южных славян. Для размежевания земель, в случае спора, посылались межники . Чиновники, извещавшие народ о распоряжениях, созывавшие на войну, назывались "биричи" : они исправляли вообще должность созывщиков, посыльщиков, а также брали под стражу. Биричи были как в городе, так и в волостях, и побуждали к исполнению повинностей. Приставы были общее название лиц, которым власти поручали какое-нибудь судебное или распорядительное действие. Таким образом, если нужно было послать в дом привести к крестному целованию женщину, то посланные для этого назывались приставами". Выборные судьи на суде княжеского тиуна назывались приставами". Если тяжущиеся были недовольны судьями, или докладчиками, то брали от веча лиц, которым поручалось поверить их действия, — и эти лица назывались приставами. В Псковской судной грамоте, напр., "приставами" называются те, которым от князя и посадника поручалось по чьей-либо жалобе делать где-нибудь обыск, по поводу подозрения в воровстве; когда владелец жаловался на изорника, который сбежал у него с земли, не покончив с ним счетов, то брал у князя и посадников "приставов", которые распоряжались, при старостах и сторонних людях, продажею имущества бежавшего; равным образом "приставы посылались для осмотра имущества умершего без потомства изорника. Вообще, во всякого рода делах, когда надобно было посылать куда-нибудь, посланный назывался "приставом". Деныдики были чиновники, отправлявшиеся для собрания дани в провинции, неустроенные еще по славяно-русскому образцу и населенные инородцами, платившими дань Великому Новгороду. Предводители военной рати назывались вообще воеводами; это имя не означало постоянного, определенного звания или сана, а значило военачальника вообще. Впрочем, когда предводительствовал начальник с высшим саном, например, тысячекий, то другие предводители, начальствовавшие отрядами, назывались воеводами.

Читайте также: