Лицензионные сборы это какой налог

Опубликовано: 12.05.2024

Согласно статье 15 Федерального закона РФ от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор…

Согласно статье 15 Федерального закона РФ от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб., за предоставление лицензии сумма лицензионного сбора составляет 1000 руб.

Предположим, что предприятием приобретена лицензия на право осуществления перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом сроком действия пять лет. При приобретении лицензии предприятием уплачен платеж за рассмотрение лицензирующим органом заявления в сумме 300 руб. и лицензионный сбор в сумме 1000 руб. Как отразить данную операцию в бухгалтерском учете согласно Плану счетов, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н?

В рассматриваемом примере организация без наличия лицензии не имеет права осуществлять свою основную деятельность, следовательно, расходы организации, связанные с ее получением, на основании пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н, являются расходами по обычным видам деятельности. Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В данном случае срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Учтенные на данном счете расходы списываются в дебет счетов учета затрат (в данном случае — в дебет счета 20 «Основное производство»).

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 «Расчетный счет»

-300 руб. – произведена оплата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 «Расчетный счет»

- 1000 руб. – произведена оплата лицензионного сбора;

Дебет 97 «Расходы будущих периодов»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- 1300 руб. – расходы, связанные с получением лицензии отражены в составе расходов будущих периодов;

Ежемесячно в течение срока действия лицензии:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 97 «Расходы будущих периодов»

- 21,67 руб. – отражено списание расходов, связанных с получением лицензии.

В целях налогообложения прибыли согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поскольку деятельность, осуществляемая организацией, является лицензируемой и для осуществления этой деятельности на территории РФ требуется получение лицензии, то расходы организации, связанные с ее получением, являются экономически оправданными и могут быть отнесены организацией к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании подпункта 47 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» НН РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Таким образом, в целях бухгалтерского и налогового учета расходы организации, связанные с приобретением лицензии, признаются одновременно.

При определении доходов и расходов при кассовом методе в соответствии со статьей 273 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Таким образом, при применении кассового метода расходы на получение лицензии в целях налогового учета могут быть учтены сразу после их оплаты. В этом случае возникнет разница между бухгалтерской прибылью и прибылью в целях налогообложения.

В практической деятельности нередко возникают ситуации, когда предприятия и организации прекращают лицензируемый вид деятельности до окончания срока действия лицензии. Как поступить в этом случае и можно ли списать стоимость лицензии в целях бухгалтерского и налогового учета?

В целях бухгалтерского учета стоимость лицензии будет списываться в течение оставшегося срока ее действия, а вот в целях учета налогового признать стоимость лицензии уже невозможно, поскольку не будут выполняться положения статьи 252 НК РФ, т.е. расходы по списанию лицензии нельзя будет признать экономически оправданными затратами. В этом случае возникнет разница между бухгалтерской прибылью и прибылью в целях налогообложения.

В соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 114н, расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток), т.е. учитываемые для целей бухгалтерского учета, но исключаемые из налоговой базы по налогу на прибыль, определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ, как в текущем, так и во всех последующих отчетных периодах, представляют собой постоянные разницы. На предприятиях, не являющихся малыми предприятиями, должен быть организован аналитический учет постоянных разниц. Разницы должны отражаться в бухгалтерском учете на специальных субсчетах к тем счетам бухгалтерского учета, на которых ведется учет активов и обязательств, по которым образуются постоянные разницы.

Произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ, представляет собой постоянное налоговое обязательство, признаваемое в том отчетном периоде, в котором возникла постоянная разница

В бухгалтерском учете постоянное налоговое обязательство отражается так:

Дебет 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство»

Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

Подробнее с учетом расходов будущих периодов Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» «Расходы будущих периодов».

Автор статьи консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Базарова А.С.
Телефон: (095) 937 – 34 — 51

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

взимается за получение лицензий на экспорт и импорт.

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

сбор за выдачу разрешения на ввоз и вывоз товаров из страны.

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

сбор, взимаемый с импортеров и экспортеров при получении ими разрешения на провоз товаров через границу.

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

плата, взимаемая государством с импортера или экспортера при выдаче ему разрешения на ввоз или вывоз товара (не освобождает от таможенных пошлин).

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

плата, взыскиваемая государством с импортера или экспортера при выдаче ему разрешения на ввоз или вывоз товара (не освобождает от таможенных пошлин).

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

1) специальная плата за пользование патентом или лицензией; 2) плата, взыскиваемая государством с импортера или экспортера при выдаче ему разрешения на ввоз или вывоз товара. Лицензионный сбор не освобождает от таможенных пошлин.

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

Лицензионный сбор - специальная плата за пользование патентом или лицензией.

Плата, взыскиваемая государством с импортера или экспортера при выдаче ему разрешения на ввоз или вывоз товара. Лицензионный сбор не освобождает от таможенных пошлин.

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

плата получателей лицензий (лицензиатов) за использование предмета лицензионного соглашения с продавцом лицензий (лицензиаром). Компетентные органы могут выдавать лицензии: на осуществление внешнеторговых операций, на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, на аудит, на производство бланков ценных бумаг, на их ввоз в РФ, коммерческим банкам на совершение ими банковских операций, страховым организациям на осуществление страховой деятельности. Наиболее широко Л.с. используется при лицензировании экспорта и импорта товаров, сырья, обеспечивая контроль государства за внешнеэкономическими связями, за использованием валютных средств.

СБОР ЛИЦЕНЗИОННЫЙ

плата за лицензию, выдаваемую уполномоченными государственными органами на ведение некоторых видов хозяйственной деятельности. Появился в Европе в начале XIX в. Исторически является развитием специальных промысловых сборов, возникших в эпоху корпоративной регламентации промыслов из ранее существовавших концессионных платежей казне и лицензий пошлинного характера. В одних гос-вах эти лицензии за немногим исключением исчезли, в других – с введением свободы промыслов – их число увеличилось. Спец. промысловые сборы в форме лицензий приобрели большое значение во Франции и особенно в Великобритании. Во Франции к числу лицензий принадлежали сборы: с предприятий, изготовляющих подакцизные напитки, с фабрикантов и торговцев растительным маслом, с фабрикантов игральных карт, с иностранных сахарозаводчиков, с транспортных предприятий и т.д. В Великобритании Л.с. собирался с нотариусов, адвокатов и др. судебных должностных лиц, оценщиков, аукционистов, разносчиков и т.д. Облагалась деятельность пивоваров, винокуров, фабрикантов сладких вин, виноторговцев оптовиков, мелких торговцев, владельцев гостиниц, пивных баров, харчевен, к-рые владели одним видом промысла. В гос. казначейство поступали Л.с. только с пивоваренного и винокуренного промыслов, а остальные – в кассы органов местного управления. Подобные лицензионные правила существовали в США. В Германии также практиковались лицензии и сборы концессионного характера, отчасти скрытые под названием пошлин, отчасти включаемые в разряд штемпельных сборов. В Российской Федерации взимание Л.с. предусмотрено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991 с изм. и доп.) и постановлением Правительства РФ от 24 дек. 1994 № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 5 мая, 3 июня, 7 августа и 12 октября 1995, 22 апреля и 1 декабря 1997), Федер. законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (авг. 2001). Законодательство предусматривает, что в Российской Федерации отд. виды деятельности осуществляются пр-тиями, орг-циями и учр-ниями независимо от организационно-правовой формы, а также физич. лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридич. лица, на основании лицензии – спец. разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Лицензия является офиц. документом, к-рый разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Перечень видов деятельности, на осуществление к-рых требуется лицензия, определен Федер. законом от 7 авг. 2001. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, назначаются Правительством РФ. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Рассмотрение заявлений о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляется на платной основе. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отд. видов деятельности. Плата поступает в доход того бюджета, за счет средств к-рого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Л.с. может быть федеральным, региональным и местным. Федеральный Л.с. уплачивается при приобретении лицензии на право осуществления деятельности, лицензируемой в соответствии с федеральным законом. Объектом обложения и налоговой базой признается приобретение права на осуществление на территории РФ лицензируемых видов деятельности или определенных прав. Региональный Л.с. уплачивается при приобретении лицензии на право осуществления деятельности, лицензируемой в соответствии с региональным законодательством; местный Л.с. – при приобретении лицензии на право осуществления деятельности, лицензируемой на территории муниципального образования. Конкретные размеры сбора устанавливаются соответственно в порядке, определяемом законодательством РФ, органами гос. власти субъектов Федерации, представительными органами местного самоуправления

По вопросам зачисления, администрирования и отражения по кодам бюджетной классификации государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, и лицензионных сборов

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 4 марта 2005 г. № 02-05-03/348

Государственная пошлина за действия, связанные с лицензированием

В соответствии с Федеральным законом РФ от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ за лицензирование отдельных видов деятельности, регулируемых Федеральным законом РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», взимается государственная пошлина.

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина за действия, связанные с лицензированием, зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов и отражается по коду бюджетной классификации «000 1 08 07080 01 0000 110 Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации» с обязательным указанием кода администратора доходов (лицензирующего органа).

Зачисление лицензионных сборов и их отражение по кодам бюджетной классификации

В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов и отражаются по коду бюджетной классификации «182 1 13 02011 01 1000 130 Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, зачисляемые в федеральный бюджет».

В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» лицензионный сбор за пользование недрами по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и отражается по коду бюджетной классификации «000 1 12 02102 01 0000 120 Прочие платежи при пользовании недрами, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации» с обязательным указанием кода администратора доходов (лицензирующего органа).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ остальные лицензионные сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов и отражаются по коду бюджетной классификации «000 1 13 02021 01 0000 130 Прочие лицензионные сборы, зачисляемые в федеральный бюджет».

Администрирование государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием, и лицензионных сборов

Администраторами государственной пошлины являются органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выдающие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Код администратора соответствует коду получателя средств бюджета, за счет которого финансируются органы государственной власти, выдающие лицензии.

В расчетных документах обязательно указание значения показателей ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), КПП (код причины поставки на учет) территориальных органов государственной власти, выдающих лицензии, в полях «ИНН» получателя (61), «КПП» получателя (103).

Администратором (лицензирующим органом) государственной пошлины за действия, связанные с перевозками пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Указанная государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет и отражается по коду бюджетной классификации «106 1 08 07080 01 0000 110 Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации».

Администратором (лицензирующим органом) государственной пошлины за действия, связанные с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указанная государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет и отражается по коду бюджетной классификации «000 1 08 07080 01 0000 110» с обязательным указанием кода администратора в соответствии с вышеизложенным порядком.

Администратором (лицензирующим органом) лицензионных сборов за деятельность в области розничной продажи алкогольной продукции являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензионный сбор зачисляется в федеральный бюджет и отражается по коду бюджетной классификации «000 1 13 02021 01 0000 130 Прочие лицензионные сборы, зачисляемые в федеральный бюджет» с обязательным указанием кода администратора в соответствии с вышеизложенным порядком.

Администратором (лицензирующим органом) лицензионных сборов за деятельность в области связи является Федеральная служба по надзору в сфере связи.

Лицензионный сбор зачисляется в федеральный бюджет и отражается по коду бюджетной классификации «079 1 13 02021 01 0000 130 Прочие лицензионные сборы, зачисляемые в федеральный бюджет».

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

У российской организации есть 2 договора с иностранной организацией (резидентом Республики Корея) на предоставление лицензий на программное обеспечение для ЭВМ.

  • Для целей исчисления НДС местом реализации является территория РФ, по месту нахождения лицензиата (сублицензиата) — российской организации. На основании подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС на территории РФ освобождается передача прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора. НДС как налоговый агент российская организация не платила.
  • Налог на прибыль у источника выплат российская организация не платила на основании соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Республикой Корея и наличия сертификата подтверждения резиденства от иностранной организации.

Правильно ли российская организация исчисляла налоги?

Изменилось ли что-нибудь в 2019 году?

В целях исчисления НДС местом реализации услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 174.2 НК РФБ).

Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению иностранной организацией российской организации на основании лицензионного или сублицензионного договора прав на программное обеспечение, признается территория РФ (пп. 4 п.1 ст. 148 НК РФ, Письма Минфина РФ от 26.03.2018 г. N 03-07-08/18868, от 06.02.2017 г. N 03-07-14/6177). В то же время следует учитывать, что согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Российская организация при приобретении у иностранной организации услуг по предоставлению на основании лицензионного договора прав на программное обеспечение, передаваемое по электронным каналам связи, и при передаче прав на программное обеспечение российским лицам на основании сублицензионного договора НДС не уплачивает. Данное освобождение (пп. 26 п. ст. 149 НК РФ) действует и в 2019 г.

Налог на прибыль

Как в 2018 г., так и в 2019 в отношении уплаты налога на прибыль иностранной организации по доходам от источников в РФ действуют следующие правила.

В силу норм ст. 7 НК РФ при налогообложении доходов иностранных организаций следует руководствоваться (в случае наличия) положениями международных договоров РФ, касающихся налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 12 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Корея об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 19.11.1992 (далее — Конвенция) Российской Федерации предоставлено первоочередное право налогообложения доходов корейской компании от авторских прав и лицензий, но, если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 5 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.

В соответствии с п. 3 ст. 12 «Доходы от авторских прав и лицензий» Конвенции термин «доходы от авторских прав и лицензий» означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения и видеокассеты, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования, или за информацию относительно промышленного коммерческого или научного опыта.

Учитывая, что программы для ЭВМ являются объектом авторских прав и охраняются как литературные произведения, доходы корейской компании, полученные от предоставления российской организации права использования программных средств и баз данных, следует рассматривать как доходы от авторских прав и лицензий, которые подлежат налогообложению на территории Российской Федерации по ставке в размере 5 процентов согласно п. 2 ст. 12 Конвенции.

При применении положений Конвенции необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ. Данная точка зрения изложена Минфином РФ в письме от 26 ноября 2009 г. N 03-08-05.

Читайте также: