Налоги в индии для физических лиц

Опубликовано: 26.04.2024

Основные данные

  1. Все частные лица выплачивают до 30% от личного дохода.
  2. Для юридических лиц предусмотрена процентная ставка 30-42% для местных и иностранных предприятий соответственно.
  3. Ставка на прирост капитала зависит от типа – краткосрочный или долгосрочный. Степень обложения – от 10 до 20%.
  4. Уровень НДС колеблется в зависимости от штата и составляет – 16-20%. Взимается только с товаров.
  5. Государственная пошлина – 500 индийских рупий да один документ, взимается гербовый сбор в размере 0,5-7%.

Подоходный налог в Индии: физические лица

Взимается с налоговых резидентов. Ими считаются лица с местным гражданством и люди, проводящие на территории страны не менее 182 в году или 365 дней за 4 последних года. Нерезиденты также подлежат налогообложению, но по иным ставкам. Для резидентов характерно взимание пошлин по прогрессивным процентам.

Уровень дохода, драхмы

Дополнительно к указанным ставкам прибавляется 3% - налог на образование. Сведения из таблицы актуальны для совершеннолетних резидентов моложе 60 лет. С 60 до 80 лет действуют льготные системы. Исчисления с заработной платы перечисляются работодателем контрагента, все остальные виды доходов нужно декларировать самостоятельно. Продолжительность отчетного года – с 1 апреля по 31 марта включительно. Декларация должна быть заполнена и подана до 31 июля отчётного года.

Налоги Индианаполиса для юридических лиц

Аналогично физическим лицам, резидентные компании выплачивают пошлины с общемирового дохода, иностранные – с той части прибыли, что смогли получить на территории городов Индии. В налоговую базу включены доходы от прямой торговли или оказания услуг, пассивной прибыли, а также прироста капитала. Обязательные расходы для ведения деятельности вычитаются из налогооблагаемой суммы.

Предприятие-резидент оплачивает пошлину по ставке 30%. При учете местных и косвенных сборов итоговая сумма составляет 32,445%. Иностранная компания перечисляет налоги по ставке 40%. С добавочным побором процентная ставка достигает 42,024%.

  1. Добавочный налог прибавляется ко всем организациям. Для резидентов с товарооборотом более 10 миллионов рупий, он составляет 5%. Иностранцы переводят только 2%.
  2. Альтернативный налог. Взимается с учреждений, обязательства по оплате пошлин которых составляют меньше 18,5% от балансового дохода. Ставка сбора равна 18,5%.
  3. Прирост капитала. Если срок владения ценными бумагами и акциями превышает 3 года размер налогообложения составит 10%, для других видов долгосрочных активов – 20%. Краткосрочный капитал облагается 15% с добавлением местных сборов.
  4. Максимальный срок перенесения убытков составляет 8 лет при условии своевременной подачи декларации.
  5. Дивиденды, полученные местным предприятием, облагаются ставкой 16,22%. Если они получены от иностранной фирмы, акции которой на 26% принадлежат резиденту, применяется пониженный уровень – 15%.

Для лиц, занятых в сфере исследований, разработки сельскохозяйственных проектов и иных научных областях возможен возврат налога в размере 150-200%. Экспорт и иностранный бизнес, учрежденный в отдельных экономических зонах Дубая, освобождаются от пошлин.

Если налоги в Древней Индии принимались в виде воды, продуктов и труда, то сегодня государство принимает для расчета только местную валюту. За каждую сделку оплачивается гербовый сбор.

НДС в Индии

Взимается только с товаров и сырья для их производства. Изыскания производятся на каждом этапе следования товара от исходного материала до прилавка. Сбыт продукции попадает под юрисдикцию центральной пошлины на продажу, для услуг также существуют специальные сборы.

Общая ставка НДС складывается из двух пошлин: общей в размере 4-5% и остаточной. Уровень последней составляет от 12 до 15% и зависит от конкретного региона налогообложения. Размер налога на продажи – около 2%, пошлины на услуги – 12,36%.

Постановка на учет в государственных органах обязательна для тех предприятий, годовой товарооборот которых превышает полмиллиона индийских рупий. Оплата налога производится по декларации раз в 1 или в 3 месяца.


В Индии действует единый закон о налогообложении, который принят на основании Акта о налогообложении в 1961 году. В Конституции Индии сказано: обложение налогами доходов в штатах запрещено (кроме дохода от реализации сельскохозяйственной продукции).

Федеральное правительство Индии предоставляет значительные льготы для нерезидентов иностранного и индийского происхождения. Это способствует привлечению в страну иностранного капитала, современных технологий и передовой техники, необходимой для ускоренной модернизации национальной экономики.

Прямые налоги Индии включают — налог на доходы частных лиц, государственный налог на прибыль от сельскохозяйственной деятельности, налог на имущество, налог на прибыль компаний и ряд налогов на дополнительный источник дохода.

Налог на доходы частных лиц уплачивается со всех доходов. В зависимости от налоговой базы ставка налога варьируется от 10 до 31,5%.

Изъятие подоходного налога может производиться непосредственно у источника дохода. Здесь работодатель удерживает налог из заработной платы работников, банки — с доходов от ценных бумаг и банковских вкладов. В случаях, когда изъятие налога непосредственно у источника дохода невозможно, налогоплательщик уплачивает подоходный налог долями от общей суммы, три раза в год: 15 сентября — 30%, 15 декабря — 30%, 15 марта — оставшиеся 40%. Налог на доходы частных лиц не взимается со специальных правительственных облигаций или сертификатов или если общая сумма дохода не выше 2500 рупий в год.

В Индии доходы физических лиц разделяются на несколько категорий:

  • доходы от недвижимого имущества;
  • доходы от занятости, которые включают все выплаты, полученные от своего работодателя работником;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от банковского вложения капитала;
  • прочие виды доходов.


В зависимости от категории плательщика доходы, подвергаются налогообложению по отдельности, применяя льготы (если они есть). Предоставляются льготы по подоходному налогу индийским специалистам и творческой интеллигенции, в случае если их доход получен за рубежом в валют (подоходной налог уплачивается с 25% вознаграждения). Прогрессивные ставки присущи только для подоходного налога.

Базовая ставка налога на прибыль компаний составляет 35%. Вновь основанные компании в секторе высоких технологий или научных исследований освобождены от уплаты налога на прибыль на 10 лет.

Доходы в сельскохозяйственном секторе облагаются сразу несколькими налогами, но в сумме они значительно меньше обычного налога на доходы.

Налогом на имущество облагаются активы стоимостью более 1,5 млн рупий (33 тыс. долл.).

Налог на дарения отменен. Любые дарения в стоимостном выражении включаются в доход получателя и облагаются индивидуальным подоходным налогом.

Основными косвенными налогами являются — акцизы, таможенные сборы, налог с продаж и налог на услуги. С 01.04.2005 введен налог на добавленную стоимость, базовая ставка которого составляет 12%, две пониженные — 1% и 4%.

В 2012 году Индия в очередной раз отложила принятие налогового кодекса.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени.

Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Своими особенностями характеризуется налоговая система Индии.

Административная система.


Высшим органом департамента по налогообложению является Центральный совет по прямым налогам, который входит в министерство финансов при правительстве Индии. Совет администрирует соблюдение прямых законов по налогообложению, а именно подоходный налог на имущество и налог на дарение. В Индии действует единый закон о налогообложении, принятый по Акту о налогообложении в 1961 году. По конституции Индии штатам запрещено обложение налогами доходов кроме дохода от реализации сельскохозяйственной продукции. Налогообложение в Индии зависит от статуса резидента вне зависимости от национальности или места постоянного жительства налогоплательщика. Резиденты обязаны платить налоги в Индии на все доходы, получаемые из других стран. Резидент, имеющий статус «неординарного резидента», платит налоги в Индии на доходы, получаемые от своей деятельности в Индии и за рубежом. Нерезидент облагается налогами только на территории Индии, а за пределами Индии освобождается от индийского налогообложения.

Налогооблагаемый доход.

Доходы определяются по следующим пяти источникам: заработная плата, доходы от недвижимости, доходы от прибыли от коммерческой и профессиональной деятельности, доходы от оборота капитала и доходы от других источников. Существуют определенные ставки и минимальные размеры доходов, которые не подлежат налогообложению. Совокупность налогооблагаемого дохода определяется после вычета возможных убытков и предоставляемых льгот. Некоторые виды доходов не подлежат налогообложению и не включаются в совокупность налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы.

С целью поощрения и подъема промышленного производства и развития правительство Индии предоставляет производителям различные льготы и дотации по налогам, за счет чего налоги резко сокращаются.

Амортизационные льготы.

Подобные льготы распространяются на производственные помещения, мебель, оборудование, суда и корабли. Амортизация на оборудование классифицируется по трем категориям и составляет 25%, 40% и 100% стоимости. Амортизация в течение одного года после приобретения оборудования не может быть выше 50% первоначальной стоимости в случае его использования менее чем 180 дней за год. Частичная собственность на активы предоставляет право на амортизационные льготы.

Расходы на приобретение патентов, права и авторских прав. Вышеуказанные расходы капитального характера налогом не облагаются и должны быть равномерно распределены в течение 14 лет.

Расходы на приобретение ноу-хау.


1/6 этих расходов не облагаются налогом в течение одного года, а остаток распределяется равномерно в течение последующих пяти лет. Если приобретенное ноу-хау разработано институтом, по рекомендации властей Индии, то 1/3 часть не облагается налогом в первом году применения, а остаток в течение последующих двух лет. Льготы для вновь созданных промышленных предприятий в Зонах свободной торговли (ЗСТ) Прибыль, полученная такими предприятиями, созданными в определенной ЗСТ на технологических линиях по производству компьютеров и программного обеспечения, не облагается налогом в течение пяти лет при условии, если не менее 75% продукции предназначено на экспорт. Льготы для гонораров, комиссионных, полученных от иностранных производителей Подобные доходы, полученные за оказанные услуги за рубежом, имеют 50-процентную скидку в виде льгот при поступлении в Индию.

Льготы для экспорта программного обеспечения.

Прибыль, полученная от оказания технических услуг по созданию программного обеспечения за пределами Индии, а также от экспорта программного обеспечения, не облагается налогом при определенных условиях. Предприятия, созданные в некоторых отсталых регионах, а также занятые производством и распределением электроэнергии, на все 100% освобождаются от налогов на прибыль в течение пяти лет, а в последующие пять лет получают тридцатипроцентные льготы. Предприятия, занятые развитием, обслуживанием и содержанием инфраструктурных услуг, получают 100-процентное освобождение от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет и 30-процентные льготы на протяжении пяти последующих лет при условии, что десятилетний период не превышает двенадцати лет с начала производственной деятельности.

Налогообложение для нерезидентов, занятых в бизнесе.

Налогооблагаемый доход нерезидентов и иностранных фирм определяется в размере от 5 до 10% от суммы, получаемой в Индии в следующих сферах деятельности: геологоразведочные работы, связанные с добычей нефти; работы, связанные с авиатранспортом; судоходство; строительные работы, проекты «под ключ». На доходы, получаемые от геологоразведочных работ, предоставляются дополнительные льготы, разрешенные Актом. Оплата лизинга самолетов или двигателей к ним (кроме оплаты запчастей и услуг, связанных с эксплуатацией самолетов) не облагается налогом при наличии одобрения соглашения центральным правительством Индии. Проценты, получаемые по определенным ценным бумагам, облигациям нерезидентами, не облагаются налогом. Иностранному техническому и научному персоналу предоставляются частичные льготы при уплате налогов.

Удержание налогов.

Все граждане, кроме тех, кто обязан платить зарплату, проценты, аренду за помещение, оплачивать профессиональные и технические услуги, контракты и дивиденды, должны удержать налог у источника. Нерезидент, имеющий право на налоговые льготы, должен обратиться к соответствующим органам. Доходы от акций, приобретенных за счет средств, полученных из-за границы, облагаются налогом по ставке 20%.

Освобождение от двойного налогообложения.

Правительство Индии заключило двусторонние соглашения с рядом стран по освобождению от двойного налогообложения (в том числе с Российской Федерацией, Австрией, Германией, Китаем, Францией, Японией, Испанией, Швецией и пр.). С некоторыми странами имеются другие специальные соглашения, освобождающие от двойного налогообложения по доходам от судоходства и воздушного сообщения (в том числе с Афганистаном, Болгарией, Эфиопией, Ираном, Кувейтом, Ливаном, Оманом, Пакистаном, Саудовской Аравией, Йеменом). Также предоставляется одностороннее освобождение от налогообложения в виде вычета суммы, уплаченной в качестве налога в другой стране.

Направления реформирования налоговой системы.

С 1 апреля 2007 г. в стране началась постепенная отмена центрального налога с продаж (ЦНП), которая начнется со снижения ставки этого налога с 4% до 3%. Это, во-первых, необходимо для успешного функционирования НДС и введения налога на товары и услуги в будущем, а во-вторых, это решение должно ускорить процесс развития Национального общего рынка. Закон о центральном налоге будет снимать один из процентов ежегодно в течение последующих четырех лет, до его полной отмены в 2010/11 финансовом году. Правительство планирует компенсировать правительствам штатов убытки от потери налоговых доходов, которые возникнут в результате таких изменений в системе налогообложения, в результате чего, штаты получат 100% долю доходов от налогов по меньшей мере на 33 вида услуг, тогда как в настоящее время штатам выплачивается только 30,5%. Центральное правительство также согласовало со штатами налогообложение других 44 видов услуг. Дополнительные пошлины также будут налагаться на такие товары как табак, для того, чтобы облегчить переходной период.

В правительстве также рассматривается вопрос о возможности снижения 30-процентной ставки налога на доход. Это может произойти, если налоговые поступления будут расти.

И, напоследок, немного о том, как индийские власти решают проблему сбора налогов.

Проблемы сбора налогов.


В Индии лишь 4% миллиардного населения страны делают отчисления в казну. Множество попыток правительства увеличить налоговые поступления потерпели фиаско. Но в городе Патна беднейшего индийского штата Бихар была разработана формула, которая может оказаться эффективной: публичное унижение. Власти, обеспокоенные тем, что не могут собрать необходимую сумму поступлений за год, наняли на работу ярко раскрашенных евнухов. Их цель — смутить злостных неплательщиков и заставить их «откупиться». Кастраты, гермафродиты и транссексуалы, пользующиеся дешевой косметикой и носящие женские сари, получают деньги за то, что собираются рядом с домами или лавками неплательщиков и громко распевают что-то вроде «Твоя репутация будет запятнана, молва будет к тебе жестока, и, если ты не заплатишь налоги, твой дом пустят с молотка».

повышение юридических знаний

Налоги в Индии

Автор: Екатерина Шестакова 20 сентября 2017

Спустя десять лет плодотворной законодательной работы 1 июля 2017 года в Индии был введен национальный режим по налогу на товары и услуги.

Необходимость введения налога на товары и услуги

Введение налога на товары и услуги является частью реформы налоговых правоотношений, направленной на стимулирование роста индийской экономики. Подобный режим позволит заменить ряд косвенных налогов, взимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, которые, откровенно говоря, затрудняли торговые и коммерческие отношения между штатами.

В результате введения режима взимания налога на товары и услуги упразднению подлежат более 10 налогов. На федеральном уровне это федеральный акцизный сбор, дополнительный акцизный сбор, налог на услуги, дополнительная таможенная пошлина и специальная дополнительная таможенная пошлина. На уровне штатов речь идет о замене НДС, налога на развлечения, ввозной пошлины, налога на покупки, налога на роскошь и налогов на лотереи, пари и азартные игры.

Согласно анализу проводимого реформирования налог на товары и услуги приведет к значительному росту экономики Индии. К примеру, по заявлениям специалистов корпорации Standard & Poor’s, введение налога на товары и услуги «представляет собой, пожалуй, наиболее важное структурное преобразование Правительства Моди и позволит повысить эффективность системы налогообложения, «оживит» налоговую систему и обеспечит торговые отношения между штатами».

Причины принятия решения по введению нового налога на протяжении длительного времени

Сам факт того, что столь комплексная реформа косвенного режима налогообложения государства требует большого количества времени, не является удивительным. Однако властям Индии пришлось провести трудоемкую архидлительную работу по обеспечению введения единого налога на товары и услуги.

Комплексный налог на товары и услуги был впервые предложен Рабочей группой Келкара по косвенному налогообложению в 2003 году. А предложение относительно введения налога на товары и услуги в Бюджет государства на 2006-2007 гг. было включено только 1 апреля 2010 года. Однако реализация реформы ежегодно переносилась ввиду незавершенных обсуждений рассматриваемого вопроса в различных комитетах.

Подобное промедление обусловлено, по большей части, тем фактом, что Федеральное Правительство и более 20 штатов должны были согласовать упразднение существующих налогов, а также детально разработать налоговые режимы, которые заменят упраздняемые налоги. Помимо прочего, в связи с тем, что ряд влиятельных штатов выражали обеспокоенность тем, что введение налога на товары и услуги лишит их определенных полномочий, позволяющих получать государственные поступления, и выльется в сбор налоговых доходов в меньшем размере, процесс переговоров между правительствами штатов и Центром занял значительно больше времени, чем планировалось. И действительно, Федеральному Правительству, в конечном итоге, пришлось заключить со штатами сделку, предусматривающую выплату соответствующих компенсаций на протяжении определенного периода после введения налога на товары и услуги.

Кроме того, для обеспечения введения налога на товары и услуги должно было быть согласовано законодательство об изменении Конституции Индии. И подобная необходимость возникла именно тогда, когда оппозиционные партии пользовались большинством в верхней палате Парламента, Раджа Сабхе, победив Правительство Партии Бхаратия Джаната, которое при своем избрании в 2013 году говорило о приоритетном введении налога на товары и услуги.

Конституционный Законопроект о налоге на товары и услуги (122-я поправка) был одобрен верхней палатой Парламента в окончательной редакции только 5 августа 2016 года, и был подписан Президентом 8 сентября того же года, что позволило получить законопроекту статус закона.

Однако в некотором смысле принятие закона, содержащего конституционную поправку, являлось только одним из этапов работы, которая должна была быть проведена. Определенные ключевые элементы режима налога на товары и услуги все еще находились на стадии согласования (речь, к примеру, идет о ставках налога и границах минимального налогообложения).

Указанные вопросы были согласованы под эгидой Совета по налогу на товары и услуги, сформированного после принятия Закона о внесении изменений в Конституцию Индии в сентябре 2016 года. Председателем Совета являлся Министр финансов Индии Арун Джетли, а в его состав входили правительства штатов. Цель формирования подобного органа заключалась в обеспечении достижения компромиссного решения между представителями штатов и Центром в результате проведения дебатов по вопросу введения налога на товары и услуги «за закрытыми дверьми» без какого бы то ни было политического вмешательства.

Особенности индийского режима налога на товары и услуги

Как и аналогичные режимы, действующие в различных государствах по всему миру, индийский налог на товары и услуги представляет собой единый налог на поставку товаров и услуг от производителя потребителю. Предприниматели могут требовать предоставления налоговых льгот по налогу, начисляемому при приобретении исходных ресурсов, при их последующей продаже. Поэтому только конечный потребитель несет обязанность по уплате данного налога, взимаемого последним предпринимателем в цепочке поставок.

Вместе с тем для индийской системы налога на товары и услуги характерен целый ряд уникальных особенностей, речь о которых пойдет ниже.

Трехуровневая система

Рассматриваемый режим регулируется тремя законодательными актами:

  • Законом 2017 года о центральном налоге на товары и услуги (Central Goods and Services Tax (CGST) Act 2017), содержащем правовые нормы о налогообложении поставщиков товаров и услуг в рамках штата;
  • Законом 2017 года об интегрированном налоге на товары и услуги (Integrated Goods and Services Tax (IGST) Act 2017), регламентирующем правоотношения по налогообложению поставщиков товаров и услуг между штатами; и
  • Законом 2017 года о налоге союзной территории на товары и услуги (Union Territory Goods and Services Tax (UTGST) Act 2017), действие которого распространяется на поставки в рамках союзной территории.

Несмотря на тот факт, что налоговая система налога на товары и услуги состоит из трех компонентов, поставщики товаров и услуг не подлежат множественному налогообложению. Все поставки, за исключением поставок, на которые не распространяется обязанность по уплате налога, облагаются центральным налогом на товары и услуги и налогом на товары и услуги штата.

В случае заключения соответствующих сделок между штатами Центр взимает и собирает интегрированный налог на товары и услуги (по сути, речь идет о сумме центрального налога на товары и услуги и налога на товары и услуги штата).

В рамках режима интегрированного налога на товары и услуги продавец, осуществляющий деятельность между штатами, уплачивает интегрированный налог на товары и услуги при продаже своих товаров центральному Правительству после корректировки льгот по соответствующему интегрированному, центральному налогу и налогу штатов по своим покупкам (при этом используется именно данная последовательность). Затем штат-экспртер переводит Центру налоговую субсидию по налогу на товары и услуги штата, которая использовалась при уплате интегрированного налога.

Дилер, являющийся импортером, заявляет о налоговой субсидии по интегрированному налогу на товары и услуги при исполнении своих обязательств по исходящему налогу в своем собственном штате. Затем Центр переводит штату-импортеру налоговую льготу по интегрированному налогу на товары и услуги, которая использовалась при уплате налога на товары и услуги штата.

Поскольку налог на товары и услуги является налогом, взимаемым по принципу места назначения, налоги на товары и услуги штатов, по общему правилу, уплачиваемые с конечного продукта, поступают в казну штата-потребителя. А поступления от уплаты центрального налога на товары и услуги получает Центр.

Ставки налога

В рамках рассматриваемого режима действуют 4 налоговые ставки. С большинства товаров и услуг соответствующий налог взимается по двум основным ставкам (в размере 12% и 18%). Пониженная пятипроцентная ставка налога действует для ряда товаров, не являющихся первоочередными, а в случае продажи табачной продукции и «товаров, являющихся предметами роскоши» придется заплатить уже 28%. Кроме того, плюсом к указанной двадцативосьмипроцентной ставке налога имеется вероятность уплаты налога локального характера с определенных объектов налогообложения, что означает, что косвенные сборы с поставок определенных товаров и услуг могут превышать 28%.

Товары первой необходимости облагаются налогом по нулевой ставке, а в отношении услуг, по общему правилу, действует налоговая ставка в размере 18%. С экспортируемых товаров налог взимается по ставке в 0%, что в полной мере отвечает действующим международным стандартам.

Сбор и уплата налога на товары и услуги

Процесс сбора налога разделен между штатами и Центром. Штаты оценивают налогоплательщиков с оборотом ниже 15 млн. индийских рупий, а Центр и штаты оценивают налог, подлежащий уплате предпринимателями, оборот которых превышает указанное пороговое значение. Налоговые поступления разделяются в равной пропорции между Центром и штатами (50 на 50), хотя, как было указано выше, Федеральному Правительству пришлось согласовать со штатами компенсационный пакет в рамках обеспечения поддержки законодательства о введении налога на товары и услуги с их стороны.

Отчетность по налогу на товары и услуги

Большинство налогоплательщиков должны направлять четыре отчета по своим поставкам и покупкам, а также подавать отчетность за месяц и годовую отчетность. Определенные налогообязанные лица составляют до восьми отчетов. Мелким налогоплательщикам разрешается подавать отчетность на квартальной основе, и отчеты могут подаваться в электронной форме.

Новые дилеры обязаны подавать заявку на регистрацию в режиме онлайн с использованием специализированной информационной сети (GSTN). Каждому дилеру присваивается уникальный идентификатор — GSTIN. Заявки на регистрацию принимаются в течение трех дней, однако при возникновении сомнений относительно соблюдения законодательства проводится пострегистрационная проверка.

Обратное начисление налога

В законодательстве также закреплена правовая норма, предусматривающая возможность обратного начисления налога на товары и услуги. Согласно данному подходу получатель отчитывается как по исходящему, так и по входному налогу, что обеспечивает невозможность начисления НДС поставщиком и присвоения денежных средств вместо перечисления поступлений в налоговые органы.

28 июня 2017 года Центральное ведомство по акцизным сборам и таможенным пошлинам опубликовало уведомление, содержащее информацию об услугах, на которые может распространяться действие механизма обратного начисления налога на товары и услуги. К таким услугам относятся:

  • Определенные услуги, оказываемые транспортными компаниями;
  • Услуги, оказываемые адвокатом;
  • Услуги, оказываемые юридическим лицам составом арбитража;
  • Услуги, оказываемые в форме финансирования юридических лиц;
  • Определенные услуги, оказываемые юридическим лицам Центральным Правительством, Правительством штата, союзной территорией или органом местного самоуправления;
  • Услуги, оказываемые директором юридического лица данному юридическому лицу;
  • Услуги, оказываемые страховым агентом любому лицу, осуществляющему деятельность по страхованию;
  • Услуги, оказываемые коллектором банку, финансовой организации или небанковской финансовой компании; и
  • Услуги, оказываемые автором, композитором, фотографом, художником или прочими лицами посредством предоставления авторского права или санкционирования его использования или осуществления.

Отметим, что правовые нормы об обратном начислении налога начали действовать с 1 июля 2017 года.

Последние события

8 июля 2017 года Джамму и Кашмир стал последним штатом, признавшим налог на товары и услуги, через 7 дней после того, как он появился в остальных частях Индии.

15 июля все того же месяца Правительство выступило с заявлением, в котором говорилось, что по всем юридическим услугам, оказываемым предпринимателям, должен уплачиваться налог на товары и услуги с использованием механизма обратного начисления налога. Как было указано выше, на сегодняшний день данный механизм применяется только в отношении услуг, оказываемых адвокатом. Власти же предлагают урегулировать с данной точки зрения все услуги правового характера, оказываемые в рамках рекомендаций, консультирования или содействия по любой отрасли права любым способом, включая услуги по представлению интересов в судах и органах государственной власти.

18 июля Центральное ведомство по акцизным сборам и таможенным пошлинам прояснило аспект с неопределенностью относительно причисления пятизвездочных отелей к предметам роскоши: «Проживание в любом отеле, в том числе и в пятизвездочном, стоимость которого не превышает 7500 индийских рупий за ночь, облагается налогом на товары и услуги по ставке в 18%».

25 августа индийское Центральное ведомство по акцизным сборам и таможенным пошлинам объявило об опубликовании ряда документов, содержащих Руководство для налогоплательщиков, уплачивающих налог на товары и услуги. По заявлениям властей, в Руководстве приводятся ответы более чем на 250 популярных вопросов, связанных с законодательством о взимании и уплате налога на товары и услуги, порядком налогообложения, налоговыми ставками и налогообложением определённых сфер и секторов. Отметим, что доступ к опубликованной информации предоставляемся через портал Центрального ведомства по акцизным сборам и таможенным пошлинам, посвящённый налогу на товары и услуги.

Оригинал взят у
alexandrlezhava в Немного о зарубежном опыте

В конце прошлого и начале этого года на страницах данного журнала было довольно много критических статей, посвященных демонетизации в Индии и ее негативным последствиям для граждан этой страны. Чтобы несколько компенсировать их, правительство Индии в бюджете текущего года предприняло ряд мер по смягчению налогового бремени. И это, а точнее величина налогов в Индии, представляет интерес.

Наиболее важным моментом в заявлении министра финансов Индии А.Джетли в эту среду 1 февраля стало то, что для лиц с доходами от 250 до 500 тысяч рупий в год величина подоходного налога снижается вдвое и составит в зависимости от величины дохода (с учетом налогового вычета) от 0 до 5%. Необлагаемая подоходным налогом минимальная сумма в 250 тысяч рупий сохраняется неизменной. С учетом понижения налоговой ставки необлагаемая налогом сумма фактически повышается до 300 тысяч рупий, поскольку министерство финансов для лиц с годовым доходом от 250 до 500 тысяч рупий предусматривает налоговый вычет в размере 5000 рупий. Другие категории налогоплательщиков, зарабатывающие более 500 тысяч рупий в год, получат налоговый вычет в размере 12,5 тысяч рупий.

Негативные изменения в налогообложении затронут лишь тех, чей годовой доход превышает 5 миллионов рупий. Для лиц с доходом от 5 до 10 миллионов вводится дополнительный налог в размере 10%, тогда как для тех, чей годовой доход превышает 10 миллионов, установлена величина дополнительного налога в 15%. Это может позволить властям собрать дополнительно 270 миллиардов рупий налогов.

Может возникнуть вопрос: какой интерес могут представлять какие-то там индийские налоги для граждан России? Представляется, что самый прямой и непосредственный. Стоит напомнить, что население Индии равно примерно 1,3 миллиардам человек, а индийская рупия на момент написания данной заметки примерно равна 1 российскому рублю. Это позволяет довольно легко сравнить индийскую и российскую систему подоходного налога, и сравнение оказывается не в пользу России.

Российское правительство любит с гордостью рассказывать про плоскую шкалу подоходного налога граждан в размере 13%, ссылаясь на то, что она одна из самых низких в мире, приводя в пример США и Западную Европу. Однако в Индии, как выясняется при ближайшем рассмотрении, она была на 3% ниже, при этом малообеспеченные слои населения с доходами до 250 тысяч рупий (или в пересчете примерно 20 тысяч рублей в месяц) никакого подоходного налога вообще не платили.

Теперь, после нового решения правительства Индии, эта категория была фактически расширена до 300 тысяч рупий (эквивалент 25 тысяч рублей в месяц), тогда как для лиц с доходами от 300 до 500 тысяч рупий (эквивалент от 25 до 41,5 тысяч рублей в месяц) ставка подоходного налога была снижена с 10 до 5%. С учетом же налогового вычета в 5000 рупий она оказывается еще меньшей. Даже для лиц с доходом в наибольшую установленную величину в 500 тысяч рупий реальная ставка налога оказывается равной 4%. Здесь уместно вспомнить, что средняя заработная плата по России не превышает 40 тысяч рублей в месяц, а разница в процентных ставках подоходного налога – буквально 9% или, что еще более показательно, в 2,25 раза выше.

Для группы населения с более высокими доходами от 500 тысяч до 5 миллионов рупий введение налогового вычета в размере 12,5 тысяч рупий также означает снижение ставки подоходного налога. В данном случае имеет место снижение с 10% до 9,75% (для лиц с доходом в 5 миллионов рупий в год (415 тысяч рублей в месяц)) и ниже.

Стоит отметить, что из 7,6 миллионов граждан Индии, уплачивавших подоходный налог, и чей доход превышал 500 тысяч рупий в год, 5,6 миллионов являлись государственными служащими, а количество тех, чей задекларированный доход превысил 5 миллионов рупий, равнялось 172 тысячам человек. Поэтому что-то подсказывает, что подавляющее большинство граждан России вряд ли будет сильно волновать величина подоходного налога тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год.

И еще один чрезвычайно интересный момент. В Индии на 1,3 миллиарда человек населения подоходный налог платит всего 1% (дополнительно напишу отдельно текстом – один процент) населения или примерно 13 миллионов человек. В России с населением в 146,54 миллионов человек на начало 2016 года подоходный налог в 2015 году платили 66,35 миллионов человек или более 45% населения страны. При меньшем почти в 10 раз количестве граждан, чем в Индии, подоходный налог платит в 5 раз больше налогоплательщиков, чем там. Вывод из этого напрашивается сам собой: работа правительства и государственного аппарата РФ не просто неэффективна, а, попросту говоря, это катастрофа. При том уровне эффективности, как они работают сейчас, властям никогда не будет хватать никаких налогов.

К сожалению, вместо того, чтобы повышать эффективность своей деятельности (как показывает исторический опыт, они этого не умеют и не хотят), российское правительство и министерство финансов считают своим долгом лишь поднимать налоги все выше и выше, увеличивая налоговое бремя для граждан и предприятий. Поэтому совершенно не стоит удивляться тому, что индийская экономика растет на 7 – 7,5% в год (и даже демонетизация вряд ли сможет снизить темпы ее роста ниже 6%), а российская, по словам властей, топчется на месте, а в реальности успешно деградирует. Но пользоваться таким зарубежным опытом, правительство и министерство финансов РФ почему-то не торопятся.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

«Национальные налоговые системы»

на тему: «Налоговая система Индии»

Макеева Н., Саркисян К.

Проверила: Бочкарева Т.Н.

1.Оценка имущества 4

2.Статус резидента 4

3.Объем совокупности доходов 4

4.Налогооблагаемый доход 4

10.Освобождение от уплаты налогов. 5

11.Особые условия по оценке налогооблагаемого дохода нерезидентов. 6

12.Доход капитала 6

13.Корпоративные налоговые ставки и предоплата налогов. 6

14.Удержание налогов 7

15.Освобождение от двойного налогообложения. 7

16.Типы прямых налогов 8

17.Типы косвенных налогов 9

18.Виды государственных налог 10

19.Различия и сходства системы налогообложения Индии и России. 11

Список использованных источников 13

Государство на юге Азии, на полуострове Индостан.

Территория - 3287,6 тыс. кв. км. Столица - г. Дели.

Население - 1,1 миллиард человек (2006г.), в стране насчитывается 500 народностей и племен, говорящих на 1652 языках и диалектах (1990 г.), в том числе хиндустанцы, телугу, бихарцы, бенгальцы, маратхи, тамилы, гуджаратцы и др.

Официальный язык - хинди, однако в этом качестве продолжает использоваться и английский язык. В приложении к Конституции дается список 18 основных региональных языков, официально употребляемых в государственном делопроизводстве.

Религия - примерно 83% населения исповедуют индуизм, около 12% ислам.

Первые государства на территории Индии возникли в I тыс. до н.э. С XVI в. происходит постепенная колонизация Индии. В результате завоеваний XVIII - первой половины XIX в. почти вся Индия стала колонией Великобритании. В августе 1947 г. страна добилась независимости, получив статус доминиона. В январе 1950 г. была провозглашена республикой.

Индия имеет хорошо развитую структуру налогообложения. Налоговая система в Индии в основном три уровня системы, которая основана между Центральной, правительств штатов и местных органов власти.

Высшим органом департамента по налогообложению является Центральный совет по прямым налогам, который входит в министерство финансов при правительстве Индии. Совет администрирует соблюдение прямых законов по налогообложению, а именно подоходный налог на имущество и налог на дарение. В Индии действует единый закон о налогообложении, принятый по Акту о налогообложении в 1961 году. По конституции Индии штатам запрещено обложение налогами доходов кроме дохода от реализации сельскохозяйственной продукции.

Оценка имущества

Все налогоплательщики обязаны представлять декларации о своих доходах в определенный срок.

Статус резидента

Налогообложение зависит от статуса резидента вне зависимости от национальности или места постоянного жительства налогоплательщика.

Объем совокупности доходов

Резиденты обязаны платить налоги в Индии на все доходы получаемые из других стран. Нерезидент облагается налогами только на территории Индии, а за пределами Индии освобождается от индийского налогообложения.

Налогооблагаемый доход

Доходы определяются по следующим пяти источникам: заработная плата, доходы от недвижимости, доходы от прибыли от коммерческой и профессиональной деятельности, доходы о оборота капитала и доходы от других источников. Существуют определенные ставки и минимальные размеры доходов, которые не подлежат налогообложению. Совокупность налогооблагаемого дохода определяется после вычета возможных убытков, размера доходов который не подлежит налогообложению и предоставляемых льгот. Некоторые виды доходов не подлежат налогообложению и не включаются в совокупность налогооблагаемого дохода.

С целью поощрения и подъема промышленного производства и развития, правительство Индии предоставляет производителям различные льготы и дотации по налогам, за счет чего налоги резко сокращаются.

Подобные льготы распространяются на производственные помещения, мебель, оборудование, суда и корабли. Амортизация на оборудование классифицируется по трем категориям и составляет 25%, 40% и 100% стоимости. Амортизация в течение одного года после приобретения оборудования не может быть выше 50% первоначальной стоимости в случае его использования менее чем 180 дней за год. Частичная собственность на активы предоставляет право на амортизационные льготы.

Вышеуказанные расходы капитального характера налогом не облагаются и должны быть равномерно распределены в течение 14 лет.

1/6 этих расходов не облагаются налогом в течение одного года, а остаток распределяется равномерно в течение последующих пяти лет. Если приобретенное ноу-хау разработано институтом, по рекомендации властей Индии, то 1/3 часть не облагается налогом в первом году применения, а остаток в течение последующих двух лет. Прибыль, полученная промышленными предприятиями, созданными в определенной в Зоне свободной торговли (ЗСТ) на технологических линиях по производству компьютеров и программного обеспечения, не облагается налогом в течение пяти лет при условии, если не менее 75% продукции предназначено на экспорт. Доходы, полученные за оказанные услуги за рубежом, имеют 50-процентную скидку в виде льгот при поступлении в Индию.

Прибыль, полученная от оказания технических услуг по созданию программного обеспечения за пределами Индии, а также от экспорта программного обеспечения, не облагается налогом при определенных условиях.

Освобождение от уплаты налогов.

Предприятия созданные в некоторых отсталых регионах, а также занятые производством и распределением электроэнергии получают 100% освобождение от налогов на прибыль в течении 5 лет, а в последующие 5 лет - 30% льготы. Прибыль полученная от мелких предприятий производящих свою продукцию получают 30% льготы на налог на прибыль в течении 10 лет начиная с года запуска производства. Предприятия занятые развитием, обслуживанием и содержанием инфраструктурных услуг получают 100% освобождение от уплаты налога на прибыль в течении 5 лет и 30% льготы на протяжении 5-ти последующих, при условии, что 10-ти летний период не превышает 12-ти лет со начала производственной деятельности.

Особые условия по оценке налогооблагаемого дохода нерезидентов занятых в бизнесе.

Налогооблагаемый доход нерезидентов и иностранных фирм определяется в размере от 5% до 10% суммы получаемой в Индии на следующие виды деятельности: - геологоразведочные работы, связанные с нефтью; - работы связанные с авиатранспортом; - судоходство; - строительные работы связанные с проектами "под ключ". На доходы получаемые от геологоразведочных работ, при определенных условиях, предоставляются дополнительные льготы разрешенные Актом. Оплата за лизинг самолетов или двигателей к ним ( кроме оплаты за запчасти и услуг связанных с эксплуатацией самолетов) произведенные индийской фирмой для нерезидента или иностранного государства не облагаются налогом при наличии одобрения Центральным Правительством Индии. Проценты получаемые по определенным ценным бумагам, облигациям нерезидентами не облагается налогом. Иностранному техническому и научному персоналу предоставляются частичные льготы при уплате налогов.

Доход от капитала.

Доход получаемый от перемещения капитальных активов, кроме сохраняемого оборотного капитала, облагается налогом в течении года подобного перемещения. Такие доходы считаются краткосрочными в случаях размещения/перемещения активов в виде акций и облигаций на фондовых биржах в течении от 12 до 36 месяцев. Долгосрочными доходами считаются средства получаемые от реализации активов с учетом инфляции и индексации. Держатели акций не являющихся резидентами не могут пользоваться льготами из-за инфляции и индексации. Такие краткосрочные доходы облагаются налогом в обычном порядке. Долгосрочные доходы от капитала облагаются налогом в размере 20% от обычной ставки.

Корпоративные налоговые ставки и предоплата налогов.

В соответствии с Актом о подоходном налоге иностранной фирмой является та фирма, которая не имеет статус отечественной. Предоплата корпоративного налога определяется на период 1 апреля по 31 марта следующего года.

Если сумма дохода окажется ниже 30% декларированной прибыли по отчетам, то облагается Минимальный Альтернативный Налог (МАН) в размере 30% от прибыли. МАН не распространяется на фирмы занятые в производстве и распределении электроэнергии и в области инфрастуктурных услуг.

Налоги могут быть уплачены индийским партнером инофирмы на доход от гонораров и платы за технические услуги инофирмы. Такая оплата не будет считаться доходом инофирмы. Предусматривается предоплата налогов за следующий год поквартально.

Удержание налогов.

Все граждане, кроме тех кто обязан платить зарплату, проценты, аренду за помещение, оплату за профессиональные и технические услуги, оплату за контракты и дивиденды должны удержать налог у источника. Нерезидент имеющий право на налоговые льготы должен обратится к соответствующим органам. Доходы от акций приобретенных за счет средств полученных из-за границы облагаются налогом по ставке 20%. Для иностранных Институционных Инвесторов доход от акций облагается налогом от 20% от дохода тогда как капитальный доход налогом не облагается.

Освобождение от двойного налогообложения

Правительство Индии заключило двусторонние соглашения с рядом стран по освобождению от двойного налогообложения. С некоторыми странами имеются другие специальные соглашения дающие освобождение от двойного налогообложения по доходам от судоходства и воздушного сообщения. Также предоставляются одностороннее освобождение от налогообложения в виде вычета суммы уплаченной в качестве налога в другой стране. В число стран, с которыми Индия заключила двусторонние соглашения входят: Австралия, Австрия, Бангладеш, Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Китай, Кипр, Чехословакия, Дания, Египет, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Индонезия, Израиль, Италия, Япония, Кения, Корея, Ливия, Малазия, Мальта, Маврикий, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Филлипины, Польша, Румыния, Российская Федерация, Сингапур, Испания, Шри Ланка, Швеция, Швейцария, Сирия, Танзания, Таиланд, Арабские Эмираты, Англия, США, Вьетнам, Замбия. Странами, с которыми Индия заключила соглашения освобождения от двойного налогообложения по доходам от судоходства и воздушного сообщения являются: Афганистан, Болгария, Эфиопия, Иран, Кувейт, Ливан, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Йемен.

Несмотря на то, что в среднем уровень налогов в Индии достаточно низок по международным стандартам, предельные ставки очень высокие, и это, по мнению международных экспертов, во многом мешает динамичному развитию.

Типы прямых налогов

Прямые налоги включают - налог на доходы частных лиц, налог на прибыль компаний, государственный налог на прибыль от сельхоздеятельности, налог на имущество и ряд налогов на дополнительный источник дохода.

Подоходный налог: В соответствии с Законом о подоходном налоге, компании и бизнес-организации в Индии облагаются налогом на доход от их операций. Для резидентов или местных организаций, налог которых 35% и 2,5%, надбавка взимается. Для иностранных корпоративных организаций, базовая ставка налога которых 40% и 2,5%, надбавка взимается. В дополнение к этому, 2% налога на образование также начисляется на сумму налога.

НДФЛ : Налог на доходы частных лиц взимается на доходы всех, кто работает не в аграрном секторе, и взимается по прогрессивной шкале по ставке от 10% до 31,5%, при этом по минимальной ставке с 2005 года налог взимается с тех, чей годовой доход не превышает 111,25 тыс рупий (около 2440 долл.) в год, а таких среди всей рабочей силы Индии – всего около 48 млн. человек (10% от всех трудящихся). НДФЛ находится в ведении и под контролем Центрального совета.

Некоторые поправки были внесены в бюджет о последних ставках налога на доходы физических лиц. Если плательщиком является женщина, то лимит будет увеличен до 135000 рупий. В то время как для лиц старше трудоспособного возраста, порог предела был увеличен до 195000 рупий.

Налогом на имущество облагаются активы стоимостью более 1,5 млн рупий(33тыс.долл.). Базовая ставка налога на прибыль компаний – 35%.
Для вновь основанных компаний в секторе высоких технологий или научных исследований предоставляется освобождение от уплаты налога на прибыль на 10 лет.

Доходы в сельскохозяйственном секторе облагаются сразу несколькими налогами, но они в сумме ощутимо меньше обычного налога на доходы.

Налог на прирост капитала: Налог на прирост капитала, является производным от продажи активов.

Налог взимается с долгосрочного прироста капитала, если:

· Основные фонды хранятся в течение более трех лет

· Если ценные бумаги и акции котируются в любых признанных индийских фондовых биржах.

В случае долгосрочного прироста капитала, они облагаются налогом по базовой ставке 20%. Нормальные ставки корпоративного подоходного налога применяются для краткосрочного прироста капитала. 10% налога взимается на краткосрочную прибыль капитала, который пройдет с передачей единиц паевых инвестиционных фондов и обыкновенных акций.

Типы косвенных налогов

Основными косвенными налогами последнее время являлись - налог с продаж, таможенные сборы, акцизы и налог на услуги.

Акцизный сбор: В большинстве случаев, взимается около 16% акцизов, а в некоторых случаях, дополнительная пошлина акцизов составляет около 8%,которая также взимается. В связи с последними изменениями бюджета, образовательных процессов взимается около 2%.

Налоговые льготы созданы в секторах, которые создают рабочие места, на малых предприятиях, кустарной промышленности, секторов пищевой промышленности, био-дизельное топливо и так далее. Акцизный сбор был увеличен примерно на 5% на сигареты и другие табачные изделия.

Таможенная пошлина : Таможенная пошлина в Индии подпадает под Закон о таможне 1962 года и таможенно-тарифной акт 1975 года. Как правило, на товары, которые ввозятся в страну взимается таможенная пошлина наряду с образовательным процессом. Для промышленных товаров, ставку сократили до 15%. Таможенной пошлины оценивается по значению сделки товаров.

Центральный совет акцизов и таможни при Министерстве финансов управляет процессом таможенной пошлины в стране.

ФНС : как правило, 10% налога на услуги взимается на различные услуги, которые предоставляются в стране. Предел освобождение от уплаты налога в случае малых поставщиков услуг был увеличен до Rs.800, 000 из Rs.400, 000.

Виды государственных налогов

Помимо центральных налогов, государства также взимать налоги с различных товаров и услуг. Некоторые из налогов:

Налог с продаж / НДС: В большинстве случаев, налог с продаж взимается по продаже движимого имущества. В большинстве государств налог с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость (НДС). В случае НДС, налоги взимаются только на товары, а не услуги. НДС составляет 4 плиты:

· 0% на товары первой необходимости

· 1%, взимаемых с слитков и ценных камней

· 4% промышленной продукции и капитальных товаров массового потребления

· Все остальные пункты 12,5%

Ставки НДС на нефть, табак, алкоголь и так далее отличаются от штата к штату.

Кроме того, есть некоторые другие налоги, государственные и местные, которые применимы. К ним относятся:

· Гербовый сбор по передаче активов

· Недвижимость / налог на строительство

· Сельское хозяйство/ налога на прибыль

Различия и сходства системы налогообложения Индии и России.

Практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога. Не удивляют и давно известны высокие максимальные ставки налога в развитых странах (от 35% до 65%). Но и в Индии также действует прогрессивная шкала с высокой ставкой: - до 30%. По этим ставкам облагаются месячные доходы, превышающие в переводе на рубли по курсу: в Индии - 27 083 руб. При этом в Индии необлагаемый налогом месячный доход - до 8125 руб., а в России - 400 руб., что примерно в 45(!) раз ниже среднего по Европе. И дело здесь не в справедливости (хотя и это очень важно). Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

В последние годы правительство Индии разрабатывает налоговую реформу, направленную на постепенное введение НДС вместо налога с продаж и налога на услуги, а также на расширение налоговой базы. Тем не менее, сейчас в структуре налоговых доходов бюджета преобладают косвенные налоги, в первую очередь налоги на товары широкого потребления и услуги, которые обеспечивают 34% всех налоговых поступления в бюджет (еще 22% дают акцизы, 15% - налог на прибыль компаний, и лишь около 10% - подоходный налог). В итоге НДС введен с 1 апреля 2005, базовая ставка 12%, две пониженные – 1% и 4%.
По среднему уровню эффективного налогообложения Индия находится далеко позади всех развитых и многих развивающихся государств – средний уровень эффективного налогообложения труда в Индии составляет 1,6%, средний уровень эффективного налогообложения капитала – 5,2%, а средний уровень эффективного налогообложения потребления - 15%. В то время как, например, для США эти показатели составляют соответственно 23,4%, 27,3% и 6,4%, а в среднем для стран ЕС – 38%, 28,7% и 17,8% соответственно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т. Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. пособие для вузов. -- М., Гелиос, 2009. -- 624 с.

2. Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ: новое в налогообложении в 2010 году (налоговое администрирование, НДС, НДФЛ, налог на прибыль). – М.,Омега-Л,2010г.

3. Воронков В.А., Иоффе М.Я. и др. Налоговые системы зарубежных стран. -- М., Юнити, 2010. -- 191 с.

4. Налоги и налогообложение / Под ред. Л.А. Юриновой. -- СПб, Питер, 2008. -- 256 с.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. – М.:Юрайт ИД Юрайт, 2011.

6. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: Финансы и статистика, 2010.

7. Черник Д.Г. Налоги: Учебн. -- М., Финансы и статистика, 2010. - 468 с.

Читайте также: