Подоходный налог в туркменистане

Опубликовано: 12.05.2024

База данных "Законодательство Туркменистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Туркменистана

Общие сведения

Налоговое законодательство Туркменистана основывается на Конституции, содержащей общие нормы, регулирующие налоговые правоотношения, и состоит из Налогового кодекса Туркменистана и иных нормативных актов.

Налоговый кодекссостоит из двух частей. Первая (общая) часть регулирует общие вопросы налогообложения, вторая часть (особенная) содержит детальное описание налогов и сборов, взимаемых на территории государства.

На первый взгляд, Налоговый Кодекс Туркменистана может показаться стандартным, напоминающим аналогичные законы соседних стран.

Однако лицам, планирующим возможность уплаты налогов на территории Туркменистана, особенно открывающим там бизнес, следует учесть несколько особенностей.

Так, согласно статье 34 ч. 5 Кодекса, налоговая служба вправе досрочно произвести исчисление и установление налога и потребовать его немедленной уплаты даже при наличии одного только подозрения, что налогоплательщик намерен уклониться от уплаты.

Согласно ст. 47 Кодекса в случае оспаривания размера начисленных налоговых платежей, а также штрафных санкций и пеней налоговая служба может потребовать от плательщика залога имущества или поручительства на эту спорную сумму. Если таковых налогоплательщик предоставить не может, спорная обязанность по уплате подлежит исполнению.

Ну и конечно очень интересен способ побудить налоговые органы к эффективной работе. Статья 71 Кодекса гласит, что государство выплачивает сотруднику налоговой службы лишь половину зарплаты, остальной заработок состоит из пятидесяти процентов штрафных санкций и пеней, взысканных данным работником налогового органа, то есть все сотрудники налоговых органов находятся на сдельной системе оплаты труда.

Система налогообложения Туркменистана является двухуровневой. Налоги распределяются между централизованным и местными бюджетами согласно Закону Туркменистана "О бюджетной системе". Все сборы, установленные Кодексом, полностью поступают в местные бюджеты.

В Туркменистане Налоговым кодексом установлены следующие налоги:

Государственные налоги

НДС. Плательщиками являются юрлица и предприниматели при совершении им облагаемых налогом операций. Ставка – пятнадцать процентов.

Акцизы. Плательщики – производители, реализаторы подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, транспорт. Импортеры подакцизной продукции налог не уплачивают. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в виде определенного процента от ее стоимости.

Налог за пользование недрами. Плательщики – лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а также использование в предпринимательских целях наземных и подземных водных источников на территории Туркменистана. Налоговая база – стоимость добытых ископаемых. Ставка зависит от вида ресурса и уровня рентабельности добычи.

Налог на имущество. Плательщики – юридические лица – собственники или владельцы имущества. Объект налогообложения – основные и оборотные средства, используемые в производственном процессе. Общая ставка – один процент от балансовой стоимости.

Налог на прибыль (доход) юридических лиц. Объект – валовая прибыль за минусом установленных законом вычетов. Для резидентов (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах") ставка составляет восемь процентов, для остальных юрлиц – двадцать процентов.

Ставка в виде твердой денежной суммы предусмотрена для прибыли, получаемой от игорной деятельности.

Налог на доходы физических лиц. Ставка равна десяти процентам.

Местные сборы.

Сбор за рекламу. Плательщики – распространители коммерческой рекламы (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах"). Ставка установлена в процентном соотношении от затрат на распространение рекламы, составляет от трех до пяти процентов в зависимости от места распространения.

Целевой сбор на обустройство территориигородов, поселков и сельских населенных пунктов. Плательщики – физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Для физических лиц размер сбора равен 10000 манат в месяц, для предпринимателей - 0.3 процента от валового дохода, но не менее 10000 манат ежемесячно, для сельхозпредприятий – половина процента от прибыли, для других юрлиц – один процент от прибыли.

Сбор с владельцев автостоянок. Плательщики – владельцы земельных участков, занятых под стоянки транспорта, которые используются в этих целях за плату. Ставка устанавливается за один квадратный метр площади участка, и размер зависит от его местонахождения.

Сбор с реализации автомобилей. Плательщики – лица, осуществляющие реализацию автотранспорта на территории государства (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах"). Ставка кратна размеру минимальной заработной платы и зависит от вида автомобиля

Сбор с владельцев собак. Плательщики – владельцы собак (кроме служебных), проживающие в городах. Ставка – 0.4 величины от минимально заработной платы.

Заключение.

После изучения налогового законодательства и налоговой системы Туркменистана складывается двоякое впечатление.

С одной стороны, главный налоговый закон является современным, отвечающим потребностям государства и общества. Налогов мало, ставки низкие не только по сравнению со странами СНГ, но и в целом с другими странами мира.

Большое внимание уделяется развитию нефтегазовой отрасли, поскольку и Налоговым кодексом, и специальным законом - Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах" - для подрядчиков, ведущих добычу углеводородов на территории Туркменистана, предусмотрены различные льготы и преференции вплоть до полного освобождения от уплаты ряда налогов и сборов.

Но перечисленные в начале настоящей статьи особенности налогового законодательства при определенных условиях могут перечеркнуть все эти преимущества и положительные стороны.

Так, широкие полномочия налоговых органов, позволяющих им исчислить налог по своему усмотрению при наличии лишь подозрения в уклонении от его уплаты, потребовать обеспечения уплаты при оспаривании начисленного налога или штрафной санкции, а при отсутствии такого обеспечения – бесспорно взыскать ее, может при недобросовестности работников породить произвол и ставит плательщиков в неравное положение с государством при разрешении спорных ситуаций. Получается, что сотрудник налогового органа может по собственной прихоти обложить неугодного плательщика неподъемными налогами, фактически лишить его собственности и возможности работать. Такие положения не могут не насторожить лиц, особенно иностранных, планирующих открытие или развитие бизнеса в данной стране.

Ну и конечно нельзя не сказать о принципе "самоокупаемости" и "сдельности" работы налоговых чиновников. Норма закона, устанавливающая оплату труда чиновника в процентном соотношении к наложенным им штрафам и пеням, призванная, вроде бы, увеличить эффективность труда работников налогового органа, повысить собираемость налогов, на самом деле порождает широкое поле для злоупотреблений и коррупции. Абсурдно, но факт: полностью соблюдать налоговое законодательство, не допуская налоговых правонарушений, опасно для налогоплательщика, поскольку в этом случае сборщик налогов останется без зарплаты и будет этим недоволен.

Но, несмотря на кажущуюся абсурдность этого "национального колорита" налогового законодательства Туркменистана, Налоговый кодекс принят и действует уже более десяти лет, следовательно, указанные выше его положения успешно работают.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Основные бюджетообразующие налоги

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога являются: юридические лица; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 10 минимальных размеров заработной платы в год. При этом следует иметь в виду, что лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей без образования юридического лица и осуществляющие те виды деятельности, на которые установлена патентная плата, не являются плательщиками этого налога. Эти лица уплачивают патентную плату, размер которой зависит от вида предпринимательской деятельности, места регистрации и других критериев и составляет в размере сумму от 5 000 манат до 280 долларов США (уплачивается в манатах по курсу, установленному на межбанковской валютной бирже).
Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в размере 20% облагаемого оборота. При реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя НДС, и при реализации товаров по ценам, превышающим цены их приобретения, применяется ставка в размере 16,67%.

Плательщиками являются юридические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров или ввозящие (вывозящие) их на (с) территорию(ии) Туркменистана, а также физические лица, ввозящие (вывозящие) подакцизные
товары.
Что касается ставок акциза, имеется целая таблица с перечислением всех процентов ставок на товар (продукцию).

Налог на прибыль юридических лиц

Плательщиками налога на прибыль являются: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую (коммерческую) деятельность на территории Туркменистана через постоянное представительство, либо получающие свои доходы из источников в Туркменистане.

Ставки налога:
25%— для предприятий, за исключением банков, Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана, других бирж и брокерских контор, а также предприятий, в части прибыли, полученной от осуществления посреднической деятельности.
Ставки налога для малых предприятий при общей системе налогообложения малых предприятий:
10% — для малых предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, осуществляющих строительные и ремонтно-строительные работы с предельной численностью до
50 человек;
30%— для малых предприятий оптовой торговли и получающих доходы от посреднической, снабженческо-сбытовой деятельности с предельной численностью до 10 человек;
20% — для других малых предприятий с максимальной численностью до 25 человек.
Объектом исчисления налога на прибыль предприятий является — валовая (балансовая) прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) на суммы, предусмотренные соответствующими пунктами инструкции:
— при упрощенной системе налогообложения малых предприятий 20% — для малых предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, осуществляющих строительные и ремонтно-строительные работы с предельной численностью до 50 человек;
— 24% — для малых предприятий оптовой торговли и получающих доходы от посреднической, снабженческо-сбытовой деятельности с предельной численностью до 10 человек;
— 22% — для других малых предприятий с предельной численностью до 25 человек.
Объектом исчисления налога на прибыль малых предприятий по упрощенной системе является совокупный валовой доход, полученный за отчетный период и исчисляемый как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены реализованного имущества и внереализационных доходов (положительная разница между доходами и расходами от внереализационных операций).
При этом малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество.
Необходимо отметить, что для отнесения предприятий к малым выручка от реализации товаров (работ, услуг) по основному виду деятельности должна составлять не менее 80% в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в отчетном квартале. Если предприятие осуществляет деятельность в сфере игровых автоматов с денежным выигрышем и казино, то оно должно уплачивать (независимо от имеющихся у предприятия налоговых льгот) ежемесячно суммы в размере:
— за каждый игровой стол — 3 500 долларов США от доходов игровых автоматов без денежного выигрыша;
— за каждый игровой автомат — 200 долларов США;
— от доходов другого рода игровой деятельности с денежным выигрышем, ежемесячно в размере, наибольшем из сумм: за каждое посадочное место— 50 долларов США или за каждый квадратный метр помещения, используемого для этой деятельности — 20 долларов США.

Подоходный налог с физических лиц

Плательщики: граждане Туркменистана, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие так и не имеющие постоянного места жительства в Туркменистане.
Ставки налога зависят от величины получаемого дохода, как в денежной, так и в натуральной форме и составляют:
до 500 000 манат включительно — 8%;
500 001 до 600 000 — 8,5%;
600 001 до 700 000 — 9%;
700 001 до 800 000 — 9,5%;
800 001 до 900 000—10%;
900 001 до 1 000 000 — 10,5%;
1 000 001 до 1 200 000 — 11%;
1 200 001 и свыше — 12%.
Лица, работающие по совместительству, облагаются налогом по единой ставке в размере 12% от суммы дохода.

Прочие налоги и сборы

Налог на операции с ценными бумагами. Плательщиками налога являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие эти операции на территории Туркменистана.
Ставки налога:
0,5% номинальной суммы эмиссии при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;
0,1% стоимости сделки при покупке государственных ценных бумаг;
0,3% общей стоимости сделки с каждого участника сделки при заключении договора купли-продажи негосударственных ценных бумаг.

Налог за пользование недрами. Плательщики: предприятия, объединения и организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Ставки от 5 до 22% и носят адресной характер. Предприятия, добывающие сырье для производства строительных материалов, уплачивают налог в размере — 5% от выручки без налога на добавленную стоимость, полученной от реализации продукции.
В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 20 марта 2000 г. № 4611 «О внесении изменений в порядок исчисления налога за пользование недрами» плательщиками налога являются юридические и физические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а также химических элементов и соединений, извлекаемых из подземных и наземных вод.
Объектом исчисления налога является выручка без налога на добавленную стоимость, полученная от реализации продукции налогоплательщиков.
Установлены следующие ставки налога за пользование недрами в процентах к облагаемому обороту:
— Производственное объединение «Туркмениинерал» — 10%;
— Производственное объединение «Карабогсульфат» — 8%;
— Хазарский химический завод — 5%;
— Балканабатский йодный завод — 5%;
— Огланлынский бентонитовый рудник — 5%;
— Комбинат «Гувлыдуз» — 5%.
Другие юридические и физические лица, осуществляющие добычу:
а) природного газа — 22%;
б) сырой нефти — 10%;
в) сырья для производства строительных материалов — 5%;
г) других полезных ископаемых, а также химических элементов и соединений, извлекаемых из подземных и наземных вод, — 8%.
Налог за пользование недрами включается в себестоимость реализованной продукции.

Налог на имущество. Плательщики: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, а также предприятия с иностранными инвестициями, представительства, филиалы, отделения иностранных юридических лиц. Ставка налога— 1% от среднегодовой стоимости основных средств, собственных оборотных средств, незавершенного строительства.

Отчисления на государственное социальное страхование. Плательщики: предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица по нанимаемым работникам.
Ставки:
30% — для предприятий, организаций и учреждений;
20% — для крестьянских объединений (дайхан бирлешиклери);
10%— для предприятий Государственного объединения «Туркменхалыбирлешык»;
7% — для коллегии адвокатов.

Налог с владельцев транспортных средств. Налог с владельцев транспортных средств исчисляется по транспортным средствам в зависимости от грузоподъемности, вместимости, мощности и исчисляется в процентах от уровня минимальной заработной платы и устанавливается в размерах от 10% до 200%. Например ставка налога по легковым автомобилям составляет 20% от минимальной заработной платы.

Налог на землю. Плательщиками являются несельскохозяйственные предприятия негосударственной формы собственности. Ставка налога зависит от места расположения объекта и степени ее обустроенности, и минимальная ставка составляет:
- г. Ашхабад — 0,2 доллара США;
- в велаятских центрах и г. Туркменбаши — 0,15 доллара США;
- в городах с населением более 30 тыс.человек— 0,01 доллара США;
- для других местностей — 0,05 доллара США и уплачивается в манатах по курсу, установленному на Межбанковской валютной бирже.

Государственная пошлина. За совершение в интересах предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан действий и выдачу документов, имеющих юридическую силу, специально уполномоченными органами, установлена государственная пошлина. Со ставками Государственной пошлины можно ознакомиться в этрапских налоговых инспекциях.
Таможенные пошлины на товары, ввозимые на территорию Туркменистана физическими лицами, взимаются с физических лиц, ввозящих на территорию Туркменистана товары, в размере 5% от таможенной стоимости ввозимых товаров.
По каждому виду налога имеется определенное количество льгот, и поэтому из всех перечисленных видов налогов предприятие может являться плательщиком только по некоторым из них.

Что касается местных налогов и сборов, то до 1 февраля 2000 г. существовало 16 видов местных налогов и сборов.
В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 28 февраля 2000 г. «Об упорядочении системы местных налогов и сборов» в настоящее время действуют следующие виды местных налогов и сборов.

Налог на рекламу. Плательщиками являются предприятия и предприниматели без образования юридического лица. Ставка налога не превышает 5% от стоимости услуг. Объект исчисления налога— стоимость услуг, оплачиваемых за рекламу продукции.

Налог на содержание и ремонт сельских и внутрипоселковых улиц. Плательщиками являются предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, представительства иностранных юридических лиц, расположенных в сельской местности, граждане, проживающие и работающие в сельской местности и предприниматели без образования юридического лица.
Ставки налога:
— для всех предприятий и организаций (за исключением крестьянских объединений и частных товаропроизводителей, являющихся юридическими лицами) — 0,5%;
— для крестьянских объединений — 0,4%;
— для частных товаропроизводителей, являющихся юридическими лицами — 0,3%.
Объектом исчисления налога является выручка от реализации продукции (работ, услуг), уменьшенная на сумму НДС и акцизов.
Граждане уплачивают налог один раз в год в размере, устанавливаемом местными органами власти, который не должен превышать 10% от среднего уровня зарплаты.

Сбор за выдачу ордера на квартиру. Плательщиками являются физические лица, получившие право на заселение отдельной квартиры. Ставка сбора не превышает 75% минимального размера месячной зарплаты.

Сбор за право торговли. Плательщиками являются предприятия, предприниматели без образования юридического лица и граждане, торгующие личным имуществом в порядке осуществления коммерческой деятельности. Ставка сбора не превышает 10-кратного размера минимальной зарплаты для предприятий, 5-кратного размера зарплаты — для физических лиц в год.

Сбор граждан и предприятий на содержание полиции, на благоустройство территории и другие цели. Плательщиками являются предприятия и граждане Туркменистана, достигшие 18 лет и имеющие постоянную прописку.
Ставки сбора:
— 1% от 12-кратного размера минимальной зарплаты — для физических лиц;
— 1% от годового фонда зарплаты, исходя из минимального размера месячной зарплаты — для предприятий.

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Плательщики — предприятия, организации, в том числе бюджетные, и предприниматели без образования юридического лица. Ставка сбора не превышает 10% стоимости заявленных к аукциону товаров, или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты. Объект исчисления сбора — стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущена лотерея.

Сбор с владельцев автостоянок. Плательщики — юридические и физические лица— владельцы автостоянок. Ставка сбора— 0,5% ежемесячно от среднего уровня зарплаты за каждый квадратный метр автостоянки.

Сбор с владельцев собак. Плательщиками являются физические лица— владельцы собак (кроме служебных). Ставка сборов в год с владельцев, проживающих в городах, не превышает 15% заработной платы в год.

Налог на реализацию автомобилей. В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 3 марта 2000 г. № 4596 «О налоге на реализацию автомобилей» с 1 марта 2000 г. на территории Туркменистана вводится налог на реализацию автомобилей и отменен налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
Плательщиками налога на реализацию автомобилей признаются юридические и физические лица, осуществляющие реализацию автомобилей на территории Туркменистана.
Объектом налогообложения является рыночная стоимость реализуемых (передаваемых путем обмена, дарения, передачи по наследству или в иной форме передачи права собственности) автомобилей (автобусов, грузовых и легковых автомобилей на пневматическом ходу). Указанное не относится к:
— передаче автомобилей по наследству лицам, признаваемым наследниками первой и второй очереди в соответствии с Гражданским кодексом Туркменистана Сапармурата Туркменбаши;
— дарению автомобилей родителям, супругам, братьям, сестрам, сыновьям, дочерям, внукам, а также родителям, братьям, сестрам и детям супругов;
— реализации автомобилей бюджетными предприятиями и организациями.
Ставка налога на реализацию автомобилей устанавливается в размере 5% от рыночной стоимости реализуемых автомобилей. Рыночная стоимость автомобилей ежеквартально определяется Национальным институтом статистики и прогнозирования Туркменистана. Налог на реализацию автомобилей уплачивается до момента оформления сделки по реализации автомобилей.

между Правительством Российской Федерации и
Правительством Туркменистана об устранении
двойного налогообложения в отношении налогов
на доходы и имущество*

________________
* Соглашение вступило в силу 10 февраля 1999 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Туркменистана,

желая заключить Соглашение об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и в целях развития экономического сотрудничества между обоими государствами,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся государств.

Статья 2
Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым в Договаривающихся государствах, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доходы и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов или имущества, либо с отдельных их элементов, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости имущества.

3. Налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, в частности, являются:

- в Российской Федерации:

(i) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

(ii) подоходный налог с физических лиц;

(iii) налог на имущество предприятий; и

(iv) налог на имущество физических лиц (далее именуемые "налоги Российской Федерации");

(i) налог на прибыль (доход);

(ii) подоходный налог с физических лиц; и

(iii) налог на имущество предприятий (далее именуемые "налоги Туркменистана").

4. Настоящее Соглашение применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в любом из Договаривающихся государств после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо налогов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Компетентные органы Договаривающихся государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующем налоговом законодательстве.

Статья 3
Общие определения

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное, приводимые ниже термины имеют следующие значения:

a) "Договаривающееся государство" и "другое Договаривающееся государство" означают Российскую Федерацию или Туркменистан в зависимости от контекста;

b) "лицо" означает физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц;

c) "компания" означает любое корпоративное объединение или любое другое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для целей налогообложения;

d) "предприятие одного Договаривающегося государства" и "предприятие другого Договаривающегося государства" означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося государства;

e) "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, железнодорожным или автомобильным транспортным средством, осуществляемую предприятием Договаривающегося государства, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами, расположенными на территории другого Договаривающегося государства;

f) "национальное лицо" означает:

i) любое физическое лицо, имеющее гражданство Договаривающегося государства;

ii) любое юридическое лицо, товарищество или ассоциацию, получившие свой статус в соответствии с действующим законодательством Договаривающегося государства;

g) "компетентный орган" означает:

- в Российской Федерации - Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченного им представителя;

- в Туркменистане - Министерство экономики и финансов Туркменистана и Главную государственную налоговую инспекцию Туркменистана или их полномочного представителя.

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся государством любой термин, не определенный в настоящем Соглашении, имеет то значение, которое придается ему законодательством этого государства, касающимся налогов, на которые распространяется Соглашение, если из контекста не вытекает иное.

Статья 4
Резидент

1. Для целей настоящего Соглашения термин "резидент одного Договаривающегося государства" означает лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, местонахождения руководящего органа или любого другого аналогичного критерия. Этот термин, однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом Договаривающемся государстве только на основании того, что оно получает доход из источников или от имущества, находящихся в этом государстве.

2. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся государств, его статус определяется следующим образом:

a) оно считается резидентом того Договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Договаривающихся государствах, то оно считается резидентом того Договаривающегося государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Договаривающееся государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если такое физическое лицо не располагает постоянным жильем ни в одном из Договаривающихся государств, то оно считается резидентом того Договаривающегося государства, в котором обычно проживает;

c) если физическое лицо обычно проживает в обоих Договаривающихся государствах или обычно не проживает ни в одном из них, то оно считается резидентом того Договаривающегося государства, гражданином которого оно является;

d) если каждое из Договаривающихся государств рассматривает его в качестве своего резидента или ни одно из Договаривающихся государств не считает его таковым, то компетентные органы Договаривающихся государств решают данный вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся государств, то оно считается резидентом того Договаривающегося государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 5
Постоянное представительство

1. Для целей настоящего Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве.

2. Термин "постоянное представительство", в частности, включает:

a) место управления;

b) филиал (отделение);

f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

g) строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный объект, или деятельность по надзору, связанную с упомянутыми объектами, но только в том случае, когда продолжительность связанных с ними работ превышает 12 месяцев.

3. Независимо от предыдущих положений настоящей статьи, термин "постоянное представительство" не включает:

a) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно в целях хранения, демонстрации или поставки;

c) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно для целей переработки их другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для этого предприятия;

e) содержание постоянного места деятельности только в целях осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах этого предприятия;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от "a" до "e" при условии, что совокупная деятельность этого постоянного места деятельности, возникшая в результате такой комбинации, носит подготовительный или вспомогательный характер.

4. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если лицо, иное чем агент с независимым статусом, к которому применяются положения пункта 5 настоящей статьи, действуя от имени предприятия, имеет и обычно использует в Договаривающемся государстве право заключать контракты от имени этого предприятия, то такое предприятие будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в этом государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если только деятельность этого лица не ограничивается упомянутой в пункте 3 настоящей статьи, которая, хотя и осуществляется через постоянное место деятельности, согласно положениям этого пункта не превращает это постоянное место деятельности в постоянное представительство.

5. Предприятие одного Договаривающегося государства не рассматривается как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся государстве только в силу того, что оно осуществляет деятельность в этом другом государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности. Однако, если деятельность такого агента сосредоточена полностью или почти полностью на действиях для этого предприятия, то в рамках данного пункта он не будет рассматриваться как агент с независимым статусом.

6. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося государства, контролирует или контролируется компанией, являющейся резидентом другого Договаривающегося государства, или осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом государстве (через постоянное представительство или иным образом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой.

Статья 6
Доходы от недвижимого имущества

1. Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося государства от недвижимого имущества (включая доходы от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

2. В настоящем Соглашении термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он имеет по законодательству Договаривающегося государства, в котором находится данное имущество. Этот термин в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском или лесном хозяйстве, права, известные как узуфрукт недвижимого имущества, и права на переменные или фиксированные платежи, осуществляемые в качестве компенсации за разработку или за предоставление права на разработку природных ресурсов. Морские, речные и воздушные суда, железнодорожные и автомобильные транспортные средства не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются к доходу, полученному от прямого использования недвижимого имущества, аренды или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

4. Положения пунктов 1 и 3 настоящей статьи применяются также к доходу от недвижимого имущества предприятия и доходу от недвижимого имущества, используемого для осуществления независимых личных услуг.

Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль предприятия Договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность через постоянное представительство, расположенное в другом Договаривающемся государстве, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи, если предприятие одного Договаривающегося государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и самостоятельным предприятием, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность, при таких же или подобных условиях, и действующим совершенно независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного представительства должны быть сделаны вычеты документально подтвержденных расходов, произведенных для целей деятельности этого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Договаривающемся государстве, в котором расположено постоянное представительство, или за его пределами, в рамках норм, устанавливаемых законодательством этого государства.

4. Никакая прибыль не относится к постоянному представительству предприятия Договаривающегося государства на основании лишь закупки постоянным представительством товаров или изделий для этого предприятия.

5. Для целей предыдущих пунктов настоящей статьи, прибыль, относящаяся к постоянному представительству, будет определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет достаточно веской причины для его изменения.

6. Если прибыль включает виды доходов, которые рассматриваются отдельно в других статьях настоящего Соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.

Статья 8
Доходы от международных перевозок

1. Доход (прибыль) предприятия одного Договаривающегося государства, полученный от эксплуатации морских, речных или воздушных судов, железнодорожных или автомобильных транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом государстве.

2. Для целей настоящего Соглашения доход (прибыль) от эксплуатации морских, речных или воздушных судов, железнодорожных или автомобильных транспортных средств в международных перевозках включает доход (прибыль) от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, включая использование, содержание или сдачу в аренду контейнеров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для транспортировки контейнеров).

3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи применяются также к доходам от участия в пуле, совместном предприятии или международной организации по эксплуатации транспортных средств.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:39, реферат

Описание

Рассмотрены основные бюджетообразующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, прочие налоги и сборы, налог на имущество.

Работа состоит из 1 файл

врвпар.docx

Налоговая система Туркменистана

Основные бюджетообразующие налоги

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога являются: юридические лица; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 10 минимальных размеров заработной платы в год. При этом следует иметь в виду, что лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей без образования юридического лица и осуществляющие те виды деятельности, на которые установлена патентная плата, не являются плательщиками этого налога. Эти лица уплачивают патентную плату, размер которой зависит от вида предпринимательской деятельности, места регистрации и других критериев и составляет в размере сумму от 1 манат до 280 долларов США (уплачивается в манатах по курсу, установленному на межбанковской валютной бирже).

Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в размере 20% облагаемого оборота. При реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя НДС, и при реализации товаров по ценам, превышающим цены их приобретения, применяется ставка в размере 16,67%.

Плательщиками являются юридические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров или ввозящие (вывозящие) их на (с) территорию(ии) Туркменистана, а также физические лица, ввозящие (вывозящие) подакцизные товары. Объектами обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизных товаров как собственного производства (в том числе и на экспорт), так и импортных товаров, приобретенных за счет собственных средств или по бартерным (товарообменным операциям). Перечень подакцизных товаров и ставки их налогообложения периодически меняются. В этот перечень в основном входят алкогольные напитки, табак, нефтепродукты, автомобили, ювелирные изделия и т.д.

Налог на прибыль юридических лиц

Плательщиками налога на прибыль являются: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую (коммерческую) деятельность на территории Туркменистана через постоянное представительство, либо получающие свои доходы из источников в Туркменистане.

Ставки налога:

25%— для предприятий, за исключением банков, Государственной товарно- сырьевой биржи Туркменистана, других бирж и брокерских контор, а также предприятий, в части прибыли, полученной от осуществления посреднической деятельности.

Ставки налога для малых предприятий при общей системе налогообложения малых предприятий:

10% — для малых предприятий, производящих продукцию производственно- технического назначения и товары народного потребления, осуществляющих строительные и ремонтно-строительные работы с предельной численностью до 50 человек;

30%— для малых предприятий оптовой торговли и получающих доходы от посреднической, снабженческо-сбытовой деятельности с предельной численностью до 10 человек;

20% — для других малых предприятий с максимальной численностью до 25 человек.

Объектом исчисления налога на прибыль предприятий является — валовая (балансовая) прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) на суммы, предусмотренные соответствующими пунктами инструкции:

— при упрощенной системе налогообложения малых предприятий 20% — для малых предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, осуществляющих строительные и ремонтно-строительные работы с предельной численностью до 50 человек;

— 24% — для малых предприятий оптовой торговли и получающих доходы от посреднической, снабженческо-сбытовой деятельности с предельной численностью до 10 человек;

— 22% — для других малых предприятий с предельной численностью до 25 человек.

Объектом исчисления налога на прибыль малых предприятий по упрощенной системе является совокупный валовой доход, полученный за отчетный период и исчисляемый как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены реализованного имущества и внереализационных доходов (положительная разница между доходами и расходами от внереализационных операций).

При этом малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество.

Необходимо отметить, что для отнесения предприятий к малым выручка от реализации товаров (работ, услуг) по основному виду деятельности должна составлять не менее 80% в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в отчетном квартале. Если предприятие осуществляет деятельность в сфере игровых автоматов с денежным выигрышем и казино, то оно должно уплачивать (независимо от имеющихся у предприятия налоговых льгот) ежемесячно суммы в размере:

— за каждый игровой стол — 3 500 долларов США от доходов игровых автоматов без денежного выигрыша;

— за каждый игровой автомат — 200 долларов США;

— от доходов другого рода игровой деятельности с денежным выигрышем, ежемесячно в размере, наибольшем из сумм: за каждое посадочное место— 50 долларов США или за каждый квадратный метр помещения, используемого для этой деятельности — 20 долларов США.

Подоходный налог с физических лиц

Плательщики: граждане Туркменистана, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие так и не имеющие постоянного места жительства в Туркменистане.

Ставки налога зависят от величины получаемого дохода, как в денежной, так и в натуральной форме и составляют:

до 100 манат — 8%;

180 до 200 — 10,5%;

220 и свыше — 12%.

Лица, работающие по совместительству, облагаются налогом по единой ставке в размере 12% от суммы дохода.

Прочие налоги и сборы

Налог на операции с ценными бумагами. Плательщиками налога являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие эти операции на территории Туркменистана.

0,5% номинальной суммы эмиссии при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;

0,1% стоимости сделки при покупке государственных ценных бумаг;

0,3% общей стоимости сделки с каждого участника сделки при заключении договора купли-продажи негосударственных ценных бумаг.

Налог за пользование недрами. Плательщики: предприятия, объединения и организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Ставки от 5 до 22% и носят адресной характер. Предприятия, добывающие сырье для производства строительных материалов, уплачивают налог в размере — 5% от выручки без налога на добавленную стоимость, полученной от реализации продукции.

Объектом исчисления налога является выручка без налога на добавленную стоимость, полученная от реализации продукции налогоплательщиков.

Установлены следующие ставки налога за пользование недрами в процентах к облагаемому обороту:

— Производственное объединение «Туркмениинерал» — 10%;

— Производственное объединение «Карабогсульфат» — 8%;

— Хазарский химический завод — 5%;

— Балканабатский йодный завод — 5%;

— Огланлынский бентонитовый рудник — 5%;

— Комбинат «Гувлыдуз» — 5%.

Другие юридические и физические лица, осуществляющие добычу:

а) природного газа — 22%;

б) сырой нефти — 10%;

в) сырья для производства строительных материалов — 5%;

г) других полезных ископаемых, а также химических элементов и соединений, извлекаемых из подземных и наземных вод, — 8%.

Налог за пользование недрами включается в себестоимость реализованной продукции.

Налог на имущество. Плательщики: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, а также предприятия с иностранными инвестициями, представительства, филиалы, отделения иностранных юридических лиц. Ставка налога— 1% от среднегодовой стоимости основных средств, собственных оборотных средств, незавершенного строительства.

Отчисления на государственное социальное страхование. Плательщики: предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица по нанимаемым работникам.

30% — для предприятий, организаций и учреждений;

20% — для крестьянских объединений (дайхан бирлешиклери);

10%— для предприятий Государственного объединения « Туркменхалыбирлешык»;

7% — для адвокатов.

Налог с владельцев транспортных средств. Налог с владельцев транспортных средств исчисляется по транспортным средствам в зависимости от грузоподъемности, вместимости, мощности и исчисляется в процентах от уровня минимальной заработной платы и устанавливается в размерах от 10% до 200%. Например ставка налога по легковым автомобилям составляет 20% от минимальной заработной платы.

Налог на землю. Плательщиками являются несельскохозяйственные предприятия негосударственной формы собственности. Ставка налога зависит от места расположения объекта и степени ее обустроенности, и минимальная ставка составляет:

- г. Ашхабад — 0,2 доллара США;

- в велаятских центрах и г. Туркменбаши — 0,15 доллара США;

- в городах с населением более 30 тыс.человек— 0,01 доллара США;

- для других местностей — 0,05 доллара США и уплачивается в манатах по курсу, установленному на Межбанковской валютной бирже.

Государственная пошлина. За совершение в интересах предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан действий и выдачу документов, имеющих юридическую силу, специально уполномоченными органами, установлена государственная пошлина. Таможенные пошлины на товары, ввозимые на территорию Туркменистана физическими лицами, взимаются с физических лиц, ввозящих на территорию Туркменистана товары, в размере 5% от таможенной стоимости ввозимых товаров.

По каждому виду налога имеется определенное количество льгот, и поэтому из всех перечисленных видов налогов предприятие может являться плательщиком только по некоторым из них.

Налог на рекламу. Плательщиками являются предприятия и предприниматели без образования юридического лица. Ставка налога не превышает 5% от стоимости услуг. Объект исчисления налога— стоимость услуг, оплачиваемых за рекламу продукции.

Туркменистан, Туркмения (англ. – Turkmenistan) – республика в Центральной Азии, бывшая республика СССР, самая закрытая на постсоветском пространстве и одна из наиболее закрытых стран мира.

Карта Туркменистана (Туркмении), его административное деление и устройство

Политическое и административное устройство государства
Столица Ашхабад, население – 1, 003 млн., как Бишкека в Кыргызстане (1,003 млн.), Нур-Султана в Казахстане (1,001 млн.), Одессы в Украине (993 тыс.).
Территория 491 200 кв. км (52-я в мире), между Испанией (504 782 кв. км) и Камеруном (475 440 кв. км).
Население 5,942 млн. по оценке на июль 2019 года (113-я в мире), между Никарагуа (6,198 млн.) и Данией (5,762 млн.).
Крупнейшие города 1. Ашхабад, 2. Туркменабад (408,9 тыс.), 3. Дашогуз (227,2 тыс.), 4. Мары (208,7 тыс.), 5. Балканабад (89,8 тыс.).
Телефонный код +993
Форма правления Республика с сильной властью президента Туркмении (Гурбангулы Бердымухамедов – с 2007), избираемого на 7 лет без ограничения сроков. Президент также является главой правительства (Кабинета министров Туркмении), поэтому должности премьер-министра Туркменистана нет. Парламент Туркмении (Меджлис) – однопалатный, 125 мест. Депутатов избирают на 5 лет.
Административное деление Туркменистан поделен на 5 областей (велаятов) и один город с полномочиями области. Единицы других уровней – этрапы, города, поселки, генгешлики и села.
Сухопутные границы Граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном, Ираном.
Визовый режим Для визита в Туркменистан необходимо получить визу страны, ни одна страна мира не имеет безвизовый режим с Туркменией.
Предоставление ВНЖ за инвестиции ВНЖ Туркменистана (Туркмении) выдается инвесторам при инвестициях в экономику страны от $500 тыс.
Гражданство и ПМЖ для инвесторов ПМЖ Туркменистана (Туркмении) выдается на определенный срок с возможностью продления. Гражданство Туркменистана (Туркмении) получить довольно сложно, если нет родственных связей, но право на его получения наступает через 7 лет постоянного проживания в республике.

Туркменистан (Туркмения) на Google Map:

Визовый режим Туркменистана (Туркмении)

Туркменистан – самая закрытая страна на постсоветском пространстве и одна из самых закрытых стран мира. Гражданам всех стран мира необходима виза для его посещения. Есть только несколько исключений: жителям некоторых приграничных районов Казахстана и Узбекистана разрешено посещать сопредельные районы на короткий срок без оформления визы Туркмении.

В некоторых случаях, если визит связан с рабочей поездкой и имеется соответствующее приглашение, визу Туркменистана могут поставить по прибытию в страну, без необходимости получать ее заранее. Срок ее действия – 10 дней с возможностью продления еще на 10 дней.

Финансы в экономике Туркменистана (Туркмении)

Национальные символы Туркменистана (Туркмении): флаг и герб

Флаг Туркменистана (Туркмении): вертикальная полоса с 5-ю орнаментами на зеленом полотнище, белый полумесяц и 5 пятиконечных звезд. Орнаменты символизируют 5 племен и областей. Официально при утверждении флага религиозные мотивы не принимались, однако и зеленый цвет, и полумесяц со звездами присущи официальным символам многих исламских стран.

Дата утверждения: 19 февраля 1992 года.

Флаг Туркменистана (Туркмении)

Герб Туркменистана (Туркмении): 8-конечная звезда, фон зеленый, окантовка золотая. Внутри 5 орнаментов на красном фоне – 5 туркменских племен, а также хлопок, колосья пшеницы и полумесяц со звездами как на флаге. В самом центре на синем фоне лошадь ахалтекинской породы.

Дата утверждения: 2003 год.


Население Туркменистана (Туркмении)

Население Туркменистана стабильно растет. За годы независимости лишь дважды, в 2002 и 2004 годах, фиксировалась убыль. С 1990 по 2019 годы население Туркменистана выросло с 3,622 млн. до 5,942 млн.

Динамика численности населения Туркменистана (млн. человек):

  • * 1,570 – 1960;
  • * 2,159 – 1970;
  • * 2,827 – 1980;
  • * 3,622 – 1990;
  • * 4,800 – 2000;
  • * 4,913 – 2010;
  • * 5,942 – лето 2019.

Туркмения – многонациональное государство. Как и в Кыргызстане с Таджикистаном, самой крупной группой национальных меньшинств являются узбеки.

Национальный состав Туркмении:

  • * 78,57% - туркмены;
  • * 9,38% - узбеки;
  • * 3,23% - русские;
  • * 2,70% - казахи;
  • * 1,19% - татары;
  • * 1,02% - азербайджанцы.

После распада СССР доля русских в Туркмении уменьшилась втрое (в 1989 году – 9,48%). Доля остальных национальных меньшинств существенно не изменилась.

В Туркмении высокий естественный прирост населения. По данным 2013 года коэффициент рождаемости составил 19,46 на 1000 населения, смертности – 6,16 на 1000 населения.

Большинство жителей Туркменистана – мусульмане.

В столице страны, городе Ашхабаде, проживает каждый шестой житель. В ТОП-5 городов Туркменистана проживает 40% населения страны.

На фото – туркмены в национальных костюмах.

Туркмены в национальных костюмах

Экономика Туркменистана (Туркмении)

Большинство жителей Туркменистана занято в сельском хозяйстве – около 50%. При этом доля аграрного сектора в ВВП – не более 10%. Финансовую мощь государства составляют богатые запасы нефти и газа. По показателю запасов и экспорта Туркменистан входит в мировой ТОП.

В этом уязвимость туркменской экономики. ВВП, доходы бюджета и общее благосостояние страны сильно зависят от мировых цен на энергоресурсы. В период мировых кризисов цены на сырье значительно падают, и страны, чей бюджет основан на торговле сырьевыми ресурсами, начинают испытывать проблемы. Туркменистан в их числе.

Страна очень закрытая не только от туристов, но и иностранного капитала. Все ключевые отрасли остаются под полным контролем государства, частичная приватизация коснулась только сферы услуг. Добавим к этому авторитарный режим правления: президент Туркменистана имеет очень сильную власть, он же – глава правительства, а количество сроков законодательно не ограничено.

В период стабильных цен на энергоресурсы внешнеторговый баланс Туркмении показывает значительный плюс. Казалось бы, туркменская валюта должна быть крепка, но в реальности "черный курс" значительно отличается от официального курса. Например, если по официальному курсу минимальная пенсия в Туркмении порядка $72, по курсу черного рынка – меньше $15.

Официальный курс туркменского маната привязан к доллару США и составляет 3,41/1. На черном рынке он доходит до 17-20/1. Купить иностранную валюту по официальному курсу очень сложно, необходимо доказать, зачем она нужна (например, поездка за границу), да и то, выдадут с ограничением.

Туркменистан является членом СНГ. Отношение к другим политическим и военным союзам – отрицательное, в том смысле, что Ашхабад придерживается принципа полного нейтралитета. Из-за своей закрытости Туркменистан даже не входит в ВТО, что также осложняет внешнеторговые операции.

Показатели экспорта/импорта в экономике Туркменистана (2017):

  • * экспорт: $7,1 млрд.;
  • * импорт: $3,5 млрд.;
  • * внешнеторговое сальдо: +$3,6 млрд.

Какие места у Туркменистана по ВВП:

  • * 84 – номинальный, $35,7 млрд. в 2018;
  • * 122 – ППС, $80 млрд. в 2019.

И по ВВП на душу населения:

  • * 66 – ППС, $19518 в 2018;
  • * 82 –номинальный, $7645 в 2018.

  • * … место в EDBI (Индекс легкости ведения бизнеса), отсутствует, 2020 год;
  • * … место в ИЭЗ (индекс экономических знаний населения) отсутствует;
  • * … место в GCI (Индекс глобальной конкурентоспособности), отсутствует, 2018 год;
  • * 108-109 место в ИЧР (индекс человеческого развития), вместе с Узбекистаном, 2018 год.

Фондовый рынок в экономике Туркменистана (Туркмении)

Основали Ашхабадскую фондовую биржу недавно – в 2016 году, работать начала год спустя. Но зачем, если в Туркменистане нет значимых (да и не значимых тоже) акционерных компаний – все под контролем государства?

Фондовая биржа Туркмении основана с единственной целью – торговать государственными облигациями, выпуск которых власти страны наладили с 2015 года. Во всяком случае, пока.

Полезные ископаемые в экономике Туркменистана (Туркмении)

Основные полезные ископаемые Туркменистана:

  • * нефть;
  • * природный газ;
  • * свинец;
  • * сера;
  • * йод;
  • * бром;
  • * мирабилит;
  • * строительное сырье (гипс, гранит, известняк, гравий, песок и др.).

Нефтегазовый сектор в экономике Туркменистана (Туркмении)

Важнейший сектор туркменской экономики, основа финансового благополучия страны.

По добыче нефти Туркмения на 36-м месте с показателем почти 190 тыс. баррелей в сутки. Большая часть производства поставляется на экспорт.

По добыче природного газа Туркменистан замыкает мировой ТОП-10 с показателем 81,7 млрд. кубометров в 2016 году (для сравнения – в 4 раза больше Украины). Почти половина этого объема – до 35 млрд. кубометров, поставляется в Китай.

В 2019 году Россия через "Газпром" снова заключила контракт на экспорт туркменского газа. Ранее РФ и Туркмения разорвали соглашение, хотя еще до 2008 года россияне были основными покупателями туркменского газа.

Совокупно торговля нефтью, нефтепродуктами и газом приносит до 90% всей экспортной выручки Туркмении. Как видите, это очень высокая зависимость от ситуации на рынке. При падении цен на нефть и газ в 2015 году ВВП Туркменистана сократился с $43,52 млрд. до $35,8 млрд., и даже в 2018 году не вернулся на уровень 2014.

На фото – строительство газопровода в Туркменистане.

Строительство газопровода в Туркменистане

Сельское хозяйство в экономике Туркменистана (Туркмении)

Аграрный сектор Туркменистана развит слабо в силу природных условий – страна слишком засушливая. Из 39 млн. га сельскохозяйственной земли орошается только 1,5 млн. га – меньше 5%! По этой причине на основной площади развивается животноводство (в основном овцы, верблюды, крупный рогатый скот разводят только на 1 ферме), выращивание бахчевых культур и хлопка. Производство пшеницы и риса развито в дельте Амударьи.

На фото – сбор урожая на пшеничном поле Туркмении.

Пшеничное поле, Туркменистан

Туризм в экономике Туркменистана (Туркмении)

Туристическая отрасль развита слабо из-за сложностей получения туркменской визы и практически отсутствующей туристической инфраструктурой, хотя посмотреть в Туркменистане есть на что, один только Ашхабад чего стоит. Город основательно отстроили на нефтегазовые доходы. Немало его объектов – рекордсмены. Сам Ашхабад назван наиболее беломраморным городом мира, также в столице самый высокий флагшток, самый крупный фонтанный комплекс, самое крупное архитектурное изображение звезды и крупнейшее колесо обозрения закрытого типа.

На фото – вид на Ашхабад.

Ашхабад, Туркменистан

В Туркменистане находятся знаменитые "Врата ада" – постоянно горящий из-за выхода газа кратер Дарваза, расположенный возле одноименной деревни.

На побережье Каспия расположены морские курорты, основные клиенты – местные жители.

С учетом сложностей получения визы и отсутствием развитой туристической инфраструктуры количество визитов в Туркмению ничтожно мало. Официально сообщается о 130 тыс. визитов в 2018 году. Это само по себе крайне мало, а если учесть, что 108 тыс. из этого числа – приграничные поездки, получаем совсем ничего.

Например, из Германии в 2011 году (более ранних данных нет) в Туркменистан прибыло 1,14 тыс. человек, США – полтысячи, Италии – 277, Японии и Нидерландов – около 250, Франции – чуть больше 200. Всего без учета приграничных посещений из Узбекистана, Туркменистан в 2011 году посетило 8,7 тыс. туристов – меньше 24 иностранцев в сутки! Сравнить можно только с Северной Кореей, которую ежегодно посещает 5-7 тыс. иностранных туристов.

На фото – "Дверь в ад".

Горящий кратер в Туркмении

Крупнейшие внешнеторговые партнеры Туркменистана (Туркмении)

В 2017 году внешними торговыми партнерами Туркмении стали 119 стран. 77% внешнеторгового оборота пришлось на 7 из них – Китай, Турцию, ОАЭ, Иран, Афганистан, Италию, Россию.

Банки Туркменистана (Туркмении)

Основные банки Туркменистана (Туркмении), отмеченные на официальном сайте Центробанка страны:

  • * Государственный банк Внешнеэкономической деятельности Туркменистана (Туркменвнешэкономбанк);
  • * Государственный коммерческий банк Туркменистана "Туркменбаши";
  • * Государственный коммерческий банк Туркменистана "Туркменистан";
  • * Государственный коммерческий банк Туркменистана "Дайханбанк";
  • * Государственный коммерческий банк Туркменистана "Халкбанк";
  • * Государственный банк развития Туркменистана;
  • * Акционерный коммерческий банк "Сенагат";
  • * Туркмено-Турецкий акционерный коммерческий банк;
  • * АКБ "Рысгал".

На фото – офис Туркменвнешэкономбанка.

Туркменвнешэкономбанк

В чем причины проблем экономики Туркменистана (Туркмении) и его валюты

Трейдеры Академии Masterforex-V о проблемах туркменской экономики:

  • * зависимость от мировых цен на нефть и газ;
  • * отсутствие диверсификации экспорта энергоресурсов;
  • * авторитарный режим правления и сильная закрытость, ограничивающие приток инвестиций.

Курс туркменского маната на рынке форекс и экономике Туркменистана (Туркмении)

Курс доллара США к туркменскому манату в Туркменистане (Туркмении)

Курс USD TMT (доллара США к туркменскому манату) – ключевой для туркменских фиатных денег на валютном рынке FOREX.

  1. Курс маната к доллару США – первое, на что обращают внимание трейдеры и инвесторы, ведь доллар – ключевая валюта, в которой проходят многие транзакции и торгуют на ключевых мировых фондовых и других биржевых площадках.
  2. Кросс-курсы туркменского маната к другим фиатным деньгам на бирже и Форексе рассчитывают по соотношениям валют к доллару США.

Онлайн график котировок текущего курса USD TMT (доллар США к туркменскому манату) отсутствует. Причина в том, что официальный курс маната к доллару США закреплен на отметке – 3,41.

Как зарабатывают профессиональные трейдеры Masterforex-V на изменениях курса туркменского маната и остальных валют

Трейдеры и инвесторы зарабатывают на меняющихся котировках (корреляция и волатильность) финансовых инструментов. Т.е. задача состоит в покупке фьючерса, опциона, акций и т.д. дешевле, чем последующая продажа.

Зарегистрироваться для начала торговли нужно через брокера, и почти сразу можно окунуться в мир биржевой торговли. Сегодня торговля гораздо доступней, есть кредитное плечо, другие возможности и инструменты, позволяющие начать торговать людям с самым разным финансовым достатком.

Ознакомьтесь с авторскими материалами Академии Masterforex-V в свободном доступе:

Нажмите на ссылку внизу прямо сейчас и начните свое восхождение к финансовым вершинам!

С уважением, wiki Masterforex-V - курсы бесплатного (школьного) и профессионального обучения Masterforex-V для работы на форексе, фондовых, фьючерсных, товарных и криптовалютных биржах.

Читайте также: