Портовые сборы это налог или нет

Опубликовано: 16.05.2024

Комментарий к статье 19 Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации": Портовые сборы

Портовые сборы и их размеры

Портовые сборы представляют собой платежи, взимаемые в портах с судов и грузов, исчисляемые по установленным и официально публикуемым тарифам. Это денежные сборы (платежи), взимаемые с судовладельцев и грузовладельцев портовыми, городскими властями, таможенными и другими органами для покрытия затрат на строительство и содержание портов, подъездных путей к ним, маяков, надзорных органов и т.п. Сборы по принадлежности подразделяются на государственные и местные; по условиям взимания - на обязательные (корабельный маячный, тоннажный, навигационный, якорный, причальный, домовый, канальный, ледовый, речной, шлюзовой, таможенный, грузовой, пожарный сборы) и за предоставленные услуги (лоцманская проводка, пользование буксирами, санитарный, больничный, сбор за чистку причалов и т.п.).

Факторами, определяющими подлежащую уплате сумму сбора, являются:

- время стоянки в порту,

- количество груза и пассажиров.

Уровень портового сбора зависит от:

Портовые сборы устанавливаются в едином размере для всех портов России.

Ставки морских сборов являются предельно максимальными, их увеличение недопустимо, кроме случаев утверждения новых ставок портовых сборов. Однако установление максимальных пределов портовых сборов не лишает администрации порта права уменьшать сумму сбора в зависимости от указанных выше обстоятельств и факторов, определяющих ставку сбора.

Портовые сборы взимаются с российских и иностранных судов:

- заходящих в порт;

- выходящих из порта;

- проходящих через акваторию порта транзитом.

Портовые сборы являются компенсацией за оказанные услуги, обеспечение безопасности и порядка в порту. В соответствии с Конституцией РФ все расчеты на территории РФ осуществляются в государственной валюте - рублях.

Портовые сборы при входе судна в порт оплачиваются по рейсу, каким судно вошло в порт. При выходе судна из порта сборы с судов оплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта. Экологический сбор оплачивается по рейсу (каботажному или заграничному), каким судно вошло в порт.

Судно, поданное в порт в балласте, оплачивает портовые сборы (в том числе и экологический сбор) по рейсу, для выполнения которого оно подано. Судно, выходящее из порта в балласте, оплачивает портовые сборы по рейсу, которым оно вошло в порт.

Судно, заходящее в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, а также проходящее акваторию порта транзитом, оплачивает портовые сборы по ставкам рейса (каботажного или заграничного), исходя из последнего порта (российского или иностранного) захода судна.

Сборы с судов, заходящих в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, проходящих акваторию порта транзитом (кроме навигационного сбора для транзитных судов), оплачиваются с применением коэффициента 0,5.

Взимание портовых сборов отнесено к компетенции администрации морского порта как субъекта, осуществляющего оказание услуг, обеспечение безопасности и порядка в порту. Администрация порта вправе делегировать полномочия по взиманию портовых сборов отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории порта.

Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование ценовой политики в сфере оказания услуг морскими портами. Своим приказом указанный орган власти определил перечень судов, освобождаемых от уплаты всех портовых сборов. К таким судам относятся:

- учебные и учебно-тренажерные суда;

- учебно-производственные суда, находящиеся на балансе учебных заведений морского и речного транспорта;

- суда, предназначенные для выполнения государственных надзорных и контрольных функций;

- служебно-вспомогательные и технические суда, суда портофлота, работающие в пределах акватории и оборудованных якорных стоянок одного порта или смежных акваторий нескольких портов;

- российские военные корабли и военно-вспомогательные суда;

- аварийно-спасательные суда, в том числе суда, предназначенные для ликвидации разливов нефти;

- экскурсионные и прогулочные суда прибрежного плавания.

Федеральной службой по тарифам также установлены отдельные исключения по уплате портовых сборов. Так, например, иностранные военные корабли, научные и исследовательские суда освобождаются от уплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского. Суда, приходящие с моря на внешний рейд порта и уходящие с него в море, без выполнения на рейде каких-либо операций, а также суда, заходящие в порт для аварийного ремонта без производства в порту грузовых и пассажирских операций, обязаны уплачивать лоцманский и навигационный сборы.

Сборы в морских портах взимаются с судовладельцев (сборы судовые) и грузовладельцев для покрытия затрат на строительство, реконструкцию, эксплуатацию гидротехнических и навигационных сооружений портов и подходных к ним путей, а также за выполнение работ и услуг (лоцманская проводка, швартовые операции, снабжение водой, грузовые операции, обслуживание агентствами и др.).

Виды взимаемых портовых сборов

Часть 3 комментируемой статьи определяет основные виды взимаемых портовых сборов:

- корабельный - взимается за вход в порт и выход судна из порта. Сбор взимается один раз в год с прибывающих в порт судов, исходя из их регистровой вместимости. Указанный сбор взимается за 1 куб. м условного объема судна отдельно за каждый вход в порт и выход из порта. Корабельный сбор с российских судов в заграничном плавании и судов, плавающих под флагами государств, с которыми Россия имеет договоры, предусматривающие предоставление судам национального режима или режима наиболее благоприятствуемой нации, взимается по льготным ставкам. Корабельный сбор с иностранных судов, плавающих под флагами государств, с которыми Россия не имеет вышеуказанных договоров, взимается по обыкновенным ставкам. Корабельный сбор с российских судов в каботажном плавании взимается по ставкам каботажного плавания;

- канальный - плата за прохождение судна по каналу при входе в порт и выходе из порта или проходе акватории порта транзитом. Средства от канального сбора расходуются на содержание, обслуживание, ремонт и обеспечение судоходства на судоходных путях общегосударственного значения и подходных каналах портов, дноуглубительные работы на каналах, содержание и ремонт навигационного оборудования и т.д.;

- ледокольный - взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом. Портовый ледокольный сбор рассчитывается исходя из условного объема судна, исчисляемого в кубических метрах. Условный объем судна определяется произведением трех величин, указанных в судовых документах: наибольшей длины судна, наибольшей ширины судна, наибольшей высоты борта судна. Условный объем баржебуксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов определяется как сумма объемов отдельных элементов. Портовый ледокольный сбор взимается отдельно за вход судна в порт и выход его из порта, а также за проход судна транзитом в один конец. В отношении указанного портового сбора отмечается ряд существенных различий в обязательных постановлениях. Так, одни порты взимают ледокольный сбор только в период ледовой навигации, другие - круглый год с изменением ставок в зависимости от периода захода в порта, выхода из него, снижая ставку в летний период;

- лоцманский - сбор взимается за лоцманскую проводку судна по подходным каналам и фарватерам (внепортовая проводка) и лоцманскую проводку на внутренней акватории порта (внутрипортовая проводка). Лоцманский сбор включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна. Средства от уплаты указанного сбора направляются на содержание лоцманских служб. Однако перечисление указанных средств производится в бюджет, в связи с чем финансирование лоцманских служб осуществляется по остаточному принципу, что сдерживает их развитие. С судов, пользующихся услугами лоцмана, взимается лоцманский сбор.

Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим временным Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации. Ставки сборов за услуги, оказываемые акционерными обществами, другими организациями, устанавливаются этими организациями. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман;

- маячный - взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом. Маячный сбор предназначен для покрытия расходов по содержанию маячного оборудования, маячных сооружений (в том числе гидротехнических оснований), средств навигационного обслуживания и створных знаков в зоне ответственности морской администрации порта, а также на содержание служб, ответственных за состояние указанного оборудования;

- навигационный - сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом. Для судов, проходящих акваторию порта транзитом, установлена ставка - навигационный сбор. Навигационный сбор взимается за 1 куб. м условного объема судна в портах, оборудованных береговыми радиолокационными системами управления движением судов, при каждом входе в порт, выходе из порта, проходе его транзитом. От оплаты сбора освобождаются суда служебные и гидрографические, суда, заходящие в порт вынужденно и для аварийного ремонта, а также суда группы "Д", если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера;

- причальный - взимается с судов, стоящих у причала. С судов групп "А", "Б" и "З" причальный сбор взимается за 1 куб. м условного объема судна за каждые сутки стоянки у причала. Время стоянки у причала округляется в большую сторону до 0,5 суток. С судов групп "В", "Г", "Д", "Е" и "Ж" причальный сбор взимается за 1 куб. м условного объема судна за судозаход. С судов, стоящих лагом к другому судну, ошвартованному у причала, либо ошвартованных у причала носом или кормой, взимается 50% причального сбора;

- экологический - взимается в портах, располагающих техническими средствами для приема с судов всех видов предъявляемых судовых отходов без каких-либо ограничений (за исключением балластных вод) за все время нахождения в порту. В целях сохранения окружающей среды судно обязано сдать порту, взимающему экологический сбор, все имеющиеся на борту отходы. Сдача отходов удостоверяется соответствующей справкой морской администрации порта (морского порта). Судам, оснащенным природоохранным оборудованием для полной утилизации всех видов судовых отходов и загрязнений и имеющим международные свидетельства о предотвращении загрязнения моря нефтью, сточными водами и мусором (экологически чистым), с экологического сбора предоставляется скидка в размере 50%. Пассажирские и несамоходные суда от оплаты экологического сбора освобождаются.

Сборы в отдельных портах

Портовые сборы используются морскими администрациями портов на обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту, осуществление надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений, объектов и средств навигационного оборудования, обеспечение их ремонта, развития и строительства, проведение экологических мероприятий, содержание персонала и социальное развитие, научные исследования и проектные работы, уплату налогов и других обязательных платежей, иных выплат, установленных законодательством.

Детализация видов портовых сборов отнесена настоящим Законом к компетенции Министерства транспорта РФ. Определение видов взимаемых в каждом отдельно взятом порту сборов может производиться только в отношении тех портов, которые признаны государством, посредством утверждения их наименования и границ. Виды портовых сборов утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 17 декабря 2007 г. N 189 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах РФ". Так, указанным нормативным актом установлены виды сборов в указанных портах:

- Архангельск - корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, ледокольный сборы.

- Игарка - корабельный, лоцманский сборы.

- Кандалакша - корабельный, лоцманский, маячный сборы.

- Выборг - корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, ледокольный, экологический сборы.

- Сочи - корабельный, маячный, навигационный, лоцманский, экологический сборы.

- Ванино - корабельный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, ледокольный сборы.

Ставки указанных сборов конкретизируются по их видам действующим транспортным законодательством, нормативными актами о естественных монополиях, а также обязательными постановлениями администраций морских портов, которые предусматривают конкретные ставки портовых сборов для отдельных видов судов.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30446

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст. 6236; 2011, N 29, ст. 4281; N 30 (часть 1), ст. 4590; N 30 (часть 1), ст. 4596; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4321; N 53 (часть 1), ст. 7616), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1887; 2009, N 30, ст. 3836; 2010, N 19, ст. 2316; 2013, N 27, ст. 3602), на основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4831; N 42, ст. 5925; 2013, N 11, ст. 1126; N 13, ст. 1555; N 33, ст. 4386), приказываю:

1. Утвердить Правила применения сборов (тарифов) с судов за услуги субъектов естественных монополий в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Руководитель

Федеральной службы по тарифам

Правила применения сборов (тарифов) с судов за услуги субъектов естественных монополий в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

I. Общие положения

1.1. Сборы (тарифы) с судов устанавливаются за услуги субъектов естественных монополий в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст. 6236; 2011, N 29, ст. 4281; N 30 (часть 1), ст. 4590; N 30 (часть 1), ст. 4596; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4321; N 53 (часть 1), ст. 7616) и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1887; 2009, N 30, ст. 3836; 2010, N 19, ст. 2316; 2013, N 27, ст. 3602).

1.2. За услуги субъектов естественных монополий в речных портах могут взиматься следующие сборы (тарифы) (далее - портовые сборы*): корабельный, якорный, причальный, лоцманский (внутрипортовая проводка).

За услуги субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей могут взиматься следующие сборы (тарифы) (далее - сборы с судов*): навигационный, маячный, канальный, лоцманский (проводка по внутренним водным путям), сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям.

1.3. Портовые сборы оплачивают российские и иностранные суда за услуги, оказанные в речном порту.

Сборы с судов оплачивают российские и иностранные суда, проходящие по внутренним водным путям Российской Федерации.

1.4. Ставки портовых сборов и сборов с судов устанавливаются в рублях, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

1.5. Условный объем судна, исчисляемый в кубических метрах, определяется произведением трех величин, указанных в судовых документах: наибольшей длины судна, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты борта судна.

Для судов, имеющих две и более палуб, используемая в расчете высота борта составляет половину наибольшей ширины судна.

Условный объем плота (плавучего объекта) определяется произведением трех величин: наибольшей длины плота (плавучего объекта), наибольшей ширины плота (плавучего объекта) и наибольшей осадки плота (высоты плавучего объекта), указанных в документах, необходимых для буксировки.

Условный объем баржебуксирных, плотовых составов и прочих составных плавучих объектов для исчисления всех видов сборов определяется как сумма условных объемов отдельных элементов. В случае, когда отдельные элементы баржебуксирных составов имеют различную национальную принадлежность, сборы рассчитываются с условного объема каждого отдельного элемента.

1.6. Ставки портовых сборов и сборов с судов являются предельно максимальными.

1.7. Субъектам естественных монополий в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей предоставлено право применять ставки портовых сборов и сборов с судов на уровне или ниже установленного уровня ставок.

1.8. Тип судна и его назначение определяются судовыми документами.

1.9. Ставки портовых сборов и сборов с судов устанавливаются для российских и иностранных судов.

II. Портовые сборы

Корабельный сбор

2.1. Взимание сбора производится со всех судов (за исключением судов, проходящих акваторию порта без швартовки к причалам (бочкам, сваям), без постановки на якорь, либо другой связи с грунтом в пределах акватории порта, а также заходящих в порт вынужденно, в связи с угрозой жизни и здоровью экипажа и пассажиров).

2.2. Взимание сбора производится по условному объему судна отдельно за вход судна в порт и выход судна из порта.

Якорный сбор

2.3. Взимание сбора производится по условному объему судна за каждый час стоянки на рейде порта. Неполный час стоянки считается за полный час.

Причальный сбор

2.4. Взимание сбора производится по наибольшей длине судна за каждый час стоянки судна у причала (за исключением стоянки грузового судна у причала во время проведения грузовых операций).

Неполный час стоянки судов у причала считается за полный час, за исключением стоянки судов, поименованных в пункте 2.5 настоящих Правил.

Наибольшая длина судна определяется на основании судовых документов.

2.5. При стоянке пассажирского судна у причала менее получаса сбор взимается как за 0,5 часа, при стоянке пассажирского судна более получаса сбор взимается как за 1 час, при стоянке пассажирского судна более 1 часа сбор взимается за каждый полный час.

2.6. С судов, стоящих лагом к другому судну, ошвартованному у причала, либо ошвартованных у причала носом или кормой, сбор взимается по полной ставке.

Лоцманский сбор (внутрипортовая проводка)

2.7. Взимание сбора производится за каждую операцию внутрипортовой проводки судна.

2.8. Ставка сбора включает в себя также и плату за доставку лоцмана на судно и возвращение лоцмана с судна.

III. Сборы с судов

Навигационный сбор

3.1. Взимание сбора производится по условному объему судна за фактическое расстояние пройденных участков внутренних водных путей, на которых установлен данный сбор.

Маячный сбор

3.2. Взимание сбора производится по условному объему судна при каждом прохождении судном участков внутренних водных путей, на которых установлен данный сбор.

Канальный сбор

3.3. Взимание сбора производится по условному объему судна при каждом прохождении судном участков внутренних водных путей, на которых установлен данный сбор.

Лоцманский сбор (проводка по внутренним водным путям)

3.4. Взимание сбора производится за каждый час лоцманской проводки судна или в целом за лоцманскую проводку судна на участках внутренних водных путей.

Неполный час считается за полный час.

3.5. Сбор взимается с российских судов на участках внутренних водных путей с обязательной лоцманской проводкой.

Сбор оплачивают российские суда, лоцманская проводка которых по внутренним водным путям является обязательной.

3.6. Иностранные суда оплачивают сбор за лоцманскую проводку в течение всего пути следования по внутренним водным путям Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и другими нормативными актами Российской Федерации.

3.7. Для расчета величины сбора принимается время нахождения лоцмана на судне.

В случае, когда сбор взимается в целом за лоцманскую проводку судна на участках внутренних водных путей, сбор устанавливается в целом за лоцманскую проводку судна.

3.8. При осуществлении лоцманской проводки судна двумя и более лоцманами дополнительный сбор за лоцманскую проводку не взимается.

3.9. При проводке судна в течение одного рейса на отдельных участках внутреннего водного пути лоцманами различных хозяйствующих субъектов величина сбора рассчитывается, исходя из ставки сбора, установленной тому хозяйствующему субъекту, который оказывал услуги по обеспечению лоцманской проводки на конкретном участке внутреннего водного пути.

В случае, если в течение рейса услуги по обеспечению лоцманской проводки судну оказывались одним субъектом естественной монополии, то величина сбора определяется, исходя из ставки сбора, установленного для данного субъекта естественной монополии (независимо от того, в чьей зоне ответственности находятся участки внутренних водных путей, при прохождении судном которых осуществляется лоцманская проводка).

3.10. Ставка сбора включает в себя также и плату за доставку лоцмана на судно и возвращение лоцмана с судна.

Сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям

3.11. Взимание сбора производится по условному объему судна за фактическое расстояние участков внутренних водных путей, пройденных иностранным судном.

*Указанные сборы взимаются в соответствии с Перечнем сборов, взимаемых с судов в речных портах (портовых сборов), и Перечнем сборов, взимаемых с судов за услуги по использованию инфраструктуры внутренних путей, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293.

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 утвержден перечень портовых сборов в морских портах Российской Федерации. Согласно данному приказу Минтранса России ФГУП «Росморпорт» при осуществлении государственно регулируемых видов деятельности взимает канальный, навигационный, маячный, ледокольный, лоцманский, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта и инвестиционный сборы в соответствующих морских портах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 утверждены правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, а приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 утверждены ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» как субъектом естественной монополии в соответствующих морских портах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства России от 27.12.2019 № 1923 приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 555 утверждены ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Азов, Александровск-Сахалинский, Анадырь, Анапа, Архангельск, Астрахань, Большой Порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Выборг, Высоцк, Геленджик, Де-Кастри, Ейск, Зарубино, Кавказ, Калининград, Кандалакша, Корсаков, Магадан, Махачкала, Мезень, Москальво, Мурманск, Мыс Лазарева, Нарьян-Мар, Находка, Невельск, Николаевск-на-Амуре, Новороссийск, Оля, Онега, Охотск, Певек, Петропавловск-Камчатский, Поронайск, Посьет, Приморск, Провидения, Ростов-на-Дону, Сабетта, Советская Гавань, Таганрог, Тамань, Темрюк, Туапсе, Сочи, Усть-Луга, Холмск, Шахтерск, Эгвекинот).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства России от 27.12.2019 № 1923 приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 552 утверждены ставки экологического сбора за услуги по обеспечению экологической безопасности, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Большой Порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Магадан, Находка, Таганрог, Усть-Луга).

В соответствии с пунктом 3 приказа ФАС России от 03.12.2019 № 1588/19 приказом ФГУП «Росморпорт» от 27.12.2019 № 546 (с изменениями от 15.12.2020) утверждены ставки сбора за услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Азов, Анадырь, Анапа, Архангельск, Астрахань, Большой порт Санкт-Петербург, Ванино, Варандей, Владивосток, Восточный, Выборг, Высоцк, Геленджик, Де-Кастри, Диксон, Дудинка, Ейск, Зарубино, Кавказ, Калининград, Кандалакша, Магадан, Махачкала, Мурманск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Новороссийск, Оля, Онега, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Певек, Петропавловск-Камчатский, Приморск, Провидения, Ростов-на-Дону, Советская Гавань, Сочи, Таганрог, Тамань, Темрюк, Тикси, Туапсе, Усть-Луга).

Приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 предприятию предоставлено право применять утвержденные ставки портовых сборов, взимаемых ФГУП «Росморпорт», на уровне или ниже их предельного максимального уровня.

В соответствии с постановлением Правительства России от 18.05.2019 № 616 приказом ФАС России от 08.12.2020 № 1196/20 утверждены предельные максимальные размеры инвестиционного портового сбора на 2021 год и индексы на 2022, 2023 годы к размеру инвестиционного портового сбора на 2021 год, взимаемого ФГУП «Росморпорт» в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Высоцк, Де-Кастри, Мурманск, Находка, Новороссийск, Пригородное, Приморск, Туапсе и Усть-Луга.


Сведения о ставках портовых сборов, взимаемых филиалами ФГУП «Росморпорт», в морских портах Российской Федерации по перечню:

от 20 декабря 2007 года N 522-т/1

(с изменениями на 2 июля 2018 года)
(редакция, действующая с 23 октября 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФСТ России от 29 мая 2015 года N 186-т/2 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2015, N 0001201507020008);

приказом ФАС России от 10 марта 2016 года N 223/16 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.05.2016, N 0001201605190016);

приказом ФАС России от 2 июля 2018 года N 926/18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.10.2018, N 0001201810110051);

приказом ФАС России от 2 июля 2018 года N 925/18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.10.2018, N 0001201810120043).

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557), на основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст.3049; 2006, N 3, ст.301; 2006, N 23, ст.2522; N 48, ст.5032; N 50, ст.5354; 2007, N 16, ст.1912; N 25, ст.3039; N 32, ст.4145), обращений Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" и протокола правления ФСТ России от 20 декабря 2007 года N 59-т

1. Утвердить ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации согласно приложению 1.

2. Установить, что ФГУ "Администрация морского порта Новороссийск", ФГУ "Администрация морского порта Таганрог", ФГУ "Администрация морского порта Туапсе", ФГУ "Администрация морских портов Тамани", ФГУ "Администрация морского порта Ейск", ФГУ "Администрация морского порта Высоцк", ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербург", ФГУ "Администрация морского порта Калининград", ФГБУ "Администрация морских портов Каспийского моря", ФГУ "Администрация морского порта Архангельск", ФГУ "Администрация морского порта Мурманск", ФГУ "Администрация морского порта Восточный", ФГУ "Администрация морского порта Ванино", ФГУ "Администрация морского порта Владивосток", ФГУ "Администрация морского порта Магадан", ФГУ "Администрация морского порта Находка", ФГУ "Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский", ФГУ "Администрация морских портов Чукотки", ФГУ "Администрация морских портов Сахалина" взимают ставки корабельного сбора в морских портах Российской Федерации согласно приложению 1.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2009 года приказом ФСТ России от 17 апреля 2009 года N 73-т/1; в редакции, введенной в действие с 23 октября 2018 года приказом ФАС России от 2 июля 2018 года N 925/18. - См. предыдущую редакцию)

В пункте 2 настоящего приказа с 22 октября 2018 года слова "ФГУ "Администрация морского порта Ванино" и "ФГУ "Администрация морского порта Магадан" заменены словами "ФГБУ "Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива" - см. пункт 1 приказа ФАС России от 2 июля 2018 года N 926/18.

3. Установить, что ФГУП "Росморпорт" взимает ставки канального, лоцманского, маячного, навигационного, экологического и ледокольного сборов в морских портах Российской Федерации согласно приложению 1.

4. Утвердить Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации согласно приложению 2.

5. Установить, что ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации являются предельно максимальными.

6. Предоставить администрациям морских портов и ФГУП "Росморпорт" право применять ставки портовых сборов на уровне или ниже предельного максимального уровня.

7. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Новиков

в Министерстве юстиции

26 декабря 2007 года,

регистрационный N 10828

Приложение N 1
(В редакции, введенной в действие
с 12 июня 2012 года
приказом ФСТ России
от 4 мая 2012 года N 80-т/3. -
См. предыдущую редакцию)

Ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации

(с изменениями на 29 мая 2015 года)

____________________________________________________________________

С 23 июля 2013 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации (кроме ставок корабельного сбора), - приказ ФСТ России от 30 апреля 2013 года N 85-т/1.

С 17 апреля 2014 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые ФГУ "Администрация морского порта Новороссийск" в морском порту Сочи, - приказ ФСТ России от 4 марта 2014 года N 47-т/3.

С 27 апреля 2014 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые ФГУ "Администрация морского порта Новороссийск" в морских портах Российской Федерации: Анапа, Геленджик, Новороссийск, - приказ ФСТ России от 4 марта 2014 года N 47-т/3.

С 13 июля 2014 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые ФГУ "АМП Каспийского бассейна" в морских портах Российской Федерации: Астрахань, Махачкала и Оля, - приказ ФСТ России от 3 июня 2014 года N 143-т/1.

С 7 сентября 2014 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые ФГУ "Администрация морского порта Калининград" в порту Калининград, - приказ ФСТ России от 3 июля 2014 года N 172-т/2.

С 3 октября 2014 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые ФГУ "Администрация морского порта Ейск" в морском порту Ейск, - приказ ФСТ России от 19 августа 2014 года N 197-т/1.

С 19 октября 2014 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые ФГУ "АМП Петропавловск-Камчатский" в морском порту Петропавловск-Камчатский, - приказ ФСТ России от 19 августа 2014 года N 198-т/2.

С 10 января 2015 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые ФГУ "Администрация морского порта Высоцк" и ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" в морских портах Высоцк, Выборг, Приморск, Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, - приказ ФСТ России от 18 ноября 2014 года N 262-т/5.

С 13 июля 2015 года настоящее приложение утратило силу в части утвержденных ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые ФГУ "Администрация морского порта Мурманск" и ФГУ "Администрация морского порта Архангельск" в морских портах Архангельск, Варандей, Дудинка, Кандалакша, Мезень, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, - приказ ФСТ России от 29 мая 2015 года N 186-т/2.

1. Порт Архангельск*

* 1. Суда с ледовым классом ЛУ6, ЛУ7 (по классификации Российского морского Регистра судоходства или соответствующим им классам других классификационных обществ) оплачивают ледокольный сбор с применением коэффициента 0,5 к установленным ставкам.

2. Суда, следующие с моря в Северодвинск и из Северодвинска в море, оплачивают ледокольный сбор по ставкам ледокольного сбора порта Архангельск.

3. Суда, следующие с моря в Северодвинск и из Северодвинска в море, освобождаются от оплаты навигационного сбора.

4. Пункты 1.12 (за исключением подпунктов 2, 3, 5) и 1.14 (за исключением подпункта 2) Правил применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации при расчете ледокольного сбора в период зимней навигации не применяются.

6. Суда, следующие с моря в Северодвинск и из Северодвинска в море, оплачивают корабельный сбор по ставкам корабельного сбора порта Архангельск.

7. Суда, следующие в порт Архангельск с внутренних водных путей и обратно оплачивают канальный, лоцманский, маячный и навигационный сборы с коэффициентом 0,2 и освобождаются от оплаты ледокольного сбора.

Таблица 1.1 - Ставки загранплавания

все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных

Читайте также: