Подоходный налог в африке

Опубликовано: 23.04.2024

Всемирный Банк ежегодно проводит анализ налоговых систем экономик разных стран.

В ежегодно составляемом Мировом Рейтинге Глобальных Систем (Рейтинг Всемирного Банка и аудиторской компании PriceWaterHouseCoopers) Южно-Африканская Республика с каждым годом занимает все более и более высокие места. Будущее ЮАР многие видят именно в развитии налоговой системы.


Всемирный Банк ежегодно проводит анализ налоговых систем экономик разных стран. Оценивается налоговое «бремя» налогоплательщика и простота процесса.

В таблице приводится место страны из всего 183 стран.

Простота налоговой системы

Время на налоговый учет

Общая налоговая ставка

Из всех стран БРИКС ЮАР оперирует самой простой, по показателям, налоговой системой.

Всего в ЮАР различаются 9 налогов (для сравнения: в России выделяется 11 налогов, в Бразилии 10, в Китае 7, но в Индии — 56).

-налогов на труд — 3

-налогов на прибыль — 2

-других налоговых платежей — 4

Показатель TTR — The Total Tax Rate или общая налоговая ставка, которая рассчитывается как сумма всех налогов, уплачиваемых предприятием, выраженная в процентах к доходу до уплаты этих налогов, — ЮАР показывает 30%. Это и есть средняя стоимость налогов для налогоплательщиков в стране.

Полностью Рейтинг можно посмотреть здесь (оригинал на английском языке):

Налоговая система в Южной Африке базируется на территориальных источниках. Все налоги платят только с «внутренних» источников. Все основывается на том, что налогом не облагается ни один доход, полученный за пределами Южной Африки. Это касается и резидентных и нерезидентных компаний.

Основные налоговые ставки в ЮАР:

-Налог на прибыль — 30%

-Вторичный налог с компаний с суммы распределенных дивидендов (Secondary Tax on Companies — STC) — 12,5%

Прирост капитала не облагается налогом (исключения часто составляют случаи, когда активы компании откровенно приобретаются для перепродажи с прибылью).

Прибыль в виде дивидендов от иностранных или южноафриканских компаний освобождена от налога. Налог от дохода от процентов взимается только в случае кредитования компании резидентами ЮАР.

Платежи за ноу-хау и роялти подлежат налогообложению по ставке 12%, если иное не предусмотрено договорами об избежании двойного налогообложения.

Договоры об избежании двойного налогообложения ЮАР подписала с 40 государствами, среди которых почти все европейские страны, США и Канада.

Южно-Африканская Республика не является офшорной зоной.

Закон о подоходном налоге ЮАР не делает различий в налогообложении лиц–резидентов и не резидентов. Главное — местонахождение источника доходов. «Любые доходы, источник которых находится на территории Южно-Африканской Республики (или считается находящимся на его территории), облагаются налогом». Это применимо к физическим лицам, компаниям и другим субъектам.

Подоходный налог в ЮАР платят:

— Физические лица, когда-либо проживавшие в Южно-Африканской Республике и осуществляющие предпринимательскую деятельность на её территории в момент налогообложения;

— Дивиденды, полученные:лицами, не являющимися резидентами и не ведущими в Южно-Африканской Республике предпринимательскую деятельность, а также компаниями, оперативное руководство которыми осуществляется из-за пределов Южно-Африканской Республики

Налог не платят:

— Физические лица, обычно проживающие за пределами Южно-Африканской Республики, и юридические – компании, управляемые или контролируемые из-за пределов ЮАР, если ими получены или накоплены проценты по государственным акциям или ценным бумагам (включая казначейские векселя).

— Подданные Южно-Африканской Республики, физически отсутствовавшие на ее территории как минимум 183 дня отчетного года, за который ими были получены или накоплены проценты

— Нерезиденты так же, как и резиденты Южно-Африканской Республики, физические и юридические лица, получившие доход по дивидендам из южно-африканского источника.

Новые налоги в ЮАР:

Не так давно ЮАР решило присоединиться к мировому стремлению ввести налог на углеродные выбросы. Страна добровольно приняла на себя обязательства о сокращении внутренних выбросов парникового газа. (ЮАР генерирует ежегодно около 500 млн. тонн эквивалента углекислого газа (СО2), Она входит в число 20 крупнейших мировых эмитентов парниковых газов и третье место в мире по объемам их эмиссии на душу населения). Даже несмотря на то, что единые ставки еще не определены, и международные соглашения пока остаются на уровне «стремления». ЮАР при планировании государственного бюджета и политики налогообложения на 2012 год будет учитывать и налог на выбросы.

Другие интересные нововведения в налоговой системе страны — это планирование ввести налог на азартные игры. С 2012 года выигрыши, полученные в азартных играх, будут подвергаться налогообложению по ставке 15%. Аналитики же считают, что введение налога вызовет незамедлительную потерю тысячи рабочих мест и окажет самое негативное влияние на, к примеру, конный спорт в Южной Африке в целом.

Некоторые предприниматели интересуются регистрацией компании в Африке с целью ведения бизнеса на этом континенте, добычи полезных ископаемых, импорта или экспорта, либо им просто нужно получить флаг определенной африканской юрисдикции для своего судна. В действительности – они сталкиваются с недостатком информации об африканских странах, например, не могут найти данные про налоги в Африке. Данная статья направлена на исправление этой ситуации, восполнив недостаток данных о корпоративных налогах в Африке.

Корпоративное налогообложение в Африке: перечень наиболее привлекательных юрисдикций

Не все африканские юрисдикции подходят для ведения международного бизнеса. По этой причине мы отойдем от традиции сравнивать все юрисдикции той или иной части света и рассмотрим наиболее благополучные и интересные страны.

Сразу хочется отметить, что для африканских государств характерны довольно высокие ставки корпоративных налогов, которые, кажется, вырастают до облаков, когда мы сравниваем условия и нормы ведения дел, например, с европейскими. Тем не менее, если переводить местные валюты в более привычные евро или доллары, налоги не покажутся такими уж высокими, в особенности, если предприятие занимается какой-либо специфической деятельностью. И, как уже было отмечено ранее, существует ряд предпринимателей, желающих зарегистрировать компанию в Африке и развернуть свой бизнес именно здесь. Ниже представлен список юрисдикций, предлагающих оптимальные, по африканским меркам, нормы и условия.

  1. Маврикий. Резидентные компании облагаются корпоративным налогом на Маврикии на чистый доход со всего мира. Нерезидентные компании – на чистый доход, полученный только на территории Маврикия. Ставка налога едина – 15%. Компании, которые занимаются экспортом товаров, облагаются налогом по ставке в 3% с облагаемого дохода, относящегося к этому экспорту, по установленной форме.
  2. Мадагаскар. Если вы хотите зарегистрировать компанию на Мадагаскаре, учтите, что местные компании облагаются налогом на прибыль с общемирового дохода. Компания с годовым оборотом менее 100 млн. MGA (около 25 тыс. EUR) облагаются корпоративным налогом по ставке 5% от 70% оборота. Минимальная величина налога 16 тыс. MGA (4 EUR). Применяется снижение налога на 2% от суммы закупок товаров и оборудования с учетом регулярных счетов. Однако причитающийся налог не может быть менее 3% от оборота. Если годовой оборот компании более 100 млн. MGA, она облагается налогом по ставке в 20%. Прибыль иностранных предприятий, которые не имеют постоянного представительства на острове, облагается подоходным налогом в размере 10% от любого дохода, получаемого на Мадагаскаре.
  3. Алжир. Компании облагаются корпоративным налогом по двум режимам: стандартном и смешанном. Стандартный налоговый режим Алжира включает в себя следующие налоги: 19% на производственную деятельность; 23% – строительство, водоснабжение, общественные работы, туристические агентства; 26% – другие виды деятельности. Смешанный налоговый режим обязывает компании вести учет для определения доли каждого действия, в противном случае налогом по ставке 26% будет облагаться вся прибыль.
  4. Египет. Если вы планируете зарегистрировать компанию в Египте, обратите внимание, что здесь действует территориальная система налогообложения. Ставка корпоративного налога в Египте составляет 22.5% от чистой налогооблагаемой прибыли компании. Данная ставка применяется ко всем видам коммерческой деятельности, кроме компаний, задействованных в добычи нефти. Эти компании облагаются налогом по ставке 40.55%.
  5. Ливия. Для любой зарегистрированной компании в Ливии доход, возникающий как в Ливии, так и за рубежом, подлежит налогообложению. Корпоративный налог по фиксированной ставке в 20% выплачивается ежегодно на одинаковых основаниях для ливийских юридических лиц, иностранных компаний и филиалов иностранных компаний. Обращаем внимание, что в Ливии также существует, так называемый, «налог на джихад». Ставка налога – фиксированная, в размере 4% от налогооблагаемой прибыли компаний. Таким образом, фактическая ставка корпоративного налога в Ливии составляет 24%.
  6. Ангола. Корпоративный налог в Анголе взимается по ставке 30% с прибыли резидентных и нерезидентных компаний. Действует территориальная система обложения налогами. Специальные налоговые режимы применяются для компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых.
  7. Марокко. Компании облагаются налогом на разницу между их торговыми доходами и расходами. Коммерческие расходы, понесенные при ведении бизнеса, обычно подлежат вычету. Ставка корпоративного налога – прогрессивная и зависит от величины дохода компании. Если доход компании – до 300 тыс. MAD (около 28 тыс. EUR), ставка налога составляет 10%; от 300 тыс. до 1 млн. MAD – 20%; более 1 млн. MAD (около. 93 тыс. EUR) – 31%. Более высокая ставка корпоративного налога в 37% – распространяется на кредитные учреждения и страховые компании.
  8. Тунис. В Тунисе действует территориальная система налогообложения. Корпоративный налог взимается с общей чистой прибыли, полученной в соответствии с официальной финансовой отчетностью компании, надлежащим образом скорректированной в соответствии с конкретными налоговыми правилами. Общая ставка корпоративного налога в Тунисе составляет 25%. Однако при регистрации компании в Тунисе необходимо учитывать, что для некоторых отдельных секторов деятельности предусмотрены свои ставки налога. 10% – для компаний, занимающихся сельским хозяйством, рыболовством, ремонтом судов и другой общественно полезной деятельностью; 20% – для малых и средних компаний с выручкой (без учета налогов) менее 1 млн. TND (около 289 тыс. EUR) и компании, работающие в сфере услуг и некоммерческой деятельности с общей выручкой (без учета налогов), менее 500 тыс. TND; 35% – банки и другие финансовые учреждения.
  9. Сенегал. Резиденты облагаются налогом на прибыль по всему миру. Нерезиденты, как правило, облагаются налогом на доход в Сенегале. Если вы планируете зарегистрировать компанию в Сенегале, будьте готовы к тому, что филиалы и компании обязаны выплачивать корпоративный налог по ставке 30%. Минимальная ставка налога на прибыль в случае отсутствия прибыли должна составлять 0,5% к годовому обороту. Минимальная сумма не может быть меньше 500 тыс. XOF (около 750 EUR), а максимальная сумма не может превышать 5 млн. XOF.
  10. Зимбабве. Ставка корпоративного подоходного налога в Зимбабве для компаний (кроме предприятий горной промышленности) остается неизменной и составляет 25,75%. Она включает в себя базовую ставку 25% плюс сбор в размере 3% на борьбу со СПИДом. Доход, полученный иностранными компаниями из источника будет облагаться налогом в Зимбабве. В таком случае следует определить, обязан ли иностранный субъект регистрировать местный субъект. Компания обязана зарегистрировать филиал, если она открыла коммерческое предприятие или иным образом занимается торговой деятельностью в Зимбабве. Местная дочерняя компания может быть зарегистрирована как альтернатива филиалу. В то же время, нерезиденты, у которых нет коммерческого предприятия в Зимбабве, могут, однако, облагаться подоходным налогом.
  11. Мозамбик. Ставка корпоративного налога в Мозамбике составляет 32%. Существуют налоговые льготы для предприятий, занимающихся горнодобывающей деятельностью.
  12. Ботсвана. Корпоративный налог в Ботсване взимается по единой ставке в 22%. Производственные компании, получившие одобрение министра финансов на специальную ставку налога, будут взиматься по ставке 15%. Компании IFSC (International Financial Services Centre) в настоящее время облагаются налогом по единой ставке 15%. Такое предприятие должно подать заявку на сертификат, который даст право работать только с указанными услугами и только с нерезидентами. Добыча алмазов обычно облагается налогом в соответствии с соглашением с правительством Ботсваны.
  13. Замбия. Стандартная ставка корпоративного налога в Замбии составляет 35%. Малые предприятия, которые не могут вести учет, облагаются базовым налогом в размере 365 ZMV (около 27 EUR) в год. Предприятия, что ведут деятельность в сфере электронных систем связи, облагаются налогом по ставке 40%; фермы и сельские хозяйства – 10%; производство удобрений -15%. Налог на добычу полезных ископаемых – 30%.
  14. Малави. Малави не имеет специального законодательства для определения налогооблагаемого дохода различных типов юридических лиц. Налогообложение всех доходов включено в Закон о налогообложении. Закон определяет доход как общую сумму прибыли (денежной или любой другой), включая прирост капитала, или перечисления из источника в Малави. Ставка корпоративного налога в Малави для местных компаний составляет 30%, для филиалов компаний, незарегистрированных в Малави, – 35%. Если компания ведет деятельность в приоритетных областях (переработка сельскохозяйственной продукции или производство электроэнергии), налог составляет 15 и 20%, соответственно.

Выводы

Африканские страны отличаются своим непостоянством, и при выборе юрисдикции необходимо трезво оценивать свои возможности, а также учитывать все особенности выбранного государства.

IQ Decision готовы провести подробную консультацию по ведению бизнеса в выбранной клиентом юрисдикции, предложить альтернативные варианты, а также предоставить поддержку во время регистрации компании в Африке.

Перейти на страницу:
скачать реферат | 1 2

Несмотря на то что техника обложения персональным налогом обладает рядом недостатков, связанных со сложностью определения доходов, начисления налогов и т.д., «предположительной» оценке дохода в африканских странах придается большое значение. На опыте ее применения страны Африки ищут формы обложения, которые были бы в большей степени приспособлены к специфическим местным условиям. В большинстве африканских стран корпорации рассматриваются как самостоятельные юридические лица и их прибыль облагается особым налогом— так называемым налогом на корпорации или на компании. Прибыли предприятий, находящихся в единоличной собственности, и партнерств облагаются, как правило, по ставкам подоходного налога на население, если на этот счет нет специальных оговорок в налоговом законодательстве. С точки зрения техники налогообложения, налог на компании обладает значительными преимуществами по сравнению с другими видами подоходных налогов. Все крупные компании, как правило, зарегистрированы, их доходы просто учесть - они регулярно ведут счета и не могут избежать уплаты налога путем быстрой смены местонахождения.
Для определения облагаемой прибыли из чистой прибыли предприятия исключаются так называемые допустимые вычеты. К ним относятся, как правило, проценты по государственным облигациям, а также суммы, имеющие целевое назначение, расходы и потери, связанные исключительно с производством, вклады в одобренные правительством фонды, сомнительные; долги и некоторые другие виды расходов. Кроме этих вычетов, суммы облагаемых прибылей уменьшаются за счет льгот, предоставляемых инвесторам: освобождение от налогов части прибыли, предназначенной для реинвестиций и компенсации потерь, понесенных в предшествующие годы, инвестиционные скидки, позволяющие освобождать от обложения налогом в первый год функционирования предприятия часть прибыли в размере до 20% суммы инвестиций, использование механизма ускоренной амортизации и т.д.
Ставки налогов на корпорации в государствах Африки находятся в среднем на уровне 45-50% прибыли, что соответствует среднему уровню ставок в разе капиталистических странах, В некоторых странах налог на прибыль компаний взимается по прогрессивной шкале, например, в Либерии ставки составляют от 20% (на доход до 10 тыс. долл.) до 50% (на доход с 100 тыс. долл.). Существуют специальные ставки налогов для мелких предприятий, для компаний, занятых добычей минерального сырья, нефти т.д. Особенностью франкоязычных стран Африки является существование минимального налога на корпорации, взимаемого в размере 1% товарооборота прошлого года. При обложении подоходным налогом компаниям предоставляется скидка, равная сумме уплаченного налога. Однако, если уплаченная сумма превышает сумму подоходного налога, разница между ними компенсируется.
В настоящее время в африканских странах используется ряд налогов на собственность, однако они не имеют пока серьёзного значения ни как источник доходов, ни как инструмент регулирования. Этими налогами охвачен небольшой процент населения из больших сложностей, связанных с их изъятием.
Под термином «собственность», или «богатство», в налоговых законодательствах понимается что весь основной капитал, принадлежащий тому иному лицу, а также его имущество, жилище и т.д. Общий налог на богатство, применяемый в развитых капиталистических странах, в Африке, как правило отсутствует. Наиболее распространенным является налог на недвижимость, причем во многих странах облагаются лишь городские строения и земля, или , городской и сельской местности устанавливаются разные ставки. В Либерии, например, налог на недвижимость взимается со строений и составляет от 0,5 до 1% оценочной стоимости зданий. Иногда устанавливаются специальные ставки для неиспользуемой городской земли с целью предотвращения спекуляций. Такой налог существует, например, в Габоне.
Довольно широкое распространение в Африке получил налог на передачу наследств и дарение. Например, в Нигерии такой налог взимается при передаче собственности на сумму свыше 100 тыс.найр, ставки его составляют от 10 до 60% стоимости собственности, в Кении и Танзании- от 1 до 50%. Кроме того, достаточно широко распространен налог на автомобили.
Поскольку все африканские страны стремятся стимулировать накопления, в них, как правило, не применяется специальный ежегодный налог на капитал. Налогом облагается лишь увеличение капитала (по существу, его прирост) вследствие биржевых операций, спекуляции землей и собственностью, инфляции и т.д. Например, если на рынке продаются акции, цена которых выросла с момента их приобретения, с полученной прибыли взимается налог. Этот налог используется сравнительно недавно и далеко не во всех африканских странах. В Гане, например, он существует с 1975 г. С целью воспрепятствовать спекулятивным, переливам капитала ставки налога на его прирост устанавливаются дифференцированно в зависимости от того, какое время находились те или иные активы в руках данного индивидуума. Например, в соответствии с налоговым законодательством Ганы, если со времени приобретения акций прошло 20 и более лет, налог взимается по ставке 15% прибыли, полученной в результате реализации, а если не более 5 лет - ставка составляет 55%.
Использование этого вида налогов представляет большие сложности для африканских государств. Его применение - скорее подражание опыту развитых капиталистических стран, чем реальная мера по мобилизаций финансовых ресурсов. Важной составной частью налогового механизма является управление налогами, включающее в себя учет доходов налогоплательщиков, начисление и сбор налогов, контроль за их уплатой. Налоговое законодательство никогда не сможет выполнить своих зад при неэффективной работе налоговых органов. Для африканских государств совершенствование системы управления налогами имеет особое значение, так к уклонение от налогов достигло в них чрезвычайно больших масштабов. По мнению многих специалисте доходы от прямых налогов в большинстве стран континента составляет в настоящее время менее 50% потенциально возможных поступлений.
Достаточно точные сведения о размерах неуплаты налогов по отдельным странам, как правило, отсутствуют. О них можно судить лишь по имеющимся разрозненным данным. Так, обследование, проведенное 70-х годах в Западной Нигерии, показало, что в этом районе около 1/3 взрослого мужского населения совершенно не платило прямых налогов. Не менее важной проблемой является частичное уклонение от налогов результате сокрытия части дохода. То же обследование показало, что благодаря этому от 80 до 9 налогоплательщиков облагалось по минимальной ставке.
В африканских странах имеет место уклонение только от подоходного налога, изъятие которого представляет большие трудности в условиях слабо учета, но и от косвенных налогов. Так, по имеющим оценкам, в начале 70-х годов в Либерии поступлений от таможенных пошлин составляли 40-70% сумм, подлежащих изъятию. Потеря доходов возникала из-за н правильной классификации товаров, недооценки стоимости. В целом по Африке от 40 до 50% доходов от налога на продажи поступает в государственную казну из-за сокрытия предпринимателями объема своих продаж.
Такие масштабы уклонений от налогов не только: уменьшают объем ресурсов, мобилизуемых государством, но и ограничивают регулирующую роль налогов.

Заключение
Недостатки в области управления налогами в африканских странах вызваны в значительной степени объективными причинами. Неграмотность большинства, населения затрудняет использование налоговых деклараций, значительно упрощающих процесс исчисления подоходных налогов. Квалификация налоговых чиновни ков, как правило, не отвечает необходимым требованиям. Вместе с тем уже сейчас может быть принят ряд мер, направленных на увеличение эффективности функционирования налогового механизма. Налоговое законодательство может быть упрощено, в большей степени приспособлено к возможностям африканских государств. Во многих из них в настоящее время нет четкого разграничения между отдельными видами налогов - один и тот же товар может облагаться различными налогами, уплачиваемыми в разное время, с разной налоговой базой. Используются налоги с таким количеством скидок и исключений, что их практически никто не уплачивает. Политика стимулирования капиталовложений и регулирования отраслевого размещения капитала страдает от отсутствия четких критериев на основании которых могут быть предоставлены льготы. В результате этот вопрос часто приходится рассматривать отдельно для каждого конкретного случая что при недостаточно высокой квалификации налогового аппарата приводит к необоснованным потерям в доходах государственного бюджета.
В последние годы правительства ряда африканские государств придают большое значение вопросам управления налогами. Так, в Нигерии в конце 70-х годов работала специальная рабочая группа, внесшая ряд предложений по совершенствованию организациям налогообложения . В соответствии с этими предложениями для всех предпринимателей был введен обязательный образец счетов. Те, кто не ведет счетов, платят налог по стандартной ставке. Создан банк данных, касающихся налогообложени я. Предусмотрено также начисление коммерческого процента за задержку уплаты налога и штраф, составляющий 10% суммы налога. Если в течении двух лет задолженность не ликвидируется, налогоплательщик привлекается к судебной ответственности.
Ряд мер по борьбе с уклонениями от налогов предусмотрен в Программе восстановления экономит: Уганде. Там, в частности, отмечается, что налоговая реформа - это длительный процесс. Она включает в себя как изменения в структуре налогов, так и совершенствование управления ими. Предложен ряд мер по упорядочению налоговых систем. Отменен специальный налог, которым ранее облагался импорт товара, если аналогичный товар начинал производиться внутри страны. Это сделано с целью упрощения налогообложения, так как импорт и без того перегружен налогами (таможенные пошлины, налог с оборота).
В отношении подоходных налогов отмечается, что действовавшие с 1966 г. ставки были слишком высокими и это вело к широкому уклонению от налогов. В программе предусмотрено сокращение ставок: минимальной - с 12,5 до 10%, максимальной на доход свыше 300 тыс. шилл - с 77,5 до 60%. Вместе с тем для обеспечения контроля уплатой налогов приняты специальные меры: запреты покупка и продажа недвижимости, а также использование транспортных средств до предоставления сертификатов об уплате налога.
Контроль за правильностью уплаты налогов - важное условие реализации задач налоговой политики. Очевидно, в дальнейшем правительства африканских государств будут уделять этому все большее внимание. Учет взаимосвязи между налоговым законодательством и средствами его практического применения, также совершенствование того и другого могут уже на данном этапе повысить эффективность функционирования налоговых систем.


ьправо на доср-ю уплату н-гов;
ьправа при пров-и экспертизы;
ьправо давать. возр-я по акту нал-й пр-к.
Обяз-ти:
1. Рег-ция и уплата н-гов
2. Бухгалтерский учет
3. Пред-е док-в в нал-е органы по месту учета нал-ков
4. Вып-е треб-й нал-го органа

13. Налоговые агенты: права и обязанности.
Нал-е агенты – это лица, на кот. в соотв-и с НК РФ возл-ны обяз-ти по исч-ю, уд-ю у нал-щика и переч-ю в соотв-щий бюджет налогов.
Нал-е агенты имеют те же права, что и нал-щики.
Об-сти нал-х аг-в связ. со специф. их деят-сти

За невып-е своих обяз-й нал. агент несет отв-сть в соотв-и с зак-вом РФ. неполное перечисление сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подл-й переч-ю.
14. Сборщики налогов.
Cбор средств в уплату налогов и переч-е их в бюджет может осущ-ся гос-ми орг-ми, орг-ми мест. сам-ния, др. упол-ми орг-ми и долж-ми лицами - сборщиками налогов .
Единая централ-я с-ма органов МНС РФ состоит из:
ьфед. органа исп-й власти – МНС РФ;
ьтер-х органов МНС РФ, вкл-х упр-я МНС РФ по суб-там РФ, межрег-е инсп-и МНС РФ, инсп-и МНС РФ по районам, районам в городах.
В с-му МНС РФ входят подвед-е орг-ции, созд-е в уст-м зак-вом РФ порядке для обесп-я деят-сти тер-ных органов МНС РФ.
Права налоговых органов:
1. треб-ть от нал-щика документы по формам, устан-м гос-ми орг-ми, служ. осн-ми для исч-я и уплаты н-гов, а также д-ты, подтв-е прав-ть исч-я и своевр-ть уплаты н-гов;
2. проводить нал-е проверки в порядке, уст-м НК
3. вызывать нал-щиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с нал-й проверкой, а также в иных случаях, связ. с испол-м ими зак-ва о налогах;
5. приост-ть оп-ции по счетам нал-щиков в и нал. арест на им-во нал-ков;
6. осматривать любые исп-е нал-щиком для извл-я дохода произв-е, складские, торговые и иные пом-я, проводить инвент-ю принадл-го нал-щику им-ва.
7. опред. суммы н-гов, подлеж. внес. нал-ками
8. взыскивать недоимки по налогам, а также взыскивать пени;
9. контр-ть соот-е крупн. расх-в ф. лиц их дох-м;
15. Обяз-ти и отв-сти нал-вых органов.
1. соблюдать зак-во о налогах и сборах;
2. осущ-ть контроль за собл-м зак-ва о налогах и сборах;
3. вести в уст-м порядке учет нал-щиков;
4. инф-вать нал-щиков о действ-х налогах, предст-ть формы уст-ной отч-ти;
5. осущ-ть возврат или зачет излишне упл-х или излишне взыск-х сумм налогов, пеней и штрафов
6. соблюдать налоговую тайну;
Должностные лица налоговых органов обязаны :
1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
16. Налоговая полиция явл-ся правоохр-м орг. В ее состав входят:
1 – Фед. служба налоговой полиции
2 – органы ФСНП по субъектам РФ;
3 – органы налоговой полиции в районах, местные органы налоговой полиции;
4 – организации, создаваемые для обеспечения деятельности ФСНП.
Органы налоговой полиции выполняютфункциипо предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями ,
Права:
1. Пр-ть дозн-е по делам о прес-ях, связ. Н-гами;
2. Пр-дить следствие по делам о преступлениях
3. осущ-ть оперативно - розыскную деят-сть;
4. по запросу нал-х орг-в участ-ть в нал-х пр-ках;
5. производить проверки, на осн-и кот. органами нал. полиции прин-ся одно из след-х решений:
ьв случае обнар-я нал-х правонар-й, сод-х состав прест-я, - о возб-и уголовного дела;
ьпри отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уг-го дела;
Органы нал-й полиции при выяв-и обст-тв, треб-х сов-я дейс-й, отн-х к полном-м нал-х органов, обязаны в 10 дневный срок со дня выяв-я таких обст-тв нап-ть мат-лы в соотв-й нал-й орган.
17. Обяз-ти по уплате налога.
Об-сть по уплате налогапрекр-ся:
1) с уплатой налога нал-щиком;
2) с возн-ем обст-ств, с кот. зак-во связ-т прекр-е об-сти по уплате данного налога и сбора;
3) со смертью нал-щика;
4) с лик-ей орг-ции – нал-щика после пров-я ликв-й комиссией всех расчетов с бюджетами
Нал-щик обязан самостоятельно исполнить обяз-ть по уплате налогав срок, уст-й зак-вом илидосрочно.
В случае неуплаты произв-ся взыскание налога за счет д/с, нах-ся на счетах нал-щика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного им-ва нал-щика Вз-е налога с орг-ций произв-ся вбесспорном порядке, вз-е налога с физ. лица пр-ся всудебном порядке.
Обяз-ть по уплате налога счит. исп-ой нал-щиком с момента предъявления в банк поруч-я на уплату соотв-го налога, а при уплате налогов нал-ми д/с - с момента внес-я д-й суммы в счет уплаты налога.
Обя-ть по уплате налога исп-ся в валюте РФ. Ин-ми орг-циями, а также физ. лицами, не явл. нал-ми рез-ми РФ обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Неисп-е обяз-ти по уплате налога явл. осн-м для прим-я мер прин-го исп-я об-сти по уплате налога.
18. Объект нал-ния.
Об-т нал-ния – это об-т (оп-ции по реал-и товаров (работ, услуг), им-во, пр-ль, доход, ст-сть реал-х товаров (вып-х работ, оказ-х услуг) либо иной объект), им-й ст-стную, кол-ную или физ-ю хар-ки, с нал-м кот. у нал-ка зак-во о налогах и сборах связ-ет возн-ние обяз-ти по уплате налога.
1.имущество
2товар –любое им-во, реал-е либо предн-е для реал-и;
3работа– деят-ть, рез-ты кот. имеют мат-е выр-е
4услуга– деят-сть, рез-ты кот. не им. мат-го выр-я, реал-ся и потр-ся в пр-се осущ-я этой деят-сти;
5реализациейтоваров, работ или услуг орг-ей или инд-м предпр-м призн. передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты вып-х работ, возм-е оказание услуг.
6 –дивидендлюбой доход, получ. акционером) от орг-и при распр-и прибыли, по принадлежащим акционеру акциям
7 –процентылюбой заранее заяв-й доход получ-й по долговому обяз-ву любого вида.
19. ИСЧИС-Е НАЛОГА, НАЛОГОВОЙ БАЗЫ.
Налщик должен самост-но исчислить сумму налога за опред-й для каждого налога нал-й период. Это могут делать налоговый орган или налоговый агент.
при исчислении налога учитываются:
ь Нал-я база – это ст-стная, физ-я или иная хар-ка об-та нал-ния, к кот. при-ся нал-е ставки для опр-я суммы налога:
Нал-щики – орга-ции исч-ют нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да.
Инд-е предпр-ли исч-т нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да
ь Налоговая ставка – это вел-на нал-х нач-й на ед-цу изм-я налоговой базы;
Ставки налогов могут быть трех видов:
Адвалорные(выраженные в процентах);
Специфические(выр-е в руб на ед-цу налоговой базы);
Комбинированные(выр-е и в % и в ин-ой валюте).
ь Льготы – это преим-ва, предост-е отд-м кат-м пл-ков налогов и сборов по ср-ю с др. пл-щиками.
НК предусм-т след. виды льгот:
Возмо-ть не уплачивать налог или сбор;
Возм-ть упл-ть налог или сбор в меньшем размере.
20. СРОК И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются:
ькалендарной датой;
ьистечением периода времени,
ьуказанием на событие,
ьуказанием на действие, кот. д.б. сов-но.
В сл-ях, когда расчет нал-й базы произв-ся нал-м органом, обяз-ть по уплате налога воз-тне ранее даты получения налогового уведомления.
порядок уплаты налогов и сборов:
1. Уплата налога произ-ся разовой уплатой всей суммы налога
2. Подлежащая уплате сумма налога упла-ся нал-щиком в уст-е сроки.
3. Уплата налогов произ-ся в нал-й или безн-ной ф-ме.
4. Конкр-й п-ок упл. н-га уст-ся прим-но к кажд. н-гу:
порядок уплаты фед-х налогов уст-тся НК РФ.
порядок уплаты рег-х и местных налогов уст-тся соотв-но з-нами субъектов РФ
Изм-е срока уплаты налога и сбора приз-ся перенос уст-го срока уплаты на более поздний срок.
Изм-е срока уплаты осущ-ся в след-х формах:
ьотсрочки;
ьрассрочки;
ьналогового кредита;
ьинвестиционного налогового кредита.
Отсрочка или рассрочкапо уплате налога предст-ет собой изм-е срока уплаты налога на срок от 1 до 6 мес. Соотв-но с единовр-й или поэтапной уплатой нал-ком суммы зад-ти.

Перейти на страницу:
скачать реферат | 1 2

Основные данные

  1. Пошлина на доходы физических лиц – 18-41%
  2. Пошлина на доходы юридических лиц – 30%. Возможно снижение ставки до 12,5% в случае, если предприятие выплачивает дивиденды.
  3. Прирост капитала не облагается налогом за исключением случаев, когда фирма зарабатывает на перепродаже имущества. В противном случае ставка равна 33%.
  4. НДС составляет 14%.
  5. Гербовый сбор и государственная пошлина отменены с 2015 года, но юрисдикция не является оффшором.

Физические лица

Все население республики делится на резидентов и нерезидентов. Первые постоянно проживают на территории страны, вторые обязаны находится в пределах границ государства не менее 91 дня в году. Если иностранное лицо пребывало в ЮАР не менее 915 дней за последние 5 лет, оно автоматически становится налоговым резидентом и обязано выплачивать пошлины наравне с местными жителями. При последующем отсутствии резидента в стране более 330 дней, он теряет свой статус.

Физические лица облагаются налогами по принципу общемирового дохода, от обложения освобождаются пенсии, социальные пособия, выплаты по страховке, гранты, алименты и прочее. Ставки аналогичны как для резидентов, так и для иностранцев с одним отличием – последние оплачивают подоходный налог только с прибыли, полученной внутри ЮАР. Ставки рассчитываются по нижеприведенной схеме:

Уровень дохода, ZAR

Уровень налогообложения, %

Особенности налогообложения юридических лиц

  1. Ставкой облагается только та прибыль, что получена с внутреннего дохода.
  2. Не нужно оплачивать пошлины с дивидендов вне зависимости от того на территории какой страны они получены.
  3. Доход от процентов подлежит налогообложению только для тех предприятий, которые берут кредиты у резидентов страны.
  4. Роялти и ноу-хау облагаются налогом по ставке 12%.

Вне зависимости от организационно-правовой формы компании, основанной на территории ЮАР, она может вести как закрытую деятельность, так и учреждать филиалы в других странах. В первом случае максимально снижаются все ставки налогов и к бенефициару предъявляются минимальные требования.

НДС в ЮАР

Value added tax – налог предусмотренный на федеральном уровне. Стандартная ставка налогообложения составляет 14% и может быть снижена для ряда товаров и услуг. Пошлиной облагаются все организационно-правовые формы бизнеса, однако регистрироваться в Палате нужно только тем, чей ежегодный доход составляет не менее ZAR: 1000000. Добровольную регистрацию может пройти предприниматель с уровнем товарооборота от ZAR: 50000. При меньших доходах регистрация не нужна.

НДС облагаются не только товары и услуги, но и продукция, импортируемая в Южно-Африканскую республику. На экспорт пошлин нет. Полностью от НДС освобождены образовательные услуги, финансовый сервис на некоммерческой основе, сдача в аренду жилой недвижимости, а также рельсовый транспорт и дороги общественного назначения.

Налоговая отчетность

Частные предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридических лиц, обязаны подавать декларации до конца февраля года, следующего за текущим отчетным периодом. В исключительных случаях и по предварительной договоренности с уполномоченными представителями налоговой службы возможна отсрочка даты.

Чаще государственная служба сама присылает уведомления о необходимости составления и передачи декларации. Подобные повестки не приходят тем предпринимателям и физическим лицам, чей уровень годового дохода не превышает 250 000 рандов, что в эквиваленте составляет 15000 евро.

Фирмы и самозанятые граждане, зарегистрированные как юридические лица, обязаны оплачивать налоги по частям. Уровень дохода рассчитывается дважды в год, соответственно, подается две декларации, в каждой из которых отражен товарооборот за прошедшее полугодие. Первая декларация подается до конца августа текущего года, вторая – до конца февраля года, следующего за налоговым периодом.

Налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителей, обычно превышает сумму, уплаченную в государственную казну производителями подакцизного товара. Косвенные

Налоговая система Африки

Другие материалы по предмету

1.Структура налоговых систем

Структура налоговых систем африканских стран многом еще сохраняет черты колониального прошлого. Это выражается в сходстве налоговых законодательств с аналогичными законами бывших метрополий, в либеральном налогообложении иностранных компаний, преобладании в структуре налоговых поступлений таможенных пошлин. Вместе с тем за годы независимого развития произошли изменения, которые были направлены на приспособление налогов к нуждам национальной экономики.

В государствах, существовавших на территории континента до его колонизации, уже использовались отдельные простейшие налоги - пошлины за провоз товаров, налоги на скот, доля в производимой продукции (в натуральной форме), но это была лишь начальная стадия развития налогообложения. Колонизаторы принесли с собой современные виды налогов - личный подоходный налог, налоги на корпорации и т.д. В связи с интенсивным развитием внешних связей с метрополиями широкое распространение получили таможенные пошлины.

Системы налогообложения в то время были подчинены интересам колониальных администраций и выполняли следующие основные .задачи: во-первых, финансировали затраты на содержание административного аппарата (это достигалось главным образом за счет доходов от таможенных пошлин); во-вторых, стимулировали приток дешевой рабочей силы на плантации и промышленные предприятия (чтобы уплатить подушный налог, установленный для всего взрослого мужского населения, африканцы вынуждены были наниматься на постоянную или временную работу).

Объем ресурсов, перераспределяемых при помощи налогов, зависит не только от величины налоговой базы, но и от усилий государство по их мобилизации. Эффективность этих усилий в значительной мере обусловлена организацией налогообложения, т.е. применением той или иной налоговой системы. Последняя может быть определена как совокупность регламентации, связанных с изъятием налогов (ставки, методы исчисления, способы изъятия т.д.).

Любая налоговая система включает в себя прямые и косвенные налоги. Критерием для отнесения к тому или иному виду налогов является способ их изъятия. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика, косвенные - в виде определенной суммы с каждой единицы товара или в процентах к стоимости товаров. Например, личный подоходный налог, относящийся к прямым налогам, устанавливается как фиксированный процент с некоторою суммы дохода, а акциз, являющийся косвенным налогом, взимается как надбавка к цене облагаемого товара. Кто и в какой форме уплачивает налог, т.е. кто является его носителем, часто определить очень трудно. Это зависит от действия многих факторов. Например, налог на корпорации при наличии достаточного спроса может быть переложен на потребитель путем повышения цен и в конечном счете будет выступать для него в виде косвенного налога. Или, наоборот, он может перекладываться на производителей сырья и оборудования посредством занижения закупочных цен. И, наконец, он может быть перенесен на рабочих за счет понижения заработной платы.

Рассмотрение вопросов распределения налогового бремени, исследование корней налоговой политики в каждом конкретном случае требуют детального анализа степени переложения различных видов налогов, выяснения их носителей. Вместе с тем такой анализ далеко не всегда возможен из-за отсутствия, а иногда и умышленного сокрытия необходимых данных, и в любом случае он может носить лишь предположительный характер. Это особенно касается стран Африканского континента, с их слабой статистической базой. Поэтому для удобства классификации, требующей единого, критерия, налоги подразделяются на прямые и косвенные в зависимости от налоговой базы, используемой при оценке налога. Косвенный характер налогов при таком определении выражается в том, что сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, зависит от количества и стоимости потребленных им товаров. Налогоплательщик может избежать уплаты налога, если откажется от потребления того или иного товара. Поскольку традиционно в капиталистических странах косвенными налогами облагаются главным образом предметы широкого потребления, имеющие наибольший удельный вес в структуре потребления беднейшей части населения, эти налоги выступают как наиболее несправедливые. Вместе с тем для социальной характеристики налоговой системы недостаточно констатации преобладания косвенных налогов. Много зависит от налоговой политики государства, от того, какие именно товары по падают в сферу косвенного обложения и как это соотносится со сложившейся структурой потребления. Кроме того, на определенном этапе развития стран Тропической Африки такое преобладание неизбежно.

2. Косвенные налоги.

К косвенным налогам относятся: налоги на внешнюю торговлю (таможенные пошлины) и налоги на внутреннюю торговлю (акцизы, налоги с оборота).

Таможенные пошлины по своему происхождению делятся на экспортные, импортные и транзитные, по целям изъятия на фискальные, протекционистские антидемпинговые и преференциальные, по способу обложения - на специфические, адвалорные смешанные. Таможенные пошлины взимаются с экспортера или импортера. Ставки устанавливаются в процентах стоимости товара (адвалорная пошлина) или вид фиксированной суммы с единицы его физического объема <специфическая пошлина). В настоящее время практически во всех: африканских странах широкое распространение получили адвалорные пошлины. Это объясняется, во-первых, стремлением увеличить доходы от обложения импорта в условиях постоянного роста цен на товары из развитых капиталистических стран, а во-вторых, сложностью применения специфических ставок при значительно расширившейся номенклатуре импорта, увеличении в нем доли станков и оборудования.

Вместе с тем, ряд товаров продолжает облагаться специфическими пошлинами. Эти пошлины применяются в том случае, когда обложение продиктовано чисто фискальными соображениями. Специфическими пошлинами чаще облагается экспорт африканских государств, хотя они могут распространяться и на импортные товары, такие, как алкогольные напитки, сигареты. Иногда специфические пошлины используются в комбинации с адвалорными (так называемые смешанные пошлины): в качестве основной ставки выступает адвалорная, а специфическая - в качестве минимальной. Например, экспортная пошлина на кофе в Кении в конце 70-х годах составляла 10% цены, но не менее 6 тыс. кенийских шилл. с тонны.

Уплачивая таможенную пошлину, экспортер или импортер выступает как субъект налога. Однако он, как правило, не является его носителем - лицом, уплачивающим налог в конечном счете, так как последний через механизм иен может быть частично или полностью переложен. Возможности переложения зависят от многих факторов: соотношения спроса и предложения, стабильности валютных курсов, наличия товаров-заменителей импортной продукции на внутренних рынках, мобильности производителей (т. е. способности относительно быстро в условиях неблагоприятной конъюнктуры переходить к производству другого товара.

При существующих ценах мирового рынка и при отсутствии местного производства соответствующих товаров или их заменителей, розничные цены на товары. подлежащие обложении импортными пошлинами, возрастают на сумму уплаченной пошлины. Подчиненное, неравноправное положение африканских государств на мировом рынке, зависимость их от поставок оборудования к многих потребительских товаров из развитых капиталистических стран приводят к тому, что импортные пошлины практически полностью перекладываются на потребителей.

Носителем же экспортной пошлины, в том случае когда речь идет о традиционном сельскохозяйственном экспорте, является, как правило, африканский производитель. Постоянное превышение предложения над спросом, приводящее к снижению цен, препятствует переложению этих пошлин на иностранных потребителей. Африканцы обычно не имеют возможности быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции из-за нехватки средств, отсутствия информации , более низких цен на сельскохозяйственные товары, предназначенные для потребления внутри страны. Поэтому они вынуждены продавать произведенный продукт экспортеру по значительно более низким ценам по сравнению с ценами мирового рынка. За счет разницы между этими ценами экспортер компенсирует уплаченную им ранее пошлину.

Разделение таможенных пошлин на протекционистские, фискальные и т.д. определяется теми задачами, которые ставят перед собой африканские государства, облагая данными налогами те или иные товары. Различным видам пошлин соответствуют разные размеры ставок. Таможенные тарифы стран Африки содержат обычно четыре основные группы ставок импортных пошлин.

Первая группа - максимальные ставки , или (70-100% и более). Они применяются для обложения предметов роскоши, к который в африканских государствах, как правило, относятся следующие статьи импорта: драгоценности, часы, алкогольные напитки, табачные изделия, предметы потребления длительного пользования ( в том числе дорогостоящие автомобили), деликатесы (сладости, консервированное мясо) и т.д. В Танзании максимальные ставки составляют 100-200%, в Судане-600%, а в Сомали - 129-736% (последняя используется при обложении спиртных напитков) . Максимальные ставки применяются чаще всего с целью ограничения потребления, экономии иностранкой валюты, что, хотя и ведет к потере потенциального дохода государства, может способствовать более рациональному использованию валютных резервов, повышении нормы накопления. Пошлины, имеющие такие высокие ставки, относятся к разряду запретительных.

Читайте также: