В 2002 2004 годах проводится налоговая реформа

Опубликовано: 04.05.2024

Налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.

1 При подготовке главы 21 использованы: рабочие аналитические материалы Министерства финансов РФ; замечания по подготовленным Экспертным управлением Президента РФ материалам к совещанию по экономическим вопросам у Президента РФ 17 марта 2005 г. по вопросам, относящимся к налоговой политике; рекомендации рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ по направлению «Совершенствование налогообложения и налогового администрирования»; другие материалы.


ственно меньшей ставкой и возможностью снижения относительной суммы налога при увеличении размера выплат наемным работникам; снижены налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, что в конечном счете привело не к снижению, а к росту поступлений по этим налогам; введен принципиально новый порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий системам налогообложения, применяющимся в международной практике; реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых и прежде всего добычи углеводородного сырья.

Приняты и вступили в действие 17 глав второй части НК РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Среди последних мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, вступивших в действие с 1 января 2005 г., следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15, или более чем в три раза (в настоящее время установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога).

Важнейшим результатом налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важных факторов обеспечения экономического роста. При этом налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объему ВВП без учета влияния изменения мировых цен на нефть, за 2000-2004 гг., снизилась с 31,7 до 28,4% (табл. 21.1.1). При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, имеет место постоянный и стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные доходы) в бюджетную систему РФ (табл.

Как можно видеть, в 2001-2004 гг., несмотря на принятые решения по снижению налоговой нагрузки, рост налоговых доходов в целом превышал уровень инфляции. В 2002 г. произошло снижение поступления налоговых доходов по сравне-

Всего указанных платежей без учета влияния цен на нефть, млрд руб.

нию с уровнем фактической инфляции, что в значительной степени обусловлено резким уменьшением поступлений налога на прибыль в первый год введения нового режима его исчисления (вступление в действие гл. 25 НК РФ), а также отменой «дорожного» налога. Только с 2004 г. динамика поступлений по налогу на прибыль приобрела положительный характер, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия внутренних «оффшорных зон», а также значительными доначислениями в бюджетную систему РФ в результате усиления контрольной работы налоговых органов. Вместе с тем нельзя не отметить, что резкое снижение налоговых прав региональных органов власти в части установления льгот по налогу на прибыль лишает регионы возможности проведения активной инвестиционной политики и влияния на экономический рост.

Всего за указанный период в целом по всем налоговым и иным обязательным платежам в реальном выражении (без учета влияния инфляции), по оценке Минфина РФ, дополнительно получено около 1,2 трлн руб., что составляет 7,2% к общему объему таких платежей, поступивших за указанный период. Обращает на

1 Здесь и далее по тексту главы использованы данные Департамента налоговой политики Минфина РФ.






себя внимание стабильное превышение сверх инфляции и увеличение доли к ВВП поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Причем самый существенный рост имел место в первые два года после введения «плоской» шкалы налогообложения по этому налогу. В целом доля НДФЛ в структуре налоговых доходов увеличилась почти в полтора раза. Однако, проводя анализ поступлений по НДФЛ, необходимо учитывать, что введение «плоской» 13%-ной ставки налогообложения связано по времени со значительным повышением оплаты труда работников бюджетной сферы и включением в число налогоплательщиков военнослужащих лиц. Иначе говоря, рост поступлений по НДФЛ обусловлен влиянием целого ряда факторов, и не следует излишне переоценивать значение только фактора «плоской» шкалы. К сожалению, незаконные схемы оплаты труда не ушли в прошлое, есть еще резервы повышения собираемости НДФЛ. Так, по нашему мнению, остается актуальной дискуссия о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения по этому налогу.

Произошли изменения в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего связанной с добычей и переработкой нефти), с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями. Это стало следствием более существенного снижения налоговой нагрузки именно на такие предприятия (прежде всего благодаря отмене оборотных налогов и новому порядку исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций).

Рост налоговых доходов имеет место по всем уровням бюджетной системы РФ. Вместе с тем современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: большинство налогов взимается с юридических лиц, велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные и местные, возможности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по налоговому администрированию ограничены, наиболее фискальные налоги сконцентрированы в федеральном бюджете и т. д. На примере налогов России обозначилось явное противоречие двух реформ: налоговой и бюджетного федерализма. Если налоговая реформа преследует цели сокращения налогового бремени и развития на этой основе предпринимательства в России, то реформа бюджетного федерализма направлена на возрастание ответственности региональных и местных органов власти за обеспечение тех обязательств, которые закреплены за их уровнем. Но для реализации этих обязательств фискального потенциала у регионов явно недостаточно и практически нет рычагов для е^о увеличения, кроме надежды на общий экономический рост. Поэтому необходимо, прежде всего на федеральном уровне, решить вопрос о расширении налоговых полномочий региональных и местных органов власти.

Налоговая реформа

Прежняя налоговая система, направленная в целом на элементарное выживание, была излишне запутанной и несовершенной. Ее серьезный недостаток заключался в том, что она приводила к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в Федеральный бюджет. Целевые показатели по налогам не выполнялись, что содействовало образованию дефицита Федерального бюджета. Ставки налогов постоянно повышались. Беспокойство властей вызывал не только низкий уровень сбора налогов, но и возможность отрицательного воздействия снижения мировых цен на нефть и необходимость осуществлять платежи по обслуживанию внешнего долга, достигшего в пересчете к ВВП на конец 1999 г. почти 90%. Поэтому целью и основными задачами налоговой реформы, помимо устранения указанных недостатков, являются создание в стране упрощенной, прозрачной и эффективной налоговой системы, а также условий для реального увеличения ВВП, облегчение налогового бремени для производителей, обеспечение более равномерного распределения его между различными категориями налогоплательщиков. Новая эффективная и в то же время упрощенная система налогообложения должна способствовать экономическому росту, в том числе через рост малого предпринимательства и легализацию бизнеса, а также улучшению мониторинга получателей налогов, росту налоговых поступлений в бюджет. В рамках реформы был осуществлен ряд мер, направленных на повышение эффективности налоговой системы. Вот некоторые из них.

В начале марта 2000 г. Министерство по налогам и сборам поддержало идею создания Единого регистра государственной собственности. Осуществление такой меры является необходимым условием полномасштабного сбора налогов на собственность и должно прекратить разбазаривание государственного имущества и увеличить налоговую базу за счет тотального аудита собственности, знания реальной, а не мифической балансовой стоимости имущества, с которой берется налог (нефтяная компания ЮКОС, имевшая годовой оборот в 2,7 млрд долл. и прибыль в 105 млн долл., была продана за 159 млн долл.).

По состоянию на 1 июля 2002 г. в реестре собственности было учтено федеральное имущество, имевшееся у 52233 юридических лиц, в том числе: закрепленное за 9810 федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП); закрепленное за 36262 государственными учреждениями; переданное в аренду пользования, залог и по иным основаниям 1677 юридическим лицам, в том числе не вошедшее в уставной капитал хозяйственных обществ[5]. Учет федерального имущества полностью не завершен.

Одним из важнейших условий успеха экономической программы Правительства было принятие нового Налогового кодекса и введение новых норм налогообложения. Новая экономическая программа среди прочего включала такие положения, как упрощение налоговой системы, сокращение налогов на оплату труда и таможенных пошлин и введение одинаковой ставки подоходного налога.

В 2001 г. была проведена реформа налоговой и бюджетной системы. К числу наиболее важных изменений в области налогообложения и распределения доходов следует также отнести:

- проведение сильной налоговой политики в интересах общества и государства, улучшение собираемости налогов;

- введение с 1 января 2001 г. единой 13-процентной ставки подоходного налога;

- введение нового единого социального налога; снижение с 1 января 2002 г. налога на прибыль предприятий с 35 до 24 процентов;

- вступление в силу с 1 января 2003 г. постановления Правительства, снижающего налоговую нагрузку на малые предприятия;

- снижение средних ставок импортных пошлин с 11,4 до 10,5 процента в 2001 г. и сокращение экспортных тарифов, за исключением тарифов на сырую нефть. 26 июня 2000 г. было объявлено о повышении экспортных тарифов на нефть с 20 до 27 евро за одну тонну и о дальнейшем увеличении тарифов до 34 евро за одну тонну в случае, если мировая цена на нефть превысит 29 долл. за баррель;

- упразднение некоторых значительных федеральных фондов, включая Дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, внебюджетный фонд занятости населения;

- направление поступлений от НДС непосредственно в Федеральный бюджет (в 2000 г. примерно 15% их подлежало распределению федеральным Центром между регионами, таким образом, доля Федерального бюджета составляла 85%);

- осуществление налогово-бюджетной политики, направленной на увеличение доходной части бюджета[6].

Вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001-2002 гг. вырос приблизительно на 5% ВВП. Можно ожидать положительных результатов и от последующих мер в рамках реформы. Все это позволяет говорить о вероятном завершении основного этапа реформы в течение ближайших двух лет.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

(Комментарий к Федеральному закону от 07.07.03 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»)

Ю. Михалычева,
АКДИ «Экономика и жизнь»

Изменений, которым подверглось налоговое законодательство в результате принятия в июле ряда федеральных законов, ждали давно: это и отмена налогового контроля за крупными расходами физических лиц, иувеличение имущественных вычетов по НДФЛ.

Однако самые значительные и долгожданные нововведения в действующее налоговое законодательство внес Федеральный закон от 07.07.03 № 117-ФЗ (далее – Закон), который затронул почти все главы Налогового кодекса РФ.

Закон вступает в силу с 1 января 2004 г. (ст. 10 Закона), поэтому у налогоплательщиков есть время на его изучение.

Сразу обратим внимание на ряд технических поправок вЗаконе, которые вызваны отнюдь не техническими изменениями.

Во-первых, в связи с окончанием срока, на который был введен налог с продаж, с 1 января 2004 г. из всех статей НКРФ исключены слова «налог с продаж».

Во-вторых, соответствующие изъятия из соответствующих статей Налогового кодекса РФ были сделаны в связи сисключением из перечня подакцизных товаров такого их вида, как «подакцизное минеральное сырье» (п. 2 ст. 181 НК РФ).

А теперь рассмотрим подробнее наиболее важные изменения в налоговом законодательстве.

Наконец-то произошло давно обещанное снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18% (п. 3 ст.164 НК РФ). При этом ставка налога в размере 10% по ряду товаров осталась прежней.

Кроме того, редакции подвергся п. 4 ст. 158 НК РФ. Теперь согласно этому пункту при определении налоговой базы по каждому виду имущества при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса расчетная налоговая ставка составит не 16,67, а 15,25%.

С 1 января 2004 г. природный газ не признается подакцизным товаром (п. 2 ст. 181 НК РФ).

В связи с этим признаны утратившими силу следующие положения главы 22 Налогового кодекса РФ: п. 2 ст. 181; подпункты 15 – 19 п. 1 и п. 2 ст. 182; подпункты 7 – 13 п. 1 ст. 183; ст. 188; пункты 1 и 3 ст. 195; п. 2 ст. 202; п. 1 ст.204; п. 2 ст. 206.

Перечень остальных подакцизных товаров остался неизменным, но по ним изменились ставки налога. Новость не будет приятной: для плательщиков акцизов ставки увеличились в среднем на 8% (п. 1 ст.193 НК РФ).

Кроме того, следует отметить, что Законом расширен перечень документов, которыми при экспорте можно подтверждать вывоз подакцизных товаров.

Теперь таким подтверждением могут служить не только транспортные и товаросопроводительные документы, нотакже иные документы с отметками пограничных таможенных органов РФ (подп. 4 п. 7 ст. 198 НК РФ).

Незначительные изменения затронули также и главу 25 НК РФ.

Так, в перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, включены доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых имежотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в форме некоммерческих организаций (абз. 13 подп. 14 ст. 251 НК РФ).

В связи с вступлением в силу с 1 января 2004г. Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи» п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен подп. 28. Согласно ему в доходы операторов универсального обслуживания не включаются суммы, полученные из резерва универсального обслуживания.

Поясним, что в соответствии со ст. 57 Закона № 126-ФЗ куниверсальным услугам связи относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов, а также услуги попередаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа. Оказывать такие услуги имеют право операторы универсального обслуживания, отбор которых будет осуществлен по результатам конкурса или в порядке назначения в каждом субъекте РФ (ст. 58 ФЗ № 126-ФЗ).

В пользу налогоплательщиков разрешен вопрос о порядке начисления амортизации по объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 г.

Согласно новой редакции п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ требования п. 8 ст. 258 НК РФ об обязательной подаче документов на регистрацию к этим объектам не применяются.

Поэтому и после 1 января 2004 г. амортизация, начисленная по таким объектам, будет учитываться для целей налогообложения независимо от факта подачи документов на регистрацию.

С 1 января 2004 г. при сохранении общей ставки налога на прибыль в размере 24% изменится порядок распределения суммы налога по бюджетам:

  • ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составит 5% (сейчас 6%);
  • ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, – 17% (сейчас 16%);
  • ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, останется на прежнем уровне – 2%.

Субъектам РФ предоставлено право снижать ставку налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, до 13%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Как уже было отмечено выше, из перечня подакцизных товаров исключен природный газ, но одновременно повысились ставки налога на добычу углеводородного сырья.

Так, в соответствии с абзацами 31 и 32 п. 2 ст. 342 НКРФ ставка налога на газовый конденсат при добыче их из всех видов месторождений углеводородного сырья теперь будет составлять 17,5%, а при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья – 107 руб. за 1000 кубических метров газа.

Кроме того, до 31 декабря 2006 г. продлен порядок определения налоговой базы при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст. 339 НК РФ (ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации»).

Напомним, что в первоначальной редакции такой порядок был установлен с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г.

Изменился и размер налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений.

С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. он будет составлять 347 руб. за одну тонну (сейчас – 340 руб.).

Наконец-то появилась определенность в вопросе о том, могут ли организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, но начинающие в период ее применения осуществлять вид деятельности, подпадающий под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), продолжать применять одновременно и ЕНВД, и упрощенную систему налогообложения.

С момента вступления в силу главы 26.2 Налогового кодекса РФ налоговые органы и большинство специалистов трактовали подп. 12 п. 2 ст. 346.12 НК РФ как абсолютный запрет на одновременное применение упрощенной системы налогообложения и ЕНВД по отдельным видам деятельности.

Однако арбитражные суды такую точку зрения не разделили.

Так, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.03 № А10-333/03-3-Ф02-1458/03-С3 было принято решение в пользу налогоплательщика. Суд постановил, что в Налоговом кодексе РФ нет запретов на применение двух специальных режимов одновременно.

Теперь сомнений по данному вопросу больше не осталось.

Во-первых, подп. 12 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которым ибыли установлены эти ограничения, вообще признан утратившим силу с 1 января 2004 г.

Во-вторых, ст. 346.12 НК РФ дополнена пунктом 4, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФна уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложенияв отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств инематериальных активов, установленные главой 26.2 НКРФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (включая переведенные на ЕНВД).

Как показала практика, определенные сложности возникли у переведенных на ЕНВД налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.

Из статьи 346.27 НК РФ следует, что под розничной торговлей подразумеваются торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. Однако в настоящее время довольно распространенной среди покупателей стала практика расчета платежными картами.

В связи с этим Ассоциация региональных банков России обращалась даже к председателю Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам с просьбой оказать содействие по внесению изменений в определение розничной торговли, данной в ст. 346.27 НК РФ.

Законодатель, видимо, и сам понял допущенную им ошибку.

В новой редакции ст. 346.27 НК РФ розничная торговля определена как торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 НК РФ, не будет применяться и в 2004 г.

Значительному реформированию подверглась также система региональных и местных налогов и сборов. В общей сложности отменено более 20 видов налогов и сборов. Перечислим их.

Региональные налоги и сборы:

1. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

2. Налог с продаж.

Местные налоги и сборы:

1. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.

2. Курортный сбор.

3. Сбор за право торговли.

4. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

6. Сбор с владельцев собак.

7. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями.

8. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.

9. Сбор за выдачу ордера на квартиру.

10. Сбор за парковку автотранспорта.

11. Сбор за право использования местной символики.

12. Сбор за участие в бегах на ипподромах.

13. Сбор за выигрыш в бегах.

14. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе наипподроме.

15. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами.

16. Сбор за право проведения кино- и телесъемок.

17. Сбор за уборку территорий населенных пунктов.

18. Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевыми или денежными выигрышами, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).

Статьей 7 Закона установлено, что в 2004 г. будут применяться действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога с коэффициентом 1,1, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья.

Изменения коснулись также и бюджетного законодательства – редакции подверглась ст. 48 Бюджетного кодекса РФ.

В связи с уменьшением налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ по причине отмены целого ряда налогов и сборов изменено распределение доходов от поступлений налога на прибыль, а также доходов от уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения и ЕНВД.

от 10 июля 2001 года N 910-р

(с изменениями на 6 июня 2002 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

В целях формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого развития российской экономики:

2. Федеральным органам исполнительной власти при разработке нормативных правовых актов руководствоваться положениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 2001 года N 910-р

ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
(2002-2004 годы)

(с изменениями на 6 июня 2002 года)


СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛИ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Социально-экономические проблемы, ограничения
развития и макроэкономические тенденции

Задачи среднесрочной программы и среднесрочные
приоритеты

Основные направления социальной политики

Стабилизация демографической ситуации

Политика в сфере образования

Политика в области науки

Политика в сфере культуры

Развитие физической культуры и спорта

Создание благоприятного инвестиционного и
предпринимательского климата

Защита прав собственности и корпоративное
управление

Реформирование налоговой системы

Развитие института банкротства и защита прав
кредиторов

Выравнивание условий конкуренции и
государственная антимонопольная политика

Управление государственной собственностью

Развитие рынка земли и других объектов
недвижимости

Финансовая инфраструктура и финансовое
посредничество

Реформирование банковской системы

Инструменты денежного рынка

Развитие фондового рынка и инвестиционных
институтов

Развитие рынка страховых услуг

Политика поощрения инвестиций

Цели, задачи и этапы реализации структурной
политики

Направления развития промышленности и ее
отраслей

Научно-техническая и инновационная политика

Политика в сфере развития "новой экономики"

Развитие телекоммуникационной и информационной
инфраструктуры

Развитие транспортного комплекса

Развитие транспортной инфраструктуры

Реструктуризация естественной монополии на
железнодорожном транспорте

Транспорт нефти и нефтепродуктов

Структурные изменения в электроэнергетике

Структурные изменения в газовом комплексе

Структурные изменения в жилищно-коммунальном
хозяйстве

Реформирование и развитие
оборонно-промышленного комплекса (ОПК)

Экономические аспекты экологической политики и
природопользования

Интеграция экономического пространства

Основные направления развития макрозон

Северо-Запад (Северный и Северо-Западный
экономические районы)

Европейский Центр (Центральный и
Центрально-Черноземный экономические районы)

Поволжский регион (Волго-Вятский и Поволжский
экономические районы)

Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский
экономические районы)

Экономический федерализм и федеральная
региональная социально-экономическая политика

Реформа межбюджетных отношений Федеральная региональная

Особенности социально-экономической политики
развития районов Крайнего Севера

1. Цели и концепция программы

1.1. Долгосрочные ориентиры

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) включает положения, реализация которых направлена на достижение долгосрочных целей, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, направленной на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами. Достижение этих целей возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством, с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, оптимальным участием государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности, а также в обеспечении социальных стандартов, экономической свободы, финансовой стабильности и эффективной инфраструктуры.

Итоги социально-экономического развития страны в 1999-2000 годах свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции - на 24 процента, объем инвестиций в основные фонды - на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ - продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение забастовочной активности.

После августовского кризиса 1998 г. сложился ряд объективных предпосылок для начала общеэкономического подъема. Благодаря проведению осторожной денежно-кредитной политики и сдерживанию роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали. В этих условиях отставание роста внутренних цен от масштабов девальвации повысило конкурентоспособность российской продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что способствовало улучшению платежного баланса и дало мощный импульс к подъему отечественного производства и оживлению деловой активности во всех сферах экономики.

Другими факторами, оказавшими позитивное влияние на экономику, стали перемены в микроэкономической среде и мотивации экономических агентов. За прошедшие годы все большая часть предприятий стала приспосабливаться к рыночным условиям, существенно изменился характер их хозяйственной деятельности: снизился удельный вес нерыночных расчетов особенно по естественным монополиям, второй год подряд растет прибыль. Способствуя поддержанию макроэкономической стабильности, бюджетная политика государства стала более взвешенной, бюджет стал сводиться с общим профицитом, что позволяет последовательно снижать долговую нагрузку на будущие поколения.

Вместе с тем социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться Россия, свидетельствуют о недостаточной устойчивости позитивных тенденций развития экономики.

Значительными остаются масштабы бедности, средние стандарты жизни недопустимо низки. Не обеспечиваются минимальные государственные социальные гарантии. Продолжается сокращение численности населения, не снижается отток квалифицированной рабочей силы в другие страны.

В 2000 году объем прибыли существенно увеличился, а общая сумма убытков по экономике в целом снизилась незначительно. Практически не изменилась доля убыточных предприятий, она сохранилась на уровне около 40 процентов.

Несмотря на рост инвестиций в 1999-2000 годах, сохраняется деформированность их структуры в сторону энергосырьевого сектора и транспорта. В 1999 году на них пришлось 40 процентов от общего объема инвестиций (в начале 90-х годов эта доля составляла около 30 процентов, а в предыдущие десятилетия - 20-25 процентов). Такой "перекос" в сторону энергосырьевого сектора при отсутствии адекватного растущей экономике межсекторального перетока капитала консервирует отсталость ее перерабатывающих секторов, значительно усложняет задачу модернизации экономики.

Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержания устойчивых темпов роста. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.

Целью данной программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.

Цели и принципы

Формирование налогового законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФ от 27.12.1991г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов (о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и другие).

Дальнейшее развитие налогового законодательства проходило как по пути физического возрастания объемов нормативной информации, так и накопления качественно иного материала, требующего принципиального изменения в механизме правового регулирования - проведения масштабной налоговой реформы.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов;

основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

С 1 января 2001 года введены в действие главы части второй Кодекса о налоге на добавленную стоимость (ставки - 0 процентов, 10 процентов и 20 процентов), акцизах, налоге на доходы физических лиц (плоская ставка - 13 процентов) и едином социальном налоге (регрессивные ставки). Одновременно с введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда.

С 1 января 2001 года отменены: налог на отдельные виды транспортных средств; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств.

С 1 января 2002 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и ресурсных платежей.

Основные изменения законодательства о налогах и сборах, произошедшие в 2003 году, заключаются в следующем.

- налог на пользователей автомобильных дорог, являющийся оборотным налогом;

-налог с владельцев транспортных средств.

Введен транспортный налог, заменяющий налог с владельцев транспортных средств и налог на водно- воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

В дополнение к ранее предусмотренному специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса).

С 10 июня 2003 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Согласно положениям данной главы организации, перешедшие на данный режим налогообложения, освобождаются от уплаты всех федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, включая платежи за загрязнение окружающей среды, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акцизов, за исключением акцизов на подакцизное минеральное сырье), а также от местных налогов и сборов установленных в соответствии с Кодексом.

С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", регламентирующий ведение денежных операций не только с населением, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также устанавливающий сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ). При этом вместо ККТ возможно применение бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином России. В текст закона включен перечень организаций, освобожденных от применения ККТ.

Законом также предусмотрено, что через шесть месяцев после вступления его в силу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

В 2003 году сделан важный шаг в направлении ослабления налогового бремени: принят Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2004 года:

1) снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов;

2) отменены 20 региональных и местных налогов и сборов, в том числе налог с продаж (региональный налог);

3) введен единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок - 340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений);

4) установлена специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа в размере 107 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующей налоговой ставки 16,5 процента).

Налоговая ставка при добыче нефти на период до 31 декабря 2006 года установлена в размере 347 рублей за 1 тонну (вместо действовавшей ставки в размере 340 рублей за 1 тонну);

5) отменен акциз на природный газ.

С 1 января 2004 года вступила в силу принятая в 2003 году глава "Налог на имущество организаций".

С 1 января 2004 вступила в силу глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования порядка налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей подготовлена новая редакция главы 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которая также вступила в силу с 1 января 2004 года.

Читайте также: