Компенсационная пошлина устанавливается в случаях

Опубликовано: 04.05.2024

Статья VI
Антидемпинговая и компенсационная пошлины

1. Договаривающиеся стороны признают, что демпинг, при котором товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости товаров, должен подлежать осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или материально сдерживает создание отечественной промышленности. Для целей настоящей статьи, товар считается поступившим на рынок импортирующей страны по цене ниже его нормальной стоимости, если цена товара, экспортируемого из одной страны в другую:

(а) ниже сравнимой цены, при обычном ходе торговли, на аналогичный товар, когда он предназначен для потребления в экспортирующей стране, или,

(b) при отсутствии такой внутренней цены, ниже чем:

(i) наивысшая сравнимая цена на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в любую третью страну, при обычном ходе торговли, либо

(ii) стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в разумных размерах расходов по продаже и прибыли.

В каждом случае делается необходимая поправка на различия в условиях продажи, различия в налогообложении и другие различия, влияющие на сравнимость цен*.

2. В целях устранения или предотвращения демпинга договаривающаяся сторона может взимать с товара, являющегося предметом демпинга, антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговой маржи для данного товара. Для целей данной статьи под демпинговой маржой понимается разница в ценах, определяемая в соответствии с положениями пункта 1*.

3. Не налагается никакой компенсационной пошлины на любой товар из территории любой договаривающейся стороны, ввезенный на территорию другой договаривающейся стороны, в размере, превышающем оцениваемую дотацию или субсидию, которая, как было установлено, была предоставлена, прямо или косвенно, на изготовление, производство или экспорт такого товара в стране происхождения или вывоза, включая любую специальную субсидию на перевозку определенного товара. Под понятием "компенсационная пошлина" понимается специальная пошлина, взимаемая в целях устранения действия любой дотации или субсидии, предоставленной, прямо или косвенно, на изготовление, производство или экспорт любого товара*.

4. Никакой товар из территории любой договаривающейся стороны, ввезенный на территорию любой другой договаривающейся стороны, не подвергается обложению антидемпинговой или компенсационной пошлиной по причине освобождения такого товара от пошлин или налогов, налагаемых на аналогичный товар, когда он предназначается для потребления в стране происхождения или экспорта, или по причине возврата таких пошлин или сборов.

5. Никакой товар из территории любой договаривающейся стороны, ввезенный на территорию любой другой договаривающейся стороны, не подвергается обложению сразу и антидемпинговой, и компенсационной пошлинами для того, чтобы компенсировать одинаковую ситуацию демпинга или субсидирования экспорта.

6. (а) Никакая из договаривающихся сторон не взимает любую антидемпинговую или компенсационную пошлину с ввоза любого товара с территории другой договаривающейся стороны, если только она не установит, что эффект демпинга или субсидирования, в зависимости от случая, является таковым, что причиняет или угрожает причинить материальный ущерб существующей отечественной промышленности, или таковым, что может материально замедлить создание отечественной промышленности.

(b) ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ могут установить освобождение от требования подпункта (а) настоящего пункта для того, чтобы разрешить договаривающейся стороне взимать антидемпинговую или компенсационную пошлину на ввоз любого товара в целях компенсации демпинга или субсидирования, которые причиняют или угрожают причинить материальный ущерб промышленности на территории другой договаривающейся стороны, экспортирующей такой товар на территорию импортирующей договаривающейся стороны. ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ освобождают от требований подпункта (а) настоящего пункта для того, чтобы разрешить взимание компенсационной пошлины в случаях, когда они установят, что субсидия причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности на территории другой договаривающейся стороны, экспортирующей соответствующий товар на территорию импортирующей договаривающейся стороны*.

7. Система стабилизации внутренних цен или доходов отечественных производителей сырьевого товара, независимо от движения экспортных цен, в результате которой иногда происходит продажа товара на экспорт по цене ниже сравнимой цены, устанавливаемой для покупателей аналогичного товара на внутреннем рынке, презюмируется как не причиняющая материального ущерба в смысле пункта 6, если в результате консультаций между договаривающимися сторонами, существенно заинтересованными в таком товаре, установлено, что:

(а) система имела также своим результатом продажу товара на экспорт по цене выше сравнимой цены, устанавливаемой для покупателей аналогичного товара на внутреннем рынке, и

(b) система функционирует таким образом, либо вследствие эффективного регулирования производства, или по другим причинам, что она не стимулирует не должным образом экспорт или как-нибудь иначе серьезно ущемляет интересы других договаривающихся сторон.

— наносит существенный ущерб от импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств);

— угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров (несет в себе угрозу причинения существенного ущерба отрасли российской экономики);

— препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ. Компенсационные пошлины взимаются сверх обычных ввозных пошлин. Ставка компенсационных пошлин зависит от величины субсидий и поэтому может значительно превышать ставку ввозной пошлины на тот же товар. Применение компенсационных пошлин ограничивается условиями двусторонних международных договоров, а также таких многосторонних договоров, как:

— соглашение о Таможенном союзе;

— региональные соглашения о свободной торговле (Европейское Экономическое Сообщество, Европейский Союз, Европейская Ассоциация Свободной Торговли, Латиноамериканская Ассоциация Интеграции, Ломейские Конвенции, Амазонский пакт, Арушское соглашение, II Яундская конвенция, Картахенское соглашение, Карибское Сообщество, Североамериканское соглашение о свободной торговле).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

  • КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ
  • КОМПЕНСАЦИЯ НАЛОГОВ

Смотреть что такое "КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ" в других словарях:

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ — особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в Законе РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. Применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если… … Юридический словарь

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ — пошлины, вводимые государством импортером в отношении товаров, экспорт которых субсидируется. Субсидирование, т.е. государственно финансовая поддержка производителей или экспортеров товара, осуждается ст. XVI Генерального соглашения по тарифам и… … Внешнеэкономический толковый словарь

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ — см. Таможенные пошлины … Энциклопедия юриста

компенсационные пошлины — особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в Законе РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. Применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если… … Большой юридический словарь

Пошлины покровительственные — вид таможенных пошлин, используемых с целью затруднить доступ определённых иностранных товаров на внутренний рынок или их транзит, а также вывоз отечественного сырья и полуфабрикатов на иностранные рынки для создания наилучших условий для … Большая советская энциклопедия

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ — меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины (ст. 2… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ — меры по ограничению импорта товара, производимого и (или) экспортируемого с использованием специфических субсидий иностранного государства (объединения иностранных государств), применяемые посредством введения компенсационной пошлины, в том числе … Таможенное дело. Толковый словарь

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИНЫ — виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003 1 О таможенном тарифе могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными… … Энциклопедия юриста

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИНЫ — виды таможенной пошлины, которые согласно ст. 7 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К О.в.п. относятся: специальные пошлины; антидемпинговые… … Юридический словарь

особые виды пошлины — виды таможенной пошлины, которые согласно ст. 7 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К О.в.п. относятся: специальные пошлины; антидемпинговые… … Большой юридический словарь

Все началось с того, что Решением Коллегии ЕЭК от 17.11.2015 № 154 сроком на 5 лет были введены антидемпинговые пошлины в отношении грузовых шин, предназначенных для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно, с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения 8 к техрегламенту ТС “О безопасности колесных транспортных средств” (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению 2), происходящих из КНР и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

До вступления в силу Решения Коллегии ЕЭК, шины выехали из Китая в Новороссийск и декларантом была подана предварительная декларация в которой были начислены лишь обычные ввозные пошлины.

17.12.2015 года стало окончательно ясно, что предъявить товар таможне до вступления в силу антидемпинговой пошлины не удастся, а у таможни возникла идея все же взыскать эту самую пошлину, поскольку по состоянию на 18.12.2105 года Решение Коллегии в силу вступает, а товар под процедуру еще не помещен.

Анализируя ситуацию, мы исходим из того, что по общему правилу установленному пунктом 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие НА ДЕНЬ РЕГИСТРАЦИИ таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

Предварительное декларирование осуществляется в соответствии со статьей 193 ТК ТС, и день регистрации предварительной декларации является моментом применительно к которому применяются ставки ввозных пошлин и налогов.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не являются видами таможенных платежей, а согласно пункту 2 статьи 70 ТК ТС устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 2 ПРОТОКОЛА

“антидемпинговая пошлина” – пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“компенсационная пошлина” – пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“специальная пошлина” – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“предварительная компенсационная пошлина” – пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию Союза товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом материального ущерба отрасли экономики государств-членов, угрозы его причинения или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов;

“предварительная специальная пошлина” – пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию Союза товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии возросшего импорта, который нанес или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов;

ПРОТОКОЛ разработан в соответствии со статьями 48 и 49 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) и определяет применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам в целях защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе.

3. Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер осуществляется на условиях и в порядке согласно приложению N 8 к настоящему Договору.

4. Применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с приложением N 8 к настоящему Договору органом, определенным Комиссией в качестве ответственного за проведение расследований (далее – орган, проводящий расследования).

5. Зачисление и распределение специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в соответствии с приложением N 8 к настоящему Договору.

2. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

3. Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующей третьей страны, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

4. Для целей применения мер защиты внутреннего рынка под отраслью экономики государств-членов понимаются все производители аналогичного товара (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (для целей специального защитного расследования) в государствах-членах либо те из них, доля которых в общем объеме производства в государствах-членах соответственно аналогичного товара либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара составляет существенную часть, но не менее 25 процентов.

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате при помещении товаров под таможенные процедуры, условия которых в соответствии с международными договорами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Исчисление специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникновение и прекращение обязанности по уплате данных пошлин, определение сроков и порядка их уплаты осуществляются в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом таможенного союза для ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, установленных настоящим Договором.

При применении антидемпинговой или компенсационной пошлины в соответствии с пунктами 104 и 169 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение N 8 к настоящему Договору) антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате не позднее 30 рабочих дней со дня вступления в силу решения Комиссии о применении антидемпинговой или компенсационной пошлины, а также зачислению и распределению в порядке, определенном в приложении к указанному Протоколу.

Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится.

В случае неуплаты или неполной уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленные сроки их взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном для ввозных таможенных пошлин законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов с начислением пеней. При этом порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата пеней аналогичен порядку, установленному для пеней, уплачиваемых, взыскиваемых в связи с неуплатой или неполной уплатой ввозных таможенных пошлин.

Положения настоящего пункта распространяются на исчисление, уплату и взыскание предварительных специальных, предварительных антидемпинговых, предварительных компенсационных пошлин.

Относительно универсальных положений пункта 3 статьи 3 ТК ТС, согласно которым п ри таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств – членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, оговорок мы не встретили.

В итоге таможенный орган не решился взыскать антидемпинговую пошлину, а декларанту пришлось изрядно понервничать :))

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

компенсационные пошлины

Начисление и выплата таможенных платежей выступают как одни из наиболее актуальных вопросов, касающихся сферы внешнеэкономической деятельности. В большинстве государств эти средства признаются как важная составляющая доходов бюджета. Соответственно, взимание этих сумм выступает в качестве одной из ключевых функций таможенных органов.

Сущность платежей

Таможенные органы осуществляют начисление и взимание налогов, сборов, пошлин. Экономическое значение последних заключается в использовании их в качестве регулирующего инструмента. Таможенная пошлина оказывает влияние на конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке, динамику стоимости импортной продукции, реализуемой на российской территории. Правовая сущность платежа исследована достаточно подробно.

компенсационные пошлины применяются

Между тем положения законодательства, регулирующие отношения, связанные с установлением и взиманием пошлин, и научные взгляды на вопрос о ее природе конфликтуют друг с другом. Это обусловливается тем, что нормотворцы неоднократно изменяли подход к определению места и значения этого платежа. Стоит согласиться с авторами, считающими, что таможенная пошлина не выступает в качестве налога, а находится на особой позиции в фискальной системе. Обязательства по уплате возлагается на субъекта, претендующего на реализацию определенного права как неотъемлемое условие предоставления необходимой юридической возможности. Отчисление пошлины связано с осуществлением перемещения объекта через границу России.

Ключевые признаки

К основным характеристикам таможенной пошлины следует отнести:

  1. Обязательность взноса. При этом необходимость уплаты не должна нарушать конституционного права на свободную коммерческую деятельность.
  2. Возмездность. Фактически пошлина выступает как плата за предоставление права транспортировать груз через границу.
  3. Отсутствие признака регулярности. Эта характеристика обусловливается тем, что платеж взимается только в случае вступления субъекта в соответствующее правоотношение.

Важный момент

компенсационные пошлины применяются в случае

Стоит отметить, что возмездность пошлины состоит не в том, что лицо, которое перевозит груз через границу, компенсирует таким образом расходы таможенного органа. Взимание платежа не направлено на покрытие издержек государства, связанных с предоставлением указанной возможности переместить объект. Иначе пошлина стала бы отождествляться со сбором. Его величина, в свою очередь, ограничена примерной ценой услуг, оказываемых в рамках таможенного оформления, хранения и сопровождения груза.

Субсидии и компенсационные пошлины

В России установлена система взимания таможенных платежей, которая регулируется отраслевым законодательством. Ключевым направлением развития нормативных положений при этом выступает стремление к максимальному приближению национальных стандартов к международным, установленным Генеральным соглашением по торговле и тарифам ВТО. В нем определено понятие субсидии. Ею выступает:

  1. Любое финансовое воздействие государства. Это может быть прямой перевод денежных средств предприятию, предоставление льгот и так далее.
  2. Государственная поддержка цен в любой форме. Она направлена на увеличение экспорта определенной категории продукции или сокращение импорта.
  3. Любая разновидность льгот, являющихся формой государственного финансового содействия либо государственной поддержки доходов и цен.

Нейтрализующие меры

компенсационные пошлины примеры

В действующем в РФ законодательстве отражены общепринятые в международной практике подходы к снижению негативного влияния специфических субсидий иностранных государств. Компенсационные пошлины применяются в случае, если будет установлено, что финансовые инструменты поддержки, использованные другой страной, могут нанести экономический ущерб российским производителям, создают такую угрозу или значительно замедляют развитие/создание отрасли при импорте соответствующей продукции. Субсидироваться может непосредственный выпуск товара, его транспортировка или экспорт.

Особенности расчета

Компенсационные пошлины – это фактически меры защиты отечественных производителей от действий иностранных государств. Для установления их размера осуществляется расчет величины субсидии на одну единицу (штуку, тонну, кубометр и пр.) импортируемого товара. Правила, в соответствии с которыми определяется соответствующий показатель, утверждаются правительством РФ. Устанавливая компенсационные пошлины, уполномоченные органы в качестве ключевого понятия, таким образом, используют специфическую субсидию зарубежного государства.

Правила установления

компенсационные пошлины вводятся

Компенсационные пошлины вводятся по решению компетентного органа. Оно, в свою очередь, может приниматься в течение периода действия специфической субсидии зарубежного государства. Ставка, на основании которой рассчитываются компенсационные пошлины, не должна быть выше тарифов, используемых другой страной при финансовой поддержке дохода и цен своих производителей, определенного в отношении единицы экспортируемой продукции. Если субсидии предоставляются по различным программам, должен быть учтен их общий размер.

Срок действия

Компенсационные пошлины применяются на основании решения правительства в течение периода и в размере, необходимых для нейтрализации или устранения ущерба отрасли отечественной экономики, возникшего в связи с субсидируемым импортом. При этом максимальный срок действия данной меры ограничен законодательством. Он не должен быть больше пяти лет с даты начала применения пошлины. Исчисление периода может также осуществляться со дня, когда решение об использовании этой меры было в последний раз пересмотрено.

Компенсационные пошлины: примеры

компенсационные пошлины призваны

Стоит отметить, что практика использования нейтрализующих мер в России не такая обширная, как в других странах. По правительственному Постановлению № 791 от 21.12.2005 г., направленному на защиту экономических интересов предприятий, производящих прутки для армирования конструкций из железобетона, на период до 14.08.2007 г. были установлены компенсационные пошлины в отношении указанной продукции, импортируемой с территории Украины. Во исполнение данного распоряжения был утвержден Приказ ФТС № 26 от 19.01.2006 г. По предписанию службы таможенные органы должны были взимать компенсационные пошлины с 23.01.2006 г. до 13.08.2007 г. включительно. Размер изъятия составил 21 % от стоимости продукции.

Другой случай использования нейтрализующих мер

Министерство развития экономики и торговли внесло проект постановления, в соответствии с которым предусматривалось введение пошлины размером 8,1 % от цены белого сахара, но не меньше 39,5 доллара за тонну на три года. Установление такого тарифа было продиктовано результатами расследования, проведенного МЭРТ в отношении указанного товара, импортируемого из Белоруссии. Мероприятия были начаты 20.09.2005 г. Расследование было санкционировано по заявлению Союза производителей сахара России. На долю его участников приходится более 80 % общего объема выпуска данной продукции в стране.

компенсационные пошлины в россии

Заявитель направил материалы, по которым вследствие импорта белорусского сахара производство отечественного существенно сократилось. Так, в 2004 г. оно снизилось более чем на 21 % в сравнении с 2002 годом. При этом доля предприятий-изготовителей уменьшилась с 92,5 % в 2002 г. до 88,8 % в 2004-м. Цены импортного белорусского сахара были ниже стоимости продукции на российском рынке на 10,3 %. При этом доля зарубежных поставок увеличилась до 7,6 % (с 5 %). В итоге импорт сахара из Белоруссии составил в 2002-2004 гг. в среднем 67,6 % от совокупного ввоза этой продукции в страну. Таким образом, в целях защиты отечественного производителя Союз изготовителей направил запрос в Минэкономразвития.

Цели нейтрализующих мер

Как и прочие виды специальных таможенных платежей, компенсационные пошлины призваны обеспечивать защиту отечественной экономики и российских производителей. Они не нацелены на извлечение фискальной прибыли. Другими словами, устанавливая компенсационные пошлины, государство не предполагает пополнить доходную часть бюджета. Оно стремится к обеспечению основной защитной функции нетарифных регулирующих мер при осуществлении субъектами внешнеторговой деятельности. В этой связи ставки компенсационных пошлин могут быть ниже величины специфической субсидии, применяемой зарубежным государством, если такой тариф будет являться достаточным для нейтрализации ущерба той или иной отрасли.

Данное обстоятельство выступает как один из аргументов, подтверждающих штрафную природу используемых защитных методов и отличающих рассматриваемую меру от других инструментов регулирования. В частности, речь идет о вывозных и ввозных пошлинах, начисляемых и взимаемых таможенными органами. Безусловно, нейтрализующие меры имеют огромное практическое значение в решении вопроса о поддержке российских производителей. Для введения компенсационных пошлин необходим тщательный анализ ситуации. Именно поэтому в качестве обязательного условия их установления выступает расследование, которое проводится Минэкономразвития.

Международный демпинг однозначно вреден для экономики государства-импортера. Если товар из-за рубежа ввозится по цене ниже, чем он производится и продается на внутреннем рынке экспортирующей страны, это крайне негативно скажется на отечественном производителе. Поэтому государство стремится не допустить демпинга, защищая свою экономику.

Вопрос: Организация ввозит товар стоимостью 3 000 евро, страна происхождения подтверждена сертификатом качества завода. В отношении данного товара, происходящего из Китая, установлена антидемпинговая пошлина. Правомерно ли требование таможенного органа о внесении изменений в декларацию на товары в части указания сведений о том, что страна происхождения не определена, и заявления сведений об исчислении и уплате антидемпинговой пошлины?
Посмотреть ответ

Одним из способов такой защиты являются антидемпинговые пошлины. Рассмотрим, в чем заключается эта мера, а также внесем ясность относительно расчета их суммы. Важно правильно отразить эти пошлины в бухгалтерском учете.

Суть антидемпинговых пошлин

Международный бизнес предполагает ввоз различной заграничной продукции. Довольно часто аналоги таких вещей или продуктов производятся и в принимающей стране. Если происходит экспорт по так называемой «бросовой» стоимости, то есть цены на него занижены, если сравнивать с аналогичной продукцией, производящейся для себя страной-экспортером, такая ситуация называется демпингом. Международное использование демпинговых цен законодательно запрещено в большинстве государств из-за своего деструктивного экономического влияния.

Вопрос: В каких случаях в соответствии с п. 3 ст. 121 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций от имени и по поручению декларанта таможенным представителем, который в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может не предоставляться?
Посмотреть ответ

Чтобы исключить возможность экспортного демпинга, на таможне вводится особый вид сборов, а именно антидемпинговые пошлины – специальные платежи, взимаемые дополнительно к обычным тарифам таможни. Эти спецмеры вводятся, если расследованием компетентных органов установлено, что ввоз импорта по заявленной стоимости:

  • материально повредил какой-либо сфере экономики Российской Федерации;
  • потенциально может угрожать материальным ущербом;
  • мешает или способен помешать прогрессу в данной отрасли отечественной экономики.

Вопрос: Каким образом соотносятся ввозные таможенные пошлины и специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины?
Посмотреть ответ

Под потенциальным или реальным материальным ущербом, причиняемым экономике России, понимается создание ситуации, при которой:

  • объемы производства ввозимого товара сокращаются внутри страны;
  • отечественная продукция реализуется в значительно меньших объемах либо вообще становится дефицитом;
  • производство этой продукции теряет рентабельность;
  • уменьшаются товарные запасы;
  • растет уровень незанятости и уменьшаются заработные платы в соответствующей экономической отрасли;
  • снижается или прекращается инвестирование в данную сферу экономики.

Вопрос: Российская организация ввозит из Китайской Народной Республики грузовые шины, классифицируемые в товарную подсубпозицию 4011 20 100 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемые антидемпинговой пошлиной согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Обязана ли российская организация предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате антидемпинговой пошлины при помещении данного товара под таможенную процедуру таможенного транзита?
Посмотреть ответ

Если такая ситуация подтверждена, справедливо, чтобы сторона, ввозящая товар, понесла дополнительную финансовую нагрузку, которая отойдет в пользу российского бюджета – в компенсацию причиняемого вреда. Предприниматель-экспортер сам вправе решать, будет ли ему выгодно поставлять в страну товар по демпинговым ценам вкупе с такими таможенными пошлинами или же установить так называемую «нормальную» цену.

Нормальная цена

Нормальной считается цена, действующая на аналогичный товар на внутреннем рынке страны-поставщика.

Вопрос: Необходимо ли российской организации при помещении ввезенного из Польши товара (прутки стальные горячекатаные, код 7213 10 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждать страну его происхождения, если таможенная стоимость товара составляет 750 евро и в отношении товара уплачена антидемпинговая пошлина согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2016 N 28?
Посмотреть ответ

Если аналогичный товар в стране не производится, нормальную цену можно посчитать путем расчета себестоимости, добавив к ней разумную наценку, либо посмотреть, по каким ценам этот товар идет на экспорт в другие страны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Демпингом не является снижение цен по сравнению с внутренним рынком принимающей стороны. Сравнение идет с ценами для потребителей в стране-экспортере.

Например, во Франции банка растворимого кофе стоит 2 евро, а в России аналогичный кофе можно купить за 150 руб., это примерно 2,2 евро. Если из Франции привезут такой кофе для продажи в РФ по 2 евро (около 134 руб. по курсу), это не будет демпингом. А вот продавать его дешевле этой цены уже запрещено.

Как закон регулирует антидемпинговые пошлины

Основным законодательным актом, регламентирующим введение антидемпинговых пошлин, порядок их взимания и размер, является «Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода», ратифицированное на основании Федерального закона от 19.10.2011 №274-ФЗ. Руководствуясь им, Комиссия Таможенного союза принимает решения относительно особых пошлин или иных ограничений на ввоз конкретных товарных групп из определенных стран.

Подтверждение вероятности оснований для особых пошлин

Антидемпинговая пошлина вводится по итогам доклада, составленного по результатам экономического расследования компетентного органа – представительства Комиссии Таможенного союза. Чтобы решение о введении антидемпинговой пошлины было принято, расследование нужно проводить не быстрее 6 месяцев.

Можно ввести эту пошлину, сделав лишь предварительное заключение (не раньше чем спустя 2 месяца), тогда пошлина тоже считается предварительной, то есть будет взята, но не поступит в федеральный бюджет до окончательных выводов (еще около 120 дней). Если в итоге демпинг не констатируют, пошлину вернут плательщику.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если экспортер сам по собственной воле пересмотрит цены на свой товар в приемлемых размерах, расследование правомерно прервать досрочно, так как для него уже не будет оснований.

Заключение о демпинге не может действовать дольше 5 лет, по истечении этого срока нужно отменять антидемпинговые меры или предпринимать новое расследование. Спустя год после введения антидемпинговых пошлин экспортеру позволено заявить требование о пересмотре ставки или назначении нового расследования, инициирующего отмену этих пошлин.

Поэтому список антимонопольных пошлин постоянно обновляется как в отношении наименований ввозимой продукции, так и в отношении стран-экспортеров. Его актуальность нужно постоянно уточнять у таможенного брокера.

Ставка антимонопольной пошлины

Сумма ставки рассчитывается таким образом, чтобы при уплате она покрыла ущерб, который продажа данных товаров нанесет или может нанести отечественной экономике. Она устанавливается по окончании предпринятого длительного расследования.

ВАЖНО! Если к плательщику была применена предварительная пошлина, а в итоге расследования демпинг подтвержден, но принята ставка ниже уже оплаченной, разница будет возвращена экспортеру. Повышение же ставки не грозит плательщику доплатой – разницу ему прощают.

Ставку устанавливает Комиссия таможенного союза при вводе в действие регламента антидемпинговой пошлины. Если происходит импорт товара, на который соответствующую ставку еще не успели рассчитать, такой товар особой пошлиной не облагается либо она вычисляется индивидуально.

Так как ставка этой пошлины относится к особым, ее нельзя рассчитывать по обычным формулам таможенных ставок (адвалорной, специфической или комбинированной). Они устанавливаются исключительно по итогам специального расследования и могут изменяться или отменяться с течением времени.

Бухгалтерский учет антидемпинговой пошлины

Антидемпинговая пошлина никак не связана с обычной ввозной, они платятся по отдельности. В бухгалтерских документах необходимо отражать импорт из страны, не входящей в Таможенный союз, следующими проводками:

  • дебет 76 «Таможня», кредит 51 «Расчетные счета» – уплата авансовых платежей органам таможни;
  • дебет 41.01 «Товары на складах», кредит 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте» – получение товаров;
  • дебет 41.01 (или 44.01), кредит 76 «Таможня» – авансовый платеж по уплате ввозных пошлин и сборов.

ВНИМАНИЕ! Если пошлины учитываются в стоимости товара, применяется счет 41 «Товары», а если в составе текущих расходов – счет 44 «Расходы на продажу» (в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Поскольку антидемпинговая пошлина является специальной мерой, ее относят к нетарифному способу урегулирования, а не к ввозным таможенным пошлинам, и на этом основании не включают в налоговую базу для расчета налога на добавленную стоимость.

Читайте также: