Почему не работает аис налог 3

Опубликовано: 03.05.2024

Еще

Миша Жуховицкий набросал новый хит на волнующую всех тему — налоги и что и как в реальности по твоей конторе видит налоговая.

Про кривизну работы налоговой. Взгляд изнутри.

Один из крупнейших региональных городов России. По сцене скачет местный высокопоставленный налоговик. В зале представители бизнеса. Налоговик, с горящими глазами вещает, что налоговая знает всё про всех. Великий АСК НДС – это всевидящее око. А теперь (или совсем-совсем скоро) АСК НДС будет в моменте сверять счет-фактуры и суммы, которые проходят по банковским счетам. Что стоит сотруднику нажать кнопку, так он мгновенно видит полную карту контрагентов. Со всеми грехами. А потом будет фискальная кара. Быть может, даже уголовная. И никто не скроется.

Шоу классное, народ ведется. Происходит такая показуха во всех регионах. Но с текущей реальностью имеет слабую связь. Дело в том, что информации о технической части работы ФНС почти не выходит наружу. Налоговики блюдут тайну, им выгодно напускать туман. А всякие инфобизнесмены по налогам транслируют только слухи, большинство из них программного обеспечения налоговой вообще в глаза не видели.


Тезисно расскажу о глюках АСК НДС и АИС. И почему с НДСом ещё длительное время будет бардак

— Из 150 тысяч налоговиков в стране НДСом занимаются 15 тысяч. Из них 90% разносят бумажки и вообще не понимают, о чём речь. Остается 1500 человек. На всю Россию. На все регионы. Если вдуматься, то это совсем немного. На всех налогоплательщиков-юридических лиц. Т.е, присутствует физическое ограничение, которое упирается в людей.

— Выгрузка древа АСК НДС 5-6 колена с небольшим количеством контрагентов физически занимает 40-50 минут времени. Посмотреть одно юрлицо. Если древо сильно разветвленное, счет идёт уже на часы. Параллельно с этим на компе больше ничего делать нельзя. Это не пассивная фоновая задача, которую включил и пошел. Получается, сотрудник за день может промониторить ограниченное количество цепей.

— Выгрузка древа АСК НДС – это лишь опция в программе.Сама программа, АИС Налог 3, через которую происходит выгрузка – это неимоверно глючная штука. Иногда она вырубается по всей России. Бывает, АИС работает лишь несколько часов в день. Между всеми инспекциями России, по регионам, есть график включения АИС Налог-3. Очень похоже на график отключения воды в городе. Сегодня один район моется горячей водой. Завтра – другой. Так и тут. Вся Россия разбита на временные слоты, когда предоставляется доступ к АИС. Даже при всем желании налоговиков работать больше, сверхурочно, они просто этого не могут: доступ отрубается в определенное время.

— Компетенция сотрудников и их количество. Ранее я написал про количество сотрудников в ФНС. А есть ещё такой показатель, как количество сотрудников по регионам, имеющих доступ к АИС. Чукотка, Еврейский автономный округ, Ингушетия и ещё пяток регионов, где доступ к АИСу имеет менее 250 сотрудников. Из них, как уже озвучивал, 90% не понимают, что происходит. Сейчас многие догадались лепить технички-промежуточные звенья в таких регионах. Уверен, во многих регионах сейчас уже свыше половины регистраций юрлиц идёт под технички, связанные с НДС. Просто потому, что на месте их не отследить ввиду малочисленности сотрудников.

— Уровень доступа к АИСу зависит в зависимости от должности сотрудника. Как в Макдональдсе: кассир не может отменить пирожок из вашего заказа, пока не подойдет старший, с картой доступа. У рядового инспектора открыт доступ приблизительно к 20 веткам. У начальника отдела – к 50 веткам АИСа. Почему так? Наверно, чтобы не сливали информацию. Инспектора не могут выполнять работу в полную мощь, по многим вопросам нужно запрашивать доступ у начальства. А начальство вечно занято.

В итоге, не получится улучшить какой-то один модуль к АИСу. Мол, перепишем сейчас АСК НДС и всё. АИС нужно перепиливать весь, целиком. И разобраться с тем, чтобы банки отчитывались своевременно и в полном объёме.

На мой взгляд, сверка операций по счету и по счета-фактурам возможна, только если произойдет тотальная замена всего программного обеспечения налоговой на новое. Синхронно со сменой техники на более современную. И вместе с обучением текущего и нового персонала.

— Сотрудники получают копейки. В Москве з\п 28-30 тысяч, в регионах меньше. Люди, которые должны вылавливать хищения, вынуждены беспокоиться о своём выживании. У них другим голова занята, вопрос пополнения бюджета страны для них вторичен. Инспекторам нужно поднимать зарплаты.

— Техника старая. УФНС по регионам и ИФНС по городам ещё кое-как, терпимо. А межрайонные инспекции – там совсем грустно. Но и в управлении, на относительно новых системных блоках, система вешается, если юридическое лицо имеет гигантское древо контрагентов. В территориалках такое древо отсмотреть вообще не реально.

Поэтому, мелкий и средний бизнес могут ещё долго спать спокойно. При условии грамотной работы. Слив НДС по системе: «3 лавки в ряд, на конце брошенка», больше не работает. Работать нужно красиво и не жмотить пару процентов за качество. Иначе, потом будут прилетать доначисления на полную сумму.


Про крупный бизнес местные налоговики и так всё знают. Более того, для градообразующего бизнеса, типа металлургических компаний, налоговая, фактически, выступает внешним аудитором. Им в городе банально больше некем заниматься, других плательщиков НДСа там нет. Поэтому, у крупняка идут проверка за проверкой, которые сливаются в одну большую, бесконечную проверку. Такая система бывает взаимовыгодна. Налоговики в регионах по реальным доходам – местная элита, на уровне судейских и ФСБ. Речь, конечно, про руководство, не рядовых сотрудников.


Выводы такие:
— Ничего сейчас налоговая в онлайне не видит. И ещё долго видеть не будет.
— По вопросам «бумажного НДС» нужно работать с теми, кто хорошо представляет техническую часть ФНС изнутри.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Опыт прошлого года был печальный. Рассказываем, какие действия спасут от штрафов из-за сбоя в ФНС.

Вся правда о переходе налоговиков на АИС Налог-3 была озвучена в этом году не сразу. Так, отчёты за 4 квартал 2018 г. ушли со штрафами в просрочку не по вине организаций и были приняты аж в феврале 2019 года.

Предупреждение на сайте налоговой инспекции было опубликовано 5 февраля. А вся ситуация началась в декабре, когда и начался тот самый переход. Звонки в налоговую не прекращались, а отчеты не принимались, в итоге начисление штрафов организациям, блокировки счетов и разбирательство после того, как программа заработала. Снятия штрафных санкций мы добились только в марте 2019, с помощью бесконечных звонков и отправки квитанций в налоговую в подтверждение того, что всё было отправлено вовремя.

После этого мы выработали определенный алгоритм действий на будущее, чтобы не испытывать больше такого напряжения и не рассчитываться за штрафы вместо организаций из своего кармана.

В 2020 году обновление программного обеспечения будет связано со многими изменениями законодательства по налогообложению. Но основная проблема все таки связана с обновлением программного обеспечения в налоговой. И оно уже началось.

Три дня назад пошли первые звоночки, в связи с тем, что не проходит в базе налоговой уточнение платежа, ошибочно уплаченного за 3 квартал 2019 г., ошибка в КБК. Письмо с уточнением было отправлено в ноябре, а уточнение все не проходит в базе налоговой. Но самое главное, что уже пришло решение от областной налоговой, что дело передано приставам на взыскание задолженности, которая якобы есть по неуплаченному налогу. Пени уже рассчитаны и арест присутствует на счете. Звонок в налоговую прояснил ситуацию: инспектор спокойно ответила, что это массовое явление, программа «висит».

Грандиозный переход с одной программы на другую в налоговой в этом году не планируется, в прошлом переход был трехлетним и его завершение выпало на сдачу 4 квартала, а в этом году у налоговой инспекции плановое обновление программы, и она все равно будет висеть.

Причины обновления — законодательные изменения. Вот основные:

  • С 2020-го отчетность НДФЛ сдается в электронном виде, если у вас есть сотрудники. Сделано это изменение, чтобы упорядочить отчетность и упростить налоговикам жизнь в части проверки сведений с другими формами отчетов в базе налоговой. Соответственно, программное обеспечение налоговой обновляется проверками НДФЛ. Право сдаваться на бумаге будет только у тех налоговых агентов, которые за год выплатили доходы максимум 10 физлицам.
  • Расширяются регионы, где можно стать самозанятым, если в 2019 году это были Москва и область, Калужская область и Татарстан, то с 01.01.2020 список регионов станет существенно шире, их в нем будет еще плюс 19 согласно 428-ФЗ от 15.12.2019. Дополнительные изменения будут внесены в программное обеспечение налоговой по этим регионам.
  • Новая форма отчетности по налогу на прибыль появится с 2020 года, для нас изменений в корне никаких нет. А в ИФНС программное обеспечение будет меняться с изменением формы.
  • Изменения касаются налога упрощенцев с отменой декларации по УСН-6%, если есть ККТ.
Сроки обновления программного обеспечения ФНС всегда непредсказуемы, так показал опыт предыдущих лет. Иногда сбои идут по техническим причинам в связи с многочисленными сведениями, которые получает от нас налоговая инспекция за очень короткий период времени.

Как бороться в период, когда программа налоговой будет обновляться?

Как пойдет сейчас, узнаем только после новогодних каникул. Есть ощущение, если раз уже есть «тормоза» в программе, значит, все только начинается. В любом случае, сдача отчетов 4 квартала впереди. Удачи нам в этом процессе!


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-12/412@ "О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего автоматизацию технологического процесса 103.18.00.00.0010 "Администрирование специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в части развития контрольно-аналитических инструментов и совершенствования информационного обмена с операторами электронных площадок и кредитными организациями"

В целях обеспечения автоматизации в АИС "Налог-3" технологического процесса 103.18.00.00.0010 "Администрирование специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в части развития контрольно-аналитических инструментов и совершенствования информационного обмена с операторами электронных площадок и кредитными организациями, реализации функций, возложенных на Федеральную налоговую службу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 в действующей редакции, в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом работ, выполненных в рамках Государственного контракта от 27.07.2020 N 5-6-02/103 (пункт 2.7.1), результатов опытной эксплуатации, проведенной с учетом решения подкомиссии ФНС России по приемке работ, выполненных в соответствии с Государственным контрактом от 27.07.2020 N 5-6-02/103 (протокол работы подкомиссии от 25.11.2020 N 2.7.1-Р103/4-2020) и приказом ФНС России от 31.12.2020 N ВД-7-20/989@, приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3", реализующее автоматизацию технологического процесса 103.18.00.00.0010 "Администрирование специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в части развития контрольно-аналитических инструментов и совершенствования информационного обмена с операторами электронных площадок и кредитными организациями (далее - программное обеспечение), в составе компонентов АИС "Налог-3" согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению оперативного контроля (В.Г. Мальцев) обеспечить:

2.1. Эффективное внедрение в промышленную эксплуатацию программного обеспечения.

2.2. Методологическое сопровождение программного обеспечения при выполнении функций налогового администрирования в ходе промышленной эксплуатации.

3. Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов) организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

4. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин) обеспечить в ходе промышленной эксплуатации программного обеспечения выполнение работ по организационно-техническому и информационному обеспечению деятельности ФНС России и ее территориальных органов, определенных Уставом.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности, - в части пунктов 1, 3, 4, на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего деятельность по развитию и внедрению автоматизации администрирования доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход, - в части пункта 2 настоящего приказа.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В. Егоров

Приложение
к приказу ФНС России
от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-12/412@

Состав компонентов АИС "Налог-3"

N
п/п
Технологический процесс Компоненты АИС "Налог-3"
1 103.18.00.00.0010 "Администрирование специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" Прикладная подсистема, обеспечивающая налогообложение доходов физических лиц, полученных от профессиональной деятельности (ПП НПД)

Обзор документа

Прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3" по администрированию НПД введено в промышленную эксплуатацию.

Автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС Налог-3) постоянно следит за налогоплательщиками

В АИС Налог-3 уже сейчас есть практически все данные о компаниях и физических лицах с момента регистрации: от информации об уплате налогов контрагентами до сведений о банковских счетах. При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро даже свадьба или развод станет частью фискальной истории налогоплательщика.

Налоговый контроль полностью автоматизировали

В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Количество проверок за 2018 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента. Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.

Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.

АИС Налог-3 анализирует всех налогоплательщиков

С помощью программного комплекса налоговики администрируют как физических, так и юридических лиц. По первым АИС Налог-3 дает информацию об имущественных налогах по экстерриториальному принципу. Кроме того, система позволяет администрировать декларации физических лиц.

Большинство организаций и ИП, применяющих спецрежимы, также перевели на администрирование в АИС Налог-3. Полный перевод всех юридических лиц состоится в ближайшие пару месяцев. Параллельно в систему подгружают данные обо всех видах обязательных платежей. Помимо администрирования с помощью программного комплекса осуществляют постановку на учет, учет контрольно-кассовой техники и т. д.

Возможности программного комплекса позволяют налоговикам в режиме реального времени получать доступ:

  • к сведениям об учредителях и директорах компаний;
  • данным о численности;
  • данным о наличии обособленных подразделений;
  • скан-образам регистрационных дел;
  • информации о банковских счетах, остатках и выписках по ним;
  • налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов (в том числе данным книг покупок и продаж как самого налогоплательщика, так и его контрагентов по всей цепочке поставщиков);
  • суммам исчисленных и уплаченных налогов;
  • сведениям о наличии критериев рисков, утвержденных ФНС;
  • информации о наличии номинального или «отказного» директора.

Любой инспектор вправе получить любые сведения из АИС Налог-3 вне зависимости от места постановки налогоплательщиков на учет.

НДС под контролем

Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их. Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела. Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).

Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС. Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками). Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.

У налоговиков есть доступ к информации по счетам

Еще одна подсистема АИС Налог-3 — «Анализ банковских документов».

Подсистема содержит информацию обо всех счетах налогоплательщиков, сведения о которых есть в российских налоговых органах. Инспектор может получить любые данные по интересующей компании вне зависимости от места постановки на учет.

Также в подсистеме есть сведения обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые инспекторы запрашивали с 2015 года. В подсистему сконвертировали все данные с момента запуска в промышленную эксплуатацию.

База данных о движениях денежных средств огромна, в ней есть информация почти по всем налогоплательщикам. Скорее всего, в ближайшее время ФНС интегрирует подпрограмму с «Контролем НДС» (АСК НДС-2).

Налоговики в одном программном комплексе могут сопоставить цепочку движения товаров по счетам-фактурам с цепочкой движения денежных средств. Однако пока делать это приходится в ручном режиме.

Важная особенность подсистемы — не только встроенная возможность формирования сведений по движению средств на счете в виде выписки по операциям, но и возможность автоматически формировать общий оборот с отдельно взятым контрагентом или всеми контрагентами. Можно даже задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям. Это значительно упрощает работу инспектора, который раньше был вынужден самостоятельно проводить такую аналитику.

Система предпроверочного анализа

В АИС Налог-3 есть система предпроверочного анализа на основе риск-ориентированного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В настоящее время система не функционирует в полностью автоматическом режиме. Однако с ее помощью инспектор уже может посмотреть список лиц, включенных в отбор для более углубленного анализа.

Также в подсистеме хранятся индивидуальные карточки всех налогоплательщиков. В них указаны сведения из налоговой и бухгалтерской отчетности, информация о численности организации по данным отчетности.

В программе содержатся критерии рисков, которые присвоены налогоплательщику. Например, статус технической организации, наличие «отказного» директора или учредителя, которого ранее допрашивали инспекторы. Причем вне зависимости от территориального признака.

О чем скажет регистрация

В АИС Налог-3 есть подсистемы «централизованной регистрации налогоплательщиков» и «централизованного учета налогоплательщиков».

Подсистемы помогают налоговикам накладывать ограничения на ликвидацию налогоплательщиков во время проведения выездных проверок. Кроме того, инспекторы получают доступ к сведениям обо всех налогоплательщиках и к их регистрационным делам на территории России по экстерриториальному признаку.

Налоговики при анализе регистрационных дел компании могут увидеть, что представителем в регистрирующем органе было одно и то же лицо. Это свидетельство аффилированности юридических лиц. Кроме того, информация динамична, налоговики оперативно узнают о смене юридического адреса или учредителей.

Налоговики могут регистрировать юридические лица, вести ЕГРЮЛ и ЕГРН в подсистемах. В них содержатся сведения об учете налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и т. д., а также сведения об имуществе физических лиц.

Претензионная работа — новинка от АИС Налог-3

Претензионную и судебную работу налоговиков перевели в АИС Налог-3 совсем недавно.

Теперь в АИС Налог-3 есть данные дел о банкротствах, а также все сведения о жалобах и судебных разбирательствах.

В одном месте налоговики собирают весь массив информации по спорам и аргументацию к ним. Там же они найдут информацию о налогоплательщиках, ранее замешанных в судебных разбирательствах.

Проверяющим стало легче проводить аналитическую работу и готовиться к спорам.

Программа администрирования физических лиц

Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.

Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).

Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.

Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.

ФНС рассказала CNews об общих принципах импортозамещения в ее информсистемах, а также о положении дел в АИС «Налог-3», указав при этом, когда можно ждать отказа от общесистемного ПО зарубежных вендоров, и с какими сложностями будет сопряжен этот процесс.

Импортозамещение системного ПО в ФНС

Как рассказали CNews в Федеральной налоговой службе (ФНС), переход ведомства на использование российского и открытого общесистемного ПО (ОС, СУБД и пр.) взамен зарубежного проприетарного софта, по его оценкам, возможен в перспективе 10 лет — при условии требуемого ресурсного обеспечения.

Столь существенные сроки в ФНС объясняют крайней сложностью подобного перехода — учитывая «масштабы службы, достигнутый на сегодняшний день высокий уровень автоматизации, а также необходимость непрерывного обеспечения эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставления услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства».

В ФНС указывают, что уже сейчас при реализации новых проектов, к которым относится создание федеральной ГИС ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС; запущена в октябре 2018 г.) и Федеральной информационной адресной системы, а также при расширении функциональных возможностей АИС «Налог-3» применяются отечественные продукты, в том числе средства обеспечения информационной безопасности (более 98% российского или открытого ПО).

fns600.jpg

В частности процесс импортозамещения происходит с использованием открытой СУБД PostgreSQL и софта из Реестра отечественного ПО при Минкомсвязи: СУБД Postgres Pro Enterprise компании Postgres Professional, ОС «Альт Линукс СПТ 7.0 сервер» и «Альт Линукс СПТ 7.0 рабочая станция» для виртуальных машин компании «Базальт СПО», аналитической платформы компании «Полиматика», а также серверный софт компаний «Росплатформа» и «Тионикс» и др.

В ФНС отмечают, что ее стратегия по импортозамещению наряду с целями и задачами определяет ряд принципов ИТ-развития ведомства. Среди них — исключение ухудшения основных параметров и целевых показателей деятельности ФНС и рисков снижения уровня безопасности продуктов, сохранение (или повышение) уровня удобства использования ПО, функциональных характеристик ИТ-продуктов, уровня обеспечения нефункциональных требований (производительность, надежность), а также экономическая целесообразность и использование взвешенного риск-ориентированного подхода при выборе товаров и услуг.

Что используется сейчас

Вышеприведенные данные представители ФНС рассказали CNews в контексте запуска ведомством 30 марта 2020 г. очередного тендера на развитие АИС «Налог-3» (первая очередь 2020 г.) с начальной ценой контракта в 965,9 млн руб.

Напомним, АИС «Налог-3» представляет собой систему, обеспечивающую автоматизацию всей деятельности ФНС. С ее помощью осуществляется прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений для принятия управленческих решений, а также предоставление информации внешним потребителям.

В документации к вышеупомянутому тендеру ФНС помимо прочего ссылается на свой приказ от 18 января 2018 г. № ММВ-7-6/24@ «Об утверждении стратегии ФНС по импортозамещению ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения, применяемых в АИС ФНС, с учетом перехода на преимущественное использование продуктов и решений отечественных производителей».

В принципе слово «импортозамещение» часто встречается в ТЗ и этого, и других аналогичных тендеров, касающихся развития «Налог-3» последних двух с лишним лет: «использовать импортозамещающие технологии в приоритетном порядке (при их наличии)», указано в отношении многих подсистем.

В то же время, сравнивая ТЗ вышеупомянутого тендера и аналогичного тендера трехлетней давности, запущенного ФНС 28 апреля 2017 г., обращает на себя фактически идентичный список системного ПО. Все те же (иногда новых версий) проприетарные зарубежные серверы баз данных Oracle Database и Microsoft SQL Server, операционные системы Solaris (Oracle), AIX (IBM) и Microsoft Windows, серверы приложений Apache Tomcat, ОС облачных вычислений VMware vSphere, платформы Cisco и Teradata и т. д.


Единственным заметным исключением стало упоминание в 2020 г. того факта, что теперь для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа не только Microsoft, но и пакет «Мой офис» российской компании «Новые облачные технологии». Однако в отношении офисного ПО с конца 2019 г. закупки для госорганов централизованно осуществляются Минкомсвязи.

Импортозамещение в прикладных системах «Налог-3»

«Следует отметить, что все прикладное ПО (ППО) информационных систем ФНС, и в первую очередь ППО АИС «Налог-3», исторически является на 100% отечественными разработками (все права принадлежат Российской Федерации) », — заверили CNews в ведомстве. В качестве примера создания такого софта было приведено разрабатываемое ФНС прикладное программное обеспечение для Системы управления и мониторинга и Системы управления документами «Электронного архива».

«Службой также начаты работы по импортозамещению платформенных решений, использующихся ФНС (Система управления и мониторинга, Единый системный каталог), и переносу исходного кода приложений на открытый язык .NetCore, — добавляют в ФНС. — Эти работы рассчитаны на среднесрочный период в 3-5 лет».

Российское офисное ПО в ФНС

На тематике использования отечтвенного офисного ПО в ФНС собеседники CNews остановились отдельно. По их словам, в рамках подготовки к использованию вышеупомянутого «Моего офиса» были выполнены определенные доработки АИС «Налог-3».

«В соответствии с поручением Правительства от 1 сентября 2017 г. №АД-П10-5811, а также по итогам участия ФНС в 2017 г. в пилотном проекте Минкомсвязи по переходу на использование отечественного офисного ПО службой были представлены в министерство предложения о необходимости дообработки правообладателями их программных продуктов, — указывают в ведомстве. — ФНС совместно с российскими разработчиками ПО проводит на постоянной основе работы по тестированию программного обеспечения с предоставлением отчетов о его совместимости с АИС, включая такие программные продукты как ПО “Мой офис” и “Р7-офис”, ОС Red OS release MUROM (7,2 (x86-64))», ОС «Альт Линукс 8 СП”, ОС специального назначения AstraLinux Special Edition и др.».

Текущее состояние «Налог-3»

Как отмечается в техзадании последнего из тендеров в отношении АИС «Налог-3», к настоящему моменту ФНС уже были проведены мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры системы, выполнены работы по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию прикладного ПО функционального блока № 1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока № 2 (имущественные налоги физических лиц). Были выполнены работы по внедрению прикладного ПО функционального блока № 3 (функции налогового администрирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Также были осуществлены работы по миграции централизованных компонент и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов.

На текущий момент основной площадкой для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» является федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне, резервной площадкой — ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

Читайте также: