Степень открытости информации в налоговом учете

Опубликовано: 16.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Урусова Д.В. Раскрытие информации в системе корпоративного учета // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14092 (дата обращения: 12.04.2021).

В современных условиях углубления производственных связей между странами, насыщенной интернационализации производства и капитала происходит глобализация экономики, вовлекающая системы хозяйствования государств в мировой воспроизводственный процесс. Как показывает корпоративная практика, основами объединения собственности и слияния капитала в Российской Федерации становятся корпоративные структуры − крупные организации, учредители которых объединили свои возможности и создали систему хозяйствования для получения прибыли.

Развитие корпоративного учета российских компаний в рыночной экономике осуществляется достаточно сложно, так как на него влияют и международные стандарты, и внутренние институциональные механизмы. Это свидетельствует о широкомасштабности проблемы корпоративного учета, которую необходимо решить. Поэтому раскрытие информации в системе корпоративного учета является чрезвычайно актуальным и имеет высокую степень практической значимости.

Раскрывая рассматриваемую тему, нацеленную на исследование роли и места транспарентности компаний в системе корпоративного учета, выделяя этапы его развития, прежде всего, сформулируем определение самой корпорации.

В российском гражданском законодательстве долгое время корпорация не выделялась как отдельная организационная структура. Однако, в связи с введением изменений в 4 главу Гражданского кодекса, выделена эта категория. Так, юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) [1]. Корпорация − это объединение предпринимателей, которое выступает в форме акционерных обществ и сплоченных групп, которые сформировались в результате внутриведомственного и межведомственного перемещения капитала. Современные исследователи выделяют различные классификационные признаки корпораций [2, 3]. К таким признакам можно отнести: добровольную консолидацию юридических и физических лиц для реализации предпринимательской деятельности; широкий масштаб видов деятельности; развитую систему производственных взаимоотношений; наличие штата профессиональных управленцев; осуществление деятельности на основании государственных нормативных актов. Все эти элементы требуют особой системы учета.

Одним из важнейших элементов корпоративной практики и практики эффективного хозяйствования является корпоративный учет – система сбора, обобщения, анализа и предоставления экономической информации. В современной науке исследование систем различного рода проводится с помощью системного подхода, в основе которого лежит выявление многообразных типов связей в объектах системы и сведение их в единую теоретическую картину. Поэтому корпоративный учет следует рассматривать как систему, представляющую совокупность, состоящую из элементов, которые по отдельности также можно рассматривать как подсистемы.

Целесообразно исследовать корпоративный учет с двух сторон: с одной стороны он является неотделимым элементом корпоративного менеджмента, а с другой − отдельный вид бухгалтерского учета.

Исторически развитие корпоративного учёта и отчётности началось с появления акционерных обществ и было направлено на финансовое обеспечение экспедиций для поиска новых земель (XV-XVIII в.в.). В это время осуществляется учет акционерного капитала, акций, расчетов с акционерами. Зарождение эпохи инвестора как основного пользователя корпоративной отчетности становится главным направлением развития корпоративного учёта и отчётности.

После промышленных революций XIX в. появляется необходимость в крупных капиталовложениях, совершенствовании функционирования банков, возникновении бирж. Именно в этот период корпоративный учёт и отчётность видоизменяются. Объектами учета и элементами отчетности становятся: акционерный капитал, финансовые инструменты и др. Специфическими чертами развития на этом этапе являются: разделение функций акционеров и менеджеров, обязательное представление отчетности пользователям, необходимость аудиторских проверок, создание профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов.

Третий этап развития корпоративного учёта и отчётности можно отнести к началу XX в., когда начинается активное строительство железных дорог, образуются монополии, развиваются средства связи, интернационализируется производство и капитал. Корпоративный учет начинает ориентироваться на нематериальные активы, деловую репутацию, производные ценные бумаги и др. Основными направлениями развития в этот период становятся: принятие законов о корпорациях (компаниях) в разных странах, развитие управленческого учета, стандартизация учета и отчетности, учетная политика.

В постиндустриальной экономике информационная революция, глобализация бизнеса становятся предпосылками для нового этапа развития корпоративного учёта и отчётности. Биржевая капитализация, интеллектуальная собственность, экономическая прибыль, средневзвешенная стоимость капитала становятся элементами отчётности в информационной экономике. Корпоративный учёт развивается в сторону решения проблем учетных систем, развития стратегического учета, формирования глобальной корпоративной отчетности.

Корпоративный учет способствует формированию корпоративной отчетности – это комплекс отчетов, обеспечивающих полное и достоверное представление об экономическом состоянии, возможностях и тенденциях развития корпорации.

Информация, получаемая из корпоративного учёта необходима для формирования корпоративной отчётности − системы отчётов, решающих следующие задачи:

- разработка моделей внешней отчётности по аналогии с внутренней отчётностью;

- идентификация информации и её подразделение по интересам пользователей;

- организация рационального выбора нужной информации из внешних источников;

- создание различных методов создания и раскрытия информации по каждому важному объекту учета;

- выявление и идентификация рисков с целью управления ими и снижения отрицательных результатов − последствий влияния рисков и др.

Для улучшения деятельности корпорации требуется раскрытие учетной информации в отчетности корпорации. Корпоративный учет является важнейшим условием реализации эффективной налоговой политики, противодействия злоупотреблениям в налоговой и финансовой сфере [4].

Главным свойством отчетности становится ее открытость и доступность, позволяющая заинтересованным пользователям формировать мнение о финансовой деятельности корпорации, о реализуемом имидже компании, об её бизнес-этике [5]. Учетная информация становится фактором, рационализирующим использование капитала, функционирующего на различном макро-, мезо-, микроуровне, в различных видах деятельности – промышленности, сельском хозяйстве и др. [6, 7]. Раскрытие информации в отчетности корпорации имеет свои преимущества и недостатки. Раскрытие информации необходимо инвесторам для принятия управленческого решения о целесообразности и объеме инвестиций, следовательно, компания может предъявлять не всю информацию, а лишь ту, которая считается необходимой в соответствии с выбранным стандартом раскрытия. Это объясняется тем, что по разным стандартам раскрытия информации имеются предпочтения на различных уровнях. Например, по GAAP США включаются различные доходы и расходы, что не предусматривает МСФО. Недостатки транспарентности информации особенно проявляются при раскрытии существенной информации по поводу себестоимости, продаж и прибыли, публикуемых в отчетности и снижающих конкурентные преимущества, т.к. это может привести к свободному и бесплатному пользованию конкурентами для оценки своих собственных сил и возможностей.

В корпоративной практике выделяют три главные модели раскрытия учетной информации. Первая модель включает в себя корпорации, публикующие свою годовую отчетность по стандартам финансовой отчетности. Сюда относятся те корпорации, которые зарегистрированы на бирже США или в системе NASDAQ. Организации, акции которых рассматриваются на биржах США, должны соответствовать требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам.

Вторая модель подразумевает сравнение годовых отчетов корпораций разных стран. Она подразумевает совершение действий в два этапа. Первым этапом определяется соответствие учетной информации для принятия решений в управлении в рамках каждой страны. На втором этапе полученные результаты сравниваются между отдельными странами. Отличие от первой модели заключается в том, что она наиболее широка по своему предназначению. Полученные результаты при использовании данной модели стоит обобщать, так как на них могли оказать воздействие специфические факторы.

Третья модель включает в себя годовые отчеты корпораций, применяющих при раскрытии финансовой отчетности в разные отчетные периоды различные стандарты GAAP. При таком подходе становится возможным сравнивать отчеты различных стран с целью определения степени соответствия учетной информации для принятия решений в области управления.

Таким образом, наиболее строгие требования к раскрытию информации могут быть выгодны для конкурентов. Очень трудно определить по какому критерию выбирается та или иная система стандартов и требований к раскрытию учетной информации, так как в целом все корпорации представляют собой неоднородную группу.

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 03.07.2016). Ст. 65.1.
  2. Рыманов А.Ю. Развитие теории корпоративного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С.182-185.
  3. Бочарова И.Ю. Внутрифирменные интересы в условиях формирования национальной модели корпоративного управления // Экономическая наука современной России. 2005. № 3. С. 116-123.
  4. Рыманов А.Ю. Модели противодействия злоупотреблениям в налоговой сфере // Финансы. 2007. № 4. С. 32-36.
  5. Бочарова И.Ю. Социально-этичный маркетинг и бизнес-этика компаний // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 419-424.
  6. Рыманов А.Ю. Совершенствовать аренду сельхозугодий // АПК: экономика, управление. 2003. № 4. С.41-45.
  7. Бочарова И.Ю. Раскрытие информации и транспарентность компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7. С. 9-15.

(Информационное сообщение Минфина РФ от 24.02.2021 г. № ИС-учет-32)

В № 7 «АБ-Экспресс» опубликован комментарий к приказу Минфина РФ от 27.11.2020 г. № 287н о раскрытии информации.

Минфин разъяснил особенности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ от 27.11.2020 г. № 287н в ряд ПБУ внесены изменения, которые предоставляют составителю бухгалтерской отчетности возможность раскрывать информацию в ограниченном объеме в определенной ситуации (ранее такая возможность была установлена ПБУ 8/2010 для раскрытия информации об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах).

Изменения направлены на снижение рисков отчитывающейся организации, возникающих, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухгалтерской отчетности приводит и (или) может привести к последствиям, нежелательным для организации и (или) иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.

Исходя из приказа № 287н, под раскрытием информации в бухгалтерской отчетности в ограниченном объеме понимается:

– информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме:

Содержание информации

Федеральный стандарт, которым установлены обязанность раскрывать информацию и объем раскрываемой информации

– ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, – когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон.

Например, раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера иностранным государством и (или) государственным объединением, и (или) союзом, и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, в отношении отчитывающейся организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон;

– круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, – все организации, составляющие бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ;

– часть бухгалтерской отчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, – пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);

– допустимый характер ограничения – ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.

При этом под раскрытием информации в ограниченном объеме понимается такое раскрытие, при котором информация приводится в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера и (или) урон деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон.

Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним.

Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.

Случаи допустимого ограничения объема раскрываемой информации

Объем раскрываемой информации, предусмотренный ПБУ Допустимое ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного ПБУ
Доходы организации
В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки;

б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;

– характер отношений (в соответствии с п. 6 ПБУ 11/2008);

– виды операций;

– объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

– стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;

– условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;

– величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

– величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

– общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков) на отчетную дату;

– сумма полученной предварительной оплаты, авансов, задатка на отчетную дату;

а) наименование покупателя (заказчика);

б) общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);

– степень ограничения раскрываемой информации определяется отчитывающейся организацией самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности этой организацией и (или) ее контрагентами, и (или) связанными сторонами.

При этом имеется в виду, что в приказе № 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении информации из отчетности в полном объеме;

– орган, принимающий решение о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, – руководство отчитывающейся организации;

– орган, принимающий решение о том, какая информация раскрывается в ограниченном объеме, и о степени такого ограничения – руководство отчитывающейся организации.

Обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме, в том числе наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, допустимость принятой отчитывающейся организацией степени ограничения раскрываемой информации, рассматривается и подтверждается независимым аудитором в ходе аудита бухгалтерской отчетности.

В публичных акционерных обществах данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).

Приказ № 287н подлежит применению, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 г.

Разрешено заочное утверждение годовой бухгалтерской отчетности в 2021 году

В № 8 «АБ-Экспресс» опубликован комментарий к Федеральному закону от 24.02.2021 г. № 17-ФЗ.

Минфин разъяснил, что в 2021 году годовая бухгалтерская отчетность АО и ООО может быть утверждена решением общего собрания акционеров или общего собрания участников ООО в форме заочного голосования без проведения собрания (совместного присутствия акционеров или участников для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование).

Для процедуры заочного голосования по поводу утверждения годовой бухгалтерской отчетности совет директоров АО или исполнительный орган ООО должны предварительно принять решение о форме проведения общего собрания.

При этом общее собрание акционеров должно быть проведено не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, а общее собрание участников ООО – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Налоговый учет. Рассмотрим, зачем он нужен и каким бывает.

Каждая организация обязана вести бухгалтерию. Кроме того, бизнесмены часто ведут управленческий учет, потому что «стандартная» отчетность устраивает не всех. Однако есть еще и третий вид учета – налоговый.

Зачем нужен налоговый учет

Каждый вид учета ориентирован на свою цель. Итог работы бухгалтеров – это финансовая отчетность, составленная по принципам, утвержденным государством.

Управленческий учет тоже дает информацию о финансовых показателях бизнеса, но в форматах, удобных для руководства и собственников.

Но в обоих случаях расчет обязательных платежей не является первостепенной задачей. Поэтому бизнесменам часто приходится организовывать еще и специальный налоговый учет (НУ).

Принципы и порядок организации налогового учета

Общие правила ведения налогового учета отражены в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет основан на тех же базовых принципах, что и бухучет:

  1. Денежное измерение — учет всех операций в рублях.
  2. Обособленность имущества — отделение объектов, находящихся в собственности организации от арендованных, взятых в залог и т.п.
  3. Непрерывность – ведение учета в течение всего «срока жизни» бизнеса.
  4. Временная определенность – порядок признания доходов. В зависимости от вида налога они могут признаваться как по начислению, так и по оплате.
  5. Последовательность – все применяемые нормы должны в общем случае без изменений применяться из года в год. Исключения возможны, если меняется законодательство или компания корректирует учетную политику.
  6. Равномерность – доходы и относящиеся к ним расходы следует учитывать в одном налоговом периоде.

Расчет налоговой базы может проводиться в двух вариантах.

Если для исчисления обязательного платежа достаточно «обычных» бухгалтерских данных, то налог считают по этим цифрам.

А если необходимых сведений в бухучете нет, то бизнесмен должен использовать дополнительные формы – налоговые регистры. Формат некоторых из них установлен нормативными актами. Это, например, книги продаж и покупок при НДС или книга учета доходов и расходов при УСН.

Если же бизнесмен сам разрабатывает налоговые регистры, то они должны включать ряд обязательных реквизитов:

  1. Наименование.
  2. Период (дата).
  3. Вид операции.
  4. Сумма, а при наличии – количество в натуральных единицах.
  5. Подпись ответственного лица с расшифровкой.

В небольших предприятиях налоговый учет обычно ведут те же специалисты, которые занимаются бухучетом. А в средних и крупных компаниях для этого могут быть организованы отдельные подразделения.

Налог на прибыль

Многие бизнесмены, когда говорят о налоговом учете, имеют в виду, в первую очередь, налог на прибыль. Не удивительно – расчет именно этого обязательного платежа связан с множеством нюансов.

Хотя формально налоговая база по прибыли аналогична итогу бухучета – финансовому результату за период, но на практике все гораздо сложнее.

Порядок учета многих видов доходов и расходов для налога на прибыль существенно отличается от принятого в бухучете. Вот лишь несколько примеров:

  1. Амортизация. Учетной политикой может быть предусмотрено, что в бухгалтерском учете и налоговом учете применяются разные методы начисления износа.
  2. Резервы, формируемые под различные предполагаемые расходы. Например, резервы на выплату отпускных или по сомнительным долгам в налоговом учет можно не создавать, а в бухгалтерском учете – они должны быть обязательно (кроме малых предприятий).
  3. Лимитируемые затраты. Некоторые виды расходов, например, командировочные или представительские в бухгалтерском учете признаются в полном объеме, а в налоговом учете – в пределах установленных лимитов.

Расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом настолько много, что бизнесмены часто ведут для расчета налога на прибыль параллельный учет всех доходов и расходов в отдельных регистрах.

НДС

Основные регистры для расчета НДС – это книги продаж и покупок (постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Плательщики этого налога заносят в них выставленные и полученные счета-фактуры. Затем по итогам квартала определяется общая сумма начисленного и вычитаемого НДС, а также итог к уплате либо к возмещению из бюджета.

Существует и дополнительный регистр – журнал учета полученных и выданных счетов-фактур. Его используют комиссионеры, агенты, экспедиторы и застройщики. Т.е. речь в данном случае идет о бизнесменах, которые действуют в интересах других лиц.

Зарплатные налоги

«Зарплатными налогами» бизнесмены и специалисты по учету традиционно называют НДФЛ и обязательные страховые взносы. Хотя формально это – разные типы платежей, но с точки зрения расчета они во многом похожи.

Облагаемой базой в обоих случаях является заработная плата, а также прочие выплаты в пользу сотрудников. Поэтому здесь налоговый учет полностью основан на бухгалтерских данных.

Единый сельхозналог

Расчет ЕСХН во многом похож на исчисление налога на прибыль: необходимо определить разницу между доходами и расходами.

Закон разрешает юридическим лицам определять облагаемую базу по ЕСХН на основе данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ). Однако нужно иметь в виду, что доходы и расходы при ЕСХН определяются «по оплате», поэтому напрямую использовать бухгалтерские данные не получится.

ИП могут вообще не вести бухгалтерию, поэтому для них разработана специальная книга учета доходов и расходов при ЕСХН (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).

УСН

Для «упрощенки» предусмотрен специальный учетный регистр: Книга учета доходов и расходов – КУДиР (приказ Минфина РФ от 22.10.2012 №135н). Если бизнесмен использует объект «Доходы», то в КУДиР нужно заносить только доходную часть и вычеты. При использовании объекта «Доходы минус расходы» задействуют все разделы КУДиР.

Выручка и затраты отражаются в КУДиР по факту поступления и списания денежных средств.

НДФЛ для ИП

Если ИП не перешел ни на один из спецрежимов, то он должен исчислять НДФЛ в рамках общей налоговой системы (ОСНО). Для этого также используется специальная книга (приказ Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н).

Учет здесь также, как при УСН, ведется «по оплате», но формат будет другим. В частности, в отличие от «упрощенцев», предприниматель на ОСНО платит НДС, поэтому суммы этого налога тоже отражаются в книге учета.

ЕНВД и патентная система

При использовании этих режимов налог определяется на основании физических параметров. Это может быть численность работников, площадь помещений, количество транспортных средств и т.п. Порядок учета этих показателей каждый налогоплательщик определяет сам.

Доходы и расходы для расчета самого налога в данном случае не нужны. Но для тех, кто использует ПСН, учет доходов необходим для контроля лимита. Дело в том, что патент можно использовать только, если годовая выручка не превышает 60 млн руб. Чтобы отслеживать выручку предприниматели, использующие ПСН, должны вести книгу учета доходов (приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н).

Налог на имущество, земельный, транспортный

Эти виды обязательных платежей должны перечислять в бюджет владельцы определенных видов собственности: недвижимости, земельных участков, транспортных средств.

Налоговый учет в данном случае заключается в определении количества объектов и их параметров, формирующих облагаемую базу. Для недвижимости это — остаточная или кадастровая стоимость, для земли – только кадастровая, а для большинства транспортных средств – мощность двигателя в лошадиных силах.

Вывод

Налоговый учет – это участок работы финансовых специалистов, посвященный исчислению обязательных платежей.

В зависимости от вида налога и особенностей бизнеса, налоговый учет может как основываться на бухучете (полностью или частично), так и вестись параллельно.


22 апреля 2021

Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю

Валентина Клавдеева

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Основные аспекты ведения налогового учета в России

Для начала определимся с тем, что такое налоговый учет. Для этого обратимся к главе Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, а именно – к статье 313. Там дается четкое и развернутое определение понятия налогового учета как системы. Важно понимать, что налоговый учет создан, как и бухучет, на основе первичных учетных документов, но для иной цели – правильно и достоверно исчислить суммы налога для уплаты в бюджет, а также своевременно его уплатить.

Учитывайте тот факт, что налоговый учет ведут не только те, кто находится на общей системе налогообложения и платят налог на прибыль, но и спецрежимники.

Итак, определим основные положения налогового учета в России.

Источники информации

Как правило, это те же регистры, которые применяются при ведении бухучета в организации. Выявили недостаток необходимых данных в таких регистрах? Дополните их недостающими реквизитами. Если же такой недостаток явный и значительный – проще разработать отдельные налоговые регистры с учетом всех потребностей организации для корректного и достоверного ведения налогового учета.

Например, зачастую крупные компании предпочитают формировать и вести самостоятельные регистры налогового учета. Для этого разработанные формы следует закрепить в приложении к учетной политике для налогового учета.

Важно! Учетная политика утверждается ежегодно. Потому, при необходимости, разработанные регистры налогового учета также следует пересматривать каждый год, дополняя или заменяя их актуальными данными (формами).

Интересно! Налоговые инстанции никаким образом не могут утверждать налоговые регистры компаний – их разрабатывает каждая компания самостоятельно, подстраивая под свои нужды и потребности.

Применяемые методы учета операций

Содержатся как раз в учетной политике для НУ. В ней также должны быть описаны все методы и принципы учета хозяйственных операция по всем видам деятельности, которые ведет предприятие. Внесли самостоятельно какие-либо изменения в НУ? Например, изменили применяемые методы учета или хотите дополнить новым разделом? Сделайте это с начала налогового периода, в этом случае и учетная политика на этот год должна содержать актуальные данные.

Но что если изменилось само налоговое законодательство в течение года? В этом случае отследите дату вступления изменений в силу, и с этой даты начните их применять. Учетную политику также придется корректировать в течение года

Важно! Все изменения учетной политике должны быть оформлены приказом руководителя!

Какие функции выполняет налоговый учет на предприятии

Система НУ, организованная в России, определяет три основные (самый важные) функции:

  1. Фискальная – важна в первую очередь для налоговых служб, т.к. обеспечивает своевременную и пополняемость казны для обеспечения работы государственного аппарата.
  2. Информационная – дает представление о финансовом состоянии организации, а также о совокупности уплачиваемых налогов в разные уровни бюджета, о величине налоговых платежей, страховых взносов.
  3. Составление налоговой отчетности позволяет обеспечить правильность налогового учета, путем сопоставления различных показателей/иных данных и проведения сверки с налоговыми органами.

Принципы НУ – кратко

Несмотря на тот факт, что налоговый кодекс позволяет каждой компании самостоятельно выбрать налоговый режим, не регламентирует порядок создания и ведения регистров НУ и вообще предоставляет достаточно большую свободу действий, компании обязаны придерживаться нескольких основных принципов ведения налогового учета в России:

  1. Денежное выражение. Все операции отражаются в рублях. Если операции осуществлялись в иностранной валюте – пересчитайте их по текущему курсу на дату совершения.
  2. Обособленный учет имущества. Компания обязана отдельно учитывать имущество в собственности других юрлиц (и физлиц в том числе).
  3. Непрерывность деятельности означает, что налоговый учет ведется в организации без перерывов с момента ее создания и до самой ликвидации (либо реорганизации).
  4. Принцип последовательного учетеа означает соблюдение хронологического порядка при учете хозяйственных операций.
  5. И самый важный и определяющий принцип – временная определенность всех операций. На практике это означает, что все доходы следуют признавать своевременно, даже если деньги по таким операциям придут в следующем периоде. По учету расходов придерживайтесь такого же принципа – признавайте всегда в том налоговом периоде, в котором понесли. Даже если и оплатили их позже.

Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?

И ответим – конечно, нет! Ведь помимо того, что у этих двух видов учета совершенно разные цели, так еще и разные пользователи информации. Об этом подробнее в таблице:

Достоверно сформировать налоговую базу, в правильных суммах рассчитать величину налоговых платежей и своевременно их уплатить в бюджет

Составить бухгалтерскую отчетность, при этом определив финансово-хозяйственный результат ведения бизнеса за отчетный период

Кому интересна информация

Внешние пользователи – исключительно налоговые инстанции.

Внутренние пользователи – руководство предприятия

Более широкий круг внешних пользователей – собственники и учредители, кредитные организации, крупные покупатели и конкуренты и т.д.

Круг внутренних пользователей также расширен – учредители. Руководство, руководящий персонал разных уровней,

Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.11

Как мы видим, бухгалтерский и налоговый учеты – это два совершенно разных вида учета. Однако они во многом похожи друг на друга. В связи с этим, следует выделить такие варианты организации и ведения НУ на предприятии:

  1. Обособленный учет БУ и НУ. Уместен для крупных компаний, где организовано специально подразделение по ведению НУ на предприятии.
  2. НУ ведется на базе БУ. В этом случае бухгалтер использует регистры бухучета, дополнив их необходимыми недостающими данными. Если же у компании предусмотрены совершенно отличные от бухучета принципы ведения определенных операций – то для них разработаны специальные формы налоговых регистров.
  3. Налоговый учет настолько схож с бухучетом, что отдельно учитываются только отклонения, возникающие в случаях разницы учетов. В этом случае отражению подлежат только корректировки бухучета в соответствии с принятыми методами налогового учета.
  4. Небольшие и малые компания могут также к плану счетов бухгалтерского учета, открывать спецсчета по учету операций налогового учета.

Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ

Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).

На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:

Начнем с основных средств:

  • иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
  • способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.

Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.

  • установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.

Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.

Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.

Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.

Формирование резервов. О чем здесь речь:

  1. Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
  2. Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.

Как учесть все различия – для этого для отражения разницы в данных бухгалтерского и налогового учета применяйте специальное ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения

  1. Начнем с общей системы. Как такового, общего режима налоговый кодекс не выделяет – скорее это совокупность всех описанных в нем налогов. Те, кто применяет общий режим – имеют самую высокую налоговую нагрузку. Что платим:
  2. Налог на прибыль: ставка 20 процентов, отчетность ежегодная, авансы платим ежеквартально или ежемесячно.
  3. НДС: ставка 20 процентов, отчетность ежеквартальная. Платим также – один раз в квартал.
  4. Имущественные налоги (при наличии земли, автомобилей или имущества на балансе) – ставки различные, устанавливаются регионами.
  5. НДФЛ – удерживаем из доходов работников как налоговый агент (ставки разные – от 13 до 30 процентов). Платим ежемесячно.

Упрощенная система УСНО:

  1. Не платим налог на прибыль – этим режимом предусмотрен единый налог на доходы (ставка 6 процентов) либо доходы за вычетом расходов (по ставке 15 процентов).
  2. Придется заплатить НДФЛ за работников на общих основаниях и имущественные налоги при наличии соответствующих видов имущества.
  3. Упрощенцы в основной массе не являются плательщиками НДС, однако налоговым законодательством предусмотрены редкие случаи, когда все же придется отчитаться по этому налогу и уплатить его.

Важно! Начиная с отчетности за 2021 год, такой режим как ЕНВД отменен!

Собираетесь ставить организацию (или филиал) на налоговый учет – учтите следующую информацию

Как выбрать инспекцию? Для организаций – по месту нахождения, а для ИП – по месту жительства. Срок рассмотрения документов налоговиками стандартный для всех, и составляет пять дней.

Соберите полный пакет необходимых документов. Что он должен содержать? Конечно же, учредительные документы – устав, решение учредителя либо протокол собрания участников о создании организации, заполненное заявление по специальной форме, оригиналы (и копии) паспортов тех лиц, кто обращается в налоговые инстанции с этим заявлением.

Важно! Если учредитель один и он обратился в налоговые органы самостоятельно – проблем не возникнет. Также их не будет, если учредителей несколько, и они пришли в полном составе. А вот в противном случае – нужно заверить все предоставляемые документы у нотариуса.

Не забудьте заплатить госпошлину (для бумажной документации – 4 тысячи рублей). Подаете через сайты Госуслуг или ФНС – можете избежать уплаты пошлины.

Подаем документы в регистрирующий орган, ждем, получаем документы о регистрации. Помните – подать документы нужно в ФНС или МФЦ. Ждать – 3 дня – именно в этот срок осуществляется регистрация юрлиц. Пришел отказ в регистрации? Можете подать повторно, на это вам дается срок в три месяца.

Важно! Порядок регистрации филиала – такое же как и при регистрации организации в целом.



В статье подробно рассказывается о Едином портале бюджетной системы — его целях и задачах, структуре, разделах, требованиях к формированию информации и размещении ее на ресурсе.

Елена Александровна ГРОМОВА,

заместитель директора департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России

О необходимости обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность и открытость информации о финансовых результатах их деятельности, обес­печить возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета было сказано в Бюджетном послании Президента РФ на 2013–2015 годы и Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы.

Создаваемый для реализации этих задач Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — ЕПБС (далее — Портал) был закреплен в виде элемента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в распоряжении Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет”». Впоследствии положения о Портале были закреплены в Бюджетном кодексе (статья 241.2 «Единый портал бюджетной системы Российской Федерации»).

В соответствии с установленными Бюджетным кодексом полномочиями Министерство финансов РФ определяет порядок создания и ведения Портала, а также состав и порядок размещения информации на нем, а Федеральное казначейство обеспечивает непосредственное создание и ведение Портала.

Работа по созданию Портал­а велась практически три года. В феврале 2013 года в сети интернет была опубликована тестовая версия Портала, которую за указанный период посетило 220 тысяч уникальных пользователей из более чем 15 стран мира, осуществивших порядка 2,7 миллиона просмотров страниц Портала. А с 1 июля 2015 года приказом Министерства финансов РФ Единый портал введен в промышленную эксплуатацию.

Единый портал разработан в соответствии с требованиями к технологической архитектуре, определенной в общей архитектуре системы «Электронный бюджет», одобренной правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

В структуре Единого портала выделены открытая и закрытая части. Открытая часть Портала предусматривается как публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Закрытая часть портала состоит из «личных кабинетов», доступных пользователям, обладающим соответствующими полномочиями, и является единой точкой доступа пользователей к функциям подсистем системы «Электронный бюджет».

Единый портал бюджетной системы — вершина архитектуры «Электронного бюджета», аккумулирующая в себе всю информацию указанной информационной системы. Несмотря на то что в настоящее время он сформирован на основе данных, имеющихся в информационных системах Минфина России, Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы, в последующем в рамках поэтапного создания системы «Электронный бюджет» предусматривается дальнейшее развитие Единого портала бюджетной системы Российской Федерации. Он призван обес­печить детализацию размещаемой на Портале информации вплоть до первичных документов с возможность­ю их просмотра (с соблюдением требований защиты информации). Но уже сейчас для его наполнения используется 245 видов поступающей информации.

Основной целью разработки открытой части ЕПБС является создание инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых образований для общества.

С созданием Портала должны быть решены следующие задачи:

освещение основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики в Российской Федерации, обоснование государственных расходов и обеспечение их взаимо­связи с достигнутыми количественными и качественными показателями результативности;

предоставление достоверной бюджетной информации в режиме реального времени, доступной для всех заинтересованных пользователей на всей территории России по всем публично-правовым образованиям Российской Федерации;

обеспечение представления открытых данных, структурированных и унифицированных в едином формате, максимально удобном и простом для анализа;

обеспечение возможности участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Естественно, указанные задачи будут решаться постепенно в рамках полномасштабного внедрения системы «Электронный бюджет».

Соответствие международным требованиям

Создание Портала также позволит осуществить выполнение международных требований к открытости и прозрачности бюджетной системы в бюджетно-налоговой сфере, сформулированных Международным бюджетным партнерством (Open Budget Index) и Международным валютным фондом (Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере).

При разработке Портала был изучен опыт создания аналогичных аналитических информационных систем в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Австралии, Сингапуре, а также опыт создания крупнейших интернет-ресурсов в России, таких как:

— официальный сайт Российской Федерации в сети интерне­т для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ( zakupki.gov.ru );

— официальный сайт в сети интернет по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях ( bus.gov.ru );

— Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ( gosuslugi.gov.ru ).

Для удобства и простоты использования Портала применяются механизмы «интеллектуального и логического» построения информации, обеспечивающие определение интересов пользователя по посещаемым страницам и регионам его местонахождения, а также отражение в структуре информации причинно-следственных связей и зависимостей.

Обеспечено информационное взаимодействие Портала с иными государственными информационными системами, в том числе с официальным сайтом по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях ( bus.gov.ru ). С Портала также возможен выход в социальные сети (Facebook, Twitter и др.), реализована подписка на обновления по электронной почте и в формате RSS.

В разделе «Бюджетная система» рассказывается о бюджетном устройстве Российской Федерации, приводится детализированный график бюджетного процесса, описание его участников, их бюджетных полномочий и основных характеристик деятельности. Рассказывается о принципах бюджетной системы, структуре и назначении бюджетной классификации.

В разделе «Бюджет» приведена структура и динамика доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов в разрезе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, консолидированных бюджетов в динамике за последние пять лет. Подробнее с бюджетными данными можно ознакомиться и в табличном виде. Вся цифровая информация представлена как в инфографике, так и в виде динамических таблиц с возможностью отбора и фильтрации данных.

В разделе «Бюджет» также приводится информация о федеральном бюджете в разрезе госпрограмм, о государственной поддержке юридических и физических лиц, о государственных услугах и инвестициях.

Отдельный блок информации посвящен государственному сектору Российской Федерации, его структуре. В этом разделе также содержатся данные о финансовом состоянии публично-правовых образований Российской Федерации, их активах и обязательствах, основные показатели бюджетной отчетности, а также сравнительный анализ плановых и фактических показателей.

Для экспертов создан специальный раздел «Данные и сервисы», в котором представлен конструктор данных, позволяющий самостоятельно осуществить выборку необходимых показателей из имеющегося массива, представить его в виде диаграмм, провести экспресс-анализ с применением различных математических и статистических методов. Также в разделе «Данные и сервисы» размещены и будут регулярно актуализироваться открытые бюджетные данные в машиночитаемом формате. В настоящее время размещено более 25 наборов открытых данных.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349?ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на Портале бюджетной системы размещается реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров (работ, услуг). С Портала бюджетной системы начал осуществляться доступ в информационные системы для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий в целях реализации Федерального закона № 44?ФЗ, а также запущена публикация информации об идентификационных кодах заказчиков и банков для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий.

С 1 января 2015 года в соответствии с Законом от 1 декабря 2014 года № 384?ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Портале бюджетной системы размещается реестр государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 23 декабря 2014 года № 163н на ЕПБС публикуется реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Более того, сведения из реестра государственных заданий, реестра участников бюджетного процесса, как и сведения об идентификационных кодах заказчиков и банков для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, представлены на Едином портале также в форме АPI — так называемых специальных программных интерфейсов, благодаря которым указанные сведения могут использоваться иными информационными системами.

Требования к формированию информации

Формирование всей информации на Портале осуществляется при соблюдении следующих требований:

актуальность и достоверность показателей, с указанием на источник данных и дату актуализации;

представление территориально-агрегированных показателей с использованием картографической основы и пространственных данных;

полнота показателей в части обеспечения открытости информации, не попадающей под ограничения доступа, определенные законом;

доступность показателей для всех пользователей без идентификации и регистрации;

сопоставимость показателей в целях обеспечения анализа динамики и структурных изменений (показатели исполнения бюджета — не менее чем за два предыдущих бюджетных года, прогнозные и плановые показатели — в рамках горизонта экономического прогнозирования и бюджетного планирования, но не менее чем на два последующих года);

обеспечение разъяснений к существенным изменениям структуры показателей и изменениям в классификации данных;

непротиворечивость показателей и согласованность с соответствующими данными из других источников.

В настоящее время Министерством финансов РФ разрабатывается регламент информационного наполнения Единого портала бюджетной системы, в соответствии с которым все субъекты РФ с 2016 года, а муниципальные образования с 2017 года будут самостоятельно размещать информацию на ЕПБС. Обеспечение размещения информации на Едином портале требует принятия соответствующих организационных мер со стороны субъектов РФ и муниципальных образований в части организации процедур подготовки и размещения информации. Естественно, данные, размещаемые на Едином портале должны отвечать все тем же принципам и правилам, которые сейчас соблюдаются при публикации информационного ресурса. Реализация данных норм позволит в полной мере обеспечить соблюдение предусмотренного в Бюджетном кодексе принципа открытости (прозрачности).

Читайте также: