Почему люди не хотят платить налоги

Опубликовано: 18.05.2024


Я являюсь самозанятым лицом уже лет пять. Я не плачу налогов. Никаких. Кроме, конечно, тех, что включены в стоимость товаров в магазинах. К сожалению, этого налога мне никак не избежать, но в моих силах сделать все, чтобы этот налог оставался единственным. Я сделаю все, чтобы не платить налогов и в дальнейшем. Ни при каких условиях! Причина проста: я считаю, что государство грешит нерациональным расходованием денежных средств, а чьи-то прихоти я своим трудом оплачивать не собираюсь.

Я не плачу налогов, потому что я не хочу кормить орду депутатов. Дело в том, что в госдуме нет НИ ОДНОГО депутата, который представлял бы мои интересы. А депутатам, которые там есть, пусть платят зарплаты те, чьи интересы они представляют. Посторонним людям, которые не просто не представляют моих интересов, но и, как я считаю, откровенно враждебны по отношению ко мне, платить попросту унизительно.


В очередной раз опубликована новость о том, что глава одного северо-кавказского региона подарил кому-то там «Мерседес». На сей раз школьнику, который отжался больше, чем остальные. Практически ни дня не проходит без того, чтобы этот светлой души человек не подарил кому-то очередной «Мерседес». «Мерседесы» он дарит на деньги, которые вычитаются из налогов россиян, т.к. иных источников дохода у него не имеется. Я не считаю должным оплачивать «Мерседесы» бойцам его клуба «Ахмад» из своего кармана. Кто хочет, тот пусть оплачивает, но это как-нибудь без меня.


Строительство существенной доли православных храмов производится за счет бюджета. Мне не нужны храмы, особенно в таких количествах. У входа в корпус Политеха, в котором я отучился 10 лет назад, в наши дни установили огроменный памятник святым Петру и Февронии с иконой. Одна установка обошлась в 2 млн руб, не говоря о самом производстве памятника. Это, конечно, копейки в масштабах государства, но если посчитать общую стоимость растущих, как грибы по осени, храмов и прочих религиозных объектов поклонения, сумма набирается внушительная. Я не хочу отдавать ни рубля своих денег на все это — за это должны платить только те, кто этому всему поклоняются. Я как-то лежал в больнице имени Боткина — крупнейшей больнице Европы. Свои ощущения о пребывании в этом аду я описал здесь. Я не понимаю, как так получилось, что прямо у больницы растет огромный храм, но люди в ней как срали в горшки без перегородок в туалете, так и продолжают поныне. По этой причине я не плачу и никогда не буду платить налогов. Они почему-то уходят не на облагораживание крупнейшей в Европе больницы (она как частный пример), а на увеличение куполов соседствующего с ней храма. Это нерациональное расходование денежных средств.


Я не плачу налоги по той простой причине, что не хочу, чтобы за мой счет министерство культуры финансировало ужасные по качеству и содержанию фильмы, начиная с «Дети против волшебников» и заканчивая фильмом «Крым. Сделано с любовью». Я не считаю, что Тигран Кеосаян и Никита Михалков столь сильно обездоленные люди, что все россияне должны сбрасываться для их непотребных и низкокачественных фильмов. Вернее, кто хочет, тот пусть, конечно, сбрасывается, но это также без меня.


Я не плачу налоги, т.к. не хочу оплачивать труд целой армии служащих государственных служб и надзорных органов.
Например, Роскомнадзор, Росгвардия — имя им Легион. Я бы понял еще, если бы эти службы работали, однако они лишь создают видимость своей работы. Например, Роскомнадзор вместо того, чтобы искать в сети настоящих экстремистов, занимается запретами музыкальных композиций и мониторингом неправильных лайков и постов в сети. При этом ни одного реального экстремиста они так и не поймали. Ни парня, который подорвался в здании ФСБ, не взирая на то, что свои планы он обсуждал в соцсетях, ни банды скинхедов, которая в своей группе организовала конкурс убийств бомжей и собрала несколько десятков видеозаписей по теме — их вычислили пользователи интернета, пока Роскомнадзор занимался неправильными лайками. Я не готов кормить целую армию таких бездельников.


Я не могу позволить, чтобы за мой счет жировали кучи лжепатриотических, казачьих и прочих организаций, которые поливают людей зеленкой, фекалиями и пр. Я не настолько богат, чтобы кормить еще и маргинальное дно, не вписавшееся в рыночную экономику и способное зарабатывать только поливанием зеленкой неугодных деятелей по заказу властей. Я не являюсь поклонником Навального, Касьянова и прочих политиков, но я не совсем понимаю, почему я должен оплачивать то, чтобы их поливали зеленкой ряженые клоуны. Лично мне ни первый, ни второй ничего плохого не сделали. Поэтому я просто не могу себе позволить платить за такие развлечения!

Когда я пользовался бесплатной медициной в последний раз, я даже и не вспомню.

Рожали платно, ибо условия в бесплатных родильнях не из приятных. Родился ребенок, наглотавшись околоплодных вод, и сразу в состоянии средней тяжести попал в реанимацию. В госбольнице не оказалось мест, а в родильном отделении — оборудования. «Ждите пока место освободится, а пока, увы, состояние будет только ухудшаться». В итоге пришлось пробивать место и лечение за бабки. Когда ребенок заболел чем-то и потребовалось узи кишечника, в госклинике записали его на прием. через полгода. Я не совсем понимаю, зачем нам осмотр через полгода, когда проблемы сейчас. В итоге на следующий день поехали, опять-таки, в платную клинику. Так все детские болезни мы лечим у платников, ну, и сами, в случае чего, тоже только платно. Увы, созданы условия, когда на обычное лечение попасть фактически невозможно, а если и возможно, то в такие условия, что смерть на их фоне выглядит предпочтительней. Таким образом бесплатной медициной никто в моей семье не пользуется, а стало быть я имею полное моральное право не оплачивать налогами государственную медицину — я не знаю, зачем платить за услугу, которую мне предоставят только через полгода по очереди. Я не пользуюсь госмедициной, я ее и не оплачиваю. Все справедливо.


В обычную школу ребенка страшно отдавать — там детей караулят попы и оголтелый ура-патриотизм. Я считаю, что ни то, ни другое моему ребенку ни к чему, а потому отдавать мы его будем также в платную школу с различными уклонами — туда точно попы и мракобесие на прорвутся. Ну, и в армию он, конечно, не пойдет, ибо нам государство ничем не должно и мы ему ничем не должны.

Причин, по которым платить налоги в России нельзя, великое множество — все перечислять и дня не хватит. Но все они показывают, что единственные дети, которым сейчас помогает государство, — это дети Ротенберга и Чайки. Вот они пусть и платят налоги. А я как-нибудь в сторонке постою.


Истинные причины налоговых нарушений лежат глубже, чем жадность компаний и безответственность граждан. Экономический обозреватель форума инвесторов WMForum высказывает свою точку зрения!

1. Неэффективное использование бюджета

Оплата налогов – это коллективный договор общества с правительством, на основании которого граждане делятся с чиновниками частью своих доходов в обмен на то, что чиновники оказывают коллективные услуги своим гражданам. Это юридическая защита гражданских прав и экономических интересов граждан, обеспечение всесторонней безопасности каждого гражданина, создание качественной инфраструктуры для комфортной жизни, соблюдение утвержденной на всенародном референдуме Конституции и других законов страны, оказание качественных медицинских и социальных услуг, а также независимое регулирование единых правил развития бизнеса. Простыми словами – это обеспечение достойной и качественной жизни каждого гражданина своей страны.

Но когда собираемые налоги тратятся чиновниками неразумно, без соблюдения истинных интересов реальных граждан, а иногда даже наоборот – с ущемлением их интересов и гражданских прав, то у каждого здравомыслящего человека возникает вопрос: почему я должен еще и платить за столь низкое качество госуслуг? И пока представители власти не научатся относиться к своей работе более ответственно, как к сервису, призванному служить гражданам своей страны, уровень качества которого должен соответствовать уровню собираемых налогов и акцизов, эта причина будет являться объективным препятствием собираемости налогов. Ведь это ненормально, когда чиновники и топ-менеджеры госкомпаний закупают кровати и унитазы с позолотой, в то время когда мы через SMS собираем деньги на лечение больных детей.

Таким образом, руководству страны важно понять, что главное не сумма собираемых налогов, а рациональность и эффективность их использования. И это действительно крайне важно.

2. Непрозрачность бюджетных расходов

Эта причина, в свою очередь, является следствием первой. Чем больше бюджетных расходов и расходов госкомпаний скрывается от контроля населения – тем ниже уровень доверия экономически грамотных людей к своему правительству. Правительство демотивирует общество, когда вместо того, чтобы увеличить прозрачность государственных расходов и повысить экономическую грамотность граждан, неаргументированно прикрывается требованиями мифической безопасности и еще больше скрывает расходы. А общество делает шаг к деградации, когда министр образования заявляет, что «стране больше не требуется так много людей с высшим образованием».

3. Сложность системы налогообложения

Многоступенчатая система налогообложения, предусматривающая сборы денег с граждан и бизнеса за каждое их действие, а иногда даже бездействие, особенно сильно демотивирует людей, обладающих предпринимательским мышлением. А ведь именно эти люди способствуют экономическому развитию страны. Сначала мы должны сами позаботиться о том, где и как заработать деньги себе на жизнь, потратив много своего времени и сил. Государство, к сожалению, давно не способно помочь в этом своим гражданам, кроме тех, кто входит в узкий круг близких чиновников. Когда же людям удалось найти работу и заработать деньги, они платят свой первый налог от суммы всего полученного дохода. Но это только начало.

Каждая наша покупка включает НДС или акциз, по сути, дублирующий налог с продаж, который продавец включает в стоимость товара и, разумеется, вынужден перекладывать на конечного потребителя. Далее следует налог на имущество. Покупая автомашину или недвижимость, мы не только платим налог на приобретаемое имущество в момент покупки, но и ежегодно выплачиваем налог в пользу государства, тем самым многократно увеличивая стоимость использования этого имущества. И это не считая оплаты услуг ЖКХ и ремонтов, которые тоже оплачиваются дополнительно.

Аналогичная система налогообложения у бизнеса. Ну а система «исключений» для избранных компаний и лиц, близких к членам правительства, вместо жесткого соблюдения единого подхода создает предпосылки развития коррупции «на ровном месте». Мы часто с самых высоких трибун кричим о недопустимости использования системы двойных стандартов, но вся наша экономика и даже право построены именно на этом.

Кроме того, наши чиновники уже несколько десятилетий продолжают с умными лицами обосновывать необходимость такой сложной системы налогообложения и бухгалтерского учета, вместо того, чтобы инициировать переход на современный и понятный тип налогообложения и учета, построенный на простом принципе «карманов». Это общее международное понимание входящего и исходящего денежных потоков. В этом случае вы платите налог или от оборота, или от разницы между суммами поступлений и расходов (того, что вы положили себе в карман, и того, что из него потратили).

4. Отсутствие стратегии развития страны

Все мы знаем, что рыба ищет, где глубже, а человек или бизнес – где лучше. Все страны, добившиеся успеха на мировом рынке, создавали условия особой привлекательности для бизнесов, способствующих развитию этих стран. У каждой страны должна быть своя уникальная стратегия развития. Целеполагание и фокусировка – это основа основ любого дела. Невозможно двигаться куда-либо, не имея единого согласованного вектора развития. Иначе все движутся в разных направлениях, буквально раздирая экономику на части.

По мере того как государство формирует свое видение будущего – прозрачную и понятную для каждого гражданина цель, показывающую перспективы развития страны, формируется стратегия. Стратегия – это путь достижения согласованной цели. Причем цели, принимаемой всеми гражданами, что очень важно. В рамках разработки стратегии развития формируется такая система налогообложения, которая будет наиболее привлекательной для представителей того сектора экономики, на который государство решило делать ставку. Именно это, в сочетании со стабильностью государственных гарантий, и позволяет привлечь в страну лучшие умы и инвестиции, способствующие успешной реализации разработанной стратегии, и как следствие – достижению глобальной цели развития государства.

5. Безнаказанность и коррупция

Здесь все очень кратко и просто. В свете последних политических заявлений давайте признаемся хотя бы сами себе, что многие из нас думают так: «Зачем платить налоги, если время от времени парвительство проводит налоговые амнистии, тем самым давая понять гражданам, что своевременно налоги платят только глупцы и люди со слабыми нервами?». Своевременно платить налоги стараются те, кто мотивирован страхом наказания за несоблюдение закона. Именно для них (нас) и был придуман популистский лозунг: «Заплати налоги и спи спокойно». Таким образом, мелкие должники с крепкими нервами предпочитают просто скрываться от надзорных органов – от амнистии до амнистии. А крупные неплательщики знают, что всегда можно откупиться, заплатив часть задолженности.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Краткое содержание:


На днях Центр стратегических разработок обнародовал свое новое исследование «Налоги глазами россиян». Результаты исследования вы можете посмотреть здесь.

Данное исследование повергло многих в шок. Оказалось, что почти каждый второй (45% опрошенных) в нашей стране считает допустимым уход от уплаты налогов, а более половины (57%) заявили, что не знают, как именно расходуются их налоговые платежи.

Если еще совсем недавно налоговая дисциплина россиян росла, повышалась собираемость налогов государством, сегодня ситуация начинает принимать совсем иной оборот.

Почему же граждане не хотят платить налоги?

Недоверие к власти и ухудшение финансового положения

Причина этого кроется не только в экономическом кризисе, вызванном многими фактами, в том числе и короновирусом. Главной причиной, на мой взгляд, здесь является недоверие населения к органам государственной власти. Люди не понимают, куда и на какие цели уходят денежные средства, которые они отчисляют в бюджет.

Большинство российских граждан (более 53 %) видит высокий риск снижения своих доходов в ближайшей перспективе, но при этом не ощущает поддержки со стороны государства. Если люди не уверены в завтрашнем дне, то они теряют ощущение смысла в уплате налогов одновременно с растущим непониманием, на что уходят собранные с них деньги.

То, что ситуация лавинообразно ухудшается, подтверждают следующие факты. Доля расходов российских семей на продукты питания в семейном бюджете за апрель выросла в 1,5 раза и поднялась до 46%. Месяцем ранее этот показатель был не более 30%. Если к расходам на еду добавить другие ежемесячные обязательные платежи, то у людей вообще не остается денег в кошельке. И здесь речь идет о группе российского населения со средним достатком, которые не живут на пособие по безработице и имеют доход выше минимального размера оплаты труда.

А если взять другие слои, которые принято у нас называть социально незащищенными, а их около 20 миллионов человек, то дела у них соответственно еще хуже.

Одновременно с этим в России фиксируется резкий рост числа официально зарегистрированных безработных, к концу года численность ищущих работу граждан может превысить 10 миллионов, что значительно выше показателей кризисного 1998 года.

Власть далека от народа

Как я писала ранее, оказывается, наше руководство имеет очень слабое представление о том, как в реальности живут обычные люди ( Подробнее >>> ).

Бесчеловечными выглядят заявления представителей власти о том, что бюджет треснет, если начать оказывать помощь населению, и жалобы на то, что у России "нет снарядов напрямую помощь людям!" Даже бесплатную раздачу медицинских масок, перчаток и антисептиков чиновники называют "бесчеловечным пиаром".

По итогам 2019 года Минфин собрал в федеральный бюджет 20 триллионов 187 миллиардов рублей в виде налогов. Еще 1 триллион 377 миллиардов рублей были заимствованы в виде займов на долговом рынке, которые мы с вами в дальнейшем будем оплачивать опять же в виде налогов. А все расходы бюджета составили лишь 18 триллионов 220 миллиардов рублей. Таким образом более 3 триллионов было изъято из наших кошельков и со счетов бизнеса, не пошли на развитие страны, а были направлены, например, на скупку иностранной валюты. Об этом я писала здесь. Расходы, в частности, на скупку валюты в прошлом году примерно в 6 раз (!) превысили бюджетные ассигнования на здравоохранение и почти в 5 раз (!) на образование.

После всех этих манипуляций и заявлений как-то уже не удивляет, что почти каждый второй в России не видит смысла платить налоги. Пока граждане не поймут, куда уходят деньги, пока не будет внедрена прогрессивная шкала налогообложения, и мы не увидим, что богатые пропорционально платят больше, чем бедные, рассчитывать на то, что простые люди будут иначе относиться к налогам, не стоит.

Кроме того, налоги и иные поборы будут оправданы только тогда, когда в условиях кризиса и безнадеги человек будет ощущать твёрдое плечо государства и сможет на него рассчитывать, а не ощущать бессилие и ужас при мысли о своем будущем.

Сумма задолженности по налогам за 2019 год сократилась на 6,2%, или 120 млрд рублей. Фото: iStock

Ситуацию с долгом отражает международный индекс DTI (англ. debt-to-income - отношение долга к поступлениям). Сейчас он самый низкий за всю историю наблюдений - 6%. "Если бы DTI сегодня находился на уровне двухлетней давности (9,2%) - долг в бюджет был бы почти на 900 млрд рублей больше. Снижение индекса оказывает прямое влияние на наполнение бюджета", - пояснил замруководителя ФНС Константин Чекмышев.

Фото: iStock

Фото: iStock

По итогам 2019 года налоговая служба также впервые не зафиксировала увеличения долга по имущественным налогам граждан. Не платят налоги вовремя минимум россиян. В большинстве регионов их число не превышает 1-5% населения.

В ФНС отмечают, что это в том числе результат создания условий для того, чтобы граждане могли быстро и удобно платить налоги. Сейчас это можно делать в личном кабинете и с помощью специальных электронных сервисов на сайте ФНС, введя УИН (уникальный идентификационный номер, указанный в налоговом уведомлении), заполнив платежное поручение.

Еще один механизм - так называемый единый налоговый платеж. Он появился в 2018 году и представляет собой аналог электронного кошелька. Налогоплательщик пополняет его заранее, а налоговые органы, когда приходит срок, самостоятельно разносят суммы на существующие обязательства.

Уже сейчас сумма таких платежей достигает одного миллиарда рублей. С начала 2020 года режим стал доступен для уплаты не только имущественных налогов, но и НДФЛ. В дальнейшем его можно распространить на платежи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, считают в ФНС.

Налоговая служба проводит акции по информированию о способах уплаты налогов и последствиях неисполнения этой обязанности. Уже запущены дополнительные меры по напоминанию о долге в личном кабинете. Изменения в законе позволят уже весной начать информирование о задолженности через смс, если гражданин дал на это свое согласие, напоминают в ФНС.

"При росте исполнения обязательств добросовестными гражданами и бизнесом особо важно обеспечить максимальное воздействие на тех, кто действительно не платит налоги. Это простой принцип справедливости: те, кто платит, должны быть уверены, что это сделают все", - отмечает Чекмышев.

Он напоминает, что налоговая служба в этом вопросе действует последовательно: от убеждения и более мягких юридических действий мер к мерам ответственности. Сначала выставляются уведомления, требования об уплате, но если на это нет реакции, начинается взыскание.

"Если речь идет о долгах юридических лиц и предпринимателей, по закону мы обязательно должны сначала обратиться в банки, - указывает замруководителя ФНС. - Конституционный суд еще 10 лет назад прямо сказал, что обязательное взыскание за счет средств должников в банке до направления документов судебным приставам - это часть системы гарантий соблюдения прав налогоплательщиков, ведь передача взыскания долга приставу создает риски новых обременений и негативных последствий для должников".

Для выбора срока мер взыскания в ФНС внедрили автоматизированное ранжирование - научили систему отличать кассовый разрыв от злоупотреблений. "При отсутствии признаков недобросовестного поведения, вывода активов мы максимально долго (насколько позволяет закон) ждем исполнения обязательств до передачи долга судебным приставам. И наоборот, если такие признаки, цифровые маркеры, есть, немедленно используем все возможности для взыскания долга", - поясняет Константин Чекмышев.

По его словам, здесь важен принцип следования долга за активами и имущественной ответственности за действия по уклонению от уплаты. "Организованное налоговой службой проектное сопровождение таких ситуаций демотивирует совершать злоупотребления, способствует повышению платежной дисциплины. При этом, если объективно нет возможности платить налоги в срок, мы всегда готовы на законных условиях предоставлять рассрочки, заключать мировые соглашения", - подчеркивает замглавы налогового ведомства.

За последние три года число таких процедур увеличилось в 13 раз. Только в 2019 году от мировых соглашений бюджет получил более 12 млрд рублей. Ежегодные поступления от, казалось бы, совсем бесперспективной процедуры - банкротства - сейчас составляют более 130 млрд рублей в год.

Долг не всегда нужно взыскивать принудительно - иногда он возникает и в результате ошибок. Такие долги ФНС нацелена урегулировать совсем по-другому, минимизируя конфликты.

В 2019 году налогоплательщики уплатили с ошибками 1 трлн рублей. Налоговики сами направили их на нужные счета. В этом же незаметном для налогоплательщиков ключе идет работа по проведению зачетов - это урегулирование долга за счет переплаты по другим обязательствам плательщика.

В совокупности урегулированных таким образом сумм долга уже больше, чем взысканных. Развивать эту практику помогут принятые в прошлом году поправки о снятии ограничений на проведение зачетов между разными видами налогов. Они вступят в силу 1 октября.

"По сути, это приближает нас к ситуации, когда минимизируются риски для налогоплательщика, связанные с необходимостью исполнения обязательств по различным налогам и уровням бюджетов. Главным будет наличие в консолидированном бюджете суммы платежа в целом. Это еще один шаг к упрощению расчетных отношений, формированию единого сальдо расчетов налогоплательщика и государства", - резюмирует Константин Чекмышев.

На упрощение взаимоотношений налогоплательщиков с государством направлены изменения, которые начнут действовать с 1 апреля: с этой даты не будут выставляться меры взыскания по долгам менее трех тысяч рублей. В большинстве случаев неуплата таких сумм не связана с уклонением от обязательств, поясняют в ФНС.

В условиях кризиса фискальное бремя стало невыносимым

Доля россиян, допускающих отказ от оплаты налогов, достигла 45% в мае 2020-го, показало исследование Центра статистических разработок (ЦСР). Причина – резкое падение доходов населения на фоне пандемического кризиса и страх перед завтрашним днем. Между тем, нынешняя ситуация до предела обострила проблему, о которой эксперты говорят не первый год. Да, в России одна из самых низких в мире ставок подоходного налога (13%), однако совокупная фискальная нагрузка на каждого гражданина, с учетом всевозможных скрытых и косвенных налогов, может доходить до 50% от ежемесячного дохода.

В условиях кризиса фискальное бремя стало невыносимым

Фото: Геннадий Черкасов

В опросе ЦСР участвовали 1,6 тысячи человек по всей стране. Респондентов спрашивали: «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» В декабре больше половины опрошенных сочли, что этому нет оправданий. А сегодня, спустя лишь пять месяцев, – меньше половины. Более 60% отметили снижение доходов в мае по сравнению с показателем февраля, 53% указали на высокий риск сокращения зарплаты в будущем.

В целом, напрашивается один простой вывод: людей, оправдывающих уклонение от налогов, очень много. Они не верят в благие намерения государства и будут пытаться выжить самостоятельно, без оглядки на объявленные сверху антикризисные меры. Причина подобной «безответственности» граждан – на поверхности. Как ожидает Минэкономразвития, в 2020 году реальные располагаемые доходы населения упадут на 3,8%, во втором квартале – на 6%. Безработица по итогам года вырастет до 5,7% после 4,6% в 2019-м.

Опрос ЦСР показал также, что 61% россиян выступают за прогрессивную шкалу подоходного налога и имущественных налогов. Об этом, кстати, дискутируют и во властных кругах. Так, в сентябре 2019-го Минфин не поддержал инициативу главы ВТБ Андрея Костина - освободить от НДФЛ граждан с доходами на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), который сейчас составляет 12,1 тысячи рублей. По словам министра финансов Антона Силуанова, правительство может вернуться к вопросу лишь после 2024 года. Отмена НДФЛ для людей с зарплатой на уровне МРОТ лишит федеральный бюджет свыше 1 трлн рублей, предупреждал глава управления Федеральной налоговой службы Валерий Засько.

«Население испытывает серьёзное фискальное бремя, которое складывается из НДФЛ и массы иных налогов, включая косвенные и квазиналоги, - рассуждает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. – Например, налог на имущество физлиц, особенно на недвижимость, уже стал непосильной ношей для жителей городов – как крупных, так и средних».

Эксперт также напоминает о налоге на фонд зарплаты и высоком уровне отчислений в фонды обязательного страхования. Формально за это отвечают работодатели, но в итоге они перекладывают свои издержки на работников, отказываясь повышать зарплаты. И причина здесь зачастую не в жадности менеджеров, а в чрезмерной налоговой нагрузке на бизнес, которая не дает предприятию развиваться и инвестировать в человеческий капитал. И так - во всем: в каких бы сферах государство ни устанавливало налоговые нормы, они, в конце концов, бьют по потребителям. Так, повышенная с 2019 года ставка НДС на товары и услуги впоследствии была «переложена» в цены товаров. Квазиналогами являются, например, сборы за платную парковку, которые касаются миллионов автовладельцев. Сюда же относятся обязательные взносы на капремонт, входящие в состав квартплаты.

По словам Мильчаковой, формально государство может сократить или не повышать ставки ряда налогов, но проблему это не решит. Чтобы ослабить фискальную удавку на шее россиян, нужно снизить налоги на бизнес и навести порядок в обширном перечне квазиналогов и сборов, отменив наименее эффективные из них.

Читайте также: