Кредитная экспансия предполагает увеличение налогов

Опубликовано: 11.05.2024

Автор: Александр Колосов Другие посты

20.03.2021 1 мин на чтение


Кредитная денежная экспансия представляет собой политику центрального банка, направленную на активизацию операций банковских организаций, направленную на получение дополнительной прибыли.

Это вид политики управления, которая подразумевает повышение активности кредитования финансовыми организациями для того, чтобы улучшить состояние экономики и насытить рынок внутри страны или за его пределами свободными деньгами.

Слово “экспансия” имеет латинские корни и значит – расширение. Именно с целью расширения сферы влияния запускается денежно-кредитная политика экспансии.

Кредитная экспансия и рестрикция являются противоположными понятиями.

Денежно-кредитная политика рестрикции направлена на сдерживание кредитов и их ограничений. Финансовые политики вызываются различными событиями.

Так политика кредитной экспансии направлена на оживление конъюнктуры рынка путем расширения кредитов, снижения процентной ставки.

При значительном росте цен, высокой волатильности активов на бирже и появлении инфляции, применяется кредитная рестрикция – это политика направленная на сдерживание экономики. Кредитной экспансией банков вызывается инфляция.

Описание экспансии

Кредитная экспансия банков производится как с использованием средств организации, так и займов.

В Финансы направляются на предоставление кредитов частным и юридическим лицам.

При этом учреждения начинают существенно расширять ассортимент, что выгодно потребителям. При затратах заемных средств, банковские учреждения выпускают долговые инструменты.

Кредитной экспансией банков вызывается стремлением повысить прибыль организации.

Темпы расширения кредитной политики могут значительно расширяться, например, при умеренном запуске политики, скорость может следовать за темпами роста государства или актива.

А чрезмерная кредитная экспансия значительно опережает скорость роста госструктур.

Выделяют 2 уровня экспансии:

  1. Микроуровень подразумевает экспансию средств для одного объекта.
  2. Макроуровень – в лимитах отдельно взятого государственного образования.

Существует 2 вида экспансии, наружная и внутри страны. Для первой характерны:

  1. Вложение частных и государственных средств в заграничные финансовые рынки.
  2. Выдача денег физическим лицам и организациям за пределами государства.
  3. Демпинг активов.
  4. Выдача средств развивающимся государствам.
  5. Страхование от ряда видов риска всех операций, проводимых банковской организацией.

Внутренняя политика направлена на регулирование собственных экономических тенденций с целью ускорения роста.

Кредитная экспансия предполагает:

  1. Уменьшение процентной ставки центрального банка.
  2. Расширение пределов финансовых операций ЦБ государства.
  3. Минимизация пределов резервирования учреждений.

При осуществлении политики скупаются ценные бумаги внутреннего рынка, а также иностранная или государственная валюта у собственников.

Недостатки политики

Кредитная экспансия политика или дешевых денег приводит как к профициту, так и дефициту бюджета или нейтральному результату.

Вред или стагнация экономики появляется в следующих условиях:

  1. Источником расширения кредитования является не реальные средства, а эмиссия активов, не подразумевающих реальной ценности.
  2. Повышение активности политики осуществляется благодаря расширению количества выпускаемых ценных бумаг, а не кредитования – значительно более затратного в плане финансовых вложений способа, однако со снижением риска.
  3. Центральный банк не проводит контроль экспансии, осуществляется лишь оценка результатов.
  4. Для проведения политики привлекаются заемные средства.

Результаты экспансии

При правильном планировании и осуществлении операций, экспансия эффективна. Некоторые страны благодаря грамотному внедрению политики повышали ВВП до 100%.

Наиболее удачным примером стоит назвать историю Японии в 1980-х годах, когда в государстве удалось обеспечить прирост стоимости акций более, чем в 10 раз.

Однако, из-за неудачных мер в конце 80-х, начался существенный спад экономики.

При грамотном внедрении инструментов этой экономической политики удается обеспечить укрепление институтов экономической деятельности государства, что приводит одновременно к повышению производственных мощностей благодаря инвестированию в предприятия, а также снижению занятности населения.

Расширение объемов кредитования аккумулирует денежную массу, которая находится в обороте.

Для внедрения этой политики характерно изменения поведения не только кредиторов, но и заемщиков.

Банкам требуется постоянный оборот средств, а заемщикам интересен средства на открытие бизнеса, что приводит к появлению крайне выгодных предложений на рынке, которыми пользуются заемщики всех уровней.

При накоплении избыточного капитала в государстве, начинают задействоваться внешние экономические связи, что приводит к освоению ряда новых рынков и территорий.

Инвесторы начинают вкладывать средства в заграничное производство, что значительно расширяет пределы накопления средств.

Особенности рестрикции

Денежно-кредитная экспансия и рестрикция являются противоположными политиками. Так рестрикция обозначает ограничение или сжатие с латыни. Это политика центрального банка, которая направлена на ограничение объема рефинансирования кредитных организаций.

Концепция кредитной рестрикции направлена на минимизацию утечки ценных бумаг и золотых запасов за пределы государства, избегания краха банковских учреждений и снижение темпов роста инфляции.

Зачастую кредитная рестрикция предполагает существенное уменьшение капиталовложений, а также минимизацию деловой активности в пределах государства, снижение размеров резервов частных банков, а также объемов кредитования населения.

Политика кредитной рестрикции направлена на защиту государственной экономики от различных факторов.

Концепция кредитной рестрикции обычно приводит к значительному уменьшению кредитного мультипликатора, что уменьшает возможности банковских учреждений в создании собственной безналичной денежной массы, то есть не допускает накопление денег другими банками помимо центрального.

Денежно-кредитная рестрикция предполагает использование различных мер, направленных на сокращение деятельности в ряде условий конъюнктуры. К перечню мер относят:

  1. Значительно повышается процентная ставка центрального банка. Ограничивается кредитование банковскими финансовыми организациями, а также могут накладываться дополнительные ограничения на осуществление сделок между компаниями.
  2. Мероприятия, которые проводятся правительством с целью улучшения экономического положения в стране. Другим название рестрикции является «политика дорогих денег», она частично направлена на минимизацию перепроизводства и соответственно уменьшение цен.
  3. Производится реализация ценных бумаг.
  4. Параллельно с этим может изменяться норма резерва, а также учетная ставка по кредиту.

Результаты

Результатами политики кредитной рестрикции является:

  1. Сокращение предложения денег.
  2. Повышение ставок по кредитам для населения и организаций от частных банковских организаций.
  3. Существенно сокращается объем инвестиций от частных лиц в предприятия и бизнес-учреждения.
  4. Снижаются темпы роста цен на различные товары.

При использовании политики международной рестрикции на международном рынке удается:

  1. Повысить спрос на национальную валюту за пределами государства.
  2. Повысить стоимость национальной валюты.
  3. Сократить чистый экспорт.

Факторы, влияющие на эффективность политики

Что такое кредитная экспансия и рестрикция

К перечню факторов, которые влияют на эффективность политики рестрикции или экспансии, относят:

  1. Темпы принятия решений центральным банком в зависимости от изменяющихся условий рынка. При недостаточно оперативном ответе на условия, возможна рецессия или стагнация экономики.
  2. Изолированность руководителей центрального банка от давления лоббистов.

Методы регулировки

Условно разделяют все методы на 2 вида:

  1. Общие – влияют на целый рынок кредитования, как физических, так и юридических лиц.
    1. Учетная политика – это регулировка процентов по кредитам, которые центральный банк поставляет КБ или дисконтная политика.
    2. Действия по регулировке открытого рынка рынке представляют собой покупку или реализацию ЦБ у различных организаций ценных активов, либо акций по предоставленному или рыночному курсу средств.
    3. Регулировка резервных норм – компоненты пассивных средств, которые содержатся на выделенном счету в Центральном банке в Центральном Банке. Кредитным организациям запрещено применять запас для выполнения различных операций. Благодаря изменению размеров обязательного резерва для различных организаций государство может изменять количество активной и оборачиваемой денежной массы в стране. Например, если нормы возрастут на 100%, банкам придется существенно снизить размер кредитной эмиссии и наоборот. Это позволяет эффективно бороться с инфляцией.
  2. Селективные методы.
    1. Направлены на отдельные виды кредитных операций.
    2. Позволяют регулировать ликвидность финансовых процессов в процессе осуществления при работе.

Правильный выбор методов управления способами регулировки центральным банком позволяет улучшить состояние определенных отраслей экономики или состояние государственной экономики полностью.

date image
2015-06-26 views image
2663

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



10. Приверженность правилу ежегодно сбалансированного бюджета ведет к тому, что:

а) правительство не может использовать монетарную политику для стимулирования экономики в период рецессии;

б) инфляция становится постоянным явлением;

в) правительство не может снизить налоги для стимулирования экономики в период рецессии;

г) правительство перестает пользоваться доверием населения;

д) все ответы верны.

Тема 7. Денежный рынок

Тест

1. Денежный агрегат М0 — это:

а) наличные деньги в обращении + срочные вклады населения;

б) наличные деньги в обращении;

в) наличные деньги в обращении + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций + средства страховых компаний;

г) нет верного ответа.

2. Деньги выполняют функцию обращения в следующем случае:

а) книга стоит 100 руб.;

б) клиент открывает депозитный счет в банке;

в) покупатель оплачивает покупку в кассе магазина наличными;

г) выплата заработной платы первого числа каждого месяца;

д) нет верного ответа.

3. Денежная масса — это:

а) совокупность наличных денег;

б) совокупность всех платежных средств, находящихся в обращении;

в) совокупность всех денежных средств, имеющихся у ЦБ РФ;

г) нет верного ответа.

4. Величина денежного агрегата Mi отличается от М2 на сумму:

а) сберегательных вкладов;

б) срочных депозитов;

в) депозитных Сертификатов;

г) государственных краткосрочных облигаций;

д) нет верного ответа.

5. Агрегат М1 более ликвиден, чем:

а) денежная база;

б) М2;

г) наличные деньги;

д) нет верного ответа.

6. В кейнсианской теории линия трансакционного спроса на деньги имеет форму:

а) прямой, параллельной оси ОХ;

б) кривой с положительным наклоном;

в) кривой с отрицательным наклоном;

г) прямой, параллельной оси 0Y;

д) нет верного ответа.

7. Банковский мультипликатор — это величина:

а) прямо пропорциональная учетной ставке;

б) обратная ставке рефинансирования;

в) прямо пропорциональная норме резервирования;

г) обратная норме резервирования;

д) нет верного ответа.

8. Функцией центрального банка не является:

а) хранение государственных золотовалютных резервов;

б) хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;

в) привлечение депозитов населения;

г) кредитование коммерческих банков;

д) контроль за деятельностью денежно-кредитных организаций.

9. Кредитная экспансия предполагает:

а) увеличение налогов;

б) расширение предложения денег в экономике;

в) снижение государственных расходов;

г) одновременное снижение налогов и увеличение государственныхрасходов;

д) нет верного ответа.

10. Гибкая монетарная политика означает:

а) поддержание на заданном уровне денежной массы;

б) поддержание на заданном уровне ставки процента;

в) поддержание на заданном уровне реального ВВП;

г) поддержание на заданном уровне темпа инфляции;

Цели и инструменты монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика – один из видов стабилизационной, или антициклической, политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с политикой фискальной, внешнеторговой, валютной и др.). Целью любой стабилизационной, а следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение, во-первых, экономического роста, во-вторых, полной занятости ресурсов, в-третьих, стабильности уровня цен, в-четвертых, равновесия платежного баланса. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

Определяет и осуществляет монетарную политику центральный банк страны, однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики ЦБ могут выступать: а) контроль за предложением денег (денежной массы); б) контроль за уровнем ставки процента; в) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег ЦБ осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и, следовательно, на их кредитные возможности) и денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 1) изменение нормы обязательных резервов; 2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке.

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Величина обязательных резервов (Rобяз) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается ЦБ и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D).

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

> во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т. е. величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – Rобяз). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10 % (rr1 = 0,1), его кредитные возможности, т. е. сумма средств, которые он может выдать в кредит, составят:

К1 = 1000–1000 ? 0,1 = 900,

а при норме обязательных резервов, равной 20 % (rr2 = 0,2):

К2 = 1000–1000 ? 0,2 = 800;

> во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который равен

mult банк = 1 / rr ;

рост нормы обязательных резервов с 10 до 20 % сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1 / 0,1) до 5 (1 / 0,2).

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.

Стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, поэтому данный инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (так, в США последний раз этот инструмент использовался в период кризиса 1974–1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента, которая в России носит название ставки рефинансирования. Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции (подробнее о функциях ЦБ см. тему 8). Денежные средства, полученные в ссуду у ЦБ (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы; благодаря этому, изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у ЦБ и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у ЦБ для увеличения своих резервов. Резервы коммерческих банков увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.

Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег, оказываемого изменением нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величины банковского мультипликатора.

Изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано прежде всего с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у ЦБ, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2–3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что ЦБ не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Вследствие этого изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики ЦБ. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки ЦБ информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику (как правило, для борьбы с инфляцией). Учетная ставка выступает своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т. е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Когда ЦБ повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от МS1 до МS2), а рыночная ставка процента растет (от R1 до R2) (рис. 9.1, а). Поэтому, даже если ЦБ только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, соответственно, экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», денежная масса сокращается.


Рис. 9.1. Воздействие изменения предложения денег на ставку процента:

а) уменьшение денежной массы; б) увеличение денежной массы

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность ЦБ на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом). Объектами операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков, а изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то при условии, что продавец вкладывает полученную у ЦБ сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличиваются и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что, когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается лишь сумма на текущих счетах (величина депозитов), поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна быть отчислена в обязательные резервы.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то ЦБ должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда ЦБ продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у ЦБ выгодны коммерческим банкам и населению. Дело в том, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости и, когда ЦБ покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И наоборот, когда ЦБ продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодной их покупку.

Таким образом, инъекции в банковские резервы как результат покупки и изъятия из них как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, и поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Виды монетарной политики. Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис. 9.2, а).

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y* (рис. 9.2, б).

Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.

Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».

Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (рис. 9.1, а); если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1, б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.


Рис. 9.2. Воздействие монетарной политики на экономику:

а) стимулирующая монетарная политика; б) сдерживающая монетарная политика

Механизм денежной трансмиссии в период спада графически изображен на рис. 9.3 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку в экономике рецессия ? ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг ? резервы коммерческих банков увеличиваются ? их кредитные возможности расширяются ? банки предоставляют больше кредитов ? предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от МS1 до М S2 – рис. 9.3, а) ? ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 до R 2) ? фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты ? величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 – рис. 9.3, б) ? совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.3, в) ? объем производства растет (от Y1 до Y*). Эта политика, проводимая с целью выхода из состояния рецессии, носит название «политики дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике.


Рис. 9.3. Политика «дешевых денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

Соответственно политика, осуществляемая ЦБ в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется «политикой дорогих денег» и согласуется со сдерживающей монетарной политикой. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.4 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку экономика «перегрета» ? ЦБ продает государственные ценные бумаги ? резервы коммерческих банков уменьшаются ? кредитные возможности банков снижаются ? предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS1 до MS2 – рис. 9.4, а) ? ставка процента (цена кредита) растет (от R1 до R2) ? спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает ? величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 – рис. 9.4, б) ? совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.4, в) ? объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y*, а уровень цен падает (от Р1 до Р2).

И в том и в другом случае экономика стабилизируется.


Рис. 9.4. Политика «дорогих денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Бюджетная политика во время пандемии - альтернативный подход

Несмотря на то, что c момента начала острой фазы пандемии Банк России и Минфин предложили широкий набор антикризисных инструментов, их эффективность остается далекой от желаемой ввиду сохраняющегося навеса предложения госдолга. Стимулирующая денежно-кредитная политика, с ее текущей композицией инструментов, оказалась неспособна в полной мере разрешить проблему.

По этой причине потенциально интересным шагом для Банка России и Минфина мы видим координацию усилий по перераспределению долговой нагрузки с 2020-2021 гг. на более поздний срок. Решением проблемы может стать валютно-процентный своп с участием резервов ФНБ. Соблюдение ряда жестких условий позволит данному инструменту решить проблемы интервенционных программ на рынке госдолга, запущенных центральными банками некоторых развивающихся стран во 2к'20.

Мы уверены, что высокое доверие к инфляционному мандату Банка России не будет нарушено, тогда как механизм позволит добиться общего положительного эффекта для экономики за счет снижения долгосрочных доходностей госбумаг, сохраняя при этом ключевую ставку неизменной.

Денежно-кредитная политика отходит на второй план. С момента начала кризиса, вызванного пандемией Covid-19, Банк России предпринял решительные шаги для стабилизации финансовых и экономических условий в России. В числе принятых мер можно выделить: смягчение требований по учету облигаций на балансах банков, приобретенных с 1 марта по 30 сентября (истекает 1 января 2021), смягчение требований по резервированию капитала для розничного и корпоративного бизнеса, предоставление рублевой ликвидности (через каналы среднесрочного РЕПО под залог ценных бумаг и кредитов МСБ), интервенции на валютном рынке (в условиях падения цен Urals ниже $25/барр.) и многие другие. Самым примечательным шагом последних месяцев стало снижение ключевой ставки на 200 бп (до 4.25%) в сочетании с сохранением умеренно мягкой риторики и снижением диапазона нейтральной процентной ставки на 100 бп (до 5.0-6.0%).

Тем не менее, мы вынуждены признать эффект большинства этих мер на кредитные условия весьма ограниченным из-за медленной подстройки среднесрочных и долгосрочных ставок кредитования в розничном и корпоративном сегментах.

Кредитные ставки отстают от депозитных и ключевой ставки ЦБ РФ

Кредитные ставки отстают от депозитных и ключевой ставки ЦБ РФ

Источники: Банк России, расчеты ПАО "Росбанк"

Масштабный маневр бюджета в 2020 году неизбежен

Масштабный маневр бюджета в 2020 году неизбежен

Источники: Банк России, расчеты ПАО "Росбанк"

** Принятая антикризисная программа 3.6 трлн руб., план восстановления может увеличить ее на 0.8 трлн руб.

При этом достижению высокой эффективности стимулирующей монетарной политики мешают обстоятельства за пределом сферы ответственности центрального банка – это бюджетный дисбаланс, образовавшийся вследствие карантинных ограничений 2к'20. Текущие перекосы бюджетной системы в России находятся далеко от классической проблемы "бюджетного доминирования", сопряженной с ухудшением платежеспособности государства. Однако, исходя из складывающихся на финансовых рынках условий, ситуация уже выглядит патовой и оказывает значимый негативный эффект на среднесрочные и долгосрочные процентные ставки. Ответственность в этом лежит на Минфине и амбициозных планах по наращиванию валовых заимствований в ближайшие пару лет: 5.0 трлн руб. в 2020 г. и 4.1 трлн руб. в 2021 г. В результате трансмиссия стимулирующей процентной политики Банка России остается довольно слабой.

Корнем проблемы, на наш взгляд, является тот факт, что бюджетная политика вынуждена следовать однолетнему циклу: имея двух-трехлетние цели (особенно в ситуации оперативного планирования) она вынуждена встраивать оперативные потребности фондирования в рамки оставшегося финансового (календарного) года. В условиях близости окончания финансового года нагрузка на рынок заимствований становится непропорционально высокой и не "оптимальной", снижая инвестиционную привлекательность госдолга для локальных иностранных инвесторов. В результате, достаточно высокое суверенное кредитное качество (Baa3 / BBB-/ BBB, с целью госдолга к ВВП 21.3% в 2023 г.) и мягкая денежно-кредитная политика не находят своего отражения в предельной стоимости государственных заимствований и стоимости долгосрочных кредитных ресурсов для экономики.

Если говорить о критерии "оптимальности" политики заимствования, то мы исходим из соблюдения баланса между объемами эмиссии госдолга и его ценообразованием. Сам критерий имеет качественные характеристики и является величиной, производной от рыночных условий. По меньшей мере, последовательное увеличение ценовых дисконтов (премий по доходности) в течение серии аукционов по продаже госдолга сигнализирует о нарушении принципа "оптимальности" политики заимствований.

Даже самый простой ретроспективный подход демонстрирует широкий разлет оценок "оптимального" объема предложения госдолга в России в зависимости от ситуации на финансовых рынках. Поэтому факт того, что Минфину удалось уже разместить 2.55 трлн руб. долга с начала года против средних 1.5 трлн руб. в год 2016-2019 гг., еще не говорит о соблюдении правильного баланса цены продажи и объема предложения. Тем более, остаточное предложение составляет порядка 2.45 трлн руб. до конца 2020 г., и разместить его в рынок будет проблематично.

Сегмент госдолга пребывает в состоянии стресса

Сегмент госдолга пребывает в состоянии стресса

Источники: Bloomberg, расчеты ПАО "Росбанк"

Темп размещения ОФЗ выглядит запредельным

Темп размещения ОФЗ выглядит запредельным

Источники: Минфин, расчеты ПАО "Росбанк"

Самое время задуматься об альтернативных инструментах. Центральные банки развитых экономик приступили к реализации широкого набора инструментов влияния на долгосрочные процентные ставки после кризиса 2008-2009 гг., лишь усилив акцент на них после начала пандемии Covid-19. Спектр примененных инструментов довольно широк – от выкупа фиксированного объема госдолга и таргетирования уровня долгосрочной доходности госбумаг до более сложных: управления формой кривой доходности госбумаг (например, yieldcurve twist) и выкупа долга частного сектора на вторичном рынке.

Некоторые центральные банки в странах с развивающейся экономикой последовали этому пути в марте-апреле 2020 г. и предложили лимитированные программы по покупке гособлигаций. Банк Международных расчетов уже провел первые исследования эффективности данных программ, признав довольно успешными для внутренних финансовых условий подобный эксперимент как в отдельных странах, так ив среднем по группе стран с развивающимися экономиками.

Обсуждая опыт развивающихся стран в ходе пресс-конференций в апреле-июне, глава Банка России подвергала сомнению необходимость подобных мер в России ввиду высокой мощности задействованных на тот момент антикризисных мер. Однако в сложившихся на рынке госдолга условиях монетарный регулятор мог бы сыграть более активную роль в целях перераспределения нагрузки Минфина на первичный долговой рынок с 2020-2021 гг. на более поздние годы.

И все же мы не предлагаем "пуститься во все тяжкие" и приступить к выкупу гособлигаций на баланс Банка России со вторичного рынка или аукционов. Хорошей альтернативой мы видим подобие валютно-процентного свопа между Банком России и Минфином с амортизацией за 7-10 лет (или последовательностью bullet свопов с сопоставимым сроком погашения). Относясь к категории "нетрадиционных" инструментов монетарного стимулирования и обладая высокой степенью влияния на финансовые условия, подобный механизм может быть структурирован более аккуратно и прозрачно, по сравнению с перечисленными балансовыми программами.

Наклон процентной кривой 2-10 лет выходит из-под контроля

Наклон процентной кривой 2-10 лет выходит из-под контроля

Источники: Bloomberg, расчеты ПАО "Росбанк"

Объем валютных сбережений достаточен для операции своп с ЦБ РФ

Объем валютных сбережений достаточен для операции своп с ЦБ РФ

Источники: Минфин, расчеты ПАО "Росбанк"

Лучшая страховка – заранее спланированная "стратегия выхода". Одним из ключевых поводов для критики балансовых методов влияния центральных банков развивающихся стран на рынок госдолга является проблема морального риска – угроза падения у правительства стимулов следовать жесткой финансовой дисциплине и впоследствии подрыва независимости института денежно-кредитного регулирования. Во многом подобная критика заслужена, так как у большинства программ отсутствуют четкие контуры (цели по доходностям, объемы и частота операций, сроки реализации и т.д.). Более того, некоторые центральные банки, не обладая достаточной степенью доверия (credibility) до запуска программ, усложняют себе исполнение приоритетных мандатов по достижению целей по инфляции.

Предлагаемый валютно-процентный своп отвечает на данную критику минимум тремя условиями. Первое, срок действия свопа (или портфеля свопов) фиксирован и, как правило, оговорен рамочным соглашением сторон. Второе, – залоговый характер сделки. Залогом должны выступить валютные резервы ФНБ, передаваемые в пользу Банка России. Однако, в отличие от прямой продажи резервов, ограниченной правилами управления ФНБ, своп будет иметь возвратную и не безвозмездную основу (например, условия fix-fix позволят снизить процентный риск обязательств Минфина по рублевой части сделки). Третье, – следование бюджетной дисциплине. Минфин уже подчеркнул приоритет бюджетной консолидации после 2021 г., ограничив поправки к бюджетному правилу горизонтом действия в 2020-2021 гг. (поправки на 2021 г. пока лишь на стадии согласования, но уже упоминались министром финансов). Принимая во внимание опыт консолидации бюджета последних лет, у нас нет поводов не доверять установкам Минфина.

Еще один аспект критики также можно легко парировать – это подозрение в "необеспеченной" эмиссии денежной базы или монетизации госдолга. У Минфина уже был опыт использования резервных накоплений, при которых происходило увеличение денежной базы: последний из них с 2014 по 2016 гг. привел к формированию устойчивого структурного профицита рублевой ликвидности и потребовал мобилизации инструментов абсорбирования на стороне Банка России. С тех пор механизм траты/накопления валютных резервов бюджета был перенесен на вторичный рынок валюты, однако Банк России сохранил приоритет принципов "зеркалирования" притока рублевой ликвидности. В ситуации с "резервным свопом" увеличение структурного профицита ликвидности будет иметь временный характер, ограниченный сроком сделки.

Счет правительства имеет высокое влияние на баланс ликвидности

Счет правительства имеет высокое влияние на баланс ликвидности

Источники: Банк России, расчеты ПАО "Росбанк"

Дополнительные условия также обязательны. Прозрачные и жесткие правила определения номинала подобного "резервного свопа" должны быть оговорены и зафиксированы заранее. Мы полагаем, что отправной точкой расчетов должен стать размер первичного дефицита бюджета на 2020-2021 гг., спроектированного в 2019 г. При этом прирост дефицита в целях реализации антикризисной программы правительства (сверх первоначального спланированного) должны лимитировать размер свопа сверху.

По факту мы наблюдали две вынужденных и временных корректировки Минфином бюджетного правила на 2020-2021 гг. Первая – компенсация выпадающих из-за действия соглашения ОПЕК+ сырьевых доходов из Фонда Национального Благосостояния. Формально подобная компенсация "эффекта объема" не была предусмотрена в "ценовом" бюджетном правиле. Однако Минфин исходит из предпосылки ограниченного срока действия ограничений на сырьевом рынке, сохраняя канву правила в дальнейшем.

Вторая корректировка – увеличение первичного дефицита бюджета в целях реализации антикризисной программы правительства. Программа не обеспечена дополнительными несырьевыми доходами (за исключением прибыли Банка России от продажи Сбербанка) или активами, что повышает ее зависимость от глубины долгового рынка. При этом вторичные эффекты в части накопления процентного риска на балансе Минфина (из-за роста доли бумаг с плавающей ставкой) и сопутствующего ограничения эффекта стимулирующей процентной политики на долгосрочные ставки в экономике не принимаются в расчет.

Лимитируя номинал "резервного свопа" объемом не финансированной антикризисной программы, можно добиться перераспределения острой потребности заимствований Минфина на более поздние сроки. Понизив при этом объем программы заимствований в 2020-2021 гг., Минфин будет обязан равномерно увеличить величину заимствований в последующие годы. Например, если мы исходим из номинала свопа в 3.2 трлн руб. (сумма остаточных заимствований в 4к'20 и прирост первичного дефицита в 2021 г.) и сроком погашения 7 лет (и амортизацией после 2022), то текущее снижение нагрузки на рынок госдолга в размере номинала свопа должно быть компенсировано увеличением программ заимствований лишь на 0.55 трлн руб. ежегодно в период с 2022 по 2027 гг.

Ожидаемый эффект на доходности госбумаг весьма существенен. На наш взгляд, подобное решение имеет положительный эффект для совокупного благосостояния экономики за счет усиления трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Банка России. В целом, подобный инструмент понижает потребность в дальнейшем снижении ключевой ставки на много кварталов вперед (SG: 4.25% в течение 4к'21-3к'20), что само по себе может потерять актуальность в свете возросшей волатильности финансовых рынков и поступательного ускорения инфляции (текущая3.6% г/г, прогноз SG: 4.3% г/г в 4к'20-1к'21). Мы полагаем, что эффект от "резервного свопа" будет сопоставим с первичными эффектами от программ покупки госдолга центральными банками развивающихся стран во 2к'20 – снижение 80-100 бп для 10-летних облигаций.

В противном случае, навес предложения госдолга и подстройка ожиданий к новым перспективам процентной политики на долгий срок отложат сходимость доходностей к уровням, которые мы предполагаем в качестве фундаментально оправданных в условиях высокого качества управления госфинансами и высокой устойчивости экономикик текущему кризису.

В довершение, мы не видим противоречия с новыми шагами Банка России по улучшению ориентиров свой процентной политики. В рамках реализации "Основных направлений денежно-кредитной политики на 2021-2023 гг." Банк России планирует начать публикацию с 2021 г. прогнозной траектории ключевой ставки. Конкретный способ представления этой траектории пока обсуждается (вероятным кандидатами мы считаем прогнозный график с доверительными интервалами или аналог точечного распределения голосов внутренних экспертов ЦБ, dot-plot).

Мы полагаем, что инструмент будет иметь лимитированный эффект на долгосрочные процентные ставки. Основная причина – широкий набор альтернативных сценариев развития событий, упомянутых в "Основных направлениях", из которых два (проинфляционный и рисковый) предполагают применение сдерживающей процентной политики под воздействием внутренних и внешних стрессов. При условии аккуратного взвешивания сценариев по вероятности, ожидаемая траектория ключевой ставки может существенно отличаться от базового сценария Банка России. Однако, как мы знаем, даже базовые предпосылки не являются "связывающим обязательством" для регулятора.

Прогноз ставок / инфляции

% на к.п. Тек. 4к'20 1к'21 2к'21 3к'21 4к'21 2021 2022 2023
Ставка ЦБ РФ 4.25 4.25 4.25 4.25 4.25 4.50 4.50 4.50 4.50
Дох-ть, 10 лет 6.17 5.30 5.20 5.00 5.20 5.30 5.30 5.50 5.75
Инфляция 3.6 4.3 4.3 4.1 4.0 3.8 3.8 4.0 3.0

Источники: Банк России, Минэкономразвития, Росбанк

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Читайте также: