Почему адам смит считал что невысокие налоги благотворны для общества

Опубликовано: 16.05.2024

Право | 1 - 4 классы

Адам Смит считал , что невысокие налоги благотворны для общества .

Как вы думаете какова логига этого?


Потому что это хорошо сказывалось на обществе так как высокие налоги обычно вызывали бунт и недовольство.


Возможно ли существование налоговой системы государства , состоящей из одних прямых или одних косвенных налогов?

Возможно ли существование налоговой системы государства , состоящей из одних прямых или одних косвенных налогов?

Каково , на ваш взгляд, должно быть соотношение тех или других в налоговой системе государства?


Помогите, plz 1) Почему Всеобщая декларация прав человека была напечатана в нашей стране через 40 лет после ее принятия?

Помогите, plz 1) Почему Всеобщая декларация прав человека была напечатана в нашей стране через 40 лет после ее принятия?

2) Каковы основные налоги и порядок взыскания алиментов на содержание детей?


Сочинение на тему "Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результат несправедливости" (А?

Сочинение на тему "Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результат несправедливости" (А.


Объясните, каково значение развития коммуникаций (различных видов связи, транспортных линий) в стране для гражданского общества?

Объясните, каково значение развития коммуникаций (различных видов связи, транспортных линий) в стране для гражданского общества?


Некоторые юристы считают?

Некоторые юристы считают.

Что существует лишь четыре отрасли права, а остальные являются их производными и не имеют важного значения.

Как вы думаете, о каких отраслях идёт речь?

Почему возникла эта позиция?

Согласны ли вы с ней?


Как вы думаете заинтересован ли государственный аппарат в существовании гражданского общества?

Как вы думаете заинтересован ли государственный аппарат в существовании гражданского общества?

Обоснуйте свою точку зрения.


В каком государстве нет налогов?

В каком государстве нет налогов.


Загадка со словом налог?

Загадка со словом налог.


Какова роль государства применительно к гражданскому обществу?

Какова роль государства применительно к гражданскому обществу?


К общегосударственным налогам и сборам относится : а) налог с рекламы б) сбор с владельцев собак в) рыночный сбор г) плата за землю?

К общегосударственным налогам и сборам относится : а) налог с рекламы б) сбор с владельцев собак в) рыночный сбор г) плата за землю.

Вопрос Адам Смит считал , что невысокие налоги благотворны для общества ?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Право и соответствует программе для 1 - 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


В) приготовление к преступлению, покушение на преступление, оконченное преступление.


Нарушается такой принцип, как равноправие граждан, то есть равная возможность участия в политической жизни.


Промульгація (лат. Promulgatio — публічне оголошення) — дія, що надає закону загальнообов'язкової сили. Юридичні факти — це певні життєві обставини, з якими норми права пов'язують виникнення, зміну або припинення правовідносин, прав та обов'язків. ..


Согласно ст579 ГК , отмена дарения невозможна в случае если предметом дарения, пожертвования выступает обычный подарок небольшой стоимости(менее 3тыс рублей).


4) Б - любое преступление - правонарушение.


It специалист инженер химики медики юристы.


Превысокомногорассмотрительствующий (35 букв).


Предмет договора - это то, в отношении чего заключается договор. Выражеается в количественном и качественном выражении и является существенным условием договора, так как без достижения согласия по предмету договора, он не будет считаться заключенным..


Никакой ответственности не возникло, ибо ответственность - это применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение. В данном случае возникло обязательство. Указанные лица будут являться должникамидо момента исполнения их..


Эмансипация—объявление несовершеннолетнего, достигшего16лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспо­собным. 1)По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние т..

Основной аргумент противников капитализма и свободного рынка сводится к этике. Мне и самому довольно часто приходится видеть, как сторонники либеральных идей, сталкиваясь с социалистами, всё сильнее убеждаются в аморальности капитализма и якобы навязываемой им идеологии эгоизма и вражды. Темы жадности, коррупции и бедности всегда волновали интеллигентов эпохи Просвещения такая тенденция существует и сейчас. Отсутствие перспектив и концентрация богатства у нескольких процентов населения наводят на мысль, что существующая система плоха и её нужно заменить чем-то более справедливым. Как связаны мораль и рынок? Эти отношения в 18 веке изучал шотландский философ и экономист Адам Смит.

Адам Смит был прежде всего философом, об этом мало кто знает, так как известен он в основном своим революционным исследованием о причинах накопления национального богатства. Он родился в шотландском портовом городе Керколди и рано познакомился с моралью и экономикой на местном рынке. Отправившись в университет в Глазго, позже он стал его руководителем и символом шотландского Просвещения. Адам Смит основал концепцию невидимой руки рынка, чтобы описать что происходит когда люди действуют в своих интересах, а в своём анализе морали сформировал идею беспристрастного наблюдателя , которая была описана в книге "Теория нравственных чувств".

В 1707 году Шотландия, вслед за Ирландией и Уэльсом, вошла в состав соединённого королевства. Она стала крупнейшей в Европе зоной свободной торговли. Культурная и интеллектуальная революция, также известная как шотландское Просвещение, вскоре изменит всю Европу. Гуманистический дух Просвещения не мог не затронуть Адама Смита, поэтому его, как и его современников-утопистов, волновал в первую очередь вопрос благополучия бедных. Во многом Адам Смит рушит привычные представления о левых и правых, соединяя в себе заботу о судьбе бедноты и идеи свободы личности.

"Разделение труда, приводящее к таким выгодам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости. оно представляет собою последствие. определенной склонности человеческой природы. к торговле, бартеру, обмену одного предмета на другой." ("Исследование о природе и причинах богатства народов" Книга 1, 2 глава)

Идеи Адама Смита насчёт морали были основаны на трудах его любимого профессора университета Глазго, отца шотландского Просвещения, Фрэнсиса Хатчинсона. Адам Смит быстро зарекомендовал себя как талантливого студента и получил шанс учиться в Оксфорде. Там он познакомился с трудами известного мыслителя Просвещения Дэвида Юма, который описал каким образом люди могут жить и развиваться отрицая существование бога. Руководство Оксфорда запретило распространение атеистических трудов Юма, поэтому Адам Смит покинул его. Мыслители шотландского Просвещения, такие как Хатчинсон и Юм, задавались вопросом о человеческом поведении: эгоистичны ли люди по своей природе или человеколюбивы? И если их коллеги из континентальной Европы говорили: "Да, люди априори склонны к сотрудничеству, так как именно оно превратило первобытных людей к цивилизованных", то шотландцы заключили, что ответить на этот вопрос нельзя, и любая попытка сделать это окажется необъективной, спекулятивной в пользу каких-то убеждений демагогией. Можно лишь пассивно наблюдать за тем, что происходит вокруг.

Покончив с формальным образованием, Адам Смит оказывается безработным. По счастливой случайности его приглашают прочитать лекции по юриспруденции и риторике для эденбургской элиты. Он сосредоточится в них именно на человеческом поведении и морали. С самого начала Смит предполагал, что обмен как явление может объяснить природу формирования наших ценностей. Его интересует понятие добра и зла, и в своих лекциях он задаётся вопросом, как у людей возникает чувство морали и нравственности. До Смита считалось, что мораль существует вне их, то есть что она объективна, задаётся богом. Сейчас же для всех очевидна субъективная сущность морали, потому как природа человеческих отношений, по Смиту, состоит в том, что мы хотим нравиться и получать одобрение других людей. Он считал, что в повседневном общении люди учатся понимать, когда другие одобряют их и когда нет. Мы видим, что одобряют и чего не одобряют другие люди, таким образом и формируется наша мораль. Каждый день мы сталкиваемся с моральными дилеммами, в процессе решения которых задаёмся вопросом, как поступить. Мы как бы ведём спор с самими собой, и такое явление Адам Смит назвал беспристрастным наблюдателем. Беспристрастный наблюдатель это сумма того, что другие люди считают вежливым и невежливым, что правильно и что нет - это наш накопленный жизненный опыт.

"Мы стараемся взглянуть на наше поведение так, как на него посмотрел бы, по нашему мнению, беспристрастный и справедливый человек. Если, став на его место, мы разделим все страсти и мотивы, руководившие им, то мы оправдаем самих себя, разделяя чувство одобрения этого судьи, которого считаем беспристрастным. В противоположном случае мы разделяем чувство неодобрения воображаемого свидетеля и обвиняем себя." ("Теория нравственных чувств", часть 3, глава 1)

Беспристрастный наблюдатель - главное понятие его книги "Теория нравственных чувств" - стал одним из важнейших открытий Адама Смита. После издания книги Смит уходит от вопросов морали и религии, и затрагивает вопросы политики и экономики. Постепенно он переносит свои рассуждения о том, как формируется мораль, к тому, что следует делать правительству, если оно хочет поступать справедливо. Смит преподавал этику и мораль, экономические концепции, такие как механизм ценовой системы, развитие государственных и экономических институтов. Он заключил, что доверие и сопереживание являются причиной успеха любого общества. Одной из центральных мыслей первой книги Адама Смита было его понимание социальной эволюции. Суть в том, что наши общественные институты, языки, рынки, хоть и являются результатом общественной деятельности, но не являются продуктом человеческого замысла. Это то, что Фридрих Хайек позже назовёт спонтанным порядком.

Обратите внимание на формулировку: действие, но не замысел. Адам Смит полагал, что те люди, которые считают что знают, как будет лучше для других, являются людьми системы. Человек системы это тот, кто одержим своим идеалом общества и считает, что все должны жить по нему. Он будет навязывать свои идеалы даже с применением силы, и мы можем убедиться в опасности таких людей и их идей на опыте России - именно такой коллективизм принёс небывалые страдания русскому народу. Чего только стоят сталинская система уголовных наказаний или гитлеровский геноцид населения восточной Европы. И Гитлером, и Сталиным двигал идеал нового социалистического порядка. Адам Смит считает, что это опасно по двум причинам: во-первых, человек системы считает, что он знает больше всех. Более подробно эта проблема разобрана Фридрихом Хайеком в его "Пагубной самонадеянности". Во-вторых, пытается загнать других людей в определённые рамки против их воли, что неизбежно приведёт к сопротивлению и необходимости применения насилия. В политическом смысле это неизбежно приведёт к краху режима в долгосрочной перспективе, поскольку любое эффективное насилие требует исполнительной системы, то есть роста бюрократического аппарата, с которым происходит и вырождение правящей элиты. Поэтому во всех аспектах выгоднее и правильнее предоставить людей самим себе, довериться силам самоорганизации рынка.

"Теория нравственных чувств" произвела огромное впечатление на аристократов и интеллигентов, в числе которых был опекун молодого герцога Баклю. Тогда же он нанял Смита в наставники своему воспитаннику, назначив награду в 300 фунтов в год. Герцог был на пороге официального совершеннолетия и они с Адамом Смитом поехали по Европе. В Париже Смит получает возможность пообщаться с французскими экономистами-физиократами и революционными мыслителями. Тут же он встречается с основателем школы физиократов Франсуа Кенэ. Он, как и Смит, считал что ключ к богатству нации - свобода рынков. Оба радикально отвергают меркантилистские системы тарифов и монополий, оба верят в свободную торговлю и считают, что богатство создаётся предпринимателями, а не правительством. Физиократы сочетали либерализацию с активным вмешательством государства в экономику. Так, Кенэ считает, что преобразовать экономику Франции можно только через коренные изменения в сельском хозяйстве путём революции. Смит же считает, что методы революции губительны, и что благосостояние нации возможно увеличить только эволюционным путём. Он считал, что свободный рынок, то есть фактически система обмена с полным гражданским контролем, лучше, чем социальное государство, пусть даже искренне заботящееся о бедных. Через несколько лет якобинский террор во Франции — террор и хаос всегда сопутствуют революции — подтвердит его слова.

Адам Смит находит вдохновение в разделении труда в промышленном производстве, привлекавшим французских мыслителей Просвещения. Булавочная фабрика, изображённая на знаменитой гравюре Дидро, стала символом разделения труда. Адам Смит предположил, что разделение труда между рабочими приводит к росту общей производительности. Чем больше разделён труд, то есть чем шире рынки, тем выше процветание нации - таков вывод Смита. Смит показал важность разделения труда для нации, и что рабочим необходимо быть мобильными, подстраиваться под изменяющийся спрос, заниматься тем, в чём они хороши. В этом состоит "причина богатства народов".

Ещё один принцип "Исследования о природе и причинах богатства народов" Смита заключается в том, что не нужно производить дома то, что можно получить дешевле извне. Поэтому так важна свободная торговля между странами - она выгодна всем. Этому стоит поучиться современным сторонникам протекционизма. К примеру, зачем создавать аналог французского вина в какой-нибудь северной стране вроде Британии, воздух которой слишком влажный для винограда? Это обернётся лишь дополнительными налогами для расходов на импортозамещение, к тому же вряд ли получится достойно скопировать французские винные традиции. Замените вино на что-либо другое и результат не изменится. И хоть вполне возможно, что отечественная копия всё же будет дешевле за счёт отсутствия многоуровневых налоговых поборов и таможенных пошлин, она всегда рискует потерять в качестве.

Самое главное в свободном рынке - добровольное партнёрство. Адам Смит показал, что один человек для другого не враг, как принято думать о конкуренции сейчас, а шанс. Поэтому свободный рынок является расширением возможности для всех. Перемещение товаров и обеспечение потребностей каждого - задача слишком сложная для правительства, но вместе с этим она является простейшей функцией свободного рынка.

Адам Смит не был радикальным апологетом частной собственности, он наоборот видел, как монополисты изменяют общественному благу в угоду собственного. Но именно поэтому он выступал за свободную конкуренцию и свободную торговлю между странами. Смит видел работу невидимой руки на городских рынках, однако в сельской местности монархи уже давно продавали монополии на землю и одаривали ими своих фаворитов. Среди торговцев организовывались гильдии для противостояния торговому влиянию стран-соперников. Если мы посмотрим на историю монополизации промышленного производства, то увидим, что причины этого совсем не универсальны. В западной Европе, где торговля развивалась более последовательно, монополии образовывались усилением правительств, в которых наиболее богатые люди создавали лобби своих интересов. В остальном мире, например, в Азии, страны догоняющего развития намеренно организовывали монополии (Японские дзайбацу с конца 19 века, чеболи в Южной Корее середины 20 века и тд), так как у них не было времени на естественное развитие рынка.

Адам Смит считал, что богатство - это не количество золота или денег в казне, а производительный потенциал граждан страны. До него общественные науки учили, что интересы одних людей всегда противоречат другим (в последствии эти с тех пор устаревшие идеи Маркс назовёт классовой борьбой), но после выхода в свет трудов Смита всё стало иначе. Если торговля увеличивает уровень жизни людей, значит у нас не может быть врагов среди других стран. Эта революционная мысль Адама Смита касается только экономики, но он также говорит и о роли правительства в свободном обществе

Адам Смит завершит работу над "Исследованием природы и причин богатства народов" в Лондоне. Он получил специальный доступ в парламент, где изучал налоговую систему и потенциал возможных колониальных экспансий Британской империи. В Лондоне 18 века не было ни машин, ни автобусов, но он был крупнейшим центром политических споров в Европе. Смит конспектировал их, и когда читаешь его, то понимаешь, что проблемы его времени очень похожи на наши: бедность, проблемы с работой, растущий госдолг, военные конфликты, пустая растрата денег налогоплательщиков. Но очевидно, что сейчас, как и тогда, экономика заросла монополиями и протекционизмом. Чтобы взглянуть на опасность такого положения, взглянем на крупнейшую частную монополию - Британскую Ост-Индскую компанию. Смит видел в ней воплощение монополистического зла, ответственного за массовые убийства в Бенгалии. Её управленцы стали очень богатыми, но сама компания никогда не была прибыльной. Масштабы этой монополии поражают: она существовала почти 250 лет, осуществляя полный контроль азиатских торговых узлов. Ост-Индская компания фактически была отдельным государством: у неё имелась собственная частная армия почти в 70 тыс. наёмников, свой флот - её торговые суда были хорошо вооружены -, свой герб, своя власть и свои чеканные монеты. История Ост-Индской компании показывает, насколько легко привлечь мощь государства для лоббирования интересов монополистов. Британскому правительству часто приходилось субсидировать её, например, в 1703 году был принят чайный закон, позволяющий продавать чай в американские колонии по завышенным ценам, причём налоги для Ост-Индской компании были намного ниже, чем для местных торговцев. Это привело к Бостонскому чаепитию.

Адам Смит начинает размышлять о новых принципах управления империей и, что ещё хуже, о существовании американской проблемы. Смит считал, что американцы стали жертвой британской меркантилистской системы, которая высасывала из колоний богатства и не давала ему просачиваться из Британии в Америку. Однако очень непопулярная и дорогостоящая война в колониях была уже на пороге. Во времена Смита военные расходы были самыми крупными расходами правительства. Он тщательно всё просчитал и пришёл к выводу, что контроль колоний ради монополизации торговли никогдане окупается. Британское правительство проигнорировало Смита, но он так переживал за колонии, что включил их в качестве примера в своё Исследование о причинах богатства народов. Книга вышла в 1776 году, за несколько недель до начала американской революции. Чуть позже Адам Смит вернётся к "Теории нравственных чувств" и всесторонне её пересмотрит. Он добавит ещё одну часть - Исследование добродетеля. Смит считает её необходимой для здорового коммерческого общества.

(К 290-летию со дня рождения)

Наверное, нет в мире таможенника или налоговика, который бы не интересовался жизнеописанием Адама Смита и его экономическим учением. И это не удивительно. Ведь он фактически был основателем и сподвижником такой популярной в современных условиях свободы торговли и предпринимательской деятельности.

Этапы большого пути


Имя выдающегося английского экономиста, основоположника науки в сфере финансового, банковского и налогового дела, отдавшего свои энергию и талант служению на благо человека, навеки вошло в историю. Острота ума, незаурядные интеллектуальные способности, проявившиеся у мальчика уже в школьные годы, со временем были подкреплены трудолюбием, силой воли, научным подходом к любому делу, в результате чего мир увидел знаменитого ученого, выдающуюся личность, человека, прославившего эпоху.

Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в шотландском городке Керколди неподалеку Эдинбурга. Отец Адама, таможенный чиновник, умер за несколько месяцев до рождения сына. После окончания местной школы мальчик уже в 14 лет поступил в университет в Глазго. В семнадцатилетнем возрасте как один из лучших студентов Адам получил стипендию на дальнейшее обучение в престижном и более влиятельном Оксфордском университете, который успешно закончил в 1745 г. Получив высшее образование и защитив докторскую диссертацию, молодой ученый читал лекции в Эдинбургском университете. Темами его исследований в то время были экономика, философия, земельное и налоговое право.

В 1751 г. Смит переезжает в Глазго, где его избирают профессором логики местного университета, а вскоре в этом учебном заведении возглавляет кафедру философии. Во время работы в Университете Глазго уже широко известный ученый Адам Смит на предложение герцога Беклю оставляет преподавательскую деятельность и на несколько лет становится воспитателем и наставником молодого наследника герцога. Это была достаточно престижная и высокооплачиваемая работа. Кроме того, она дала Смиту возможность несколько лет жить во Франции и Швейцарии и ближе познакомиться с научными достижениями европейских философов и экономистов. Именно тогда, в 60-х годах ХVIII в., Адам Смит познакомился с европейскими учеными — энциклопедистами Вольтером, Дидро, Гельвецием, с которыми обсуждал теоретические аспекты развития философии, экономики, финансово-банковской системы и другие проблемы тогдашней науки, искусства и культуры. В 1767 г. Смит вернулся в родной городок Керколди и полностью посвятил себя научной деятельности. В 1773 г. ученый переезжает в Лондон, где в 1776 г. увидел свет его фундаментальный научный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов».

В 1778 г. при поддержке своих влиятельных сторонников в правительственных кругах страны Адам Смит получил должность комиссара таможенной службы Шотландии. Служба располагалась в Эдинбурге, а годовой оклад комиссара составлял огромную, как на то время, сумму в 600 фунтов стерлингов. Всего лишь два года Адам Смит возглавлял это таможенное учреждение, но за короткий период благодаря выдающимся знаниям в сфере экономики и торговли внес весомый вклад в дело подъема таможенной сферы Шотландии. При активном участии комиссара-таможенника были упорядочены таможенные тарифы, отменены протекционистские налоги и поощрения за экспорт товаров, которые Адам Смит считал вредными для экономики страны и наносящими ущерб свободной торговле и циркуляции товаров. Вместе с тем ученый создал надежную систему борьбы с контрабандой. В частности, он едва ли не впервые в Великобритании начал привлекать к противодействию контрабандистам военнослужащих регулярной армии.

Адам Смит мог бы и дальше плодотворно работать в таможне, однако начиная с 80-х годов состояние его здоровья заметно ухудшилось. Последние годы жизни ученый провел в родительском доме в городке Керколди, продолжая свои научные исследования по экономическим и финансовым вопросам, а 17 июля 1790 г. выдающегося ученого не стало.

По мудрости — нет равных

Уже в своих первых научных трудах, опубликованных во время работы в Эдинбургском университете, Смит определил общие принципы экономики накануне становления промышленного (машинного) производства. В монографии «Теория моральных чувств» ученый основательно очертил эволюцию общественных процессов и, основываясь на проведенном им анализе состояния промыслов и сельского хозяйства Англии тех времен, аргументированно прогнозировал будущий прогресс средств производства и приоритеты рыночной экономики. Вместе с тем ученый уверенно доказывал неизбежность постепенного развития по восходящей линии международной торговли и банковского капитала. Научное исследование Адама Смита получило высокую оценку британских философов и экономистов. Оценивая его вклад в экономическую науку, известный английский историк М. Блауг утверждал: «. Смиту нет равных ни в ХVIII, ни даже в ХIХ в. относительно глубокого проникновения в сущность экономического процесса, экономической мудрости». А когда его вышеуказанное произведение увидело свет, ученый, философ, экономист получает общеевропейское признание.

В целом же экономическая теория Адама Смита сформулирована в его главном фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Она (теория) тесно связана с философскими взглядами автора, его отношением к абсолютной монархии, к человеку и обществу. Смит утверждал, что развитие производства, а отсюда — и общественного благосостояния, прежде всего обеспечивают экономическая конкуренция и свободное перемещение товаров, которые могут существовать только в условиях освобождения экономики от государственной регламентации и вмешательства власти в повседневную хозяйственную деятельность производителей материальных ценностей. Ученый подвергал острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма (итал. mercante — торговец, купец), которая осуществлялась правительствами Англии, Франции, Голландии, других стран Европы и отражала интересы торговой верхушки этих государств. Теоретики меркантилизма У. Стаффорд, Т. Мен, А. Серра и другие считали источником богатства и благосостояния общества сферу товарного и денежного обращения, а не производство материальных благ. Они обосновывали государственную политику, направленную на увеличение денежных накоплений за счет резкого роста экспорта товаров, уменьшения их ввоза в страну и взимания максимальных налогов. Вместе с тем ученые игнорировали значение производства товаров, а отсюда — и человека — производителя, на что неоднократно указывал Адам Смит, а со временем и другие выдающиеся философы и экономисты ХIХ — ХХ вв. Не удивительно, что термины «меркантилизм», «меркантильный» стали использоваться не в значении «торговый», «коммерческий», а в переносном — как мелочно-расчетливый, барышнический, направленный исключительно на материальную выгоду.

Эпохальные исследования

В своем фундаментальном труде Адам Смит дал четкое определение капитала, который он делил на оборотный и основной. Ученый основательно проанализировал функцию денег, этого, по его определению, «большого колеса обращения». Металлические деньги к тому времени уже были в обращении наравне с бумажными. И Смит доказал преимущества замены металлических монет бумажными деньгами, всесторонне обосновал значение банков и финансовых операций в процессе развития промышленного и аграрного потенциала государства. Он акцентировал внимание на том, что в основе капитала лежат не деньги, а производство и реальный труд человека — труженика. Ученый основал школу фритредерства (англ. free tradе — свободная торговля) — новое направление в экономической теории и политике промышленного капитала. Его требования — невмешательство государства в предпринимательскую деятельность, свободная торговля и взвешенная таможенно-тарифная политика. Страна, по мнению Адама Смита, должна экспортировать те товары, в производстве которых она имеет абсолютное преимущество, то есть расходует на производство единицы продукта заметно меньше труда, чем в других государствах. Этот теоретический вывод основывается на том, что каждая нация имеет абсолютные преимущества в производстве определенных товаров, и такие преимущества могут быть реализованы с наибольшей выгодой для государства только при условии внедрения комплексной системы свободной торговли. Наглядным подтверждением этого научного утверж--дения стал не только экономический прогресс и устойчивое развитие промышленности и технологий в ХIХ — ХХ вв., но и, в конце концов, современная экономическая политика Европейского Союза и Всемирной торговой организации.

Смит рассматривал экономику как систему, где действуют объективные законы. Ему, в частности, принадлежит комплексный анализ основных аспектов политической экономии. Исследуя классовую структуру общества, Адам Смит впервые, задолго до Карла Маркса, определил наемных работников как особый общественный класс. В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» ученый дал четкое определение прибыли, добавленной стоимости, ренты. При этом он настаивал на необходимости отличать производительный труд от непроизводительного. К первому Смит относил работу фабричных работников, аграриев, других производителей материальных ценностей. Ко второму — солдат, чиновников, артистов, ученых, священников и др. При этом он не отрицал полезность непроизводительных видов труда. По его мнению, функции властных структур должны ограничиваться обороной страны, борьбой с преступностью, а также организацией финансово-хозяйственной деятельности, которую не в состоянии выполнять отдельные производители товаров. Вместе с тем правительство, власть должны максимально обеспечивать благоприятные условия для получения предпринимательскими структурами наибольших доходов и таким образом положительно влиять на обогащение всего общества. Они должны всячески протежировать, защищать экономику собственной страны. Вместе с тем ученый поддерживал курс на международное сотрудничество в сфере торговли, на свободное перемещение товарной массы через государственные границы.

Постулаты — в жизнь

Следует констатировать, что научные концепции Адама Смита распространялись и на Востоке Европы, в частности в Польше, Украине, России. Как известно, именно в этот период (50 — 60-е годы ХVIII в.) московское правительство ликвидировало автономию Гетманской Украины, открыло границы между Россией и Левобережьем и ввело на территории Гетманщины российское хозяйственное и налогово-таможенное законодательство. Экономическая и финансовая политика России, распространившаяся и на украинские земли, приобретала четко выраженный протекционистский (франц. protectionnisme — прикрытие, защита) характер. Между тем протекционистскую политику, направленную на защиту национальной экономики, национального производителя, и отстаивал в своих исследованиях Адам Смит. На украинских землях в эти годы тоже наблюдались последствия введения протекционизма. Прежде всего они проявились в сфере земледелия, животноводства, ремесел, промыслов. В городах Киеве, Харькове, Чернигове появились предприятия мануфактурного типа. Первые проявления рыночной экономики, как и предвидел Адам Смит, стали заметны прежде всего в украинских промыслах, характеризовавшихся концентрацией рабочей силы и средств производства (селитроварение, мельничество, лесные промыслы, винокурение и др.) Развитие мануфактур и крупных землевладений обусловило расширение внешней торговли. Основными партнерами украинских промышленников и купечества стали торговые компании Англии, Голландии, Пруссии, Силезии, Австрии. Особым спросом у иностранных партнеров пользовались выращенные на украинских черноземах сельскохозяйственные товары, волы, шерсть, мед, а также селитра, поташ, мачтовый лес.

Таким образом, основные принципы учения Адама Смита о развитии промышленного производства, рыночных отношений и свободной торговли уже на протяжении ХVIII в. начали внедряться в жизнь не только в передовых в экономическом отношении странах Западной Европы, но и в восточноевропейских регионах, в том числе на украинских землях.

С уважением к учителю

Адам Смит был чрезвычайно скромным человеком. Уже имея огромный авторитет, достигнув вершин науки, когда его труды в сфере экономики, принципов функционирования финансово-банковской системы, налоговой и таможенной политики начали воплощаться в жизнь, ученый никогда не прибегал к браваде, не кичился своими знаниями и заслугами. Доживая в родном городке Керколди, уже пожилой ученый время от времени посещал Лондон, где его с глубоким уважением принимали высшие лица государства. Как-то во время одного из таких визитов в 1787 г. несколько известных политиков организовали в честь ученого прием. Смит пришел последним. Приветствуя уважаемого гостя, присутствующие встали. «Садитесь, джентльмены», — произнес растроганный таким вниманием профессор. «Нет, — ответил премьер-министр Великобритании Уильям Питт Младший, — мы будем стоять, пока не сядете Вы. Ведь все мы — Ваши ученики».

Вообще Уильям Питт как наивысшее должностное лицо страны старался эффективно внедрять в жизнь экономические постулаты Адама Смита и еще при жизни ученого способствовал их популяризации. Так, в 1787 г. Смит в качестве признания его выдающихся научных достижений при поддержке английского правительства был избран почетным ректором Университета Глазго.

Выдающаяся личность

Адам Смит занимает почетное место среди выдающихся фигур ученых-энциклопедистов ХVIII в., таких как Дидро, Монтескье, Вольтер, Руссо. Экономист, один из основателей политической экономии, философ и литератор — он пользовался огромным авторитетом не только среди своих соотечественников, но и среди ученых всех отраслей знаний цивилизованного мира того времени. Он был ученым, на много лет опередившим дальнейшее становление философских, экономических, социальных, научных утверждений, которые во многих случаях были приняты учеными-теоретиками и практиками без доказательства.

Одной из характерных черт Адама Смита была добропорядочность, искреннее желание помочь бедным, меценатство, финансирование прогрессивных социальных и художественных проектов. Получая достаточно солидную заработную плату и вместе с тем ведя скромный образ жизни, профессор львиную долю средств тратил на помощь бедным студентам, старым немощным людям, но никогда не афишировал своей благотворительности.

Адам Смит был настоящим жизнелюбом. С раннего детства увлекался спортом и сохранил это пристрастие на всю жизнь. В школе, а позже — в университете пользовался уважением товарищей. Его авторитет и популярность среди молодежи основывались на глубоких знаниях, умении обобщить, проанализировать ту или иную проблему и умело, доходчиво донести собственные убеждения до слушателей.

Мальчик воспитывался без отца и невероятно любил и уважал свою мать. Оценив ее жертвенный подвиг — она подняла его на ноги, дала хорошее образование и морально поддерживала во всех его деяниях и начинаниях, он прожил рядом с ней всю свою жизнь. Мать была для Адама всем: наставницей, хозяйкой, хранительницей домашнего очага, и когда на старости лет она заболела и умерла (1789 г.), преданный сын не смог пережить этой утраты и скоро сам отошел в вечность.

Со времен активной научной и общественной деятельности Адама Смита прошло более двух веков. Однако память о выдающемся ученом не померкла: его научные исследования и выводы и сегодня изучают, анализируют, воплощают в жизнь. Они становятся поводом для серьезных дискуссий ученых и экономистов-практиков, политиков многих стран мира.

Научное значение трудов Адама Смита и неразвитость его теории Адам Смит, Карл Маркс, Экономика, Длиннопост

Мы продолжаем читать Адама Смита — классика экономической мысли.
Сегодня попробуем посмотреть на его наследие в целом, дать ему «фидбэк»: что получилось хорошо, а что не очень.

В чем состоит фундаментальный вклад Адама Смита в экономическую науку?

Сразу огорчу, это не открытие «невидимой руки рынка» (хотя именно за эту концепцию он и получил наибольшую известность).

Адам Смит — величайший экономист всех времён и народов, вклад которого в науку невозможно переоценить. Его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776 года представляет собой труд по политэкономии мануфактурного капитализма XVIII века.

До Смита существовало два направления экономической мысли, которые были достаточно ограничены:

Меркантилисты — были убеждены, что только деньги (золотые и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства.

Физиократы – считали богатством не деньги, а «произведения земли». Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.

Преодолев отраслевую ограниченность теорий своих предшественников, Смит превратил политическую экономию в подлинно общественную науку, оказывающую самое непосредственное воздействие как на современную экономическую мысль, так и на хозяйственную практику наших дней. Тем самым Смиту удалось в значительной мере преодолеть отраслевой подход к анализу экономических явлений, характерный для меркантилизма и физиократии. В его трактовке политическая экономия впервые предстает как наука об экономике общества в целом, а не какой-либо её отдельной сферы или отрасли, хотя бы и очень важной.

Таким образом, заслуга Смита состояла в том, что он объявил предметом политической экономии сферу производства, а не обращения (как меркантилисты), и притом производство не в какой- либо отдельной отрасли (как физиократы), а во всех отраслях материального производства. Методологической основой такой позиции явился подход Смита к рассмотрению производства с точки зрения разделения труда в обществе, позволяющий охватить производство в его общественном целом. Научная ценность данной трактовки Смита определяется тем, что она акцентирует внимание экономической науки на изучении главной сферы хозяйства — материального производства, являющейся фундаментальной основой всей хозяйственной деятельности общества, в том числе и в современных условиях.

Вот так можно наиболее обобщённо сформулировать фундаментальный вклад Смита в науку. Все частности, описанные им экономические закономерности, проистекают из вышеизложенного. Например, важнейшим вкладом Смита в экономическую науку оказалась разработанная им трудовая теория стоимости (которую современные «либералы» почему-то отрицают). О ТТС Смита мы поговорим в следующей статье.

Недостатки теории Смита

С другой стороны, точка зрения Смита на предмет политической экономии характеризуется определенной научной недостаточностью.

(1) Смит ограниченно понимает сферу производства, а именно только как сферу материального производства. Между тем общественное производство включает в себе и нематериальное производство, а именно производство нематериальных благ и услуг. Однако исторически позиция Смита правильно отражала положение дел, сложившееся в английской экономике во второй половине XVIII века, когда сфера услуг была неразвита и ещё не была подчинена капиталу, представляя собой сферу деятельности мелкого товарного производства.

К. Маркс уже в I-ом томе «Капитала» показал, что производство услуг – это составная часть общественного производства и обстоятельно исследовал эту проблему в IV т. «Капитала». Тем не менее, официальная советская экономическая мысль и советская статистика, на словах придерживавшиеся теории Маркса, на деле разделяли позицию Смита, в условиях, когда сфера услуг занимала все более господствующие позиции в общественном производстве. К примеру, число занятых в производстве услуг в США в июне 2006 г. составляло 83,4% от общего числа занятых в несельскохозяйственном секторе этой страны.

(2) Для позиции Смита характерен недифференцированный подход к трактовке общественного производства, отсутствие у него достаточно четкого разграничения этого явления на производительные силы общества и общественно производственные отношения. Тем не менее, Смит сосредоточивает свое внимание не на технической, а на социально-экономической стороне производства. Он достаточно реалистично описывает классовую структуру общества своего времени и «естественный порядок» распределения доходов между различными классами. Разрабатываемые им категории политической экономии выступают, как правило, в качестве теоретического отражения общественно производственных отношений капиталистической экономики и их законов. Таковы стоимость товара, прибыль, заработная плата, земельная рента и т.п.

Недифференцированность проявлялась и в том, что в противовес меркантилистам, утверждавшим, что целью производства является получение прибыли, Смит считал, что такой является потребление. В действительности же цель производства, как и всякое экономическое явление при капитализме, имеет двойственную структуру. Она выступает как противоречивое единство естественной цели производства, каковой является потребление, и социально- экономической цели – для условий капитализма: получения прибыли. При этом естественная цель производства всегда опосредована его социально-экономической целью.

(3) Смит в целом, как и другие представители классической школы, придерживался метафизической точки зрения, трактуя экономические законы капитализма как вечные законы природы. Правда, Смит внес сюда многозначительное уточнение, рассматривая их как законы человеческой природы и тем самым фиксируя их общественную сущность. С другой стороны, Смит, живший в эпоху ещё неразвитой классовой борьбы, мог себе позволить элементы исторического подхода к анализу важнейших социально-экономических процессов. Так, он выделяет два основных этапа развития общества: «первобытное и мало развитое общество» (в действительности - простое товарное хозяйство, то есть товарное хозяйство, не использующая наемную рабочую силу) и «развитое общество» (фактически — капитализм), для которого, как отмечал Смит, характерно накопление капиталов и появление частной собственности на землю, а в силу этих обстоятельств — превращение труда в товар.

(4) Противоречивость методологии Смита нашла свое яркое выражение и в двойственности исходных пунктов его анализа. С одной стороны, как мы видели, у Смита одним из них является идея об определяющей роли труда в экономической жизни общества, об объективном характере экономических законов. С другой стороны, в противоречии с этим подходом в качестве исходного пункта исследования у него выступает концепция так называемого «экономического человека», хозяйствующего индивида, преследующего лишь свой частный интерес. Рассматривая экономическую жизнь общества с этой последней точки зрения и опираясь на описательный метод, Смит заключал, что именно эгоизм хозяйствующих субъектов является главной движущей силой экономического развития. Здесь Смит вводит в свой анализ важнейший пласт хозяйственной деятельности — психологию хозяйствующих субъектов, их экономическую мотивацию, играющих относительно самостоятельную роль. Однако он упускает из вида то важное обстоятельство, что этот пласт не является выражением извечной «природы человека», что он в конечном итоге определяется характером господствующих в обществе экономических отношений, прежде всего — отношений собственности на средства производства, функционирующей в нем системы объективных экономических законов.

В анализе экономических закономерностей капитализма на его мануфактурной стадии развития Адам Смит достиг весьма значительных результатов. Даже противоречия его теории сыграли значительную роль в развитии экономической науки, поскольку они поднимали перед исследователями сложные, нерешенные научные проблемы.

Труды А. Смита относятся к периоду, непосредственно предшествующему промышленной революции, когда явственно назрели её основные предпосылки. Объектом анализа Смита был капитализм, ещё не получивший своей адекватной технико-производственной базы в виде машинной индустрии, т.е. сравнительно незрелая ступень развития капитализма. Это обстоятельство в известной мере обусловило и определенную неразвитость экономической теории Смита, её двойственность и противоречивость. Тем не менее, гениальность и поразительное трудолюбие Адама Смита позволили ему создать произведение, которое и через сотни лет после своего появления на свет привлекает к себе живейший интерес и пристальное внимание научной мысли.

Великие экономисты и реформаторы. Адам Смит - основоположник современной экономической теории


Библиотечно-информационный комплекс приглашает на выставку, посвященную основоположнику современной экономической теории Адаму Смиту.

С экспозицией можно ознакомиться в библиотеке по адресу: ул. Кибальчича, д. 1, 2 этаж, холл до 12.11.2020 г.

Адам Смит (1723—1790) — шотландский экономист, философ - этик, один из основоположников современной экономической теории, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Сын таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго и Оксфорда. Профессор университета в Глазго (1751).В 1764 находился во Франции, где познакомился с физиократами Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго, философами и учёными Ж. Л. Д"Аламбером, К. А. Гельвецием и др., оказавшими большое влияние на формирование его экономически и философских взглядов. С 1778 таможенный комиссар в Эдинбурге, с 1787 ректор университета в Глазго. Член Лондонского королевского общества.


Адам Смит создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: * с позиций морали и нравственности, * с гражданских и государственных позиций,* с экономических позиций.

«Исследование о природе и причинах богатства народов» (англ. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations) — основная работа шотландского экономиста Адама Смита, опубликованная 9 марта 1776 года во времена Шотландского просвещения. Этот труд оказал значительное влияние на экономическую теорию и является основополагающим в классической политэкономии. При жизни Адама Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

Трактат состоит из 5 книг:

1.Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между классами народа;

2.Природа капитала, его накоплении и применении;

3.Развитие благосостояния у разных народов;

4.Системы политической экономии;

5.Доходы монарха или государства.

Новое в подходе к экономике: Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов независимо от его воли и сознания, приводит к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. Предприниматель «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Главным условием достижения таких результатов является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности реализовать и гарантировать основные экономические свободы: свободу выбора сферы деятельности, свободу принятия решений, свободу конкуренции и свободу торговли.


До России главный труд шотландского мыслителя добрался довольно быстро. Был издан на русском языке четырьмя томами в 1802—1806 годах. Идеи Смита в ту пору занимали головы не только ученых мужей, но и тех людей, которых принято называть «образованной публикой». Взять хотя бы Пушкина и его Евгения Онегина. Помните? «Зато читал Адама Смита // И был глубокий эконом, // То есть судить умел о том, // Как государство богатеет // И отчего и почему // Не нужно золота ему, // Когда простой продукт имеет».

В другом сочинении Пушкина, «Романе в письмах», указывается: «В то время строгость правил и политическая экономия были в моде». Поэт тесно общался с членами Союза благоденствия – кружка Н. Тургенева, где, скорее всего, и набрался революционных идей Адама Смита (они, кстати, весьма увлекли и декабристов).

Тургенев рассказывал Пушкину, что «деньги составляют весьма малую часть богатства народного» и что «народы суть самые богатейшие», «у коих всего менее чистых денег». Литературовед Юрий Лотман писал: «Онегин вслед за Адамом Смитом видел путь к повышению доходности хозяйства в увеличении его производительности (что, согласно идеям Смита, было связано с ростом заинтересованности работника в результатах своего труда, а это подразумевало право собственности для крестьянина на продукты его деятельности). Отец же Онегина предпочитал идти по традиционному для русских помещиков пути: разорение крестьян в результате увеличения повинностей и последующий заклад поместья в банк».

Адам Смит очень серьезно относился к работе, что не оставляло времени на научную деятельность, но все же он делал наброски своей третьей книги, которую так и не удалось дописать. Перед смертью он велел сжечь все рукописи.

Основные труды:

* Лекции по риторике и написанию писем (1748)
* Теория нравственных чувств / Theory of Moral Sentiments (1759)
* Лекции по риторике и написанию писем (1762—1763, опубликованы в 1958)
* Лекции по юриспруденции (1766)
* Исследование о природе и причинах богатства народов / Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations (1776)
* Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777)
* Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778)
* Эссе на философские темы/ Essays on Philosophical Subjects (1795)
* Система двойного вложения (1784 год)

Цитаты из трудов:

«За исключением цифр, нет ничего более обманчивого, чем факты»

«Налоги для того, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы».

«Чего еще нужно для счастья человеку, у которого есть здоровье и чистая совесть и нет долгов?»

«Читать, не размышляя, всё равно, что есть и не переваривать».

«Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости».

«Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти»

«Всякий расточитель - враг общества, всякий бережливый человек - благодетель»


Медаль имени Адама Смита

Европейский научно-промышленный консорциум (EUROPEAN SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL CONSORTIUM «ESIC») осуществляет разработку и внедрение общественных наград, которыми награждает лучших специалистов и экспертов в различных областях науки и производства.

«ESIC» учредил МЕДАЛЬ АДАМА СМИТА* (MEDAL EUROPEAN SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL CONSORTIUM «ESIC» — ADAM SMITH), которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.

Медалью награждаются высокопрофессиональные специалисты в области экономики и финансов за личные заслуги в совершенствовании мировой финансовой системы, формировании и развитии её отдельных институтов; разработку новых научных направлений в экономике и решение актуальных социально-экономических задач; подготовку квалифицированных кадров в области экономики и финансов.

Читайте также: