Налогообложение фондов целевого капитала

Опубликовано: 16.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 апреля 2020 г. N 03-03-06/1/32732 Об учете для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение некоммерческой организацией за счет средств целевых поступлений, не являющихся средствами целевого капитала и доходами от его использования, акций и облигаций

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Статья 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устанавливает, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Предусмотренные указанным пунктом целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.

Основным условием применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ является положение о целевом использовании указанных средств, установленных источником средств целевых поступлений. Использование полученных средств не по целевому назначению влечет последствия, предусмотренные пунктом 14 статьи 250 НК РФ.

Следует отметить, что средства целевых поступлений, не являющиеся средствами целевого капитала и доходами от его использования, предоставляются для непосредственного использования некоммерческой организацией и в отличие от средств целевого капитала специально не предназначены для извлечения доходов. В связи с чем, указанные средства целевых поступлений должны быть использованы на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческой организации.

При размещении свободных остатков средств целевых поступлений на депозитных счетах в учреждениях банков конечные цели их использования не могут быть определены, поэтому указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств.

Доход в виде процентов, полученный от временного размещения целевых средств, не относящихся к целевому капиталу, на депозитных счетах в учреждениях банков учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

При приобретении за счет средств целевых поступлений, не являющихся средствами целевого капитала и доходами от его использования, акций и облигаций, в отличии от размещений на депозитных счетах, происходит расходование средств целевых поступлений. При этом данные операции носят характер рискованных операций, учитывая, что в течение срока владения ценные бумаги могут обесцениться.

Учитывая изложенное, считаем, что приобретение некоммерческой организацией за счет средств целевых поступлений, не являющихся средствами целевого капитала и доходами от его использования, акций и облигаций является нецелевым использованием, в связи с чем израсходованные средства подлежат отражению в составе внереализационных доходов на основании пункта 14 статьи 250 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента Д.В. Волков

Обзор документа

Средства целевых поступлений, не являющиеся средствами целевого капитала и доходами от его использования, должны быть использованы на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческой организации.

Доход в виде процентов от временного размещения целевых средств, не относящихся к целевому капиталу, на депозитных счетах в банках учитывается при налогообложении прибыли.

Приобретение некоммерческой организацией за счет средств целевых поступлений, не являющихся средствами целевого капитала и доходами от его использования, акций и облигаций является нецелевым использованием. Израсходованные средства отражаются в составе внереализационных доходов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

Действующее законодательство не содержит универсальных определе­ний понятий "целевые средства" и "целевые поступления". Между тем го­сударственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто прихо­дится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.

На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреж­дений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налого­вого учета данных доходов.

Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитывае­мым при налогообложении прибыли, в частности, относятся сред­ства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целе­вые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.

Рассмотрим особенности применения государственными (муни­ципальными) учреждениями указанных норм налогового законода­тельства в отношении отдельных видов доходов.

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и исполь­зованное им по назначению, определенному организацией (физиче­ским лицом) — источником целевого финансирования; федераль­ными законами.

К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:

  • лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);
  • субсидий, предусматриваемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств, получаемых медицинскими организациями, осущест­вляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг за­страхованным лицам от страховых организаций, осуществляю­щих обязательное медицинское страхование этих лиц. Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обяза­тельств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным уч­реждениям, а также бюджетным учреждениям — получателям бюд­жетных средств до 1 июля 2012 г.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на воз­мещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соот­ветствии с государственным (муниципальным) заданием государ­ственных (муниципальных) услуг (вы­полнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учиты­ваемыми при налогообложении прибыли, понимаются использо­ванные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.

В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важ­ных изменений. В рамках данной ста­тьи обратим внимание только на по­ложения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреж­дениями работ (услуг) могут отражать­ся в налоговом учете в качестве целе­вых поступлений на основании соот­ветствующих договоров.

Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учрежде­ния, в целях налогового учета может быть квалифицирована в каче­стве целевых поступлений (целевого финансирования).

Инструкция № 157н предусматривает определенный инструмен­тарий для организации раздельного учета доходов и расходов в раз­резе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджет­ная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обо­собленного учета соответствующих приходных и расходных хозяй­ственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятель­ности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим пара­метрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.

Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицировать­ся при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.

(Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» )

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» целевой капитал некоммерческой организации – это сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.

С 1 января 2012 года под целевым капиталом некоммерческой организации понимается часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены Законом № 275-ФЗ, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ.

В Закон № 275-ФЗ внесено еще много изменений и дополнений.

Но мы рассмотрим налоговые вопросы, возникающие при формировании и использовании целевого капитала некоммерческих организаций.

Все налоговые поправки вступают в силу с 1 января 2012 года.

В настоящее время не признается объектом налогообложения НДС передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала.

С 1 января 2012 года не будет признаваться объектом налогообложения НДС передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ (п.п. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Также с 1 января 2012 года не признается объектом налогообложения НДС передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом № 275-ФЗ.

Указанная норма применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Законом № 275-ФЗ.

С 1 января 2012 года в случае передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению (п.п. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).

С 1 января 2012 года при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, полученными налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом № 275-ФЗ, в качестве расходов налогоплательщика-жертвователя признаются в установленном порядке документально подтвержденные расходы по операциям с такими ценными бумагами, понесенные жертвователем до передачи таких ценных бумаг некоммерческой организации на пополнение ее целевого капитала (п. 13 ст. 214.1 НК РФ).

С 1 января 2012 года не подлежат налогообложению НДФЛ доходы в виде имущества (в том числе денежных средств), переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации и полученного налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом № 275-ФЗ.

При возврате жертвователю денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг , переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, от налогообложения освобождается доход жертвователя в размере документально подтвержденных расходов на приобретение, хранение или содержание такого имущества, понесенных жертвователем на дату передачи такого имущества некоммерческой организации — собственнику целевого капитала на пополнение целевого капитала некоммерческой организации.

В случае, если на дату передачи недвижимого имущества некоммерческой организации на пополнение ее целевого капитала в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, такое имущество находилось в собственности налогоплательщика-жертвователя три и более года, при возврате денежного эквивалента такого имущества от налогообложения освобождается полученный жертвователем доход в полном объеме (п. 52 ст. 217 НК РФ).

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.

С 1 января 2012 года при реализации имущества, полученного налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом № 275-ФЗ, расходами налогоплательщика-жертвователя признаются документально подтвержденные расходы на приобретение, хранение или содержание такого имущества, понесенные жертвователем на дату передачи такого имущества некоммерческой организации — собственнику целевого капитала на пополнение целевого капитала некоммерческой организации.

Срок нахождения в собственности недвижимого имущества, полученного налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, определяется с учетом срока нахождения такого имущества в собственности налогоплательщика-жертвователя до даты передачи такого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ (п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

С 1 января 2012 года физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, должны самостоятельно исчислять суммы НДФЛ, подлежащие уплате, и представлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 п. 52 ст. 217 НК РФ (см. стр. 7) (п.п. 8 п. 1 ст. 228 НК РФ).

С 1 января 2012 года внереализационными доходами признаются доходы в виде возвращенного жертвователю или его правопреемникам денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, за вычетом следующих сумм:

– стоимость (остаточная стоимость) недвижимого имущества, по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, – при возврате денежного эквивалента недвижимого имущества;

– стоимость, по которой ценные бумаги были учтены в налоговом учете жертвователя на дату их передачи на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, – при возврате денежного эквивалента ценных бумаг (п. 23 ст. 250 НК РФ).

Если стоимость указанных недвижимого имущества или ценных бумаг превышает денежный эквивалент такого имущества, возвращенный жертвователю или его правопреемникам, разница между этими величинами признается убытком и учитывается в целях налогообложения в соответствии со ст. 268 и 280 НК РФ.

Датой получения дохода в виде денежного эквивалента имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в установленном Законом № 275-ФЗ порядке и возвращенного жертвователю или его правопреемникам, признается дата зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика (п. 4 ст. 271 НК РФ).

С 1 января 2012 года не учитываются при определении налоговой базы доходы в виде денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг, переданных на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в установленном Законом № 275-ФЗ порядке и возвращенных жертвователю или его правопреемникам в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом № 275-ФЗ.

При возврате недвижимого имущества или ценных бумаг жертвователь учитывает такое имущество по стоимости (остаточной стоимости), по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации.

Правопреемники жертвователя учитывают такое имущество по стоимости (остаточной стоимости) на дату его передачи на пополнение целевого капитала некоммерческой организации (п.п. 42 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Также не учитываются при определении налоговой базы проценты от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации или возвращенных управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, дивиденды, процентный (купонный) доход, иные подлежащие передаче в управление управляющей компании в соответствии с Законом № 275-ФЗ доходы некоммерческой организации — собственника целевого капитала от погашения по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала некоммерческой организации или возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом (п.п. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ).

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы , относятся с 1 января 2012 года не только денежные средства, но и недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ.

Целевой капитал может создавать НКО, работающая только в общественно-значимых сферах, (образование, наука, здравоохранение, культура, физическая культура и непрофессиональный спорт, искусство, архивное дело, социальная помощь (поддержка), охрана окружающей среды, оказание гражданам бесплатной юридической помощи и осуществление их правового просвещения по социальной помощи).

Данная модель позволяет укрепить финансовое положение НКО, усилить ее конкурентные преимущества за счёт выстраивания долгосрочных взаимоотношений, так как минимальный срок, на который формируется целевой капитал, предусмотренный ст.6 ФЗ №275, составляет 10 лет.

Целевой капитал некоммерческой организации формируется и пополняется за счет денежных средств в рублях, либо в иностранной валюте. Пополнять же его можно и за счёт ценных бумаг, недвижимого имущества, дивидендов и иных доходов по ценным бумагам.

Такой моделью уже успешно пользуются многие российские ВУЗы, музеи и театры.

Чем полезен целевой капитал?

Целевой капитал создается за счет пожертвований, которые направляются не на деятельность НКО, а передаются в управление управляющей компании.

Специализированная компания, которой передаются в доверительное управление средства (это могут быть как рубли, так и иностранная валюта) может разместить эти деньги в акциях, государственных ценных бумагах, объектах недвижимого имущества, депозитах (полный список приведен в ст. 15 закона ФЗ №275).

Доходы от целевого капитала могут расходоваться на программы НКО и ее уставную деятельность. Большим плюсом целевого капитала является то, что средства, поступающие в целевой капитал, и доходы от управления целевым капиталом не облагаются налогом на прибыль.

В чем особенности целевого капитала?

Целевой капитал можно только пополнять. Его нельзя потратить. Риски от того, что целевой капитал будет неудачно размещен, минимизированы. Во-первых, деньги находятся в обороте продолжительное время, а во-вторых, они вкладываются в разные активы и могут перекладываться в зависимости от конъюнктуры рынка.

Деньги, которые может тратить НКО, могут выделяться ей только из прибыли целевого капитала. Сам целевой капитал всегда остается нетронутым.

Все доходы и качество управления отслеживается попечительским и другими советами НКО.

Если в виде пожертвований в целевой капитал передается недвижимое имущество, то при заключении договора доверительного управления имуществом НКО может оговаривать с управляющей компанией, как распорядится данным имуществом (сдать в аренду или продать). В случае продажи недвижимости эти средства подлежат включению в имущество, составляющее целевой капитал.

Также к достоинствам целевого капитала относится возможность иметь долгосрочное, гарантированное финансирование выбранных тем и работ, планировать свои действующие и будущие программы.

Кто может создавать целевой капитал?

Первую модель могут использовать только НКО, зарегистрированные в форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной или религиозной организации. Целевой капитал создается «внутри» НКО, а доход от него тратится на уставную деятельность организации. То есть НКО сама учреждает капитал и сама является получателем доходов от его использования.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, НКО должна внести соответствующие изменения в устав организации (или предусмотреть возможность создания целевого капитала при регистрации новой организации), создать совет по использованию целевого капитала и соблюдать ограничения, предусмотренные перечнем видов платной деятельности (утвержденным распоряжением правительства РФ от 13.09.2007№ 1227-p), которую вправе осуществлять некоммерческая организация-собственник целевого капитала, за исключением специализированной организации.

Если НКО зарегистрирована в другой организационно-правовой форме (например, некоммерческое партнерство), то целевой капитал она может создавать по другой модели. Вторая модель предполагает создание любыми физическими и юридическими лицами особой, специализированной организации для управления целевым капиталом в форме фонда. То есть создается отдельное юридическое лицо — специализированная организация, фонд, осуществляющий все операции с целевым капиталом. В этом случае нужно поэтапно проводить собрание учредителей, высшего органа и собрание попечительского совета. Далее проводится комплекс мероприятий для становления фонда как специализированной организации по управлению целевым капиталом.

Фонд формирует целевой капитал из денежных средств (по договорам пожертвования и по завещаниям), является собственником целевого капитала, передает средства в доверительное управление управляющей компании и получает доход от целевого капитала. На административно-управленческие расходы фонд оставляет часть дохода, а основную долю дохода от целевого капитала передает другим НКО, которые определены договорами пожертвования (или завещанием).

Как создавать целевой капитал?

К преимуществам первой модели можно отнести отсутствие необходимости учреждения новой организации со всеми сопутствующими расходами на юридическую регистрацию, поиск и найм персонала. К недостаткам — тот факт, что в целевой капитал некоммерческой организации нельзя вносить собственные денежные средства.

К плюсам второй модели можно отнести возможность внесения пожертвований от «родственной» НКО, упрощённый контроль за поступившими пожертвованиями. К минусам — расходы на регистрацию фонда, открытие расчётного счёта, необходимость контроля над деятельностью фонда.

НКО-собственник целевого капитала обязана создать совет по использованию целевого капитала. Порядок формирования совета по использованию целевого капитала и его полномочия определяются учредительными документами НКО. В совет имеет право войти и жертвователь, размер пожертвования которого составляет более 10% балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал. Такой жертвователь, при желании, вправе потребовать включить в совет своего представителя.

Нужно определить направление развития НКО и основных программ, которые будут финансироваться за счет дохода от целевого капитала. На какой срок должен быть создан целевой капитал? Какой объем финансирования для намеченных программ необходим? Какие результаты от реализации программ должны быть получены? Необходимо продумать, откуда придут деньги на формирование, как фонд будет пополняться, достаточно ли будет собрано средств.

Важно учитывать, что согласно пункту 12 статьи 6 ФЗ №275, первоначальная для формирования целевого капитала сумма (3 млн руб.) должна быть собрана не позднее одного года со дня поступления первого пожертвования.

Если требование не выполняется, то целевой капитал не формируется, а поступившие денежные средства должны вернуть жертвователям, если договором пожертвования не предусмотрено иное или если денежные средства получены некоммерческой организацией в порядке наследования.

Как пользоваться доходами от целевого капитала?

НКО вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, если такие условия в нем предусмотрены, или если управляющая компания не соблюдает требования, установленные в ФЗ №275, а также в случае принятия решения о расформировании целевого капитала.

Доходы от целевого капитала НКО должна получать от управляющей компании в течение 15 дней после отчетного периода, если иной срок не предусмотрен договором.

Расходы получателя дохода от целевого капитала, финансируемые за счет дохода от целевого капитала, и расходы, финансируемые из других источников, подлежат обязательному раздельному бухгалтерскому учету.

Годовая бухгалтерская отчетность НКО, связанная с целевым капиталом, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей.

НКО-собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и о распределении дохода от целевого капитала. Он должен быть размещен организацией на своем официальном сайте.

Можно ли расформировать целевой капитал?

При ликвидации НКО-собственника целевого капитала имущество, составляющее целевой капитал, используется на цели, определенные договором пожертвования или завещанием, а в случаях, если договором пожертвования или завещанием такие цели не определены — на цели, определенные решением совета по использованию целевого капитала. При этом данная НКО не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.

Если действие договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, прекращается в связи с расформированием целевого капитала, то денежные средства, составляющие такой капитал, подлежат передаче НКО-собственнику целевого капитала в течение 10 рабочих дней со дня прекращения действия этого договора. Если же в целевом капитале было заложено иное имущество, то оно должно быть продано управляющей компанией в течение шести месяцев со дня прекращения действия договора. Полученные денежные средства должны быть переданы некоммерческой организации-собственнику целевого капитала.

Надо понимать, что трудовые и финансовые затраты, связанные с регистрацией, формированием и функционированием фонда целевого капитала весьма существенны и обусловлены многими факторами. Прежде чем браться за это дело, следует весьма основательно оценить свои силы и возможности и, взвесив все за и против, понять, нужен ли вам целевой капитал или нет.

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.
  • ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

    Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

    • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
    • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
    • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

    В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

    • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
    • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
    • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
    • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

    ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

    ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

    Бухгалтерский учет

    Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

    Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

    • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
    • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
    • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
    • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
    • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
    • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
    • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
    • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
    • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

    Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

    • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
    • 86.2. Получение денег из прочих источников.

    Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

    Примеры

    Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

    • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
    • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
    • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
    • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
    • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
    • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

    Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

    • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
    • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
    • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
    • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
    • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
    • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
    • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

    Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

    Составление отчета о целевом применении средств

    Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

    Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

    Налогообложение

    При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

    Читайте также: