Платят ли налоги уличные музыканты

Опубликовано: 22.04.2024

Уличные музыканты налоги платить не будут и правильно сделают

Выкуп патентов наиболее одаренными музыкантами – это несбыточные мечты чиновников. Уличное музицирование – не шоубизнес, это история совершенно не крупноденежная, и в плане заработка абсолютно немногоприбыльная. Если лицензия на год будет стоить 60 тысяч (а год, как известно, при московском климате – это полгода или даже 4-5 месяцев), то им нужно каждый месяц зарабатывать по паре десятков тысяч, чтобы уходить в ноль. Это просто абсурдно. Никто нормальный на это не пойдет. Ни один музыкант не станет покупать патент.

У нас депутаты и политики очень любят ссылаться на нормальную практику в западных странах, но почему-то очень выборочно. Если власти что-то по нраву, то они ссылаются на зарубежную практику, а если нет, то они об этом помалкивают.

Я тоже знаю практику в западных странах и могу сказать, что в некоторых странах музыкантов на самом деле субсидируют из городского бюджета, то есть они получают гранты для того, чтобы развлекать людей на улицах и площадях городов, потому что всем известно, что это привлекает туристов и оживляет город, делает жизнь в нем более веселой и разноцветной.

По поводу того, что с музыкантов налоги дерут – что-то я об этом никогда не слышал. Естественно, бывают случаи, когда музыканты играют в неположенных местах. Скажем, в Лондоне нельзя выступать играть в метро, хотя иногда артисты пытаются это делать. Если полицейские их за этим делом застукивают, то им приходится свою аппаратуру сворачивать, но в общем и целом это практика, которая приветствуется городскими властями.

Затея Мосгордумы с обязательством музыкантов покупать разрешение на выступления идиотская и для нас очень вредная: улицы и площади столицы и без того достаточно скудны и угрюмы. Главное, что там есть, – это сплошные бесконечные ларьки, мимо которых слоняется скучающая масса народу.

Я считаю, городским властям, наоборот, надо бы поощрять музыкантов и каким-то образом их стимулировать, чтобы они оживляли эту унылую картину, они пели песни, смешили прохожих, чтобы фокусники показывали фокусы, чтобы акробаты трюки показывали, жонглеры, барды, менестрели и т.д., чтобы они оживили наш мрачный, не слишком дружелюбный город. Вместо того, чтобы все это культивировать, придумывают какие-то лицензии, которые непонятно чем полезны и сделают наши городские пространства еще скучнее.


Позднее об этом

Мне вспомнился случай с известным скрипачом, ныне живущим в США, Джошуа Белла, билет на концерт которого стоил 1,5 тысячи евро, попасть невозможно. Он провел эксперимент, и в «Вашингтон пост» об этом писали: он вышел на улицу и играл на скрипке. Заработал всего 32 доллара и 17 центов. Как будут отслеживать доход артиста? Во всем мире люди выступают на улице, я бывал в Европе не раз, там нет никаких патентов. Клоуны выходят, акробаты, стихи читают люди.

В Брюсселе, в Вене я видел такие выступления, сам зачастую останавливался возле комиков и музыкантов. Зачастую люди платят музыкантам не как за услугу, а столько, сколько они считают нужным. Он может дать и копейку. Это очень близко к подаче милостыни. Именно с таким ощущением я даю деньги музыкантам, допустим, молодым ребятам, которые, учатся в Гнесинке или еще где-то и выступают на улице.

Авторам инициативы с внедрением патентов на деятельность уличных артистов стоило бы еще разработать и внедрить патенты для людей, которые просят милостыню – эти зачастую зарабатывают гораздо больше, чем уличные музыканты. И патенты для попрошаек должны стоить дороже, тысяч 100 в месяц, это же мафией контролируется. Если они «работают» возле церкви, то цена должна быть увеличена в полтора раза. Я, конечно, здесь утрирую и иронизирую. На мой взгляд, это перебор, если только музыкантов обязать покупать патент и облагать их налогом, не делая того же в отношении нищих, это несправедливо.

Возможно, с помощью введения патентов для артистов тоже можно делать бизнес и пополнять городскую казну, но, мне кажется, эта инициатива сомнительна.

Разумеется, если человек имеет доход, то он обязан платить налоги. Но если музыкант не продает никакого товара и никаких услуг они не предоставляет, налог платить невозможно. Как доказать, сколько музыкант заработал, как посчитать, системы мер нет, измерить нечего. Если каждому музыканту выделят кусочек Арбата: Иванову этот кусочек, а Петрову вот этот – тогда и собирайте с них столько-то за проход.

Но даже если станет ясно, каким образом контролировать доход просчитали авторы инициативы, сколько денег это принесет в бюджет Москвы, могут они назвать сумму? Если эта сумма будет составлять 120 тысяч рублей в год, то просто уронит имидж московской власти.

Есть сферы, к легализации которых государство должно подходить осторожно. Я не беру проституцию, наркоторговлю и т.д. Но, например, во внутренний уклад семьи, не совсем правильно, если государство на 100% будет вторгаться. Также и взаимоотношения государства и артиста из перехода легализовать рублем проблематично.

Поскольку уличные артисты пусть не каждый день, но все же что-то зарабатывают, они, как и все работники, обязаны платить налог. Вопрос - какой. Я думаю, символический, в смысле необременительный.

Разумеется, государство не может простить, если кто-то нарушает правила, и принцип неотвратимости наказания отметать нельзя даже при особом подходе к личности творческой, которой при всей ее уникальности, тоже не следует разрешать все. Но ведь фокусники, различные жонглеры и музыканты отнюдь не прячутся, их не надо вылавливать по подвалам и порядок при их выступлениях вполне можно контролировать силами, скажем, участкового.

С другой стороны, невозможно зарегламентировать все. Вполне возможно, что «утверждение репертуара» и «распределение площадок» для выступлений – это отголоски Pussy Riot, но ведь чиновник может послать артистов туда, они никогда не заработают, потому что там нет публики. И как платить налог?

По-моему, распределять «солистов» и коллективы по специально отведенным местам не надо. Артисты между собой умеют договариваться и редко когда мешают работе друг друга.

Решение одновременно и простого, и сложного вопроса с налогами и патентами для городских артистов я вижу комбинированным. Городу нужны места для бесплатных представлений талантливых горожан, например, в том же парке Горького. Или выступает музыкант, чтец или художник в сквере, на улице в своем районе и не нарушает порядок – пусть никто ему не мешает. А вышел на Красную площадь, где много туристов и крутятся деньги, тут уж, дорогой, хочешь заработать – будь добр, имей лицензию.

Чтобы выработать универсальный, гибкий подход к этой теме, нет ничего проще и эффективнее, чем общественная экспертиза.

Я думаю, богатое государство должно быть гуманным к людям творческой судьбы, которые своими выступлениями дарят прохожим положительную энергетику. К тому же, благодаришь артиста за свое хорошее настроение в наше время, жадное на доброе слово, пусть даже почти символически, и сам радуешься, что человеку помог – большинство артистов, особенно пенсионеров, не от хорошей жизни выходят на улицы.

То, что попадает в шляпы, коробки и раскрытые кофры из-под скрипок, стоящие перед уличным артистом, – это «чистые» деньги, отчисленные с собственной заплаты прохожим, уже оплатившим налоги. А чиновник пусть считает свои деньги.

Нам необходимо сегодня защищать тех людей, которые занимаются творчеством. Мы, конечно, должны вывести их из «тени», чтобы музыканты не бегали от милиционеров, чтобы у них не было комплекса неполноценности и какой-то вины. Платежи могут быть буквально символическими, 1-2-3 тысячи рублей, чтобы люди могли чувствовать себя достаточно уютно, комфортно и законно.

Другая сторона медали – что они поют. Мы сегодня говорим не о тех, кто поет в переходах низкого качества матерные песни, этого достаточно и на центральных каналах, к сожалению. Очень популярный канал ТНТ, который обладает правом на Камеди Клаб, почему-то этого не стесняется, хотя это структура Газпром Медиа, и эти люди должны нести социальную и юридическую ответственность за то, что они показывают по телевидению, а подземный переход – это всего лишь частный случай.

Понятно, что ненормальна ситуация, когда люди исполняют песни с текстами, которые могут отвратительно действовать на сознание и воспитание наших детей, но это задача правоохранителей – пресекать «творчество» именно таких музыкантов. Но если в переходе стоит скрипач и играет Вивальди, я в этом ничего плохого не вижу. Это есть во всем мире, и это абсолютно нормально.

Есть мнения, в частности, музыкального критика Артемия Троицкого, о том, что уличных музыкантов властям стоит поощрять. На мой взгляд, поощрение может заключаться в том, чтобы не создавать им проблем дополнительных. Сегодня многие художники говорят: не надо нам помогать, вы нам только не мешайте.

Будет достаточно, если мы сегодня создадим условия для того, чтобы человек, занимающийся творчеством, мог зарегистрироваться, пусть даже предпринимателем, платить за это какую-то символическую сумму и выступать вполне законно. Я думаю, это уже будет огромный вклад в то, чтобы наши творческие люди почувствовали, что государство их не избегает, знает их проблемы, с которыми они сталкиваются, и заботится о них.

Я бы советовал тем, кто выступает с инициативой введения налога на деятельность уличных артистов, не спешить, разобраться, отнестись к этому достаточно скрупулезно и серьезно.

О получении доходов. Уличный музыкант говорит: «я никого из прохожих не обязываю давать мне деньги, почему я должен покупать патент?». Тем не менее, если артист получает от прохожих какие-то деньги, он же не отказывается от того, что они ему накидывают в корзину. Отсюда возникают совсем другие правоотношения. Если ты эти деньги себе присваиваешь, то будь добр тогда платить налог или взять патент. Если ты эти деньги не берешь, а просто играешь на тротуаре… Никто к тебе претензий иметь не будет, но тогда не собирай денег.

С какой суммы дохода взимать налог? Среди моих друзей много и музыкантов, и артистов, и деятелей других видов искусств. Для них получение дохода – это процесс неплановый. То есть за один год вы можете заработать 5 миллионов долларов, а в другой год, если съемок нет, можете 180 тысяч рублей заработать. Это уже вопрос налоговой инспекции и других структур, которые должны контролировать финансовое состояние и саму технологию.

Понятно одно: надо развивать уличное искусство, и это должно быть доступно артистам. Плата за разрешение выступать должна быть символическая, чтобы дать нашим музыкантам и художникам и всем тем, кто занимается творчеством, законные основания, чтобы они могли свой заработок легализовать, выйдя из «тени».

Ранее об этом

К инициативе столичных властей обложить налогом (ввести патент на деятельность) уличных художников и музыкантов. Вроде бы правильная, на первый взгляд, инициатива. Логика простая – есть талант, значит, должны быть и деньги. Плати 60 тысяч в год и пой в переходе. Или рисуй на Арбате. Может, заработаешь 60 тысяч, «отобьешь» стоимость патента и выйдешь на прибыль. Тогда смысл этой инициативы – не порядок навести, а приучить людей творческих вести бизнес.

Действительно, художник должен понимать, что он обязательно должен продать побольше своих картин, иначе бизнес будет нерентабельный. Поэтому он будет рисовать, извините, писать – только то, что покупают, а не то, что ему хочется. В принципе, так и должно быть, наверное.


Я знаю одного художника, он пишет портреты. Прекрасно это делает. У него дома мастерская, там полно замечательных работ. Некоторые я приобрел. Недорого, в десять раз дешевле, чем портрет на заказ по фото на вернисаже перед ЦДХ. Потому что он писал их для себя. От души. Захотелось.

Я спросил: а зарабатываешь ты как? Он показал на полдюжины сохнущих свежих портретов президента и премьера у стены. «Заказывают чиновники друг другу на дни рождения и юбилеи», – грустно сообщил художник. – Я лица Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича знаю по памяти, каждую морщинку, мне их фото не нужно, чтобы портрет написать. Платят за них хорошо. » И с тоской глянул на свои давно написанные шедевры, те что «от души».

Так вот, о налоге с художников. Прочел обсуждение темы на форуме, где есть предложение сделать бесплатным получение патента для тех, у кого соответствующее образование (например, профессиональным художникам, выпускникам худакадемий) или для лиц, имеющих постоянную регистрацию хотя бы в городе. Чтоб «гастарбайтеры от искусства» не понаехали.

Вспомнил вот что. Адольф Гитлер несколько раз пытался поступить в Венскую Академию искусств. Голодал и, чтобы выжить, рисовал. Не имея образования. Свои работы продавал на вокзале и на эти деньги жил. Вопрос: если бы в Вене для художников в то время были патенты за 60 тысяч в их валюте или если бы для бесплатного патента требовалась бы регистрация (чтобы исключить иногородних из этого бизнеса), то Гитлер бы умер с голоду, и не случилось бы того, что случилось.


Хотя. Если бы его приняли в академию и он стал художником, может быть, тоже бы ничего не случилось. А рисовать он, вроде, умел.

Так, может, правда, художникам лучше помогать реализовывать талант. Чтоб творили, а не вытворяли!

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Звезды шоу-бизнеса зарабатывают от миллиона долларов в год

Росстат опубликовал данные, согласно которым около трети работающих граждан России не платят налоги - примерно 22 млн. человек. В отчете упоминались нянечки, фермеры и им подобные, но ни слова не сказано о представителях творческих профессий. А ведь некоторые из них шокирующе откровенны о своих доходах в конвертах.

- Никто из артистов не платит налоги! - недавно признался Иосиф Кобзон . - И я не плачу!

Корифей отечественной эстрады, впрочем, утверждал, что платить не против. Просто для этого якобы нет соответствующего закона. На это юристы только недоуменно пожали плечами.

- Налоги уплачиваются по налоговой декларации, - пояснила адвокат Галина Стрикун , консультант юридического интернет-сайта 9111.ru. - Вы должны указать все источники получения средств и сумму. Потом вам налоговая инспекция посчитает налоги.

Ну и? Какой дополнительный закон нужен для того, чтобы со своих сверхдоходов отщипывать 13 процентов на нужды учителей, пенсионеров, врачей? Кстати, я только что приехал из Дании, где налоги составляют от 40 до 60 процентов!

ПУГАЧЁВА - единственная из звёзд, кто заплатил большой штраф за финансовые нарушения

ПУГАЧЁВА - единственная из звёзд, кто заплатил большой штраф за финансовые нарушения

Софи Лорен сидела

На Западе с неплательщиками налогов не церемонятся. Лучано Паваротти дважды обвинялся властями Италии в уклонении от уплаты налогов. Как оказалось, тенор пытался незаконно возместить часть уплаченных налогов на том основании, что большую часть времени он якобы проживает в Монако, а не в Италии. Певец избежал тюремного заключения, лишь уплатив налоговые сборы и штрафы на сумму в $15 млн. Актера Николаса Кейджа налоговики США уличили в том, что он списал $3,3 млн. cо счета в пользу собственной компании «Saturn Productions», чтобы уменьшить величину налоговых сборов. Кинозвезде пришлось заплатить штраф в размере $666 465. Актер Уэсли Снайпс заработал $37,9 млн., но не заплатил с них ни цента, за что его приговорили к трем годам лишения свободы. Кроме того, актер заплатил государству $13 млн.

Арест Софи ЛОРЕН в 1982 году за финансовые недоимки вызвал грандиозный скандал

Арест Софи ЛОРЕН в 1982 году за финансовые недоимки вызвал грандиозный скандал

Даже великая Софи Лорен в 1982 провела 18 дней в тюремной камере за уклонение от уплаты налогов.

У наших же служб достижения куда более скромные. Вся Россия гомерически хохотала, когда Филипп Киркоров подал налоговую декларацию за 1996 год, где было указано … $2 тыс. дохода. В 99-м история повторилась: на сей раз Филипп Бедросович заявил, мол, заработал за 12 месяцев только $3500. И лишь в 2003-м терпение налоговиков лопнуло: певец был обвинен в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере - на сумму 1,5 млн. руб. А это, на минуточку, тянуло на срок до десяти лет тюрьмы! Певца даже посадили в кутузку - правда, всего на несколько часов. Он был выпущен под залог, а затем его… амнистировали!

Незначительные неприятности на этой же почве были и у Александра Буйнова : пара часов в «обезьяннике», подумаешь! Алла Пугачева в 1997 году была вынуждена выплатить в налоговую инспекцию штраф в размере $300 тыс. за «ошибку, допущенную ее бухгалтером в финансовой отчетности». А Лада Дэнс много лет открыто «посылала» налоговиков, которые хотели «стрясти» с нее денег за роскошный особняк.

Подаст ли сутяга МЕЛАДЗЕ на КОБЗОНА в суд за его фразу, что никто из артистов не платит налоги? Фото Милы СТРИЖ/«Комсомольская правда»

Подаст ли сутяга МЕЛАДЗЕ на КОБЗОНА в суд за его фразу, что никто из артистов не платит налоги? Фото Милы СТРИЖ/«Комсомольская правда»

Виагра для совести

Но если раньше хотя бы пытались «прижать хвост» обнаглевшим артистам, то сейчас - полная тишина.

- Беда в том, что в нашей стране как-то не принято призывать к ответственности людей, чьи имена на слуху, - поведал в интервью владелец концертно- продюсерской фирмы «Арт-шоу-стайл» Андрей Штокин .- Частично в этом вина нашего, российского, менталитета, частично - боязнь, что за каждой знаменитостью стоят влиятельные покровители. Между тем очевидно, что годовой заработок любой мало-мальски ротируемой в телеэфирах личности превышает миллион долларов.

Ну еще бы! Какому начальнику не хочется, чтобы его семейный праздник или корпоратив украсило выступление известного артиста? При этом платить ему вовсе не обязательно. Достаточно помогать в решении проблем. Отобрали права? Попал в кутузку за пьяную драку? Обматерил за розовую кофточку? Избил женщину? Прижали за налоги? Авдей Никодимыч поднимет трубку и все разрулит. А на интересы общества плевать с высокой сцены.

Издательский дом «Комсомольская правда», куда входит и «Экспресс газета», платит все положенные налоги государству. При этом у нас нет никаких льгот, как в других странах: прессу доят, словно миллиардеров-нефтянников! А эти, видите ли, грабят свою стану, да еще имеют наглость судиться с журналистами за то, что те пишут о них правду.

Особенную активность в последнее время развили Валерий Меладзе и его жена - Альбина Джанабаева , солистка «ВИА Гры». Мы выяснили, что выступление этой группы на корпоративе сейчас стоит от 30 тыс. евро. «А платить как?» - поинтересовались мы у организаторов выступлений. «Вы, конечно, можете это сделать по безналу, - вкрадчиво сказали нам в агентстве «VIP ARTIST». - Но это будет на восемь процентов дороже». Короче, гоните «налик», который отследить невозможно, и все будут счастливы.

Новый документ, который должен утвердить порядок согласования и проведения уличных выступлений, был принят за основу в середине сентября. Его появление депутаты объяснили необходимостью содействовать "реализации прав граждан на творческую деятельность" - причем таким образом, чтобы это не мешало окружающим. Поэтому выступления предлагается разрешить только в строго отведенных местах, которые "определяются в соответствии со схемой и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети интернет". И занять такое место артисты смогут только на основании согласованной заявки, которая будет действовать сроком до шести месяцев. Устанавливаются также число участников, время начала и длительность уличного исполнения "музыкальных, литературных и иных произведений".

Фото: iStock

Фото: iStock

"Продолжительность не может составлять более шести часов в день, - указано в тексте законопроекта. - Количество участников уличного выступления должно соответствовать количеству участников, указанному в согласовании, при этом максимальное количество заявленных участников не может превышать десяти человек".

Как поясняют инициаторы законопроекта, основная цель их предложения - ввести соответствующую деятельность в правовое поле, обеспечить артистам защиту закона. В сентябре в социальных сетях появились многочисленные сообщения о задержаниях музыкантов, конфискации инструментов, наложенных штрафах. Чаще всего в протоколах об административных нарушениях фигурировали статьи 7.1 КоАП РФ "Самовольное занятие земельного участка" и 19.1 "Самоуправство".

- Такое уже было в Средние века, - отмечает художественный руководитель уличного "Театра имени которого нельзя называть" Дмитрий Казенис. - Когда стали брать налог со всех, кто торгует и выступает на ярмарках, появились артисты на ходулях и такое явление, как "человек-оркестр". Они не стояли на месте, перемещались, то есть с них нельзя было взять плату за землю. Закон нужен хотя бы потому, чтобы можно было обосновать, что можно и чего нельзя.

- Сейчас мы никак не защищены, поэтому любой закон - это лучше, чем ничего, - считает и уличный музыкант Евгений. - Если он даст людям возможность выступать легально, это хорошо. Другое дело, что выдача разрешений может быть поставлена в зависимость от одного человека, и это плохо.

Вторая причина - многочисленные просьбы граждан. Чаще всего на музыкантов жалуются жители окрестных домов, которым мешает шум, или прохожие, раздраженные скоплением народа на тротуаре. И хотя в большинстве своем горожане относятся к музыке на улицах положительно, считают это явление "составной частью петербургской атмосферы", но есть и другие мнения.

- Ни разу не "атмосферно" слышать в отвратительном качестве звука и исполнения бесконечный перепев одних и тех же ворованных композиций, - написал в одной из соцсетей пользователь с ником Странник. - Город превратили в акустическую помойку.

Самая спорная идея депутатов - лицензирование деятельности уличных музыкантов и возможность их регистрации в качестве самозанятых. От лицензирования недалеко до цензуры, а специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" установлен федеральным законом пока только в качестве эксперимента, то есть отработаны не все нюансы.

- Если для включения нового режима будет достаточно регистрации в специальном приложении ("Мой налог". - Прим. ред.), сделать это несложно, - рассуждает Максим, который вместе с другом иногда играет на Сенной площади. - Но вот как будет рассчитываться сумма налога, если нам в шапку кидают кеш, непонятно.

Кто-то из уличных артистов выступает для души, кто-то рассматривает эту деятельность как бизнес, как источник дохода. Отсюда разница в отношении к новому законопроекту. Поэтому обсуждать его плюсы и минусы парламентарии хотят с привлечением широкой общественности и самих музыкантов. А поскольку в Петербурге ужесточаются противоэпидемические ограничения, то "о втором чтении говорить пока преждевременно", заявили корреспонденту "РГ" в парламентском комитете по законодательству.

Летом на Покровке полно уличных музыкантов. Кажется, что ничего особенного в их выступлении нет, но артисты, выходя на улицу, ввязываются в серьезную игру с законом и полицией. Рассказываем о юридических рисках уличных музыкантов и о том, как их минимизировать.

Как уличному музыканту избежать проблем с законом

Фото: Анастасия Голикова

Несанкционированный почти митинг

20 июня 2016 года виолончелист Семен Лашкин играл на улице Никольской в Москве. Его задержала полиция. Суд признал музыканта виновным в организации пребывания граждан в общественном месте и обязал выплатить штраф 10 тысяч рублей. Статью 20.2.2. КоАП РФ часто применяют против уличных артистов, художников и различных агитаторов.

Для привлечения музыканта к административной ответственности формально достаточно двух фактов. Во-первых, скопление людей из-за артиста, а во-вторых, нарушение порядка из-за скопившейся толпы. Правда, непонятно, сколько нужно народу, чтобы собрание стало массовым. В некоторых делах, где суд признал обвиняемого виновным, количество человек составляло «примерно 5».

Однако окружившая уличного музыканта группа людей ещё не основание для привлечения его к административной ответственности. К массовому одновременному пребыванию относятся только мероприятия с заранее определенными целями.

Этой позиции придерживаются суды. Так, виолончелист Лашкин обжаловал штраф в Московском городском суде, который отменил решение Тверского суда. Если уличный музыкант играет для себя, не объявляя о месте и времени своего выступления, и не агитирует прохожих останавливаться, то такое поведение не нарушит административное законодательство.

Нижегородские уличные музыканты поделились, что у них не было проблем с полицией. Правда, иногда артистов выгоняют из переходов, так как они мешают трафику.

Плати налоги

Уличный музыкант выступает как физическое лицо. Когда физическое лицо получает доход, то с него взыскивается налог в 13% — НДФЛ. Однако уличные музыканты не имеют фиксированных тарифов за выступление. Люди сами решают, платить артисту или нет. Даже если в гитарном чехле наберется приличная сумма, непонятно, как рассматривать такие деньги с точки зрения закона. Они могут быть чем угодно: пожертвованием, даром, платой за услугу.

Некоторые регионы пытались взыскать НДФЛ с уличных артистов. В 2012 году «Известия» сообщили о том, что власти Москвы хотят ввести патенты для уличных артистов. Патентная система налогообложения применяется только для индивидуальных предпринимателей. Такая система введена в ряде регионов России для отдельных видов деятельности, указанных в законе субъекта. Вначале предполагалось, что стоимость патента будет 60 000 рублей, в 2015 году уже говорили о «символичной плате».

Сейчас в отношении музыкантов патентная система в Москве не применяется.

В отношении шума все просто. По закону Нижегородской области «Об обеспечении тишины» нельзя шуметь:

  • в будние дни с 22:00 до 7:00;
  • в субботу, воскресенье и праздничные дни с 23:00 до 10:00;
  • ежедневно с 12:30 до 15:00.

За нарушение тишины предусмотрен штраф до 2000 рублей.

Уличные музыканты в Нижнем Новгороде

Фото: Анастасия Голикова

Плата за песни

Музыкальные произведения охраняются Главой 70 Гражданского кодекса. Только правообладатель может исполнять принадлежащую ему музыку. Остальные не имеют такого права без разрешения правообладателя.

Чтобы выступать законно, нужно играть произведения собственного сочинения, либо заключать договоры с правообладателям. Однако договариваться со всеми желающими сыграть пару песен на условной Покровке дорого и долго.

Для ускорения и упрощения заключения договоров созданы организации по коллективному управлению правами. Российское авторское общество (РАО) — наиболее известная организация в России. РАО следит за соблюдением прав множества авторов одновременно, поэтому достаточно заключить договор с ним.

В теории все просто. Заплатил РАО — спокойно выступаешь.

Если музыкант хочет исполнять песни легально, то он должен договариваться с каждым правообладателем отдельно. Правда, в России практически не следят за соблюдением авторских прав уличными музыкантами.

Закрепим пройденное

  1. Уличного музыканта не могут привлечь по Статье 20.2.2 КоАП РФ если он не мешает прохожим, не афиширует место своего выступления и не агитирует людей. Если суд все-таки признает артиста виновным, следует обжаловать решение во всех инстанциях.
  2. Уличные музыканты получают деньги в виде пожертвований. Налог на доход от пожертвований платить не нужно.
  3. Если шуметь после 22:00, оштрафуют.
  4. Выступать с чужими песнями на публике без договора с правообладателем — незаконно. Однако сделать это легально сложно. В России пока не было громких случаев наказания уличных музыкантов за нарушение авторских прав.

Никита Ефимов
18+

В сентябре 2020 года городские депутаты приняли в первом чтении законопроект об уличных музыкантах. За прошедшие месяцы было невозможно собрать большую практику применения законопроекта в действии. Причина тому – статус документа (он еще не принят), холод, отсутствие туристов и пандемия. Пока законопроект ждет рассмотрения еще в двух чтениях, наш корреспондент выяснял, что по поводу новых правил в свете приближающегося сезона думают горожане, законодатели и сами музыканты.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Мы приветствуем уличное музицирование»

Билли Новик , петербургский музыкант, один из основателей группы Billy’s Band, начинал как уличный музыкант в 1990-х. Его группа играла в переходе на станции «Невский проспект», который в те лихие годы считался нейтральной территорией. Милиция коллектив не трогала и даже защищала от бандитов. «Однажды мы подключили свою аппаратуру к лампе дневного света в переходе и играли Beatles. Тогда было мало клубов, поэтому прямо в переходе собралось много людей, что затрудняло движение, - вспоминает музыкант. – Милиционеры попросили нас все свернуть, потому что после нас, по их словам, в переходе оставалась грязь. Когда мы стали все за собой убирать, нам вновь разрешили выступать».

После перерыва Билли Новик вновь стал играть на улицах города – у Спаса на Крови - в начале 2000-х. Но и тогда не было проблем с правоохранительными органами. А были сложности с продавцами компакт-дисков: они громко включали музыку. Но после человеческого разговора, вспоминает музыкант, давали поиграть. Позже группа уехала в Германию , где увидела иной подход к уличным музыкантам. В крупных немецких городах, например, в Мюнхене , эта деятельность лицензируется. Т.е., чтобы поиграть, музыкант должен пойти в городской туристический информационный центр за лицензией. Тогда она стола 5 евро. Их выдавали всего 10 на весь день: пять до и пять после обеда. Центр работал каждый день шесть дней в неделю. Но уже задолго до начала рабочего дня к его дверям тянулась очередь из желающих. Однако настойчивые артисты всегда получали этот документ. В редких случаях сотрудники центра просили музыкантов сыграть что-нибудь: просто чтобы убедиться в профессионализме.

В других городах Баварии лицензия не нужна, но уличные музыканты должны выполнять определенные правила. Список этих требований вывешен на информационном стенде с достопримечательностями в центре города на ратушной площади. И начинаются эти правила со слов: «Мы приветствуем уличное музицирование». Принимая эти правила, музыкант обязуется никому не мешать: если на него поступает хоть одна жалоба или просьба от кого бы то и было прекратить играть и переместиться, следует послушаться. Нельзя играть более получаса на одном месте и использовать усилители. Нельзя играть на духовых и ударных инструментах. Поясним, что это относится к историческим центрам, где нет транспорта.

Следят за законностью деятельности уличных музыкантов и в Париже . Стоит музыканту начать играть, как к нему тут же подходят местные полицейские и просят показать лицензию. Купить ее можно в Полицейской городской префектуре. Правда, для этого придется оформить ворох документов, на рассмотрение которых уйдет месяц. Стоит ли говорить, что этих музыкантов в городе через месяц может уже и не быть. Однако петербургским музыкантам во главе с Билли Новиком удалось найти частную территории у фуникулера на Монмартр: владельцам понравилось их творчество, и они приглашали менестрелей играть чаще.

Музыка тише громкого разговора

Напомним, новый документ призван регламентировать деятельность уличных артистов в Петербурге , среди которых не только музыканты, но и актеры уличных театров, жонглеры и прочие лицедеи. Он предлагает несколько новшеств. Так, артисты должны будут получать лицензию в городском комитете по культуре .

Длиться уличный концерт должен менее шести часов в день, говорится в документе, а громкость аппаратуры - не превышать 60 децибел. Для сравнения: громкость обычной человеческой речи - 40 децибел, а оживленного разговора на расстоянии метра – 65-70 децибел. Когда человек смеется, он издает звук громкостью 75 децибел. Кроме того, измерить уровень шума может только Роспотребнадзор . А делать он этого не будет, поскольку речь идет не о стационарном, а о перемещаемом источнике шума.

По новым правилам, в творческом коллективе может быть до десяти человек. Однако практика показывает, что в группе редко играет более трех. В документе указано, что музыканты должны выступать рядом с предприятиями культуры. Хоть Петербург и культурная столица, далеко не каждое здание в нашем городе – учреждение культуры. Например, неясно, может ли по новым правилам музыкант выступать, скажем, у метро «Озерки» или «Девяткино». «Может быть, стоит регламентировать центральные районы, - предлагает музыкальный продюсер Олег Грабко . – Туристическая зона – самое прибыльное место для музыкантов. Это Зимний Дворец и Дворцовая площадь, площади у крупных театров, например, Мариинского».

Сегодня играем без барабанщика

Конечно, главная проблема уличных музыкантов - жалобы жителей на шум. Своей болью горожане делятся в соцсетях. «Запретите или ограничьте использование ими звукоусилителей, невозможно ходить по некоторым местам центра», - сетует Алексей Смыченко . Однако сами музыканты уверены: обо всем можно договориться. «К нам не раз в социальных сетях обращались люди и просили играть потише. Мы убавляли звук, - рассказывает Глеб Васильев из уличного ВИА «Дешевые драмы». - А если недовольные горожане не хотят идти на прямой контакт, они просто могут вызвать полицию. Когда приезжает ПАЗик, все тут же расходятся». «Если музыкант рассчитывает на долгосрочную перспективу, и у него нет задачи войти с законом в противодействие, он хочет жить со всеми мирно, - уверен Билли Новик . – Если написано, что в каком-то месте нельзя играть на барабанах, что ж, значит, сегодня мы играем без барабанщика».

Впрочем, порой у горожан есть претензии и к репертуару уличных музыкантов. «Иногда такой шлак на улице играют, что их даже из дома выпускать нельзя», - считает Максим Беляков . Однако немало и тех, кому нравится это творчество, о чем горожане тоже говорят в соцсетях. «Я очень рада, ведь музыканты поднимают настроение на наших серых и грязных улицах», - говорит Елена Сенкевич . «Люблю уличных музыкантов. Романтично. Некоторые очень хорошо играют, заслушаешься», - считает Валентина Михайлова . «Около станции метро «Площадь Восстания», например, всегда играют очень профессионально, вне зависимости от жанра - от рока до арий из оперетт», - говорит Тамара Ларионова .

Уличный музыкант Ольга Калинченко не первый год играет и поет рядом с разными станциями метро: «Сенная», «Василеостровская», «Горьковская», «Ладожская». У нее есть постоянные слушатели. Даже зимой они стоя слушают несколько частей ее программы, отлучаясь лишь ненадолго. Ольга выступает в довольно шумных местах и использует усилитель. Но, как правило, вопросов к ней у полиции не возникает. В основном певица играет одна, но иногда к ней совершенно спонтанно могут присоединиться другие менестрели. Тогда получается целое музыкальное представление, создающее ту особую атмосферу города, которую ценят как горожане, так и туристы. «Уличные музыканты играют не ради прибыли. В музыкальном коллективе на каждого участника приходится не такая уж и большая сумма. Здесь важно вдохновение, творческий процесс и музыкальное взаимодействие. Очень бы хотелось сохранить эту красоту», - считает Ольга Калинченко .

Читайте также: