Таблица налогов на 2013 год

Опубликовано: 30.04.2024

В 2013 г. большинство организаций и индивидуальных предпринимателей должны применять тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС РФ и ФФОМС), установленные:

  • в ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
  • ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).

Общие тарифы

Максимальный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в 2013 г. составляет 30%. В табл. 1 приведены числовые значения распределения основного тарифа между внебюджетными фондами: ПФР, ФСС РФ и ФФОМС.

Распределение общего совокупного тарифа между внебюджетными фондами в 2013 году

База для начисления страховых взносов

Основной тариф страхового
взноса в 2013 г.

В пределах установленной предельной
величины базы для начисления страховых
взносов

Свыше установленной предельной величины
базы для начисления страховых взносов

В табл. 2 показано распределение основного тарифа, по которому уплачиваются страховые взносы в ПФР, в зависимости от года рождения застрахованного лица.

Распределение общего тарифа пенсионных взносов в 2013 году

База для
начисления
страховых
взносов

Общий
тариф
страхового
взноса
в ПФР

Страховая часть трудовой пенсии

Накопительная
часть
трудовой
пенсии

для лиц 1966 года
рождения и старше

для лиц 1967 года
рождения и моложе

солидарная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

солидарная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

В пределах
установленной
величины базы
для
начисления
страховых
взносов

Свыше
установленной
величины базы
для
начисления
страховых
взносов

Солидарная часть тарифа - часть страховых взносов на ОПС, не связанная с формированием средств застрахованного лица, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии. Идет на общий солидарный счет и используется для выплат трудовых пенсий в фиксированном базовом размере, социальных пособий на погребение и других социальных выплат.

Индивидуальная часть тарифа - часть страховых взносов на ОПС, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете. Она используется для определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии (ст. 3 Закона N 167-ФЗ).

Предельная величина базы для начисления взносов

Ежегодно Правительство РФ индексирует предельную величину базы для начисления страховых взносов с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.

В 2013 г. она может составить 568 000 руб. Такой размер указан в пояснительной записке к законопроекту N 143346-6 о бюджете ФФОМС на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.

Примечание. Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.12.2012 N 217-ФЗ о бюджете ФФОМС на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.

Пониженные тарифы страховых взносов

С 1 января 2013 г. повышены льготные тарифы страховых взносов отдельным категориям страхователей, перечисленным в пп. 1, 2, 3 и 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Кроме этого, расширен перечень льготных категорий страхователей. С 1 января 2013 г. право уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды по пониженным тарифам предоставлено новой категории страхователей - индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ и п. 14 ч. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ).

В табл. 3 представлены виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, вправе применять пониженный тариф (п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Виды деятельности ИП на патенте, при осуществлении которых применяется пониженный тариф страховых взносов

Подпункт
п. 2
ст. 346.43
НК РФ

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных
уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и
вязание трикотажных изделий

Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви

Парикмахерские и косметические услуги

Химическая чистка, крашение и услуги прачечных

Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей,
номерных знаков, указателей улиц

Ремонт и техническое обслуживание бытовой аппаратуры,
изготовление металлоизделий

Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий

Техническое обслуживание и ремонт авто- и мототранспортных
средств, машин и оборудования

Автотранспортные услуги по перевозке грузов

Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров

Ремонт жилья и других построек

Услуги по производству монтажных, электромонтажных,
санитарно-технических и сварочных работ

Услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и
зеркал, художественной обработке стекла

Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству

Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными

Услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за
исключением металлолома

Изготовление изделий народных художественных промыслов

Прочие услуги производственного характера

Производство и реставрация ковров и ковровых изделий

Ремонт ювелирных изделий, бижутерии

Чеканка и гравировка ювелирных изделий

Запись и перезапись речи, пения, инструментального
исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск

Услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего
хозяйства

Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги
художественного оформления

Проведение занятий по физической культуре и спорту

Услуги носильщиков на вокзалах, в аэропортах, морских, речных
портах

Услуги платных туалетов

Услуги поваров по изготовлению блюд на дому

Оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом

Оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом

Услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции

Услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного
производства

Услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству

Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты

Занятие медицинской деятельностью или фармацевтической
деятельностью лицом, имеющим лицензию

Осуществление частной детективной деятельности лицом,
имеющим лицензию

Услуги по прокату

Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров

Если индивидуальный предприниматель на патенте осуществляет один из видов деятельности, указанных в пп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ и п. 14 ч. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ), он должен применять общий тариф страховых взносов.

Примечание. Страхователи, применяющие пониженные тарифы, не уплачивают страховые взносы по дополнительному тарифу 10% с выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).

Каждая из льготных категорий плательщиков уплачивает страховые взносы по собственному пониженному тарифу, который распределяется между тремя внебюджетными фондами. Распределение пониженных тарифов показано в табл. 4.

Пониженные тарифы страховых взносов в 2013 году

На момент подписания номера в печать код тарифа и шифр страхователя для данной категории страхователей установлены не были.

Распределение пониженных тарифов пенсионных взносов

В зависимости от величины пониженного тарифа страхового взноса в ПФР всех страхователей условно можно разделить на шесть категорий. Рассмотрим, как в 2013 г. распределяется тариф страхового взноса в ПФР у этих категорий страхователей в зависимости от года рождения работника - застрахованного лица.

Инжиниринговые компании: тариф в ПФР - 22%

По самому высокому пониженному тарифу (22%) уплачивают страховые взносы в ПФР организации, оказывающие инжиниринговые услуги. Исключение составляют компании, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 13 ч. 1 и ч. 3.5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

В зависимости от года рождения застрахованного лица инжиниринговые компании уплачивают страховые взносы в ПФР по тарифам, представленным в табл. 5 (п. 13 ст. 33 Закона N 167-ФЗ).

Распределение тарифа страхового взноса в ПФР для инжиниринговых компаний в 2013 году

Тариф
страхового
взноса
в ПФР

Страховая часть трудовой пенсии

Накопительная
часть
трудовой
пенсии

для лиц 1966 года
рождения и старше

для лиц 1967 года
рождения и моложе

солидарная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

солидарная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

СМИ: тариф в ПФР - 21,6%

С 1 января 2013 г. страхователям, указанным в пп. 7 п. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ, установлен новый повышенный льготный тариф страховых взносов в ПФР - 21,6% (в 2012 г. - 20,8%). К ним относятся российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Эта категория страхователей с тарифом страхового взноса в ПФР 21,6% в зависимости от года рождения работника - застрахованного лица должна начислять страховые взносы по тарифам, приведенным в табл. 6 (п. 9 ст. 33 Закона N 167-ФЗ).

Распределение тарифа страхового взноса в ПФР для СМИ в 2013 году

Тариф
страхового
взноса
в ПФР

Страховая часть трудовой пенсии

Накопительная
часть
трудовой
пенсии

для лиц 1966 года
рождения и старше

для лиц 1967 года
рождения и моложе

солидарная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

солидарная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

индивидуальная
часть
тарифа

Сельхозпроизводители и организации, производящие выплаты инвалидам: тариф в ПФР - 21%

С 1 января 2013 г. льготный тариф повышен еще одной категории страхователей. По тарифу 21% (в 2012 г. - 20,2%) уплачивать страховые взносы в ПФР должны:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  • организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений;
  • общественные организации инвалидов;
  • организации, в которых уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Тариф страхового взноса для указанной категории страхователей (21%) распределяется в зависимости от года рождения работника - застрахованного лица (п. 5 ст. 33 Закона N 167-ФЗ). Распределение тарифа показано в табл. 7.

Распределение тарифа пенсионного страхового взноса для сельхозпроизводителей и страхователей, производящих в 2013 году выплаты физическим лицам - инвалидам

Тариф
страхового
взноса
в ПФР

Страховая часть трудовой пенсии

Накопительная
часть
трудовой
пенсии

Библиографическая ссылка на статью:
Гулина А.В., Овчинникова О.А. Предварительные итоги уплаты имущественных налогов в Российской Федерации в 2015 году // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13629 (дата обращения: 17.05.2021).

Имущество, вследствие своей стационарности, признается наиболее устойчивым объектом налогообложения. Рассматриваемый вид налогов, имеет большой регулирующий и фискальный потенциал, кроме того они обладают всеми преимуществами прямых налогов. В результате эффективного управления имущественные налоги способны увеличить доходы местных и региональных бюджетов. Имущественные налоги представляют собой определенную важность в силу существования необходимости пополнения бюджета, используя внутренние источники.

К имущественным налогам относятся: земельный, транспортный и налог на имущество физических лиц.

Транспортный налог – это региональный налог, плательщиками которого являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства и физические лица, которые получили транспортные средства по доверенности. Налоговые ставки по данному виду налога устанавливаются законами субъектов РФ, а все денежные средства от его уплаты поступают бюджеты соответствующих субъектов [1].

Земельный налог является местным налогом. Плательщиками налога признаются организации или физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования. Налог и авансовые платежи по данному виду налога уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налог на имущество физических лиц аналогично земельному налогу является местным и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения. Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [2].

На пресс-конференции в региональном управлении пресс-секретарь УФНС России по Астраханской области сообщила, что в бюджет поступило 205 миллионов рублей имущественных налогов, в том числе 32,2 миллионов рублей – по налогу на имущество физических лиц, 27,2 миллионов рублей – по земельному налогу и 145,6 миллионов рублей – по транспортному налогу. Данные были представлены по состоянию на 1 августа 2015 года. Также было сказано, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наметились положительные тенденции [3].

Если обратиться к структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ на январь-октябрь 2015 года, то мы видим, поступления по имущественным налогам составляют 923,8 миллиардов рублей, из них: 26,13 миллиардов рублей – налог на имущество физических лиц, 120,62 миллиардов рублей – по транспортному налогу, 163,43 миллиардов рублей – по земельному налогу, кроме того 613,31 миллиардов рублей составил налог на имущество организаций [4]. Доля имущественных налогов относительно всех поступлений в консолидированный бюджет составляет почти 8%, что на 8%(относительно 2014 года) больше по сравнению с рассматриваемым промежутком времени 2014 года. Напомним, что за соответствующий период прошлого года поступления по имущественным налогам составили всего 854,4 миллиардов рублей [5].

Отдельно хочется посмотреть поступление в региональном разрезе, и мы обратим внимание на Омскую область. А интересным является вот что: по данным УФНС России по Омской области в последний день срока уплаты имущественных налогов физических лиц в 2015 году, 1 октября, поступило 73,8 миллионов рублей, в том числе по транспортному налогу – 50,9 миллионов рублей, по земельному налогу – 13,6 миллионов рублейпо налогу на имущество физических лиц – 9,3 миллионов рублей. Жители омской области на этом не остановились, и за первые две недели октября поступило около 211 миллионов рублей. Всего в омской области по налогу на имущество физических лиц было исполнено 0,16 миллиардов рублей, по транспортному налогу – 1,09 миллиардов рублей, по земельному налогу – 1,21 миллиардов рублей [6].

Важным является то, что отклонения от исполнения уточненного прогноза существуют и носят, хоть и незначительный, но неположительный характер [7]. Далее рассмотрим, как обстоят дела в столице нашей страны. Показатели достаточно высокие. Налог на имущество физических лиц за период с января по октябрь 2015 года составляет 4,10 миллиардов рублей, что на 0,95миллиардов рублей больше, чем в 2014году, транспортный налог составил 19,84 миллиардов рублей, земельный- 17, 34 миллиардов рублей, эти показатели выросли на 5,21 миллиардов рублей и 1,42 миллиардов рублей соответственно. Наблюдается вполне положительная динамика налоговых поступлений по данному субъекту РФ [8].

В некоторых регионах нашей страны, однако, складывается противоположная ситуация. Так, задолженность перед бюджетом по имущественным налогам жителей Красноярска оценивается в 400 миллионов рублей. [9] За 11 месяцев в бюджет города поступило около 9,2 миллиардов рублей из 12 запланированных. В настоящее время вопрос о наполняемости бюджета города стоит достаточно остро, ведь важную роль для Красноярска играют налоги, которые поступают в бюджет в полном объеме, а некоторыми из них как раз являются налог на имущество физических лиц и земельный налог [10].

В Воронежской области долги по имущественным налогам оплатили порядка 1,5 миллионов добросовестных налогоплательщиков, однако долги остались у 300 тысяч человек [11].

Интересная ситуация складывается в Крыму. Все имущественные налоги жители Крыма должны будут оплатить в следующем году. Налог на имущество физических лиц и транспортный налог за 2015 год будет оплачиваться в срок до 1-го декабря 2016 года [12].

Таблица – 1. Основные показатели налоговых поступлений по транспортному, земельному и имущественным налогам в 2013-2015 годах

2013

2014

январь-октябрь 2015

в %к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ

Наглядно представим структуру налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за три года в таблице 1 [13].

Проанализировав доли поступлений в бюджет от имущественного налога по регионам нашей страны, можно с уверенностью сделать вывод о том, что вырисовывается картина с положительной динамикой налоговых поступлений, даже не смотря на то, что доля «отстающих» регионов есть [14].

Начиная с 2016 года, налог на имущество физических лиц будет рассчитываться (за налоговый период 2015 год и далее) по новым правилам исходя из кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности. Это коснется только 28 субъектов РФ, в число которых входит и город Москва. Рассмотрим подробнее [15].

Согласно прогнозам, в Москве к 2016 году налогооблагаемая база, должна была вырасти, но незначительно. Если брать другие субъекты, например Центрального федерального округа, то в крупных городах, где налог был достаточно низким, будет наблюдаться чуть больший рост, чем в городах, где налог был высоким. В городах, где налог был высоким, рост налогооблагаемой базы прогнозируется минимальный. Переходный период (пять лет) вводился для равномерного роста налоговой нагрузки, а также для того, чтобы он был распределенным во времени [16].

В целом по состоянию на 1 октября 2015 года доходы консолидированного бюджета в Москве 1,405 миллиардов рублей, а процент исполнения по доходам составляет 90%.

По итогам проведенного нами анализа динамики налоговых поступлений, были выявлены несколько групп регионов. Положительный характер итоговых результатов (по сравнению с 2014 годом) был зафиксирован в: Астраханской и Омской областях и городе Москве. В свою очередь отрицательный характер налоговых поступлений в 2015 году имеют Красноярск и Воронежская область, которые не только не справляются с намеченным планом, но и имеют задолженность. Данный плачевный итог, на наш взгляд, объясняется сложной политической и экономической обстановкой. В результате неэффективной политики российских органов власти и институтов, а также введения санкций, в стране произошло множество событий, приведших к экономическим потерям:

  • увеличился отток капитала до 130 миллиардов долларов, из которых около 96 миллиардов американской валюты;
  • рост инфляции составил свыше 10%;
  • сократились нефтегазовые доходы в долларовом выражении;
  • количество рабочих мест, а также доходы населения значительно сократились [17].

И это, к величайшему сожалению, далеко не полный список всех последствий. На наш взгляд, не смотря на то, что общая динамика в среднем имеет положительный характер по итогам настоящего года, намеченный пятилетний переходный период не способствует равномерной налоговой нагрузке по всем регионам страны. Данная стратегия действенна только в отношении крупных городов. Логично предположить, что доля отставания наименее развитых городов со временем будет только увеличиваться.

Вследствие этого, мы считаем, что реформировать сферу имущественных налогов, безусловно, необходимо, поскольку старый подход к налогообложению не вполне удовлетворяет современным вызовам финансовой системы Российской Федерации. Однако необходимо учитывать особенности развития и каждого региона России в отдельности.

Библиографический список

  1. Гордиенко М.С. К вопросу о мобилизации собственных налоговых источников местных бюджетов. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 58-64.
  2. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации. Учебное пособие // Москва, 2012.
  3. Гордиенко М.С. Финансовая политика на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 10. С. 36.
  4. Сулакшин С.С., Кравченко Л.И., Дёгтев А.С. Социально-экономическое развитие России в 2015 г.//Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. №12, август 2015 г.
  5. Гордиенко М.С. Анализ плановых документов бюджетной политики Российской Федерации. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование // 2013. Т. 6. № 5 (31). С. 129-143.
  6. Налоги и налогообложение. Часть 1. Учебное пособие // Шувалова Е.Б., Шувалов Е.А., Шуртакова Т.А., Сычева Е.И., Антипова А.С., Гроза Г.А. Москва, 2009.
  7. Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.
  8. Соболев В.И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015-2017 гг. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (53). С. 54-59.
  9. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  10. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  11. Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) МАМИ. Под ред.: Марукова А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  12. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы. Учебное пособие / Москва, 2012
  13. Гордиенко М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Гордиенко Михаил Сергеевич. – Москва, 2014. – 251 с.
  14. Колчин С.П. Снижение налогового пресса и его вероятностные последствия // Финансы. 2006. № 7. С. 31.
  15. Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  16. Колчин С.П. Формирование и развитие российской системы налогообложения: теория и практика // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2004
  17. Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

В ближайшие три года Россия предпримет налоговый маневр. Он будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, дополнительным льготам по уплате налога на доходы физических лиц. А вот налоги "на престижное потребление" и дорогую недвижимость стоимостью от 300 миллионов рублей, на доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, предлагается повысить. Такой главный посыл содержится в "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Документ с подробными расчетами опубликован на сайте Минфина.

Семьи еще больше сэкономят на покупке квартиры

Но сначала о приятном. Так, уже с 2013 года, Минфин предлагает увеличить максимальный имущественный налоговый вычет при покупке квартиры или дома гражданами, физлицами. Вычет в сумме по 260 тысяч рублей сможет получить каждый совладелец. До сих пор эта сумма делилась между всеми покупателями, исходя из их доли.

В документе также впервые появился расклад о принципах введения в России налога на недвижимость физлиц, которым принадлежат земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения. В качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество минфин предлагает использовать кадастровую стоимость квартиры, коттеджа или дачи. При этом речи о едином объекте недвижимости, включающем земельный участок и расположенные на нем здания, пока нет. Но зато всем владельцам недвижимости предлагается предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты. Например, стандартный налоговый вычет в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров будут получать все без исключения налогоплательщики. А социальные вычеты - только отдельные категории населения. Среди них пенсионеры, Герои России и СССР, инвалиды I и II групп инвалидности, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, боевых действий и другие. Кстати, вычет возможен будет только по одному объекта недвижимости. Но на выбор хозяев.

Сроки введения в России налога на недвижимость, уточняет Минфин, напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства. Поскольку определение эффективных налоговых ставок и установление конкретных размеров налоговых вычетов возможно только после окончания формирования налоговой базы - кадастровой стоимости объектов всех объектов недвижимости в стране. Вместе с тем, как рассчитывают в Минфине, оценка объектов капитального строительства будет завершена уже к концу 2012 года.

Личный самолет роскошью не признали

Отдельно оговаривается в "направлениях" и налогообложение престижного потребления. Впрочем, проблему налогов "на роскошь" Минфин предлагает решать в рамках налога на недвижимое имущество. В частности, налогом на роскошь со ставкой один процент (без возможности ее снижения на местном уровне) предлагается облагать имущество физлиц, совокупная кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей. При этом подчеркивается, что повышенная налоговая ставка к дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником объектов - организации или физические лица, а также независимо от количества собственников. Это исключит махинации. Однако, по мнению партнера юридической компании "Налоговик" Сергея Варламова, имущество с кадастровой стоимостью выше 300 миллионов рублей в России нужно будет еще поискать, поэтому платить повышенный налог будут единицы.

А вот за домами и квартирами, стоимость которых меньше этой суммы, будут сохранены ныне действующие ставки - 0,3-1,5 процента по земельному налогу и 0,01-0,05 процента по налогу на недвижимость.

Помимо этого, начиная с 2013 года, будет введена минимальная ставка транспортного налога (также без возможности ее снижения законами субъектов Российской Федерации). Для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. - в размере 300 рублей с одной "лошади". Причем, регионы будут вправе поднимать эту ставку, исходя из необходимости.

В пять раз предлагается увеличить и средние ставки налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130-150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.). Здесь министерство учло пожелания экспертов. И вводит ставки только для транспортных средств, произведенных после 2000 года. От повышенного налога Минфин освободил спортивные автомобили и мотоциклы, предназначенные для спортивных состязаний.

Эксперт "РГ" Сергей Варламов, между тем, задается вопросом, почему в списке машин, на которые увеличены ставки, не оказалось других транспортных средств? Ведь транспортный налог берется еще и с самолетов, вертолетов, теплоходов, снегоходов и гидроциклов. По его мнению, такие меры не окажут эффекта из-за "точечного" применения.

Рост акцизов замедлится

Отдельную главу в документе Минфин посвятил и алкогольно- табачной продукции. При этом министерство значительно сократило темпы роста акцизов в 2015 году. Как говорится в материалах, акцизы на табак и алкоголь повысятся в 2015 году на 12 процентов. Это ниже показателей, которые запланированы на 2013-2014 годы (33 и 25 процентов - рост акцизов на алкоголь, 50 и 45 процента - на сигареты).

Подоходный налог получит новые льготы

Минфин впервые предлагает поддержать плательщиков налога на доходы физических лиц. Так, с 2013 года могут быть освобождены от налогообложения (НДФЛ) такие социально значимые доходы, как гранты Президента России, выделяемых молодым российским ученым для проведения научных исследований. Не будут брать налог с единовременных выплат безработным, если те получают финансовую помощь от государства в рамках содействия самозанятости, а также с бюджетных субсидий, предоставляемых фермерам без образования юридического лица.

Многодетных граждан, приобретающих бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, тоже освободят от оброка. И физлица, за которых лечение оплатит работодатель или бюджет, не будут платить за эту сумму НДФЛ. Одновременно Минфин считает, что необходимо исключить ограничения по сумме, связанные с доходами, которые в виде помощи и подарков, получают ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, и в целом, социально незащищенные граждане.

Предлагается также упорядочить налогообложение компенсационных выплат, связанных с прекращением полномочий тех физических лиц, которые занимают выборные должности. Речь идет в первую очередь о депутатах.

Рубанули по привилегиям

Еще одна мера будущей налоговой политики - сокращение неэффективных налоговых льгот. Одна из самых болезненных, позиций, которая может привести к росту цен, по оценкам самого Минфина, считается отмена льгот по налогу на имущество организаций, если это железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач. "Это может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте. И, как следствие, к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ", предостерегают в документе. И предлагают "растянуть" отмену льгот по налогу на имущество организаций на семь лет, поэтапно вводя пониженные предельные налоговые ставки.

"Например, отмена льгот "Газпрому", - прогнозирует эксперт "РГ" Сергей Варламов, - скорее всего, приведет к росту цен у монополиста. И если его конкуренты не смогут или не захотят играть на снижение цен, то инфляция вырастет только за счет присутствия в цене каждого товара стоимости нефтепродуктов (полимерное сырье, бензин, услуги ЖКХ и т.п.).

В документе специальный раздел посвящен мерам, предусматривающим повышение доходов бюджета. Например, представлены схемы взимания налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа. С 1 июля 2013 года НДПИ на голубое топливо будет собираться таким образом, что у производителей изымут 80 процентов дополнительных доходов, получаемых от реализации топлива на внутреннем рынке при увеличении оптовых цен свыше прогнозируемого уровня инфляции. Кстати, ставки акцизов на моторное топливо в 2013 и 2014 годах будут сохранены на уровне, определенным Налоговым кодексом, но в 2015 году - повышены на 10 процентов.

Бизнесу оставили страховые взносы

Среди мер стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала Минфин настаивает на сохранении с 2014 года ставки страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на уровне 30 процентов от фонда оплаты труда с зарплаты ниже 512 тысяч рублей, с зарплат выше этого порога - 10 процентов. Предложенное недавно министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной снижение страховых взносов до 28 процентов в ведомстве не поддержали.

Эксперты "РГ" сходятся в том, что сохранение страхового тарифа в 30 процентов по социальным платежам вместо ожидаемого его повышения наверняка будет положительно расценено бизнес сообществом, поскольку не увеличивает объем обязательных платежей. Однако граждане наверняка будут встревожены таким решением - ведь новых источников пополнения бюджета Пенсионного фонда России пока не найдено, и вопрос повышения пенсионного возраста может снова стать актуальным.

С 2018 года малый бизнес перейдет на патенты

Собирается Минфин совершенствовать и специальные налоговые режимы для малого бизнеса, где на первый план выходит патентная система.

90 процентов поступлений от патентов планируется направлять в бюджеты муниципалитетов и только 10 процентов - в регионов. А вот переход на единый налог на вмененный доход с 2013 года станет добровольным. И по мере расширения сферы применения патентной системы этот вид налогообложения будет отменен. Минфин считает, что это может произойти уже с 2018 года.

Проект "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" начинается детальным подведением итогов уже проведенных изменений в законодательство.

Здесь, например, идет речь и о снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, и о совершенствовании амортизационной политики, и о поддержке плательщиков налога на доходы физических лиц.

Интересен раздел об оценке величины налоговой нагрузки. Минфин делает вывод: при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. И предупреждает, что величина налоговых поступлений в бюджет не является корректным критерием оценки динамики фискальной нагрузки на бизнес.

Тем временем, по расчетам министерства, налоговые доходы в нашей стране за шесть лет снизились с 36,5 процента ВВП в 2005 году до 35,6 процента по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять сборы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

Затем, собственно, идет главное - предложения на предстоящую бюджетную трехлетку.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Читайте также: