Понятие налогообложения роскоши и перспективы введения налога на роскошь в налоговую систему рф

Опубликовано: 01.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Евсюкова Ю.С. Налог на роскошь: перспективы введения // Студенческие научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/01/2370 (дата обращения: 12.04.2021).

Уровень социально-экономического развития государства во многом зависит от благосостояния и уровня жизни населения. Именно поэтому налоговая политика, как составная часть социально-экономической политики государства, должна быть направлена на:

- сглаживание дифференциации в доходах физических лиц;

- стимулирование инвестиционной активности населения;

- повышение уровня и качества жизни граждан.

По мнению автора, недостаток налоговой политики в России является несправедливое распределение доходов между различными категориями граждан. В России в период с 2000г. по настоящее время социально-экономическое неравенство только усиливается. Доходы 10% богатых превышают доходы 10% самых бедных граждан России в 16,2 раза. В России уровень дифференциации в доходах населения выше, чем в других странах.

Если сравнить с началом перестроечного периода (1985-1991 гг.), то разрыв между богатыми и бедными оценивался в 5-7 раз.

Принцип социальной справедливости налоговой политики может быть обеспечен за счет применения дифференцированных ставок налогов по видам и размерам доходов.

Становится актуальным вопрос о том, нужно ли модернизировать уже сложившуюся налоговую систему и есть ли необходимость вводить новые налоги с целью поддержания социального равновесия в обществе. В частности, одним из налогов, направленных на сглаживание поляризации в доходах населения, может стать налог на роскошь.

Налог на предметы роскоши обсуждается властями нашего государства в течение многих лет. Введение этого налога крайне значительно и своевременно, так как на сегодняшний день очень остро стоит проблема социального расслоения общества. В перечне предметов, относящихся к предметам роскоши, за всю историю существования человечества побывало едва ли не все, что нас сейчас окружает и то, что раньше являлось излишеством, в наше время становится необходимостью в повседневной жизни. Ярким примером этого являются компьютеры и мобильные телефоны, которые 10-15 лет назад считались показателем состоятельности, а сегодня во многих странах их привносят в число предметов первой необходимость.

В нашей стране налог на роскошь впервые был предложен в 2003 г . Этот налог успешно функционирует во многих странах мира. Например, в большинстве стран Европы под облагаемую базу налога на роскошь подпадает дорогая недвижимость, при этом ставки налога достаточно высоки.

В России, отчасти уже сейчас, действует налог на роскошь. Установлены дифференцированные ставки по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество организации, в зависимости от объекта налогообложения.

Но в России сегодня не выделено понятие «роскошь». По нашему мнению, налогом на роскошь следует облагать дорогие виллы, автомобили, яхты, самолеты, драгоценности, ценные меха по ставкам – 5% от рыночной стоимости объекта налогообложения.

Налог на роскошь имеет цель — стимулировать бизнес, инвестиционную активность, инвестиции в производство. Этот налог в большей степени является морально и этически ориентированным. Введение этого налога требует проработки каждого пункта законопроекта, чтобы не противоречить принципу социальной справедливости и равенства налогообложения.

Библиографический список

  1. Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2011. 244 с.
  2. Налогообложение организаций: теория, механизм и региональная практика: монография / под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2012. 223 с.
  3. Приходченко О.С. Актуальные направления бюджетного анализа территориальных финансов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 10-3 (17). – С. 68-70.
  4. Приходченко О.С. Формирование бюджетной стратегии на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – № 1. – С. 53-56.
  5. Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №1. URL:http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
  6. Трусова Н.С. Методы оценки эффективности налоговой политики / Н.С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». – 2011. – № 2. – С. 151-156

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

- Какой странный налог. Как он, вы говорите, называется?
- Прогрессивный. От слова паралич.
Аркадий Аверченко.

В последнее время со стороны политических деятелей все чаще слышатся отнюдь не досужие разговоры о том, что налоги, существующие в государстве, должны быть не только эффективными и собираемыми, но еще, как минимум, отражать в себе представления налогоплательщиков о социально-правовом равенстве и справедливости.

Именно принцип социальной справедливости, провозглашаемый сейчас в большинстве так называемых развитых стран, и должен быть поставлен во главу угла отечественной системы налогообложения. Помочь в этом, по замыслу финансистов и законотворцев, должно то, о чем пойдет речь в следующем абзаце.

Законодательные инициативы

Начать реформировать ныне существующую систему налогообложения в духе равенства и братства предлагают с внесения поправок в действующее налоговое законодательство. Причем главный упор здесь делается на подоходный налог с физических лиц. Например, не так давно в Государственную Думу был внесен пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ, устанавливающий систему прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц.

Согласно законопроекту, для доходов граждан в части от 60 000 до 600 000 рублей в год ставка налога составит 15%, а для доходов от 600 000 до 3 000 000 рублей - 25%. В свою очередь, лица, получающие от 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год, станут платить в казну уже 35%, что составит дополнительные доходы бюджета в размере 85 миллиардов рублей.

Наконец, для доходов граждан в части свыше 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 45%.

Кстати, месяцем раньше депутаты предложили установить совсем другие ставки по НДФЛ, а прежнюю ставку налога в 13 процентов сохранить в отношении подавляющего большинства работающих граждан - свыше 76 процентов от общей численности экономически активного населения, занятого в экономике страны. Так, предлагалось взимать 10 процентов с заработной платы и других доходов физических лиц, находящихся на уровне минимального размера оплаты труда, или ниже того. Далее, 13 процентов – с доходов от 52 001 рубля до 600 000 рублей, 15 процентов – с доходов от 600 001 рубля до 1 400 000 рублей, 18 процентов - от 1400 001 рубля до 1 800 000 рублей и 20 процентов - свыше 1800 001 рубля.

И в том, и в другом случае необходимость налоговых нововведений диктуется тем обстоятельством, что, со слов депутатов, экономика России вышла уже на уровень, позволяющий вводить небольшое повышение ставок НДФЛ с доходов лиц, получающих свыше 600 тысяч рублей в год. Более того, в связи с финансово-экономическим кризисом планируется поддержать работающих граждан, имеющих месячный доход на уровне минимального размера оплаты труда и ниже.

Другая инициатива касается так называемого “налога на роскошь”. Как того и следовало ожидать, инициатором учреждения в России справедливого налога на имущество, выступила политическая партия с противоречивым названием “Справедливая Россия”, чей главный администратор Сергей Миронов, приветствуя открытие ярмарки миллионеров Millionaire Fair Moscow 2009, заявил о необходимости обложить налогами все предметы роскоши.

По Миронову, данная мера является обоснованной, справедливой и, как никогда, своевременной: “Все приобретаемые предметы роскоши должны облагаться налогом с дифференцированной ставкой от 1 до 5% в зависимости от стоимости приобретения. Эти проценты не остановят покупателей яхт и холодильников, обтянутых змеиной кожей”.

К слову, Миронов не одинок в своих воззрениях – его точку зрения неоднократно в разное время поддерживали как ведущие отечественные финансисты, так и сами видные представители класса обладателей излишней роскоши.

С первого взгляда предложенные законодателями налоги кажутся довольно актуальными и, что самое главное, отвечающими интересам большинства граждан России. Однако для того, чтобы в этом убедиться, или же наоборот разувериться, необходимо, прежде всего, тщательно взвесить все “за” и “против”.

Сильные и слабые стороны “справедливых” налогов

Итак, для начала рассмотрим основные положительные результаты, которых в теории можно добиться от установления прогрессивного налога.
Во-первых, такой налог может существенным образом сгладить уродливый и во многом несправедливый профиль отечественной системы налогообложения физических лиц, поскольку сейчас доходы россиян облагаются далеко неравномерно. Диспропорция здесь проявляется в том, что чем меньше получает в нашей стране гражданин, тем больше он уплачивает налогов.

Дело в том, что наряду с НДФЛ на фактический уровень доходов граждан влияют еще и прочие налоги, уплачиваемые в бюджет за их счет. Прежде всего, ЕСН, который недавно был заменен страховыми взносами. Так, с учетом суммарной ставки взносов равной 34%, фактический налог для граждан, чей доход едва превышает установленный законодательством прожиточный минимум, составляет 47%. В свою очередь граждане с миллионными доходами, в соответствии с регрессивным принципом взимания в нашей стране социальных налогов, фактически освобождаются от уплаты социальных взносов.

При этом в настоящее время, по данным ФНС РФ, фактическая дифференциация по доходам различных групп населения необоснованно высока, а разница в доходах между социальными группами с самыми низкими и самыми высокими доходами, по меньшей мере, в 25 раз. Все это приводит к тому, что 1% населения, получающий свыше 45% суммарного дохода российских граждан, уплачивает в бюджет мизер, тогда как в тех же США 40% всех поступлений от подоходного налога приходится на 1% самых богатых граждан.

Как посчитали налоговики в минувшем году, в последнее время в России наблюдался быстрый рост количества лиц с высокими доходами. По данным ФНС России, в период с 2005 по 2007 год количество россиян с годовыми доходами от 1 до 10 миллионов рублей увеличилось со 103 до 330 тысяч человек. Число соотечественников с доходами от 10 до 100 миллионов рублей выросло с 18,7 до 30,6 тысяч человек, с доходом от 500 до 1000 миллионов рублей – с 328 до 666 человек. При этом свыше 1 миллиарда рублей в год стало получать в 2,5 раза больше граждан.

В целом же полученные в результате исследования, проведенного финансистами и налоговиками, красноречиво свидетельствуют о существенном искажении в распределении доходов населения в пользу наиболее богатых лиц. В свою очередь установление дифференцированной ставки НДФЛ с прогрессивной шкалой налогообложения может способствовать снижению социальной напряженности в стране вследствие естественного сокращения уровня дифференциации доходов населения.

Наконец, положительная сторона прогрессивного налога проявляется в его высокой экономической доходности. Сейчас по данным федеральной налоговой службы поступления от НДФЛ в нашей стране едва дотягивают до 10% суммарных доходов консолидированного бюджета. В развитых же странах НДФЛ образует порядка трети доходов государственных бюджетов. Например, в США подоходный налог сейчас составляет около 48% всех доходов федерального бюджета и 34% доходов консолидированного бюджета.

Подобных показателей можно добиться и в России. Так, например, если для доходов граждан от 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 35%, то дополнительные доходы бюджета от налога на данную группу населения составят порядка 85-90 миллиардов рублей. Если же для доходов граждан свыше 12 000 000 рублей в год ставка составит 45%, то прогрессивный налог в отношение таких лиц обеспечит поступление в бюджет дополнительных средств в размере, превышающем 2 триллиона 65 миллиардов рублей.

Это тем более актуально в связи с тем, что в период с 2007 по 2009 год суммарные долговые обязательства российских регионов практически удвоились, превысив все мыслимые и немыслимые пределы. При этом, по самым скромным подсчетам Министерства финансов, дальнейшая практика покрытий дыр региональных бюджетов за счет средств бюджета федерального приведет к тому, что внешний долг государства вырастет практически втрое уже к концу 2012 года и превысит 100 миллиардов долларов.

Теперь о том, что касается слабых сторон рассматриваемых нами инициатив. Отмечая опыт налоговых систем развитых стран, законодатели всегда напрочь забывают опыт своего собственного государства, который зачастую оказывается не настолько благополучным, чтобы позиционироваться в качестве образца для реформирования. В действительности единую ставку налога на доходы физических лиц в размере 13,0 процентов от налогооблагаемой базы установили только с 1 января 2001 года. До этого при доходах свыше 50 001 рубля применялась ставка в размере 20 процентов, а при доходах свыше 150 001 рубля - 30 процентов. Был ли в то время какой-либо финансовый эффект от существующей в стране системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц сейчас неизвестно, зато достоверно известно, что данная система в целях повышения собираемости обязательных платежей с населения была упразднена.

Даже за рубежом дела с подоходным обложением физических лиц обстоят значительно хуже, чем привыкли об этом распространяться отечественные СМИ. Задумывавшийся и внедрявшийся повсеместно в практику в качестве орудия справедливого перераспределения финансовых средств и материальной платформы экономических преобразований, прогрессивный НДФЛ довольно быстро превратился в средство изъятия львиной части дохода рядовых американских и европейских граждан.

Что касается налога на роскошь, то многочисленные суррогаты налога на излишнее имущество физических лиц появлялись и в эпоху правления популярного некогда реформатора Никиты Хрущева, когда чрезмерными суммами, взятыми буквально с потолка, облагались свиньи, коровы и плодовые деревья. Тогда подобные меры, внедрявшиеся в практику под предлогом того, что народ, дескать, должен трудиться на работе, а дома отдыхать, привели к катастрофическому дефициту продуктов питания и фактической гибели подсобного народного хозяйства.

Сейчас же в качестве основной причины введения налога на роскошь государственными деятелями называется будущий бюджетный дефицит, провоцируемый модернизацией экономической системы и переходом к высокотехнологичному производству. При таком изначальном посыле нетрудно догадаться, что в целях постоянного роста бюджетных доходов и увеличения совокупной налоговой базы граждан, законодатели и налоговые администраторы станут исходить из расширительного толкования понятия “роскошь”.

Вообще, говоря о социальной значимости так называемых “справедливых” налогов, не стоит упускать из виду то, кем, когда и при каких обстоятельствах эти самые налоги проводятся в жизнь.

Поэтому в условиях, когда лица с доходами, исчисляемыми миллиардами, не могут сами себя заставить платить более или менее адекватные налоги, вопросы собираемости платежей и бюджетного дефицита будут решаться за счет рядовых граждан, для которых, как все догадываются, и 40% НДФЛ – не деньги. В конечном счете, при известном стечении обстоятельств ситуация в России может походить на ситуацию в США, где плательщики до середины июня работают на подоходный налог, а все оставшееся время на страховые взносы, акцизы, НДС и прочие косвенные поборы.

Что в перспективе

Прогрессивный налог на доходы россиян всенепременно будет введен, и эта перспектива не за горами. Уже сейчас всевозможные нацпроекты, банковские счета политиков, нанотехнологии и акты финансового милосердия в помощь братским народам делают из госбюджета мыльный пузырь, а в ближайшем будущем прогрессивный рост бюджетных расходов логичным образом повлечет за собой появление таких же налогов.

Ранее, согласно прогнозам Минфина, с каждым годом дефицит консолидированного бюджета страны должен был увеличиваться и составить 2,9% от ВВП в 2023 году. Также прогнозировалось, что Резервный фонд будет использоваться для погашения образовавшегося дефицита и израсходуется не ранее 2020 года. Сейчас же предполагается, что при росте бюджетного дефицита до 5,9% ВВП по итогам 2009 года Резервный фонд будет полностью исчерпан уже в текущем, 2010 году.

При этом уже сейчас в бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года широкому кругу рядовых читателей поясняется, что значительное снижение ставок всех основных налогов в ходе налоговой реформы в большинстве случаев не приводит к повышению их собираемости. Для самих же отечественных финансистов и законодателей и вовсе не существует убедительных доказательств причинно-следственной связи между увеличением налоговых доходов и снижением уклонения от налогообложения, произошедшем вследствие снижения налоговых ставок.

Итак, дальнейшее развитие отечественной налоговой системы очевидно. Прогрессивная ставка обложения доходов граждан и составляет будущее этой системы. Другое дело, какое именно содержание приобретет эта самая ставка. Если будет принята в том виде, в котором она сейчас существует в умах законодателей, то ее введение представляется не только бессмысленным, но и вредным.

"Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

Статья 333.43. Налогоплательщики налога на объекты роскоши

1. Налогоплательщиками налога на объекты роскоши (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие имуществом, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса, на праве собственности.

2. Не признаются налогоплательщиками:

инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

лауреаты государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;

лауреаты Нобелевской премии.

Статья 333.44. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;

2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;

3) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;

4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) общее имущество в многоквартирном доме

3) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства;

4) находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;

5) транспортные средства, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

6) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), и другая сельскохозяйственная техника;

7) самолеты и вертолеты санитарной авиации, медицинской и пожарной службы;

8) строительная техника.

Статья 333.45. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 настоящего Кодекса имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом принципов, указанных в статье 333.46 настоящей главы, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.

2. Оценку имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, для целей обложения налогом на объекты роскоши проводят органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства РФ, с учетом положений настоящей главы.

Статья 333.46. Принципы формирования методики оценки

1. Оценка объектов налогообложения, указанных в статье 333.44 настоящего Кодекса осуществляется в порядке, определяемом актами Правительства РФ, исходя из оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

2. Для целей налогообложения имущества, указанного в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.

3. Оценка рыночной стоимости объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, определяется на основе применения методов массовой оценки с учетом:

сбора и анализа рыночных данных (цен сделок, предложений к продаже, оценок рыночной стоимости объектов недвижимости);

установления статистически достоверной зависимости цен от учетных характеристик объектов недвижимости;

проведения массовой оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, на основе учетных характеристик объектов на дату переоценки;

проведения регулярного мониторинга качества оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения не реже одного раза в год.

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создают реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, представляются органами, ведущими реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Факт нахождения имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, в долевой или совместной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости.

7. Неотделимые улучшения объекта недвижимости и земельного участка не могут являться основанием для снижения оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

Статья 333.47. Налоговый период

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. В отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог на объекты роскоши уплачивается налогоплательщиками один раз при приобретении налогоплательщиком права собственности на объект налогообложения и постановке на учет в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.

Статья 333.48. Налоговые ставки

Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:

1) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей

От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей

От 100 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0,3 процента

2) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, находившихся в собственности у физического лица на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или которые были переданы ему по безвозмездному договору аренды в период до 1991 года, и приватизировавшего указанное имущество:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0 процентов

3) в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 3 млн. рублей до 5 млн. рублей

От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей

От 20 млн. рублей до 60 млн. рублей

Свыше 60 млн. рублей 1 процент

Статья 333.49. Порядок исчисления и уплаты налогов.

1. Исчисление налога на объекты роскоши производится налоговыми органами.

Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

2. За имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких налогоплательщиков, налог уплачивается каждым из налогоплательщиков соразмерно их доле в этом имуществе.

За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких налогоплательщиков без определения долей, налог уплачивается одним из указанных налогоплательщиков по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из налогоплательщиков в равных долях.

3. Органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган реестр объектов налогообложения по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения о регистрации имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговая база для каждого налогоплательщика определяется налоговыми органами на основании реестров, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

6. За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, в котором оценочная стоимость указанного имущества превысила 30 млн. рублей.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено приобретение или регистрация права собственности на него.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено), на основании документов, подтверждающих уничтожение (утрату) имущества, выданных уполномоченными органами. Документы, подтверждающие уничтожение (утрату) имущества, предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика, а также в органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

13 мая 2021, 15:28 — Общественная служба новостей — ОСН В эфире телевидения Общественной службы новостей участники пресс-конференции обсудили законодательные инициативы депутатов Государственной Думы РФ, предполагающие введение налога на дорогостоящие автомобили, яхты, частные самолеты и …

Изменения в налоговый кодекс: кто от них выиграет

Фото: lifedd.ru

В эфире телевидения Общественной службы новостей участники пресс-конференции обсудили законодательные инициативы депутатов Государственной Думы РФ, предполагающие введение налога на дорогостоящие автомобили, яхты, частные самолеты и элитную недвижимость.

  • Член Центрального Совета Социалистической политической партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду» Николай Стариков;
  • Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Дмитрий Ионин;
  • Председатель Социалистической политической партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду», руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов.

Почему возникла необходимость в налоге за роскошь?

Сергей Миронов: – К слогану «россияне заплатят за роскошь» обязательно нужно добавить «БОГАТЫЕ россияне заплатят за роскошь». Мы видим, что количество бедных людей увеличилось, по официальной статистике их около 20 млн. Удивительно то, что количество долларовых миллиардеров стало на 20% больше. Учитывая опыт многих стран, нужно видеть разрыв между бедными и богатыми. На сегодняшний день 10% граждан России обладают 82% всех богатств нашей страны. Это несправедливо. Если человек богат, пусть платит налог на роскошь.

Под роскошью подразумевается недвижимость стоимостью от 50 млн. рублей; яхты, самолеты, вертолеты – от 15 млн. рублей; автомобили – от 8 млн. рублей.

Как отнеслись коллеги к такой инициативе?

Сергей Миронов: – Идея налога за роскошь есть в программе партии «Справедливая Россия – за правду». За многие годы мы неоднократно вносили подобную инициативу в Государственную думу. Нашу идею поддерживают и другие партии. Однако, я думаю, когда дело дойдет для рассмотрения нашей инициативы, «Единая Россия» начнет ссылаться на отсутствие заключения Правительства, а Правительство заключение, вероятно, не даст, потому что члены партии – явно люди не бедные.

Но, в целом, поддержки много.

Какова вероятность принятия законопроекта?

Сергей Миронов: – У меня есть надежда на Государственную думу VIII созыва, состав которой, я уверен, поменяется в лучшую сторону. Думаю, тогда этот закон мы будем не только рассматривать, но и примем.

Должен ли в обществе существовать налог на роскошь?

Николай Стариков: – У законопроекта о налоге на роскошь есть масса плюсов. Честно говоря, я не вижу ни одного минуса. Во-первых, это не касается рядовых граждан. Во-вторых, в нашей стране запрос на социальную справедливость всегда был очень высок. В условиях пандемии, бедные стали еще беднее, средний слой теряет свои доходы, а долларовых миллиардеров становится все больше. Этот налог дает возможность перераспределить социальные блага, снизить социальную напряженность внутри общества, что является очень важным в условиях постоянно нарастающего давления на нашу страну. Оценивая потенциал и временные промежутки работы Государственной думы, конечно, основные надежды возлагаются на новый созыв. Здесь важно заметить, что это во многом будем зависеть от тех избирателей, которые обязаны прийти 19 сентября 2021 года на Выборы и проголосовать за партию «Справедливая Россия – за правду».

В советской системе имел место определенной модификации налога на роскошь?

Николай Стариков: – Понятия роскоши Советского союза и понятия роскоши сегодня – отличаются. Мы понимаем, что сверхдорогих автомобилей, яхт, квартир, вертолетов в СССР не было. Однако все равно была система, которая позволяла перераспределять национальный доход. Если ты хочешь купить золотое изделие, если ты покупаешь золотой автомобиль – ты должен заплатить больше. Тем самым, государство получает определенные средства для того, чтобы дотировать квартплату, проезд.

В одной Москве сегодня можно собрать налога 1,7 млрд. рублей.

Поскольку речь идет о том, чтобы этот налог поступал в Федеральный бюджет, даже в этом соблюдается социальная справедливость. Большинство богатых людей живет в Москве, они заплатят этот налог в Федеральный бюджет, а бюджет распределит эти деньги по всей нашей стране.

Должна ли быть сформирована система учета налога?

Николай Стариков: – Было бы странно собирать налоги, не имея системы их учета и распределения. Вопрос в другом: что сегодня, например, считается роскошным автомобилем? Мы знаем, что цены на них все время увеличиваются, ежегодно изменяется список автомобилей, которые относятся к списку роскошных. Но там можно найти и автомобиль за 8 млн. рублей, и за 3 млн. рублей. На наш взгляд это является совершенно несправедливым.

Допускается ли два налога на одного человека? (За автомобиль и роскошь)

Дмитрий Ионин: – Скорее, роскошь заплатит россиянину, которому это требуется. Сегодня в обществе присутствует дикое расслоение. У многих людей сегодня нет возможности купить продукты первой необходимости. Для большинства богатых людей – это не заслуга, это строение системы.

Транспортный налог – это большая афера и атавизм.

Еще в 2010 году, когда вводили акцизы за топливо, говорили, что они должны заменить транспортный налог. Но отменить транспортный налог забыли. Сегодня присутствует двойной налог. Получается, государство людей обмануло. Мы сторонники того, что должны существовать акцизы и отдельный налог на роскошь.

Почему именно 8 млн. рублей?

Дмитрий Ионин: – Мы собирали экспертов и обсуждали, где та цифра, то отсечение, та роскошь на средство передвижения. Ежегодно Министерство промышленной торговли пересматривает перечень машин, которые они считают роскошью. Мы считаем, если говорить о роскоши, о существенных платежах, о перераспределении национального богатства, то цифра 8 млн. идеально показывает, где уже точно человеку будет не больно отдать часть своих средств, которые могут пойти на борьбу с бедностью.

Что такое элитная недвижимость?

Дмитрий Ионин: – Есть цифры. Например, у яхт – это 15 млн. рублей. Если у человека есть возможность, пусть оплачивает, но при этом платит налог на полезные вещи. Мы каждый квартал читаем новости о том, что олигархи строят себе новые яхты за 500 млн. долларов, за 200 млн. долларов. Разве у бабушки в центральной полосе России должна быть гордость за этого олигарха? Мне, честно говоря, стыдно.

Стыдно быть богатым в бедной стране.

Это не значит, что человек, который сам всего добился, в чем-то виноват. Мы говорим про государственную политику перераспределения. Эта практика общемировая. Юридические лица тоже будут платить налог на роскошь.

В какие направления можно было бы перераспределить поток?

Сергей Миронов: – К сожалению, таких направлений более, чем достаточно. Здесь нужно исходить из приоритетов и понимать. Сейчас налог на доходы физических лиц облагаются по ставке не 13%, а 15% с тех, кто получает более 5 млн. рублей в год. Президент сказал, что эти деньги будут окрашены, то есть направлены на закупку лекарств для детей. В первую очередь нужно смотреть, на какие нужды необходимо направлять эти деньги.

Мне стыдно, когда наша страна не может обеспечить ребенка операцией и лечением. Когда дело дойдет до принятия закона, будет прописываться, на что будут направляться средства.

В бюджеты каких уровней будут зачисляться сборы от налога на роскошь?

Дмитрий Ионин: – Принципиально, чтобы это был Федеральный налог. Тут может быть определенный диссонанс, потому что ряд инициатив «Справедливой России» говорят о том, что необходимо давать средства, в первую очередь, в региональный бюджет. Если говорить конкретно о налоге на роскошь, то самые богатые россияне живут в крупных городах. Есть территории, где просто нет этой роскоши. Мы же говорим о том, что средства должны быть потрачены на регионы относительно равномерно, потому что проблемы есть везде.

Предусматривает ли инициатива какие-либо исключения?

Дмитрий Ионин: – Безусловно, есть ряд исключений. Например, люди, которые имеют звания Ветеранов. Здесь главное – не переборщить с исключениями.

Те, кто не хочет платить и делиться национальным благосостоянием, будут перекладывать ответственность.

Должно ли государство вести определенный реестр роскоши?

Николай Стариков: – В том законопроекте, который внесен в Государственную думу, планка стоит достаточно высоко. К сожалению, мы видим регулярную девальвацию нашей национальной валюты, но мы надеемся, что промежуток между 3-мя и 8-ю млн. не очень быстро пробежит в деле девальвации. Будет определена стабильность в экономике России.

Несколько миллиардов рублей никогда не будут лишними.

Недвижимость за 50 млн. рублей – это не то, что может приобрести любой гражданин нашей страны. Высоко взятая планка говорит о том, что этот налог будут платить сверхбогатые люди. Это справедливо, у них на это есть средства. Деньги могут быть потрачены на лечение детей и другие социальные проекты.

Несколько важных изменений в Налоговом кодексе РФ (конкретно — в главе 32 «Налог на имущество физических лиц» и главе 28 «Транспортный налог»), которые появились еще в 2016 году, вместе с новой главой 25.4 уже успели назвать налогом на роскошь. Но это не совсем правильно, поскольку комплекс изменений повысил налоговую ставку как на дорогое имущество, так и на вполне рядовое. С повышением налога на автомобили все понятно — «роскошной» считается машина, стоимость которой равна или больше 3 млн. рублей. А ведь роскошной (не совсем, но все же) становится и «трешка» в Подмосковье. Или ухоженная квартира в новом доме. Не все с этим налогом ясно, кроме того, что касается он многих — и отнюдь не только владельцев многоуровневых квартир на 17 комнат с коллекциями живописи. Разберемся, что такое налог на роскошь, и кто его платит.

Немного истории: первые шаги к прогрессивной ставке налогообложения хотя бы в части имущества государство сделало еще в 2012 году. Но поправки в Налоговый кодекс не прошли. В 2013 — тоже. Да и сам термин «роскошь» в Госдуме так и не смогли определить. Только в 2015 году поправки в НК все-таки случились. Отказавшись от слова «роскошь» законодатели пошли по пути наименьшего сопротивления: просто провели черту на ценовой шкале, и все, что находится выше нее, становится объектом налогообложения по повышенной ставке.

Предмет налогообложения: квартиры, машины и другое имущество

В этом году, как и раньше, предметом налогообложения выступает и движимое имущество, и недвижимость. Движимое имущество — не только автомобили. Если стоимость мотоцикла, например, выше установленной в Налоговом кодексе (статьи 358 и 359), то он тоже будет облагаться налогом по повышенной ставке. То же, само собой, касается и яхт, и катеров.

Для недвижимости повышенная ставка налога на роскошь тоже применяется — опять-таки в случае, если ее стоимость будет превышать установленный государством порог.

Уточнение: не попадает под налог на роскошь недвижимость на выбор собственника-льготника. Но только один объект, не важно, жилой он или нежилой. То есть имеет смысл выбрать иммунитет от налогов для самой дорогой квартиры.

О роскошной недвижимости подробнее: условия и ставки

С 2015 года сотни тысяч квартир стали условно роскошными. А все потому, что вместо инвентаризационной стоимости жилья в формуле расчета налога стали использовать кадастровую. Переход оказался болезненным: ведь стоимость квартиры или дома в этом случае возрастает очень и очень существенно — иногда в несколько раз.

Справедливости ради: кадастровая цена ниже рыночной (в среднем). Это некий компромисс между желанием покупателя приобрести дом или квартиру подешевле и стремлением превратить покупку в капитал, продав подороже.

Строго говоря, роскошная недвижимость — это объекты, кадастровая стоимость которых равна или превышает 300 млн рублей. То есть действительно дорогая. Но и квартирам, таунхаусам и коттеджам тоже досталось — воспринимается повышение налога на вполне рядовые объекты как тот самый налог на роскошь.

Как платится налог на роскошь и рядовую недвижимость по кадастровой стоимости

С дорогими домами все просто. Если стоимость объекта превышает те самые 300 миллионов, то ежегодный налог на нее рассчитывается по формуле: кадастровая стоимость × 0,2. То есть придется заплатить 2 %.

Для домов и квартир поскромнее есть градация:

  • стоимость до 7 млн. рублей — 1 % от кадастровой стоимости;
  • стоимость 7-20 млн. рублей — 1,5 %.

До 2018 года формула была сложнее, в ней сохранялись коэффициенты и стоимости инвентаризационные и рыночные. Из-за сложности формулы часто возникали вопросы — какой налог на роскошь придется платить за жилье или земельный участок и как он считается. В этом году таких вопросов не возникнет.

Кстати: платить придется не только за жилье, нежилые объекты или земельные участки, но и за недострои.

Налог на роскошь: автомобили

Порог, после которого считается, что автомобиль роскошный — три миллиона рублей. Но это не рыночная стоимость, а условная. Перечень марок и моделей, средняя стоимость которых превышает порог, публикуется Минпромторгом РФ ежегодно, в марте. С точки зрения закона, не важно, за сколько вы купили машину — значение имеет лишь усредненная цена, которую определяет министерство.

Разбираемся, как рассчитать налог на роскошь для автомобилей? Все довольно просто: величина транспортного налога умножается на мощность (л.с.) и повышающий коэффициент, который будет разным для разных категорий машин из перечня. При средней условной стоимости машины:

  • 3-5 млн. руб., 2-3 года с выпуска — коэффициент составляет 1,1;
  • 3-5 млн. руб., 1-2 года с выпуска — 1,3;
  • 3-5 млн. руб., не более года с выпуска — 1,5;
  • 5-10 млн. руб., не более 5 лет с выпуска — 2;
  • 10-15 млн. руб. (не более 10 лет с выпуска) и более 15 млн. руб. (не более 20 лет с выпуска) — 3.

Важно! Ставка транспортного налога устанавливается каждым регионом самостоятельно, а автовладелец платит только за то время, что фактически владеет машиной — при расчете применяются понижающие коэффициенты.

Схожим образом считается налог на роскошь для яхт и катеров — значение имеет ставка и мощность двигателей.

Иммунитет от налога на роскошь

Кое-кто (и их немало) имеет иммунитет. Кто освобождается от налога на роскошь? Это участники боевых действий, ветераны Великой Отечественной, инвалиды, многодетные родители.

Кстати: избежать повышенного транспортного налога могут автовладельцы-инвалиды. Если переделать управление автомобиля на специальное — для людей с ограниченными возможностями.

Ответ на вопрос, кто платит налог на роскошь, неоднозначный. С одной стороны — владельцы действительно дорогих автомобилей и сверхдорогой недвижимости. С другой — на фоне явного повышение налога на недвижимость коснулось почти всех, так что какие-то 2 процента за дворец не кажутся налогом на роскошь.

Читайте также: