Платить налоги в виде ушур бадж харадж тагар в казахском ханстве обязаны были

Опубликовано: 02.05.2024

В Казахском ханстве была сформирована си­стема управления, основанная на родоплеменных традициях из семи ступеней.

1. Аул - первая общественная ячейка, состоял из родственников или несколь­ких семей. Глава аула - аулбасы. Они должны были справедливо решать конфликты, следить за своевременной уплатой налогов, исполнением распоряжений и приказов властей.

2. Ата аймак (отцовский край) - несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколе­ния. Управлял аксакал.

3. Род – 10-15 аймаков. Руководил рубасы.

4. Арыс - несколько родов, управлял бий.

5. Улус - несколько арысов. Правитель улуса - султан.

6. Жуз состоял из нескольких улусов. Правитель жуза – хан.

7. Ханство состояло из трех жузов. Повелителем ханства являлся великий хан.

В XV - XVI веках пле­менные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз - аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз -12 племен родового объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объедине­ния жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, ра­мадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти).

Хан­ская власть не всегда передавалась по наследству, хан избирался султанами из числа султанов. На выборы хана приглашались знат­ные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избран­ного ханом на белую кошму. Собравшиеся делили между собой весь скот хана, эта традиция называлась «ханталапай» («хан­ская дележка»). Хан отныне имел пра­во жить за счет народа. На ханский титул имели право претендовать только потом­ки Чингисхана.

В каж­дом из трех жузов избирался хан. Между владениями не было четких границ. Военные отряды хана, которые пас­ли его скот и помогали в хозяйстве – толенгиты (толенгуты).

Регулярного войска не было , собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавли­вали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угро­зы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. В мирное время перекочевка без согласия хана не разреша­лась. Нарушители платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными пе­ред ханом.

В XVI - XVII веках социальный состав представлял собой классовую структуру феодального общества. Казахское хан­ство делилось на два класса - класс феодалов (белая кость) и класс крестьян - шаруа (черная кость). Считалось, что представители белой кости не относятся ни к одному племени. Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали представители патриархально-феодальной знати - эмиры или беки, баи, батыры. Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей - ишаны, имамы, хаджи - тоже принадлежали к господствующему классу и пользовались привилегиями, владели земельной собственностью (вакуф). Независимо от сословия, лиц, обладающих богатством, называли бай. Рядо­вые скотоводы (шаруа) и земледельцы были обязаны ежегодно отдавать ханам и султанам двадцатую часть своего имущества в виде скота, продуктов питания, обеспечивать войска снаряжением и продовольствием. Земледельцы и ремесленники платили налоги ушур, бадж, харадж, тагар. Одной из форм классо­вой борьбы народных масс были откочевки.

  1. Первая общественная ячейка казахов, состоящая из нескольких семей близких по крови родственников
  2. Несколько семей близких по крови родственников составлял первую общественную ячейку казахов - аул, которым управлял
  3. Несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения
  4. Несколько казахских аулов объединенных родственными связями до седьмого поколения составлял - ата аймак, управлялся он
  5. Объединение из десяти или пятнадцати аймаков, которым руководил рубасы, составлял
  6. Объединение из десяти или пятнадцати аймаков составлял род, которым руководил
  7. Объединение из нескольких родов составлял арыс, которым управлял
  8. Объединение из нескольких арысов составлял улус, которым руководил
  9. Объединение из нескольких улусов составлял
  10. Объединение из нескольких улусов составлял жуз, которым руководил
  11. Титул правителя Казахского государства
  12. Верховная власть в Казахском ханстве принадлежала
  13. Правившие родами бии и батыры были ответственны перед
  14. Верховным распорядителем пастбищ и земель в Казахском ханстве в XV - XVII веках был
  15. В казахском обществе претендовать на ханский титул могли только
  16. Хан в казахском обществе избирался султанами из числа
  17. Важнейшие вопросы в Казахском ханстве решались
  18. Высшее аристократическое сословие казахского общества
  19. В казахском обществе представители аристократического сословия «ак-суйеки»
  20. Независимо от сословия, к обладавшему богатством лицу, применялся термин
  21. Небольшие военные отряды, служившие при хане, помогавшие ему в походах и в хозяйстве назывались
  22. Рядовые кочевники-скотоводы в Казахском ханстве назывались
  23. В XV-XVII вв. форма земельной собственности духовной знати (шейхи, муллы, имамы)
  24. Платить налоги в виде ушур, бадж, харадж, тагар в Казахском ханстве обязаны были
  25. Регулярная армия у казахов
  26. Классовая борьба на территории Казахстана в XV - XVIII вв. преимущественно выражалась в форме
  27. В Старший жуз входили племена
  28. В Средний жуз входили племена
  29. В Младший жуз входили племена

1. Эпоха, когда орудия из металла стали вытеснять каменные, получила название:
A) Палеолит.
+B) Бронзовый век.
C) Мезолит.
D) Неолит.
E) Железный век.

2. «Могучие мужи» — так называли саков:
A) Китайские источники.
B) Индийские источники.
C) Греческие источники.
+D) Персидские источники.
E) Русские источники.

3. Лидер партии Алаш:
A) Турар Рыскулов.
B) Сакен Сейфуллин.
C) Алиби Джангильдин.
+D) Алихан Букейханов.
E) Токаш Бокин.

4. За героизм в битве под Москвой 316-ая стрелковая дивизия была:
A) награждена Боевым Красным знаменем.
B) переименована в «Московскую».
C) награждена орденом Ленина.
+D) преобразована в 8-ую гвардейскую и награждена орденом Красного Знамени.
E) награждена орденом Отечественной Войны 1-ой степени.

5. Партия, сопредседателями которой в 1991г. стали О.Сулейменов и М.Шаханов.
А) Социал-демократическая партия Казахстана.
В)Азат.
+C) Народный Конгресс Казахстана.
D) Алаш.
E) Желтоксан.

6. Около 15 тысяч всевозможных каменных изделий собрали археологи на стоянке раннего палеолита:
A) Борыказган.
+B) Карасу.
C) Казангап.
D) Танирказган.
E) Шабакты.

7. Касым-хан, вошедший в историю как «собиратель казахских земель» правил в:
A) XIII вв.
+B) XVI вв.
C) XV вв.
D) XII вв.
E) XIV вв.

8. Платить налоги в виде ушур, бадж, харадж, тагар в Казахском ханстве обязаны были:
A) Представители духовенства.
+B) Земледельцы и ремесленники.
C) Представители кочевой знати.
D) Представители военного сословия.
E) Скотоводы.

9. Столицей Казахстана Алма-Ата стала в:
+A) 1929 г.
B) 1926 г.
C) 1935 г.
D) 1921 г.
E) 1924 г.

10. В 1930 г. коллегия ОГПУ приговорила к расстрелу Жусупбека Аймаутова одного из основоположников:
A) Письменной казахской литературы.
B) Казахской драматургии.
+C) Казахской советской литературы.
D) Просветительского движения.
E) Романтизма в казахской литературе.

11. Карточная система и нормированное снабжение трудящихся республики продовольственными и промышленными товарами были отменены в декабре:
A) 1948 г.
B) 1949 г.
C) 1945 г.
D) 1946 г.
+E) 1947 г.

12. В 50-60-е годы XX века 90 тысяч инакомыслящих в стране подверглись карательным санкциям:
A) Расстрел.
B) Высылка за пределы страны.
+C) Через психиатрическую терапию.
D) Ссылка.
E) Идеологическую обработку.

13. Стратегические ошибки в размещении производительных сил привели к экологической катастрофе в XX веке в:
A) Прииртышье.
B) Алаколе.
C) Жайсане.
D) Илийском крае.
+E) Приаралье.

14. Политика, проводимая в СССР в 1985-1991 годах, называлась:
+A) Перестройка.
B) Реконструкция.
C) Новый курс.
D) Реставрация.
E) Новая экономическая политика.

15. В1208 году в Семиречье бежали вытесненные из Монголии:
A) Кипчаки.
B) Аргыны.
C) Карлуки.
+D) Найманы.
E) Албаны.

16. В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в
+A) Х-ХIII вв.
B) VIII-IX вв.
C) IX-X вв.
D) VII-VIII вв.
E) VII-IX вв.

17. Около развалин города Испиджаба обнаружена одна из интереснейших археологических находок VI-VIII вв:
+A) Подземный буддийский монастырь.
B) Термы (бани).
C) Канализационные системы.
D) Буддийское кладбище.
E) Акведуки.

18. В результате военных кампаний 1219-1220 годов монголами была завоевана территория:
A) Приуралья.
B) Центрального Казахстана.
+C) Семиречья и юга Казахстана.
D) Северного Казахстана.
E) Восточного Туркестана.

19. В Дешт-и-Кыпчаке XIV века были известны имена певцов(жырау):
A) Акан-серы и Жаяу-Муса.
B) Шернияз и Бухар-жырау.
C) Курмангазы и Даулеткерей.
D) Асан-Кайгы и Казтуган.
+E) Сыпыра-жырау и Кодан-Тайши.

20. Первый курултай трех казахских жузов с целью создания единого ополчения против джунгар состоялся летом:
A) 1698 г.
B) 1697 г.
C) 1713 г.
+D) 1710 г.
E) 1712 г.

21. Подавить восстание казахов в 1858 году правителю Коканда удалось потому что:
A) Из России получил пушки.
+B) Отдельные казахские феодалы пошли на соглашение с кокандскими правителями.
C) Использовал Китайские войска.
D) Объединил все вооруженные силы.
E) Использовал военную помощь Хивы.

22. Основной движущей силой восстания в 1858 г. против Кокандского владычества в Жетысу были:
A) Шеберы и ремесленники.
B) Хлопкоробы и мирабы.
C) Узбекские и уйгурские дехкане.
+D) Казахские и киргизские шаруа.
E) Люмпен-пролетариат Жетысу.

23. В поддержку Указа царя от 25 июля 1916 г. о реквизиции инородцев на тыловые работы выступили (-а):
+A) Колониальная местная администрация.
B) Радикальная интеллигенция.
C) Крестьяне — переселенцы.
D) Солдаты гарнизонов.
E) Казахские шаруа.

24. Символ революционного прорыва в развитии науки.
A) Освоение целины.
B) Освоение новых месторождений на Мангышлаке.
+C) Старт с космодрома Байконур в космос Ю.А.Гагарина.
D) Строительство атомной водоопреснительной установки.
E) Ядерное испытание на Семипалатинском полигоне.

25. По «Положению» 1891 г. в Казахстане к губернскому правлению центральных районов империи были приравнены:
A) Окружные ведомства.
B) Губернские правления.
+C) Областные правления.
D) Уездные правления.
E) Волостные правления.

26. Первый сборник произведений Ахмета Байтурсынова:
A) «Осиет нама».
+B) «Маса».
C) «Азамат».
D) «Оян, казах».
E) «Терме».

27. Черкасская оборона длилась с:
A) Августа 1918 по декабрь 1920 года.
B) Сентября 1919 года по январь 1920 года.
C) Июля 1920 по ноябрь 1921 года.
D) Мая 1918 по сентябрь 1921 года.
+E) Июня 1918 по октябрь 1919 года.

28. В годы индустриализации для преодоления технико-экономической отсталости Казахстана, прежде всего, требовалось:
A) Увеличить число рабочих из крестьян-переселенцев.
B) Увеличить приток рабочих из России и Украины.
C) Привлечь рабочих из Прибалтики.
D) Начать процесс оседания кочевников.
+E) Формирование рабочего класса из коренного населения.

29. В зерновых районах Казахстана основной формой колхозного строительства должна(-ы;-о) была(-и;-о) стать:
A) Фактории.
B) Товарищество по совместной обработке земли и косьбе.
C) Машинно-тракторные станции.
D) Совхозы.
+E) Сельскохозяйственная артель.

30. Президент в Послании народу (Казахстан-2030) подчеркивает внешний фактор, способствующий дальнейшему развитию Казахстана:
+A) Выгодное географическое положение.
B) Высокообразованное население.
C) Обширные земельные площади.
D) Развитый железнодорожный транспорт.
E) Богатые природные ресурсы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

date image
2014-02-04 views image
1416

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Земледельцы и городские жители Туркестана платили налоги харадж и баж.

Налоги и повинности.

Содержание государственных органов ханской власти в Белой Орде, Могулистане, в ханстве Абулхаира и Ногайской Орде осуществлялось за счет налогов, собираемых с населения. Налоги и трудовые повинности иногда заменяли другим видом налогов - тагаром, который взимался для снабжения войск продовольствием.. В зависимости от величины площади земельного надела собирали налог калан. Кочевники были обязаны платить и «зякет» - налог со скота в пользу хана и султанов. А оседло-землдельческое и городское население обязано было платить такие виды налогов, как харадж, баж и другие. Эти виды налогов появились после нашествия монголов. Поэтому они в XIII—XIV веках распространились на все завоеванные монголами государства. Налог капшуыр, например, в Золотой Орде и Чагатайском улусе взимался с кочевых скотоводов в размере одного процента поголовья скота.

Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначительное поголовье скота, платили дань в виде согыма (мясо на убой), к тому же они выполняли различные рабочие повинности. Наряду с этим простолюдины обязаны были нести воинскую повинность у вождей племен со своими конями, оружием.

С образованием Монгольской империи дети Чингисхана на полученных удельных землях создали улусы, носящие их имена. Например, улус Жошы, Чагатайский улус и другие. Понятие «улус» приобрело значение «государство». Внутри этих улусов появились также и другие более мелкие личные владения. Эти владения со временем сами превращались в отдельные улусы. Среди них: улус Вату, улус Берке, улус Узбека (Узбекский улус), улус Урус хана и др. Фактически они также становились малыми государствами. Понятие «улус» использовалось для обозначения государства, страны, населения государства, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в улусе.

Структура административной власти на территории Казахстана почти во всех ханствах была одинаковой. В Ногайской Орде власть находилась в руках биев, а во всех остальных государствах ханская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эмиры имели право избрать ханом любого члена из его династии.

В государственных делах важнейшую роль играли улусбеки. Они оказывали активное влияние на решение таких вопросов, как возведение на ханский трон, командование армией, установление дипломатических отношений с соседними государствами и др. К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи. Атабеки являлись воспитателями наследников, то есть сыновей хана. Кокилташи тоже выполняли подобные воспитательные функции.

В Могульском ханстве наибы являлись высокими должностными лицами. Они в случае несовершеннолетия избранных ханов были их советниками. Значительная роль принадлежала и жасаулам (дружинникам), которые следили за порядком и исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах. Они контролировали, чтобы каждый в ханском дворце соблюдал свое место в соответствии с общественным положением. Руководитель дворцовой службы носил титул иишк ага басы, а ханские советники - титул инак. Лица, организующие ханскую охоту, назывались миршикарами. Важными административными лицами были даруги - правители, ханские наместники в городе, местности. В их функции входили сбор налогов и контроль за порядком.

Скотоводческое хозяйство.

В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).

Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.

Зимнее кочевье.

Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.

Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Дневная перекочевка в это время не превышала 8-10 километров. Было необходимо регулярно поить и кормить молодняк. Весной проводили первую стрижу скота. У овец и коз стригли шерсть, у лошадей – кыл (гриву и хвост), у верблюдов – шуда (лишнюю шерсть). Перекочевывать на жайлау начинали после того, как окрепнет молодняк, обычно в начале мая. Перед кочевкой на жайлау массивные, большие грузы закапывали в землю.

Летнее кочевье.

Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобыл и готовили кумыс. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, от чего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят – «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, отмечали свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался «кымыз мурындык».

Осеннее кочевье.

На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.

Земледельческое хозяйство.

Во время создания Казахского ханства очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки («лежащий»). Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы – «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек – тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.

Налоги и повинности.

Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.

Состояние городов.

Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн меж­ду Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.

Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столи­цу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жи­тели города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледе­лием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом па­ломничества мусульман.

За овладение Саураном между Узбекским и Казах­ским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.

В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в об­щественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казах­стана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в вой­нах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, пос­ле внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превра­щен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Одна­ко в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что при­вело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.

Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был из­вестен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также на­зывали Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на тор­говом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродил­ся и просуществовал до XVII века. При прав­лении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара располо­жен мавзолей Арыстан-баба, духовного на­ставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.

Исламские налоги - различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

"Система исламского налогообложения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII - VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата".

"Первоначально одни налоги взимались только с мусульман закят, ушр, другие джизья, харадж - с иноверцев. В современных концепциях исламской экономики налоги играют роль средств обеспечения социальной справедливости путём перераспределения доходов в обществе. В некоторых мусульманских странах закят и ушр имеют статус государственных налогов".

1.1. Налоги с мусульман Закят

Закят араб. زكاة ‎ - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

  • Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада - 1/5 часть.
  • Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец - 40 голов, с которых также взимается одна овца;
  • Урожай: зерно и плоды.
  • Товары имущество, предназначенное для продажи: закят в размере 2.5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота 84.8 г и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
  • Ценности: золото, серебро, денежные единицы, акции

Категорий получателей закята:

  • На дела во имя Аллаха - эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём фи сабилил-лях и т. д.
  • Бедняки - это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
  • Неимущие - это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно.
  • Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
  • Путники - "дети дорог" - люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.
  • На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.
  • Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.
  • Тем, чьи сердца хотят завоевать, - это люди, веру которых хотят укрепить.

1.2. Налоги с мусульман Ушр

Ушр мн. ч. ушур; "десятая часть" - налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов иджмой.

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой - харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню закят с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин - владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу.

1.3. Налоги с мусульман Хумс

Хумс или хумус, мн. ч. ахмас; "пятая часть" - отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю.

В последующее время хумсом называлось:

  • доля добычи ганима, каторая отчислялась в распоряжение главы государства халифа;
  • пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;
  • налог с добытых продуктов моря ;
  • отчисление доли найденного кладакафиру.

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной.

2.1. Налоги с иноверцев Джизья

Джизья араб. جزْية ‎ - подушная подать с иноверцев зимми в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи до начала VIII века и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определённый налог, а не просто "воздаяние". В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения.

Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением - 1.2.4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI - XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман.

2.2. Налоги с иноверцев Харадж

Харадж араб. خراج ‎ - в исламе - государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев кафиров с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам.

Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьёзным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII - IX веке факихи толковали харадж как плату фай, взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями.

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте - в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам Египет, так и натурой либо в смешанной форме. Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями.

По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду.

Харадж бывает трёх видов:

  • аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая.
  • аль-Муваззафа мукатаа, мунаджиза, предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 килограмм и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.
  • аль-Мисаха муфадана, взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.

Читайте также: