Имеет ли право сотрудник полиции участвовать в налоговых проверках

Опубликовано: 20.04.2024

Может так случиться, что ознакомившись с решением о проведении выездной налоговой проверки в отношении Вашей организации, Вы заметите, что в состав проверяющей группы включен сотрудник полиции. Имеет ли на это право налоговая инспекция, влечет ли это к каким-то особенностям в проведении выездной проверки, и что все это значит для Вашей организации. Читайте об этом в настоящей статье.

Мотивы налоговой инспекции на привлечение полиции

1. Необходима помощь полиции в проверке данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

2. Выездная (повторная выездная) проверка назначена на основании материалов о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, полученных из полиции в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ.

3. Необходима помощь полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.).

4. Необходима помощь полиции в обеспечении безопасности налоговых инспекторов, проводящих проверку.

Перечень составлен по степени убывания полномочий полицейских. Меньше всего полномочий у полицейских, которые обеспечивают безопасность инспекторов. У полицейских, участвующих в конкретных мероприятиях налогового контроля чуть больше прав. Их действия ограничены поставленной задачей. Полицейские могут участвовать в выездной проверке и на равных правах с налоговыми инспекторами (пункты 1. и 2.).

Привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговые органы могут как с начала выездной проверки, так и в процессе ее проведения. При этом Вам должно быть представлено на ознакомление Решение о проведении проверки с изменениями в части, определяющей состав контролеров. Отмечу, что к участию в камеральных налоговых проверках сотрудники полиции привлекаться не могут.

Оперативно-розыскные мероприятия

Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом о полиции, а также Законом об оперативно-розыскной деятельности.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Проведение таких мероприятий позволяет существенно повысить эффективность выездной налоговой проверки. Тем не менее, Вы должны знать, что применяются они не всегда. ФНС России в своем Письме от 24.08.2012 г. N АС-4-2/14007 выделила три случая обязательного привлечения к выездной налоговой проверке сотрудников полиции и использования ими оперативно-розыскных мероприятий:

1. При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.

2. При выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 Уголовного кодекса РФ (например, "миграция" организации, использование в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок»и т.п.).

3. При выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).

В итоге

В целом, выездная налоговая проверка при участии сотрудников полиции проводится и оформляется в том же порядке, что и обычная (ст. 100 НК РФ). Налоговые инспекторы составят три экземпляра акта. Акт должен быть вручен Вам под роспись в течение 5 рабочих дней с момента его составления. Его подписывают все проверяющие (за исключением оперативников, которые участвовали в проведении конкретных действий или работали телохранителями). Первый экземпляр акта хранится в ФНС, второй - в полиции, а третий остается у Вас. При этом Вы имеете право в течение 15 рабочих дней после получения акта обжаловать его в общем порядке. Решение по результатам проверки принимает руководитель ФНС или его заместитель.

  • Налоговый кодекс РФ (часть 1), Глава 14 «Налоговый контроль».
  • Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012).
  • Федеральный Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ.
  • Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утв. Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 г. N 495/ММ-7-2-347 (Приложение №1).

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Комментируемая статья регулирует порядок осуществления полномочий органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений, закрепляя право органов внутренних дел участвовать в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 утвержден порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Данным Приказом, в частности, также утверждена форма запроса налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

ФНС России в письме от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@ поручила нижестоящим налоговым органам в обязательном порядке инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

В письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 указано, что в случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 НК РФ и подпунктом 28 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Как отмечено в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N А41-22718/08, НК РФ не запрещает участие органов внутренних дел в налоговых проверках (совместных проверках) по запросам самих органов внутренних дел, а также не запрещает использовать полученные от таких органов документы, связанные с деятельностью налогоплательщика при проведении налоговых проверок, в том числе документы, полученные органами внутренних дел раньше начала проведения налоговой проверки.

Объяснение, полученное в порядке, установленном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", не может служить надлежащим доказательством фактов, указанных в акте проверки и решении налогового органа. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, должны быть подтверждены мероприятиями налогового контроля в порядке, установленном статьями 90 - 99 НК РФ.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 04.02.1999 N 18-О, и с учетом статей 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции РФ результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

На это указано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 N А41-44551/11.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N А35-104/2012 суд пришел к выводу о том, что действующим налоговым законодательством предусмотрено участие сотрудников органов внутренних дел только в рамках проведения выездной налоговой проверки (статья 89 НК РФ), о чем в обязательном порядке указывается в решении налогового органа о проведении выездной проверки, как это предусмотрено положениями Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказами от 30.06.2009 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 495 и Федеральной налоговой службы N ММ-7-2-347.

Как отметил суд, протокол обследования помещений, сооружений, зданий, участков местности, транспортных средств и изъятия документов проведен вне рамок выездной налоговой проверки, составлен работником УМВД России по субъекту РФ, который не является должностным лицом налогового органа.

С учетом изложенного суд указал, что данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу части 3 статьи 64 и статьи 68 АПК РФ является недопустимым доказательством.

В Постановлении ФАС Московского округа от 17.07.2012 N А41-24972/10 отмечено, что оперуполномоченный УФСИН России по субъекту РФ допрашивал гражданина на основании запроса налогового органа, что не нарушает норму закона.

В Постановлении от 09.10.2012 N Ф09-9203/12 ФАС Уральского округа, оценив объяснения и показания работников, полученные сотрудником органов внутренних дел и сотрудниками налогового органа, признал их допустимыми доказательствами. Объяснения работников, полученные сотрудником органа внутренних дел, включенным в состав проверяющих лиц, получены в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а не в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 32, 82, 36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», положениями Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2010 № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий сооружений.

Суд первой инстанции по настоящему делу, отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовался, в частности положениями статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности от 12.08.1995 № 144-ФЗ и исходил из того, что порядок привлечения к участию в проведении выездной налоговой проверки сотрудника органов внутренних дел инспекцией соблюден.

требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 21, подпунктом 11 пункта 1 статьи 31, статьей 33, пунктом 1 статьи 36, пунктом 2 статьи 56, пунктом 3 статьи 82, статьями 89, статье 95, 100, 101, статьей 113, 120, 122 подпунктом 22 пункта 3 статьи 149, статьей 253 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая проверка – одно из самых неприятных мероприятий для любого бизнесмена, будь то ИП или юридическое лицо. Последнее время ФНС излишне тщательно контролирует деятельность компаний всех уровней, регулярно добавляя к уже уплаченным налогам недоимки или же вовсе выявляя признаки умышленного уклонения от уплаты внушительных сумм налогов.

Запросы документов, выездные проверки, штрафы, пени, риск уголовной ответственности – все это тратит массу нервов, времени и денег налогоплательщика.

Ситуация усугубляется еще больше, когда к проверке подключается полиция – отдел борьбы с экономическими преступлениями и противодействия коррупции (ОЭБиПК). Чаще всего эта служба вступает в дело, когда у налоговиков есть основания подозревать налогоплательщика в махинациях, мошенничестве или же уклонении от уплаты налогов в крупном размере.

ВАЖНО: В 2018 году поводом для возбуждения уголовного дела может послужить доначисление налогов и сборов общей суммой в 5 миллионов рублей для компаний и 900 тысяч рублей для ИП. При этом в эту сумму не входит «утаенные» НДФЛ с сотрудников компании.

Участие полиции в налоговой проверке: порядок

Прежде чем выехать по месту нахождения плательщика, налоговые органы проводят предварительной анализ компании. И если что-то им покажется подозрительным настолько, что запросом документом не ограничиться – принимается решение о проведении выездной налоговой проверки. Чаще всего причиной столь пристального внимания становятся выявленные незаконные схемы уклонения от уплаты налогов (в том числе через АСК-НДС) или явные махинации с участием фирм-однодневок, в результате которых налогоплательщику удалось утаить часть дохода.

Решение оформляется документально руководителем ИФНС, проводящей проверку. Если для участия привлекается ОЭБиПК, то в решение обязательно заносятся ФИО и должности всех проверяющих сотрудников, включая представителей полиции.

Юристы уверены: если с налоговиками пришли люди, не перечисленные в решении – их смело можно не пускать на порог офиса. Не стесняйтесь запрашивать удостоверения и сличать их с данными, указанными в решении о проведении проверки. Вы имеете на это полное право!

Зачем нужно участие полиции?

После упразднения Налоговой полиции, оставшиеся «гражданские» налоговики значительно потеряли в объёме полномочий по различным оперативным мероприятиям. Полицейские имеют гораздо более обширный комплекс инструментов для выявления правонарушений, включая:

  • Допрос сотрудников компании;
  • Выемку документации, отчетности;
  • Проведение обыска;
  • Осуществление розыскных мероприятий;
  • Получение доступа на территорию компанию по решению суда и т.д.

Все это делает сотрудников полиции весьма эффективными помощниками налоговикам.

Юристы настоятельно советуют проверять все акты, объяснения и иные документы, составляемые ФНС и предоставляемые вам на подпись. Там в обязательном порядке должно быть отражено участие полиции.

Но если отразить участие полицейских в документах забыли – не спешите напоминать об этом налоговикам, а лишь попросите копию документа для сведения. Результаты проверки можно будет попробовать оспорить по формальным основаниям в этом случае.

Когда ОЭБиПК вступают в процесс проверки?

Возможны два варианта:

  1. ФНС изначально привлекает сотрудников полиции для участия в проверке и прибывает «на объект» уже с решением, где перечислены помогающие им полицейские.
  2. Полицейские привлекаются в ходе проверки по дополнительно оформленному решению руководителя ИФНС об изменении перечня участвующих в проверке сотрудников. Такое решение принимается ввиду каких-то обстоятельств, обнаруженных при проверке и могущих заинтересовать полицию (например, сумма выявленной неуплаты налога подошла «впритык» к уголовному делу).

Если в ходе проведения ВНП налоговики решили пригласить полицейских – вам вручат лишь решение об изменении состава участников проверки. Уведомлять заранее, предупреждать и уж тем более спрашивать вашего дозволения никто не обязан. Это же прописано и в письме ФНС от 21.03.2018 № ЕД-19-2/69@.

Могут ли полицейские проверять уплату налогов сами?

Могут. Помимо двух вариантов участия в проверке вместе с ФНС есть и третий вариант – когда налоговую проверку проводят только сотрудники полиции. Это возможно, если им стало известно о фактах махинаций с налогами в вашей компании. А сообщить эту информацию может кто угодно – бывший раздосадованный коллега или уволенный директор, вышедший на пенсию главбух или предприимчивый конкурент. Могут сообщить просто так, вслепую, в надежде, что у вас есть проблемы. Но органы будут проводить проверку и если даже что-то найдут – вы об этом не узнаете.

Механизм проверки полицейскими без участия налоговой следующий:

  • ОЭБиПК поручается проведение проверки поступившей информации об уклонении от уплаты налогов;
  • Заводится материал доследственной проверки;
  • Правоохранители запрашивает информацию из ФНС и других организаций, банков;
  • Проводится анализ поступившей информации;
  • На основании результатов анализа решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

О том, что с вашим бизнесом работает полиция, вы узнаете уже после возбуждения уголовного дела или первых допросов сотрудников. В особо серьезных случаях к вам сразу приедут «маски-шоу» для выемки документов и обыска, а вас по факту ознакомят с постановлением о возбуждении уголовного дела, вручат его, а заодно покажут постановление о проведении выемки.

Закрывать офис, жечь бумаги, стирать данные и выкидывать тетрадь с черной бухгалтерией будет поздно – полицейские уже все посчитали и приехали за «доказухой». Если они нашли неуплаченные налоги по бумагам, представленным в налоговую, «чистка» ваших архивов уже не поможет. Лучше скорее обращайтесь к юристам по защите бизнеса, от них проку будет в разы больше.

Примечание: ФНС, проводя камеральную проверку уплаты налогов, может выявить недоплаченные суммы и выставить доначисление. Если размер неуплаты превысит порог, необходимый для возбуждения уголовного дела, материалы будут переданы в полицию по инициативе ФНС. Вас об этом, кстати, снова не уведомят – сюрприз будет после возбуждения дела!

Как уберечься от проверки со стороны полиции?

Только уплачивая налоги в срок и в необходимом объеме. Любые схемы уклонения от уплаты налогов, даже самые совершенные, рано или поздно попадают в поле зрения правоохранительных органов. И если с вами случилась такая неприятность – немедленно заплатите налоги, даже если уголовное дело уже возбуждено.

Активное сотрудничество со следствием поможет получить минимальное наказание за нарушение или даже добиться прекращения дела ввиду деятельного раскаяния. Если же доначисления сделаны незаконно – обращайтесь за помощью к нашим юристам и будьте готовы отстаивать свои права и интересы.


Встреча с сотрудниками полиции не сулит ничего приятного. В каких случаях компанию могут посетить «люди в погонах»?

Контроль в сфере экономических преступлений осуществляется Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК).

Оперативные подразделения МВД РФ в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции отвечают за предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие экономических (в том числе налоговых) преступлений.

Что входит в компетенцию ГУЭБиПК (УЭБ)?

На сотрудников УЭБ возлагается выполнение сложных и многозначных задач. Среди них:

  • расследование, устранение, предупреждение крупных преступлений в области экономики и налогов;
  • проведение различного рода проверок;
  • противодействие легализации денег или имущества, полученного преступным путем;
  • противодействие терроризму, экстремизму путем предотвращения их финансирования;
  • обнаружение каких-либо угроз на безопасность экономического пространства.

При проведении проверок сотрудники УЭБ руководствуются:

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • Федеральным законом от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции»;
  • Федеральным законом от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Когда на пороге компании могут появиться сотрудники УЭБ?

Помимо налоговой инспекции с выездной проверкой могут прийти и представители МВД РФ.

Важно!

Для того чтобы визит «людей в погонах» не стал неприятной неожиданностью, необходимо понимать правила проверок, тем более, что по итогам их вояжа могут быть наложены на компанию серьезные штрафы.

Итак, сотрудники УЭБ могут посетить компанию в следующих случаях, если:

  • в отношении нее проводится выездная налоговая проверка с привлечением сотрудников полиции;
  • по результатам выездной налоговой проверки сумма доначислений превышает 5 млн руб.;
  • имело место перечисление денежных средств на расчетные счета «проблемных» компаний (транзитные, технические и т. д.);
  • компания применяла схемы налоговой оптимизации, направленные на искусственное дробление бизнеса;
  • контрагент или бывший сотрудник обратился с заявлением в правоохранительные органы, потому что не исполнены договорные обязательства, организация имела сговор при участии в торгах и т. д.;
  • бывший сотрудник организации обратился с заявлением в правоохранительные органы по факту невыплаты заработной платы или выплаты «серой» заработной платы;
  • у контролирующих органов есть претензии к объему и качеству выполненных работ или поставленного товара в рамках государственных контрактов;
  • служба безопасности банка, обслуживающего компанию, обратилась в правоохранительные органы по факту невозврата ранее выданного кредита;
  • в отношении компании проводят процедуру банкротства.

Важно!

То есть проверка может быть проведена при наличии одного либо нескольких из вышеприведенных оснований.

В соответствии ч.4 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции», требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения организациями, должностными лицами и иными лицами.

И в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности сотрудники полиции могут проводить такие мероприятия, как: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации. Такое право им дает ст.6 Федерального закона от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Названным Федеральным законом установлены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (статья 7). Например, наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными оперативникам МВД сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния.

Поскольку уголовно наказуемым является уклонение от уплаты налогов, совершаемое в особо крупном размере (более 5 миллионов рублей), то сотрудники УЭБ проявляют интерес, как правило, к крупным компаниям.

Чаще всего, проводится совместная проверка сотрудников полиции с налоговиками.

Напомним, что самостоятельно проверять компании сотрудники полиции не вправе с 2012 года, благодаря действию Федерального закона от 26.12.2008 г. №293-ФЗ. Проверка возможна лишь совместно с налоговиками в рамках выездной налоговой проверки.

Совместная проверка сотрудников полиции с налоговиками

Процедура проведения проверки следующая:

  • налоговая инспекция подает в органы полиции мотивированный запрос (п.7 Инструкции, утв. приказом МВД и ФНС РФ от 30.06.2009 г. №495/ММ-7-2-347).

Мотивированный запрос налоговиков об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в МВД РФ как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Важно!

Это означает, что обычная выездная проверка в любой момент для компании (при наличии на то оснований) может обернуться совместной с сотрудниками МВД.

Такими основаниями могут быть следующие факты:

  • наличие у налоговиков данных о возможных нарушениях налогового законодательства и необходимость проверки этих данных с участием сотрудников полиции;
  • необходимость участия сотрудников полиции в проведении отдельных мероприятий: опросов, осмотров помещений и т. п.;
  • необходимость присутствия сотрудников полиции для обеспечения безопасности проверяющих, когда организация препятствует проведению проверки и создает угрозу их жизни или здоровью;
  • назначение выездной проверки на основании материалов, предоставленных налоговой инспекции органами полиции в соответствии с п.2 ст.36 НК РФ (абз.2 п.8 Инструкции, утв. приказом МВД и ФНС РФ от 30.06.2009 г. №495/ММ-7-2-347).

А в ряде случаев ФНС РФ обязывает налоговиков привлекать сотрудников полиции к проведению налоговых проверок (Письмо ФНС РФ от 24.08.2012 г. №АС-4-2/14007). Например, при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению, при обнаружении признаков фиктивного банкротства.

Проведение совместной проверки также будет обязательным, если налоговики выявили участие компании в схеме уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере (ст.198-199.2 УК РФ).

Сотрудники УЭБ будут задействованы в проверке, если:

  • после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки компанией предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» компании, смена учредителей и (или) руководителей компании, реорганизация, ликвидация компании и т.д.);
  • при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.

Самостоятельный выход сотрудников УЭБ

Без запроса налоговой инспекции УЭБ может прийти, если есть, например, необходимость проверить соблюдение компанией правильности продажи алкоголя, табака, правильности ведения строительной деятельности и тому подобное. В таком случае УЭБ может сделать в магазине проверочную закупку, на предмет продажи алкоголя, табака, обследовать помещения компании на предмет наличия алкогольной или табачной продукции, а затем попросить у компании лицензию.

И в заключение, не лишним будет напомнить о том, чем может обернуться для компании визит сотрудников УЭБ: за нарушение налогового законодательства руководителя могут лишить свободы на срок до 6 лет, за нарушение трудового законодательства руководителя могут лишить свободы на срок до 5 лет, за нарушение правил пожарной безопасности руководителя могут лишить свободы на срок до 7 лет.

Полномочия органов внутренних дел и следственных органов как субъектов налогового контроля определены НК РФ.

Правовая характеристика полномочий и функций следственных органов и органов внутренних дел в реализации налоговых правоотношений

В соответствии с налоговым законодательством сотрудники следственных органов, равно как и представители органов внутренних дел и прокурор вправе принимать участие в осуществлении налоговых мероприятий, в частности проверок, по запросу должностных лиц налоговой службы.

В случае выявления нарушений налогового законодательства сотрудники ОВД РФ и прокурор, участвовавший в проверке или контролирующем мероприятии, обязаны сообщить о факте несоблюдения норм закона в соответствующие налоговые структуры.

На уведомление налоговых органов отводится срок в 10 дней. В свою очередь сотрудники налоговой службы обязаны принять законное решение относительно выявленного правонарушения в виде привлечения виновного лица (лиц) к юридической ответственности.

Случаи обязательного привлечения сотрудников ОВД, прокурора или следственных органов к рассмотрению налогового правонарушения

Федеральная налоговая служба РФ определила ряд случаев, когда привлечение сотрудников ОВД или прокурора к проведению налоговых действий является обязательным.

К таким случаям относятся:

  • выявление обстоятельств, которые свидетельствуют о неправомерном возмещении НДС, акциза;
  • выявление неправомерных действий налогоплательщиков во время осуществления процедуры признания лица банкротом;
  • подозрение на преднамеренное или фиктивное банкротство плательщика налогов;
  • выявление преступных схем, разработанных неблагонадежными плательщиками налогов с целью уклонения от их оплаты;
  • осуществление налогоплательщиком действий, направленных на уклонение от проверок, произошедшие после того, как нарушитель узнал о намерениях сотрудников налоговых органов провести контролирующие мероприятия. Как правило, под уклонением от проверок подразумеваются попытки нарушителя выехать за пределы страны, сменить руководителя или учредителей, провести реорганизацию предприятия или даже его ликвидацию. Во избежание подобного исхода, позволяющего правонарушителю избежать ответственности, привлечение сотрудников ОВД и следственных органов неизбежно.

Основные функции и задачи ОВД

Органы внутренних дел – система структурных подразделений, деятельность которых направлена на противодействие преступности и борьбу с нарушениями законодательства, включая налоговое. Основной функцией ОВД является обеспечение общественного порядка и гарантия безопасности граждан.

Что касается налоговых правоотношений, то в перечень основных функций и задач сотрудников органов внутренних дел входит:

  • оказание содействия должностным лицам, а также другим сотрудникам налоговых органов в реализации их правомерной деятельности;
  • проведение необходимых уголовно-процессуальных действий и обеспечение их законности.

Функции Департамента экономической безопасности в налоговых правоотношениях, его структурные звенья

Во главе системы ОВД России стоит МВД РФ. Полномочия по выявлению правонарушений в сфере налогового законодательства возложены на специальный Департамент, основной задачей которого является обеспечение экономической безопасности государства (ДЭП МВД РФ).

ДЭП – это самостоятельное структурное подразделение, являющееся частью центрального аппарата Министерства Внутренних Дел.

Основные характеристики Департамента, его функции и задачи:

1. Оперативное подразделение криминальной милиции;

2. Наделен полномочиями для проведения оперативно-розыскных работ;

3. Включает такие структурные подразделения: оперативно-розыскные бюро, специальные центры по проверке плательщиков налогов.

Наряду с Департаментом экономической безопасности, полномочиями для выявления налоговых нарушений наделены региональные отделения криминальной милиции, специализирующиеся на раскрытии налоговых преступлений.

Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях

Перечень задач, функций и полномочий, присущих должностным лицам органов внутренних дел, а также следователю во время участия в осуществлении налоговых действий, установлен специальным нормативно-правовым актом, законом РФ «О милиции». Так, во время выездных проверок сотрудники ОВД вправе:

  • обеспечить доступ сотрудников налоговой службы на территорию, принадлежащую правонарушителю, в установленных законодательством случаях;
  • произвести осмотр помещения правонарушителя в соответствии с предписаниями процессуального законодательства;
  • принять все меры, чтобы воспрепятствовать совершению административного проступка либо преступного деяния как со стороны лица, нарушившего налоговое законодательство, так и со стороны сотрудников налоговых органов;
  • провести проверку документов, удостоверяющих личность участников правоотношений;
  • обеспечить законность проведения личного досмотра и досмотра автомобиля правонарушителя;
  • проверить документы налогоплательщика, имеющие отношение к делу, при необходимости произвести их изъятие;
  • провести проверку лицензионных и других разрешительных документов;
  • произвести ревизию деятельности налогоплательщика-правонарушителя;
  • опросить участников налоговых правоотношений.

Налоговые полномочия сотрудников следственных органов, в частности следователя

При расследовании дел о нарушениях налогового законодательства, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, сотрудники следственных органов (следователь), а также прокурор вправе:

  • вызывать в отделение милиции граждан или должностных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налогового правонарушения, если их дела находятся в производстве данного подразделения;
  • оказывать содействие налоговым органам в осуществлении принудительного привода лиц, нарушивших налоговое законодательство, в случаях, предусмотренных материальными и процессуальными нормами права, и в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов, в частности при таких обстоятельствах, когда налогоплательщики отказываются добровольно явиться в органы налоговой службы или ОВД РФ;
  • следователь вправе проводить уголовно-процессуальные действия, такие как обыск, выемка, личный досмотр и т. д., а также обеспечивать правомерность данных мероприятий и соблюдение норм закона при их осуществлении;
  • производить задержание нарушителей налогового законодательства, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступного действия, а также обеспечивать их содержание под стражей в установленный судебными и другими нормативно-правовыми актами срок.

Кроме этого, сотрудники следственных органов (следователь) вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, выполнение которых необходимо для полноценного рассмотрения дела и выявления допустимых и относимых доказательств.

Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов для осуществления выездных налоговых мероприятий

Привлечение сотрудников органов внутренних дел, прокурора и следователя осуществляется на основании запроса, направленного в ОВД из налоговых органов. Запрос направляется в случаях, предусмотренных законодательством.

Существует ряд обстоятельств, наступление которых требует обязательного привлечения сотрудников органов внутренних дел к расследованию нарушения налогового законодательства.

Задачи и полномочия руководителя следственного органа, а также его сотрудников, в частности следователя и должностных лиц ОВД, установлены законодательством, а именно законом РФ «О милиции». Права и полномочия прокурора определены законом «О прокуратуре РФ».

Читайте также: