Платежный агент система налогообложения

Опубликовано: 08.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ) включенная в соответствующий реестр контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом о ККТ.
При осуществлении расчета пользователь в силу п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности. ККТ должна применяться на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое реализует товар (выполняет работу, оказывает услугу) и осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) (п. 1 ст. 4.3 Закона о ККТ), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет (письмо Минфина России от 28.06.2019 N 03-01-15/47904, п. 1 письма Минфина России от 06.03.2019 N 03-01-15/14624) и расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (письмо Минфина России от 16.05.2019 N 03-01-15/35310).
Статья 2 Закона о ККТ, устанавливая особенности применения ККТ, содержит перечень таких исключений с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения пользователя. В частности, ККТ не применяется:
- кредитными организациями (п. 1 ст. 2 Закона о ККТ);
- при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ). Поэтому при наличных расчетах между ними и расчетах, когда используется электронное средство платежа и оно предъявляется клиентом непосредственно пользователю, последний обязан применять ККТ (п. 6.1 ст. 4.7 Закона о ККТ). Расчеты (наличные или безналичные) с физическими лицами после 01.07.2019 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ) требуют фискализации, если пользователь (особенности его деятельности и местонахождения) не поименованы в ст. 2 Закона о ККТ (иных актах законодательства - смотрите, например, ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ).
1. В Законе о ККТ выделены правила применения ККТ для платежных и банковских агентов, поскольку они осуществляют только прием денежных средств в виде погашения задолженности перед поставщиком (т.е. без передачи товаров (работ, услуг)).
Платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны применять ККТ при получении денежных средств от физических лиц и, соответственно, выдавать им кассовые чеки (п. 5.5 ст. 1.2, п.п. 3 и 4 ст. 4.7 Закона о ККТ, пп.пп. 4, 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ, части 11.1 и 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"). По мнению регулятора, при использовании такой схемы взимания платежей дополнительное применение ККТ поставщиком услуг не требуется (письма Минфина России от 30.11.2018 N 03-01-15/86863, от 15.06.2018 N 03-01-15/41169). Отметим, что в самом Законе о ККТ прямо на это не указано, но на основании п. 9 ст. 1.2 Закона о ККТ считаем возможным до появления иных разъяснений регулятора использовать озвученную им точку зрения.
Налоговые органы, контролируя порядок соблюдения сторонами рассматриваемых требований (использование специального счета посредником и поставщиком, применение агентом (субагентом) кассовой техники при приеме средств от физических лиц), инициируют привлечение виновных к ответственности, установленной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, а также предписывает расторгать договоры с агентами (субагентами), допускающими данные нарушения (определение Кировского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 07.12.2016 N 12-520/2016 и апелляционное определение Советского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 06.04.2017 N 11-51/2017, постановление Семнадцатого ААС от 04.07.2019 N 17АП-17690/18 и Постановление Второго ААС от 13.10.2016 N 02АП-8248/16).
Мы оперативно не встретили примеров споров, где бы налоговый орган счел обязательным применение ККТ поставщиком в ситуации, когда платежный агент в своей деятельности отклоняется от установленного порядка (проводит платежи без использования специального счета, не применяет ККТ и пр.). Поэтому допускаем, что такой спор может возникнуть в ситуации поступления средств от физических лиц не на специальный, а на расчетный счет посредника или поставщика; у поставщика в этом случае формально возникает обязанность по формированию фискальных документов. Это же справедливо и для ситуации, указанной в п. 2 вопроса - когда средства физических лиц поступают напрямую на расчетный счет организации, хоть для их аккумулирования и взимания были привлечены посредники.
Но повторим, нам оперативно не встретились контекстные официальные разъяснения и примеры судебной практики с аналогичным рассматриваемому предметом споров, поэтому данная точка зрения является нашим экспертным мнением и на данным момент нами не выработано окончательное мнение, какая из сторон и в каком порядке в интересующем случае применяет ККТ.
2. Касательно отнесения указанных в п. 3 вопроса способов оплаты к электронным средствам платежа поясним: Закон о ККТ использует это понятие, но не определяет его.
Согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ электронное средство платежа - это средство и/или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
- информационно-коммуникационных технологий,
- электронных носителей информации, в том числе платежных карт,
- а также иных технических устройств.
На основании п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950 системы дистанционного банковского обслуживания ("Клиент-банк", "Интернет-банкинг", "Мобильный банкинг"), позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, являются ЭСП.
К ЭСП относятся также:
- банкоматы (п. 28 ст. 3 Закона N 161-ФЗ);
- платежные терминалы (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ);
- "электронные кошельки", доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения (п. 1.3 Памятки "Об электронных денежных средствах" (приложение к письму ЦБ РФ от 11.03.2016 N ИН-017-45/12);
- банковские (платежные) карты (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием").
И, как мы выше уже отметили, получение безналичной отплаты от физических лиц за реализованные им товары (выполненные работы, оказанные услуги) обязывает пользователя в общем случае применять ККТ.
Немного детализируем ряд способов внесения оплаты, которые ошибочно могут быть расценены как поступившие не от физических лиц.
1) Осуществляемые банками переводы по распоряжениям физических лиц относятся к безналичным расчетам (п. 1 ст. 862 ГК РФ, абзац второй п. 1.1, п. 1.4 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", далее - Положение N 383-П) (см. также Энциклопедию решений. Применение ККТ при безналичных расчетах, в том числе через Интернет (онлайновых расчетах)). В реквизите "Плательщик" в этом случае указываются полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения и информация о плательщике - физическом лице, в т.ч: Ф.И.О., ИНН (при его наличии). Допустимо информацию о плательщике - физическом лице указывать в виде определенной последовательности (п. 8 Приложения 1 к Положению N 383-П). Поэтому и данную операцию не следует рассматривать как расчеты с юридическим лицом-банком в понимании Закона о ККТ, поэтому продавец при получении на расчетный счет средств от физического лица, отправлен таким образом, обязан использовать онлайн-кассу (смотрите также письмо ФНС России от 12.12.2018 N ЕД-4-20/24113@).
2) Согласно п. 1.9 Положения N 266-П расчеты с организациями торговли по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации - эквайеры. Таким образом, торговый эквайринг сопровождает оплату товара платежной картой, и с организацией-продавцом рассчитывается банк-эквайер, с которым у нее заключен договор эквайринга. Но клиентом-покупателем в данном случае все-таки является иное лицо (гражданин). Поэтому именно это обстоятельство считаем определяющим, и, на наш взгляд, пользователь обязан использовать онлайн-кассу при поступлении оплаты таким способом (письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2011 N 17-15/4707).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Если вы до сих пор путаете или не различаете такие понятия, как комитент, комиссионер, принципал и агент, то мы спешим на помощь. Объясним кто на кого работает, потребуются ли им онлайн-кассы и какие чеки на них печатать. На десерт разберем деятельность платежных агентов.

Комитент или комиссионер

Комитент — это продавец товара, который заключает договор комиссии с комиссионером (посредник между продавцом и покупателем). Товар между тем до последнего момента остается в собственности продавца, вырученные средства от продажи поступают также на его счет. За свои старания комиссионер получает комиссионное вознаграждение.

Любые сделки, совершаемые в рамках договора комиссии, ведутся от лица комиссионера за счет средств комитента. Поэтому комиссионеру работать с кассовым аппаратом и регистрировать его на себя.

Посредник может использовать одну кассу при работе с разными комитентами. Главное не забыть указать данные поставщика.

На основе Приказа ФНС № ММВ-7-20/229@, № ЕД-7-20/662@ и Письма Минфина России от 11.10.2017 № 03-01-15/66398 в чеке должны быть:

  • система налогообложения комиссионера;
  • признак агента в чеке ККТ (тег 1057) — применяется ко всему фискальному чеку, когда товар или услуга принадлежат агенту;
  • признак агента в чеке ККТ по предмету расчета (тег 1222) — может распространяться на отдельную товарную позицию. Когда услуга или товар, не принадлежат владельцу ККТ, а продается им как агентом;
  • ИНН поставщика (тег 1226).

Если комиссионер получает свое вознаграждение в наличной форме, он должен выдать чек комитенту, при безналичных расчетах касса не требуется.

Агентские отношения — кто из них будет брать кассу

Вторые участники сегодняшней публикации принципал (продавец) и агент (посредник). Между собой они заключают агентский договор, по которому определяется от чьего имени будет оформлять сделки агент.

Если агент совершает сделку от имени принципала , то кассу должен применять принципал. Если по договору агент действует за счет принципала, но от своего имени , то ему необходимо на себя регистрировать онлайн-кассу.

Самое распространенное место применения агентского договора — это сфера туризма. С 1 февраля 2021 года перед турфирмами стояла грамматическая задача — уместить наименование услуги в 128 символах. Самый простой и логичный выход заключался в использовании номера договора с физлицом о покупке тура или бронировании гостиницы.

Реквизиты и содержание чека:

  • система налогообложения агента;
  • признак агента в чеке ККТ (тег 1057);
  • признак агента по предмету расчета (тег 1222);
  • название поставщика (тег 1225);
  • ИНН поставщика (тег 1226). Для принципалов нерезидентов в поле ИНН указывают «000000000000».

Агентское вознаграждение, как в случае и с комиссионером, не выделяется из суммы чека. Поставив тег «Агента по предмету расчета» (1222) и ИНН продавца (1226), в полученном доходе на счете агента налоговая признает выручку принципала. Свое вознаграждение агентство получает напрямую от продавца и налоги рассчитывает с него.

Чтобы сети турагентств не разорится на кассовом оборудовании, можно зарегистрировать облачную кассу, а турагентам открыть доступ к формированию чека из единой базы. Тогда из оборудования потребуется мобильный телефон и компактный принтер чеков. Просто и экономично, как в Мобика .

Рассмотрим содержание чека турагенства

Вариант 1, по агентскому договору вы имеете право продавать только авиабилеты, в чеке будет только одна позиция. Можно заполнить или Признак агента ко всему чеку (1057) или Признак агента по предмету расчета (1222) и указать ИНН авиакомпании, чьим агентом вы являетесь.

Вариант 2, кроме авиабилетов вы продаете экскурсии своих гидов по городу. Таким образом, в чеке появляются две позиции от разных продавцов. В этом случае, не нужно заполнять Признак агента ко всему чеку, так как не все позиции в чеке агентские. Таким образом в чеке будет две строки:

Предмет расчета № 1: Авиабилеты, указывается «Признак агента по предмету расчета» и ИНН авиакомпании.

Предмет расчета № 2: Экскурсия по Нижегородскому Кремлю. Эту услугу оказываете вы сами, поэтому признак агента (1222) и ИНН поставщика (1226) не указываются.

Если потребуется сделать скидку постоянному или вдруг недовольному клиенту за свои услуги, то менеджеру турагентства не нужно запрашивать создание отдельной номенклатуры, он без труда сможет урегулировать эту проблему с помощью приложения «мобильная касса» в своем телефоне.

Комиссионеры и агенты обязаны за своих продавцов применять ККТ. И помимо продажи чужих услуг или товаров они имеют право на реализацию допуслуг.

Как сочетать в одном чеке разные налоговые системы продавца и посредника

Посредник на ОСН, принципал на УСН

В кассовом чеке, выдаваемом при расчете за комиссионные товары (работы, услуги), не надо печатать ставку и сумму НДС. ФНС рекомендует указать «НДС не облагается».

Посредник на УСН, принципал — общережимник

В кассовом чеке посреднику-упрощенцу нужно указать свою систему налогообложения — УСН (тег 1055 «Применяемая система налогообложения»), а также сумму и ставку НДС, которую принципал на ОСН должен предъявить покупателям.

Если сформировать кассовый чек с неверным режимом налогообложения или неправильно указать ставку НДС, то это будет считаться нарушением порядка и условий применения ККТ, за что пользователю может быть вынесено предупреждение или назначен штраф ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • руководителю/ИП — от 1 500 до 3 000 руб.

Зачем нужны платежные агенты

Известные банковские платежные агенты АО Почта России, АО Киви, ООО Юмани. На 1 апреля 2021 года в списке ЦБ их числится менее 38 единиц.

Выбирая вариант работы с платежным агентом, вы не сможете с его помощью организовать доставку, потому что его предназначение исключительно прием платежей от физлиц, а не оказание иных допуслуг.

Реквизиты чека платежного агента:

  • телефон оператора перевода (Тег 1075);
  • операция банковского платежного агента (Тег 1044);
  • телефон платежного агента (Тег 1073);
  • телефон оператора по приему платежей (Тег 1074);
  • наименование оператора перевода (тег 1026);
  • адрес оператора перевода (тег 1005);
  • ИНН оператора перевода (тег 1016).

Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами, в последствии они оказываются агентами. А если заглянуть в договор и окажется, что агент совершил сделку от имени продавца, последнего накажут за неприменение онлайн-кассы.

Чтобы не платить штрафы принципал должен зарегистрировать ККТ на себя и передать ее курьерской организации для проведения расчетов. Безопаснее всего это сделать, используя облачную и мобильную кассу Мобика.

С появлением терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно урегулирован. В новом году все изменится

Схема работы с терминалами такова. Организация или индивидуальный предприниматель покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.), информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги (оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом, поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате. Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а приобрести собственный терминал.

1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через терминалы.

Приведем основные понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2 Закона N 103-ФЗ).

Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.

Платежный субагент - это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент являются платежными агентами. За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.

Поставщиками могут быть:

- юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ;

- органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п.3 ст.3 Закона N 103-ФЗ).

Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.

Юридические вопросы

Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п.1 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.

По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п.3 ст.4 Закона N 103-ФЗ).

Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п.4 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т.д. (п.1 ст.329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.

Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п.7 ст.4 Закона N 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).

Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком - от имени поставщика (п.8 ст.4 Закона N 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ).

Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора - с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п.11 ст.4 Закона N 103-ФЗ).

На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:

- адрес пункта приема платежей;

- наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;

- реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;

- размер комиссии, если она удерживается;

- способы подачи претензий;

- телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;

- адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.

Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ

Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

- заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;

Расплачиваться за приобретенные товары граждане могут не только напрямую, но и через платежных агентов, бизнес которых регулируется специальным законом. Эта деятельность не относится к лицензируемым, так что для начала работы не потребуется специального разрешения или лицензии. И все же поскольку она связана с приемом наличных от населения, к платежному агенту существует немало требований.

Для начала определимся с самим понятием платежного агента и разберемся, кто может выступать в таком качестве. Для этого обратимся к Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В соответствии со статьей 2 закона № 103-ФЗ платежный агент – это юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц. Под такой деятельностью признается прием от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

С 08.01.2020 положения закона № 103-ФЗ распространяются только на отношения по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств. На это указывает Федеральный закон от 27.12.2019 № 513-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”» (далее – Закон № 513-ФЗ).

Иными словами, платежный агент – это посредник между плательщиком денег (физическим лицом) и поставщиком товаров (работ, услуг). Платежными агентами являются оператор по приему платежей (далее – ОПП) и платежный субагент (далее – ПСА). Разница между ними заключается в том, что ОПП принимает деньги от плательщиков на основе посреднического соглашения, заключенного с поставщиком (лицом, товары, работы или услуги которого оплачивают физические лица), а ПСА – на основании договора, заключенного с оператором по приему платежей.

Если в договоре между ОПП и поставщиком предусмотрена возможность привлечения субагента, то оператор вправе заключить с ПСА договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Также следует учитывать, что в качестве ОПП могут работать только юридические лица, а платежными субагентами могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели (п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 103-ФЗ).

При этом кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей, что установлено пунктом 21 статьи 4 Закона № 103-ФЗ. Иначе говоря, платежными агентами они быть не могут.

Поскольку деятельность платежных агентов не относится к лицензируемым видам деятельности, то для ее ведения наличия специального разрешения (лицензии) не требуется. Вместе с тем ОПП вправе вести указанную деятельность только после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации встают на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Порядок и сроки постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, определяет положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

Кто встает на учет в Росфинмониторинге

В соответствии с Положением № 58 постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат только ОПП. Постановка на учет осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг (п. 3 Положения № 58). Для этих целей организации следует представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по установленной форме, на что указывает пункт 4 Положения № 58. Отметим, что форма карты приведена в приложении к Административному регламенту, утвержденному Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33. Решение о постановке на учет и присвоении организации соответствующего учетного номера принимается территориальным органом в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты (п. 7 Положения № 58).

Как уже отмечалось ранее, платежный агент – оператор по приему платежей заключает с поставщиком товаров (работ, услуг) посреднический договор. Обычно это агентский договор, гражданско-правовые основы которого регулируются главой 52 «Агентирование» части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

В условиях агентского договора закрепляется, что оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу организации или индивидуального предпринимателя. На это указывает и пункт 1 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

При этом свои обязательства перед поставщиком оператор по приему платежей должен обеспечить одним из предусмотренных пунктом 4 статьи 4 Закона № 103-ФЗ способов (Письмо Минфина России от 05.02.2016 № 05-06-05/1/5921 «О приеме денежных средств оператором по приему платежей»). К таким способам относятся неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и другие способы, предусмотренные договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Поскольку в Положении № 58 ПСА не упомянуты, то у указанной категории платежных агентов отсутствует обязанность вставать на учет в Росфинмониторинге. Но они, равно как и ОПП, должны заключить соответствующий договор.

Пунктом 8 статьи 4 Закона № 103-ФЗ установлено, что ПСА осуществляет прием платежей от своего имени или от имени ОПП, а в случае если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, – от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 103-ФЗ ПСА для приема платежей должен заключить с ОПП договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. По условиям этого договора он вправе от своего имени, от имени ОПП или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, заключенного между ОПП и поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с ОПП в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

При заключении посреднического договора платежным агентам необходимо учитывать, что не все товары (работы, услуги) могут быть оплачены через них, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2010 № 920 утвержден Перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи от населения. К таким товарам (работам, услугам) относятся:

· лотерейные билеты, квитанции и электронные лотерейные билеты, удостоверяющие право на участие в лотерее, за исключением всероссийских государственных лотерей;

· лотерейные ставки, за исключением всероссийских государственных лотерей;

· ставки для участия в азартных играх.

Кроме того, платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций, на что указывает пункт 2.1 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

Поскольку посреднические отношения между поставщиком и платежным агентом предполагают возмездный характер, то за оказание услуг по принятию платежей от физических лиц в пользу поставщика платежный агент получает денежное вознаграждение. Величина данного вознаграждения устанавливается договором между поставщиком и платежным агентом.

Наличие такого договора является обязательным, поскольку деятельность по приему платежей без указанного договора, соответствующего требованиям Закона № 103-ФЗ, запрещена, что прямо вытекает из пункта 11 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент – оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) идентификация плательщика (физического лица) проводится ОПП, если сумма платежа превышает 15 тыс. рублей. ПСА не вправе осуществлять прием платежей, размер которых превышает 15 тыс. рублей, на что указывает пункт 10 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

В соответствии с пунктами 11–15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан:

· использовать контрольно-кассовую технику (далее – ККТ) в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ). Аналогичные разъяснения даны Минфином России в Письме от 06.09.2019 № 03-01-15/69020;

· обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам – физическим лицам информации, перечисленной в пункте 13 статьи 4 Закона № 103-ФЗ;

· использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Отметим, что речь идет о счете № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» (Положение о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденное Банком России 27.02.2017 № 579-П);

· сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Обратите внимание, что по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться только следующие операции (пункт 16 статьи 4 Закона № 103-ФЗ):

· зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (ОПП или ПСА);

· зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

· списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

· списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (п. 17 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

Нарушение платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в силу части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 4000 рублей до 5000 рублей;

на юридических лиц – от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации. На что указывает пункт 4 статьи 7 Закона № 103-ФЗ.

На основании пункта 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (не путать с вознаграждением, предусмотренным агентским договором, заключенным оператором по приему платежей с поставщиком).

Причем в силу пункта 1 статьи 5 Закона № 103-ФЗ при приеме наличных денежных средств от физического лица платежный агент обязан выдать плательщику кассовый чек, подтверждающий прием платежа.

Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям, установленным статьей 4.7 Закона № 54-ФЗ, на что указывает пункт 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом или платежным субагентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Законом № 103-ФЗ, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1. размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (покупателем (клиентом) платежному агенту или платежному субагенту в случае его взимания;

2. номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежей платежным субагентом.

При этом кассовый чек может не содержать обязательные реквизиты о ставке и размере налога на добавленную стоимость, указанные в абзаце десятом пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. Аналогичные разъяснения на этот счет даны и в Письме Минфина России от 21.07.2017 № 03-01-15/46712.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено посредническим договором, что установлено пунктом 4 статьи 5 Закона № 103-ФЗ.

На основании статьи 6 Закона № 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы, которые должны содержать в своем составе ККТ и обеспечивать в автоматическом режиме:

· предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 Закона № 103-ФЗ;

· прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту наличных денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

· прием наличных денежных средств, вносимых плательщиками;

· печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных наличных денежных средств.

Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается (п. 6 ст. 6 Закона № 103-ФЗ).

Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы (п. 7 ст. 6 Закона № 103-ФЗ).

Постановление Правительства РФ №1164 от 01.10.2018

Многочисленные платежи от населения за услуги ЖКХ, сотовую связь, Интернет регулирует Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается деятельность платежного агента (п. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ):

  • по приему от плательщика денежных средств, направленных на исполнение его денежных обязательств перед поставщиком услуг по оплате товаров (работ, услуг);
  • по осуществлению последующих расчетов с поставщиком услуг.

Закон № 103-ФЗ обеспечивает, что немаловажно, безопасность платежей физических лиц.

Оплата поставщику напрямую – это большая редкость. Но все же существует перечень услуг, деньги за которые платежный агент принимать не вправе.

Чем обеспечивается безопасность платежей

Платежный агент – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (им может быть и ИП). Кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Закон № 103-ФЗ возлагает и на поставщика, и на платежного агента обязанности, исполнение которых обеспечивает безопасность платежей физических лиц. Это:

  • обязательное наличие договора платежного агента с поставщиком. Без договора принимать платежи физических лиц запрещено;
  • оператор платежей может принимать платежи только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент (субагент) для осуществления расчетов при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен также использовать специальный банковский счет.

Специальный счет используется для строго ограниченного числа операций. С одной стороны, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания с него средств. С другой стороны, со специального счета деньги не могут взыскиваться в принудительном порядке.

А если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на специальный счет (или вообще не использует специальный счет для ведения расчетов), ему грозит административный штраф по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ - от 40 000 до 50 000 рублей.

Перечень уточнен

Перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 (далее – Перечень). Он невелик, в нем всего три позиции. Но со времени его первоначального утверждения прошло немало лет, и возникла необходимость его уточнения. В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 01.10.2018 № 1164 (далее – Постановление).

Так, в пункте 1 Перечня значится прием лотерейных ставок. Принятым Постановлением платежным агентам запретили принимать от физических лиц лотерейные ставки по всероссийским государственным лотереям, проводимым в режиме реального времени. В старом Перечне, наоборот, такие платежи были разрешены.

Вторым пунктом идут платежи за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее. Уточнение коснулось «иных» документов. В качестве таковых Постановление определило электронные лотерейные билеты. Однако этот запрет не коснулся всероссийских государственных лотерей.

Пункт 3 Перечня не изменился. Платежным агентам все так же запрещен прием ставок для участия в азартных играх.

Изменения вступили в силу 11.10.2018.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: