Самый большой царский налог на казахов кочевников

Опубликовано: 09.05.2024

Казахи считаются одним из самых молодых народов мира — его становление происходило в эпохи, близкие к современности. Несмотря на это, вопрос его происхождения так и остаётся открытым. Сегодня этот народ является одним из самых многочисленных в тюркской группе. Большая часть казахов проживает на исторической родине, в Казахстане, однако представителей этой нации немало и в Китае, Туркмении, Узбекистане, России.

Как предполагают исследователи, основой для формирования казахского этноса стали племена, проживавшие на территориях государств, что появились после падения империи Чингисхана. Что же можно узнать, заглянув в прошлое казахов? Какие загадки по-прежнему задаёт нам их история?

Первые люди в Казахстане

Как показывают находки археологов, первое население на территории современного Казахстана появилось в бронзовом веке. Внешность их была типичной для европеоидной расы — ни о каких раскосых глазах и желтоватом оттенке кожи не шло речи.

Эти первые племена не были казахами, однако именно они оставили народу Казахстана своё культурное наследие — уникальные узоры на коврах, орнаменты, стиль в изготовлении украшений и посуды. Далёкие предки казахов также были кочевниками.

Есенгали Садырбаев «Облавная охота. Кансонар»

Есенгали Садырбаев «Облавная охота. Кансонар»

Позднее, во II-I веках до нашей эры там появляются завоеватели хунну. Китайский историк Сым Цянь в своих работах называл это время “периодом воюющих царств”. Он отмечает, что именно тогда в Центральной Азии происходят кардинальные перемены, что и дали толчок к появлению новых народностей.

Потомки хунну, тюрки, стали последующими завоевателями просторов Казахстана. Волна тюркских завоеваний была прервана арабами. Заметьте: каждый и народов-покорителей приносил что-то своё в мировоззрение жизнь и культуру племён, что обитали на казахских землях. Я не называю их казахами, поскольку они не являлись таковыми, а представляли лишь общины, которым суждено было создать новый народ.

Есенгали Садырбаев «Древний город Кедер»

Есенгали Садырбаев «Древний город Кедер»

Времена завоеваний

Значительные изменения (в том числе и внешние) среди казахских племён происходят в период монгольского завоевания. Ярко выраженные гены монголоидного народа и сегодня заметны у большинства жителей Казахстана.

Наибольшее влияние монгольская культура приобрела в южных регионах, куда и приезжали купцы и послы империи Чингисхана. Падение Золотой Орды, её разделение на отдельные ханства дало толчок для создания первого казахского государства.

Есенгали Садырбаев «На охране рубежей»

Есенгали Садырбаев «На охране рубежей»

Объединителями казахских племён стали хан Жанибек и Керей, что выступили основателями Казахского ханства. Произошло это в 1458 году, причём большая часть народа к тому времени уже имела общие черты и языковые особенности. С этого момента можно говорить о появлении казахов как отдельной нации.

Как показывают ранняя история казахов и непростой процесс их становления, сложно выделить один народ, который можно было бы однозначно назвать предком казахских племён. Из-за смешения и сложных межэтнических отношений происходили слияние родов и общин, ассимиляция.

Русский историк XIX века Алексей Левшин, которого называли “Геродотом казахской истории” в своих трудах “О киргиз-кайсакской орде” отмечал следующее:

Как ни странно, но даже сегодня среди историков нет единого мнения о том, когда и как появились казахи.

Отношения казахов с Россией

В XVIII веке казахам приходится пережить новый этап испытаний. Теперь уже Россия старается расширить свои границы в Казахстан. Вдоль границы двух государств прокладываются фортификационные сооружения. За незначительный временной срок было построено почти полсотни крепостей.

При этом российские правители оказывали мягкое давление на казахских ханов, власть которых начинает принимать лишь номинальный характер. К 1847 году практически все казахи уже являлись подданными России. Несмотря на это, в приграничных районах постоянно поднимаются бунты. К началу прошлого века число казахских восстаний против власти Российской империи уже доходило до трёх сотен.

После падения царской власти в России в Казахстане происходили не менее драматические события. После Второго всеказахского съезда было объявлено о создании автономии, а лидеры страны поддержали меньшевиков.

Однако всё меняется в 1920 году, когда к власти приходят большевики. Это даёт начало образованию Киргизской Автономной Республики, в состав которой входил и Казахстан. Лишь с 1936 года начинает существовать Казахская ССР.

Казахские султаны с представителями российских официальных лиц.

Казахские султаны с представителями российских официальных лиц.
Санкт-Петербург, вторая половина 19 века из собрания Б. Л. Модзалевского

Получение независимости

В 1991 году была провозглашена независимая Республика Казахстан, что стало новым этапом в истории казахов. Большинство представителей этого народа поддержало кандидатуру Нурсултана Назарбаева на пост президента. К сегодняшнему дню в стране уже сменилось девять правительств, однако Назарбаев по-прежнему активно занимается политической деятельностью.

Современные казахи стараются сохранять богатейшее историческое наследие, полученное от предков, а в наши дни в Казахстане наблюдается возрождение национального самосознания, что отражается, в первую очередь, на культурных аспектах.

Казахстан нашего времени — это государство, находящееся между двумя могущественными державами — Россией и Китаем. Именно в политическом плане казахи вынуждены придерживаться линии компромиссов и умеренности. Впрочем, как считают многие историки и политологи, потенциал Казахстана и его народа ещё раскрыт не до конца.

Казахская девушка в свадебном костюме

Казахская девушка в свадебном костюме и головном уборе саукеле среди женщин.

Казахи — народ с богатой историей, яркой культурой. Сегодня они представляют собой один из многочисленных тюркских этносов, проживающих в Азии. Множество испытаний и сложностей, непростые перемены и потрясения, что довелось пережить предкам современных казахов, научили этот народ ценить настоящий момент и радоваться ему. Несомненно, в будущем казахи ещё сумеют проявить себя в самых разных направлениях деятельности человека.

Переселение русского крестьянства в Казахстан. Ре­форма от 19 февраля 1861 г. по отмене крепостного права в России создавала условия для переселения рус­ских крестьян в восточные районы. Этим правительство стремилось ослабить остроту аграрного вопроса во внут­ренних губерниях России, а следовательно, ослабить и революционные волнения. С другой стороны, переселяя часть крестьян на национальные окраины империи, цар­ское правительство хотело найти в их лице социальную опору.

На первых порах царизм ограничивался военными казачьими поселениями. В середине 60-х гг. XIX в. начинается переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России. Главное управление За­падной Сибири приняло в 1866 г. постановление, разре­шающее "водворение” переселенцев в казахские степи. Ряд положений реформы 1868 г., прежде всего объявле­ние казахских земель государственной собственностью, подготавливали условия для их экспроприации. Идеи о переселении не раз высказывали царские администрато­ры, а с активизацией аграрной политики правительства последовали конкретные шаги. Так, по инициативе воен­ного губернатора Семиреченской области генерала Г.А.Колпаковского и под его руководством в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”. По этим правилам, действо­вавшим вплоть до 1883 г., Пересе лещам предоставлялись большие льготы: их наделяли землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет, нуждающимся семьям выдавали ссуду. "Правила” 1883 г. (утверждены в 1885 г.) несколько урезывали привилегии переселенцев (на душу полагалось не 30, а 10 десятин), но предусмат­ривали другие стимулы. К этому времени в Семиречье уже чувствовалась ограниченность в земельных участках.

В правительственном распоряжении от 13 июля 1889 г. конкретно определялись районы переселения "сельских обывателей и мещан” в Тобольской и Томской губерни­ях, в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. Отдельные положения этого документа уточня­ли "Правила” 1891 г., по которым переселенцам-старо- жилам гарантировалась земля до 15 десятин на душу.

Переселение крестьян из внутренних районов обнажи­ло истинную суть колониальной политики царизма. Вме­сте с тем обнаружились последствия этой политики: для переселенцев отнимали земли кочевых казахов, последние стали выселяться из насиженных мест, царизм на счи­тался с интересами оседлых казахских аулов. Этот про­цесс углублялся из года в год и привел к непоправимым потерям в развитии скотоводства казахов. Только в 1855— 1893 гг. у казахов Акмолинской области было отнято более 250 тыс. десятин земли, для 11 тыс. русских семей было создано 24 села. В тот же период в Семипалатин­ской области у казахских крестьян было отнято свыше 33 тыс. десятин плодородной земли.

Особенно большой поток переселенцев направился в Семиреченскую область. В 1868—1880 гг. здесь обос­новались свыше 3 тыс. семей, из которых более 2 тыс. образовали селения, а свыше 1 тыс. — поселились в городах. Переселенческая политика захватила также Сыр- дарьинскую область, особенно Шымкентский, Ташкентс­кий и Аулие-Атинский уезды. В 1884—1892 гг. в обла­сти было образовано 37 поселков.

Положение казахского аула. С середины XIX в. рас­пространение капиталистических отношений в Казахста­не не могло не отразиться на хозяйственной жизни казахского аула и положении социальных групп. Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия. К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность.

Скотоводство, основанное на традиционной кочевой жизни, сохранилось в районах, примыкающих к Сырда­рье, в Центральном Казахстане, Бетпак-Дале, Мангыс- тау, Семипалатинской, Акмолинской областях и других районах. В северных краях Казахстана, куда был на­правлен многолюдный переселенческий поток, преобла­дающим становится земледелие, в то время как кочевое скотоводство принимает ограниченный характер.

Во многих байских хозяйствах кочевая жизнь сохра­нила свою роль. Но при этом хозяйство по составу скота и характеру землевладения уже сильно отлича­лось от прежнего кочевого хозяйства. Уменьшение числа лошадей и увеличение числа коров отражали изменения в хозяйстве, в том числе на сокращении кочевых марш­рутов; шел постепенный переход к полуоседлости и оседлости, в аул проникали капиталистические отноше­ния. Часть крупных хозяйств приспособилась к потреб­ностям рынка — разводила скот на продажу, занималась земледелием, использовала труд наемных работников.

Распространение капиталистических отношений и пе­реселение из центральных губерний русских и украин­ских крестьян влияли на развитие земледелия среди кочевых казахов. Они получили возможность постоянно обеспечивать аул зерном и семенами. Казахи стали по­степенно превращаться в народ с гораздо большей долей земледельческого населения, чем раньше. К тому же они владели древними традициями ведения земледелия в степных и пустынных засушливых районах. Развитие земледелия, конечно, было связано с природ­ными условиями. Достаточное сохранение влаги (к при­меру, по рекам Урал и Тобол) создало условия для использования казахами обыкновенной сохи. На юге существовало искусственное орошение, для развития кото­рого расширяли ирригационную сеть. В одном только Казалинском уезде Сырдарьинской области насчитыва­лось около 200 больших каналов протяженностью до 1300 верст, от которых отходили многочисленные мел­кие арыки (каналы). Сооружали и ремонтировали не только большие и малые арыки и отводы от них, но и мосты, шлюзы и плотины. Среди крупных оросительных сооружений были Чиилийский канал и Дирменозен — арык в долине Сырдарьи. Для полива посевов использо­вали черпак, вода из которого по деревянному желобу поступала в распределительный арык, а также чигирь. Кроме проса, пшеницы, ячменя и овса, на юге выращи­вали кукурузу, горох, рис, кунжут, картофель, лук и бобы. Баи, связанные со скупщиками-агентами россий­ских текстильных предприятий, занимались выращива­нием хлопка.

В долинах рек Сырдарьи, Сарысу, Ыргыза, Тургая, Жема (Эмбы) земледелие стало играть важную роль в жизни казахов. Обрабатывая с помощью орошения 15 000 десятин земли, казахские егинши и шаруа полу­чали до 1 млн пудов зерна.

Проведение царизмом политики насильственного захва­та общинных земель, усиление способов колониально­административного управления ускорили социальное рас­слоение казахских шаруа. Казахские шаруа, поселившие­ся или кочующие возле городов или русских поселений, стали втягиваться в рынок. Постепенно изменялись ста­рые способы ведения кочевого хозяйства.

С 70-80-х годов XIX в. обедневшие казахи в поисках средств существования стали уходить на горные выра­ботки или на предприятия в города. Сформировались казахские жатаки. По социально-экономическому поло­жению жатаки относились к формирующемуся сельско­му пролетариату. Отделяясь от своих соплеменников, они в сравнении с другими группами казахского аула были более близки к новому, передовому производству. Вместе с тем жатаки, с социальной точки зрения, стали менять свой облик. Порвав с родовой, патриархальной средой, они оказались восприимчивыми к явлениям клас­сового характера.

Развитие капитализма. Быстрое развитие производи­тельных сил в пореформенные годы и формирование всероссийского рынка повлияли на распространение капиталистических отношений в национальных регионах империи. В 30—50-х гг. XIX в. выявляются отдельные районы с богатыми природными ресурсами, и с каждым годом нарастает добыча угля, руд, свинца и соли.

С 60-х годов XIX в. российские промышленники стали вкладывать свои средства в организацию про­мышленного производства в таком богатом полезными ископаемыми крае, как Казахстан.

Строятся железнодорожные ветки, связавшие Казах­стан с другими районами империи. Наибольшей по про­тяженности стала Оренбургско-Ташкентская железная дорога. Через железнодорожные ветки с городами Рос­сии были связаны города Уральск и Петропавловск. Строительство железных дорог нарастает на рубеже века. Если в последние 10 лет XIX в. было построено 482 версты железных дорог, то за 5 лет XX в. этот показатель достиг 1818 км.

Сосредоточенные, в основном, в городах заводы и фабрики обрабатывающей промышленности были еще маломощными и плохо оснащенными. Работники, не вла­дея техническими специальностями, не могли выпускать качественную и в значительных объемах продукцию. Однако в конце века возникают крупные — с числом работников в 300—400 человек — предприятия. Среди них — Успенский рудник, Карагандинский угольный бассейн , Екибастузский ( Экибастуз ), Риддерский. В 1867 г. Баскун- чакское предприятие произвело около 55 тыс., а в 1900 г. — свыше 20 млн пудов соли.

Природные богатства казахской земли стали объек­том внимания также зарубежных предпринимателей. Спасско-Успенский, Атбасарский, Риддерский, Караган­динский и Экибастузский промышленные центры, не­сколько нефтепроизводящих центров были куплены за­рубежными капиталистами. Например, акции Спасского медного рудника перешли в руки промышленных соб­ственников США, Германии, Бельгии и Швеции.

Ускоренное освоение природных богатств, развитие денежно-товарных отношений открыли путь для органи­зации банков и кредитных учреждений. Отделения госу­дарственного банка возникли в хозяйственных и куль­турных центрах — в Уральске (1876 г.), Петропавловске (1881 г.), Семипалатинске (1887 г.), Омске (1895 г.), поз­же — в Верном (1912 г.). Открывались и другие банки и их отделения. Из 57-ти сибирских торговых отделений 7 открылись в Казахстане. По числу филиалов значи­тельное место в хозяйственной жизни края занял Рус­ский торгово-промышленный банк, а его отделения были организованы в городах Казахстана в начале XX в.

Торговля и города. Капиталистические отношения, воздействуя на казахский аул, поселения русских и украинских крестьян, с каждым годом оказывали все возрастающее влияние на объем, содержание и виды торговли. Влияние российского торгового капитала на жизнь отдаленных казахских аулов расширило хозяй­ственные связи и товарообмен между центральными районами империи и колониальным краем. В социаль­ной и хозяйственной жизни аула особенно большое развитие получила торговля скотом, превращение его в товар. К примеру, в 80-х гг. XIX в. ежегодно через Акмолинский, Сарысуский и Каркаралинский уезды в центральные районы России перегоняли до 60 000 го­лов крупного скота и 200 000 овец. Из Петропавловска по скотоперегонному тракту на Курган и Шадринск ежегодно перегоняли до 340 000 голов крупного рога­того скота и 550—600 000 овец и коз. Ставшие извест­ными в Казахской Степи торговцы скотом крупные купцы Ботов, Колосов, Жиряков и Скажутин каждый год скупали в богатых аулах десятки тысяч голов скота с последующей продажей их на рынках Средней Азии и России.

Торговали не только скотом. Во второй половине XIX в. в большом количестве доставлялись изделия текстильного производства из центральных промыш­ленных районов. Много товаров поступало из средне­азиатских ханств (медные кувшины, чайники, фрукты, орехи, миндаль и др.). Постепенно товары, сделанные на фабриках, вытеснили мелкие среднеазиатские изделия, заметно снизив их долю в торговле с казахскими кочев­никами. Ввозимые в большом количестве выделанные кожи и металлические изделия не только оживили вза­имовыгодную торговлю, но и увеличили количество ис­пользуемых в хозяйствах шаруа орудий труда. Казахс­кое население охотно раскупало украшения восточных и русских мастеров.

Особое место в развитии казахско-русских торговых связей заняли ярмарки. Конечно, дорог для доставки товаров явно не хватало. И все же в Казахской Степи, где городские центры еще только развивались, роль ярмарок в развитии торговли была велика. Первая ярмарка, открытая еще в 1832 г. в Букеевской орде, превратилась в крупный торговый центр Западного Казахстана. С середины XIX в. число ярмарок быстро возрастает. В 80-х годах только в Восточном Казахстане действовало свыше 70-ти крупных и мелких ярмарок.

Сравнивая положение в разных районах Казахстана, можно отметить особенно бурное развитие ярмарочной торговли на территории Акмолинской области. Боль­шинство крупных ярмарок располагалось в этой облас­ти: "Тайыншакел” — "Озеро Тайынша” (Петропавловс­кий уезд), Константиновке (Еленецкая), в городе Акмоле, Петровке (станица Атбасар). Сохранились сведения о товарообороте этих ярмарок: в 1875 г. на Тайынша- кольской ярмарке было продано 78 тыс. овец, на Кон- стантиновской — около 77 тыс. овец, на Петровской — 2 тыс. овец.

Одна из самых крупных ярмарок в Казахской Степи — открытая в 1848 г. в местности Талды-Коянды Карка- ралинского уезда Кояндинская ярмарка, называемая еще Ботовской (по имени основателя купца Варкава Ботова). Эта ярмарка, собирая купцов из Китая, среднеазиатских областей и стран, крупных торговых центров России, играла важную роль в хозяйственной и общественной жизни Казахстана. Масштабы торговли здесь иллюстри­руют следующие цифры. Если в 1880 г. сюда пригнано было свыше 256 тыс. овец, то в 1889 г. — 270 тыс. В Коянды не только торговали, здесь проводилось множе­ство игр, состязаний, в которых отличались народные таланты, здесь ежегодно встречались известные в Степи мастера искусств, а молодые получали возможность за­явить о себе публике.

Кроме названных крупных ярмарок, значительную известность имели Каркаринская (в Семиреченском уез­де), Уильская (в Уральской области), Чарская-Екатери- нинская (в Семипалатинской области). Содействуя раз­витию товарно-денежных отношений, ярмарки способ­ствовали улучшению товарности скотоводства, дальней­шему вовлечению казахского хозяйства в орбиту капи­талистической экономики России.

Большинство казахов-кочевников не понимали сущно­сти товарно-денежных отношений, не могли должным образом оценить свои товары в денежном выражении. Безденежные казахи брали часть продаваемых вещей в долг. В меновой торговле счет казахов шел на "токты” (годовалый баран) или годовалый "сек” (тучный баран). Взяв в долг мелкие предметы, кочевники во многих случаях попадали в кабалу, выплачивая неустойку к стоимости товара. Особенно неприкрытый грабительский характер имела развозная торговля в отдаленных аулах. Используя неосведомленность жителей аула, купцы на­значали бросовые цены на скот и изделия казахов и очень высокие — на свои товары. Равноправная торгов­ля отсутствовала. Так, за самовар, продаваемый в Рос­сии за 6—7 руб., отдавали 20—25 овец, т.е. целую отару скота. За бритву стоимостью 15 коп. требовали барана. К тому же завозимые в аулы товары зачастую были низкого качества.

С середины XIX в. в численности населения городов Казахстана, их социально-экономическом развитии про­изошли крупные изменения. К началу XX в. на казах­ской земле было уже 19 новых городов. По численности населения и социальному составу они были разнородны­ми. Часть их представляла мелкие поселения с немного­численным населением. Только в Акмолинской области число мелких городов достигло 20. По первой в России переписи населения 1897 г. в числе наиболее крупных городов Казахстана были Уральск с населением 36 446 жителей, Верный — 22 744, Семипалатинск — 20 216. К мелким городам относились Атбасар (основан в 1846 г.) — 3038 жите­лей, Кокпекты (основан в 1827 г.) — 2830, Тургай (основан в 1845 г.) — 896.

Население городов формировалось различными путя­ми: за счет приписанных в городское сословие переселен­цев, казахов, покидавших аулы, и за счет внутреннего демографического роста. Постепенное возведение в горо­дах промышленных объектов приводило к росту числен­ности рабочих и изменению их национального состава.

Рабочие в основном были сосредоточены в местах раз­вития горной промышленности. В данной отрасли в кон­це XIX в. насчитывалось 19 000, а к 1902 г. — почти 30 000 рабочих. По национальному составу большинство неквалифицированных рабочих составляли казахи, исполь­зуемые на черных работах. Многонациональный состав рабочих не мог не влиять на интернациональное содер­жание классовой борьбы последующих лет.

0 Вопросы и задания

1. Как можно охарактеризовать последствия переселения в казахские земли русских и украинских крестьян?

2. Как повлияло развитие капиталистических отношений на хозяйство казахского аула?

3. Что было причиной развития городов и торговли? Какую оценку можно дать уровню их развития?

Документы и материалы

Обман казахов купцами

Обманывать, обвешивать и обмеривать простодушных кир­гизов было общим правилом. Киргизы хорошо помнят и рассказывают, как один из них (торговец-татарин. - Ж К.) торговал серенками (спичками), которые он выдавал за "свя­щенный огонь”. Киргизы верили и покупали "священный огонь”, давая за коробку спичек по барану и даже более; другой, из будущих богачей, продавал киргизам. леденцы, выдавая их за отвердевшую слюну Магомета.

Киргизская степная газета. 1898, 31 мая.

Киргизы, лишившиеся скота, а также источников пропи­тания, покидая аулы, ищут работу. Киргизские жатаки обо­сновываются вблизи городов и поселений, нанимаясь на днев­ную работу.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Павлодар
Азия

К концу XIX века в пользу всех категорий переселенцев в четырех степных областях было изъято около 14 млн. десятин земли, что состави­ло 8,2% всей земельной площади края. В результате Столыпинских аг­рарных преобразований процесс изъятия земли у казахов-кочевников значительно интенсифицировался и приобрел массовый характер. До первой мировой войны всего было изъято у кочевого населения Казах­стана более 40 млн. десятин, что составило почти 20 % общей земельной площади региона.

Переселенческое движение не было равномерным в разные годы. Большинство мигрантов осело в Казахстане до 1908 г. Затем переселение пошло на убыль. В 1912 г. оно заметно возросло в связи с неурожаем и голодом в юго-западных регионах России, а с началом первой мировой войны резко сократилось [10].

В 1909 г. в Санкт – Петербурге была издана «Справочная книга для ходоков и переселенцев». О землях Павлодарского уезда в этой книге сказано: «Семипалатинскую область по природным ее условиям можно делить на две половины: северную - степную и южную – горную. К первой относятся Павлодарский и Семипалатинский уезды…. В Павлодарском уезде пригодных для земледельческого хозяйства является лишь правая половина этих уездов, считая таковую от Иртыша. В левой же половине очень много солонцов и хрящеватых степей, как бы усеянных мелким камнем: эта местность пригодна лишь для скотоводческого хозяйства…В двух названных уездах Семипалатинской области, кроме того, почти нет проточной воды, а живут при озерах или на колодцах».

Общее количество земель, изъя­тых в Казахстане для переселения, значительно разнится по разным сведе­ниям. Так, по данным, опубликованным в 1917 г. компетентным чиновни­ком переселенческих органов , в Степном крае к 1916 г. из 106 млн. десятин обследованных земель 30 млн. десятин, т. е. около одной трети, было отнесено к так называемым излишкам и предназначалось к изъятию у казахов. Однако по подсчетам , произведенным по «Об­зорам землеустройства и переселения за Уралом», за период гг. в Акмолинском, Семипалатинском и Тургайско-Уральском переселенческих районах реально было изъято 15,8 млн. десятин казахских земель.

Итоговая цифра составила 21десятин. Эти же данные приведены . Изъятые у местного населения земли составили 9 111 участков. Но на практике заселялись не все отведен­ные для переселенцев участки. Многие переселенческие участки планиро­валось заселить в будущие лет. Так, в Зайсанском уезде крестья­не, минуя выделенные для них участки, «устремились на поливные пашни в Китай». И таких случаев было множество. Очевидно, истинную площадь земель, занятых переселенцами, установить невозможно, особенно из-за большого количества самовольных поселений. Но помимо отмежеванных в переселенческий фонд земель, из землепользования казахов были исклю­чены земли для казачьих войск, под лесные дачи и другие казенные надоб­ности, под расположение городов и железных дорог. Общий объем изъятых земель вместе с переселенческим фондом составил более 45 млн. десятин.

В начале 1913 года были утверждены «Временные правила» о сдаче в аренду казенных участков земли в Сибири и Степном крае для создания здесь помещичьих хозяйств. С этого времени тысячи гектар казахской земли были отданы за бесценок в аренду русским купцам казахским баям, которые стремились закрепить за собой как можно больше земельных площадей в частную собственность. Захват земель приобрел массовый характер. Несмотря на ряд мер по охране интересов баев, существовало некоторое «расхождение» интересов эксплуататорской верхушки казахского общества с политикой царского правительства в земельном вопросе, что объяснялось стремлением байства к монопольной эксплуатации казахских трудящихся.

Для управления переселенческим крестьянским населением была принята система сельских старост и волостных управлений во главе со старшиной, а выше – подчинение участковым приставам, уездным начальникам и генерал-губернатору. Управленческий аппарат переселенческой деревни состоял из двух человек: старосты и писаря. В их компетенцию входили: раскладка по дворам налога, набор и отправка новобранцев, почтовая служба, разрешение бытовых конфликтов, поддержание порядка в селах. Все сложные и спорные вопросы разрешались на сходе жителей [10].

С 1897 по 1916 г. в четыре области степного Казахстана пересе­лилось 1,14 млн. человек. Наибольшее количество мигрантов - 731,5 тыс. человек (47 %) осело на территории Акмолинской обла­сти. В Тургайской области расселилось 199 тыс. человек (17,5 %), в Семипалатинской - 130,1 (11,4 %) и в Уральской области - 82 тыс. человек (7,2 %).

Как описано выше, переселение крестьян в Семипалатинскую область было до 1905 г. самовольным. Всего в этом году в области числилось 23 т. крестьян, что составляет 3,2% всего тогдашнего населения области (705 тыс. душ обоего пола).

В результате естественного прироста и, главным образом, вселения число это увеличилось через 10 лет в пять раз. По данным сельскохозяйственной переписи 1916 года, численность крестьянского населения в Семипалатинской области была следующая:

Все население в тыс.

В % ко всему населению

Как видно из приведенных выше данных, переселенческий фонд в Семипалатинской области к 1917 году был полностью использован. Вопрос об этом фонде и, вообще, о емкости Казахского края для вселения в него крестьян возбуждал всегда, несмотря на весь казенный оптимизм переселенческого ведомства, большие сомнения даже среди его чинов. С одной стороны пресловутые казахские «излишки» как будто бы говорили за то, что край еще долгое время может быть колонизуем. Эти излишки в 1917 году числились ведомством для всех Степных областей в 30 миллионов десятин. Однако, и опыт колонизации и исследования края говорили совсем другое. В силу почвенных условий ив виду крайне слабого водообеспечения, громадная масса упомянутых 30 миллионов десятин излишков могли быть использованы для переселения лишь 3-4 миллиона десятин [17].

В первые годы проведения реформы видно, что определения часть крестьянства европейской России связывала свои надежды на улучшение жизненных условий с переездом в Казахстан. Сокращение количества переселенцев иллюстрирует неудачный итог реформы. Об этом же говорит и значительный отток переселенцев. Так, от 20 до 34% переселенцев в гг. ежегодно возвращались обратно.

Неудачу потерпела и одна из идей реформы о разрушении общины и создании хуторских хозяйств. Сама идея о развитии фермерства в стране была позитивной. Но в условиях Казахстана, на неосвоенных землях, в крестьянской среде, наоборот, возросла роль общины как гаранта выживаемости. Печальным итогом реформы стало массовое обезземеливание казахского населения, обнищание, и, как следствие, возрастание социальной напряженности.

Надо сказать, что проблемы переселенческой политики широко об­суждались общественностью страны, что выразилось в массе публика­ций разного толка. Этот аспект как составная часть аграрной политики правительства весьма бурно дебатировался в Государственной Думе. Решение аграрного вопроса перекликалось с рассмотрением политичес­ких прав народов, населявших окраины Российской империи. Это объяс­нялось тем, что правительство видело возможность ликвидировать кре­стьянское безземелье в России путем массового переселения бедноты на восток. Интересы местных жителей не учитывались совершенно. О защите интересов как казахского населения, так и русских переселен­цев заявил на заседаниях I Государственной Думы (1906 г.) депутат от Оренбургской губ. , который обратил внимание, что «сотни тысяч киргизов являются безземельными в буквальном смысле слова, а если возьмем малоземельных киргизов, то их наберется не ме­нее миллиона».162 Часть правых депутатов, как, например, кн. Голицын, по-прежнему настаивала на «усилении всеми возможными способами пе­реселенческого дела». Против этого положения резко выступил Т. И. Се­дельников, который открыто сказал, что переселение разоряет как бед­нейшую часть тех крестьян, которые решились на переезд, так и тех местных жителей, у которых насильственно отобрали землю для этих переселенцев. И во II Государственной Думе (1907 г.) в центре обсуж­дения стоял аграрный вопрос. Часть правых депутатов выступила в за­щиту столыпнского закона от 9 ноября 1906 г. Однако депутаты от Казахстана противостояли этим взглядам. Депутат от Уральской облас­ти объявил Столыпина «противником всего за­конодательного собрания, всей страны и всего русского народа», ибо «правительство рекомендует переселиться и заселить киргизские зем­ли . нисколько не считаясь с последствиями своей политики». С кри­тикой методов переселения выступил член аграрной комиссии Б. Кара­таев, который назвал этот процесс как «насилие сильного над слабым» . В III Государственной Думе (1908 г.) казахское население было лишено даже представительства. Между тем, предыдущие думские дебаты о на­рушении земельных прав казахов настолько привлекли внимание, что бюджетная и переселенческая комиссии Думы внесли в правительство предложение о скорейшей разработке и принятии законопроекта о зем­леустройстве казахов. 166 До ввода в действие такого закона (который так и не вышел в свет) мусульманская фракция III Думы -Мамедова заявила, что переселение в Казахстан «во имя справедливости вековых прав киргизского населения на земле, находящейся в пользовании его, и гуманности» должно быть прекращено до тех пор, пока не будут устроены все коренные жители. Другие депута­ты напомнили о тяжелом положении переселенцев и прямо потребова­ли от правительства изменить переселенческую политику. Между тем, часть депутатов, защищая интересы правящих кругов, пытались изобразить картину в улучшенном виде.

С положением переселенческого дела в Казахстане во всех тонкостях был знаком известный казахский ученый, публицист и политический дея­тель . Он принимал деятельное участие в работе экспеди­ции , избирался депутатом I Государственной Думы. Почти во всех своих работах - научных монографиях или газетных статьях он рас­сматривал последствия крестьянской колонизации степи, отделяя от этого процесса собственно правительственную аграрную политику. С глубокой иронией пишет он о «ни в чем не сомневающихся людях», которые, сидя в Петербурге, играют землями Казахского края, «введя в практику за­чет нескольких десятин неудобной земли за удобную». Сопоставляя многочисленные факты переселения крестьян в засушливые степи и солонцы, предрекал, что «сочтены дни переселенческой политики правительства, предлагающего безземельному голодному народу безводные киргизские степи». Защищая интересы своего народа, он пи­сал, что «киргизы находят ненормальным то, что происходит в настоящее время при отрезке переселенческих участков. Производители работ замежовывают в участки наиболее ценные для скотоводства угодия: покосы, зимние пастбища, пашни, лучшие водопои. оставляют киргизам камни, солонцы, болота, безводные степи».

Наконец, официальными органами было признано, что переселение не сыграло той роли, которая ему отводилась. Комиссия по вопросам пересе­ления и колонизации в августе-сентябре 1917 г. обсудила положение пере­селенческого дела в стране и пришла к выводу, что «земледельческая коло­низация. пришла как бы в тупик. Настал конец старому благодушному переселению». Сам термин «переселение» предлагалось раз и навсегда заменить на «колонизацию». Колонизационная политика теперь исходила из общего плана оживления экономики страны, большую роль в этом должны были сыграть окраины. Решающее значение придавалось промышленной колонизации, что должно было поднять и сельское хозяйство. Переселяющийся элемент, по определению комиссии, должен быть вне сословий, об­ладать нужным запасом материальных средств, энергией и предприимчиво­стью. Известные события в октябре 1917 г. помешали осуществлению этого плана. Однако, очевидно, что Казахстан, как и другие окраины империи, ждала жестокая и прагматичная система колонизации, в которой даже не упоминал ось об интересах местного населения.

Хорошо известно, что аграрное переселение сыграло роль детонатора в социально-экономической сфере жизни Казахстана [9].

Как видно, царизм, проводя аграрно-колонизаторскую политику, прежде всего заботился об интересах пришлого русского населения, практически изгоняя казахов с веками насиженных мест, что особенно наглядно иллюстрируют архивные сведения, составленные правительственными чиновниками, которых трудно заподозрить в симпатии к жителям обширной степи. Нежелание правительственных аграрных комиссий, колониальных властей считаться с условиями развития основного источника существования большей части номадов-скотоводов, в конечном счете, послужило одной из главных причин начала восстания 1916 года и откочевки значительной части казахов в Синьцзян.

3.5 Последствия крестьянской колонизации

Изучение социально - экономических последствий крестьянского переселения в Казахстан было и остается одной из сложных проблем исторической науки. В большинстве исследований по истории пере­селенческого движения в Казахстан содержится односторонний под­ход в разрешении данной проблемы. Исследователи разных поколе­ний либо заостряли внимание на колониальном характере переселен­ческой политики царизма, либо исходили из преувеличения влияния переселенцев на социально-экономическое развитие казахов. Следуя исторической правде, необходимо признать, что переселение русских крестьян - противоречивый исторический процесс, не всегда имев­ший однозначно прогрессивные последствия в истории казахов. В нашей работе мы предпринимаем попытку объективного изучения последствий крестьянского переселения в Казахстан.

Значительное число приведенных нами выше фактов убеди­тельно доказывает, что процесс формирования переселенческих поселений сопровождался насильственной экспроприацией казах­ских земель.

Крестьянское переселение, достигшее небывалых размеров в период Столыпинской аграрной реформы, ставило порой в затруд­нительное положение царских чиновников. В условиях последовав­шей массированной колонизации они не могли и не хотели вникать в земельные нужды автохтонных жителей. Образование переселен­ческих участков требовало времени, средств и содержание в соста­ве комиссии определенного штата квалифицированных техников съемочного дела. Однако, в действительности, «о какой либо систе­ме, планомерности работ, предварительной рекогносцировке мест­ности при таком техническом составе нечего было и думать». Эти и другие фактические данные доказывают, что массовое изъятие земли, не могло положительно отразиться на развитии земледелия у казахского населения, поскольку у них в первую очередь отторгались участки, удобные для землепашества [1]. Это доказываю слова известного исследователя Ядринцева: «По отношению к распределению землевладения замечается повсюду факт перехода лучших земледельческих угодий, сенокосов, наконец, рыбных ловель к русским» [25].

А Т. Седельников писал, что «…стремление к оседанию на севере у значительной части кочевников теперь уже неоспоримый факт, но ему препятствует отсутствие достаточного количества необходимых для того пахотных и сенокосных угодий» [20].

Новый подход к изучению научного исследования нового времени позволил отказаться от прежних его трактовок. В этой связи заслу­живают внимания труды Ядринцева, Потанина, Коншина и ряда других авторов, к исследованию которых мы часто обращаемся в нашей работе.

Традиционный подход, сложившийся в исторической науке предполагал, что развитие земледелия в Казахстане обусловлено переселением русских крестьян. Авторы извест­ной теории «земельной тесноты» связывали с царской колонизаци­ей появление новых производительных сил в казахском сельском хозяйстве конца XIX - начала XX в. Критикуя сторонников вышеназ­ванных теорий, писал: «Концепция до предела проста, как равно и до предела алогична: не будь «примера» русских пере­селенцев - с одной стороны, не будь изъятий земель из пользования казахов, в результате чего возникла «земельная теснота», - с другой, природные «номады» - казахи никак бы «не догадались» развивать сенокошение и земледелие, переходить к оседлому образу жизни. Такие утверждения предполагают глубоко колонизаторские пред­ставления о казахском народе как неспособном к самостоятельному развитию». Суть теории «земельной тесноты» состоит в безоговорочном признании царского господства в Казахстане колонии как исключительно прогрессивного явления, приносившего «некультурным» казахам «культуру». В целях оправдания царской земельной политики в Казахстане признавалось «некультурным» ведение кочевого скотоводческого хозяйства. Существование с древних вре­мен кочевого животноводства у казахов обусловлено рядом эконо­мических и природных условий. Правомерно поставить вопрос о том, что для перехода казахского кочевого хозяйства к более совершенным формам важно не только изменить, формы землепользова­ния, но и экономические условия животноводства. Колониальное Господство России в Казахстане, особенно ярко проявившееся пос­ле крестьянского переселения, представляло собой экономическую реакцию. Трудно говорить о содействии российского правительства в развитии земледелия в крае, если среди пришлого населения встречался «особый тип переселенца, который вовсе и не думает о прочной оседлости, следовательно, не имеет надобности заботиться о земле. Когда истощится надел, он будет арендовать киргизскую землю, когда истощаться в округе и киргизские земли, - он переселиться еще куда-ни­будь». Арендные методы хозяйствования, практиковавшиеся, в осо­бенности в первые годы водворения русских крестьян, нанесли большой урон развитию земледелия в изучаемом регионе [21].

Переселение в Семипалатинскую область было подчинено об­щим принципам колонизации. В отличие от других областей Казахстана, Семипалатинская область, была менее подвергнута казачьей и крестьянской колонизации. Работа над «Материалами по земельному вопросу в Ази­атской России» под редакцией и данными сельс­кохозяйственной переписи 1916 года позволили выявить следую­щую закономерность: чем меньше был процент изъятых земель, тем быстрее развивалась казахское земледелие. Эта закономерность слу­жит доказательством того, что царская колонизаторская политика мешало прогрессивному процессу перехода казахов к оседлому зем­леделию. так это описывает: «…изъятие лучших земель казахов в переселенческий фонд, не только форсировали обособление землепользования, развитие казахского земледелия и переход казахов к оседлому образу жизни, а, наоборот, тормозили эти прогрессивные процессы» [7]. Это явление выразительно подтверждают данные следу­ющего подсчета:

% земель, изъятых у казахов, к общей земельной площади

Рост земледелия казахов к 1916 г. против

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Речь пойдёт о истории ПОЯВЛЕНИЯ государства "Казахстан" и т.н. "казахов".
lsvsx April 18th, 2019


Сегодня наконец выкладываю материал, который был заготовлен ещё давно. Как понятно из названия, речь пойдёт о появлении государства "Казахстан" и т.н. "казахов". Вопросов уже может возникнуть немало: почему "появление", а не возникновение государства и почему "т.н. казахи". Раскладываю.

Для чего всё это

Если честно, то я уже сыт свидомой незалежностью по краям России. НАТО и притеснения русских в Прибалтике, агрессия Грузии, возрождение нацизма на Украине, самодурство в Средней Азии - всё это порядком надоело. Можете считать это криком души и, заодно, историческим экскурсом в недалёкое прошлое и латание ваших пробелов в фактологии.

Про хохлов сказано уже немало, сейчас только самые упоротые рагули верят в то, что они выкопали Чёрное море, являются потомками белых людей с Сириуса и вели пунические войны с Карфагеном в античные времена. Более-менее, кто ещё в адеквате, конечно же в это не верит, плюс ко всему понимает, что до революции никакой Украины не было и не было национальности "украинец". По этому факту у нас на сайте есть много материалов: статей, видео, копий дореволюционных документов и прочего. Была Малороссия, Новороссия. Украины не было. Соответственно, и национальности "украинец" тоже не было. Это логично.

Настало время Казахстана. Всё бы ничего, но вот только елбасы задумал в тяжёлое для России время повернуться к нам задом. Когда весь мир желает дальнейшего развала нашей страны, елбасы захотел заменить кириллическую азбуку на латиноидную: politikus.ru/events/93183-nazarbaev-poru chil-perevesti-kazahskiy-alfavit-na-lati nicu.html Реверанс и поцелуй в пятую точку всего Запада, не иначе. Поэтому у меня немного подгорело и я решил поделиться информацией, которую некоторое время держал и не хотел выкладывать, чтобы не ранить нежные чувства местечковых националистов-русофобов, серьёзно окопавшихся на нашем сайте и не упускающих возможности, время от времени, излить русофобские комментарии.

Содержание статьи

Данная статья будет состоять из большого количества информации, которую я сам нарыл, переработал и привёл в удобоваримый вид. У кого-то эта информация сорвёт башку, а кто-то примет к сведению. Ещё раз напоминаю - данная информация взята из открытых источников, это объективные исторические данные. Ничего мной лично не выдумано. Эта статья опубликована без цели вызвать межнациональную вражду, а лишь, собирает все факты об историческом прошлом.

Казахстан – до 1936 года был КазаКстан, т.е. казацкий стан. В феврале 1936 году Постановлением ЦИК и СНК КазаКской ССР ”О русском произношении и письменном обозначении слова ”казак” сказано, что последняя буква ”к” заменяется буквой ”х”. В соответствии с этим писать надо было не ”казак” и не ”Казакстан”, а ”казах” и ”Казахстан”. И что в состав теперешнего Казахстана вошли земли сибирских, оренбургских и уральских казаков.



До 1936 года в мире не существовало не только государства ”Казахстан”, но и не было казахов как нации вообще. Было общее понятие – киргизы (кстати, про киргизов мы будем говорить много). Так назывались орды кочевников от Каспия до Алтая. Среди этих орд был один род под названием ”казах”, кочевавший между озерами Зайсан и Алаколь у самых границ Китая. И вот вдруг этот никому не известный род превращается в национальную республику с территорией в десятки раз превосходящую территорию ”титульной” киргизской нации и второй после России.

На границах Дикого Поля (географическое название, укоренившееся за казачьей степью в XVI веке) с запада стояло Уральское казачье войско, с севера – Оренбургское и Сибирское, с востока Семиреченское войско. Казачьи войска зорко стерегли свои земли от непрошеных гостей. В степь на недели уходили дозорами казачьи сотни и стоило только появиться в русских пределах бродягам со своими стадами, как их нагайками гнали вплоть до Арала и Балхаша.



До горбачевской перестройки проблемы наций и народностей в Советском Союзе мало кого особенно волновали. Была общность людей ”советский народ”, все жили ”в единой семье братских народов”. Жили до тех пор, пока Ельцин не ляпнул: ”берите суверенитета столько, сколько проглотите”. И взяли, и проглотили, не подавились. Теперь уральские, семиреченские, частично сибирские и оренбургские казаки стали подданными ”хана” Назарбая и угнетенной нацией.

Уральцы пишут Президенту РФ и парламентариям России о том, что в результате антигуманной национальной политики казахстанских властей происходит изгнание ”некоренного” русскоязычного населения не только за пределы Казахстана, но и из всех сфер жизни и деятельности. Казахстан уже покинуло 3,5 миллиона человек, что составляет 25% всего населения республики. В 2000 году республику покинули еще 600 тысяч человек. Резко ухудшилось социально-экономическое положение русских, растет безработица, закрываются русские школы и культурные учреждения, в казахских школах фальсифицируется история России. И тем не менее, несмотря на гнетущую обстановку, уральские казаки не хотят покидать могилы своих предков, свою землю, политую потом и кровью их отцов и дедов.



Декретом ВЦИК и СНК от 26 августа 1920 года Уральская казачья область переименована в губернию и включена в состав автономной Киргизской республики; 5 апреля 1925 года декретом ВЦИК и СНК Кирреспублика переименована в Казакскую Советскую Социалистическую Республику. Отныне киргизы будут именоваться «казак-киргизами». В 1925 году правителем республики Казакстан становится Шая Голощёкин – один из главных убийц царской семьи в Екатеринбурге. За 7 лет правления Шаи треть казак-киргизского народа вымерла от голода в первые годы коллективизации в Казакстане. В феврале 1936 года издано постановление ЦИК и СНК Каз.ССР «О русском произношении и письменном обозначении слова «казак». В постановлении сказано, что последняя буква «к» заменяется буквой «х». В соответствии с этим писать теперь надо не «казак» и «Казакстан», а «казах» и «Казахстан».



Неужели националисты с окраин настолько тупы, что не могут прочитать об этом в Википедии? Данная информация ни для кого не секрет, даже, Википедия это подтверждает, я уж не говорю про другие исторические документы.

От печенегов, через киргизцев и до казахов

Большая часть националистически настроенной общественности оперирует тем фактом, что мол, на территории Казахстана раньше была древняя цивилизация. Мол, русские тут ни при чём. Я вам открою секрет: на территории почти всей Земли ранее были какие-то цивилизации. Однако, нынешняя Италия - это не прямой потомок Древнего Рима или современная Мексика - это не прямой потомок цивилизации ацтеков. Так и Казахстан - не прямой потомок тех цивилизаций, которые находились на его территории (а вот здесь большой вопрос - чья это территория).

Если слушать свидомых казахов, то можно узнать, что казахи это чуть ли не потомки самого Чингизхана. Весь "казахский народ" состоял из каких-то кочевых кланов, называемых "шузами". Если казахи - кочевники, то откуда тогда на территории нынешнего Казахстана находят древние города, построенные якобы древними казахами. Кочевники не строили городов. Либо это строили не "казахи", либо это фальсификация истории. Да и вообще, выше мы уже выяснили, что казахи появились в 1936 году.

Если копнуть глубже в историю, то мы узнаем, что на Руси предками казахов - это были печенеги. Да-да, именно те кочевые дикари, которые постоянно устраивали набеги на русские земли, убивали людей, сжигали посевы и продавали в рабство пленников. Здесь снова никакого секрета нет, всё есть в Вики.



Все исторические реконструкции показывают, что печенеги антропологически похожи на нынешних казахов - коренасты, смуглы, узкие глаза, эпикантус. Территория, на которой они обитали - нынешний Казахстан: coollib.com/b/276658/read

Шло время, варяжская Русь Рюриковичей развивалась, переживала свои лучшие и худшие времена, сменилась романовской Россией и всё также пыталась находить общий язык с южными соседями, которые никак не хотели жить в мире.

Об этом однозначно напоминает нам Александр Сергеевич Пушкин в своём бессмертном романе "Капитанская дочка", данный роман классифицируется как исторический, т.к. большое количество фактов взято из реальности того времени. Кто читал и кто помнит? Вернее, кто знает, что я сейчас имею в виду? А вот мало кто и внимания обратил при прочтении.

Цитирую великого классика:

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи.

«Час от часу не легче! — подумал я про себя, — к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей. »

«Я слышал, — сказал я довольно некстати, — что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». — «От кого, батюшка, ты изволил это слышать?» — спросил Иван Кузмич. «Мне так сказывали в Оренбурге», — отвечал я. «Пустяки! — сказал комендант. — У нас давно ничего не слыхать. Башкирцы — народ напуганный, да и киргизцы проучены. Небось на нас не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню».

В Белогорской крепости служит главный герой романа, Петр Гринев. Белогорская крепость находится в Оренбургской губернии, в 40 верстах от Оренбурга. Начальником крепости является капитан Миронов. В романе "Капитанская дочка" - это место, где разворачиваются основные события произведения.

Ещё? Читайте и ищите сами про киргизцев smile Выше я говорил, что к киргизам мы ещё вернёмся не раз, вот и ещё один раз. Напомню, что все кочевые племена южнее Оренбурга назывались "киргизами" или "киргизцами" по лексикону того времени. Башкиры были, а казахов не было, вот уж тюркская родня biggrin



Это карта: Уфа, Оренбург и Казахстан с киргизцами из романа Пушкина. Там, где-то недалеко от Оренбурга, находится Белогорская крепость.

К чему я это? Казахов не было. Они не упоминаются как "казахи", а лишь как "киргизцы". В то время все среднеазиатские кочевые племена назывались "киргизцами". И в то время с ними приходилось воевать. И не только во времена Пушкина с ними воевали, войны шли и в ХХ веке. Этим любят оперировать либероиды и западные русофобы, засоряя мозги неонационалистам.

Вот пример. Поискал я материала на ютубе по данной теме. Наткнулся на видео казахской "Радио Свободы", у них она называется "Радио Азаттык", по логотипу вы её узнаете.



В этом ролике рассказывается с примерами, нелепыми скриншотами с нарисованной статитикой про миллионы загубленных и пр. и выступлениями неполживых казахстанских учОных о том, как Российская Империя устраивала геноцид казахов в 1916 году. Все svidomye kazahi знают, что их цивилизация насчитывает пару тысяч, а может, сотен тысяч лет, и поэтому всё нормально, что в 1916 её притесняла русня. В их мировоззрении это нормально укладывается.

Однако, стоит немного копнуть и всё рассыпается на мелкие кусочки.





Я выделил дату, 1916 год, и населённые пункты: Пишпек и Беловодск. Прочитайте внимательнее название первого города smile Пи-шпек. Бишкек! Дореволюционный Пишпек - это Бишкек - нынешняя столица Киргизии. Вся иформация - для вашего внимания, бесплатно и круглосуточно на Википедии: про Пишпек (ru.wikipedia.org/wiki/Бишкек) - старое название Бишкека и про киргизский Беловодск (ru.wikipedia.org/wiki/Беловодское_(Чуйс кая_область)). Снова русские варвары понастроили своих городов.

Казахстанские свидомые учОные и "Радио Атталык" оперируют данными из Киргизии, фальсифицируя тем самым факты. Хотите ещё доказательств, что речь идёт о киргизцах? На скрине я выделил буквы "ЦГА КФФД КР" - Центральный государственный архив кинофонофотодокументов Киргизской Республики, вот его сайт: archive.kg/state/kffd.html

Казахов в 1916 году не было и современным казахским учОным приходится использовать данные из Киргизских архивов, потому что тогда были "киргизцы".

В конце этой убогой видео-поделки идут такие титры:



Цитирую: "В фильме использованы материалы Центрального государственного архива и. " - так, какого же архива? Скромно умолчали, чьими данными пользовались во время клепания своего лживого мифа. Оно и понятно, т.к. использованы архивы Киргизии, а не Казахстана, потому что в то время никакого Казахстана не было, самих казахов не было и никакого т.н. "геноцида казахов" также не было. Но националистическая биомасса должна схавать, думать, смотреть и анализировать она не привыкла.

Да, кстати, в видео говорят о геноциде казахов в 1916 году, что русня убила 300000 (триста тысяч казахов), приводится вот этот документ. Правда в нём написано про восстание и ликвидацию 138 человек. Однако, непонятные документы, рассказы про многие тысячи жертв, искажение истории хватает современному человеку, чтобы изменить восприятие и заложить ложные ценности.

В сети полно материала против Российской Империи, СССР, а теперь и нынешней России. Во все времена враги Земли Русской хотели по частям её дробить и расчленять, им это удаётся. Малые народы, которые получили доступ к цивилизации и цивилизованности забывали все щедрые дары и всячески подпевают западным русофобам и повторяют сказки о своей древности и великой истории прошлого.

1. Казахстан появился в 1936 году.
2. Казахи появились в 1936 году, до этого все "наши" среднеазиаты были "киргизами".
3. Все свидомые с Казахстана - русофобы и обманутые националисты (аналог с Украиной).
4. Все остальные, в том числе и русские, которые верят в древнюю историю Казахстана - также обмануты.
5. Полоумные нацисты-русофобы будут блокироваться.

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

ответ: краткое содержание

на корсике есть местность под названием маки, которая является родиной «корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием». земледельцы регулярно поджигают участки леса, чтобы получить «хороший урожай на земле, удобренной золой сожженных деревьев». непотревоженные корни деревьев пускают весной густые побеги, которые быстро вырастают, образуя густые заросли – маки. в такой чаще без труда можно долгое время скрываться от правосудия, имея в запасе лишь самое необходимое.

маттео фальконе был «довольно богатый человек по тамошним местам», чей дом стоял в полумиле от маки. он жил комфортной жизнью «на доходы от своих многочисленных стад», и даже среди местных жителей, с детства обученных стрелять, слыл отменным стрелком. своей удивительной меткости фальконе был хорошо известен в этих краях. кроме того, он считался хорошим другом и «жил в мире со всеми в округе порто-веккьо».

однажды утром фальконе с джузеппой отправился проверить стада, оставив десятилетнего сынишку фортунато стеречь дом. в отсутствие родителей мальчик лежал на солнцепеке, строя планы на ближайшее будущее и предаваясь мечтам.

неожиданно отдых фортунато был нарушен ружейными выстрелами, которые раздавались все ближе и ближе. вскоре перед глазами мальчика «показался человек, покрытый лохмотьями, обросший бородой». раненый в ногу незнакомец оказался бандитом по имени джаннетто санпьеро, который пытался скрыться от правосудия в маки. он попросил мальчика укрыть его, но тот не соглашался. лишь при виде серебряной монеты фортунато решил разбойнику, и спрятал его стоге сена.

вскоре пришли солдаты под командованием теодоро гамба – сержанта, который «приходился дальним родственником фальконе». это был отважный вояка, настоящая гроза всех бандитов, которых он немало переловил на своем веку.

гамба принялся расспрашивать мальчика, но тот, приняв простодушный вид, отвечал, что никого не видел. тем не менее, опытный сержант был уверен, что джаннето находится где-то поблизости – раненый, он не мог далеко уйти, да и следы крови обрывались возле дома маттео.

над всеми угрозами гамба мальчик лишь посмеивался, и откровенно «ехидствовал над замешательством вольтижеров и дядюшки». видя, что силой от фортунато ничего не добиться, сержант «решил сделать последнюю попытку и испытать силу ласки и подкупа». он предложил мальчику собственные серебряные часы в обмен на информацию о преступнике. гамба принялся красочно расписывать, сколько зависти у сверстников вызовут роскошные часы, и фортунато в этот момент «походил на кота, которому подносят целого цыпленка».

соблазн был столь велик, что мальчик не выдержал, и пальцем указал на стог сена, в котором скрывался джаннетто. получив заветные часы, он тут же подальше отбежал от стога снега, который уже обыскивали солдаты.

разбойник попытался было оказать сопротивление, но рана на ноге была слишком серьезной, и он, обессиленный, упал навзничь. солдаты, не мешкая, связали его по рукам и ногам. джаннето презрительно посмотрел на мальчика, и не обратил внимания на монету, которую тот ему кинул.

солдаты принялись готовить носилки, чтобы перенести раненного разбойника, и в этот момент во дворе появился маттео с . в первую секунду мужчина подумал, что это его пришли арестовывать, но тут же успокоился – совесть его была совершенно чиста.

сержант, увидев маттео с ружьем наготове, решил, что разбойник – его родственник, и он намерен его защищать. гамба осторожно подошел к вооруженному маттео и рассказала ему все, как было. он лишь схитрил, когда сказал, что преступника удалось найти смекалке фортунато, за которую мальчику следует преподнести «в награду хороший подарок».

при виде маттео джаннетто «как-то странно усмехнулся», плюнул в сторону порога и выкрикнул, что это «дом предателя». за подобное оскорбление маттео отплатил бы кровью, но он лишь побледнел и поднес «руку ко лбу, как человек, убитый горем» – он все понял.

фортунато, увидев разгневанного отца, принялся рыдать, но тот был неумолим – его сын оказался первым предателем в роду фальконе. не смягчили суровое сердце и отчаянные мольбы джузеппы. маттео отвел мальчика в маки, и велел молиться, после его одним метким выстрелом убил его.

Читайте также: