План по сбору налогов

Опубликовано: 17.05.2024


В федеральной Торгово-промышленной палате 17-19 ноября 2020 г. прошёл Всероссийский налоговый форум.

Участвовали руководитель ФНС России Даниил Егоров и его заместители, президент ТПП РФ Сергей Катырин, ведущие налоговые эксперты страны и представители бизнеса.

Компания «Градиент Альфа» в 10-й раз является генеральным партнёром этого масштабного мероприятия. И организатором сессии для собственников, руководителей, финансовых директоров и главбухов.

По понятным причинам количество очных участников в этот раз было сильно ограничено. Большинство (свыше 5000 человек) смотрели в онлайне.

Руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» Виталий Цветков рассказывает главное с мероприятия.

Практика против теории

«Градиент Альфа» провела в рамках форума сессию «Налоговое планирование – 2021. Новые возможности и ограничения».

«Налоговых возможностей по-прежнему много, а ограничения связаны с тем, что активность налоговой службы в отношении проверок и контроля за бизнесом продолжает расти, — сказал во вступительном слове модератор нашей сессии, руководитель АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин. – Из-за коронакризиса бюджеты всех уровней сильно потратились на поддержку населения и не очень сильно – на поддержку пострадавших отраслей. Дыру приходится латать ростом налоговых доначислений.

Планы по собираемости налогов по моим сведениям из-за влияния пандемии не изменились.

К тому же во многих городах и областях поменялось руководство региональных Управлений ФНС и территориальных инспекций. В частности, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область пришли выходцы из Москвы, которые и работать стали «по-московски».

Проверки стали проводиться там, где их не было: практика показывает, что налогоплательщиков вызывают в налоговые инспекции и спрашивают про контрагентов третьего-четвертого-пятого уровней от проверяемых юрлиц. Стали проверять технические компании. Казалось бы, что взять с однодневок? Цель – сформировать доказательную базу для других мероприятий налогового контроля, выявить бенефициаров налоговых схем, выполнить KPI. А ещё в таких компаний есть директор и учредитель, у которых, возможно, есть какое-то имущество. Его можно взыскать при банкротстве и привлечении к субсидиарной ответственности. Или они могут указать на тех самых бенефициаров.


Председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин
и заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин

Презентация Павла Гагарина, «Градиент Альфа». Что будет с налогами в 2021 году

Налоговые органы активно работают с информацией, собранной во время моратория на проведение проверок. По данным Павла Гагарина, готовится новый пласт проверок среднего бизнеса, для чего создаются специальные инспекции. В команде инспекторов, выезжающих на налоговые проверки, могут быть представители других регионов – так было, когда в команде проверяющих московской компании были налоговики из Астрахани. Внедряются новые цифровые технологии налогового контроля. Продолжается война с дроблением бизнеса.

Усиливается контроль над расходами домохозяйств. Это заход на бизнес с тыла. Инспекторы будут смотреть, какие расходы несёт семья владельца бизнеса. И если расходы более чем на 20% превышают доходы от основного бизнеса, значит, у ФНС будет повод начать проверку.


Выступление руководителя ФНС России Даниила Егорова на пленарном заседании форума

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин многое из этого опроверг и назвал страшилками. Он сказал, что впервые слышит о создании специальных налоговых инспекций для среднего бизнеса (по аналогии с инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам). При этом в кулуарах мероприятия налоговики не спорили с тем, что такие подразделения в ИФНС всё же создаются. Да, пока это не инспекции в традиционном формате, но сути дела это не меняет.

Рост проверок там, где их никогда не было, Дмитрий Сатин назвал неправдой. «В связи с коронакризисом был наложен мораторий на проведение проверок. Необходимости выезжать сейчас нет, у нас достаточно технических возможностей, чтобы проводить анализ удалённо. Количество выездных проверок сокращается последние годы примерно на 30% в год. В этом году сокращение составило 42%». По итогам нынешнего года будет 5200 выездных налоговых проверок, в прошлом году их было 9000, а в 2010-м – 70 000. По его словам, сегодня проверяется лишь одна компания из каждых 10 тысяч.

Налоговик также отрицает, что у ФНС есть планы по сбору налогов в этом году, а также что служба инициирует «новый пласт проверок среднего бизнеса».

По реакции людей в зале было понятно, что всё не так радужно, как описывает чиновник.

Дмитрий Сатин также усомнился в «случае с Астраханью»: «Выездная проверка открывается инспекцией по месторасположению компании. Это не могут быть массовые случаи. Мы говорим о проверках компаний, которые используют схемы, компаний, которые знали, что контрагент «не живой», а используется для уклонения от уплаты налогов».

Однако общественный омбудсмен по налогам и аудиту Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Маргарита Дружинина опровергла опровержения. Она привела ещё один кейс, тоже с Астраханью, но уже из своей практики: «У рыбной компании, у которой есть также несколько магазинов по продаже улова в столице, в течение года с ФНС проходил мирный цивилизованный диалог. И вдруг резко началась выездная проверка с обвинением в дроблении бизнеса. В один день в разные офисы приехали инспекторы. В головной офис приехали 20 человек, но только один из них показал «корочку» ФНС. А кто были остальные – неизвестно. Не исключаю, что конкуренты, которые, таким способом, получили доступ ко всем документам, ко всем серверам. Это трэш. В этой ситуации может помочь звонок бизнес-омбудсмену, потому что никакие жалобы тут не помогают – налоговые органы делают на такие жалобы отписки. А нужно «загонять» проверяющих в рамки закона».


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева рассказала, что объем жалоб на налоговые органы составляет 13% от всех обращений к Уполномоченному. Она рассказала о защите прав предпринимателей по налоговым делам, инструментах защиты предпринимателей в рамках деятельности Уполномоченного. В функционал бизнес-омбудсмена входит участие в налоговых проверках, представление интересов предпринимателей в судах в качестве третьей стороны. Вмешательство Уполномоченного помогает с большей долей вероятности избежать заключения под стражу по уголовным делам о неуплате налогов и заменить это на более мягкую меру пресечения.

Создать более благоприятный деловой климат, по словам Татьяны Минеевой, помогает объединение бизнеса в отраслевые ассоциации: «Я сужу по близкой мне бьюти-индустрии в Москве. Важно, что власть теперь не может принимать решения, не согласовав их с профессиональным сообществом».

«То, что мы услышали сегодня, лишний раз подтверждает, что налоговые органы и предприниматели видят ситуацию по-разному. Как будто они на разных планетах». У одних – цифровизация ради упрощения и удобства работы налогоплательщиков, предвзятости быть не может, так как автоматизация чисто технически не позволит выходить за рамки закона. А у других на практике гораздо более суровые реалии, — подвела итог первого блока круглого стола столичный общественный омбудсмен по налогам Маргарита Дружинина.

«Видимо, это как в советские времена – «перегибы на местах». У территориальных инспекций, к которым, по нашей практике налогового сопровождения, всё же спускаются планы и KPI… На «земле» всё не так, как говорят в центральном аппарате» — добавил Павел Гагарин.

О ключевых налоговых изменениях

Генеральный директор «Градиент-Альфа-АУДИТ» Татьяна Ильинова посвятила своё выступление ключевым изменениям налогового законодательства: «ФНС планирует внести все данные физических лиц в единый реестр. Я думаю, что реестр станет эффективным инструментом по администрированию НДФЛ. Ведь в реестр попадут данные о собственности граждан, об их расходах и доходах, о банковских счетах. Не исключаю, что через несколько лет инспекторы начнут приходить к гражданам с вопросами на основе анализа реестра».


Среди других важных изменений – теперь НДФЛ с выявленной серой зарплаты обязан платить работодатель, его нельзя будет предъявить на сотрудника.

Кроме того, в качестве антикризисной меры поддержки малого и среднего бизнеса правительство снизило страховые взносы в 2 раза. Со следующего года ставка НДФЛ по зарплатам выше 5 млн рублей увеличивается на 15%. Такое же увеличение коснётся и ставки регресса по страховым взносам.

Татьяна Ильинова напомнила, что с 7 ноября 2020 года вступил в силу новый порядок формирования реестра МСП, и призвала представителей бизнеса проверить, соответствуют ли они новым условиям. Что касается стоимости патента, то его можно проверить через специальный сервис на сайте ФНС.

Роман Самилло, заместитель руководителя Департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» рассказывал об отказе налоговых органов от налоговой реконструкции при применении статьи 54.1 Налогового кодекса.

«Статье 54.1 больше трёх лет, но споры не угасают. Если проанализировать судебную практику, то мы убедимся, что самая массовая категория дел касается не проявления должной осмотрительности


Мария Степанова («Квайссер Фарма») и Роман Самилло («Градиент Альфа»)

Эксперт по управлению налоговыми и правовыми рисками АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Гераскина привела статистику по созданным и закрытым компаниям с начала года: «На одну созданную компанию мы имеем две закрытых. Львиная доля исключенных из ЕГРЮЛ – те, которых удалила сама ФНС».

Эксперт напомнила о негативных последствиях закрытых компаний. Среди них: дисквалификация директора и учредителя, блокировка банковского счёта и уголовная ответственность. Что касается размера взысканных средств в рамках субсидиарной ответственности, то он растёт год от года. Так, в 2015 году размер субсидиарной ответствености составлял 3,1 млрд рублей, а в этом году – уже 136,7 млрд рублей.

Презентация Татьяны Гераскиной, «Градиент Альфа». Ликвидация бизнеса: как можно и как нельзя

Среди других неприятных нововведений – Верховный суд РФ разрешил привлекать к субсидиарной ответственности наследников должника и его близких родственников.

Управление налоговыми рисками: практика компаний

Управляющий партнёр инжинирингового холдинга «Спектрум» Владимир Иванов рассказал о созданной в его компании корпоративной системе управления налоговыми рисками:

«Встречные проверки – самый частый инструмент налогового контроля в России. Поэтому мы обучаем людей ходить на допросы и выстраивать линию защиты, оказываем психологическую и юридическую поддержку. Помните, что методы работы ФНС становятся всё более и более изощрёнными».


Управляющий партнёр инжинирингового холдинга «Спектрум» Владимир Иванов (в центре)

Главный бухгалтер «Квайссер Фарма» Мария Степанова также дала рекомендации собственникам, руководителям, финансовым директорам и главбухам. Она призвала уделять пристальное внимание первичным документам, изучать нормативную базу и разъяснения Минфина и ФНС, судебную практику и ключевые тренды.

Презентация Марии Степановой, компания «Квайссер Фарма». Управление рисками

«И не бойтесь спорить с инспекторами. У нас есть положительная практика урегулирования вопросов в нашу пользу. Мы выигрывали дела. Да, это долго и сложно, но делать это необходимо. Ведь некоторые инспекторы ФНС часто действует по принципу «наложим штраф, а потом – будь что будет, оспорят – так оспорят. Дальнейшее их не касается. И не забывайте, что бухгалтерия – зеркало бизнеса. Если там нет порядка, то нет порядка и в самом бизнесе. И наоборот».

На пленарном заседании форума руководитель ФНС России Даниил Егоров выступил с обширным обзором о трансформации Федеральной налоговой службы.

Он рассказал о перспективах развития налогового законодательства и мер по поддержке бизнеса.

В частности, глава ФНС сообщил, что новый налоговый режим для ритейла, предполагающий автоматическую уплату налогов без обязательного предоставления отчетности в налоговые органы, может появиться уже в следующем году.

Материал подготовил

Виталий ЦВЕТКОВ,

руководитель информационно-аналитического отдела

АКГ «Градиент Альфа»

Видеозапись пленарного заседания форума с выступлением и презентацией руководителя ФНС России Даниила Егорова

Презентации спикеров:

Павел Гагарин, «Градиент Альфа». Что будет с налогами в 2021 году

Татьяна Гераскина, «Градиент Альфа». Ликвидация бизнеса: как можно и как нельзя

Мария Степанова, компания «Квайссер Фарма». Управление рисками































«Градиент Альфа» - это оптимизация издержек и минимизация рисков Вашего бизнеса, повышение его эффективности и инвестиционной привлекательности.

  • О нас
  • Эксперты
  • Благотворительность
  • Градиент Альфа в СМИ
  • События
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Логистика
  • Бухгалтерия
  • Аудит
  • Консалтинг
  • Оценка активов
  • Медиация
  • Аутсорсинг ВЭД

+7 (495) 740-12-64
Наш e-mail
115280, Россия,
г. Москва,
1-й Автозаводский
проезд, дом 4, к. 1

Мы обещаем высылать вам только самые полезные материалы и не чаще, чем 2 раза в месяц. В любой момент вы сможете отписаться от нашей рассылки.

Минфин России планирует довести собираемость налогов и сборов до уровня не менее 99% в 2024 году, следует из проекта плана деятельности министерства на 2020–2025 годы. Насколько это реально в нынешней ситуации, объясняют наши аналитики.

Ранее глава кабмина заметил в Госдуме, что миф, связанный с гигантским количеством налоговых проверок в РФ, рушится. По его заверениям, если «проверочная нагрузка» на компании в Европе — 3%, то в России это всего лишь сотые процента.

Здесь надо заметить, что все предыдущие годы уровень собираемости налогов и сборов в нашей стране всегда увеличивался и превышал 100% установленной величины от плана. И даже в условиях начавшегося с марта влияния COVID-19 на экономику государства за I квартал текущего года, по данным ФНС России, темп прироста фактических налоговых поступлений превышал аналогичный показатель 2019 года на 5,9%.

Понятно, что влияние COVID-19 на уровень налоговых поступлений в целом за 2020 год, а также мер, предоставляемых субъектам бизнеса в виде отсрочки по уплате основных налогов и сборов, несколько скорректируется в годовом плане в разрезе фактической величины от плановой в заметном отставании.


Равиль Ахмадеев

доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова

По его словам, более заметное отставание от плана возможно, прежде всего, в отношении косвенных налогов (НДС и акцизов), поскольку они зависят от величины оборота компании.

Собираемость налогов, как правило, не ассоциируется с выполнением планов. Чаще говорится о том, что было собрано больше или меньше налогов, чем в предыдущем периоде. Не касаясь конкретных данных, можно говорить о том, что собираемость по ведущим европейским странам сопоставима с российской собираемостью, она на достаточно высоком уровне.


Любовь Чайковская

завкафедрой бухгалтерского учёта и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова

Этому способствует система электронного налогового администрирования, отмечает эксперт РЭУ.


Сергей Лантюхов/NEWS.ru

С точки зрения наполняемости бюджетов различных уровней достижение 99-процентной собираемости налогов от начисленных не является весомым фактором. Гораздо более амбициозная задача — это борьба с «серым» сектором экономики, в котором в России, по оценкам НКР, занято порядка 13 млн человек (18% рабочей силы), а потери бюджета составляют около 3 трлн рублей.

Задача по выводу этих граждан из тени выходит за рамки компетенций Минфина и должна решаться совместными усилиями целого ряда ведомств, включая налоговую службу. Практика показывает, что теневой сектор присутствует в любой экономике мира, поскольку налоговое администрирование части доходов граждан является слишком затратным по сравнению с потенциальными поступлениями в бюджет.


Заявленные планы «вполне выполнимы, тем более указан 2024 год», говорит профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Людмила Пронина. Экономист отмечает, что отечественная налоговая «очень хорошо работает в последние годы, уже пару лет назад была собираемость 97% — это выше, чем в европейских странах и США».

Сейчас основные трудности связаны с отдельными видами собираемых налогов. Кроме того, многое будет зависеть от того, как будем выходить из пандемии, будет ли вторая волна и можно ли будет обойтись без таких серьёзных ограничений, которые были в ходе первой волны.


Людмила Пронина

профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС

По её мнению, если реализуется неблагоприятный сценарий, то вероятны проблемы со сбором налога на прибыль организаций. Ситуация с НДС зависит от объёмов производства и реализации продукции, на которую начисляется этот налог. Ситуация по другим налогам также будет зависеть от пандемии и международной ситуации, санкций и т. д.

Малый бизнес и индивидуальные предприниматели платят по специальным налоговым режимам. К настоящему времени уже зарегистрировалось более 200 тысяч самозанятых, и льготный налоговый режим для них распространён уже практически на все регионы, — подчёркивает Людмила Пронина.

Итак, очевидно, что налоговая база в ближайшие три-четыре года будет зависеть от всплесков пандемии, санкций, цены на нефть. Рост налоговых доходов увеличит поступления в бюджет. Минфин уже сейчас подготовил предложения о сокращении расходов федерального бюджета на 10%. В настоящее время дефицит составляет 5%. Для сбалансированности бюджета очень важно увеличение налоговых и других доходов.

Довести собираемость налогов и сборов до уровня не менее 99% в 2024 году — это непростая задача, но реально выполнимая, — убеждена профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС.

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Читайте также: