Налоговый мониторинг научная статья

Опубликовано: 16.05.2024

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом налоговый контроль, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 12 за период c 2007 по 2019 год).

1. Строителева В.А.
Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. (№ 10 / 2019).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее сложных в теоретическом и практическом аспекте. Поэтому, этот налог довольно часто подвергается законодательным изменениям с целью полной реализации его функциональных обязательств. Актуальность исследуемой темы заключается в фискальном значении налога на добавленную стоимость для формирования доходов федерального бюджета РФ с четом особенностей его администрирования на практике. В исследовании использовался системный анализ структуры налоговых платежей за 2016-2018 гг. НДС как косвенный налог, можно считать ключевым инструментом государственного регулирования рыночного равновесия. С целью предотвращения незаконного возмещения налога в работе рассматриваются направления совершенствования его администрирования с помощью новых автоматизированных программных комплексов контроля за правильностью исчисления, взимания и возмещения НДС.

Строителева В.А. Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 10. – с. 2095-2106. – doi: 10.18334/ce.13.10.41240.

2. Ефремова Т.А.
Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
В статье рассматриваются возможности налогового администрирования в обеспечении экономической безопасности страны. Автором подробно исследуются угрозы экономической безопасности, сопряженные с соблюдением налогового законодательства, функционалом системы налогового администрирования, организацией процессов общения налоговых органов с налогоплательщиками. Дается оценка современной структуре налоговых органов РФ, эффективности организации и проведения камеральных и выездных налоговых проверок, видам выявляемых налоговых правонарушений, применению современных цифровых технологий в налоговом администрировании. Новизна исследования обусловлена поиском направлений развития фискальной и сервисной составляющих налогового администрирования. Доказывается целесообразность внедрения в практику налогового администрирования комплекса цифровых и информационных технологий: АСК «НДС–2», АСК «ККТ», АИС «Маркировка», ФГИС «ЕГР ЗАГС». Обосновывается необходимость разработки направлений, нацеленных на повышение уровня обслуживания налогоплательщиков, в том числе и через расширение применения альтернативной формы налогового контроля – налогового мониторинга.

Ефремова Т.А. Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2519-2530. – doi: 10.18334/rp.19.9.39346.

3. Шмакова А.В.
Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. (№ 8 / 2017).
В статье рассматриваются вопросы системного анализа в технологиях налоговых органов при определении объекта для проведения самой сложной формы контроля — выездной налоговой проверки.

Шмакова А.В. Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 8. – с. 899-908. – doi: 10.18334/ce.11.8.38221.

4. Шмакова А.В.
Инновационные подходы к организации налогового контроля // Креативная экономика. (№ 7 / 2017).
В статье рассматриваются инновационные подходы к организации контрольной работы налоговых органов, связанных с получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, деятельности налоговых органов по сбору доказательной базы факта возникновения необоснованной налоговой выгоды у налогоплательщика. На конкретных примерах делаются выводы о работе налоговых органов и формулируются предложения, позволяющие усилить доказательства в совокупности, которые позволят налоговым органам добиться успехов в привлечении недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности.

Шмакова А.В. Инновационные подходы к организации налогового контроля // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 7. – с. 771-780. – doi: 10.18334/ce.11.7.38199.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Башарова О.Г., Пантелеева О.В.
Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность? // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2014).
В статье рассматривается опыт применения горизонтального налогового мониторинга в зарубежных странах, а также определяются возможности внедрения данной практики в российских условиях. Разработан порядок организации взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой при горизонтальном мониторинге. Сформулированы преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга.

Башарова О.Г., Пантелеева О.В. Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность? // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – с. 41-47. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8570.

6. Якупов З.С.
Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. (№ 7 / 2013).
В статье рассмотрено налоговое администрирование и возможные пути его модернизации с точки зрения институциональной теории. Предлагается новый механизм налогового администрирования в виде частичной передачи функций по налоговому контролю на аккредитованные аудиторские и консалтинговые организации. Такая мера рассматривается как развитие идей «дружественного партнерства», как метода взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Якупов З.С. Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – с. 53-57. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8083.

7. Мазорук Е.С.
Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием: нововведения и проблемы // Российское предпринимательство. (№ 16 / 2012).
С 1 января 2012 года в России вступили в действие новые правила налогового контроля цен. В статье раскрывается ряд недостатков нового законодательства, которые могут повлиять на эффективность работы налоговых органов и вызвать дополнительные затраты со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. Даны рекомендации по изменению действующей редакции Налогового кодекса РФ в части подхода к определению рыночного интервала рентабельности.

Мазорук Е.С. Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием: нововведения и проблемы // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – с. 135-140. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7667.

8. Смирнова Е.Е.
Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов // Российское предпринимательство. (№ 09 / 2012).
В статье рассматриваются проблемы формирования регионального бюджета (на примере города Москвы) путем зачисления налога на доходы физических лиц, определены направления повышения механизма исчисления и уплаты этого налога.

Смирнова Е.Е. Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 09. – с. 174-179. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7494.

9. Валеева А.В.
Практика налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2010).
В статье на основе имеющейся информации о налоговых спорах проведен анализ практики осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России.

Валеева А.В. Практика налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – с. 178-184. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6395.

10. Васюченкова Л.В.
О составе субъектов налогового контроля // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2008).
Субъекты налогового контроля – это его участники (стороны). В научной литературе их традиционно подразделяют на контролирующие, контролируемые и вспомогательные (факультативные) субъекты налогового контроля.

Васюченкова Л.В. О составе субъектов налогового контроля // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – с. 176-179. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2641.

11. Ефремова Т.А.
Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2008).
В настоящее время автоматизация процессов налогообложения стала не только насущной потребностью, но и необходимым условием реализации налоговой реформы. Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок способствует рационализации и повышению результативности работы налоговых органов.

Ефремова Т.А. Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – с. 185-189. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2643.

12. Корень А.В.
Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2007).
Российская налоговая система традиционно является предметом всевозможных споров и разногласий, что можно наблюдать уже хотя бы по количеству поправок, вводимых в новую редакцию Налогового Кодекса. Тем не менее, в настоящее время законодательство содержит в себе потенциально опасный пробел, связанный с отсутствием чёткого механизма налогообложения электронной коммерции. Не меньшие проблемы создают электронные платёжные системы, позволяющие проводить расчёты, закрытые от любой формы финансового контроля.

Корень А.В. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – с. 94-99. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2271.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «налоговый контроль»?

Приглашаем в группу в Фейсбук:

Новейшие рекомендации по проведению исследований и оформлению статей, анонсы вебинаров и обучающих программ для авторов статей в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)

Научный руководитель: Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)

УДК 336.225.673

С 1 января 2015 года в Российской Федерации начал действовать Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому в действие вводится новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Суть данного режима администрирования уплаты налогов заключается в информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, при котором организация предоставляет в режиме реального времени доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности, что позволяет отслеживать своевременность и правильность исчисления налогов и сборов, а взамен получает право запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. При этом налоговый орган получает достоверную информацию о деятельности предприятия, что в будущем освобождает организацию от проведения проверок. Стоит отметить, что это не обязанность, а право налогоплательщика, то есть налоговый мониторинг может проводиться только по желанию организации путем подачи заявления о проведении налогового мониторинга. В свою очередь налоговый орган принимает решение о проведении или об отказе в проведении соответствующего мероприятия.

Для Российской Федерации налоговый мониторинг является инновационным инструментом, но в западных странах он широко распространен и достаточно успешно применяется. Первыми провели такой эксперимент еще в 2005 году Нидерланды, в котором приняли участие 20 крупных предприятий. Его целью было повышение прозрачности деятельности крупных корпораций для Налоговой службы Нидерландов в обмен на то, что их налоговые декларации будут подвергаться менее тщательной проверке. Налоговая служба подписывала с налогоплательщиками специальное соглашение, которое предусматривало, что компания в режиме онлайн консультируется с инспектором, как поступить в той или иной ситуации, и только после ответа совершает хозяйственную операцию. Считалось, что горизонтальный мониторинг более действенный, чем вертикальный: он уменьшит административную и исполнительную нагрузку, а также повысит личную ответственность и сознание значения соблюдения закона.[1]

Позже опыт Нидерландов был перенят такими странами как Ирландия, Великобритания, Австралия, США и еще более чем 20 развитыми странами.

Какова проблема осуществления налогового мониторинга в России? Как уже было отмечено ранее, налоговый мониторинг не является отечественным изобретением. И внедрять его в налоговый контроль РФ было вопросом спорным. Существовали мнения, что эксперимент не получит широкого распространения в России, так как он требует доверия, прозрачности, а самое главное открытия всей информации о деятельности предприятия налоговым органам. Но с другой стороны подобный механизм позволит снизить налоговые риски и уменьшить проблемы толкования и применения налогового законодательства. Для его разрешения в 2012 году был запущен пилотный проект, в котором приняли участие пять крупнейших налогоплательщиков – АО «Мобильные ТелеСистемы», АО «Русгидро», АО «Северсталь», АО «ИНТЕР РАО ЕЭС», компания «Ernst & Young». В итоге участники дали положительные отзывы о налоговом мониторинге и намеревались принять участие в разработке предложений и совершенствовании налогового законодательства. По итогам данного проекта в России на законодательном уровне был введен институт налогового мониторинга. Рассмотрим подробнее сущность новшества и его особенности.

Налоговый мониторинг подразумевает разрешение налоговых вопросов еще до подачи налоговых деклараций. ФНС получает доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика. В статье 105.26 Налогового Кодекса указано, что предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организацию.[2]

Законом установлены достаточно высокие требования для проведения данного мероприятия. Во-первых, совокупная сумма таких налогов как НДС, налога на прибыль организаций, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, подлежащие уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна быть не менее 300 миллионов рублей. Не учитываются налоги, которые уплачиваются в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Во-вторых, не менее 3 миллиардов рублей должен составить совокупный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год. И, наконец, третье условие обозначает, что совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

По оценкам ФНС потенциальными участниками налогового мониторинга являются порядка 2000 организаций. ПАО «Мобильные ТелеСистемы» первым вошло в категорию налогоплательщиков, готовых к открытому и конструктивному взаимодействию с налоговыми органами. [3]

Прежде всего, организации необходимо подать заявление и проведении налогового мониторинга в налоговую инспекцию. Вместе с заявлением представляется регламент информационного взаимодействия, отражающий порядок представления налоговому органу документов, порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах бухгалтерского учета, а также информацию о системе внутреннего контроля организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

После рассмотрения заявления и документов руководитель налогового органа должен принять решение о проведение налогового мониторинга, либо об отказе в его проведении. В последнем случае поводом может послужить непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации), несоблюдение организацией условий, рассмотренных выше и несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Одним из главных плюсов для организаций, в отношение которых проводится налоговый мониторинг, - налоговый орган не вправе проводить камеральные и выездные проверки. Но из каждого правила есть свои исключения. Такие случаи регламентируют статьи 88 и 89 НК РФ. Что касается выездной налоговой проверки, то для ее проведения необходимо:

  • досрочное прекращение налогового мониторинга;
  • несоблюдение мотивированного мнения налогоплательщиком;
  • проверка вышестоящим налоговым органом инстанции, которая проводит налоговый мониторинг, в целях контроля за ее деятельностью.

Для проведения камеральной налоговой проверки такими ситуациями являются:

  • представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и по акцизам, в которой заявлено право на возмещение;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой либо уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, либо увеличена сумма полученного убытка;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

В случае возникновения вопросов, связанных с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов составляется мотивированное мнение налогового органа. Оно может составляться по инициативе непосредственно самого налогового органа, если был установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении, неполной и несвоевременной уплате организацией налогов и сборов. А может быть запрошено организацией при наличии сомнений и неясностей по аналогичным вопросам. Если организация не согласна с мотивированным мнением налогового органа, то руководителем ФНС проводится взаимосогласительная процедура, в ходе которой можно его оспорить. Если налогоплательщик согласился с мнением налогового органа и исправил ошибки в отчетности и декларации, то он освобождается от пени и штрафов.

Как и любая инновация, налоговый мониторинг имеет свои преимущества и недостатки. К достоинствам данного метода контроля относятся следующие:

  • отмена налоговых проверок во время проведения мониторинга, в особенности выездных, за исключение случаев, рассмотренных выше.
  • оперативное разрешение и согласование всех спорных моментов;
  • освобождение от ответственности организации за какие-либо ошибки при уплате налогов, если при их совершении налогоплательщик следовал рекомендациям налогового органа. При этом от подачи налоговой декларации организация не освобождается. И если в ней были допущены ошибки, то возможно подать уточненную декларацию и уплатить доначисленные налоги. В случае несогласия с налоговым органом или сомнений всегда можно запросить мотивированное мнение;
  • снижение затрат на проведение налоговых проверок и судебных разбирательств вследствие повышения ответственности граждан и уважительного отношения к нормам права.

Вместе с тем налоговый мониторинг имеет ряд недостатков:

  • круг лиц, который может воспользоваться данным мероприятием, ограничивается крупными компаниями;
  • значительные затраты на разработку и введение необходимых электронных программ и на обучения налоговых инспекторов новой системе;
  • не в полной мере исключается проведение налоговых проверок.
  • в связи с новшеством этой формы контроля отсутствует практика ее применения, вследствие этого есть вероятность того, что организации не будут спешить принять участие в налоговом мониторинге до тех пор, пока полностью не наладится механизм его проведения и не сформируется судебная практика по результатам мониторинга.

Тем не менее, на сегодняшний день налоговый мониторинг не является совершенным. Рассмотренные выше плюсы и минусы налогового мониторинга относятся в большей степени к организациям, которые могут воспользоваться данным видом контроля. Что касается государства, то главным преимуществом является то, что увеличиваются денежные поступления в бюджет. Но вместе с тем, в связи с высоким порогом входа в программу, он не окажет серьезного значения на бюджетные поступления. Для этого необходимо снизить установленные требования к сумме уплачиваемых налогов, стоимости активов и объему доходов, в результате чего данный институт будет доступен большему кругу налогоплательщиков.

Несомненно, усовершенствование налогового контроля должно осуществляться постоянно. Это позволит повысить эффективность его осуществления, а, следовательно, сократить количество налоговых правонарушений, преступлений, воспитать добросовестных налогоплательщиков, что приведет к увеличению доходной базы всех уровней бюджета. Введение налогового мониторинга необходимо в связи с постоянным изменением законодательства в области налогов. Он делает возможным заранее выявить, предупредить и пресечь налоговые правонарушения, так как происходит постоянное взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами, а именно урегулирование спорных ситуаций путем получения информации и разъяснений еще до совершения какой-либо операции или сделки. Данный метод контроля обеспечит воспитание налоговой культуры у налогоплательщиков и как следствие повысит налоговую грамотность.

9.01.2016, 11:18 Кожушко Елена Анатольевна
Рецензия: В статье рассмотрено новое направление в налоговом контроле, такое как, налоговый мониторинг, его достоинства и недостатки. Так как данное направление работы налоговых является еще не освоенным и требует доработки, для которой различные мысли по этому поводу и суждения являются очень полезными, то данная статья несет в себе новизну и может рекомендоваться для печати. Кожушко Е.А. к.э.н.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.05.2020 2020-05-31

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Кунцова, В. С. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля / В. С. Кунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70759/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассмотрена новая форма налогового контроля- налоговый мониторинг. Выявлены преимущества налогового мониторинга. Рассмотрены условия проведения налогового мониторинга, его сроки, изучена концепция развития налогового мониторинга.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налогоплательщик, компании.

С 1-го января 2016 г. действует новая форма налогового контроля- налоговый мониторинг. Налоговый мониторинг представляет собой способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета. Это, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления налогов и сборов. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по местонахождению налогового органа [3 c. 244].

Преимущества налогового мониторинга:

1) быстрое закрытие налогового периода;

2) освобождение от выездных и камеральных налоговых проверок;

3) налоговая определенность, мотивированные мнения налогового органа по конкретным сделкам;

4) повышение вероятности досудебного урегулирования;

5) эффективная система внутреннего контроля и снижение рисков совершения ошибок, хищения имущества.

Цифровизация налогового контроля в России выходит на новый уровень. В ближайшие годы тысячи компаний смогут перейти на онлайн-взаимодействие с налоговиками. Это позволит государству проводить меньше проверок.

Налоговый мониторинг регулируется ст. 105.26 НК РФ. В статье толкуется об общем положении налогового мониторинга, определяются сроки и период проведения налогового мониторинга [1]. Сроки проведения налогового мониторинга 1 год 9 месяцев (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Периодом, за который проводится мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Налоговый мониторинг регулируется приказами ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7–15/323@, от 16.06.2017 № ММВ-7–15/509@, от 15.12.2017 № ММВ-7–3/1065@, от 23.11.2017 № ЕД-4–15/23793@, от 18.01.2018 № ЕД-4–15/789@, от 7.05.2019 № ЕД-4–15/8603.

Первые участники организации налогового мониторинга — ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» самостоятельно выбрали для себя данную форму налогового контроля, подав соответствующие заявления в налоговые органы до 1 июля 2015 г. [3 c. 245].

По состоянию на июль 2018 г. налоговый мониторинг проводился в отношении 26 крупнейших налогоплательщиков, в том числе участников групп «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Новатэк», «Норильский никель», «Аэрофлот», Банк «Национальный Клиринговый Центр» и др. [4].

С 1 января 2019 г. налоговый мониторинг проводится в отношении ещё 44 компаний таких как, Банк ВТБ ПАО, ОАО «РЖД», ООО «Руссоль», ООО «Комацу СНГ», ООО «ЯГУАР ЛЕНД РОВЕР», ГК «Ростех» [4].

На 2020 год по данным заместителя руководителя ФНС Российской Федерации Даниила Егорова, к системе налоговый мониторинг прибавится еще 48 компаний, среди которых 28 с государственным участием.

В таблице 1 представлены параметры, по котором можно определить, имеет ли организация право на проведение налогового мониторинга.

Параметры для проведения налогового мониторинга на территории Российской Федерации

Параметры, необходимые для проведения налогового мониторинга

Значение показателя

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых к уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза

Не менее 300 млн. руб

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга

Не менее 3 млрд. руб

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового

Не менее 3 млрд. руб

Организация может обратится в налоговую инспекцию для проведения налогового мониторинга не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

В 2020 году Правительством РФ была утверждена концепция развития системы налогового мониторинга на территории РФ. Данная концепция предполагает снижение порога для организаций, которые добровольно хотят участвовать в новом виде налогового контроля. Конкретные действия развития и упрощения — это сумма уплаченных за год налогов на сумму до 100 млн. руб. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое — до 1 млрд. рублей [2].

Исходя из этого можно сделать вывод, что данная концепция развития поможет расширить круг потенциальных участников налогового мониторинга, к 2022 г. планируется до 3879 компаний, а к 2024 г. до 7827 компаний. Налоговый мониторинг заменит традиционные проверки на удаленный онлайн-доступ к учетным данным налогоплательщика.

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 20.05.2021).

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях. Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.

Для определения места налогового контроля в системе финансового контроля, воспользуемся классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, предложенной Химичевой Н.И. [1] (рисунок 1).


Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности [1]

Таким образом, отметим, что налоговый контроль является видом финансового контроля.

Легальное определение налогового контроля содержится в Налоговом кодексе. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Для понимания природы налогового контроля как правовой категории, следует дать оценку научным взглядам на данное юридическое явление. Отметим, что в науке отсутствует единообразное понимание налогового контроля (таблица 1).

ФИО автора Формулировка налогового контроля
Нестеров Н.Н. [2] …охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов.
Ильин А.Ю. [3], Курбатов Т.Ю. [4] …контроль государства за соблюдением налогового законодательства…
Брызгалин А.В.[5] … установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Кучеров И.И. [6] … деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов нацеленную на создание совершенной системы налогообложения…
Ногина О.Н. [7] … собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения…
Поролло Е. В.[8] как функция или элемент государственного управления экономикой, как особая деятельность по исполнению налогового законодательства…
Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д.[9] …регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Макарова О. А. [10] …деятельность должностных лиц налоговых органов с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов…

Отметим, что большинство ученых формулирует понятие исследуемой категории через «деятельность уполномоченных органов», однако используя при этом различный перечень действий. Согласимся с учеными, трактующими «налоговый контроль» как деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [6].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок.

Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля:

  • субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
  • предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
  • объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
  • методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
  • формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля [11].

Отметим, что синтезированная нами совокупность элементов налогового контроля подвергается в науке сомнению и дискуссиям. В частности, по прежнему спорной остается категория «объекта налогового контроля». Ряд авторов под объектом налогового контроля понимает проверяемые организации, другие считают, что это действия конкретных должностных лиц по выполнению своих должностных обязанностей, третьи считают объектом процессы формирования и использования денежных фондов. В контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Кормилицына А.С. [12] считающего объектом налогового контроля действия (бездействие) подконтрольных лиц.

Также отсутствует единообразие взглядов по поводу форм и методов налогового контроля. Подчеркнем, что даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, урегулировавших формы финансового и налогового контроля, не привело к единым взглядам на соотношение форм и методов. Отметим, что ст. 82 НК РФ установила конкретные формы проведения налогового контроля, при этом не указав на это прямо:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы в частности, учет организаций (ст. 83 НК РФ); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.

В подтверждение высказанной точки зрения укажем на Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”, где вышеперечисленные действия названы формами в рамках мероприятий налогового контроля.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля в системе финансового контроля позволил обнаружить ряд теоретико-методологических проблем, требующих законодательного закрепления:

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Понятие и предмет налогового мониторинга

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Читайте также: