План оэср по борьбе с размыванием налоговой базы

Опубликовано: 30.04.2024


Уход бизнеса в оффшоры — это проблема мирового масштаба.

Страны во всем мире сталкиваются со стратегиями по минимизации налогообложения путем распределения налогооблагаемого дохода в страны с низким или нулевым уровнем налогового бремени и снижению налогооблагаемой базы в стране происхождения капитала.

BEPS = уход от налогов

Размывание налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting — BEPS) является мировой проблемой, которая требует глобальных решений. В самом широком понимании BEPS означает совокупность схем налогового планирования, используемых транснациональными компаниями для искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена.

Результатом использования BEPS является очень низкая налоговая нагрузка на доходы мультинациональной компании в целом, а также так называемое «двойное неналогообложение», то есть ситуация, когда компания не платит налоги ни в юрисдикции, где доходы были получены, ни там, где они были задекларированы в целях налогообложения.

Практика использования BEPS приводит к фундаментальным искажениям в принципах справедливой конкуренции, поскольку крупные компании, использующие BEPS в целях минимизации своих налоговых обязательств, возникающих в разных странах, получают сравнительные коммерческие преимущества в сопоставлении с предприятиями, ведущими свою деятельность преимущественно на национальном уровне.

Вопросы деоффшоризации обсудят на семинаре 15 ноября.

Семинар построен на доступном объяснении механизма работы норм налогового и валютного законодательства, антизлоупотребительных концепций на рассмотрении последних практических кейсов налогоплательщиков.

Приходите!

План по BEPS

В 2013 году под председательством РФ в лидеры стран G20 и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) одобрили План действий по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения (план по BEPS), который включает в себя меры, направленные на совершенствование международной налоговой политики и налогового администрирования, по 15 направлениям с целью противодействия уклонению от налогообложения, включая использование офшорных схем.

Содержание Плана по BEPS:

1. Вызовы «цифровой экономики», электронная торговля. Позволяют продавать товарами и оказывать услуги в любой стране без фактического присутствия (постоянного представительства) там налогоплательщика.

2. Противодействие «двойному неналогообложению», которое возникает вследствие различий в налоговых правилах разных стран (т.н. treaty shopping).

3. Ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

4. Ограничение возможностей по размыванию налоговой базы за счет процентных и иных финансовых выплат, в частности страховых в сделках с взаимозависимыми лицами.

5. Противодействие «вредоносной» налоговой практике (конкуренции между юрисдикциями). Задача ОЭСР выявлять такие налоговые режимы и добиваться устранения такой конкуренции.

6. Установление примата экономического содержания над формой. Так, предусматривается разработать механизмы противодействия использованию компаний-оболочек (SPV) для целей применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения.

7. Изменение определения постоянного представительства для предотвращения искусственного избежания получения статуса постоянного представительства. В результате, если иностранная организация не получает статус ПП (например, не осуществляет деятельность на строительной площадке, не пользуется недрами, не продает товары со склада и т.д.) и одновременно получаемые доходы не облагаются налогом на доход в стране резидентства, то снова возникает ситуация двойного неналогообложения.

8-10. Совершенствование правил трансфертного ценообразования, в первую очередь в сфере нематериальных активов. Предполагается внесение изменений в рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию, которые касаются определения нематериальных активов, их собственника (юридического и фактического), а также введения новых методик оценки стоимости НМА на основании дисконтированных денежных потоков.

11. Разработка методологии по сбору и анализу данных о BEPS (в т.ч оценка масштабов и последствий от BEPS, а также влияния мер, принятых для противодействия BEPS).

12. Разработка глобальных обязательных стандартов по раскрытию налогоплательщиками фактов «агрессивного налогового планирования». В качестве примера приводится опыт США, когда вводятся правила по обязательному раскрытию налоговым органам применяемых налогоплательщиками схем, в т.ч. и в отношении консультантов. Несоблюдение требований влечет существенные санкции как для налогоплательщика, так и консультанта.

13. Пересмотр требований к содержанию документации о ценообразовании, представляемой налогоплательщиком в целях контроля трансфертного ценообразования. Стандарт такой отчетности (Country-by-Country Reporting) для транснациональных компаний предполагает раскрытие «глобальной картины» о доходах, расходах, их распределении, суммах выплаченных налогах, фактическом месте осуществления деятельности.

14. Повышение эффективности разрешения международных налоговых споров рамках соглашений об избежании двойного налогообложения.

15. Разработка и принятие универсального многостороннего соглашения (Multilateral Instrument) для единовременного внесения изменений в действующие соглашения об избежании двойного налогообложения (с учетом исполнения вышеуказанных 14 пунктов).

Обзор актуальных вопросов и судебной практики в области деофшоризации — одна из тем семинара, который пройдет 15 ноября.

Слушателям будут раскрыты вопросы, касающиеся как корпоративного налогообложения, так и личных капиталов (private wealth).

Записывайтесь!

Конвенция МLI

В мае 2019 года в России ратифицирована многосторонняя Конвенция (MLI) по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения".

Благодаря MLI принципы, предусмотренные планом BEPS, распространятся сразу на большое количество Соглашений об избежании двойного налогообложения.

Это еще один шаг в процессе деофшоризации. Пользоваться налоговыми льготами в сделках с иностранными компаниями станет сложнее.

Конвенция касается двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, которыми компании могут пользоваться как схемами для ухода от налогов.

Многосторонняя Конвенция будет применяться к 71 соглашению, заключенному РФ с иностранными государствами.

Для Российской Федерации многосторонняя Конвенция вступила в силу с 1 октября 2019 года.

В отношении налогов у источника многосторонняя Конвенция будет применяться с 1 января 2020 года применительно к соглашениям об избежании двойного налогообложения, заключенным с юрисдикциями, которые уже ратифицировали многостороннюю Конвенцию. В отношении всех других налогов — не ранее 1 января 2021 года.

О том, каких структур коснется MLI, расскажут на семинаре. На мероприятии также расскажут о новых требованиях экономического присутствия в офшорах.

Приходите!

Международное налоговое планирование в том или ином виде существовало на протяжении всей истории мировых экономических отношений. Многие народы и страны в своем стремлении получить как можно больше прибыли создавали на своих территориях благоприятные налоговые условия для хозяйственной активности.

План BEPS: конец эпохи агрессивного налогового планирования
В древности особо прыткими в этом плане были греки. Когда в Афинах был введен 2%-ный налог на экспорт и импорт, хитрые греческие купцы стали проводить свои товары через небольшие острова поблизости Афин. Так появились первые прообразы современных оффшоров. На эти островки товары завозились без всяких пошлин, после чего контрабандой переправлялись на афинские рынки.

Подобная практика применялась и в средние века - безналоговыми оффшорами были итальянские города Триест и Ливорно, а также балканский город Шибеник. Немного позже свободными от налогов территориями стали Гибралтар и Бангкок.

Однако наибольшего рассвета международное налоговое планирование достигло в 20-м веке. Уже в 1930-х годах стал формироваться оффшорный сектор услуг в Люксембурге, Швейцарии, Панаме, на Багамских Островах и в некоторых штатах США. А во второй половине 20-го века банковская элита Великобритании пролоббировала создание целой сети "британских оффшоров". Это небольшие квази-государственные образования - бывшие британские колонии, коронные владения или зависимые территории, которые по своей популярности очень быстро затмили всех конкурентов по оффшорному бизнесу.

К началу 21-го века международное налоговое планирование приняло такие масштабы, что по оценкам специалистов из международной Организации экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР) общие потери высоконалоговых стран в виде недополученных налогов составляли около 200-250 млрд. долларов ежегодно. И эти данные касаются только потерь от совершенно законных схем налогового планирования, которые формально не нарушают никакие правила. Не желая мириться с "уводом на сторону" огромных сумм, развитые страны обозвали все такие схемы "агрессивным налоговым планированием" и стали активно с ними бороться.

Справедливости ради нужно отметить, что опасность от оффшоров была осознана высоконалоговыми странами уже довольно давно, и борьба с ними началась не вчера. Первой попыткой ограничить в средствах агрессивных налоговых планировщиков стала "Модельная конвенция ОЭСР по двойному налогообложению", утвержденная еще в 1977 году. На ее основе заключено подавляющее большинство ныне действующих договоров об устранении двойного налогообложения, в том числе большинство украинских. Среди прочего, "Модельная конвенция" содержит положения, основным назначением которых является противодействие агрессивным методам налогового планирования: о бенефициарном владельце доходов, об обмене информацией между компетентными органами договаривающихся стран, об ассоциированных предприятиях и др.

Следующим ударом со стороны ОЭСР стали два документа, появившиеся на свет в конце 1980-х годов:

  1. Инициатива ОЭСР по противодействию вредоносной налоговой практике от 1988 года. Этот политический документ был направлен на выявление юрисдикций, которые переманивали к себе бизнес из высоконалоговых стран, создавая благоприятные налоговые режимы. Инициатива стала одним из первых инструментов прямого давления на оффшоры. Что характерно, сработал он достаточно эффективно - некоторые оффшоры, уже тогда не выдержав такого давления, отказались от своих преференциальных налоговых режимов. Другие же согласились подписать с членами ОЭСР двусторонние договоры об обмене налоговой информацией (англ. Tax Information Exchange Agreements, сокр. TIEA) - в этих целях ОЭСР даже разработала специальный "Модельный договор об обмене налоговой информацией".
  2. Многосторонняя конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 1988 года, которая регулировала вопросы взаимной помощи ее участников в сфере администрирования трансграничного налогообложения и борьбы с уклонением от налогов. Подробнее о конвенции.

В 1995 году ОЭСР нанесла еще один удар по агрессивному налоговому планированию, утвердив "Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию". Этот документ был предназначен как для национальных законодателей, так и для топ-менеджмента транснациональных корпораций. Руководство посвящено правилам трансфертного ценообразования, которые были предложены для случаев, когда сделки совершаются внутри группы компаний по "нерыночным" ценам. Смысл состоит в том, что если сделки совершаются с нарушением этих правил, то налоговые последствия таких сделок пересматриваются.

Уже в наше время высоконалоговые страны в своей войне с оффшорами стали применять "оружие массового поражения":

  • внедрение в законодательство правил о контролируемых иностранных компаниях;
  • введение международного автоматического обмена информацией;
  • активное продвижение "Плана BEPS" - об этом ниже.

Что такое BEPS

Аббревиатура BEPS расшифровывается как Base Erosion and Profit Shifting - "Размывание налоговой базы и вывод доходов из-под налогообложения". Она упоминается при описании агрессивных схем налогового планирования, применяя которые международные группы компаний искусственно выводят свои доходы из высоконалоговых стран (где они генерируются) в страны с низким или нулевым налогообложением.

Так называемый "Проект BEPS" разрабатывался в рамках ОЭСР при активной поддержке стран G20. Суть проекта сводится к международному сотрудничеству в борьбе с вышеупомянутыми схемами трансграничного налогового планирования и к разработке комплекса рекомендаций для национальных властей и последующей их имплементации в законодательство стран. Таким образом, идея здесь состоит не в наказании налогоплательщиков, а в кардинальном изменении "правил игры".

Основы "Проекта BEPS" были заложены в 2012 году. А уже в 2013 году ОЭСР представила свой первый отчет по данной проблематике и предложила так называемый "План действий в отношении размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения" (англ. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting) или сокращенно: "План BEPS".

План BEPS состоит из 15-ти пунктов. Каждый пункт представляет собой описание отдельной налоговой проблемы и предлагаемые пути ее решения, которые должны имплементироваться во внутреннее законодательство стран и международные договоры между ними. В октябре 2015 года ОЭСР завершила финальную разработку всех пунктов Плана и предоставила итоговый отчет, который был одобрен в ноябре 2015 года на саммите G20 в Турции.

Здесь следует отметить, что по инициативе ОЭСР к плану BEPS могут присоединяться любые страны (а не только члены ОЭСР и G20). Таким странам было предложено вступить в так называемую "Инклюзивную группу по имплементации Плана BEPS".

15 пунктов Плана BEPS

  1. Решение налоговых проблем и особенности налогообложения в эпоху "цифровой экономики".
  2. Нейтрализация т.н. "гибридных схем".
  3. Повышение эффективности правил о Контролируемых иностранных компаниях.
  4. Борьба с размыванием базы налогообложения через выплату процентов и других финансовых транзакций.
  5. Общее противодействие "недобросовестной налоговой практике", принимая во внимание вопросы прозрачности и реального экономического содержания компаний.
  6. Предотвращение злоупотреблений положениями договоров об устранении двойного налогообложения.
  7. Предотвращение применения схем искусственного избежания статуса "постоянного представительства".
  8. Разработка правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов.
  9. Разработка правил трансфертного ценообразования в части рисков и капитала.
  10. Разработка правил трансфертного ценообразования в части других транзакций с высоким риском.
  11. Разработка методов сбора и анализа информации в отношении размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения.
  12. Внедрение правил, требующих раскрывать "приемы агрессивного налогового планирования".
  13. Оптимизация требований в отношении документирования трансфертного ценообразования и "пострановой отчетности".
  14. Разработка и повышение эффективности механизмов решения споров между странами по налоговым вопросам.
  15. Разработка всеобъемлющей многосторонней конвенции по вопросам международного налогообложения в целях модификации существующих налоговых договоров между странами.

К каждому пункту Плана даны детальнейшие (на несколько десятков страниц) пояснения соответствующей проблемы размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения, а также предложены пути решения этой проблемы.

Практические выводы

Несмотря на то, что План BEPS представляет собой набор рекомендаций (то есть не является юридически обязательным документом), значение этого инструмента огромно. План будет внедряться в жизнь путем внесения соответствующих изменений в законодательство. Страны будут вынуждены проводить такие изменения, поскольку на "отказников" будет осуществляться жесткое политическое давление.

Всеобщее внедрение положений Плана BEPS приведет к тому, что подавляющее большинство схем международного налогового планирования потеряет свою эффективность, а некоторые из них станут и вовсе незаконными. В условиях значительного повышения степени прозрачности налоговым и правоохранительным органам станет значительно проще выявлять и разоблачать такие схемы.

Тем не менее, вышеизложенное вовсе не означает, что возможности налогового планирования будут полностью уничтожены. Просто в новых обстоятельствах "правила игры" станут более жесткими. Для того, чтобы не нарваться на неприятности, схемы взаимодействия с иностранными компаниями (в том числе с использованием классических оффшоров) должны быть тщательно проанализированы и, в случае необходимости, пересмотрены.

Что касается Украины, то здесь следует отметить, что наша страна не является членом ОЭСР. Однако остаться в стороне от этих процессов нам не позволят. Более того, некоторые положения Плана BEPS уже внедряются или готовятся к внедрению в украинское законодательство. Так, в рамках провозглашенного недавно курса на деоффшоризацию, в недрах Верховной Рады уже разрабатываются законопроекты о контролируемых иностранных компаниях и о присоединении нашей страны к механизмам международного автоматического обмена информацией. Скорее всего, антиоффшорные инициативы украинских властей будут разработаны и приняты на основе рекомендаций Плана BEPS.

Исходя из этого, мы в очередной раз хотим подчеркнуть важность скорейшей реструктуризации оффшорных активов (для тех, кто этого еще не сделал) и рекомендуем обратиться к специалистам для дальнейших консультаций.

06.05.2020 на сайте Минфина РФ появилось информационное сообщение[1] о начале применения многосторонней Конвенции от 24 ноября 2016 года по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, далее – «MLI»). Конвенция начнет применяться с 1 января 2021 года.

Принятие конвенции направлено на борьбу c уклонением от уплаты налогов и со злоупотреблениями применения соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»), она также призвана ввести ограничения на злоупотребление использованием налоговых льгот. Конвенция была разработана Организацией экономического сотрудничества и развития («ОЭСР»).


Напомним, что Конвенция MLI была подписана еще в июне 2017 года. Россия ратифицировала ее в мае 2019 года. Среди стран, подписавших конвенцию, в том числе Кипр, Люксембург, Швейцария, Австрия, Великобритания, Голландия и иные часто используемые при создании международных структур. Необходимо отметить, что Россия не заключила СОИДН со Швейцарией, Германией и Швецией и не включила их в список стран, с которыми она планирует применять MLI. Это означает, что СОИДН с этими странами изменены не будут. Полный список стран, с которыми Россия планирует применять MLI, перечислен в Законе о ратификации MLI.

Обязательные положения

Благодаря Конвенции MLI стало возможным вносить изменения в уже действующие СОИДН. Страны-участницы конвенции сами выбирают набор статей конвенции, которые будут применяться к тем или иным отношениям. Однако есть и обязательный стандарт, к которому должны присоединиться все страны-участницы. Это положения, ради которых создавалась эта конвенция, в частности положения о злоупотреблении СОИДН и положения о разрешении споров. Россия при подписании конвенции выбрала самый широкий стандарт, т.е. будет использовать все возможности, предоставляемые конвенцией.

Конвенция вводит обязательный минимальный стандарт, который обязаны применять все страны-участницы конвенции. Это относится только к применению правил, предусмотренных Конвенцией. Обязательный минимальный стандарт может быть выполнен одним из трех способов.

  1. «Тест на основную цель» (Principle Purpose Test). Это запрет на использование льготы, если основной целью является ее получение. Соответственно, для применения льготных ставок необходимо доказать, что у транзакции была реальная экономическая цель, отличная от цели неуплаты налогов.
  2. «Тест на основную цель» и «Упрощенные положения об ограничении льгот (simplified LoB)». Для применения льгот для юридических лиц необходимо будет доказать, что доход возникает в связи с активной деятельностью компании, что фактически означает неприменение льгот для холдинговых, финансовых и инвестиционных компаний.
  3. Иные способы, не установленные МLI, которые могут быть предусмотрены в СОИДН или на уровне национального законодательства, направленные на неприменение льгот кондуитными компаниями, т.е. компаниями, не ведущими активную предпринимательскую деятельность, и созданным исключительно для целей получения налоговых льгот, предусмотренных СОИДН.

Ранее принцип наличия «деловой цели» в сделке на уровне национального российского законодательства закреплен не был, однако он был сформирован на уровне судебной практики и фактически применялся как налоговыми органами и судами. Таким образом, это понятие не является чем-то новым для правоприменительной практики России.

Опциональные положения, применяемые Россией

Опциональные положения применяются, если обе страны, между которыми происходит операционная деятельность компании, решили применять их к своим СОИДН.

Применение льготных ставок при выплате дивидендов. (Применимо в отношении СОИДН с Аргентиной, Арменией, Нидерландами, Кипром, Гонконгом, Люксембургом, Сингапуром)

Национальным законодательством стран устанавливается определенная ставка налогообложения. При этом СОИДН, как правило, предусматривают уменьшенную льготную ставку, если компания, получатель дивидендов, предоставит документы, подтверждающие, что она является налоговым резидентом страны-участницы СОИДН.

До применения MLI: условия для применения льготной ставки должны были выполняться на день выплаты.

Согласно правилам MLI: теперь для применения пониженных ставок, помимо уже установленных СОИДН критериев, требуется выполнение критерия о сроке владения долями участия компании, выплачивающей дивиденды. Срок владения долями участия должен составлять не менее 365 дней, включая день выплаты дивидендов..

Ограничения при отчуждении акций (долей участия) компаний владеющих недвижимостью (Применимо в отношении СОИДН с Нидерландами, Сингапуром, Австрией и другими странами).

До применения MLI: такое ограничение было установлено на уровне национального законодательства России. В большинстве СОИДН такого положения не было и соответственно данная норма применялась крайне редко, большей частью тогда, когда между странами не было заключено СОИДН.

Согласно правилам MLI: закрепляется, что доходы от реализации акций (долей) российских компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимым имуществом в РФ, должны облагаться налогом в РФ вне зависимости от того, что СОИДН может предусматривать освобождение от налогообложения данного дохода в РФ. Доля недвижимости в общих активах компании, чьи доли/акции были реализованы, должна быть определена за каждый из 365 дней, предшествующих реализации долей/акций

Постоянное представительство и зависимый агент. (Применимо в отношении СОИДН с Францией, Аргентиной, Арменией)

До применения MLI: положение о зависимом агенте применялись и ранее как на основе национального законодательства РФ, так и на основе большинства СОИДН. Концепция зависимого агента состоит в том, что факт наличия постоянного представительства иностранной компании на территории иностранного государства признается в том случае, если она действует на территории иностранного государства через другое лицо, которое не предоставляет агентские услуги на профессиональной основе.

Согласно правилам MLI: конвенция MLI предусматривает, что, если агент систематически заключает договоры от имени иностранной компании, такая деятельность является деятельностью зависимого агента и приводит к образованию постоянного представительства и необходимости уплаты налога в той стране, где действует агент с зависимыми статусом. Данное правило не распространяется на агентов с независимым статусом, которые действуют в рамках своей обычной деятельности, комиссионной, брокерской или агентской.

Вспомогательные и подготовительные услуги, Строительная площадка

До применения MLI: деятельность вспомогательного и подготовительного характера (их перечень определялся НК РФ и СОИДН) не приводила к образованию постоянного представительства.

Деятельность строительной площадки приводила к образованию постоянного представительства, если продолжалась в течение определенного срока обозначенного в СОИДН (обычно 6 или 12 месяцев)

Согласно правилам MLI: правило, согласно которому деятельность подготовительного и вспомогательного характера не приводит к образованию постоянного представительства, будет отменено.

Теперь вводится положение, согласно которому запрещено избежание статуса постоянного представительства для строительных площадок за счет дробления единой деятельности на отдельные контракты, длительность которых не превышает пороговых значений (обычно 6 или 12 месяцев) для признания статуса постоянного представительства.

Как теперь будут применяться СОИДН?

Для того, чтобы определить, будет ли действовать Конвенция MLI на практике необходимо определить, выбрали ли обе страны одинаковый режим присоединения к MLI. Проверить режим присоединения можно на сайте ОЭСР по ссылке https://www.oecd.org/tax/beps/mli-matching-database.htm.

В дальнейшем при налоговом планировании помимо анализа внутреннего налогового законодательства, действующих двусторонних СОИДН, необходимо будет также анализировать положения Конвенции MLI.

Вступление Конвенции в силу

Для России Конвенция вступит в силу с 1 января 2021 года и будет распространяться на те СОИДН, участники которых ратифицируют конвенцию до 1 октября 2019 г. или до 1 декабря 2019 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

SCHNEIDER GROUP сможет проконсультировать вас по вопросам применения СОИДН после вступления в силу МLI. В случае выявления потенциальных рисков по результатам анализа мы можем предложить варианты их решения.

По нашему мнению, на данном этапе целесообразным будет

  • Оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния
  • Рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения

SCHNEIDER GROUP поможет подготовить Вам защитную документацию, подтверждающую правильность применения налоговых ставок согласно СОИДН.

В сообщении на сайте Минфина РФ приведен следующий список стран, на отношения с которыми будет распространяться MLI с 01.01.2021

  1. Австралия
  2. Австрия
  3. Бельгия (старое соглашение)
  4. Канада
  5. Дания
  6. Финляндия
  7. Франция
  8. Исландия
  9. Индия
  10. Ирландия
  11. Израиль
  12. Латвия
  13. Литва
  14. Люксембург
  15. Мальта
  16. Нидерланды
  17. Новая Зеландия
  18. Норвегия
  19. Польша
  20. Катар
  21. Сербия
  22. Сингапур
  23. Словакия
  24. Словения
  25. Украина
  26. ОАЭ
  27. Великобритания

Автор: Татьяна Гирко, Берн-Париж, 18. 09. 2014.

Фото - Наша газета

По определению ОЭСР, автоматический обмен информацией между странами и пресечение ухода от налогов, построенного на разнице законодательства, позволят привести международные нормы в соответствие с требованиями 21 века. Руководитель по налоговой политике ОЭСР Паскаль Сент-Аман, представляя первые результаты работы в этом направлении, заявил, что речь идет о «восстановлении налогового суверенитета», в соответствии с которым прибыль должна облагаться налогом там, где она была получена. Основной мишенью организации стали крупные транснациональные корпорации, такие как Google, Amazon и Starbucks, успешно пользующиеся существующими тонкостями законодательства для налоговой оптимизации.

О необходимости разработки единых правил много говорилось в ходе прошлогодних встреч «Большой двадцатки», когда и появилась идея создания проекта ОЭСР по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и трансфером прибыли (BEPS), состоящего из 15 пунктов.

На этой неделе были представлены первые 7 элементов плана действий. Рекомендации ОЭСР касаются способов нейтрализации гибридных схем налогового планирования, устранения возможности злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения, установления обоснованных трансфертных цен (использующихся отдельными подразделениями при операциях купли-продажи в рамках одной корпорации) и обмена информацией между налоговыми администрациями разных стран.

В поле зрения экспертов ОЭСР попали также налоговые вызовы, которые ставит перед правительствами экономика, основанная на цифровых технологиях, и существование специальных налоговых режимов, наносящих ущерб странам с более серьезным фискальным бременем.

Кроме того, ОЭСР представил отчет, которые позволит оценить, насколько реальны цели, поставленные BEPS, при условии внесения необходимых изменений в существующие двусторонние соглашения между странами.

Разработанные рекомендации будут обсуждаться на встрече министров финансов и глав центробанков стран G20, которая пройдет 20-21 сентября в австралийском Кэрнсе. При этом отмечается, что окончательный вариант плана действий сформируется только после утверждения остальных положений BEPS, которые ОЭСР предстоит разработать к концу 2015 года. Соответственно, отдельные страны начнут вносить изменения в национальное законодательство не ранее 2016 года.

Следует отметить, что международный план по борьбе с уклонением от уплаты налогов будет внедряться не только участниками G20. Он охватывает 44 страны, среди которых члены ОЭСР и кандидаты на вступление, хотя выполнение всех обязательств зависит от доброй воли правительств.

Швейцария, к которой новый проект ОЭСР имеет непосредственное отношение, принимала активное участие в его обсуждении. Ведь именно в этой стране расположены штаб-квартиры многих транснациональных корпораций, которым чаще всего предъявляют претензии в размывании налоговой базы, и все еще существуют специальные статусы, позволяющие управляющим компаниям снизить налоговое бремя, расположившись на территории Конфедерации.

Секретариат по международным финансовым вопросам при Министерстве финансов Конфедерации (SFI), комментируя новость о презентации первых положений плана BEPS, отметил, что скоординированные действия более эффективны, чем меры, принимаемые в одностороннем порядке. Напомним, что о необходимости внедрения единого международного стандарта говорила на встрече G20 в Москве министр финансов Конфедерации Эвелин Видмер-Шлумпф. Тем не менее, противники проекта выражают сомнения в том, что Швейцария сможет сохранить свою привлекательность для иностранных предпринимателей в условиях практически полного исчезновения налоговой конкуренции и банковской тайны.

Больше информации на эту тему читайте в нашем досье.

В последние годы аббревиатура BEPS прочно укоренилась в лексиконе международных налоговых консультантов. В настоящей статье мы рассмотрим, что же представляет собой план BEPS и какое отношение он имеет к проводимой в России налоговой реформе.

Что такое план BEPS и предпосылки его принятия

План BEPS (полное официальное наименование Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting) – это план мероприятий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения , который был разработан и опубликован еще в 2013 году.

Основными предпосылками, вызвавшими необходимость его появления, стали быстрое развитие транснациональных корпораций и сравнительно легкие возможности менять на законных основаниях центр извлечения основной прибыли таких корпораций, используя различия в налоговом законодательстве юрисдикций и в толковании международных сделок с точки зрения налогообложения. Прежде всего, это относилось к сделкам по финансированию. В результате оказалось, что доходы, полученные от совершения международных сделок, в некоторых случаях облагаются по низкой ставке налогообложения либо вообще не облагаются налогом. Само по себе это не вызывает озабоченности. Проблемы, однако, возникают, когда подобные ситуации создаются намеренно путем искусственного отделения налогооблагаемого дохода и перевода его в низконалоговую или безналоговую юрисдикцию.

Структура плана BEPS

По сути, в плане BEPS содержатся 15 проблемных областей (мероприятий), в отношении которых следует разработать конкретные предложения и предпринять ряд действий. Ниже кратко представлены эти 15 мероприятий.

Мероприятие 1 – Урегулирование налоговых проблем цифровой экономики (Address the tax challenges of the digital economy)
Основные вопросы, которые следует рассмотреть в рамках данного мероприятия включают в себя «цифровое» присутствие компании в стране без налогообложения вследствие отсутствия «физического» присутствия в налоговых целях; характеристика доходов, полученных в рамках новых моделей ведения бизнеса и применение правил об источнике доходов; обеспечение налоговых сборов по НДС и аналогичным налогам при трансграничных поставках цифровых товаров и услуг.

Мероприятия 2 – Нейтрализация эффектов «гибридных» трансграничных схем (Neutralise the effects of hybrid mismatch arrangements)
В данном случае речь идет об искусственном создании трансграничных схем, последствиями которых являются двойное неналогообложение, двойной вычет налога, длительная отсрочка налогообложения. Их нейтрализации может служить, например, изменения в Модельную конвенцию ОЭСР, ограничивающие применение гибридных инструментов и структур для получения необоснованных льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения или принятие внутренних положений о запрете вычета налогового платежа, который также подлежит вычету в иной юрисдикции.

Мероприятие 3 – Усиление норм о контролируемых иностранных компаниях (Strengthen CFC rules)
Данное мероприятие предполагает разработку рекомендаций относительно содержания правил о контролируемых иностранных компаниях.

Мероприятие 4 – Ограничение размывания налогооблагаемой базы через вычет процентов и других финансовых платежей (Limit base erosion via interest deductions and other financial payments)
В рамках данного мероприятия следует разработать рекомендации по предотвращению размывания налогооблагаемой базы путем применения вычета процентных расходов, например в рамках займов, выданных связанным сторонам.

Мероприятие 5 – Более эффективная борьба с неблагоприятными налоговыми практиками с учетом прозрачности счетов и фактического присутствия (Counter harmful tax practices more effectively, taking into account transparency and substance)
Целью данного мероприятия является повышение прозрачности, в том числе обязательный спонтанный обмен о налоговых постановлениях, касающихся предоставленных преференциальных режимов, и требование и наличии фактического присутствия для применения преференциального режима. В частности именно из-за этого Мероприятия в таких странах как Кипр и Люксембург был серьезно изменен специальный налоговый режим для интеллектуальной собственности (IP regime) и теперь его налоговые преимущества доступны только при реальной разработке интеллектуальной собственности в стране регистрации компании, то есть для реального местного бизнеса, а не для искусственно созданного международного.

Мероприятие 6 – Предотвращение злоупотреблений налоговыми соглашениями (Prevent treaty abuse)
Данное мероприятие предполагает разработку положений на национальном уровне, которые бы препятствовали предоставлению льгот по международным налоговым соглашениям в ненадлежащих обстоятельствах, в частности соглашение об избежании двойного налогообложения не должно приводить к ситуации, когда налогообложение не возникает ни в одной стране.

Мероприятие 7 – Предотвращение искусственного избежания статуса постоянного представительства (Prevent the artificial avoidance of PE status)
В рамках данного мероприятия предполагается внесение изменений в определение постоянного представительств, препятствующих злоупотреблению использованием структур с участием комиссионера или применением некоторых исключений.

Мероприятие 8 – Нематериальные активы (Intangibles)
Планируется рассмотрение следующих вопросов: принятие более широкого и четкого определения нематериальных активов; обеспечение надлежащего распределения прибыли от передачи и использования нематериальных активов; разработка правил трансфертного образования при передачи нематериальных активов, по которым сложно произвести оценку; и др.

Мероприятие 9 – Риски и капитал (Risks and capital)
Предполагается принятие правил трансфертного ценообразования, препятствующих ненадлежащему переносу прибыли на организацию исключительно вследствие принятия договорных рисков либо предоставления капитала.

Мероприятие 10 – Иные сделки с высоким уровнем риска (Other high-risk transactions)
В рамках данного направления рекомендуется обратить внимание на сделки, которые не были бы совершены между сторонними компаниями (т.е. на сделки между взаимозависимыми лицами).

Мероприятие 11 – Разработка методик по сбору и анализу данных о BEPS и меры по борьбе с этим явлением (Establish methodologies to collect and analyse data on BEPS and the actions to address it)
Речь идет о разработке индикаторов масштаба и экономического влияния BEPS и об обеспечении наличия механизмов для определения и оценки эффективности и экономического влияния проводимых мероприятий на регулярной основе.

Мероприятие 12 – Требование об обязательном раскрытии налогоплательщиками схем агрессивного налогового планирования Require taxpayers to disclose their aggressive tax planning arrangements)
Предполагается разработка рекомендаций по обязательному раскрытию агрессивных либо неправомерных сделок, режимов или структур с учетом административных издержек для налоговых органов и бизнеса, а также опыта других стран в реализации подобных мер.

Мероприятие 13 – Пересмотр документации по трансфертному ценообразованию (Re-examine transfer pricing documentation)
В рамках указанного направления предполагается разработка правил, касающихся документации в области трансфертного ценообразования в целях повышения прозрачности для налоговых органов с учетом издержек соблюдения законодательства для бизнеса.

Мероприятие 14 – Совершенствование механизмов разрешения споров (Make dispute resolution mechanisms more effective)
Предполагается разработка решений по устранению препятствий в разрешении споров, вытекающих из договоров, в рамках взаимосогласительной процедуры с учетом того факта, что во многих договорах отсутствует арбитражная оговорка.

Мероприятие 15 – Разработка многостороннего инструмента (Develop a multilateral instrument)
В рамках данного направления предлагается проанализировать вопросы публичного и международного права, что позволит заинтересованным сторонам внедрить меры, разработанные в ходе работы по BEPS и внести изменения в свои двусторонние договоры.

Таким образом, можно выделить следующие основные направления, которые, так или иначе, затрагивает план BEPS:

  • недопущение ситуации двойного неналогообложения, когда в силу различий в налоговом законодательстве юрисдикций доходы не подлежат налогообложению ни в одной стране;
  • решение ряда проблем, связанных с корпоративным налогообложением («гибридные» инструменты, КИК и т.д.);
  • недопущение случаев злоупотребления льготами, предоставленными международными соглашениями в налоговой сфере;
  • совершенствование правил трансфертного ценообразования;
  • повышение прозрачности.

План BEPS в мире

Хотя план BEPS не является юридически обязательным инструментом и носит, скорее, характер рекомендаций, его имплементация является результатом международного консенсуса. Признав необходимость разработки единых «правил игры», страны ОЭСР и страны Большой двадцатки взяли на себя обязательство по систематическому внедрению рекомендаций плана BEPS. К 2016 г. была подготовлена соответствующая нормативно-правовая база, позволяющая странам, не являющимся членами ОЭСР или Большой двадцатки, участвовать в реализации Плана. Общий список стран, присоединившихся к плану BEPS можно посмотреть на сайте ОЭСР по ссылке http://www.oecd.org/tax/beps/inclusive-framework-on-beps-composition.pdf.

Однако не все направления Плана получили одинаковую поддержку его участников. Так, ОЭСР на своем сайте отмечает (см. http://www.oecd.org/ctp/beps-frequentlyaskedquestions.htm ), что наибольшего консенсуса удалось достичь в таких областях, как предотвращение злоупотреблений договорами об избежании двойного налогообложения (treaty shopping), борьба с неблагоприятными налоговыми практиками, совершенствование практики разрешения споров. При этом не все участники BEPS утвердили стандарты о налоговых договорах или трансфертном ценообразовании. Что касается рекомендаций по гибридным трансграничным схемам и вычету процентов, страны согласовали общие направления политики. Ожидается, что в этих областях со временем удастся достичь сближения благодаря применению согласованных общих подходов.

Говоря о мировом развитии плана BEPS, нужно также отметить, что 7 июня 2017 года состоялось подписание Многосторонней конвенции ОЭСР по имплементации мер по внесению изменений в договоры об избежании двойного налогообложения в целях борьбы с BEPS. Полный список стран, подписавших Конвенцию, представлен на сайте ОЭСР по ссылке http://www.oecd.org/tax/treaties/beps-mli-signatories-and-parties.pdf. Россия также подписала данную Конвенцию 7 июня 2017 года.

План BEPS и Россия

Не являясь членом ОЭСР, Россия, тем не менее, ориентируется на разработки ОЭСР в своей внутренней политике. Так, в частности, следующие изменения налогового законодательства, которые имели место в последние годы, свидетельствуют о проведении Россией налоговой политики в духе рекомендаций ОЭСР:

1. Принятие в 2011 г. правил о сделках между взаимозависимыми лицами и трансфертном ценообразовании. Несмотря на то, что соответствующий раздел был внесен в Налоговый кодекс раньше официального принятия плана BEPS, он отражает те же тенденции, что и мероприятие 13 плана.

2. Принятие в 2014 г. законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК), что соответствует рекомендации в рамках мероприятия 3 плана BEPS.

3. Введение в налоговый кодекс вместе с законодательством о КИК понятия «лица, имеющего фактическое право на доходы». Данное понятие имеет значение для применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения и тем самым реализует рекомендацию в рамках мероприятия 6 плана BEPS.

4. Присоединение России к Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам и принятому в соответствии с ней Единому стандарту автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS). Хотя план BEPS не содержит отдельного пункта, касающегося автоматического обмена информацией, но многие пункты плана содержат положения о предоставлении информации. Например, в рамках мероприятия 13 рекомендуется предусмотреть требование о предоставлении транснациональными корпорациями информации о глобальном распределении своих доходов, экономической деятельности и уплаченных налогов.

Таким образом, можно полагать, что в последующем Россия будет следовать мировым тенденциям в сфере налогообложения и пойдет по пути повышения прозрачности и ужесточения контроля международных структур с точки зрения наличия в них элементов «искусственности». Ведь основное назначение плана BEPS не в том, чтобы полностью запретить или сделать невозможными международные транзакции и деятельность транснациональных корпораций, а в том, чтобы противодействовать созданию искусственных налоговых структур, которые не имеют реальной коммерческой цели и созданы исключительно для уклонения от уплаты налогов.

Читайте также: