Ставка акциза на алкоголь 2012

Опубликовано: 14.05.2024

В гл. 22 "Акцизы" НК РФ внесены существенные поправки, вступающие в силу со следующего года. В результате не только повышены ставки акцизов практически по всем видам подакцизных товаров, но и изменен порядок исчисления и уплаты акцизов. Рассмотрим, в связи с чем были приняты эти новые нормы и как их применять на практике.

Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан и принят во исполнение Основных направлений налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрены Правительством РФ 25 мая 2009 г.). Данный Закон предусматривает индексацию ставок акцизов на 2010 - 2012 гг., а также внесение ряда изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами, с целью повышения его эффективности. Кроме того, указанным Законом утверждается новый размер ставок транспортного налога.

Причины внесения поправок и их суть


В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и прогнозом уровня инфляции в указанном периоде (2010 - 2012 гг.) предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары, за исключением табачной продукции (сигареты, папиросы), пива и спиртосодержащей продукции, по сравнению с предыдущим годом в среднем на 10%.


По сигаретам с фильтром индексация произведена на 20%, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 28 - 30%.


Кроме того, внесены поправки непосредственно в порядок исчисления акцизов. Так, ст. 200 НК РФ дополнена положением, в соответствии с которым при исчислении акциза на крепкую алкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта свыше 25%) ограничивается право налогоплательщиков на налоговый вычет акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. С 2010 г., если производители такой алкогольной продукции используют в качестве сырья спиртосодержащую продукцию, сумма налогового вычета у них будет меньше суммы акциза, фактически уплаченной при приобретении спиртосодержащей продукции. В данном случае сумму вычета следует определять исхода из ставки акциза на этиловый спирт.


Необходимость указанной поправки была вызвана следующим. В настоящее время одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию является использование так называемой спиртосодержащей схемы. Суть этой схемы заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве основного сырья для производства крепкой алкогольной продукции не спирт этиловый, как это предусмотрено нормативно-технической документацией, а спиртосодержащую продукцию. При этом ст. 200 НК РФ установлено, что налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.


Как свидетельствуют результаты проверок проводившихся налоговыми органами, зачастую сумма акциза по спиртосодержащей продукции в бюджет вообще не уплачивалась (то есть эта продукция находилась в нелегальном обороте). Учитывая, что ставка акциза по крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукции была установлена на одинаковом уровне, в результате акциз в бюджет вообще не поступал.


Обратите внимание: изменилась и ставка акциза на спиртосодержащую продукцию. Теперь она установлена на одинаковом уровне со ставкой акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%. Дело в том, что спиртосодержащая продукция (например, висковый, кальвадосный и другие дистилляты) используется в качестве сырья при изготовлении слабоалкогольных напитков. Действующее в 2009 г. соотношение ставок акциза на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию приводило к образованию так называемой отрицательной разницы между ставками акциза на спиртосодержащую продукцию и на алкогольную продукцию с содержанием спирта до 9% в расчете на одинаковую единицу измерения (1 л безводного спирта).


Неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, стала причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета.

Новые ставки на подакцизные товары


Рассмотрим подробнее, как с 2010 г. изменятся ставки на конкретные виды подакцизных товаров (табл. 1 на с. 14 - 15).

Таблица 1. Ставки акцизов с 2010 по 2012 год включительно

Виды подакцизных
товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях
на единицу товара)

с 1 января
по 31 декабря
2010 г.
включительно

с 1 января
по 31 декабря
2011 г.
включительно

с 1 января
по 31 декабря
2012 г.
включительно

В соответствии с представленным законопроектом, установлен нулевой размер акциза на этиловый спирт из всех видов сырья и спирт коньячный, реализуемый организациям, которые вносят авансовый платеж акциза, а также передаваемый производителями в структуре одной организации, или реализуемый для производства товаров, не признаваемых подакцизными.

На этиловый и коньячный спирт, реализуемый организациям, которые не платят аванс по акцизам, ставка акциза устанавливается на 2011 год в размере 34 рубля за литр. Ранее в НК РФ на 2011 год был запланирован акциз в размере 33,6 рубля за литр. На 2012 год размер акциза остался на ранее запланированном уровне - 37 рублей за литр, в 2013 году акциз составит 40 рублей за литр.

Нулевой акциз сохранится на 2011-2013 годы на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию и продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке. На остальную спиртосодержащую продукцию размер акциза составит в 2001 году 190 рублей за литр, в 2012 году - 230 рублей, в 2013 году - 243 рубля за литр.

Также нулевой акциз сохранится на пиво с содержанием спирта до 0,5%. На пиво с содержанием спирта от 0,5% до 8,6% акцизы будут на ранее предусмотренном уровне 10, 12 и 13 рублей за литр в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно, свыше 8,6% - 17, 21 и 23 рубля.

На алкогольную продукцию с долей спирта свыше 9% акциз будет расти запланированными темпами - на 10%, до 231 рубля в 2011 году, на 9,95% - до 254 рублей в 2012 году и на 10,2% - до 280 рублей в 2013 году.

На алкогольную продукцию с долей спирта до 9% акциз также будет расти запланированными темпами - на 20,2%, до 190 рублей в 2011 году, на 21% - до 230 рублей в 2012 году и на 6,52% - до 245 рублей в 2013 году.

Несколько более высокими темпами будет расти акциз на вина в 2011 году - на 42%, до 5 рублей за литр (ранее на 2011 год планировался акциз в 4,8 рубля). В 2012 году размер акциза останется на запланированном уровне - 6 рублей за литр, в 2013 году он будет равен 7 рублей. На шампанские и игристые вина акцизы на 2011-2012 годы остаются на запланированном уровне - 18 и 22 рубля за литр, на 2013 год - 24 рубля.

Ускоренными темпами будет происходить индексация акцизов на сигареты, при этом с 2012 года размер акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра будут одинаковыми - 360 рублей за 1 тыс. штук плюс 7,5% расчетной стоимости (2012 год) и 460 рублей за 1 тыс. штук плюс 8% расчетной стоимости (2013 год). На 2011 год предусмотрены акцизы на сигареты с фильтром в размере 280 рублей за 1 тыс. штук плюс 7% расчетной стоимости (ранее предусматривалось 250 рублей), без фильтра - 250 рублей плюс 7% расчетной стоимости (планировалось 175 рублей).

Акцизы на табак, сигары и сигариллы в 2011-2012 годах сохранятся на уровне, утвержденном в НК РФ в настоящее время, в 2013 году они составят 650 рублей за 1 кг, 39 рублей за 1 кг и 565 рублей за 1 тыс. штук соответственно.

Законопроект также содержит предложения по ставке акциза на автомобильный бензин. Так, в отношении бензина, не соответствующего классу 3, или классу 4, или классу 5, на 2011 год предлагается установить ставку акциза в размере 5 тыс. 995 рублей за тонну, на 2012 год - 7 тыс. 725 рублей за тонну, на 2013 год - 9 тыс. 511 рублей за тонну. В отношении бензина класса 3 предлагается ставка на 2011 год в размере 5 тыс. 672 рубля за тонну, на 2012 год - 7 тыс. 382 рубля за тонну, на 2013 год - 9 тыс. 151 рубль за тонну. В отношении бензина класса 4 и 5 размер ставки составит в 2011 году 5 тыс. 143 рубля за тонну, в 2012 году - 6 тыс. 822 рубля за тонну, в 2013 году - 8 тыс. 560 рублей за тонну.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что дополнительные поступления доходов в консолидированный бюджет РФ при принятии этого законопроекта составят в 2011 году 109,9 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет - 103,4 млрд рублей; в 2012 году - 225,8 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет - 121 млрд рублей. Увеличение ставок акцизов в 2013 году по сравнению со ставками 2012 года, предусмотренное законопроектом, приведет к росту доходов консолидированного бюджета РФ на 183 млрд рублей, в том числе федерального бюджета - на 107,8 млрд рублей.

Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 и главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан во исполнение Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, предусматривает индексацию ставок акцизов на 2010-2012 годы, а также внесение ряда изменений, уточняющих действующий порядок обложения акцизами с целью повышения его эффективности

В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции в указанном периоде предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары, за исключением табачной продукции (сигареты, папиросы), пива и спиртосодержащей продукции, по сравнению с соответствующим предыдущим годом в среднем на 10%.

По сигаретам с фильтром индексация произведена на 20%, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 28-30%.

Если производители в качестве сырья используют спиртосодержащую продукцию, сумма вычета будет меньше суммы акциза, фактически уплаченной при приобретении спиртосодержащей продукции. В данном случае сумма вычета будет определяться исходя из ставки акциза на этиловый спирт.

Необходимость такой поправки была вызвана следующим.

Неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, стала причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, т.е. возмещаемой из бюджета.

Как свидетельствуют результаты проверок, проводившихся налоговыми органами, зачастую сумма акциза по спиртосодержащей продукции в бюджет вообще не уплачивалась, т.е. эта продукция находилась в нелегальном обороте. Учитывая, что ставка акциза по крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукции была установлена на одинаковом уровне, акциз в бюджет не поступал.

Изменилась и ставка акциза на спиртосодержащую продукцию. Теперь она установлена на одинаковом уровне со ставкой акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%.

Дело в том, что спиртосодержащая продукция (например, висковый, кальвадосный и другие дистилляты) используется в качестве сырья при изготовлении слабоалкогольных напитков. Действующее в 2009 году соотношение ставок акциза на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию приводило к образованию так называемой отрицательной разницы между ставками акциза на спиртосодержащую и на алкогольную продукцию с содержанием спирта до 9% в расчете на одинаковую единицу измерения (один литр безводного спирта).

Рассмотрим подробнее, как изменились ставки на конкретные виды подакцизных товаров.

Ставки акциза на этиловый спирт и спиртосодержащую продукции

Ставка акциза на этиловый спирт из всех видов сырья (в т.ч. этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) с 1 января 2010 года увеличилась с 27,70 руб. за один литр безводного этилового спирта до 30,50 руб. В 2011 и 2012 годах размер ставок составит соответственно 33,60 руб. и 37,00 руб.

На спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке, а также спиртосодержащую продукцию бытовой химии сохранится нулевая ставка акциза.

На иные виды спиртосодержащей продукции ставка акциза составит: 158 руб. за один литр безводного спирта - в 2010 году, 190 руб. - в 2011 году и 230 руб. - в 2012 году.

Ставки акциза на алкогольную продукцию

В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% будут применять следующие ставки за один литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах:

- в 2010 году - 210,0 руб.;

- в 2011 году - 231,0 руб.;

- в 2012 году - 254,0 руб.

В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% будут действовать следующие ставки за один литр безводного этилового спирта:

- в 2010 году - 158,0 руб.;

- в 2011 году - 190,0 руб.;

- в 2012 году - 230,0 руб.

Ставки в отношении натуральных вин составят за один литр:

- в 2010 году - 3,50 руб.;

- в 2011 году - 4,80 руб.;

- в 2012 году - 6,00 руб.

Ставки в отношении вин шампанских, игристых, газированных, шипучих составят за один литр:

- в 2010 году - 14,00 руб.;

- в 2011 году - 18,00 руб.;

- в 2012 году - 22,00 руб.

В отношении пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно будут применяться следующие ставки за один литр:

- в 2010 году - 9,00 руб.;

- в 2011 году - 10,00 руб.;

- в 2012 году - 12,00 руб.

В отношении пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% ставки составят за один литр:

- в 2010 году - 14,00 руб.;

- в 2011 году - 17,00 руб.;

- в 2012 году - 21,00 руб.

Ставки акциза на табачные изделия

Ставки акцизов на табачные изделия составят:

1) в отношении табака (за 1 кг):

- в 2010 году - 422,0 руб.;

- в 2011 году - 510,0 руб.;

- в 2012 году - 610,0 руб.;

2) в отношении сигар (за 1 шт.):

- в 2010 году - 25,0 руб.;

- в 2011 году - 30,0 руб.;

- в 2012 году - 36,00 руб.;

3) в отношении сигарилл (за 1000 шт.):

- в 2010 году - 360,0 руб.;

- в 2011 году - 435,0 руб.;

- в 2012 году - 530,0 руб.;

4) в отношении сигарет с фильтром (за 1000 шт.):

- в 2010 году - 205 руб. + 6,5% расчетной стоимости;

- в 2010 году - 250 руб. + 7,0% расчетной стоимости;

- в 2012 году - 305 руб. + 7,5% расчетной стоимости;

5) в отношении сигарет без фильтра, папирос (за 1000 шт.):

- в 2010 году - 125 руб. + 6,5% расчетной стоимости;

- в 2011 году - 175 руб. + 7,0% расчетной стоимости;

- в 2012 году - 250 руб. + 7,5% расчетной стоимости.

Ставки акцизов в отношении автомобилей

Ставки акцизов на автомобили составят:

1) в отношении легковых, автомобилей с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно:

- в 2010 году - 23,9 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.);

- в 2011 году - 26,3 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.);

- в 2012 году - 28,5 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.);

2) в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с), мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.):

- в 2010 году - 235 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.);

- в 2011 году - 259 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.);

- в 2012 году - 285 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.).

Отдельного комментария требуют изменения ставок акцизов на подакцизные виды нефтепродуктов.

Ставки акцизов на нефтепродукты оставались без изменения с 2005 по 2009 год. Однако в связи с кризисными явлениями в экономике и снижением доходов субъектов РФ возникла необходимость проиндексировать и эти ставки акцизов.

Так, в 2010 году ставки устанавливаются в следующих размерах:

- на автомобильный бензин с октановым числом до 80 - 2923 руб. за 1 тонну;

- на автомобильный бензин с иными октановыми числами - 3992 руб. за 1 тонну;

- на дизельное топливо - 1188 руб. за 1 тонну.

Ставка акциза на моторные масла составит: в 2010 году - 3246 руб. за 1 тонну, в 2011 году - 3570,7 и в 2012 году - 3927,8 руб. за 1 тонну.

С 2011 года предусматривается дифференциация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо по принципу их снижения по мере повышения класса топлива. При этом в среднем акцизы проиндексируются на 10% к 2010 году.

Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3-го, 4-го, 5-го классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход и за счет этого сократить сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.

В 2011 году установлены следующие ставки акцизов на автомобильный бензин:

- не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 - 4624,6 руб. за 1 тонну;

- класса 3 - 4302,2 руб. за 1 тонну;

- класса 4 и класса 5 - 3773,0 руб. за 1 тонну.

В 2011 году установлены следующие ставки акцизов на дизельное топливо:

- не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 - 1573 руб. за 1 тонну;

- класса 3 - 1304 руб. за 1 тонну;

- класса 4 и класса 5 - 1067 руб. за 1 тонну.

Уплата акцизов по новым правилам

Таким образом, в январе 2010 года налогоплательщикам необходимо уплатить акциз в следующие сроки:

- не позднее 15-го числа - 1/2 суммы акциза, подлежащей уплате за ноябрь 2009 года;

- не позднее 25-го числа - сумма акциза, подлежащая уплате за декабрь 2009 года.

Фактически только начиная с февраля 2010 года акциз будет уплачиваться один раз в месяц.

Обратите внимание!

В разделе 1.1 декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и в разделе 1 декларации по акцизам на табачные изделия, представляемым за декабрь 2009 года в январе 2010 года (и в последующие месяцы), строка 040 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем" заполняться не должна (в ней следует поставить прочерки). Соответственно сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет за отчетный месяц, должна отражаться только по строке 030 указанных разделов "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем".


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.09.2016 2016-09-18

Статья просмотрена: 1566 раз

Библиографическое описание:

Кабанова, В. Ю. Акцизы на алкогольную продукцию / В. Ю. Кабанова, Е. А. Копыльцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33818/ (дата обращения: 18.05.2021).

В последние годы ситуация с доходами бюджета значительно обострилась, — доходы не покрывают расходы, в результате чего дефицит бюджета последовательно увеличивается. Такая ситуация не связана с несовершенством законодательства, формирующего доходную часть бюджета. Причина носит макроэкономический характер и в большей степени связана с падением цен на энергоносители, а также и с общей политической ситуацией, вызвавшей введение ряда экономических санкций.

Среди налоговых поступлений важнейшим источником формирования доходов бюджетной системы являются косвенные налоги, одной из составляющих которых являются акцизы. Конечно, акцизы в настоящее время не играют ведущую роль в доходах как федерального, так и региональных бюджетов, но отрицать их роль ни в коем случае нельзя.

Ключевые слова: налог, акциз, алкогольная продукция, бюджет, спирт, пиво

In recent years the situation with budget revenues considerably became aggravated, the revenues do not cover the expenses, as a result the budget deficit consistently increases. This situation is not connected with imperfection of the legislation forming budget revenues. The reason has macroeconomic character and it is more connected with falling of energy costs and the general political situation, which caused imposition of economic sanctions.

Among the tax revenues the main source of formation of revenues of the budget system are indirect taxes. One of the components are excise taxes. Certainly the excise taxes do not pay a major role in the revenues of the federal and the regional budgets now. But it is impossible to deny their role in any case.

Keywords: tax, excise, alcoholic products, budget, alcohol, beer.

Акцизы являются самыми первыми цивилизованными налогами, они возникли в X-XI вв. и в дальнейшем получили широкое распространение. На протяжении многих столетий механизм акцизного налогообложения развивался: менялся список подакцизных товаров, налоговая ставка, их роль и доля в доходах бюджета страны. В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли или на товары, потребление которых оказывает вред для здоровья населения.

До 1930 г. акцизы присутствовали в налоговой системе России, но налоговая реформа 1930–32 гг. их отменила, как и другие косвенные налоги. Вернулись же в Россию полноправные налоги в конце 1991г. с переходом к рыночной экономике с принятием законов «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и «Об акцизах».

Проблема трансформации налогообложения, в особенности проблема акцизных отношений, является достаточно сложной и запутанной. Поскольку в стране отсутствовал собственный опыт в этой области, но существовала необходимость формировать акцизную систему с нуля, это привело к тому, что она создавалась методом проб и ошибок, часто путем перенесения некоторых черт современных западных акцизных систем без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа развития национального хозяйства. Естественно, что целью этих законодательных актов является повышение эффективности налогообложения.

К сожалению, с появлением акцизов на ряд товаров появилась и проблема их нелегального оборота, что легко объясняется тем, что акцизы вызывают естественный рост розничных цен и немалый, то есть можно сделать вывод о том, что неправильно построенный механизм акцизного налогообложения провоцирует рост теневой экономики, главным образом в производстве и реализации алкогольной продукции.

На протяжении многих веков акцизные сборы играли весьма важную роль в налоговой системе Российской Федерации, являясь прежде всего крупным фискальным источником. Необходимость же существования и применения акцизных сборов в современных условиях связана, помимо фискальной функции, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. Прежде всего, это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия.

Но в настоящий момент акцизные сборы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизных сборов (налогов) не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета.

Рассмотрим динамику поступлений налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации. Исходя из данных диаграммы и таблицы, можно сделать вывод, что акцизы составляют примерно 7,8 % всех налоговых поступлений или 30 % от суммы косвенных налогов.


Рис. 1. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-ноябрь 2014–2015 годы

Так как бюджет любой страны в настоящее время не является сбалансированным, а основная задача налогов — это пополнение казны и обеспечение сбалансированности бюджетной системы, то Правительством РФ было принято решение последовательно увеличивать акцизы на алкогольную продукцию. Рассмотрим динамику изменения ставок по подакцизным товарам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию за период с 2012 года по 2016 год.

Динамика изменения ставок по подакцизным товарам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию за 2012–2016 годы

Рост акциза на алкоголь приведёт к его подорожанию в рознице в начале 2021 года

Акциз на алкогольные напитки с содержанием спирта более 9% с Нового года вырастет на 4%, до 566 рублей за литр. Новый лимит установлен на все категории спиртных напитков. Уже известно, что в 2022 году ставка вырастет ещё на 23 рубля, до 589 рублей, а в 2023–м — до 613 рублей. Вырастут ставки акциза и на алкоголь с содержанием спирта менее 9% — с 435 до 452 рублей за литр в 2021 году, до 471 рубля — в 2022–м и до 490 — в 2023–м. Ставка акциза на пиво с содержанием этилового спирта менее 8,6% увеличится на 1 рубль, а на пенные напитки покрепче — на 2 рубля. У производителей вин дополнительная статья расходов появится за счёт повышения акцизов на сырьё. В 2022 году ставка налога на виноград, используемый для производства вина, увеличится с 30 до 33 рублей за тонну.

"Ставки акциза на алкогольную продукцию ежегодно индексируются на уровень инфляции. Это стандартная практика. Никаких новаций в акцизной политике в отношении алкогольной продукции не планируется", — пояснили в прессе–службе Минфина РФ.

Увеличение косвенного налога первым на себе ощутит потребитель. "Уменьшить свою маржу я не могу. Реальная отдача от магазина и так намного ниже тех ожиданий, которые были, когда мы заходили на рынок. В любом случае повышение акцизов люди увидят на полках", — констатирует директор сети по торговле спиртными напитками "РусАлка" Александр Фролов.

Директор магазинов разливного пива "Хмель Солод" Александр Кротов отметил, что сейчас ситуация по рынку не самая благоприятная. "У нас сеть магазинов, и когда два дополнительных рубля акциза на пиво умножаются на количество магазинов и количество литров, безусловно, выходит значительная сумма", — говорит он.

Директор центра исследований "ЦИФРРА" Вадим Дробиз подсчитал, что стоимость недорогой бутылки водки вырастет в среднем на 10 рублей, премиальной — на 50 рублей и выше. Бутылка виски и дорогого коньяка подорожает минимум на 100 рублей. При этом цены вырастут не одномоментно.

"Каждый производитель старается сформировать запас продукции по старой ставке акциза, — говорит Дробиз. — В I квартале, как правило, продаётся алкоголь из прежних запасов. По мере их исчерпания будет закупаться продукция, акциз на которую будет рассчитан уже по новым ставкам".

Эксперты отмечают, что каждый раз при росте стоимости алкоголя повышается активность нелегальных производителей.

"Ставки повысили, маржа у нелегалов выросла, и желающих заработать, соответственно, стало больше", — отметил Александр Фролов. Впрочем, по его словам, некачественной продукции на самом деле на рынке очень мало. "В основном контрафакт — это продукция, с которой просто не уплачены акцизы и прочие налоги", — уточнил предприниматель.

Представители розницы уверяют, что в их магазины такая продукция попасть не может. Всё, что продаётся на прилавках, проверяется через ЕГАИС. Автоматизированная система отслеживает движение каждой бутылки от её выпуска до продажи конечному потребителю. В ней хранятся данные о заводе–изготовителе, а также подробная характеристика товара, адрес торговой точки, в которую он был доставлен, время и дата его реализации. Отсканировав QR–код на специальном чеке, покупатель сможет узнать всю "подноготную" выбранного им алкоголя.

"Попадание контрафакта в магазины нашей сети — это из разряда фантастики. Мы работаем в системе “ЕГАИС”, в которой за движением алкогольной продукции следит государство", — сообщили представители сети "Красное и Белое".

Прореха в системе — маленькие магазины. Зачастую владельцы таких точек ради экономии готовы поступиться качеством. Самое интересное, что большинство клиентов, приобретая такой товар, осознают, что идут на риск. "Население уже лет пять назад разделилось на две группы. На тех, кто пьёт легальную продукцию, и на тех, кто предпочитает нелегальную и суррогатную", — констатирует Вадим Дробиз.

В том числе для борьбы с контрафактом с 1 января Минфин увеличил минимальные цены на крепкий алкоголь и игристые вина.

Читайте также: