План финансово хозяйственной деятельности налоговой

Опубликовано: 01.05.2024

План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

План ФХД составляется учреждением в рублях и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.
Какова структура плана финансово-хозяйственной деятельности?

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Вопрос: На осуществление закупок по плану финансово-хозяйственной деятельности муниципальному бюджетному учреждению выделено 5 500 тыс. руб. Можно ли сделать базовый план закупок, план-график на меньшую сумму (например, 4 500 тыс. руб.), а впоследствии откорректировать данную сумму путем внесения изменений в план закупок, план-график?
Посмотреть ответ

Цель составления ПФХД

Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности, составляется для решения следующих задач:

  • распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
  • приведение в равновесие финансовых показателей;
  • определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
  • контроль над кредиторскими задолженностями;
  • управление динамикой затрат и прибылей учреждения.

Средства, учитываемые в ПФХД

Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:

  • деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
  • адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
  • иные субсидии;
  • спонсорские средства;
  • другие поступления из легитимных источников.

Время действия составленного ПФХД

Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.

Схемы утверждения Плана ФХД

В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:

  • бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
  • автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.

Структура Плана ФХД

Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:

  • вознаграждение за труд;
  • другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
  • деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
  • арендная плата;
  • средства на содержание помещения и другого имущества;
  • пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
  • перечисления другим государственным организациям;
  • покупка материальных и нематериальных активов;
  • операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
  • прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.

Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.

ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).

Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности

Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.

ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.

Порядок составления и утверждения ПФХД

Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:

  • его структуру;
  • обязательные реквизиты;
  • степень детализации;
  • типовую форму.

Порядок принятия Плана ФХД

  1. Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
  2. В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
    • движимое госимущество на праве управления учреждением;
    • недвижимое имущество, принадлежащее государству;
    • активы, переданные в аренду;
    • арендуемые фонды;
    • имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
  3. Учет показателей денежного состояния:
    • активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
    • денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
    • различные обязательства.
  4. Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
  5. Распределение плановых показателей:
    • на выполнение госзадания;
    • на определенные цели;
    • платные услуги;
    • на социальное обеспечение;
    • на иные цели.
  6. Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
  7. Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
  8. План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
  9. План должны подписать:
    • руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
    • начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
    • исполнитель документа.

Подписи заверяются печатью.

  • Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.
  • Жукунова А. Л.

    эксперт Контур.Школы по учету в учреждениях бюджетной сферы

    Теперь в ПФХД нет текстовой части. Таблиц стало меньше. Все показатели плана формируются по кодам бюджетной классификации. Читайте, чем отличается новый план от того, который привыкли составлять бухгалтеры.

    При подготовке плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) на 2020 год нужно применять Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н «О требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н пользоваться нельзя, он отменен с 1 января 2020 года.

    Что изменилось в новой форме ПФХД-2020

    1. Теперь в ПФХД нет текстовой части. Это хорошо, ведь не нужно переписывать информацию из баланса и Устава учреждения.
    2. Таблиц стало меньше. В Плане всего два раздела:
      • ​ Раздел 1. Поступления и выплаты.
      • Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.
    3. Если формируется ПФХД на плановый трехлетний период, то по новым правилам показатели на все три года нужно отразить в соответствующих колонках в каждой таблице. Это тоже удобно. А разбивка по источникам финансового обеспечения предусмотрена по строкам таблицы — строк в плане станет больше.
    4. Все показатели Плана ФХД формируются по кодам бюджетной классификации. В соответствующей графе формы ПФХД основные коды уже проставлены и в п. 11 Приказа 186н разъясняется, как заполнять :
      • показатели планируемых поступлений от доходов формируются по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов, от возврата дебиторской задолженности прошлых лет — по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
      • показатели планируемых выплат по расходам формируются по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов, по возврату в бюджет остатков субсидий прошлых лет — по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

    Учредитель может предусмотреть для своих учреждений дополнительную детализацию по кодам КОСГУ или иным кодам аналитических показателей. При составлении ПФХД на 2020 год необходимо применять Порядок 209н и Порядок 132н.

  • В Плане ФХД на 2020 год нужно обосновывать не только расходы, но и поступления. И это огромный пласт работы! По расходам мы уже привыкли составлять подробные обоснования. Теперь они составляются и по доходам. Расчеты формируются по доходам:
    • от использования собственности, например, по доходам от арендной платы;
    • от оказания услуг, в том числе в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного, муниципального задания, от оказания медицинских услуг в рамках ОМС, от иной приносящей доход деятельности;
    • в виде штрафов, возмещения ущерба, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов;
    • в виде безвозмездных денежных поступлений — грантов, пожертвований;
    • в виде целевых субсидий, субсидий на осуществление капитальных вложений;
    • от операций с активами — реализации неиспользуемого имущества, лома черных и цветных металлов.

    Формы этих обоснований не установлены Приказом 186н. Учредители могут сами утвердить формы в своих порядках.

    Как составить и утвердить ПФХД

    Учреждения составляют и утверждают Планы ФХД в соответствии с Приказом 186н и порядком, установленным органом-учредителем.

    Учредитель, используя положения Приказа 186н, определяет конкретный порядок составления ПФХД для подведомственных учреждений, определяет формы обоснований, поскольку в новом Приказе они не приведены. Учредитель вправе разработать свою форму Плана, так как в Приказе 186н приведена рекомендуемая форма.

    План утверждается в порядке и сроки, установленные органом-учредителем.

    Формируйте ПФХД вдумчиво и серьезно, ведь документ размещается в открытых источниках, контролируется проверками.

    от 31 августа 2010 года N ММВ-7-5/428@

    (с изменениями на 29 декабря 2016 года)

    ____________________________________________________________________
    Утратил силу с 1 января 2020 года на основании
    приказа ФНС России от 2 октября 2019 года N ММВ-7-5/497@
    ____________________________________________________________________

    Документ с изменениями, внесенными:

    приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-5/739@ (применяется при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, начиная с планов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов).

    2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2012 года.

    3. Предоставить заместителю руководителя Федеральной налоговой службы К.В.Янкову право утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы К.В.Янкова.

    Руководитель Федеральной
    налоговой службы
    М.В.Мишустин

    УТВЕРЖДЕН
    приказом ФНС России
    от 31 августа 2010 года N ММВ-7-5/428@

    Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы

    (с изменениями на 29 декабря 2016 года)

    I. Общие положения

    1. Настоящий Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, разработан в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

    2. Порядок определяет правила составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План) федеральных бюджетных учреждений (далее - учреждения), в отношении которых Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) осуществляет функции и полномочия учредителя.

    3. Пункт утратил силу - приказ ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-5/739@, применяется при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, начиная с планов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. - См. предыдущую редакцию.

    II. Порядок составления Плана

    4. План составляется учреждениями на этапе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, содержащей следующие части:

    5. В заголовочной части Плана указываются:

    гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План и дату утверждения;

    наименование документа, с указанием периода представленных сведений;

    дата составления документа;

    наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

    дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение код по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);

    финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;

    наименование единиц измерения показателей, включаемых в План и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

    6. Содержательная часть Плана состоит из текстовой (описательной) части и табличной части.

    7. В текстовой (описательной) части Плана указываются:

    цели деятельности учреждений в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения;

    виды деятельности учреждений, относящиеся к основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения;

    перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждений, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату.

    8. В табличной части Плана указываются:

    показатели финансового состояния учреждения, включающие показатели о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана;

    показатели по поступлениям и выплатам учреждения;

    показатели выплат по расходам (в том числе по расходам на закупку товаров, работ, услуг) учреждения;

    сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения;

    9. Показатели Плана по поступлениям и выплатам формируются учреждениями с распределением по:

    субсидиям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

    субсидиям, предоставляемым в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

    субсидиям на осуществление капитальных вложений;

    средствам обязательного медицинского страхования;

    поступлениям от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности.

    Суммы публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени ФНС России передаются учреждениям в установленном порядке, указываются Справочно.

    Суммы, указанные в абзацах втором, третьем, четвертом и седьмом настоящего пункта, формируются учреждениями на основании информации, полученной от ФНС России, в соответствии с настоящим пунктом.

    Суммы, указанные в абзаце пятом и шестом настоящего пункта, учреждения рассчитывают исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации.

    10. Плановые показатели по поступлениям формируются учреждениями в разрезе:

    доходов от собственности;

    доходов от оказания услуг, работ;

    доходов от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия;

    безвозмездных поступлений от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций;

    иных субсидий, предоставленных из бюджета;

    доходов от операций с активами.

    11. Плановые показатели по выплатам формируются учреждениями в соответствии с настоящим Порядком в разрезе выплат на:

    оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;

    социальные и иные выплаты населению;

    уплату налогов, сборов и иных платежей;

    безвозмездные перечисления организациям;

    расходы на закупку товаров, работ, услуг;

    иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

    Плановые показатели по выплатам детализируются до кодов по бюджетной классификации Российской Федерации, исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат.

    К представляемому на утверждение проекту Плана прилагаются расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам, использованные при формировании Плана, формируемые по форме согласно приложению N 1 к настоящим изменениям, вносимым в Порядок.

    (Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-5/739@, применяется при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, начиная с планов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов)

    В случае, если в соответствии со структурой затрат отдельные виды выплат учреждением не осуществляются, то соответствующие расчеты (обоснования) к показателям Плана не формируются.

    (Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-5/739@, применяется при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, начиная с планов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов)

    Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам формируются с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ).

    (Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-5/739@, применяется при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, начиная с планов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов)

    Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам за счет субсидий, предоставляемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, осуществляются с учетом затрат, применяемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги.

    (Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-5/739@, применяется при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, начиная с планов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов)

    Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам формируются раздельно по источникам их финансового обеспечения в случае принятия органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о планировании выплат по соответствующим расходам (по строкам 210 - 250 в графах 5 - 10) раздельно по источникам их финансового обеспечения.

    (Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-5/739@, применяется при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, начиная с планов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов)

    В расчет (обоснование) плановых показателей выплат персоналу (строка 210 таблица III приложения N 1 к Порядку) включаются расходы на оплату труда, компенсационные выплаты, включая пособия, выплачиваемые из фонда оплаты труда, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование. При расчете плановых показателей по оплате труда учитывается расчетная численность работников, включая основной персонал, вспомогательный персонал, административно-управленческий персонал, обслуживающий персонал, расчетные должностные оклады, ежемесячные надбавки к должностному окладу, районные коэффициенты, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, а также иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с утвержденным штатным расписанием, а также индексация указанных выплат.

    (Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-5/739@, применяется при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, начиная с планов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов)

    Министерство финансов Российской Федерации
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    от 2 октября 2019 года N ММВ-7-5/497@

    В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 2006, N 3, ст.282; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 29, ст.3607; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 29, ст.4291; N 30, ст.4590; N 47, ст.6607; 2012, N 30, ст.4172; 2014, N 8, ст.738, N 23, ст.2932; 2015, N 10, ст.1413; 2017, N 24, ст.3482; 2018, N 31, ст.4849) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4236; 2011, N 20, ст.2829; 2012, N 1, ст.170; 2014, N 52, ст.7775; 2018, N 51, ст.8003; 2019, N 10, ст.971)

    2. Порядок, утвержденный настоящим приказом, применяется при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении ФНС России, начиная с формирования плана финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

    3. Признать утратившими силу с 1 января 2020 года:

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы финансово-экономического обеспечения деятельности центрального аппарата Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов, организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы.

    Руководитель
    Федеральной налоговой службы
    М.В.Мишустин

    УТВЕРЖДЕН
    приказом ФНС России
    от 2 октября 2019 года N ММВ-7-5/497@

    Порядок составления и утверждения Плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы

    1. Настоящий Порядок определяет правила составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы (далее - соответственно План, Учреждение, ФНС России, Служба).

    2. План составляется на текущий финансовый год в случае, если федеральный закон о федеральном бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если федеральный закон о федеральном бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

    При принятии Учреждением обязательств, срок исполнения которых по условиям договоров (контрактов) превышает срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, показатели Плана по решению ФНС России утверждаются на период, превышающий указанный срок.

    3. При формировании проекта федерального закона (решения) о бюджете Учреждение формирует проект Плана и представляет его на бумажном носителе на согласование в Службу в течение 15 календарных дней со дня доведения Службой до учреждения информации о планируемом к выделению объеме средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

    4. План (проект Плана) составляется Учреждением по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой.

    5. Составление и утверждение Плана (проекта Плана), содержащего сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

    7. После принятия федерального закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доведения Службой до Учреждения субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - субсидии на выполнение государственного задания) и/или субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2009, N 29, ст.3582; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; N 27, ст.3473; N 52, ст.6983; 2016, N 7, ст.911; N 27, ст.4277, 4278; 2017, N 1, ст.7; N 30, ст.4458; N 47, ст.6841; 2018, N 1, ст.18; N 53, ст.8430; 2019, N 28, ст.3796) (далее - целевые субсидии) Учреждение не позднее 20 рабочих дней формирует и утверждает План в подсистеме "Бюджетное планирование" государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").

    8. Плановые показатели по планируемым поступлениям и выплатам формируются Учреждением в соответствии с Требованиями и по соответствующим кодам (составным частям кода) бюджетной классификации Российской Федерации.

    9. Плановые объемы расходов (выплат), связанных с выполнением учреждением государственного задания, формируются с учетом базовых нормативов затрат, утвержденных в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 22 и 32 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст.4226; 2016, N 24, ст.3525; N 42, ст.5926; N 46, ст.6468; 2017, N 38, ст.5636; N 51, ст.7812; 2018, N 30, ст.4751; N 50, ст.7755; 2019, N 28, ст.3796).

    10. К представляемому на утверждение Службе Плану Учреждение прилагает обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат, формируемые в соответствии с Требованиями.

    11. В целях подтверждения информации, включаемой в План, в части целевых субсидий, предоставленных Учреждению, Учреждение в системе "Электронный бюджет" формирует и утверждает сведения об операциях с целевыми субсидиями (код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016) (далее - Сведения) в соответствии с Порядком санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 226н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2017 г., регистрационный N 49376), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. N 90н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51082), от 26 февраля 2019 г. N 25н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2019 г., регистрационный N 54142) не позднее 20 рабочих дней со дня доведения Службой данной субсидии до Учреждения.

    12. План и Сведения утверждаются руководителем Учреждения или уполномоченным им лицом в системе "Электронный бюджет" с использованием электронно-цифровой подписи.

    13. ФНС России не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения Плана и/или Сведений руководителем Учреждения или уполномоченным им лицом согласовывает либо отклоняет с указанием причин План и/или Сведения в системе "Электронный бюджет".

    14. В случае отклонения Службой Плана и/или Сведений Учреждение не позднее 5 рабочих дней с даты отклонения осуществляет доработку и повторно утверждает их в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

    15. В течение текущего финансового года Учреждение может вносить изменения в показатели Плана путем формирования новой версии Плана в системе "Электронный бюджет". Показатели Плана после внесения в них изменений, предусматривающих уменьшение выплат, не должны быть меньше кассовых выплат по указанным направлениям, произведенных до внесения изменений в показатели Плана. Решение о внесении изменений в показатели Плана принимается руководителем Учреждения или уполномоченным им лицом.

    16. План с учетом внесенных изменений в показатели Плана утверждается и согласовывается в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

    Автор: Сизонова О. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Автономные учреждения могут вести свою деятельность в различных сферах: образование, здравоохранение, культура, спорт и в других социально значимых сферах в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Поэтому в каждом учреждении методы планирования расходов могут различаться в зависимости от отрасли. Однако для всех автономных учреждений общим требованием законодательства является составление плана финансово-хозяйственной деятельности (плана ФХД). Что необходимо учесть при планировании показателей по расходам (выплатам)?

    Документом, определяющим направления расходов автономного учреждения, является план ФХД, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Общие требования к плану определены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н). В статье мы будем опираться именно на этот документ.

    По общему правилу планирование расходов включает в себя следующие этапы:

    сбор и анализ информации (определяются источники финансового обеспечения расходов, их объемы, направления и виды расходов в зависимости от их экономического содержания);

    подготовка аналитических данных (производятся расчеты прямых, накладных, общехозяйственных и прочих расходов; осуществляется распределение расходов между видами деятельности, составляются расчеты (обоснования));

    составление предварительного плана ФХД и предоставление его вместе с расчетами (обоснованиями) учредителю (в порядке, установленном учредителем);

    корректировка показателей предварительного плана (при необходимости), утверждение плана ФХД и опубликование его в информационных системах (в порядке, установленном учредителем);

    внесение изменений в план ФХД (при необходимости, в установленном учредителем порядке).

    Предварительное составление плана ФХД начинается на этапе формирования проекта соответствующего бюджета (закона о бюджете) на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании информации, полученной от их учредителя в установленном порядке, об объемах субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, публичных обязательств. На этом этапе также планируются показатели по приносящей доход деятельности.

    После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете показатели плана ФХД при необходимости уточняются учреждением, и на основании заключения наблюдательного совета составленный план направляется на утверждение учредителю в установленные им сроки. Уточнение показателей плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

    В дальнейшем при необходимости в план ФХД могут вноситься изменения. В целях внесения изменений составляется новый план ФХД, показатели которого не должны вступать в противоречие с кассовыми операциями по выплатам, произведенным до внесения изменений, а также с показателями планов закупок.

    Детализация расходов

    Детализация по источникам финансирования.

    Плановые показатели по выплатам (как и по поступлениям) детализируются в плане ФХД в разрезе видов финансового обеспечения:

    субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

    субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из ФФОМС;

    субсидии, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии);

    субсидии на осуществление капитальных вложений;

    средства обязательного медицинского страхования;

    поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности.

    Показатели по расходам (выплатам) определяются исходя из объема планируемых доходов (поступлений) учреждения с учетом остатков средств на начало года по соответствующему источнику финансирования и поступлений от возвратов субсидий прошлых лет (в части целевых субсидий при принятии решения учредителя об использовании их на те же цели).

    Необходимо отметить, что при планировании показателей по расходам, связанным с выполнением государственного (муниципального) задания, в соответствии с п. 9, 11 Требований № 81н учреждение по согласованию с учредителем самостоятельно определяет направления расходов в пределах доведенных объемов финансового обеспечения (независимо от расчета нормативных затрат, использованных учредителем при установлении размера субсидии). Эти разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, от 13.12.2013 № 02-01-011/54916. В них также говорится, что в случае достижения экономии средств, предусмотренных на осуществление любого из направлений выплат (расходов), сэкономленные средства (их часть) могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения, в том числе на увеличение заработной платы, с обязательным уточнением плана в установленном учредителем порядке. Главное условие: чтобы расходы были направлены на выполнение государственного (муниципального) задания в срок, в полном объеме и с должным качеством и обоснованы.

    В таблице представим порядок формирования показателей по выплатам в зависимости от источника финансирования.

    Вид финансового обеспечения

    Показатели по выплатам

    Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

    Формируются самостоятельно (по согласованию с учредителем) на основании произведенных расчетов (обоснований) к плану ФХД расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, а также расходов на содержание имущества и уплату налогов

    Субсидии на иные цели

    Указываются в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из бюджета (в том числе направления их расходования), показатели также отражаются в сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), которые учреждение составляет и представляет учредителю

    Субсидии на осуществление капитальных вложений

    Платные услуги (работы) сверх государственного (муниципального) задания в рамках основной деятельности

    Формируются самостоятельно на основании прилагаемых к плану расчетов (обоснований) затрат, связанных с осуществлением данной деятельности (в том числе затрат на содержание имущества и уплату налогов), исходя из порядка определения платы, установленного учредителем

    Поступления от иной приносящей доход деятельности

    Детализация по видам расходов (направлениям расходов).

    Показатели по выплатам отражаются в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» (далее – таблица 2) плана ФХД в разрезе видов расходов по соответствующим кодам, сгруппированных по следующим направлениям:

    – 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»;

    – 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

    – 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

    – 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности»;

    – 500 «Межбюджетные трансферты»;

    – 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»;

    – 700 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

    – 800 «Иные бюджетные ассигнования».

    Указанные группировочные коды детализируются кодами по соответствующим элементам расходов.

    Для справки: При определении кода ВР следует руководствоваться п. 5 «Виды расходов» разд. III «Классификация расходов бюджетов», приложением 3 «Перечень единых видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов)» Указаний по применению бюджетной классификации.

    При планировании расходов необходимо учитывать особенности, предусмотренные Указаниями по применению бюджетной классификации, в части:

    1) разграничения выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов:

    – 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;

    – 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

    – 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

    2) разграничения выплат при увольнении работников междуэлементами видов расходов 111 «Фонд оплаты труда» и 112;

    3) разграничения расходов по уплате страховых взносовна выплаты физическим лицам в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров;

    4) отнесения расходов, осуществленных за счет страховых взносов;

    5) отнесения расходов на уплату налогов, сборов и иных платежей.

    Детализация расходов по статьям, подстатьям КОСГУ осуществляется при составлении расчетов – обоснований расходов к плану ФХД.

    КОСГУявляется группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. КОСГУ, относящиеся к расходам, включают следующие группировочные коды статей:

    – 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»;

    – 220 «Оплата работ, услуг»;

    – 230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

    – 240 «Безвозмездные перечисления организациям»;

    – 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»;

    – 260 «Социальное обеспечение»;

    – 270 «Расходы по операциям с активами»;

    – 290 «Прочие расходы»;

    – 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

    – 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

    – 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;

    – 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

    – 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».

    Группировочные статьи КОСГУ детализированы подстатьями по соответствующим элементам расходов.

    Особенности определения кода КОСГУ содержатся в разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации.

    Составление расчетов (обоснований)

    Расчеты (обоснования) расходов являются неотъемлемой частью плана ФХД. Рекомендуемые формы расчетов (обоснований) содержатся в составе Требований № 81н (приложение 2). При необходимости эти формы могут быть изменены (с соблюдением структуры, в том числе строк и граф таблицы) и дополнены иными графами, строками, а также дополнительными реквизитами и показателями, в частности кодами показателей по соответствующим классификаторам технико-экономической и социальной информации. Кроме того, учреждение вправе применять дополнительные расчеты (обоснования) показателей согласно самостоятельно разработанным таблицам.

    Как уже было указано выше, в плане ФХД показатели по расходам (выплатам) учреждения отражаются в разрезе видов деятельности (источников финансирования) и видов расходов, в расчетах (обоснованиях) – в разрезе видов деятельности, кодов ВР и КОСГУ. Таким образом, на этапе составления расчетов (обоснований) показателей в части общих расходов, которые относятся одновременно к нескольким видам деятельности (расходы на коммунальные услуги, услуги связи и пр.), необходимо осуществлять распределение затрат между источниками финансового обеспечения. Методы распределения общих расходов для этих целей должны быть предусмотрены и закреплены внутренним нормативным актом в учреждения.

    Для справки: При сопоставлении (увязке) кодов видов расходов и КОСГУ необходимо руководствоваться приложением 5 «Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации.

    Расчеты плановых показателей по расходам (выплатам) формируются с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ).

    Расчет плановых показателей выплат за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания следует производить с учетом затрат, осуществляемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТ, СНиП, СанПиН, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги.

    В Требованиях № 81н даны рекомендации по составлению расчетов (обоснований) по основным видам расходов:

    на выплаты персоналу и населению – группировочный код ВР 100 (в расчет таких выплат включаются заработная плата персонала; компенсационные выплаты; пособия, выплачиваемые из фонда оплаты труда; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование);

    на закупку товаров, работ, услуг – группировочный код ВР 240 (в расчет таких расходов включаются расходы на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных, аренды, на содержание имущества, оплату прочих работ и услуг для обеспечения нужд учреждения (к примеру, по страхованию, в том числе обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, медицинских осмотров, информационных услуг, консультационных услуг, экспертных услуг, типографских работ, научно-исследовательских работ), договоров по приобретению нефинансовых активов);

    на уплату налогов и иных платежей в бюджет – группировочный код ВР 850 (расчет (обоснование) налоговых платежей осуществляется исходя из объектов налогообложения, особенностей определения налоговой базы, налоговых льгот, оснований и порядка их применения, а также налоговой ставки, порядка и сроков уплаты каждого налога в соответствии с НК РФ. В расчет прочих платежей включаются(с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 10.08.2017 № 02-05-11/52212):

    штрафы (в том числе административные), пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов);

    денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, выплачиваемая учреждениями-работодателями, в частности на основании судебных решений;

    плата за негативное воздействие на окружающую среду;

    платежи в форме паевых, членских и иных взносов (за исключением взносов в международные организации);

    платежи в целях возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества;

    платежи, связанные с обслуживанием автономными учреждениями их долговых обязательств;

    перечисление профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

    уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на денежную компенсацию работнику, преду­смотренную ст. 236 ТК РФ;

    перечисление средств в доход бюджета от приносящей доход деятельности;

    возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества (включая животных и продукты животного происхождения), в том числе по решению суда;

    расходы на оплату лицензий, разрешений на временный ввоз и вывоз имущества, включая вооружение.

    Распределение общих расходов между видами деятельности

    При осуществлении нескольких видов деятельности в учреждении должна быть предусмотрена методика планирования и учета затрат учреждения, включающая в себя методы распределения общехозяйственных и накладных расходов. Такой порядок может быть установлен учредителем либо учреждением самостоятельно в учетной политике, исходя из отраслевой специфики деятельности учреждения.

    Как правило, при планировании расходов применяются методы распределения общих расходов между видами деятельности, преду­смотренные для целей бухгалтерского учета. При этом целесообразно и для налогового учета использовать аналогичные методы с учетом норм налогового законодательства.

    В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н в целях бухгалтерского учетараспределение общехозяйственных и накладных расходов производится одним из способов:

    пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;

    пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

    пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

    В налоговом учете согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Такой механизм допускается и в части распределения затрат, относящихся к бюджетной деятельности (в рамках субсидии) и к деятельности, приносящей доход (письма Минфина РФ от 02.10.2017 № 03-03-05/64008, от 27.06.2017 № 03-03-06/3/40354).

    Как показывает практика, в государственных (муниципальных) учреждениях наиболее распространен метод распределения общих расходов пропорционально доходам (то есть доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов). Как видим, он применяется одновременно в целях бухгалтерского и налогового учета.

    Необходимо отметить, что учреждение при выборе метода распределения расходов между источниками финансового обеспечения должно учитывать свои отраслевые особенности деятельности. Метод распределения общих расходов, который применяется в одних учреждениях, может быть неприемлем для других.

    На примере рассмотрим применение при планировании расходов (выплат) метода распределения общехозяйственных расходов пропорционально доходам.

    Пример.

    В учетной политике автономного учреждения установлено, что общехозяйственные и накладные расходы, которые одновременно относятся к приносящей доход деятельности и к деятельности в рамках госзадания, распределяются пропорционально доходам.

    Учреждение планирует в очередном финансовом году получить следующие доходы (данные условны):

    Читайте также: