Государственные расходы на валовый национальный продукт составили 500 млрд налоги составляют 40

Опубликовано: 15.05.2024

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 1

Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.

Задачами практикума являются:

Оглавление

Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)

Задача 1

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Задача 2

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Задача 3

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Структурный дефицит определяется по формуле

, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Задача 5

Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.

Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.

Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.

Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.

Задача 6

Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению , государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?

Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:

400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.

Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.

Задачи на расчет налоговых мультипликаторов

Задача 7

Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?

Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:

Задача 8

Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.

Технология решения задачи: Определим национальный доход: ;

0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,

потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;

налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:

. Подставим значения в формулу

mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.

Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.

Задача 9

Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи, касающиеся вычисления основных показателей национальной системы счетов: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), чистый внутренний продукт (ЧВП), чистый национальный доход (ЧНД), валовой национальный располагаемый доход, валовое национальное сбережение и т.д.

Макроэкономические показатели: задачи с решениями

Задача 1. Для достижения потенциального ВВП, равного 4200 млрд. р. правительство в текущем году увеличило государственные закупки на 100 млрд.р., а трансферты на 40 млрд. р. Предельная склонность к сбережению составляет 0,25. Определить фактический ВВП прошлого года.

Задача 2. Увеличение чистого национального продукта на 10 млрд. долл. произошло в результате первоначальных автономных инвестиций некой величины. Если МРS равна 0,2, то каков был размер этих первоначальных инвестиций?

Задача 3. ВНП составляет 5000 долларов, потребительские расходы – 3200 долл., государственные расходы – 900 долл., а чистый экспорт – 80 долл.
Рассчитайте:
А) величину инвестиций;
Б) объем импорта при условии, что экспорт равен 350 долл.;
В) ЧНП при условии, что сумма амортизации составляет 150 долл.

Задача 4. Экономика описана следующими данными. Потребление составляет 350; плановые инвестиции равны 100; государственные расходы составляют 150. Инвестиции возросли на 10, и новое равновесное значение дохода составило 640. Рассчитайте предельную склонность к потреблению (МРС).

Задача 5. В условной экономической системе естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический — 10%. Коэффициент Оукена равен 2,5. Найти фактический и потенциальный ВВП.

Задача 6. По данным, представленным в табл. 1.2, рассчитайте: а) объем ВНП по потоку расходов; б) объем ВНП по потоку доходов; в) величину ЧНП; г) величину НД.

Задача 7. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):
Домохозяйства
заработная плата - 1600;
трансфертные платежи - 300;
прямые налоги - 200;
расходы на потребление - 1200
Фирмы
Амортизация - 400;
Нераспределенная прибыль - 100;
Прямые налоги - 200;
Государство
Государственные расходы - 600.
Определите:
а) сбережения населения;
б) национальный доход страны.

Задача 8. Предположим, в экономике производится только три вида товаров. Цены и объемы их производства представлены в таблице. Если 2004 г. является базовым, то дефлятор ВВП в 2005г. равен…? (дать расчет).

Задача 9. Имеются следующие данные по экономике страны за 2014 год:
Налоги на прибыль корпораций 1,4
Амортизация 7,9
Косвенные налоги на бизнес 7,0
Государственные закупки товаров и услуг 8,5
Личные подоходные налоги 2,6
Нераспределенная прибыль корпораций 2,8
Личные потребительские расходы 77,2
Чистый экспорт 1,1
Взносы на социальное страхование 0,2
Трансфертные платежи 4,0
Валовые внутренние инвестиции 16,2
1) Рассчитать показатели ВВП и личного располагаемого дохода
2) Рассчитать личные сбережения.

Задача 10. Согласно полученному варианту на основе имеющихся данных заполните пустые ячейки. Каждое решение должно быть полностью приведено (последовательность нахождения недостающих параметров). ВВП необходимо найти двумя способами. В случае если для нахождения нужного показателя не хватает данных, приведите обоснование (каких на хватает). Если получается отрицательное значение, обоснуйте возможность такового.

Задача 11. Номинальный ВВП страны N за 2006 год составил 3500 млрд. ден. ед., дефлятор ВВП - 1,25; темп экономического роста составил 110%. Определите реальный ВВП страны за 2005 год.

Задача 12. ВВП некоторого государства в текущих ценах составил в 2000 году 725,3 млрд., в 2001 году – 987,8 млрд. В том же 2001 году дефлятор ВВП равен 176,3% ( в % к предыдущему году). Можно ли утверждать, что в 2001 году наблюдался экономический рост?

Задача 13. Используя данные, приведенные ниже, рассчитайте величину следующих показателей: ВВП (методами «по доходам» и «по расходам»), ВНД, ЧВП, ЧНД, личный доход, личный располагаемый доход и личные сбережения.

Задача 14. Между предприятиями-изготовителями установились следующие хозяйственные связи: I предприятие продало свою продукцию II предприятию на сумму 10 млн. руб., а остальную продукцию реализовало на рынке за 20 млн. руб. II и III предприятия поставили IV продукцию соответственно на 50 и 100 млн. руб. IV предприятие поставило V предприятию продукцию на 400 млн.руб. V предприятие реализовав свою продукцию на рынке, получило 700 млн. руб. Рассчитать величину конечного и промежуточного продукта, а также размер ВВП, созданного этими предприятиями.

Задача 15. Допустим, что номинальный ВНП увеличился с 480 млрд руб. до 600 млрд руб., а дефлятор ВНП — со 120% до 150%. Как изменилась величина ВНП?

Задача 16. Предположим, национальное производство включает два товара: «X» и «У», где «Х» — потребительский товар, «У» — инвестиционный. В текущем году было произведено 200 единиц товара «X» по цене 200 руб. за единицу и 10 единиц товара «У» по цене 400 руб. за единицу. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.
Рассчитайте:
а) ВНП;
б) ЧНП;
в) объем потребления и объем валовых инвестиций;
г) объем чистых инвестиций.

Задача 17. На основе следующих данных определите ВНП и ЧНП страны.
Национальный доход, созданный в стране за год, составляет 2150 ден. ед.
Государство собрало 350 ден. ед. косвенных налогов на бизнес.
Амортизационные отчисления составляют 200 ден. ед.

Даны следующие макроэкономические показатели, млрд. долл.:

1 Индивидуальные налоги 25
2 Чистые частные внутренние инвестиции 85
3 Нераспределённая прибыль корпораций 27
4 Трансфертные платежи 52
5 Экспорт 26
6 Прибыль корпораций 157
7 Импорт 43
8 Доходы, полученные иностранцами 23
9 Заработная плата 365
10 Взносы на социальное страхование 35
11 Стоимость потреблённого капитала 73
12 Государственные закупки товаров и услуг 124
13 Потребительские расходы 532
14 Арендная плата 28
15 Доходы от собственности 84
16 Проценты по государственным ценным бумагам 9
17 Косвенные налоги на бизнес 47
18 Дивиденды 63
19 Процентные платежи 51
20 Доходы, полученные за рубежом 31

Определить:

ВВП (двумя способами), чистый экспорт, валовые инвестиции, чистый факторный доход из-за границы, ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД, личные сбережения, налог на прибыль корпораций, сальдо государственного бюджета.

Решение:

1) Валовой внутренний продукт, рассчитанный по расходам, представляет сумму расходов всех макроэкономических агентов, которая включает: потребительские расходы (consumption spending – C), валовые частные внутренние инвестиции (gross private domestic investment – Igross), государственные закупки товаров и услуг (government spending – G), и чистый экспорт (net export - NX):

Формула расчёта ВВП по расходам

Валовые инвестиции представляют собой сумму чистых инвестиций и стоимости потреблённого капитала (амортизации):

Формула и расчёт валовых инвестиций

Чистый экспорт (net export – NX) представляет собой разницу между доходами от экспорта (export – Ex) и расходами страны по импорту (import – Im) и соответствует сальдо торгового баланса:

Формула и расчёт чистого экспорта

Таким образом, расчёт ВВП по расходам выглядит следующим образом:

Расчёт ВВП по расходам

2)Валовой внутренний продукт, рассчитанный по доходам, представляет сумму доходов от национальных и иностранных факторов. Он определяется как Заработная плата плюс Арендная плата плюс Процентные платежи плюс Доходы от собственности плюс Прибыль корпораций плюс Косвенные налоги на бизнес плюс Амортизация (стоимость основного капитала) за вычетом Чистого факторного дохода из-за границы.
Чистый факторный доход из-за границы – это разность между доходами, полученными гражданами за рубежом и доходами, полученными иностранцами в данной стране:

Расчёт чистого факторного дохода из-за границы

Рассчитаем ВВП по доходам:

Формула и расчёт ВВП по доходам

4) Зная ВВП, а также величину чистых факторных доходов из-за границы можно найти ВНП:

Формула и расчёт ВНП

5) Чистый внутренний продукт (ЧВП) равен разности между валовым внутренним продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

Формула и расчёт ЧВП

6) Чистый национальный продукт (ЧНП) равен разности между валовым национальным продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

Формула и расчёт ЧНП

7) Национальный доход – НД (National Income - NI) – это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов. Его можно рассчитать двумя способами:

Формула и расчёт национального дохода

Национальный доход равен сумме: Заработная плата плюс Арендная плата плюс Процентные платежи плюс Доходы от собственности плюс Прибыль корпораций.

Расчёт НД

8)Для расчёта личного дохода – ЛД (personal income – PI) следует из НД вычесть всё, что не поступает в распоряжение домохозяйств и является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить всё то, что увеличивает доходы домохозяйств, но не включается в НД.

Формула расчёта личного дохода

Формула расчёта ЛД

Расчёт личного дохода

9) Располагаемый личный доход – РЛД (disposable personal income – DPI) доход, находящийся в распоряжении домохозяйств. РЛД рассчитывается как разность между Личным доходом и Индивидуальными налогами.

Расчёт Располагаемого личного дохода

10) Располагаемый личный доход домашние хозяйства тратят на Личное потребление и Личные сбережения.

Формула расчёта РЛД

Отсюда Формула и расчёт личных сбережений

11) Найдём налог на прибыль корпораций.
Так как Прибыль корпораций содержит в своём составе Налог на прибыль корпораций, Дивиденды и Нераспределённую прибыль корпорации. Выразим отсюда Налог на прибыль:

Формула и расчёт налога на прибыль корпораций

12) Сальдо государственного бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов бюджета.
Доходы бюджета равны сумме Индивидуальных налогов, Налога на прибыль корпорации, Косвенных налогов на бизнес и Взносов на социальное страхование.

Формула и расчёт доходов бюджета

Расходы бюджета равны сумме Государственных закупок товаров и услуг, Трансфертов и Процентов по государственным облигациям.

Формула и расчёт расходов бюджета

Расчёт сальдо государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета равен 11 млрд. долл.

Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо- раж доход государства ог печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспреде-ляется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вы-теснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной полигики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет уг-розы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В кратко-срочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во- первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономи-ческое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-тре- тьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.3

Более подробно о государственном долге см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.

Подробный анализ типов финансирования бюджетного дефицита см. в кн.: Агапова Т.А. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной экономике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлип-са. Политика стимулирования предложения".

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед осталь-ными и не является полностью неинфляционным.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) Мультипликатор государственных расходов Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор) Мультииликатор сбалансированного бюджета Предельная налоговая ставка

Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит)

Дискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика

Чистые налоговые поступления в бюджет

Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики

Циклический дефицит госбюджета

Структурный дефицит госбюджета

Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета Монетизация дефицита Сеньораж

Долговое финансирование Эффект вытеснения Налоговая реформа Кривая Лаффера Эффект Оливера-Танзи

Вопросы для обсуждения

а) При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

б) Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

в) Дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта.

г) Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции.

д) Циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

е) Снижение предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики.

ж) Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов.

з) Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный де-фицит госбюджета.

Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между го-сударственными закупками и трансфертами?

Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства (ответ аргументируйте):

а) размер фактического дефицита или излишка государствен-ного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

Какие из нижеперечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напря-жения в экономике:

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

г) Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Задачи и решения

1. Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (У - Т + F) (потребление);

/ = 60 (инвестиции); Т - 40 (налоги); F = 10 (трансферты); G - 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях сти му- лирования экономики:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора госрасходов?

как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G - 30):

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора налогов?

как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

что происходит с эффектом мультипликатора?

как изменится сальдо госбюджета?

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, А Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно У:

У =20 + 0,8 (У 40 + 10)+ 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем: У = 430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4): 134

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

AY — AG - т^—г = 10 • -—= 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен: = 5.

1-0,8 До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -АТх МРС -

ДУ = -ДГ- —= -10--^ = -40. 1-6

1-0,8 Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390. 135

Глава б. Бюджетно-налоговая политика

Мультипликатор налогов равен После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем нало-говое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

У = 20 + 0,8 (У- 50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

1 -b 1 — 1 — 0,8 1-0,8" "

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 У, функция трансфертов F - 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D - 1000 при ставке процента R- 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или от-рицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета - госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления

(Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета - 1000 - 800 - 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит - = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит — 200 - 100 - 100.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политыка

3- Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б). При указанных условиях модель бюджета имеет вид t У -G ,

где / - налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G - расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода У приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • У и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из- за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем пре-дельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги,

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

где BS - бюджетный излишек; t - налоговая ставка; У - доход;

G - расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в гос-бюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в ве-личине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход уве-личится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. - в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. - в результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увели-чится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне Я. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов.

1. Система национальных счетов.

2. Основные макроэкономические тождества.

3. Взаимосвязь макроэкономических показателей в системе национальных счетов (СНС): ВВП, чистый внутренний продукт, валовой национальный доход (ВНД), личный располагаемый доход, национальное богатство.

4. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: отличие дефлятора ВВП от индекса потребительских цен.

5. Особенности макроэкономической ситуации в разных странах.

Дискуссия по теме

Проверка выполнения тренировочных тестов

Задача 1

Постановка задачи: На основе данных таблицы определите ВНП по потоку доходов и по потоку расходов.

Счет

Млрд песет

Валовые частные инвестиции

Проценты за кредит

Проценты по облигациям

Заработная плата наемных работников

Налоги на прибыль корпораций

Косвенные налоги на бизнес

Доходы от собственности

Государственные расходы на ВНП

Чистые частные инвестиции

Технология решения задачи: ВНП по потоку доходов включает все доходы экономических субъектов, следовательно, его можно сосчитать по следующей формуле:

ВНП = Дивиденды + Проценты за кредит + Проценты по облигациям + Заработная плата наемных работников + Жалование государственных служащих + Прибыль корпораций + Рентные платежи + Доходы от собственности + Косвенные налоги на бизнес + Амортизация.

Прежде чем подставить значения, необходимо определить амортизацию. Амортизация находится по формуле:

Амортизация = Валовые частные инвестиции – Чистые частные инвестиции.

Амортизация = 110 – 90 = 20.

Можем подставить значения и определить ВНП.

ВНП = 10 + 8 + 6 +266 + 170 + 226 + 44 + 38 + 40 + 20 = 828.

ВНП по потоку расходов включает все расходы экономических субъектов:

ВНП = Потребительские расходы + Валовые инвестиционные расходы бизнеса + Государственные расходы на ВНП(иногда их называют государственными закупками товаров и услуг) + Чистый экспорт товаров и услуг

Подставим значения в данную формулу:

ВНП = 520 + 110 + 180 + 18 = 828.

Так как ВНП по потоку доходов равен ВНП по потоку расходов, задача решена верно.

Задача 2

Постановка задачи: На основе следующих данных определите ВНП страны.

Потребительские расходы составляют 500 ден. ед. Расходы предпринимательского сектора – 125, экспорт составляет 20, импорт – 23 ден. ед. Государственные закупки товаров и услуг равны 28.

Технология решения задачи: В данном случае применяется формула ВНП, подсчитываемая по потоку расходов:

ВНП = Потребительские расходы + Валовые инвестиционные расходы бизнеса + Государственные закупки товаров и услуг + Чистый экспорт товаров и услуг

Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом.

Отсюда: ВНП = 500 + 125 + 28 + (20 – 23) = 650.

Ответ: 650 ден. ед.

Задача 3

Постановка задачи: Потребительские расходы домашних хозяйств составляют 640 у. е. Государственные расходы (на ВНП) равны 180 у. е. Импорт составляет 54, экспорт – 62 у. е. Инвестиционные расходы на расширение бизнеса – 164 у. е., амортизация равна 100 у. е. Определите ВНП.

Технология решения задачи:

ВНП = Потребительские расходы + Валовые инвестиционные расходы бизнеса + Государственные расходы на ВНП + Чистый экспорт товаров и услуг

Подставив значения в формулу, получим объем ВНП:

ВНП = 640С + (164 + 100) Inv + 180 G + (62 – 54) Xn = 1092 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Определите, что из приведенных ниже данных войдет в ВНП:

а) семья продала квартиру в старом доме за 750 ден. ед и купила новую квартиру в только что построенном доме за 10 800 ден. ед.;

б) фермер Иванов А. А. купил подержанный автомобиль за 200 ден. ед.;

в) фирма «CAR» купила у автомобильного завода 25 автомобилей на 72 500 ден. ед.;

г) издательство продает изданные в прошлом году книги общей стоимостью 5000 ден. ед. и изданные в текущем году на 10 000 ден. ед.

Технология решения задачи: В ВНП войдет только новая стоимость, созданная в текущем году. Продукция, произведенная ранее, так же как и перепродажа, не включается. Отсюда

ВНП = 10 800 + 72 500 + 10 000 = 93 300.

Задача 5

Постановка задачи: Определите ВНП, исходя из следующих данных:

  1. пенсионерка Васильева посидела в каникулы с соседскими детьми, за что получила 3000 руб.;
  2. семья Саржевых отправила 2000 руб. дочери, которая учится в другом городе, в подарок на день рождения и 10 000 руб. сыну, который уплатил их за учебу в Вузе;
  3. предприниматель Озеров купил 100 акций чужой компании на 15 000 руб.;
  4. С.В. Французова купила в магазине новую шубу за 50 000 руб.;
  5. предприятие ХХХ выпустило пистолетов для армии на сумму 1 000 000 руб.

Технология решения задачи: В ВНП не включаются услуги домашних хозяйств, купля-продажа ценных бумаг, перераспределение доходов, поэтому он будет подсчитываться так:

ВНП = 10 000 + 50 000 + 1 000 000 = 1 060 000 руб.

Ответ: 1 060 000 руб.

Задача 6

Постановка задачи: Исходя из следующих данных, определите ВВП и ВНП страны Мардинии, в которой:

  1. фирма PRG, основанная на немецком капитале, выпустила продукции на 200 000 ден. ед.;
  2. россияне Зубарев и Носков, работающие по договору, получили гонорар в размере 15 000 ден. ед.;
  3. товарооборот розничной торговли составил 330 000 ден. ед.;
  4. произведено и экспортировано кофе на 10 000 000 ден. ед.;
  5. мардинец Эспуро был на стажировке на предприятии «Рено», где получил заработную плату в размере 1000 ден. ед.

Технология решения задачи: В ВНП будет включаться вся продукция (доход), которая создана с использованием национальных факторов производства (т. е. пп. 3, 4, 5), а в ВВП – продукция, созданная на территории страны, а следовательно, данные первых четырех пунктов.

ВНП = 330 000 + 10 000 000 + 1000 = 10 331 000,

ВВП = 200 000 + 15 000 + 330 000 + 10 000 000 = 10 545 000 ден. ед.

Задача 7

Задачи на определение ЧНП и НД

Задача 8

Задача 9

Задача 10

Постановка задачи: С = 640 у. е., G равны 180 у. е. Импорт составляет 54, экспорт – 62 у. е. Inv = 164 у. е., в том числе амортизация равна 100 у. е. Определите ЧНП.

Технология решения задачи: ЧНП = Потребительские расходы + Чистые инвестиционные расходы бизнеса + Государственные расходы на ВНП + Чистый экспорт товаров и услуг = С + Inv + G + Xn.

Подставив значения в формулу, получим объем ВНП:

ЧНП = 640С + (164 – 100)Invчист + 180G + (62 – 54)Xn = 892 у. е.

Ответ: 892 у. е.

Читайте также: