Письмо о налоговой проверке

Опубликовано: 03.05.2024

Иногда организации или частные предприниматели могут работать не совсем честно, скрывая свои истинные доходы от государства, выплачивая зарплату «в конвертах» и т.д. Как инициировать налоговую проверку ИП? Налоговая инспекция осуществляет проверки всех организаций и индивидуальных предпринимателей по составленному графику не чаще, чем раз в три года.

Но если поступает заявление от органов власти, СМИ или просто рядовых граждан, то может быть произведена внеплановая проверка. Если работодатель постоянно нарушает ваши права, то вместо того, чтобы постоянно задаваться вопросом «как организовать проверку налоговой», съездите в налоговую инспекцию и напишите жалобу на организацию или ИП.

Содержание статьи:

Основания налоговой проверки работодателя

Основаниями налоговой проверки работодателя могут быть:

  • жалоба работника на нарушение работодателем налогового законодательства
  • если у работников низкая зарплата (ниже МРОТ или ниже среднего уровня зарплат по региону, по отрасли и т .д.)
  • низкий показатель средней месячной зарплаты одного работника
  • уточнение правильности исчисления налогов и сборов

Также налоговая проверка работодателя может быть проведена по иным основаниям, а именно:

  • по поручению прокурора
  • если истекли сроки для устранения нарушений, которые были выявлены при предыдущих проверках
  • камеральная проверка проводится, в связи с представленными работодателем отчетами
  • малый размер отчислений в бюджет
  • частая смена адресов и соответственно смена налоговых органов
  • другие основания

Как можно инициировать внеплановую проверку?

Внеплановые проверки могут быть возбуждены самой налоговой инспекцией на основе полученных жалоб или заявлений о возможных нарушениях законодательства в фирмах. Может ли учредитель инициировать налоговую проверку? Учредители фирм и организаций не имеют такого права, если ему нужны сведения о правильности ведения документации и уплате налогов, то он может нанять независимую аудиторскую фирму и провести полный аудит предприятия.

Чаще всего инициаторами являются именно работники – бывшие или настоящие (подробнее про жалобы на работодателя по ссылке), если их трудовые права нарушаются, и возникает недопонимание с работодателем на этой почве.

Перед тем, как натравить налоговую на организацию, следует понять следующие аспекты:

  • Налоговая не будет реагировать на жалобу, если не сможет установить личность того, кто ее подал. Т.е. анонимность жалобы исключается.
  • Налоговая проверяет бухгалтерские документы, а там как раз все может быть оформлено правильно.

Перед тем, как устроить проблемы человеку, т.е. работодателю хорошо подумайте: «А действительно ли это Вам нужно?». Ведь чаще всего нами в таких случаях двигает чувство мести и обиды. Попробуйте для начала по-хорошему поговорить с ним, а, в крайнем случае, припугнуть налоговой или инспекцией по труду и скорее всего он пойдет на уступки и конфликт решится мирным путем.

Порядок проведения налоговой проверки работодателя

Налоговые проверки могут быть камеральными и выездными. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Рассмотрим более подробно порядок проведения налоговой выездной проверки работодателя, которой посвящена ст. 89 НК РФ. Указанная проверка проводится на территории работодателя в срок не более 2-х месяцев и заключается в следующем порядке:

  1. принимается решение руководителем налоговой о проведении проверки
  2. работодатель должен быть ознакомлен с вышеуказанным решением
  3. в назначенное время, проверяющие приезжают на территорию работодателя и начинают проверку. В ходе проверки проверяющими могут запрашиваться необходимые для проверки документы
  4. по результатам проверки составляется справка и вручается работодателю
  5. в течение 2-х месяцев после проверки налоговая составляет акт и вручает его работодателю

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: работодатель при получении решения должен подготовить помещение для проверяющих и назначить ответственное лицо для контактирования с проверяющими.

Обжалование налоговой проверки со стороны работодателя

Работодатель вправе обжаловать действия (бездействия), решения налоговой по проверкам.

Акты налоговой ненормативного характера могут быть обжалованы в вышестоящий налоговой орган и (или) в суд. При этом сначала жалоба подается в вышестоящий орган, а затем уже в суд. Кроме того, работодатель может подать возражения на акт проверки, а также дополнения к акту.

Рассмотрим алгоритм обжалования решения налоговой по проверке.

  1. В налоговую подаются возражения на акт проверки
  2. Составляется и подается в вышестоящий орган налоговой жалоба на решение по результатам проверки
  3. После этого необходимо дождаться результата рассмотрения жалобы или истечения срока на рассмотрение жалобы
  4. Если решение вышестоящей налоговой не устраивает, тогда следует подготовить и подать в районный суд административный иск
  5. Завершающим в обжаловании проверки налоговой будет участие в судебном процессе и оглашение решения суда

Отзыв о работе по защите бизнеса


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Статистика показывает, что самые значительные объемы доначислений обеспечивают налоговым органам выездные налоговые проверки (средние доначисления по Москве сейчас 65 млн руб.). Каждому налогоплательщику необходимо понимать процедуру проведения проверки, знать пределы полномочий инспекции, а также знать свои права и обязанности, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговиков и снизить риски необоснованных доначислений.

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации). В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Что проверяют в ходе выездной проверки налоговой инспекции

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы. При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком. То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

  1. полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика. Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев. В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@. В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Практические рекомендации для налогоплательщиков

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Критерии отбора налогоплательщиков для проверки

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес. В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е. в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Подготовка к приходу налоговиков

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке. Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа. Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Порядок проведения налоговых проверок строго регламентирован. Но судя по отзывам бухгалтерского сообщества, фискалы не всегда соблюдают «правила игры». Действительно ли это так, или учетчики лукавят? Елена Вожова, старший юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания», нашла ответы на этот и другие вопросы.

Подготовлена официальная позиция главной налоговой службы РФ, и касается она соблюдения прав налогоплательщика при проведении мероприятий контроля. ФНС довела до сведения всех нижестоящих налоговых органов о правилах работы при истребовании документов вне рамок налоговых проверок (письмо от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/12216@). Поведение ФНС обусловлено большим количеством заявлений, поступающих в арбитражные суды, о нарушениях со стороны ревизоров. Иногда фискалы вне рамок проверок запрашивают без должной аргументации огромное количество бумаг у компаний, как будто в данный момент проводится проверка предприятия.

Простая невнимательность

К сожалению, не всегда налоговые органы следят за тем, доставлено ли их требование своевременно налогоплательщику, получил ли он в принципе это требование; не принимают во внимание количество запрашиваемой документации, а также – насколько исполнение этого требования может затронуть хозяйственную деятельность предпринимателей. В результате фирмы привлекаются к ответственности по статье 126 НК РФ. Так, согласно первому пункту указанной нормы установлена санкция в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. При этом налоговый орган не утруждает себя выяснением обстоятельств дела, не принимает во внимание доводы компании (не хватило времени на подготовку всего пакета документов, они были предоставлены на день позже, не было штата сотрудников на эти цели, не получили официально требование в установленный срок и т. п.). Несмотря на незначительную сумму штрафа, ввиду огромного пакета документов (как правило, запрашиваемый именно в таком объеме), итоговая сумма штрафа получается солидной.Так, фирма, привлеченная к ответственности за несвоевременное представление 46 документов, заплатит в казну 9200 рублей (решение Управления Федеральной налоговой службы одного из субъектов Российской Федерации (от 13 апреля 2015 г.)).

Отсутствие реквизитов

Следует отметить, что на этом проблемы взаимодействия с налоговиками не заканчиваются. Так, ревизоры при истребовании документов не указывают их реквизиты либо контрагента, в отношении которого надо собрать и представить пакет документов; не объясняется необходимость истребования именно этих бумаг, а также – что послужило поводом для их запроса. Между тем статья 93.1 НК РФ четко устанавливает критерии, только при совокупности которых Служба имеет право истребовать бумаги и иную информацию вне рамок проверки налогоплательщика: в связи с проведением камеральной либо выездной проверки контрагента; только по конкретной сделке с указанием реквизитов и периода; документы и информация должны касаться именно проверяемого налогоплательщика по конкретному вопросу (а не по всей его деятельности, см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 года № 5355/11 по делу № А55-10502/2010); должна быть аргументация в форме обоснованной налоговым органом необходимости получения документов относительно конкретной сделки.

Целесообразность действий

Налоговики формально подходят к данному вопросу и зачастую не объясняют целесообразность своих действий, что приводит к различным судебным процессам. Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 9 августа 2013 года по делу № А82-12445/2012 отмечено, что «налоговый орган, при проверке предпринимателя, неправомерно истребовал у его контрагента документы в объеме всей деятельности этой организации. В связи с чем организация была вправе не представлять документы, не относящиеся к деятельности предпринимателя».

Арбитражными судами фиксируется неправомерность действий налоговых инспекций (не уточняют, в связи с какими проводимыми мероприятиями запрашиваются документы, причины подобных мероприятий). Из постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2016 года по делу № А05-8310/2015: «Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества, отказавшего в представлении документов, состава правонарушения, установленного пунктом 2 статьи 126 НК РФ, поскольку требование налогового органа не отвечает по форме и по содержанию правилам, установленным Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», и положениям статьи 93.1 НК РФ». Из постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2015 года по делу № А27-9300/2014: «Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ, установив, что требование о предоставлении документов (информации), выставленное налоговым органом в адрес общества, не соответствует положениям пункта 2 статьи 93.1 НК РФ: требование о предоставлении документов (информации) и поручение об истребовании документов (информации) не содержат указания, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в предоставлении документов (информации)».

Неограниченный круг

Инспекторы под прикрытием необходимости правильности проведения проверок и эффективности налогового контроля истолковывают круг своих полномочий как неограниченный. Зачастую налоговики применяют «творческий подход» в своей работе, обосновывают получение документов как предпроверочный материал. В моей практике имелся случай, когда налогоплательщик вынужден был использовать услуги сторонней компании по копированию, для того чтобы ответить налоговой инспекции (были затрачены значительные средства, подготовлено 11 огромных коробов с документами, но налоговая даже не смогла просмотреть все документы, не то, чтобы их еще и проанализировать надлежащим образом; в то же время инспекция отказала в продлении срока предоставления документов). Такой подход в работе контролеров вызывает недоумение.

Безусловно, у инспекторов должны быть достаточные полномочия по получению необходимой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании, о том, насколько фирма исполняет требования налогового законодательства. Но должны гарантироваться и права самого ИП. Так, Конституционный Суд РФ, исследуя особенности законодательного регулирования мероприятий налогового контроля, отмечает в постановлении № 14-П от 16 июля 2004 года: «Наделяя налоговые органы полномочием действовать властно-обязывающим образом в пределах своей компетенции, федеральный законодатель должен соблюдать вытекающие из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации требования, в силу которых ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей. то есть не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм».

Особые критерии

Анализ данной проблематики и стал основным поводом для формирования ФНС официальной позиции в письме от 27 июня 2017 года. Налоговым органам рекомендовано перед запросом документов и иных сведений принять во внимание такие критерии, как:

  • реальную необходимость истребования конкретных документов (информации), исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
  • реальную возможность налогового органа изучить большой объем документов;
  • реальную возможность контрагента представить копии документов в большом объеме;
  • узнать, обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно решение по этому вопросу.

Инспекторы под прикрытием необходимости правильности проведения проверок и эффективности налогового контроля истолковывают круг своих полномочий как неограниченный. Зачастую налоговики применяют «творческий подход» в своей работе.

Особо отмечено, что инспекторы должны быть готовы аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу и суду истребование значительного количества бумаг на основании пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса. Однако, несмотря на письмо ФНС, решение проблематики не усматривается, ведь количество судов не уменьшается. Изданное письмо не создает правовой определенности и четких рекомендаций для работы нижестоящих налоговых органов. Так, по-прежнему нет критериев относительно конкретного перечня истребуемых документов (хотя согласно письму ФНС от 30 сентября 2014 года № ЕД-4-2/19869@, это может быть любой документ, содержащий информацию, указанную в пунктах 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ); что делать, если налоговый орган запрашивает документы, обязательное составление которых не предусмотрено законодательством (сравнительные и аналитические таблицы, прогнозы и планы развития предприятия и т. п.), а также если эти бумаги не относятся к предмету и периоду проверки (и это при том, что у инспекции есть данные бухгалтерской отчетности и налогового учета предпринимателя); как поступить, когда документы запрашиваются как «предпроверочные» или после окончания проверки; нет единых подходов к разграничению бумаг на предмет их отношения только к проверяемому налогоплательщику и документов, относящихся одновременно к иным лицам, и соответственно допустимости истребования последних бумаг; правомерно ли запрашивать «неналоговые» документы (например, штатное расписание, сертификаты на продукцию, инструкции, технические планы помещений).

Творческий подход

Более того, термины, которыми оперирует ФНС в новом письме, также можно толковать крайне расширительно, что сохраняет в работе налоговых органов «творческий подход» и полную неразбериху («реальность», «возможность», «необходимость», «разумность», «обоснованность»). Соответственно, почва для злоупотреблений со стороны фискалов по-прежнему осталась, ничего не изменилось. Безусловно, ФНС видит проблему, пытается ее решить, но путем формального подхода. А нижестоящим налоговым органам нужны методические рекомендации, реальная помощь в работе, четкие перечни, ясные указания с учетом анализа судебной практики. Ведь это будет способствовать значительному уменьшению претензий со стороны коммерсантов. Работу надо строить на основе подхода «риск-ориентированного точечного контроля». Но пока этим заниматься никто не желает.

С точки зрения статистических данных, количество запрашиваемых документов уменьшилось. Но это не показатель! Основная причина – введение расширенного электронного документооборота и декларирования (использование системы ТКС). Так, сокращение в 2016 году отмечается на 35 процентов по сравнению с 2015 годом. Количество запрашиваемых счетов-фактур снизилось почти на треть. Однако это только первая часть решения проблемы. Организационные, процедурные вопросы по-прежнему актуальны.

Что сама ФНС может еще сделать? Мне кажется, нужно улучшать репутацию налоговых органов, ведь это отразится на доверии со стороны компаний (больше доверия – больше содействия, больше собираемости в бюджет). Введение фирм в заблуждение никогда не давало никаких результатов, а только усугубляло ситуацию. Властные полномочия налоговых органов должны быть ограничены законом. В противном случае эти полномочия станут препятствием на пути создания в России благоприятного для бизнеса климата.

Весь арсенал контрольных полномочий налоговых органов в рамках истребования необходимой информации должен быть законодательно закреплен; кроме того, он должен быть четко определенным как по перечню полномочий, так и по процедуре их реализации. К сожалению, приходится отметить, что цели издания письма ФНС от 27 июня 2017 года очевидны и понятны, но они по-прежнему не достигнуты.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке


Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Для обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом, Федеральная налоговая служба направила письмом от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 рекомендации для использования в работе территориальных налоговых органов.

Решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

- по месту нахождения организации;

- по месту жительства физического лица;

- по месту налогового учета крупнейшего налогоплательщика;

- по месту налогового учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

- по месту налогового учета иностранной организации.

Указанные решения подписываются руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.

Подготовка к проверке

Решением о проведении проверки назначается руководитель проверяющей группы, а по месту нахождения обособленных подразделений – руководитель проверяющей бригады.

Руководитель проверяющей группы (бригады):

- изучает материалы предпроверочного анализа;

- определяет мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы;

- составляет программу проведения выездной налоговой проверки;

- согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.

- разрабатывается в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке;

- содержит перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налогового правонарушения;

- устанавливает примерные сроки проведения мероприятий с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.

Программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) соответствующего налогового органа.

Вручение решения проверяемому лицу

Решение о проведении выездной налоговой проверки:

- в случае невозможности вручения направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, и по адресу регистрации его руководителя;

- соответствующие экземпляры направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения (не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения);

В случае выездной налоговой проверки организации в целом проведение проверки в части обособленного подразделения не может быть начато ранее проведения проверки головной организации.

Предъявление служебных удостоверений и решения является основанием доступа проверяющих на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Место проведения выездной налоговой проверки

- на территории (в помещении) налогоплательщика;

- (или) по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

- при наличии письменного заявления проверяемого лица;

- (или) на основании докладной записки руководителя проверяющей группы.

При необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика.

Проверяемое лицо уведомляется о принятом решении.

На заметку

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

Обратите внимание! Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения проверки не препятствует доступу проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).

В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о проведении проверки. При этом мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением проверяющих на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке и не может продолжаться более двух календарных месяцев.

Срок проведения проверки может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев по основаниям и в порядке, установленным приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

Приостановление и возобновление проверки

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у третьих лиц в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Возобновление проверки также оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае, когда проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Окончание проведения выездной налоговой проверки

В последний день проведения проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт подписывают лица, проводившие проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (его представитель). Об отказе проверяемого лица (его представителя) подписать акт в акте делается соответствующая запись.

Акт вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения в течение 5 рабочих дней с даты этого акта.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6-й рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Одновременно с актом налоговой проверки налогоплательщику вручается (направляется) письменный документ за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Участие полиции в выездной проверке

Проведение выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

Привлекать полицию для участия в выездных проверках рекомендуется в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих:

- о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога);

- признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

- если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

- при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников полиции в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

Контрольные мероприятия, проводимые одновременно с выездной проверкой

Одновременно с выездной налоговой проверкой могут проводиться иные виды контрольной работы налоговых органов, не относящиеся к налоговому контролю, но осуществляемые в соответствии с законодательством РФ. Например, проверка соблюдения валютного законодательства; контроль выполнения кредитными организациями установленных Налоговым кодексом обязанностей; контроль применения контрольно-кассовой техники и др.

Нарушения иного законодательства, выявленные в ходе выездной проверки

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений иного законодательства РФ, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства.

Читайте также: