Письмо фнс от 19 октября 2005

Опубликовано: 14.05.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 19 октября 2005 г. N ММ-6-03/886@

(с изм., внесенными Решением ВАС РФ
от 23.10.2006 N 10652/06)

Приложение
к письму ФНС России

В целях применения статьи 146 НК РФ:

Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость доходы от игорного бизнеса, осуществляемого индивидуальным предпринимателем?
Ответ. В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.
При осуществлении деятельности, указанной в вышеуказанном подпункте, индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", утратившего силу с 1 января 2004 года, и главой 29 Кодекса "Налог на игорный бизнес", вступившей в силу с 1 января 2004 года, использовалось и используется следующее понятие игорного бизнеса - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Учитывая, что игорный бизнес - деятельность, не являющаяся реализацией товаров (работ, услуг), то объект обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении игорного бизнеса отсутствует.
Другие виды деятельности, не относящиеся к игорному бизнесу, осуществляемые индивидуальным предпринимателем, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом он обязан вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос. Подлежат ли налогообложению налогом на добавленную стоимость средства, поступающие от членов товарищества собственников жилья на оплату услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья?
Ответ. До 1 марта 2005 года деятельность товариществ собственников жилья регулировалась Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
На основании статей 1 и 4 вышеуказанного Федерального закона товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы признавались некоммерческими организациями, созданными в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Статьей 25 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" было установлено, что товарищество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
С 1 марта 2005 года деятельность товариществ собственников жилья согласно Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.

от 19 октября 2005 года N ММ-6-03/886

Об отдельных вопросах, связанных с применением
законодательства по косвенным налогам

(с изменениями на 23 октября 2006 года)

В документе учтено:

Федеральная налоговая служба направляет разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам за II и III кварталы 2005 года.

Указанные письма направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
М.П.Мокрецов

Приложение
к письму Федеральной
налоговой службы
от 19 октября 2005 года N ММ-6-03/886

РАЗЪЯСНЕНИЯ
по отдельным вопросам, связанным с применением
законодательства по налогу на добавленную стоимость

(с изменениями на 23 октября 2006 года)

В целях применения статьи 146 НК РФ:

Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость доходы от игорного бизнеса, осуществляемого индивидуальным предпринимателем?

Ответ. В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в т.ч. с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.

При осуществлении деятельности, указанной в вышеуказанном подпункте, индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", утратившего силу с 1 января 2004 года, и главой 29 Кодекса "Налог на игорный бизнес", вступившей в силу с 1 января 2004 года, использовалось и используется следующее понятие игорного бизнеса - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Учитывая, что игорный бизнес - деятельность, не являющаяся реализацией товаров (работ, услуг), объект обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении игорного бизнеса отсутствует.

Другие виды деятельности, не относящиеся к игорному бизнесу, осуществляемые индивидуальным предпринимателем, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом он обязан вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(письмо ФНС России от 14.04.2005 N 03-1-03/612/10).

Вопрос. Подлежат ли налогообложению налогом на добавленную стоимость средства поступающие от членов товарищества собственников жилья на оплату услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья?

Ответ. До 1 марта 2005 года деятельность товариществ собственников жилья регулировалась Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".

На основании статей 1 и 4 вышеуказанного Федерального закона товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы признавались некоммерческими организациями, созданными в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.

Статьей 25 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" было установлено, что товарищество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Так, статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Статьей 143 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации.

При этом под организациями, согласно статье 11 Кодекса, понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно статье 149 Кодекса и операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса.

Статьей 39 Кодекса установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Таким образом, основанием для возникновения объекта налогообложения у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость является совершение налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг).

С учетом изложенного, товарищества собственников жилья являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, исчисляют налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Оказание с 1 января 2004 года услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья за счет целевых взносов своих членов, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщаем, что, согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", с 1 января 2001 года (с момента введения в действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации) до 1 января 2004 года реализация на территории Российской Федерации услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, освобождалась от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом вышеуказанное налоговое освобождение распространялось на жилищно-строительные кооперативы, а также и на иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, функции которых аналогичны жилищно-строительным кооперативам, которые самостоятельно осуществляли эксплуатацию домов за счет целевых взносов своих членов.

Учитывая изложенное, с 1 января 2004 года услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства (в т.ч. осуществляемые за счет целевых расходов) в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья должны оплачиваться с учетом налога на добавленную стоимость.

(письмо ФНС России от 17.06.2005 N 03-1-04/1047/11).

Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость средства, получаемые федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, от оказания услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке?

Ответ. Согласно статье 143 Кодекса, организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусмотрено, что не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Функции данного органа исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.

При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Согласно Положению, Роснедвижимость является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.

Роснедвижимость осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Как следует из представленных Роснедвижимостью материалов, а именно Типового устава федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" находится в ведении Роснедвижимости и является государственной некоммерческой организацией, созданной для исполнения функций, возложенных на Роснедвижимость, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного земельного кадастра и государственного кадастра объектов недвижимости, а также ведению государственного технического учета объектов градостроительной деятельности.

Статьей 8 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" установлено, что сведения государственного земельного кадастра предоставляются любому заинтересованному лицу в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Взимание платы за копирование предоставляемых сведений государственного земельного кадастра предусмотрено статьей 22 вышеуказанного Федерального закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра".

Как указывалось выше, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в ведении соответствующих органов власти.

Следовательно, положения вышеуказанной статьи Кодекса не могут быть применены в отношении услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, оказываемых в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" федеральными государственными учреждениями, поскольку данные учреждения не входят в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В связи с изложенным федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Роснедвижимости, при оказании услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке должны исчислять сумму налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(письмо ФНС России от 09.08.2005 N 03-1-02/1341/11).

Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость услуги частных нотариусов?

Ответ. В соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 11 Кодекса, индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы.

Таким образом, согласно вышеуказанной норме Кодекса, для целей налогообложения нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей.

Данная позиция нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О, в котором указывается, что "данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения".

Таким образом, учитывая, что в целях налогообложения частные нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей, при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, указанные лица исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(письмо ФНС России от 21.09.2005 N 03-1-03/1619/8).

Вопрос. Облагается ли налогом на добавленную стоимость плата, взимаемая органами ГИБДД с владельцев транспортных средств за приобретение специальной продукции?

Ответ. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» было одним из самых ожидаемых с осени 2020 года и будет безусловно одним из самых цитируемых в 2021 года.

В письме налоговики попробовали ответить на вопросы:

Как проявить должную осмотрительность?

Когда возможна налоговая реконструкция по НДС и налогу на прибыль?

Какие организации имеют признаки технических?

Письмо написано очень хорошим и понятным языком, но большое – 26 страниц. Для удобства мы переложили текст в шесть понятных визуальных схем и добавили свои комментарии.

И еще – несмотря на важность, своевременность письма – это всего лишь письмо, совершенно не обязательное для судов и содержащее лишь рекомендации налоговым органам. К тому же многие спорные вопросы так и остались не до конца решенными…

Кратко напомним требования ст. 54.1 НК РФ:

1.jpg

К искажению относится в частности дробление бизнеса, заключение договоров с ИП, вместо трудовых и т.д.

2.jpg

Налоговые органы могут изменять юридическую квалификацию сделок в целях налогообложения, для этого они должны оценить:

3.jpg

Дальше, самый интересный вопрос: в каких случаях возможна налоговая реконструкция по НДС и по налогу на прибыль, если сделку исполнил «технический» контрагент, реальный контрагент, который не уплатил НДС или если сделка была исполнена самим налогоплательщиком:

4.jpg

От себя отметим, что даже при возможности налоговой реконструкции следует учитывать, что документы, подтверждающие расходы, должны соответствовать требованиям ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете»: каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. При взаимодействии с «техническим» компаниями соблюсти эти требования будет сложно.

Есть еще интересный момент – для получения вычета по НДС необходимо указать реального контрагента, вместо «технического», при этом этот реальный контрагент должен был НДС в бюджет уплатить, иначе не образуется источник для вычета налога.

Центральные вопросы для возможности вычета по НДС и учета расходов по налогу на прибыль – знал ли налогоплательщик или должен был знать о «техническом» характере контрагента, использовался ли такой контрагент умышленно и не была ли исполнена сделка своими силами.

В письме содержаться признаки недобросовестности налогоплательщика, которые отображены и на нашей схеме. Но нельзя не отметить оценочность этих признаков, чего только стоит фраза «критическая совокупность обстоятельств»…

Так же в письме указывается, как следует проявлять должную осмотрительность:

5.jpg

Дроблению бизнеса в письме отведено скромное место (из 28 пунктов, только 2) и без откровений (справедливости ради, стоит отметить, что слово «дробление» в письме наконец-то не используется):

6.jpg

О том, как безопасно структурировать свой бизнес и законно оптимизировать налоги – мы расскажем в нашем новом интенсиве «Бизнес в эпоху перемен 2021», который пройдет 31.03-01.04.2021 года в Москве. Как всегда - только актуальные решения, никаких шаблонов, максимальная визуализация, без «воды», чудес и устаревших и общеизвестных фактов.

Записаться на семинар можно, пройдя по ссылке ниже:

1. В письме от 14 октября 2020 г. № СД-4-3/16830@ ФНС РФ разъяснила вопрос о месте уплаты НДФЛ с доходов в виде оплаты труда работников, подлежащих переводу на дистанционный режим работы, организациями, имеющими обособленные подразделения.

Адвокатские образования создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации и являются юридическими лицами (ст. 123.16-2 ГК РФ) и вправе иметь обособленные подразделения.

В результате перевода работников на дистанционный режим работы отсутствует необходимость наличия стационарных рабочих мест, что предполагает расторжение договоров аренды и снятие с налогового учета обособленных подразделений адвокатского образования (налогового агента). В этом случае налог на доходы физических лиц правомерным будет уплачивать по месту учета филиала, в котором по штатному расписанию исполняет обязанности работник.

При этом привлечение дистанционных работников само по себе не создает обособленных подразделений организаций (письма Минфина России от 29 мая 2019 г. № 03-15-06/38981, от 19 января 2018 г. № 03-02-07/1/3617, от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61300).

С 1 января 2020 г. налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного налоговым агентом (п. 7 ст. 226 Кодекса, п. 16 ст. 2, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

2. В письме от 13 ноября 2020 г. № 03-04-05/99236 Минфин РФ счел правомерным удержание и перечисление в бюджет налоговым агентом (в том числе адвокатом, учредившим адвокатский кабинет) НДФЛ с аванса (предоплаты), выплаченного физическому лицу в рамках гражданско-правового договора (акт выполненных работ не подписан).

Это разъяснение противоречит письму Минфина России от 11 июня 2019 г. № 21-08-11/42596 «Об уплате НДФЛ», согласно которому авансовый платеж по заработной плате обложению НДФЛ не подлежит.

По правилам п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Как следует из подп. 6) п. 1 ст. 223 НК РФ, НДФЛ с авансов работникам, направленным в командировку, удерживается и уплачивается в бюджет не в момент выдачи, а в последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

До исполнения физическим лицом своих обязательств как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору у заказчика и работодателя отсутствует обязательство по расчету с ним. Следовательно, аванс (предоплату) преждевременно считать доходом физического лица. Иное в НК РФ не указано.

Не случайно Письмо снабжено оговоркой, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

3. В письме от 20 ноября 2020 г. № 03-15-05/101219 Минфин РФ отрицательно ответил на предложение по снижению фиксированных размеров страховых взносов за 2020 и 2021 гг. для адвокатов.

Во исполнение перечня поручений Президента РФ В.В. Путина № Пр-818 от 15 мая 2020 г. по итогам совещания по вопросам, связанным с санитарно-эпидемиологической обстановкой в РФ, состоявшегося 11 мая 2020 г., был принят Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Он предусматривает предоставление только индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434, возможности уменьшить фиксированный размер страховых взносов за 2020 г. на величину минимального размера оплаты труда.

С учетом того, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, предложения о снижении для адвокатов фиксированных размеров страховых взносов за 2020 и 2021 гг. Минфином РФ не рассматриваются.

4. В письме от 20 ноября 2020 г. № 03-15-03/101230 Минфин РФ также отклонил предложение по снижению для адвокатов-пенсионеров фиксированных размеров страховых взносов и предоставлению им отсрочки по уплате страховых взносов.

Минфин РФ сослался, что это не предусмотрено поручениями Президента РФ В.В. Путина, налоговым законодательством РФ. Кроме того, ведомство напомнило, что в случае, если гражданин является получателем пенсии по старости, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

5. В письме от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@ ФНС РФ разъяснила вопросы исчисления и уплаты налоговыми агентами (в том числе – адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) налога на доходы физических лиц с доходов физических лиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (начиная с 2021 г.), а также заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).

В приложении к письму приведены примеры заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

6. В письме от 4 декабря 2020 г. № 03-04-05/106356 Министерство финансов РФ разъяснило, что согласно нормам НК РФ и положениям Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в составе профессионального налогового вычета могут учитываться расходы на уплату платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет.

При этом с учетом того, что соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов, они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

Ранее схожая правовая позиция высказывалась в Решении ФНС России от 12 февраля 2020 г. № КЧ-3-9/1051@ и в определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. № 2171-О. При этом ни КС, ни ФНС не рассматривали ситуацию, когда жилое помещение использовалось для адвокатской деятельности не полностью, а частично.

Письмом от 10 декабря 2020 г. № БС-4-11/20427 ФНС РФ довела эти разъяснения до нижестоящих налоговых органов.

7. В письме от 15 декабря 2020 г. № 03-01-11/109419 Минфин РФ рассмотрел обращение по вопросу освобождения от уплаты налогов военных пенсионеров.

Повторив нормы НК РФ, позволяющие пенсионерам применять специальные налоговые режимы (НПД), льготы по земельному налогу, налогу на имущество физлиц и транспортному налогу (на региональном уровне) Минфин РФ сообщил об отсутствии у них льгот по уплате страховых взносов.

Положениями гл. 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – адвокатов, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в п. 1, 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ (п. 7 ст. 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Федеральная налоговая служба в дополнение к письму от 19.02.2021 № БС-4-11/2124@ направляет контрольные соотношения 2.17 - 2.28 формы расчета по страховым взносам, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@» (в редакции приказа ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Приложение: в электронном виде.

советник Российской Федерации 2 класса С.Л. Бондарчук

Контрольное соотношение (КС)

в случае невыполнения КС

возможное нарушение Законо-дательства РФ (ссылка)

СВ. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (НДП)

По плательщику страховых взносов

гр. 2 стр. 020 прил. 5 р. 1 СВ ≤ НДП код налогового (отчетного) периода «33» предыдущего отчетного года ((стр. 010+стр. 020) листа 02 с кодом «01» + стр. 340 прил. № 3 к листу 02 с кодом «01»)

Сумма доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в СВ > суммы доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в НДП

По плательщику страховых взносов

гр. 3 стр. 020 прил. 5 р. 1 СВ ≤ (стр. 010+стр. 020) листа 02 с кодом «17» + стр. 340 прил. № 3 к листу 02 с кодом «17»

Сумма доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в СВ > суммы доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в НДП

По плательщику страховых взносов

гр. 2 стр. 030 прил. 5 р. 1 СВ ≤ стр. 010 листа 02 с кодом «01»

Сумма доходов, опред. в соотв. с п. 5 ст. 427 НК РФ > суммы доходов от реализации в НДП

По плательщику страховых взносов

гр. 3 стр. 030 прил. 5 р. 1 СВ ≤ стр. 010 листа 02 с кодом «17»

Сумма доходов, опред. в соотв. с п. 5 ст. 427 НК РФ > суммы доходов, опред. в соотв. с п. 1.15 ст. 284 НК РФ

Код плательщика «1»

гр. 2 стр. 020 прил. 5.1 р. 1 СВ ≤ НДП код налогового (отчетного) периода «33» предыдущего отчетного года ((стр. 010+стр. 020) листа 02 с кодом «01» + стр. 340 прил. № 3 к листу 02 с кодом «01»)

Сумма доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в СВ > суммы доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в НДП

Код плательщика «1»

гр. 3 стр. 020 прил. 5.1 р. 1 СВ ≤ (стр. 010+стр. 020) листа 02 с кодом «17» + стр. 340 прил. № 3 к листу 02 с кодом «17»

Сумма доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в СВ > суммы доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в НДП

Код плательщика «1»

гр. 2 стр. 030 прил. 5 р. 1 СВ ≤ стр. 010 листа 02 с кодом «01»

Сумма доходов, опред. в соотв. с п. 5 ст. 427 НК РФ > суммы доходов от реализации в НДП

Код плательщика «1»

гр. 3 стр. 030 прил. 5.1 р. 1 СВ ≤ стр. 010 листа 02 с кодом «17»

Сумма доходов, опред. в соотв. с п. 5 ст. 427 НК РФ > суммы доходов, опред. в соотв. с п. 1.15 ст. 284 НК РФ

Код плательщика «2»

гр. 2 стр. 020 прил. 5.1 р. 1 СВ ≤ (стр. 010+стр. 020) листа 02 с кодом «01» + стр. 340 прил. № 3 к листу 02 с кодом «01»

Сумма доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в СВ > суммы доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в НДП

Код плательщика «2»

гр. 3 стр. 020 прил. 5.1 р. 1 СВ ≤ (стр. 010+стр. 020) листа 02 с кодом «19» + стр. 340 прил. № 3 к листу 02 с кодом «19»

Сумма доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в СВ > суммы доходов, опред. в соотв. со ст. 248 НК РФ в НДП

Код плательщика «2»

гр. 2 стр. 030 прил. 5.1 р. 1 СВ ≤ стр. 010 листа 02 с кодом «01»

Сумма доходов, опред. в соотв. с п. 14 ст. 427 НК РФ > суммы доходов от реализации в НДП

Код плательщика «2»

гр. 3 стр. 030 прил. 5.1 р. 1 СВ ≤ стр. 010 листа 02 с кодом «19»

Сумма доходов, опред. в соотв. с п. 14 ст. 427 НК РФ > суммы доходов, опред. в соотв. с п. 1.16 ст. 284 НК РФ

Читайте также: