Налоговая реформа 2000 года в россии

Опубликовано: 02.05.2024

Цели и принципы

Формирование налогового законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФ от 27.12.1991г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов (о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и другие).

Дальнейшее развитие налогового законодательства проходило как по пути физического возрастания объемов нормативной информации, так и накопления качественно иного материала, требующего принципиального изменения в механизме правового регулирования - проведения масштабной налоговой реформы.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов;

основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

С 1 января 2001 года введены в действие главы части второй Кодекса о налоге на добавленную стоимость (ставки - 0 процентов, 10 процентов и 20 процентов), акцизах, налоге на доходы физических лиц (плоская ставка - 13 процентов) и едином социальном налоге (регрессивные ставки). Одновременно с введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда.

С 1 января 2001 года отменены: налог на отдельные виды транспортных средств; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств.

С 1 января 2002 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и ресурсных платежей.

Основные изменения законодательства о налогах и сборах, произошедшие в 2003 году, заключаются в следующем.

- налог на пользователей автомобильных дорог, являющийся оборотным налогом;

-налог с владельцев транспортных средств.

Введен транспортный налог, заменяющий налог с владельцев транспортных средств и налог на водно- воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

В дополнение к ранее предусмотренному специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса).

С 10 июня 2003 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Согласно положениям данной главы организации, перешедшие на данный режим налогообложения, освобождаются от уплаты всех федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, включая платежи за загрязнение окружающей среды, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акцизов, за исключением акцизов на подакцизное минеральное сырье), а также от местных налогов и сборов установленных в соответствии с Кодексом.

С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", регламентирующий ведение денежных операций не только с населением, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также устанавливающий сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ). При этом вместо ККТ возможно применение бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином России. В текст закона включен перечень организаций, освобожденных от применения ККТ.

Законом также предусмотрено, что через шесть месяцев после вступления его в силу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

В 2003 году сделан важный шаг в направлении ослабления налогового бремени: принят Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2004 года:

1) снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов;

2) отменены 20 региональных и местных налогов и сборов, в том числе налог с продаж (региональный налог);

3) введен единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок - 340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений);

4) установлена специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа в размере 107 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующей налоговой ставки 16,5 процента).

Налоговая ставка при добыче нефти на период до 31 декабря 2006 года установлена в размере 347 рублей за 1 тонну (вместо действовавшей ставки в размере 340 рублей за 1 тонну);

5) отменен акциз на природный газ.

С 1 января 2004 года вступила в силу принятая в 2003 году глава "Налог на имущество организаций".

С 1 января 2004 вступила в силу глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования порядка налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей подготовлена новая редакция главы 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которая также вступила в силу с 1 января 2004 года.

date image
2020-01-15 views image
436

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. 21 ноября 1992 года указом президента Российской Федерации была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ, на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

Наиболее важные реформы налоговой системы были реализованы в программе 2000-2002 года. Речь идет о следующих мерах:· Отмена неэффективных «оборотных» налогов;· Существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счетвведения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;· Новый режим и снижение ставки налога на прибыль;· Введение налога на добычу полезных ископаемых, что стало важным шагом в направлении изъятия в доход государства части природной ренты, образующейся у пользователей недр;· Реформирование системы налогообложения малого бизнеса;· Отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.Эта масштабная программа была проведена в беспрецедентно короткие для мировой практики сроки. Следствием этих мер стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост.

В отношении населения был введен налог на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 %. Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач. Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.




Заключение

Фискальная политика призвана обеспечивать устойчивость экономического развития, она является инструментом в борьбе против инфляции и для поддержания занятости. Но механизм фискальной политика довольно непрост.

Выработка оптимальной модели фискальной политики правительства – задача довольно сложная, поскольку в экономике действуют, как правило, параллельные и разнонаправленные факторы.

Учитывая все эти моменты, надо сказать, что воздействие фискальной

политики на макроэкономическую стабилизацию довольно относительно.

Фискальная политика приносит значительный эффект тогда, когда она

строится на основе предвидения ситуации. Поэтому очень важно при применении инструментов фискальной политики знать, каковы будут их последствия.

Но фискальную политику не следует сбрасывать со счетов в борьбе с инфляцией и безработицей помня при этом, что максимальный эффект она

дает в краткосрочном периоде.

Ознакомившись с понятием, основными видами, инструментами фискальной политики, а также ее взаимосвязью с налогами и налогообложением необходимо отметить ограниченность ее возможностей:

· Положительные результаты фискальная политика дает в краткосрочный период, в долгосрочном плане такая политика может привести к отрицательным результатам;

· Возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности, и другими целями, стоящими перед обществом;

· Фискальной политики характерен «эффект запаздывания». Требуется определенное время, прежде чем данная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о проведение тех или иных мер бюджетно-налогового характера, затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей фискально-кредитной политики.

Список литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. Глава 3 статья 17 «Целевой бюджетный фонд». Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации статья 118 «Фонды». Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации статья 38 «Объект налогообложения» от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

4. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник. ЮРИСТЪ, Москва, 2000.

5. Райзберг Б. А. Курс экономики. Учебник. ИНФРА-М, Москва, 2004.

6. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов, Издательство НОРМА, Москва, 2003.

Дата публикации
Четверг, 21.03.2002

Авторы
Д. Некипелов

Серия
Международная конференция «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта 2002 г., Москва

Работа, о которой я сейчас буду говорить, была проведена коллективом сотрудников Института экономики переходного периода под руководством Сергея Германовича Синельникова.

В результате налоговой реформы 2000 г. изменилась система подоходного налогообложения. Вторая часть Налогового кодекса установила пропорциональную ставку подоходного налога на уровне 13% налогооблагаемого дохода, в то время как до этого предельная ставка варьировала, в зависимости от размера базы налогообложения от 12 до 30 процентов. Одновременно с реформой подоходного налога произошла реформа системы отчислений граждан в социальные фонды, в частности для высоких доходов предельная ставка социальных отчислений может быть снижена в соответствии с Налоговым кодексом с 39.5% до 15%.

Такое значительное снижение предельных ставок неизбежно должно было повлиять на налоговые поступления (особенно для налогоплательщиков с высокими доходами).

В своём сегодняшнем докладе, я расскажу о проведённом нами исследовании реформы подоходного налога и опишу его основные результаты. В начале своего доклада я затрону основные макроэкономические результаты реформы и сформулирую основные причины роста поступлений подоходного налога. Затем я перейду к обзору моделей уклонения от подоходного налога, что позволит мне сформулировать конкретные гипотезы о влиянии изменения предельной налоговой ставки на поступления подоходного налога. В последней части моего выступления я опишу построенные нами модели изменения налоговых поступлений и базы налогообложения и сделаю выводы о справедливости сделанных гипотез.

Переходя к обзору макроэкономических результатов реформы подоходного налогообложения, нужно отметить, что в подавляющем большинстве регионов России в 2001 году по сравнению с 2000 годом наблюдался рост налоговых поступлений.

Из приведённой гистограммы мы видим, что регионы можно разделить на три группы по величине прироста поступлений на душу населения: регионы с отрицательными приростами поступлений подоходного налога, регионы с низкими приростами налоговых поступлений и регионы с высокими поступлениями подоходного налога.

Поступления подоходного налога в реальном выражении выросли в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 19%.

Согласно нашей основной гипотезе, такое значительное повышение налоговых поступлений обусловлено снижением уклонения от уплаты подоходного налога.

Тем не менее, можно предположить, что повышение могло произойти и под влиянием других причин.

Во-первых, следует отметить тот факт, что для большого числа налогоплательщиков предельная налоговая ставка в результате реформы повысилась. Тем не менее, такое повышение при прочих равных условиях по нашим оценкам могло повлечь за собой прирост поступлений не более чем на 8%.

Во-вторых, рост налоговых поступлений мог произойти и под влиянием общего экономического роста в стране.

В третьих, дополнительный рост поступлений может быть связан с тем, что с 2001 года подоходный налог стал взиматься с доходов военных, что составило около 2% в общем приросте поступлений налога.

В-четвёртых, часть налогоплательщиков могла перенести часть доходов 2000 года на 2001 год, когда эти доходы облагались по более низкой ставке. Однако, налогоплательщики с низкими доходами 2000 года не могли претендовать на снижение ставки социальных платежей в 2001 году, что могло служить ограничением для перенесения доходов.

И, наконец, в связи с тем, что ставка налога на прибыль оказалась выше в 2001 году, чем минимальная ставка налогообложения доходов, часть прибыли могла быть замаскирована под заработную плату работников предприятий.

Оказывается, что наибольший рост налоговых поступлений преимущественно происходил в регионах с большими значениями среднедушевого дохода и эффективной ставки подоходного налога.

На приведённой диаграмме, показывающей зависимость приростов налоговых поступлений от среднедушевого дохода видна тенденция к повышению прироста налоговых поступлений в 2001 году по сравнению с 2000 годом при росте среднедушевого дохода.

На следующей диаграмме мы видим, что прирост налоговых поступлений имеет тенденцию к повышению и с ростом эффективной ставки налога.

Таким образом, данные говорят о больших приростах налоговых поступлений в более богатых регионах.

Для более формального изложения этой гипотезы я сделаю краткий обзор результатов теоретических моделей.

Одна из самых первых моделей была разработана Аллингэмом и Сандмо [1] , а затем несколько позднее дополнительные выводы из неё были сделаны Ицхаки [2] и Сринивасаном [3] . В модели предполагается, что при уклонении от налогообложения налогоплательщик решает задачу максимизации ожидаемой полезности при фиксированной и известной ему вероятности проверки правильности декларируемого им дохода. Штрафы и налоги считаются пропорциональными. В такой модели оказывается, что сумма дохода, скрытая от налогообложения снижается при увеличении предельной налоговой ставки.

Модель Аллингема и Сандмо может быть обобщена если сделать её многопериодной. Одна из первых попыток проанализировать долгосрочную динамику уклонения от налогообложения была сделана Энджелем и Хайнсом. [4] Они проанализировали модель уклонения от налогообложения для нейтральных к риску налогоплательщиков.

Обобщение модели на случай логарифмической функции полезности [5] было сделано Кабалле и Панадес [6] . Результатом обеих моделей был вывод о положительной связи уклонения с предельной ставкой подоходного налога.

Во всех моделях, кратко описанных выше, не учитывался тот факт, что собранные налоги, в конечном счёте, предназначены для финансирования деятельности государственных институтов и для предоставления общественных благ.

Попытка приблизиться к решению этого вопроса была сделана Коуэллом и Гордоном [7] . Их выводом является то, что уклонение от налогообложения происходит при недофинансировании общественных благ.

Изложенные модели позволяют предположить наличие отрицательной связи между изменением предельной ставки (или, для региона, средней предельной ставки) подоходного налога и налоговой базы. Для прироста налоговых поступлений такая связь также будет наблюдаться, когда отношение декларируемых доходов к скрытым доходам не превосходит эластичности скрытых доходов по предельной ставке налога.

Сформулировав гипотезу о связи изменения налоговой базы и налоговых поступлений с изменением средней предельной ставки налога, я перейду к построению регрессионных моделей.

При построении моделей учитывалось два основных фактора, повлиявших на изменение налоговых поступлений и налоговой базы: это изменение средней предельной ставки налога и реальный экономический рост.

На основании региональных данных Госкомстата и Министерства по налогам и сборам нами была построена следующая модель изменения налоговых поступлений:

∆НП = -185,4 - 63362 ∆ t+ 0,43 ∆Расх
(-0,81) (-5,77) (4,37) R 2 =0,50
Здесь ∆ t - изменение средней предельной ставки подоходного налога.

∆Расх - изменение потребительских расходов в регионе.

Вместо показателя изменения расходов было бы логичнее использовать индикатор изменения налоговой базы, например доходы. В то же время связь между изменением предельной налоговой ставки и доходами выше, чем между изменением предельной налоговой ставки и потребительскими расходами, поэтому в модели использовался последний показатель.

Как видно данное уравнение говорит о значимой отрицательной зависимости изменения налоговых поступлений с изменением средней предельной налоговой ставки.

Для изменения налоговой базы построение такой модели некорректно, поскольку предельная ставка подоходного налога до реформы определялась размером налоговой базы. Поэтому мы специфицировали модель зависимости изменения налоговой базы от изменения средней предельной налоговой ставки в виде системы.

Мы оценивали систему с помощью обобщённого метода моментов с оценкой матрицы ковариации коэффициентов в форме Уайта. В качестве инструментальных переменных мы использовали долю нетрудоспособного населения в регионе как индикатор возможного объёма вычетов и льгот по уплате подоходного налога, долю заработной платы в доходах в регионе, как индикатор склонности к сокрытию доходов от налогообложения, долю сельскохозяйственной продукции в ВРП региона и наконец, мы использовали показатель доли расходов на питание в расходах региона как индикатор уровня жизни в регионе.

Полученная система выглядела следующим образом:

∆Налоговая база= 2218 -170,6 ∆t + 0,7 ∆Расх R 2 =0,41
(0,13) (-3,22) (4,47)
∆t=- 0,012 -0,92 Налоговая база в 2000 г R 2 =0,56
(0,22) (-5,6)

Таким образом, на основании этой модели мы можем сделать вывод об отрицательной связи изменения налоговой базы и изменением средней предельной налоговой ставки. Это также говорит в пользу высказанной мной гипотезы.

Итак, в заключение следует сказать, что построенные модели изменения налоговых поступлений и налоговой базы говорят в пользу гипотезы об отрицательной связи изменения средней предельной налоговой ставки и изменением налоговой базы и налоговых поступлений. То есть, гипотезы, сформулированной при анализе теоретических моделей.

Таким образом, можно предположить, что одним из основных факторов, обусловивших большой прирост поступлений подоходного налога было снижение уклонения от уплаты налога из-за снижения средних предельных налоговых ставок.

[1] Allingam M.G., Sandmo A. (1972)" Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis", Journal of Public Economics 1, pp. 323-328.

[2] Yitzhaki S. (1974) "A Note on Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis", Journal of Public Economics 3, pp. 201-202.

[3] Srinivasan T.N. (1973) "Tax Evasion: A Model", Journal of Public Economics 2, pp. 339-346.

[4] Eduardo M.R.A. Engel, James R. Hines, Jr. “Understanding Tax Evasion Dynamics”, NBER WP6903

[6] J. Caballe, J. Panades, “On the Relation Between Tax Rates and Evasion in a Multi-period Economy”, Universitat Automna de Barcelona, Dept. Economia I Ha., 2001

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса

Файлы: 1 файл

Налоговая реформа в России.docx

Налоговая реформа в России (2000-е годы)

Налоговая реформа в России (Налоговая реформа Путина) — налоговая реформа, проведённая в России в 2000-х годах.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.

Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

В период с 2000—2002 годов правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально- экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы).

Это: снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов;

ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы;

снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки;

сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот.

Цель налоговой реформы в настоящее время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы:

по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий;

сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях;

повысить уровень её нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.);

снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Во исполнение поставленных целей налоговой реформы с 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

Дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы на 2005 г. предполагают осуществлять по следующим направлениям:

снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога (предполагается снизить ставку ЕСН и установить её в размере 26 % для доходов до 300 тыс. рублей, 10 % для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2 % с доходов свыше 600 тыс. рублей);

реформирование режима налогообложения НДС: снижение ставки до 16 % и пересмотр возврата НДС экспортерам. В плане дальнейшего реформирования НДС активно обсуждается возможность предоставления налогоплательщиками счетов-фактур в электронном виде для налоговых органов;

-реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога (практика внедрения налога на недвижимость осуществляется сегодня в Тверской области, на будущий год предполагается перевод на данный налог еще ряда регионов);

-установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории особых экономических зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Реформа налоговой системы России затрагивает не только изменение системы обязательных взносов и платежей, но и процессы их сбора и контроля. Реформирование налогового администрирования в РФ направлено на упрощение, сокращение документооборота, прозрачность и гибкость. Ведь достижение целей налоговой реформы предполагает снижение налоговой нагрузки не только за счет фискальной части нагрузки (уменьшение размера платежа, который зависит от ставки и налоговой базы), но и от административной части (то есть расходов, которые несет налогоплательщик и налоговые органы в связи с исполнением налогового законодательства). Практика показала, что снижение фискальной нагрузки по ряду налогов произошло с одновременным ростом административной нагрузки налогоплательщиков: вырос объем отчетности, усложнилась система учета финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличился объем контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков.

На современном этапе налоговое администрирование в рамках налоговой реформы России осуществляется по следующим направлениям:

Изменение организационной структуры налоговых органов (2002—2005 годы).

Развитие информационных технологий.

Совершенствование техники налогового администрирования.

Налоговая реформа

Прежняя налоговая система, направленная в целом на элементарное выживание, была излишне запутанной и несовершенной. Ее серьезный недостаток заключался в том, что она приводила к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в Федеральный бюджет. Целевые показатели по налогам не выполнялись, что содействовало образованию дефицита Федерального бюджета. Ставки налогов постоянно повышались. Беспокойство властей вызывал не только низкий уровень сбора налогов, но и возможность отрицательного воздействия снижения мировых цен на нефть и необходимость осуществлять платежи по обслуживанию внешнего долга, достигшего в пересчете к ВВП на конец 1999 г. почти 90%. Поэтому целью и основными задачами налоговой реформы, помимо устранения указанных недостатков, являются создание в стране упрощенной, прозрачной и эффективной налоговой системы, а также условий для реального увеличения ВВП, облегчение налогового бремени для производителей, обеспечение более равномерного распределения его между различными категориями налогоплательщиков. Новая эффективная и в то же время упрощенная система налогообложения должна способствовать экономическому росту, в том числе через рост малого предпринимательства и легализацию бизнеса, а также улучшению мониторинга получателей налогов, росту налоговых поступлений в бюджет. В рамках реформы был осуществлен ряд мер, направленных на повышение эффективности налоговой системы. Вот некоторые из них.

В начале марта 2000 г. Министерство по налогам и сборам поддержало идею создания Единого регистра государственной собственности. Осуществление такой меры является необходимым условием полномасштабного сбора налогов на собственность и должно прекратить разбазаривание государственного имущества и увеличить налоговую базу за счет тотального аудита собственности, знания реальной, а не мифической балансовой стоимости имущества, с которой берется налог (нефтяная компания ЮКОС, имевшая годовой оборот в 2,7 млрд долл. и прибыль в 105 млн долл., была продана за 159 млн долл.).

По состоянию на 1 июля 2002 г. в реестре собственности было учтено федеральное имущество, имевшееся у 52233 юридических лиц, в том числе: закрепленное за 9810 федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП); закрепленное за 36262 государственными учреждениями; переданное в аренду пользования, залог и по иным основаниям 1677 юридическим лицам, в том числе не вошедшее в уставной капитал хозяйственных обществ[5]. Учет федерального имущества полностью не завершен.

Одним из важнейших условий успеха экономической программы Правительства было принятие нового Налогового кодекса и введение новых норм налогообложения. Новая экономическая программа среди прочего включала такие положения, как упрощение налоговой системы, сокращение налогов на оплату труда и таможенных пошлин и введение одинаковой ставки подоходного налога.

В 2001 г. была проведена реформа налоговой и бюджетной системы. К числу наиболее важных изменений в области налогообложения и распределения доходов следует также отнести:

- проведение сильной налоговой политики в интересах общества и государства, улучшение собираемости налогов;

- введение с 1 января 2001 г. единой 13-процентной ставки подоходного налога;

- введение нового единого социального налога; снижение с 1 января 2002 г. налога на прибыль предприятий с 35 до 24 процентов;

- вступление в силу с 1 января 2003 г. постановления Правительства, снижающего налоговую нагрузку на малые предприятия;

- снижение средних ставок импортных пошлин с 11,4 до 10,5 процента в 2001 г. и сокращение экспортных тарифов, за исключением тарифов на сырую нефть. 26 июня 2000 г. было объявлено о повышении экспортных тарифов на нефть с 20 до 27 евро за одну тонну и о дальнейшем увеличении тарифов до 34 евро за одну тонну в случае, если мировая цена на нефть превысит 29 долл. за баррель;

- упразднение некоторых значительных федеральных фондов, включая Дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, внебюджетный фонд занятости населения;

- направление поступлений от НДС непосредственно в Федеральный бюджет (в 2000 г. примерно 15% их подлежало распределению федеральным Центром между регионами, таким образом, доля Федерального бюджета составляла 85%);

- осуществление налогово-бюджетной политики, направленной на увеличение доходной части бюджета[6].

Вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001-2002 гг. вырос приблизительно на 5% ВВП. Можно ожидать положительных результатов и от последующих мер в рамках реформы. Все это позволяет говорить о вероятном завершении основного этапа реформы в течение ближайших двух лет.

Читайте также: