Письмо фнс о сокращении

Опубликовано: 06.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 января 2021 г. N СД-4-5/929 Об отражении расходов, связанных с увольнением гражданских служащих и работников налоговых органов, по кодам классификации расходов бюджетов РФ

Федеральная налоговая служба в дополнение к письму от 30.12.2020 N КВ-4-5/21864@ сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2470 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление от 31.12.2020 N 2470) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1724 (с изменениями) в части установления предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданские служащие и работники), фонда оплаты труда и размера ассигнований федерального бюджета (в расчете на год) на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности гражданских служащих и работников территориальных органов ФНС России и направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих и работников территориальных органов ФНС России.

В связи с чем, в приложении N 2 к письму ФНС России от 30.12.2020 N КВ-4-5/21864@ слова "Размер ассигнований федерального бюджета (в расчете на год) на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы территориальных органов ФНС России, и направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы территориальных органов ФНС России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1724 (с изменениями)" заменяется словами "Фонд оплаты труда (в расчете на год) федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в части территориальных органов ФНС России, сформированной в соответствии с решениями Президента Российской Федерации о сокращении численности территориальных органов ФНС России, средства которой направляются на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов ФНС России".

Кроме того, при формировании в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" предложений по внесению изменений в сметный расчет по кодам бюджетной классификации Российской Федерации 182 0106 39 3 02 90012 121 и 182 0106 39 3 02 90012 129 при наличии данных в сроке "Иные выплаты" вкладок "Госслужащие ТО" и "Негосслужащие ТО" необходимо во вкладках "НПА Госслужащие ТО" и "НПА Негосслужащие ТО", соответственно, в качестве нормативного правового акта, устанавливающего иные выплаты, перечисленные в пункте 10 статьи 50 и пункте 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", вместо постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1724 указывать постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2470.

Одновременно, в связи с обращениями территориальных органов ФНС России по вопросу отражения расходов, связанных с увольнением гражданских служащих и работников налоговых органов, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, ФНС России сообщает.

Согласно пункту 46.1 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н, по виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов" отражаются расходы на выплату:

- компенсаций государственным гражданским служащим в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей государственной гражданской службы, а также реорганизацией (изменением структуры) государственного органа, приводящей к сокращению должностей государственной гражданской службы;

- выходных пособий работникам государственных органов при их увольнении в связи с ликвидацией, либо реорганизацией (изменением структуры) государственного органа, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата.

Учитывая изложенное, расходы на выплату гражданским служащим и работникам налоговых органов, соответственно, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и выходного пособия при их увольнении в результате организационно-штатных мероприятий, проводимых в целях реализации приказа ФНС России от 31.12.2020 N ЕД-7-4/992@ "О предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной налоговой службы", следует отражать по виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов".

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

Расходы на выплату гражданским служащим и работникам налоговых органов компенсации и выходного пособия при их увольнении в результате организационно-штатных мероприятий, проводимых в целях достижения предельной численности, следует отражать по виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов".

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 3 ноября 2009 г. N КЕ-20-1/1657

О СОКРАЩЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

ФНС России в соответствии с пунктом 1 резолюции заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.С. Собянина от 28.10.2009 N СС-П16-6238 к поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 22.10.2009 N ИШ-П13-6129 по вопросам сокращения административных ограничений предпринимательской деятельности сообщает следующее.

По вопросу обеспечения перехода на обращение с электронными формами документов с использованием электронной цифровой подписи.

В соответствии с Планом перехода на оказание государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р, предусмотрено оказание Федеральной налоговой службой 18 государственных услуг.

1. ФНС России проводит работу по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС). Представление отчетности по ТКС:

- обеспечивает максимальную автоматизацию процесса приема и ввода;

- сводит к минимуму ошибки за счет процедур автоматизированного контроля как у налогоплательщиков, так и в налоговых органах;

- не требует личного контакта налогоплательщика или его представителя с налоговыми органами;

- позволяет полностью отказаться от бумажных носителей и не требует ведения бумажного архива;

- обеспечивает оперативность ввода и обработки данных.

Одновременно ФНС России считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пунктом 3 указанной статьи определено, что полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Пунктами 1 и 2 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, индивидуальный предприниматель - физическое лицо, представляющий отчетность через уполномоченного представителя, обязан нотариально удостоверить доверенность на осуществление полномочий, что потребует от него временных и материальных затрат.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие специальные режимы, при сдаче отчетности по ТКС пользуются услугами уполномоченных представителей. При этом по информации, поступающей из территориальных налоговых органов, необходимость нотариального заверения доверенности, а следовательно, дополнительных трат, становится препятствием для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей представлять отчетность по ТКС.

В связи с вышеизложенным ФНС России считает целесообразным в целях совершенствования государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса для упрощения процедуры исполнения налоговых обязательств исключить для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей необходимость нотариального заверения доверенности при представлении отчетности через уполномоченного представителя.

2. Территориальные органы ФНС России предоставляют государственные услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и по предоставлению из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений и документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Порядок представления документов для государственной регистрации в электронном виде Правительством Российской Федерации не определен.

Таким образом, для реализации возможности представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в электронном виде необходимо принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем указанный нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации может быть принят после законодательного урегулирования вопросов, связанных с выдачей ЭЦП каждому физическому лицу, а также с определением статуса электронного документа.

Кроме того, для решения вопроса о возможности использования ЭЦП нотариуса на заявлениях, уведомлениях и сообщениях, представляемых в регистрирующий орган, представляется целесообразным внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и привлечение к участию в работе Федеральной нотариальной палаты.

Решение аналогичных вопросов требуется и в отношении предоставления из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений и документов в электронном виде по запросам, направленным заинтересованными лицами по информационной сети Интернет.

3. В целях обеспечения перехода к электронному документообороту в ФНС России Приказом от 29.01.2009 N ММ-7-6/37@ создана рабочая группа по проведению пилотного проекта по созданию системы составления и выставления счетов-фактур. Отчет о проведении пилотного проекта, с учетом выявленных недостатков, направлен в Минфин России письмом от 17.07.2009 N МН-20-6/978.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ФНС России разработан график проведения мероприятий, создающих условия для внедрения в 2010 году системы электронного документооборота счетов-фактур (поручение от 13.08.2009 N КА-П13-4602). ФНС России письмом от 23.09.2009 N МН-20-6/1411 направила в Минфин России проект графика, включающего весь комплекс мероприятий, выполнение которых необходимо для полномасштабного внедрения в обращение электронных счетов-фактур.

Соответствующий график утвержден поручением Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 N КА-П13-5997. В настоящее время ФНС России в соответствии с указанным графиком участвует в мероприятиях, направленных на создание условий для внедрения в делопроизводство электронного документооборота счетов-фактур.

Дополнительно необходимо отметить, что обязательными условиями для создания системы электронного документооборота счетов-фактур являются построение сети удостоверяющих центров и использование всеми участниками электронно-цифровой подписи, а также утверждение счета-фактуры как первичного учетного документа.

ФНС России приняла участие в рассмотрении проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О бухгалтерском учете", направленного на законодательное закрепление электронного оборота счетов-фактур и первичных учетных документов, подготовленного рабочей группой, образованной при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Замечания и предложения ФНС России направлены в Государственную Думу Российской Федерации письмом от 26.10.2009 N ММ-19-6/164.

В ФНС России на базе одного территориального налогового органа (Приказ ФНС России от 02.07.2009 N ММ-7-6/356@) осуществляется пилотный проект по эксплуатации программного обеспечения, предусматривающего представление, прием и обработку документов в электронном виде на съемных носителях с электронно-цифровой подписью, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В Минтранс России письмом ФНС России от 15.04.2009 N ШС-20-3/473 направлены предложения в состав межведомственной рабочей группы по вопросу внедрения в Российской Федерации технологии электронного оформления грузовых авиаперевозок.

По вопросу реализации принципа "одного окна", осуществляемого в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).

В соответствии с Планом перехода на оказание государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р, ФНС России планирует реализовать ряд первоочередных и массовых общественно значимых государственных услуг в электронном виде на федеральном уровне через Единый портал государственных услуг.

Непосредственное предоставление государственных услуг через МФЦ не может приравниваться к исполнению государственной функции, возложенной на ФНС России и ее территориальные органы в соответствии с Кодексом и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и будет создавать дополнительные административные ограничения для предпринимательской деятельности, что противоречит принципу "одного окна". Также в связи с ограниченностью людских ресурсов выделение отдельных специалистов не предполагается.

Вместе с тем на базе МФЦ возможно предоставлять услугу по информированию налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, регулирующих налоговые отношения; о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; о порядке исчисления и уплаты налогов, в том числе имущественных налогов физических лиц; о формах, форматах, порядке и сроках предоставления налоговых деклараций (расчетов); о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства и об изменениях указанных реквизитов; о сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Указанные выше услуги по информированию целесообразно предоставлять путем размещения на стендах МФЦ информационных материалов, обеспечения доступа налогоплательщиков к сайтам ФНС России и управлений ФНС России на гостевых компьютерах и возможности распечатывать информацию, а также с использованием телефонной автоматизированной связи "горячая линия".

По вопросу расширения применения уведомительного порядка государственной регистрации в отношении отдельных видов некоммерческих организаций.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации, которая осуществляется в пятидневный срок и обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в регистрации и отсутствием у регистрирующих (налоговых) полномочий по проведению правовой экспертизы представляемых документов.

Территориальные налоговые органы принимают решения о государственной регистрации коммерческих организаций, создаваемых в определенных организационно-правовых формах, и некоммерческих организаций - потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений.

В отношении остальных некоммерческих организаций их государственная регистрация осуществляется с учетом специального порядка, заключающегося в том, что решение о государственной регистрации принимается Министерством юстиции Российской Федерации (его территориальными органами), а налоговые органы вносят соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

При этом ФНС России как уполномоченный регистрирующий орган не располагает информацией, служащей основанием для вывода из-под действия специального порядка каких-либо некоммерческих организаций, решения о регистрации которых принимает Минюст России (его территориальные органы).

По вопросу исключения требований о предоставлении информации из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за плату сообщается, что полномочия по определению размера платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов отнесены к ведению Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Одновременно сообщается, что по коду бюджетной классификации "Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" за предоставление только центральным аппаратом ФНС России сведений в электронном виде в федеральный бюджет поступило за 2008 год 60430 тыс. руб., что на 55% больше по сравнению с 2007 годом (39045 тыс. руб.).

По иным вопросам, находящимся в компетенции Правительственной комиссии по проведению административной реформы, ФНС России считает необходимым отметить следующее.

В настоящее время ФНС России является уполномоченным органом по лицензированию отдельных видов деятельности:

- по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

- по изготовлению защищенной полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В этой связи ФНС России считает целесообразным рассмотреть вопрос о передаче указанных функций соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

В целях обеспечения прозрачности управленческих процессов, повышения качества предоставления государственных услуг в ФНС России разработано семнадцать административных регламентов исполнения государственных функций.

По состоянию на 02.11.2009 утверждено и внедрено 7 административных регламентов, десять административных регламентов находятся в стадии доработки и согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Принятые административные регламенты устанавливают последовательность административных процедур и административных действий сотрудников налоговых органов, осуществляющих контрольно-надзорные и разрешительные функции, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие ФНС России с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления при исполнении государственной функции (оказании государственных услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также жестко регламентируют сроки их административных процедур.

Вместе с тем сообщается, что регламенты по осуществлению контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, а также по пломбированию (опечатыванию) автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции необходимо исключить из перечня регламентов, ответственной за разработку которых определена Федеральная налоговая служба.

Данные регламенты были разработаны ФНС России и представлены на рассмотрение Правительственной комиссии. При этом регламент по пломбированию рекомендован к утверждению (протокол заседания от 27.05.2009 N 89).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 N 810 функции по регулированию алкогольного рынка, закрепленные ранее за ФНС России, передаются Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка с 19 октября и 10 ноября соответственно.

Таким образом, разработку регламентов по указанным функциям целесообразно поручить Росалкогольрегулирования.

В рамках реализации мероприятий по стандартизации и регламентации предоставления государственных услуг ФНС России проводится мониторинг состояния внедрения утвержденных административных регламентов.

Так, в 2009 году обобщена и проанализирована информация территориальных налоговых органов о ходе внедрения административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по выдаче специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации за период с 29.06.2008 по 01.01.2009. Результаты анализа показали, что с момента введения административного регламента нарушений сроков при исполнении функции по выдаче марок, определенных положениями указанного регламента, не отмечено; соблюден порядок информирования о правилах исполнения государственной функции по выдаче федеральных специальных марок.

В ходе анализа выявлено также отсутствие жалоб на действия (бездействие) должностных лиц (специалистов) налоговых органов со стороны лиц (организаций), для которых исполняется данная государственная функция, и, как результат, отсутствие судебных разбирательств по вопросам выдачи федеральных специальных марок.

Проведен анализ практики применения административного регламента по исполнению ФНС России государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.

По итогам проведенного анализа подготовлены и направлены в Минфин России (письмо от 15.07.2009 N 3-0-05/158) предложения ФНС России по внесению изменений в указанный административный регламент.

Сократить количество госслужащих в России пытались несколько раз за последнее десятилетие. За 2011-2013 годы планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов. В 2016 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10 процентов. Однако из данных Росстата всякий раз следовало, что установленные показатели не достигались. Так, в 2013 году количество федеральных госслужащих стало меньше всего на восемь процентов по отношению к началу 2010 года. А в 2016 году Счетная палата отчиталась о снижении только на 5,6 процента "единиц", отдельно заметив, что это происходит за счет сотрудников низшего звена при увеличении разного рода начальников. Третья попытка была объявлена в прошлом году. За 2020-2021 годы предполагалось на 10 процентов урезать штат центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и на 15 процентов - их территориальных подразделений. Также планировалось структурно усовершенствовать госаппарат, что дало бы дополнительное сокращение. Теперь настало время реализовать эти планы на практике.

"Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент, - заявил вчера Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. - Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января. И не растягивать, а провести ее за три месяца - до 1 апреля". Нужен не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти, отметил глава правительства.

Сейчас почти 20 процентов должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. После проведенного анализа деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в правительстве подготовили конкретные показатели оптимизации: в центральных аппаратах, где около 20 процентов вакансий, штат должен быть сокращен на 5 процентов, а в территориальных органах министерств и ведомств с их 18 процентами вакансий - на 10 процентов. "Делать это будем за счет в основном вакантных позиций, - заявил глава кабмина. - При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств". Процент сокращений может меняться. Если министерство или ведомство превысило показатель для центрального аппарата, то ему разрешено сохранить часть ставок в территориальных подразделениях, и наоборот.

Отдельным постановлением Михаил Мишустин определил стандарты к структуре федеральных органов исполнительной власти. По новым требованиям, штатная численность департаментов в министерствах должна составлять не менее 40 человек, управлений в ведомствах - не менее 25, отделов в составе департамента или управления - не менее 5, а самостоятельного отдела - не менее 10 сотрудников. Для обеспечивающих подразделений, на которые возложены, например, кадровые, антикоррупционные, юридические, бухгалтерские и иные функции, устанавливается ограничение - не более 30 процентов общей численности сотрудников.

Отдельное требование прописано к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они должны координировать работу не менее двух департаментов или управлений. В исключительных случаях, связанных в том числе с особенностью деятельности, министерствам и ведомствам разрешат отступать от установленных рекомендаций. Такое решение будет принимать специальная подкомиссия по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти правительственной комиссии по проведению административной реформы.

До 20 ноября руководители министерств и ведомств должны представить в министерство финансов и аппарат правительства предложения о сокращении предельной численности в своих ФОИВах. При наличии территориальных подразделений нормативы их штатной численности и структурных подразделений необходимо установить до 1 февраля. Минфину после анализа всех поступивших предложений предстоит не позднее 16 декабря внести в правительство проекты соответствующих нормативных правовых актов, закрепляющих предельную численность госслужащих ФОИВ.

Все организационно-штатные мероприятия в министерствах и ведомствах Михаил Мишустин постановил провести до 1 апреля. До 1 мая в правительстве ожидают доклады об их завершении. "Все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти, - уверен Мишустин. - Важно, чтобы вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи - повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы".

Кристина Шперлик

background:white"> При увольнении сотрудников по сокращению важно четко следовать регламенту, чтобы максимально снизить вероятность последующих судебных разбирательств.

Татьяна Ширнина, старший юрист Департамента трудового права Института профессионального кадровика, объясняет, какие ошибки чаще всего совершают работодатели при сокращении штата, что нужно учитывать при увольнении разных категорий работников и какие гарантии и компенсации полагаются увольняемым.

Типичные ошибки

Если говорить о типичных ошибках при сокращении, то к ним можно отнести:

  • отсутствие (невручение) уведомления о сокращении;
  • увольнение работника ранее двухмесячного срока уведомления;
  • неуведомление органов занятости и профсоюза (при его наличии) в установленные сроки;
  • непредложение вакансий при их наличии.

Когда речь идет о сокращении численности работников, достаточно распространенной ошибкой является непроведение или неправильное проведение оценки преимущественного права (ст. 179 ТК РФ). Так, например, часто у работодателей вообще отсутствуют критерии оценки производительности труда и квалификации либо данные критерии судами признаются субъективными.

Кого нельзя сократить

Ст. 261 ТК РФ устанавливает категории лиц, которые не подлежат сокращению. К ним относятся:

  • беременная женщина;
  • женщина, имеющая ребенка в возрасте до 3-х лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет;
  • другое лицо, воспитывающее указанных выше детей без матери;
  • родитель (иной законный представитель ребенка), являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3-х лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Более подробно о категориях лиц, которых нельзя сокращать, читайте в статье «6 ситуаций, когда сокращение сотрудника может обернуться судом».

Как и зачем доказывать факт сокращения

Обязанность по доказыванию факта сокращения лежит на работодателе. Запуск процедуры сокращения начинается с принятия решения уполномоченным лицом компании о проведении сокращения.

Такое решение должно быть оформлено письменно. Это может быть, например, приказ генерального директора или протокол совета директоров. На основании этого решения издается приказ об изменении штатного расписания и непосредственно изменяется штатное расписание. Именно эти документы будут являться доказательством проведения сокращения.

Кроме того, поскольку трудовые споры чаще всего возникают уже после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, то судом исследуется и факт того, не был ли после увольнения принят на ту же должность новый работник. В данном случае сокращение может быть признано незаконным («мнимым»). Из этого можно сделать вывод, что факт наличия сокращения можно доказать и отсутствием должности в штатном расписании, действующем на момент рассмотрения спора.

Зачем нужна комиссия по сокращению

Законодательно у работодателя нет обязанности создавать комиссию по сокращению, однако с точки зрения практики ее необходимость не вызывает сомнений.

В первую очередь она нужна для определения категорий работников, которые не подлежат сокращению. Кроме того, работа указанной комиссии целесообразна при оценке преимущественного права. Комиссия по сокращению штата рассматривает представленные сведения на каждого кандидата на увольнение. Принятое решение по работникам, не подлежащим сокращению и имеющим преимущественное право оставления на работе, оформляется письменно — протоколом, решением и т.д.

Комиссия создается с помощью приказа уполномоченного лица. В состав комиссии, как правило, включаются кадровые специалисты, один-два работника, состоящих в профсоюзе (если таковой имеется в компании), и юристы.

Сезонные работники и срочники

Законодательством предусмотрены особенности в процедуре сокращения сезонных работников и работников, заключивших срочный трудовой договор до 2-х месяцев. Обратите внимание, что для остальных работников, с которыми заключен срочный трудовой договор по иным основаниям, порядок сокращения аналогичен тому, который предусмотрен для работников, с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Особенности сокращения сезонных работников и работников, с которыми заключен срочный трудовой договор до 2-х месяцев, касаются сроков вручения уведомления и выплаты пособия.

Так, работник, занятый на сезонных работах, должен быть предупрежден о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации не менее чем за 7 календарных дней.


Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

У работников, заключивший трудовой договор на срок до 2-х месяцев, срок еще меньше — они должны быть уведомлены о предстоящем сокращении не менее чем за 3 календарных дня.

Что касается выплаты выходных пособий указанным категориям работников при увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то для сезонных работников сумма пособия равна размеру двухнедельного среднего заработка. А работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении по общему правилу не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором.

Увольнение работника при смене собственника

Прежде всего стоит отметить, что смена собственника не влечет автоматического расторжения трудового договора с уже работающими работниками.

Категории работников, с которыми трудовой договор может быть расторгнут, и сроки, в течение которых может быть произведено увольнение, ограничены. К работникам, с которыми трудовые отношения могут быть прекращены по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (смена собственника имущества организации), относятся руководитель организации, его заместители и главный бухгалтер.

Срок, в течение которого новый собственник вправе расторгнуть трудовой договор с указанными выше лицами в связи со сменой собственника имущества организации, должен быть не позднее 3-х месяцев со дня возникновения у него права собственности.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Если же новый собственник решит провести сокращение, то запуск данной процедуры допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Гарантии и компенсации

При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не больше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохранится за работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Стоит отметить, что ст. 178 ТК РФ устанавливает минимальные гарантии. Так, трудовым договором или коллективным договором может устанавливаться повышенный размер выходных пособий, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.

Нельзя не сказать и о «северных» работниках. За ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3-х месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанными работниками в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Плюсы и минусы

Конечно, сокращение для работника малоприятная вещь, тем более в период кризиса на рынке труда. Но все-таки у сокращения, в отличие от увольнения по собственному желанию, есть плюс — это выходное пособие, выплачиваемое в размере среднемесячного заработка и сохраняемое за работником как минимум за два месяца.

Для работодателя плюсы очевидны — его инициатива, то есть работник отказаться не может, в дальнейшем оптимизация расходов и сокращение фонда на оплату труда. Однако такая процедура только в дальнейшем уменьшит фонд, так как сама по себе процедура сокращения дорогостоящая.

Массовое увольнение

Для того чтобы работодателю понять, массовое ли у него увольнение, следует обратиться к отраслевым и (или) территориальным соглашениям. Об этом говорит ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

Так, например, в Москве, согласно Московскому трехстороннему соглашению на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, критериями массового увольнения считаются показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

  1. увольнение в течение 30 календарных дней более 25 % работников от общей численности работающих;
  2. увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы;
  3. сокращение численности или штата работников организации в количестве:
  • 0 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Прочие нюансы

В основном все трудовые споры связаны с обжалованием процедуры сокращения, поэтому лучше перед запуском процедуры создать комиссию, прописать порядок сокращения шаг за шагом и оценить риски и расходы заранее.

Обратите внимание на сокращение отдельных категорий работников — несовершеннолетних и членов профсоюза. В отношении этих работников при проведении сокращения также имеются особенности.

Кроме того, дополнительно рекомендуем убедиться, что на дату увольнения работник не будет находиться в отпуске. Проконтролировать вопрос нахождения работника на больничном в дату увольнения невозможно, поэтому не стоит в уведомлении о сокращении указывать конкретную дату увольнения. Лучше, чтобы формулировка была общей, например, «…по истечении двух месяцев с даты вручения настоящего уведомления трудовой договор с вами будет прекращен по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ».

Часто работники и вовсе отказываются подписывать и брать уведомление о сокращении, в данном случае лучше данный факт заактировать в присутствии хотя бы двух свидетелей из числа работников.

Подпишитесь на наш канал в Telegram , чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 27 июля 2018 года N ММВ-20-15/85@

О сокращении сроков камеральной проверки

Вид налога: Акцизы

По вопросу проведения камеральной проверки декларации по акцизам в сокращенные сроки

Федеральная налоговая служба в связи с применением риск-ориентированного подхода при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию (далее - декларация по Акцизам), представленных налогоплательщиками, сообщает следующее.

Камеральная налоговая проверка может быть завершена до истечения трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении следующих налогоплательщиков.

1. На дату представления декларации по Акцизам оценивается соблюдение следующих условий:

1.1. Совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором представляется декларация по Акцизам, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет более 1 миллиарда рублей ;

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 22.06.2016". - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Сумма акциза (авансового платежа), подлежащая уплате в бюджет на основании данных проверяемой декларации по Акцизам, уплачена в полном объеме в предусмотренные Кодексом сроки для уплаты по такой декларации;

1.3 . Представление налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представленной декларацией по Акцизам реестра в соответствии с пунктом 10 статьи 198 Кодекса и (или) перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме по всем соответствующим операциям, отраженным в декларации по Акцизам, в целях подтверждения экспортных операций в соответствии с пунктом 4 раздела 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Распространяется на суммы акциза по кодам показателей "Документально подтвержденный в налоговом периоде факт экспорта подакцизных товаров" согласно порядку заполнения декларации по Акцизам (Приказ ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@).

2. На дату истечения двух месяцев со дня представления декларации по Акцизам налогоплательщиками, соответствующими условиям пункта 1 настоящего поручения, оценивается одновременное соответствие следующим условиям:

2.1 . Отсутствуют расхождения между налоговой базой по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенной налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 Кодекса, и объемом реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженным в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);

2.2. Отсутствуют признаки нарушения норм налогового законодательства, в том числе признаки уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате Акциза в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом учете, и (или) налоговой отчетности налогоплательщика.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает:

I. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) обеспечить проведение территориальными налоговыми органами оценки налогоплательщиков, представивших декларации по Акцизам, на соответствие условиям, указанным в пункте 1 настоящего поручения.

II. Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН) проводить оценку налогоплательщиков, представивших декларации по Акцизам, на соответствие условиям, указанным в пункте 1 настоящего поручения.

III. МИ ФНС России по КН и Управлениям обеспечить завершение камеральных проверок по истечении двух месяцев со дня представления налоговых деклараций по Акцизам, в отношении налогоплательщиков, соответствующих пункту 1 настоящего поручения и одновременном соблюдении условий, указанных в пункте 2.

IV. В отношении налогоплательщиков, указанных в пункте 2, после окончания камеральной проверки, в случае выявления обстоятельств нарушения норм налогового законодательства, в том числе признаки уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате Акциза в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом учете, и (или) налоговой отчетности налогоплательщика незамедлительно организовывать мероприятия по проведению контрольно-аналитической работы с целью обеспечения представления уточненных налоговых деклараций, либо по проведению предпроверочного анализа с целью принятия решения о проведении выездных налоговых проверок.

V. Управлениям, МИ ФНС России по КН обеспечить применение настоящего поручения в отношении деклараций по Акцизам, представленных после 01.08.2018.

VI. Управлениям довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов и обеспечить контроль за применением его положений.

Читайте также: