Письмо департамента налоговой политики

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 апреля 2021 г. N 03-03-06/1/29226

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что подпунктом 3 7 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

Необходимо отметить, что порядок внесения вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью определен статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Таким образом, доходы в виде имущества и прав, полученных от учредителя общества с ограниченной ответственностью в качестве вклада в имущество такого общества в соответствии со статьей 66 1 Гражданского кодекса и статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21 1 и 21 3 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.

Порядок возникновения и прекращения долговых обязательств регулируется положениями Гражданского кодекса. При прекращении обязательств по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, они подлежат списанию.

Согласно статье 415 Гражданского кодекса при прощении долга обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.

Таким образом, при списании кредиторской задолженности на основании соглашения о прощении долга налогоплательщик-должник должен отразить в составе внереализационных доходов суммы списываемой кредиторской задолженности.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Доходы в виде имущества и прав, полученных от учредителя в качестве вклада в имущество ООО, не учитываются при налогообложении прибыли.

При этом внереализационными доходами признаются суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных НК.

При списании кредиторской задолженности на основании соглашения о прощении долга должник должен отразить в составе внереализационных доходов суммы списываемой задолженности.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 апреля 2021 г. N 03-03-06/1/27494

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогового учета расходов, связанных с приобретением статуса гарантирующего поставщика электрической энергии, и сообщает следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с указанным Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Пунктом 207 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), определено, что решение уполномоченного федерального органа о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика должно содержать, в частности, следующую информацию:

- общая сумма кредиторской задолженности заменяемого гарантирующего поставщика согласно реестру кредиторов, сформированному в соответствии с пунктом 206 Основных положений;

- требования к минимальному размеру денежных средств, не менее которого участник конкурса обязал указать в заявке в качестве суммы, которую он будет обязан в случае признания его победителем конкурса предложить в оферте, направляемой кредиторам заменяемого гарантирующего поставщика в счет уступки их требований по оплате суммы задолженности, указанной в реестре кредиторов, сформированном уполномоченным федеральным органом в соответствии с пунктом 206 Основных положений, а также требование о распределении указываемых средств пропорционально величине задолженности перед каждым кредитором;

- требования к порядку и срокам направления победителем конкурса денежных средств в счет уступки требований кредиторов заменяемого гарантирующего поставщика при соблюдении условий, установленных пунктом 207 Основных положений.

При этом пунктом 220 Основных положений установлено, что уполномоченный федеральный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения от организации - победителя конкурса документов, в частности, подтверждающих выполнение требований, указанных в решении уполномоченного федерального органа к порядку и срокам направления победителем конкурса денежных средств в счет уступки требований кредиторов заменяемого гарантирующего поставщика, принимает решение о присвоении организации, признанной победителем конкурса, статуса гарантирующего поставщика.

Учитывая вышеизложенное, в рамках выполнения требований, предъявляемых к победителю соответствующего конкурса, в целях приобретения статуса гарантирующего поставщика и осуществления соответствующего вида деятельности, организация (потенциальный гарантирующий поставщик) приобретает права требования третьих лиц к лицу, утратившему статус гарантирующего поставщика (как правило, из-за неисполнения обязательств, процедуры банкротства или ликвидации).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налога на прибыль организаций к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В пункте 2 статьи 266 Кодекса установлен закрытый перечень оснований отнесения задолженности к безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом пунктом 2 статьи 266 Кодекса установлено, что положения данного пункта статьи 266 Кодекса распространяются также на приобретенные банками права требования по кредитам, если обязательства по этим правам признаны безнадежными по основаниям, установленным статьей 266 Кодекса.

В этой связи, по мнению Департамента, затраты на приобретение налогоплательщиком (не банком) права требования не могут быть признаны безнадежной задолженностью в силу статьи 266 Кодекса.

Кроме того, статьей 279 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при уступке (переуступке) права требования.

Согласно пункту 3 статьи 279 Кодекса при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования или получившим такое право требования в результате ликвидации иностранной организации (прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) при выполнении условий, установленных пунктами 2.2 и 2.3 статьи 277 Кодекса, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса.

Следовательно, затраты на приобретение налогоплательщиком (не банком) права требования могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций только в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 279 Кодекса.

Директор Департамента Д.В. Волков

Обзор документа

Организация (потенциальный гарантирующий поставщик) приобретает права требования третьих лиц к лицу, утратившему статус гарантирующего поставщика (как правило, из-за неисполнения обязательств, процедуры банкротства или ликвидации).

Разъяснено, как небанковская организация учитывает затраты на приобретение прав требования.

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц при продаже недвижимого имущества и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Консультационные услуги по вопросам налогообложения Департамент также не оказывает.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пункта 17 1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217 1 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217 1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217 1 Кодекса.

Так, в частности, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 217 1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, право собственности на который получено налогоплательщиком в порядке наследования, составляет три года.

Для объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до 01.01.2016, минимальный предельный срок владения таким имуществом составляет три года (пункт 17 1 статьи 217 Кодекса, в редакции до 01.01.2016).

На основании пункта 2 статьи 8 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) права на имущество, подлежащие государственной регистраций, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В то же время согласно абзацу второму пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему ранее имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Статьями 1114 и 1152 Гражданского кодекса установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, которым является день смерти гражданина, независимо от времени его фактического принятия, а также момента государственной регистрации права наследника на наследованное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, у наследника, вступившего в права наследства, право собственности на наследованное имущество возникает со дня смерти наследодателя независимо от даты государственной регистрации этих прав.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Гражданского кодекса и пунктом 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. При этом, не имеет значения, на имя кого из супругов оформлено такое имущество, а также кем из них вносились деньги при его приобретении.

Таким образом, в случае, если недвижимое имущество приобретено в совместную собственность супругов за счет совместных доходов супругов, то минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества супругами исчисляется с даты государственной регистрации одним из супругов права собственности на недвижимое имущество, приобретенное в общую совместную собственность супругов.

Учитывая изложенное, если объект недвижимого имущества (доля в нем) находился в собственности налогоплательщика в течение установленного минимального предельного срока владения объектом недвижимым имуществом и более, то доход от продажи такого объекта (долм в нем) освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

Если объект недвижимого имущества (доля в нем) находился в собственности налогоплательщика менее установленного минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, то доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса установлено, что налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217 1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Подпункту 3 пункта 2 статьи 220 Кодекса установлено, что при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их долям либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).

Также в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

На основании подпункта 7 пункта 3 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 11 статьи 220 Кодекса повторное предоставление налогоплательщику налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статья 220 Кодекса, не допускается.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Можно ли разрешить налоговый спор до суда, если не совпадают официальные позиции ВАС РФ, Минфина России и ФНС?

Для ответа на поставленный вопрос определимся со статусом писем Минфина России, а вернее, писем, подписанных, как правило, директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и его заместителями.

В письме заместителя министра финансов России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 была разъяснена позиция по применению ст. 34.2 НК РФ, согласно которой (со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2007 г. N 12547/06) было признано, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц: такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми агентами. Примечателен один пассаж данного письма: "Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области".

Таким образом, письма Минфина России - это только личное мнение сотрудников аппарата, что, кстати, подчеркивается во всех письмах.

Однако зачастую мнение сотрудников Минфина России, выраженное в письмах, противоречит трактовке норм НК РФ, данной арбитражными судами. Это можно проиллюстрировать на примере.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. N 11144/07 констатируется, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле ст. 162 НК РФ, поэтому обложению НДС не подлежат.

Вопреки этому, в письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 сентября 2009 г. N 03-07-11/222 утверждается обратное: "Суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком от покупателей товаров (работ, услуг) на основании решения арбитражного суда за нарушение договорных обязательств в виде процентов за пользование чужими денежными средствами, следует относить к суммам, связанным с оплатой этих товаров (работ, услуг). Поэтому указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость".

Как же в указанном контексте следует воспринимать письма Минфина России?

На этот вопрос дал ответ сам Минфин России в письме от 27 мая 2009 г. N 03-02-08/43, указав, что такие письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Вместе с тем в арбитражной практике случается, что именно ненормативные письма Минфина России, размещенные в базах данных, являются решающим аргументом при разрешении налогового спора в пользу налогоплательщика. Например, в Определении ВАС РФ от 15 июня 2009 г. N ВАС-7202/09 оставлено в силе решение суда в пользу налогоплательщика: "При рассмотрении спора суды первой и кассационной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства, установив, что при исчислении налога на добавленную стоимость общество руководствовалось разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросу применения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, опубликованных в общераспространенной информационной системе "Кодекс", сделали вывод о том, что у инспекции в силу пункта 8 статьи 75 и пункта 3 статьи 111 НК РФ отсутствуют основания для начисления пени и привлечения общества к налоговой ответственности".

Таким образом, можно констатировать:

- если письма Минфина России противоречат арбитражной практике, то суды их игнорируют;

- если же письма Минфина России не противоречат логике НК РФ, суды принимают их в качестве аргумента при налоговом споре.

А если письма Минфина России противоречат друг другу, то тогда суд применяет п. 7 ст. 3 НК РФ и толкует все противоречия в пользу налогоплательщика.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 3 июня 2009 г. N КА-А40/4667-09 по делу N А40-58242/08-20-265 по спорному вопросу амортизации фигурировали:

- со стороны налогоплательщика - письма Минфина России от 4 августа 2006 г. N 03-03-04/1/619, от 13 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/233, от 16 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/246;

- со стороны налогового органа - письма Минфина России от 2 марта 2007 г. N 03-03-06/1/146 и от 13 марта 2006 г. N 03-03-04/1/219.

Суд, констатировав отсутствие единообразия в толковании Минфином России спорных норм налогового законодательства, разрешил налоговый спор в пользу налогоплательщика. Несмотря на то, что согласно п. 2 ст. 34.2 НК РФ Минфин России и уполномочен давать письменные разъяснения по применению налогового законодательства, а согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, между ФНС и Минфином России постоянно возникают разногласия, некоторые из которых становятся достоянием общественности.

Так, например, Минфин России в письме от 27 марта 2009 г. N 03-03-05/50 высказался относительно признания для целей исчисления налогооблагаемой прибыли компенсаций расходов на оплату стоимости проезда сотрудников к месту отпуска и обратно в контексте п. 7 ст. 225 НК РФ. Однако ФНС, формально подчиненная Минфину России, в письме от 5 мая 2009 г. N 3-2-06/50 высказалось против позиции Минфина России: "Федеральная налоговая служба полагает о преждевременном доведении указанного письма Минфина России до территориальных налоговых органов".

Несмотря на то что Минфин России и считает, что нормы ст. 325 Трудового кодекса РФ и ст. 255 НК РФ распространяются только на "северян", арбитражные суды разрешают учитывать такие расходы, если они установлены отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2006 г. по делу N А74-546/06-Ф02-4562/06-С1 и от 14 декабря 2006 г. N А74-1719/06-Ф02-6720/06-С1, А74-1719/06-Ф02-6651/06-С1).

Следует отметить, что ФНС в последнее время начала потихоньку признавать существование России прецедентного права в области налогообложения. В письме от 14 сентября 2007 г. N ШС-6-18/716@ ФНС рекомендовала налоговым органам во избежание потерь бюджета учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам.

Тем не менее налоговые органы учитывают позицию ВАС РФ только в тех случаях, когда им это выгодно, - так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 3 июня 2009 г. N КА-А40/4667-09 по делу N А40-58242/08-20-265 при рассмотрении конкретного налогового спора констатируется: "Налоговая инспекция обоснованно указывает, что данный подход высказан Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 сентября 2008 г. N 4894/08".Так что пока в налоговых спорах окончательное решение в любом случае - за арбитражным судом.

Четверг
20 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10.09.2009 г. № 03-04-06-02/67

1. Налог на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В подпункте 2 пункта 3 статьи 264 Кодекса указано, что расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.
Таким образом, обязанность учесть суммы, ранее уплаченные за обучение, в составе внереализационных доходов возникает у налогоплательщика только в случае расторжения трудового договора с физическим лицом, не состоявшим в трудовых отношениях с организацией на момент обучения, до истечения одного года с момента заключения такого договора или в случае, если трудовой договор с физическим лицом не был заключен по истечении трех месяцев с момента окончания обучения.
2. Налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 21 статьи 217 Кодекса в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2009 года, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.
Таким образом, наличие трудовых отношений между организацией, оплачивающей обучение, и обучающимся лицом не влияет на освобождение от налогообложения сумм такой оплаты. С 1 января 2009 года суммы оплаты организацией стоимости обучения налогоплательщика не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 21 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данным пунктом.

Заместитель директора Департамента
С. В. Разгулин

Читайте также: