Меры борьбы с коррупцией возникающей в сфере налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ Федеральной налоговой службы от 19 января 2010 г. № ММ-7-4/12 “Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах”

В соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 № 282, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в налоговых органах (далее - Программа).

2. Назначить Административное управление (И.В. Акунова) ответственным за координацию работ по выполнению мероприятий Программы.

3. Заместителям руководителя ФНС России, начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня принять Программу к неуклонному исполнению и обеспечить еe реализацию.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Е.В. Козлову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П. Мокрецов

Программа
противодействия коррупции в налоговых органах
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 19 января 2010 г. № ММ-7-4/12)

См. Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений, утвержденные приказом ФНС России от 31 декабря 2009 г. № ММ-7-4/737)

Общие положения

Настоящая Программа противодействия коррупции в налоговых органах (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 № 282.

Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568, Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», приказ ФНС России от 25.08.2009 № ММ-7-4/430@ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России от 10.09.2009 № 14751).

Цели Программы

Исключение возможности проявления коррупции, ее влияния на работников налоговых органов.

Создание системы противодействия коррупции в налоговых органах.

Формирование у работников налоговых органов антикоррупционного сознания.

Задачи Программы

Оценка существующего уровня коррупции и коррупционного поведения работников налоговых органов.

Разработка и внедрение механизмов, противодействующих коррупции в налоговых органах.

Выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению коррупции в налоговых органах.

Предупреждение коррупционных правонарушений в налоговых органах.

Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики.

Основные мероприятия Программы

Совершенствование организации деятельности налоговых органов по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд.

Проведение анализа должностных обязанностей работников налоговых органов, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

Внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля, в том числе применение технических средств контроля при организации работы должностных лиц налоговых органов, функциональные обязанности которых связаны с совершением коррупционно опасных действий (предоставление государственных услуг и исполнение функций, связанных с непосредственным взаимодействием с организациями и гражданами).

Совершенствование обратной связи с потребителями государственных услуг.

Совершенствование информационно-коммуникационных технологий в налоговых органах, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.

Совершенствование системы информационного взаимодействия налоговых органов с подразделениями правоохранительных органов.

Система программных мероприятий

Программа основывается на реализации мероприятий антикоррупционной политики по следующим основным направлениям.

Обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного гражданского служащего с государственной службы.

Оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих.

Обеспечение реализации обязанности государственных гражданских служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Информирование правоохранительных органов о признаках коррупции в налоговых органах.

Анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей степени подвержено риску коррупционных проявлений.

В целях недопущения коррупционных проявлений в налоговых органах должен быть проведен анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих налоговых органов, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

В частности, исполнение таких должностных обязанностей может быть связано с:

непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям;

осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;

подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок;

подготовкой и принятием решений в области лицензирования;

осуществлением регистрационных действий;

подготовкой и принятием кадровых решений, в том числе - с назначениями на государственные должности, замещение которых связано с риском коррупционных проявлений.

Сбор и анализ информации о фактах и признаках коррупции в налоговых органах, оценка и выработка мер по их устранению.

Проверка персональных данных, представляемых кандидатами на должности государственной гражданской службы, соответствия деклараций о доходах, наличия конфликта интересов.

Совершенствование системы внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих налоговых органов.

В сфере компетенции налоговых органов находится возможность создания собственной системы внутреннего контроля деятельности работников налоговых органов, выработке механизмов взаимопроверки документов, сопровождающих заключение договоров, контрактов на поставку товаров или выполнение услуг и т.п., создании морально-психологического климата, формирующего отношение к фактам коррупции как явлению безнравственному, несовместимому со статусом государственного гражданского служащего, требующему не только морального осуждения, но и информирования об этих фактах непосредственного руководства, подразделения, координирующего работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае необходимости и правоохранительных органов.

Отдельным направлением внутреннего контроля является система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц налоговых органов и их близких родственников на основе анализа сведений о доходах и имуществе, принадлежащем работникам налоговых органов и их близким родственникам на праве собственности, предоставляемых ими в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершенствование организации деятельности налоговых органов по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд.

Для совершенствования деятельности налоговых органов в этой сфере необходимо продолжение работы по оптимизации процедур закупок для государственных нужд, предполагающих:

установление процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;

установление и использование максимального числа процедур, расширяющих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных нужд;

устранение случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за подготовку и принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля над проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных гражданских служащих.

Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществляется путем внутреннего аудита.

Совершенствование обратной связи с потребителями государственных услуг.

В целях совершенствования обратной связи с потребителями государственных услуг в налоговых органах должна проводиться экспертиза жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях.

Предусматривается установка в общедоступных местах зданий территориальных органов Федеральной налоговой службы специальных почтовых ящиков для сбора обращений и жалоб от граждан и организаций, а также «телефонов доверия».

Предусматривается осуществление работ по развитию предоставления пользователям «Интернет» сайта налоговых органов интерактивных услуг по возможности обращения в налоговые органы.

В результате реализации Программы в налоговых органах должна быть создана и внедрена системная программа этического образования работников налоговых органов.

Основная задача этического образования работников налоговых органов - разъяснение им основных положений международного законодательства, законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, вопросов ответственности за коррупционные правонарушения.

Целесообразно проведение семинаров и тренингов по вопросам этики, формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны работников налоговых органов, организаций и граждан.

В рамках повышения квалификации работников налоговых органов необходимо запланировать проведение обучения по таким программам дополнительного профессионального образования, составляющим разделом которых являются вопросы, связанные с антикоррупционной деятельностью и урегулированием конфликта интересов.

Совершенствование информационно-коммуникационных технологий в налоговых органах, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.

В рамках реализации данного направления налоговые органы обеспечивают максимальную автоматизацию административно-управленческих процессов с целью возможного сокращения непосредственных контактов работников налоговых органов с гражданами и организациями при исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг).

Должна быть создана система мониторинга коррупционных проявлений в налоговых органах с использованием электронной почты от граждан и организаций.

Индикаторы оценки эффективности Программы

Число выявленных или предупрежденных коррупционных правонарушений со стороны работников налоговых органов.

Количество граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в налоговых органах.

Соотношение числа выявленных коррупционных правонарушений и количества граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в налоговых органах.

По указанным показателям достижения результатов реализации программы в налоговых органах должен осуществляться постоянный мониторинг.

Источники финансирования Программы

Программа реализуется за счет средств, предусмотренных на финансирование текущей деятельности налоговых органов. Дополнительными источниками средств на реализацию программных мероприятий могут являться средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы.

Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы

Формирование системы противодействия коррупции и ее внедрение в налоговые органы.

Снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами.

Повышение качества и доступности государственных услуг.

Уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.

Укрепление доверия граждан к налоговым органам.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2010 - 2012 годы.

Первый этап реализации Программы - I квартал 2010 года - разработка и принятие необходимого методического обеспечения, должностных регламентов.

Второй этап реализации Программы - II - IV квартал 2010 - 2012 годы - реализация основных мероприятий Программы в налоговых органах.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы возлагается на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего функции профилактики коррупции в ФНС России, и на руководителей (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальников (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня.

Ответственным за реализацию Программы является Административное управление и должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Приказ Федеральной налоговой службы от 19 января 2010 г. N ММ-7-4/12 "Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах"

Текст приказа официально опубликован не был

Большинство авторов, исследующих проблему коррупции вообще, уповают на законодательные, в первую очередь, уголовно-правовые меры. Так, по мнению Л.Г. Дашковой, уголовное право – самое эффективное средство, следовательно, одна из возможных мер – усиление уголовного наказания. На втором месте – экономические меры (повышение заработной платы и др.); восстановление системы контроля в управленческой деятельности; повышение рычагов рыночных правоотношений: увеличение числа промежуточных звеньев в управлении приведет к уменьшению числа потенциальных взяточников (!); личное участие высших должностных лиц в борьбе со взяточничеством. Что касается разработки единого комплексного нормативного акта – Закона «О борьбе с коррупцией», то это, скорее, отрицательная, чем положительная мера, так как является слишком простым средством для решения такой сложной проблемы.

Наибольшие сомнения вызывает мера об увеличении числа промежуточных звеньев в управлении. Совершенно не понятно, каким образом это может привести к уменьшению числа потенциальных взяточников. В результате претворения в жизнь данной новеллы очевиден, на наш взгляд, обратный эффект: усложнение процедуры управления, следовательно, бюрократия и неразбериха, следовательно, и коррупция. Также не ясно, почему Л.Г. Дашкова выступает против принятия Закона «О коррупции». Ведь вряд ли у кого вызывает возражений, что с принятием этого нормативного акта борьба с коррупции далеко не будет исчерпана. Речь идет о создании федеральной законодательной базы профилактики данного явления. Помимо общего Закона «О коррупции», необходимо принятие массы специальных законов и соответствующих подзаконных актов – о коррупции в правоохранительных органах, в сфере образования, здравоохранения и других, наиболее пораженных этим социальным заболеванием сферах.

А.И. Мизерий называет следующие мероприятия по профилактике коррупции: принятие на федеральном уровне антикоррупционной программы; создание самостоятельного государственного органа по борьбе с коррупцией; проявление политической воли. Основной акцент, подобно Л.Г. Дашковой, делается на уголовно-правовую борьбу. Для этого предлагается ввести массу новых составов в УК РФ, например, практически, все те, которые есть в главе 30 и которых нет в главе 23 УК РФ, включить в последнюю; внести изменения в ст. 289 УК РФ; включить дополнительные нормы в главу 22 УК РФ. Помимо этого, рекомендуется внесение изменений в законодательство о государственной и муниципальной службе, а также о налогах и сборах. В частности, ч. 1 ст. 86.1 НК РФ следует дополнить следующим: «… в) акции, доли участия в уставных капиталах коммерческих организаций, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты».

Уголовно-правовые меры борьбы с взяточничеством по А.С. Мещерскому:

- расширение круга субъектов получения взятки путем замены понятия «должностное лицо» понятием «публичный служащий». Соответственно, должны поменяться названия главы 30 УК РФ и др.;

- ввести конфискацию имущества за все составы получения взятки;

- признак, предусмотренный в ч. 2 ст. 290 УК РФ, включить в ч. 4 этой статьи, так как ч. 2 ст. 290 фактически теряет свое значение при квалификации действий взяткополучателя по ч. 3 и 4 указанной статьи. Это окажет предупредительное значение, законодательно повлияет на чиновников, выходящих за пределы своих полномочий при получении взятки;

- восстановить в уголовном законодательстве норму о посредничестве во взяточничестве.

Считаем наиболее удачной третью из предложенных мер как направленную на ликвидацию одного из основных недостатков ст. 290 УК РФ, затрудняющих индивидуализацию ответственности и наказания.

Н.А. Егорова предлагает: объединение глав 23 и 30 УК РФ в один раздел; узкую трактовку предмета взятки; предусмотреть, как предлагалось при обсуждении проекта УК РФ 1996 г., ответственность за получение взятки должностным лицом, занимавшим в прошлом эту должность.

Таким образом, практически все ученые при обсуждении уголовно-правовых мер борьбы с взяточничеством вообще сходятся на унификации понятий главы 23 и 30 УК РФ; уточнении формулировки предмета взятки; усилении наказания за взяточничество. Эти меры, несомненно, актуальны для коррупции в сфере налогообложения, прежде всего, поскольку служба в налоговых органах весьма тесно соприкасается со службой в коммерческих и иных организациях.

В частности, одной из законодательных «лазеек» является неопределенность в УК РФ минимального размера взятки, с которого начиналась бы речь об уголовной ответственности. Распространено мнение о том, что он фактически установлен ст. 575 ГК РФ, запрещающей делать дарения в отношении государственных и муниципальных служащих на сумму свыше пяти минимальных размеров оплаты труда. Однако, по справедливому мнению Н.А. Лопашенко, минимальный размер взятки не может основываться на гражданско-правовых нормах о безвозмездном договоре дарения, поскольку взяточничество всегда возмездно. Минимальный размер взятки должен определяться с учетом положений о малозначительности деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ). На этом и следует основываться, на наш взгляд, при привлечении к уголовной ответственности за взяточничество в сфере налогообложения.

Профилактика налоговой коррупции, разумеется, не может ограничиваться областью только уголовного права, поэтому рассмотрим иные меры как правовые, так и отличные от них по характеру (политические, экономические и т.д.).

- совершенствование налогового законодательства, направленное на устранение «лазеек», исключение двойственных формулировок и др., в частности, внесение изменений в нормы о подаче налоговых деклараций, правил проведения налоговых проверок и рассмотрения жалоб по результатам их проведения;

- уточнение норм относительно налоговой ответственности, в частности, устранение возможности одновременного наложения штрафа и пени по усмотрению налогового органа;

- совершенствование законодательства об административных правонарушениях, в первую очередь, применительно к диспозициям налоговых правонарушений и альтернативным санкциям;

- законодательный запрет для сотрудников налоговых органов на работу после увольнения из ФНС в тех в коммерческих структурах, которые подвергались частым проверкам с их стороны;

- предписание на внутриведомственном уровне о регулярной смене объектов налоговых проверок для одних и тех же сотрудников налоговых органов;

- принятие мер, направленных на дальнейшее дистанцирование налоговых органов и налогоплательщиков друг от друга, уменьшение возможностей их непосредственного контактирования (путем компьютеризации и др.);

- совершенствование уголовно-правовых норм об ответственности за налоговые преступления, направленные на исключение возможностей содействия сотрудниками налоговых органов предпринимателям в целях уклонения от уплаты налогов;

- совершенствование норм таможенного законодательства, так как сотрудники таможен имеют статус налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

- последовательность и тщательная продуманность фискальной государственной политики, особенно, на региональном уровне, направленная на повышение эффективности уплаты налогов населением (следует стремиться делать так, чтобы налоги было выгодно платить всем);

- создание благоприятных условий работы для предпринимателей, устраняющих необходимость их регистрации в другом регионе с более мягким налоговым режимом, ухода «в тень», использования ими незаконных способов «уплаты» налогов (подачи фиктивных деклараций и др., в том числе, и путем подкупа сотрудников налоговых органов);

- принятие мер, направленных на недопущение социально-экономических «потрясений», крайне болезненных для бизнеса, в первую очередь, малого;

- поднятие престижа государственной службы в налоговых органах;

- поддержание стабильности службы в ФНС, сведение к минимуму «текучки» кадров;

- ликвидация зависимости и «незащищенности» сотрудников налоговых органов от местных правоохранительных органов, которая официально не существует, но фактически часто имеет место;

- нормализация государственного контроля за правомерностью деятельности сотрудников ФНС со стороны вышестоящих должностных лиц и правоохранительных органов.

- совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности;

- увеличение разнообразия различных форм экономического контроля (экономического анализа и др.) в целях препятствования методу «двойной бухгалтерии» в организациях;

- повышение уровня материального содержания сотрудников налоговых органов, постоянная и соответствующая темпу инфляции индексация заработной платы;

- внедрение и поддерживание системы различных материальных стимулов (премий, надбавок к окладам, предоставления жилья, путевок на отдых, различных форм социального страхования, доплат за переработку и др.);

- создание нормальных экономических условий работы для предпринимателей (касаемо конкуренции и др.).

- повышение у населения чувства гражданского долга;

- повышение у сотрудников налоговых органов чувства служебного долга;

- разъяснительно-убедительная работа властей с налогоплательщиками, направленная на снижение у них чувства страха перед налоговиками;

- привлечение граждан к сотрудничеству с правоохранительными органами, поскольку этот контингент является основным поставщиком оперативной информации (телефоны доверия и пр.);

- принятие руководящим составом органов ФНС мер, направленных на усиление чувства коллективизма среди подчиненных, увлечение личными примерами и в целом на поднятие духа уверенности в работе;

- убедительная работа начальства органов ФНС с сотрудниками, заключающаяся в создании и поддержании атмосферы нетерпимости к подношениям, иным формам «благодарности», и, разумеется, взяткам; объяснение бессмысленности такого поведения с экономической, политической (карьерной), социально-нравственной и иных точек зрения.

- компьютеризация и иные формы автоматизации в деятельности по сбору налогов;

- необходимый уровень материально-технического снабжения и оснащения сотрудников налоговых органов (отдельные кабинеты, служебный транспорт, форма одежды и др.);

- постоянное силовое подкрепление рисковых налоговых проверок и операций;

- постоянные отчеты сотрудников руководству о текущей служебной деятельности;

- упрощение доступа населения к руководству налоговых органов.

- расбюрокрачивание налоговой системы;

- нормализация взаимодействия налоговых органов с иными финансовыми, а также правоохранительными;

- разумная кадровая политика руководства органов ФНС;

- создание системы постоянного мониторинга коррупционной налоговой преступности;

- введение практики обязательных отчетов руководителей налоговых органов о преступлениях и иных правонарушениях, совершаемых личным составом их подразделений;

- анктикоррупционная экспертиза налогового, таможенного и иного специализированного для данной отрасли законодательства, а также проверка на коррупционность ведомственных нормативных актов;

- декларирование сотрудниками налоговых органов своих доходов.

Игнатова Полина Игоревна – студентка магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Научный руководитель Кузякин Юрий Петрович – доктор юридических наук, профессор Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррупции в налоговых органах. Отмечается проблематика данного вопроса на международном уровне. Дается краткое разъяснение возникновения коррупции и взяточничества в России. Раскрываются основные способы получения взятки в налоговых правоотношениях. Также в статье указываются основные методы воздействия в борьбе со взяточничеством.

Ключевые слова: Коррупция, налоговые органы, взятка, НДС, меры воздействия.

Проблема коррупции в России существует долгие годы и уже является как бы ее неотъемлемой частью, характерной чертой ее культуры.

По статистическим данным международного движения Transparency International Россия ежегодно входит в перечень стран, наиболее пассивно борющихся с коррупцией в стране. Являясь страной, подписавшей Конвенцию Организации экономических содружеств и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Россия обязана наказывать компании, зарегистрированные в ее юрисдикции, за коррупционные практики в других странах. В докладе Transparency International «Экспорт коррупции» за 2017 г. Россия была включена в группу стран, которые не принимают необходимых мер для борьбы с подкупом иностранных должностных лиц и набрала 29 баллов из 100, заняв 135 место в Индексе восприятия коррупции 2017.

Зародившись еще на Древней Руси в виде мздоимства, трансформируясь и совершенствуясь коррупция росла вместе с государством, проходя все вехи истории.

Основным толчком массового развития коррупции стал период приватизации. Режим строгого ограничения СССР пал и многие получили возможность заполучить капитал, злоупотребив своими полномочиями. При этом приватизация была проведена таким образом, чтобы простой люд не смог принять должного участия в ней.

В современной России одной из наиболее коррумпированных сфер является налоговая, т.к. возможность злоупотребления своими полномочиями достаточно велика. Существуют определенные механизмы получения дополнительной финансовой поддержи со стороны населения для ФНС.

Одним из широко известных и наиболее распространённых способов является вымогательство взятки со стороны налогового органа в обмен на не выявление каких-либо нарушений. Порой эти самые нарушения просто выдумываются и предъявляются налогоплательщику как существующий факт, которого можно избежать при определенных условиях. Ярким примером стало дело о получение взятки в размере 3 млн рублей. И.О. руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ Балашихи. По данным газеты Коммерсант [4] в 2011 г. исполняющая обязанности руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ по городу Мария Урникис требовала денежные средства у нефтеперерабатывающей компании, сообщив ей, что та якобы имеет налоговую задолженность в 25 млн рублей. За «минимизацию и смягчение результатов выездной налоговой проверки» размер отступных изначально составлял 5 млн рублей, однако в ходе переговоров и.о. руководителя «сжалилась» и заявила цену в 3 млн рублей. Раскрыть преступление удалось при «активном участии службы безопасности ФНС России».

К сожалению, при такой схеме вымогательства в большинстве случаев налоговым органам на руку играет пассивная позиция налогоплательщика, у которого прочно засела мысль, что гораздо легче заплатить, нежели подавать жалобу и инициировать разбирательство по данной проблеме.

Еще одной коррупционной схемой, используемой налоговыми органами, на сегодняшний день, является незаконное возмещение НДС. Схема довольна проста и представляет собой обычную процедуру возмещения налога, т.е. фирма представляет в налоговые органы данные по операциям, по которым имею право на возмещение налога из бюджета, как правило, суммы значительных размеров. Налоговики проводят проверку по подтверждению действительности операций и НДС возмещается. Самое интересное выявляется вследствие проведения дальнейшего расследования, когда обнаруживается, что фирмы являются однодневками и, очевидно, что заявленные операции существуют только на бумаге. В качестве примера, можно привести громкое дело Магнитсткого, согласно информации из открытых источников, С.Л. Магнитскому удалось раскрыть крупную аферу возмещения НДС на 5,5 млрд рублей. Возмещение налога проводилось в 28-ой ИФНС по г. Москве.

Исходя из приведенного выше примера, можно сделать вывод насколько велики потери бюджета, если рядовая инспекция проворачивает махинации на суммы более 5 млрд рублей.

Из наиболее распространенных схем коррупции налоговых органов можно привести в пример следующую: налоговая инспекция проводит рядовую проверку налоговой отчетности, в которой выявляет «недостатки». Как решение возникшей проблемы налоговики рекомендуют обратиться в определенную организацию за консультацией. Следствием обращения налогоплательщиком в оговоренную фирму является получение прибыли не только фирмой, но и рекомендовавшим ее налоговым инспектором. Подобную схему довольно сложно доказать и поэтому она является более «законной, правомерной».

Проблема коррупции является насущной и В. В. Путин в своем послании [5] Федеральному Собранию, в частности, предлагает:

  • отказаться от принципа тотального, бесконечного контроля. Задача должна заключаться в отслеживании ситуации, предупреждении преступления там, где существуют действительные признаки и риски нарушения.
  • предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы. В ситуации, когда предприятие заработало надежную репутацию в течение предыдущих трех лет, предлагается в следующие 3 года освободить предприятие от государственного и муниципального контроля.

Однако, больший упор в антикоррупционных мерах сделан на сферу гособоронзаказа.

Последняя мера носит спорный характер и влечет определенные риски. Отсутствие контроля может увлечь деятельность фирмы в теневой сектор экономики и совершение ею правонарушений.

Безусловно, борьба с коррупцией в России — это процесс длительный и в некоторой степени болезненный. Он требует не только затрат на прорабатывание методик, но и искоренение привычек, формирование высокой налоговой ответственности. Проблему, которая веками сидит в нас, ставшей неотъемлемой чертой представления нашей страны, невозможно искоренить при отсутствии жесткого контроля и справедливых мер ответственности. Так представляется целесообразным устранить «лазейки», двойственные формулировки, в частности, внесение изменений в нормы правил проведения налоговых проверок или рассмотрения жалоб по результатам их проведения. Уточнение норм, касающихся налоговой ответственности, в части наложения штрафа на усмотрение налогового органа. Совершенствование административного законодательства, в первую очередь, применительно к диспозициям налоговых правонарушений и альтернативным санкциям. Принятие мер, направленных на дальнейшее удаление налоговых органов от налогоплательщиков друг от друга, уменьшение их непосредственного контактирования с помощью компьютеризации.

Стоит также отметить важность повышения чувства гражданского долга у населения и чувства служебного долга у налоговых органов. Активное привлечение граждан к сотрудничеству с правоохранительными органами. Также важна разумная кадровая политика руководства органов ФНС, а при возникновении случая получения взятки, принятия строгих мер для устранения систематизации подобных преступлений.

Коррупционные риски поджидают на каждом шагу, и борьба с коррупцией является задачей не только Правительства страны, но каждого гражданина. В первую очередь, дача или получение взятки – это нарушение прав и свобод человека и гражданина, но отсюда возникает обязанность в борьбе с этим фактором. К сожалению, в большинстве случаев возникает только пособничество и активное распространение, и развитие такой болезни как коррупция.

наручники коррупция

Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым

Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или, тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности. Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление преступлений коррупционной направленности. В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс. рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.

Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.

Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Ахтямов Т.Н. 1 , Растегаева Ф.С. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Уфимский филиал)

эффективность, коррупция, антикоррупционная политика, государство, факторы, меры, ответственность, объективность, борьба

JEL-классификация: D73, D70, D79

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Термин «коррупция» подразумевает собой разрушительный, трудно контролируемый процесс, затрагивающий современную власть на всех ее уровнях и становящийся сложной преградой для устойчивого, стабильного развития экономики всей страны. Под натиском коррупции демократические институты разрушаются, неизбежно наступает расслоение общества на тех, кто имеет доступ ко всем материальным благам, и на тех, кому путь к ним закрыт. Помимо угрозы деградации демократии и стагнации экономики, коррупция также влечет за собой разрушение всех моральных устоев и принципов нашего общества, что в дальнейшем может привести к неизбежным и тяжелым социальным последствиям. Авторитет властных структур и доверие народа к ним неумолимо пропадают, страна теряет свою престижность и свой имидж на мировой арене. Коррупция представляет собой серьезную опасность для любого государства и общества [2, с. 59–60] (Akhmetov, 2018, р. 59–60).

Цель данной работы заключается в изучении основных причин возникновения коррупции, оценке эффективности антикоррупционной политики и рассмотрении возможных рекомендаций по ее улучшению.

Научная новизна данной статьи определяется формированием теоретических обобщений. Предложено определение понятия «коррупция» и нововведение, касающееся ужесточения некоторых федеральных законов.

Гипотеза исследования: антикоррупционная политика выступает не только как инструмент, направленный на противодействие коррупции, но и как средство для устранений социальных представлений о коррупции как о приемлемом поведении во всех сферах общества.

Методы исследования: изучение и анализ научной и методологической литературы, наблюдение, статистическая обработка данных.

Субъекты антикоррупционной политики, предпосылки и причины коррупции

В настоящее время, как и у любого другого сложного социального явления, точного и единственного определения слова «коррупция» не существует. Ван Аньши (1021–1086 гг.), китайский государственный деятель и реформатор, утверждал, что у коррупции есть два основных источника проявления – это «плохие люди» и «плохие законы». Пока существуют так называемые плохие люди, имеющие различные способы и возможности управлять не принадлежащими им ресурсами, будет существовать и факт коррупции. К подобным ресурсам, как правило, относятся государственное и муниципальное имущество, государственные заказы, льготы и бюджетные средства и другие. Не стоит забывать, что каждый государственный служащий обязан следовать и подчиняться Конституции, законам, другим нормативным актам, моральным нормам и принципам. Полная перестановка идеологических приоритетов должностного лица в целях осуществления своих корыстных интересов и личностных желаний и является истоком коррупции. Ссылаясь на Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, в котором говорится о коррупции как о «злоупотреблении государственной властью для получения выгоды в личных целях», можно сделать небольшой вывод о том, что понятие «коррупция» включает в себя такие обстоятельства и действия, как продажность должностных лиц и политических деятелей, незаконное и чрезмерное использование своего служебного положения и своих полномочий в целях извлечения личной выгоды, что однозначно противоречит действующему законодательству и всем существующим моральным нормам [4, с. 8] (Varygin, 2003, р. 8). Совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица, согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», также считается коррупцией [9].

При отсутствии должного противостояния коррупции невозможно и прогрессивное развитие любой страны. Создание и применение специальной и эффективной системы мер небезрезультатно отразится на борьбе с коррупцией. Антикоррупционная политика представляет собой совокупность мер, процедур и принципов, которые нацелены на пресечение любых коррупционных преступлений. Самый распространенный и основной инструмент реализации данной политики – это мониторинг. Помимо него существуют такие меры, как внедрение этических кодексов, урегулирование и предотвращение различных конфликтов, а также гласность событий, которые активно применяются в практике. Субъекты антикоррупционной политики активно борются с любыми проявлениями коррупционных нарушений. К ним относятся органы внутренних дел, органы безопасности государства, прокуратура, таможенные органы и другие. Благодаря действующему законодательству они имеют возможность создавать отдельные специализированные отделения, которые направлены непосредственно на пресечение всех коррупционных преступлений в рамках отдельных направлений деятельности. К субъектам также относятся и граждане страны, которые участвуют в социальном контроле над деятельностью должностных лиц и государственных органов [1, с. 41] (Arzumanyan, 2018, р. 41). В борьбе с коррупцией также оказывают поддержку международные правительственные организации.

Коррупция является угрозой международного уровня, которая затрагивает практически все области. За последние десятилетия коррупция не обошла стороной систему государственно-служебных отношений и получила там широкое распространение. Формирование и развитие коррупции в России и в некоторых других странах происходит вследствие нескольких предпосылок [7] (Platov, 2018):

- недостатки или несовершенство действующего законодательства. Достаточно тяжело бороться с коррупцией при отсутствии эффективных антикоррупционных законов, которые бы формировали результативную систему, направленную на устранение всех ее проявлений;

- переход к демократическому режиму. Децентрализация сопутствует быстрому распространению и расцветанию коррупции в стране;

- нестабильная политическая ситуация;

- нередко государственные должности заняты представителями криминальных структур по причине некорректной работы институтов власти.

За исключением личных интересов, побуждающих совершать коррупционные действия, существуют и некоторые внешние обстоятельства – объективные факторы, которые также вынуждают прибегнуть к коррупции. Это и низкие зарплаты, низкий морально-этический уровень всего общества, процветание монополизма в экономике, полное отсутствие заинтересованности властей в борьбе с коррупцией, несовершенства законодательства и другие факторы. Помимо этого очень часто сами граждане предпочитают умалчивать о факте коррупции, поэтому правоохранительным органам достаточно тяжело самостоятельно бороться с коррупцией, здесь необходимо активное участие населения.

Цели и задачи антикоррупционной политики

Самая главная и основная цель любой антикоррупционной политики – это сокращение уровня коррупции, в самом лучшем варианте – полное ее искоренение, а также предоставление всем гражданам, обществу в целом и государству защиты их прав и интересов от угроз, которые связаны с коррупцией. Для того чтобы достигнуть главной цели и эффективной работы антикоррупционной политики, необходимо выполнение следующих задач [2, с. 61] (Akhmetov, 2018, р. 61):

- формирование такой правовой системы, которая бы препятствовала подкупу публичных лиц и граждан при проведении выборов или референдума, а также стимулировала заменять подкупных личностей;

- предупреждение всех коррупционных преступлений, гарантия наличия ответственности и привлечения к ней за данные нарушения;

- компенсация за причиненный вред вследствие коррупционного правонарушения;

- постоянный мониторинг антикоррупционной политики, оценка ее эффективности и результативности;

- свободное освещение всех фактов проявления коррупции в СМИ.

В дополнение к сказанному выше стоит упомянуть, что отсутствие прочных демократических традиций и неустойчивость институтов гражданского общества также считаются основными причинами коррупции. Само проявление коррупции неразрывно связано с неэффективностью существующих систем и с отсутствием антикоррупционной идеологии. Существует несколько условий, от которых зависит, насколько будет действенна антикоррупционная политика [3, с. 71] (Bogatova, Stebeneva, 2019, р. 71):

- одновременное применение всех мер в совокупности;

- вовлеченность и активная позиция граждан страны против коррупции, предоставление им помощи в борьбе;

- бескомпромиссная и непреклонная борьба с любыми проявлениями коррупционных правонарушений;

- всестороннее изучение и анализ применяемых антикоррупционных мер, их успешность и обоснованность.

Эффективность антикоррупционной политики

Эффективность справедливо рассматривать как успешность или результативность проведенной политики против коррупции. Огромный вклад и значение вносят антикоррупционеры, которые обладают высокой степенью подготовки и квалифицированными знаниями в данной области противодействия. Однако для того чтобы обучить достойные кадры и в конечном итоге приобрести настоящих профессионалов, необходим достаточно большой объем трудовых и финансовых ресурсов. Успешность, другими словами, – это деятельность, которой дается положительная оценка. Противодействие, особенно в данном случае, имеет переменный успех. В зависимости от того, насколько обстоятельства трудные, их преодоление уже можно считать за успех. Нужно учитывать то, что успешность любой антикоррупционной политики определяется не только по большим и громким делам, в которых сопричастны известные публике люди, но и по общей оценке мониторинга [5, с. 6–7, 12] (Gorshenkov, 2016, р. 6–7).

Количественные оценки эффективности, или наоборот, неэффективности необходимы, чтобы показать, например, постепенное снижение зарегистрированных коррупционных нарушений за определенный период времени, согласно плану, который был принят ранее. Помимо количественных критериев, имеют место быть такие критерии, как математические, фиксирующие количество возбужденных уголовных дел или выявленных коррупционных преступлений, так и качественные критерии, которые основываются на большом количестве осужденных коррупционеров (принципе неотвратимости ответственности) [5, с. 10–11] (Gorshenkov, 2016, р. 10–11).

В зависимости от того, насколько эффективно действующая система выявляет, расследует и привлекает к ответственности всех без исключения участников коррупционной деятельности, будет и соответствующий результат. Ко всему прочему, данная система должна иметь конкретный порядок проведения антикоррупционной экспертизы и полностью согласовываться со всеми действующими нормативно-правовыми актами. В случае получения сведений о факте совершения коррупционного нарушения в соответствующие области противодействия проявления коррупции осуществляется дальнейшая передача информации в государственные органы [6, с. 73] (Kulueva, 2020, р. 73).

В разных сферах антикоррупционные стратегии обладают схожими принципами. Это предотвращение конфликта между сторонами, привлечение к ответственности и полная гласность деятельности [6, с. 72] (Kulueva, 2020, р. 72). Благодаря опыту зарубежных стран стоит отметить, что наиболее эффективные результаты достигаются при использовании всех (экономических, правовых, политических и т.д.) мер в совокупности, которые нацелены на устранение и минимизацию причин проявления коррупции. Россия, стремясь полностью искоренить коррупцию, ориентируется и основывается на зарубежные модели и международный опыт. Существуют два основных и традиционных антикоррупционных направления – это борьба непосредственно с самими проявлениями коррупции и профилактика коррупции.

В 2019 году Россия занимала 137-е место по уровню коррупции среди 180 стран. Минимальное место было 154-е, а максимальное – 47-е в 1997 году. Индекс коррупции с 2014 года практически не изменялся и в 2019 году составить 28 инд. п. Наибольший уровень ­– 29 инд.п., наименьший – 21 инд.п. Трудно отрицать факт существования коррупции в России, поэтому необходимо проводить ряд определенных действенных мер для ее уничтожения. Несомненно, искоренить коррупцию в один момент, к сожалению, невозможно. Помимо всех существующих методов антикоррупционных способов борьбы стоит ввести нижеперечисленные методы.

Необходимо ввести полный контроль над всеми расходами и доходами работников государственных корпораций. Каждый работник обязан предоставлять справку о своих доходах и расходах в целях исключения фактов коммерческого подкупа.

Содержание Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 233-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должно соответствовать сути Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Другими словами, ФЗ № 233 необходимо ужесточить. Помимо этого следует поэтапно и постепенно уменьшать количество всех государственных унитарных и муниципальных предприятий в целях профилактики коррупции.

Для того чтобы сделать уверенный шаг вперед в борьбе с коррупцией, необходимо формирование и создание эффективной антикоррупционной политики. На первый план также выдвигается потребность совершенствования действующего законодательства, способного бороться с совершением коррупционных сделок. Всем известно, что само существование коррупции значительно снижает уровень жизни людей на всех уровнях и уменьшает эффективность реализации разных социально-экономических программ. По этой причине такие международные организации, как Организация Объединенных Наций, Совет Европы и некоторые другие, уделяют особо пристальное внимание борьбе с коррупцией. От коррупции невозможно избавиться в один миг, с ней необходимо бороться постепенно, а наибольший вклад в этот процесс внесет то, насколько эффективно будут взаимодействовать все ветви власти. Без сомнения, именно на них возложена огромная ответственность за процесс оздоровления всего общества.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Читайте также: