Налоговая декларация судебная практика

Опубликовано: 04.05.2024

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей налогоплательщика является представление в установленном порядке налоговых деклараций.

Налоговая декларация является официальным письменным заявлением налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах, произведенных расходах, существующих источниках доходов, исчисленной сумме налога, налоговых льготах и других, связанных с исчислением и уплатой налога, данных. Налоговая декларация должна подаваться в налоговый орган в указанные законом сроки. Непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации влечет ответственность в установленном порядке.

Непредставление декларации вовремя является самостоятельным видом налогового правонарушения. Поэтому на применение ответственности не влияет, например, факт уплаты налогоплательщиком суммы налога. Не освобождает от ответственности за неподачу декларации и то, что подлежащая уплате сумма налога равна нулю в связи с отсутствием доходов. Данной позиции придерживается, в частности, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Так, этим судом было рассмотрено дело о взыскании с индивидуального предпринимателя налоговых санкций за несвоевременную подачу налоговых деклараций по налогу с продаж и НДС (Постановление от 26 ноября 2002 г. N А78-5403/02-С2-8/168-Ф02-3441/02-С1). ФАС ВСО установил, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что обязанность по представлению налоговой декларации в налоговый орган возникает лишь в случае получения доходов. ФАС ВСО также отметил, что согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ при непредставлении налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации при отсутствии в налоговых декларациях сумм подлежащих уплате налогов, следует применять минимальный размер налоговых санкций - 100 рублей за каждую не представленную вовремя декларацию. В отношении установленного законом минимального размера штрафа следует заметить, что он взыскивается только в тех случаях, когда размер суммы штрафа, исчисленный в процентном отношении к сумме подлежащего уплате налога в соответствии со статьей 119, составляет менее 100 рублей. Поэтому штраф в минимальном размере не может быть применен к тем налогоплательщикам, которые полностью уплатили налог, но не представили налоговую декларацию по этому налогу. На это особо обратил внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 20 августа 2002 г. N 2209/02.

Остановимся подробней на статье 119 НК РФ, так как именно она устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации. Согласно пункту 1 данной статьи, в случае если с момента окончания срока подачи декларации прошло не более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная с 1-го дня просрочки, но не более 30% и не менее 100 рублей. Если же после окончания срока подачи декларации прошло более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30% от подлежащей уплате суммы налога плюс 10% от той же суммы за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст.119 НК РФ). Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 является неправомерным. Данный вывод подтверждает письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 года N ШС-6-14/734.

Отметим, что статья 119 НК РФ применяется только в отношении налоговых деклараций. В частности, она не предусматривает ответственность за нарушение срока представления расчетных ведомостей в отделения Фонда социального страхования. О неправомерном привлечении к ответственности по статье 119 НК РФ за несвоевременное представление расчетов в ФСС неоднократно было указано в постановлениях федеральных арбитражных судов округов (например, в Постановлениях ФАС МО N КА-А40/5360-02 от 14.08.2002 г., N КА-А40/5133-02 от 29 июля 2002 г., N КА-А40/5451-02 от 12 августа 2002 г.).

Неправомерным является и такое действие налогового органа, как привлечение к ответственности по статье 119 за представление декларации, в которой не отражены сведения о сумме налога. Подобный случай был рассмотрен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа (Постановление от 10 января 2002 г. N Ф04/72-1423/А45-2001). Согласно приведенным в Постановлении данным налогоплательщик представил в установленные законодательством о налогах и сборах сроки декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, согласно которым у предприятия отсутствовали суммы налога, подлежащие взносу в бюджет. Позже налогоплательщик представил дополнительные налоговые декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, на основании которых предприятие должно уплатить налог в размере 32211 рублей. Налоговая инспекция расценила действия налогоплательщика как непредставление деклараций и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. ФАС ЗСО указал в решении, что налогоплательщик привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно.

Отмена решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за несвоевременную подачу налоговой декларации может быть произведена судом не только на основании неправильного применения норм материального права, но и в результате нарушения порядка привлечения налогоплательщика к ответственности. Согласно статье 101 НК РФ производство по делу о налоговом правонарушении должно осуществляться при соблюдении определенных требований. Так, по акту налоговой проверки налогоплательщик имеет право представить письменные объяснения или возражения, в этом случае материалы проверки должны рассматриваться в присутствии представителя налогоплательщика. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен известить налогоплательщика заблаговременно. И только в случае если налогоплательщик несмотря на извещение не явился, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. Нарушение данных требований может служить основанием для отмены решения налогового органа судом. Подтверждением сказанного служит Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2002 г. N А26-1891/02-02-02/95. В Постановлении рассмотрена ситуация, когда налоговая инспекция не известила налогоплательщика по надлежащему адресу о ведении производства о налоговом правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В результате налогоплательщик не имел возможности представить письменные объяснения или возражения. Суд признал, что инспекцией был нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, и посчитал необходимым отменить ее решение.

Нередко, рассматривая дело о применении ответственности за непредставление налоговой декларации, суд принимает во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность. Согласно статье 112 НК РФ такими обстоятельствами признаются: тяжелые личные или семейные обстоятельства, угроза или принуждение в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, из Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2002 г. N Ф09-425/02АК следует, что суд может признать смягчающими ответственность обстоятельствами такие, как незначительность просрочки или совершение правонарушения впервые. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с установленным Налоговым кодексом размером.

Хотелось бы также обратить внимание налогоплательщиков на существование срока давности взыскания налоговых санкций. Согласно статье 115 НК РФ такой срок составляет 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Как правило, факт несвоевременного представления налогоплательщиком декларации обнаруживается налоговой инспекцией в результате камеральной проверки. В этом случае составление акта законом не предусмотрено, поэтому срок давности исчисляется с той даты, когда налоговый орган получил декларацию. При подаче налоговым органом иска по истечении 6 месяцев с момента получения декларации срок давности взыскания санкции считается пропущенным. В результате суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания штрафа (например, Постановление ФАС Уральского округа от 6 сентября 2001 г. N Ф09-1777/01-АК).

В заключение необходимо подчеркнуть, что российское право не является прецедентным. Решения судов, вынесенные по конкретным делам, не являются источниками права, и поэтому они не обязательны для других судов при рассмотрении аналогичных дел. Тем не менее, решения федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ имеют исключительно большое значение, так как нижестоящие суды нередко ими руководствуются в целях единообразного применения правовых норм.

Наталья Селиванова,
юрист компании "Гарант"


Наталья Селиванова, юрист компании "Гарант"

Часто во время проверки налогоплательщика органами МВД из налоговых органов истребуются налоговые декларации и другие документы, которые впоследствии используются в уголовном деле как доказательства. Например, при проведении экономической экспертизы они исследуются экспертом.

Как правило руководители управлений экономической безопасности и противодействия коррупции в запросах ссылаются на п. 3 ст. 102 НК РФ, Приказ МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», Приказ МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов», п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О полиции» и п. 2 ст. 6 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Действительно, пункт 3 ст. 102 НК РФ предоставляет уполномоченным в области внутренних дел доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Однако здесь следует иметь ввиду следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Здесь же приведен закрытый перечень информации, не являющиеся налоговой тайной. Налоговые декларации под исключения не подпадают, соответственно, они охраняются режимом тайны, доступ к которой может быть предоставлен только по судебному решению.

Приказ МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 к запросам, если органы МВД не участвуют в выездной налоговой проверке, никакого отношения не имеет, поскольку регулирует вопросы совместной с налоговыми органами выездной налоговой проверки налогоплательщика, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О полиции» определяет общие права сотрудников полиции и не касается налоговой тайны, как п. 2 ст. 6 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» о наведении справок.

Значащими в этом запросе могут быть ссылки на п. 3 ст. 102 НК РФ и Приказ МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов», однако их анализ позволяет сделать вывод о невозможности получения налоговых деклараций без судебного разрешения.

Пункт 4 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утв. Приказом МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 регулирует требования к запросу о предоставлении этой конфиденциальной информации, однако пунктом 8 этого Порядка доступа определено, что «выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 183 УПК РФ «при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка». На основании п. 3 этой статьи «выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165» УПК РФ.

Понятия «информация» и «документ» не являются тождественными. К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов») (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 № 09АП-42216/2013 и др.).

Анализ рассмотренного законодательства позволяет сделать вывод, что сам по себе доступ к сведениям в виде информации, составляющим налоговую тайну, может быть произведен без судебной санкции, но когда при этом необходимо изъять документы и предметы, судебное решение нужно.

Более того, постановлением Президиума Ленинградского областного суда от 27.06.2017 № 4у-50/17 сделан вывод, что по смыслу вышеуказанных норм закона до возбуждения уголовного дела ограничение тайны судебными решениями возможно лишь только в определенном объеме, предусмотренном законом.

В налоговых декларациях имеются персональные данные, к каковым ст. 3 Федерального Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» включает всю личную информацию, относящуюся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Эта информация в соответствии со ст. 7 этого Закона охраняется, в связи с чем на ее получение также необходимо было судебное решение. Однако, следует иметь ввиду, что физическое лицо могло на каком-то этапе взаимодействия с инспекцией дать согласие на обработку персональных данных.

Таким образом, для появления в деле налоговых деклараций из налогового органа в рамках оперативно-розыскных мероприятий необходимо судебное решение. Согласно ст. 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

Статья 289. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса, вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 289. Налоговая декларация

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствуясь положениями статей 21, 58, 78, 286, 287, 289 Налогового кодекса, принимая во внимание разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходя из того, что 18.04.2016 общество обратилось в инспекцию с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, а 01.07.2016 - с заявлением в арбитражный суд о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, пришли к выводу о пропуске обществом срока подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченного налога, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, а также пропуске срока исковой давности для обращения с указанным заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствовались положениями статей 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что в рамках дела N А40-113969/2015 Арбитражного суда города Москвы действия инспекции по доначислению недоимки по налогу на прибыль организаций за январь 2015 года в размере 448 294 541 рубля и пеней в сумме 1 653 983 рубля 72 копейки, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17.03.2015 N 25, признаны правомерными. Доказательств отсутствия задолженности на момент выставления требования обществом не представлено.

Признавая законным вынесение инспекцией оспариваемого требования, суды руководствовались положениями статей 44, 52, 54, 58, 75, 78, 80, 287, 289 Налогового кодекса, а также правовой позицией, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации". Суды исходили из того, что до вынесения решения по результатам проверки налоговой декларации общества за 2014 год налогоплательщиком не была подтверждена переплата по спорному налогу, и частичная неуплата авансовых платежей по налоговой декларации за январь 2015 года привела к возникновению недоимки по налогу на прибыль организаций, что в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса является основанием для начисления пеней.

Как следует из пункта 1 статьи 289 НК РФ, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 23, 45, 57, 58, 75, 80, 285, 286, 287, 289, 311 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание положения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" от 18.10.1996, Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа и признали ненормативный акт в оспариваемой части законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 54, 78, 81, 247, 272, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа, а потому отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 80, 81, 88, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении требования, признав, что расходы, уменьшающие доходы от реализации за 2008 год, заявлены впервые в уточненной декларации 23.12.2013 с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд округа поддержал вывод суда первой инстанции о пропуске обществом трехлетнего срок на возврат налога за 2010 год, с учетом обращения в суд 01.09.2015, поскольку срок на обращение с заявлением о возврате налога подлежит исчислению с учетом положений статей 285, 286, 289 Налогового кодекса Российской Федерации с даты срока представления первичных деклараций за спорный период, в данном случае с 28.03.2011.

Как следует из оспоренных судебных актов, общество, исчисляющее ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций на основании статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исходя из фактической прибыли, до срока, установленного статей 289 НК РФ (28.03.2015), а именно 25.02.2015, представило итоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2014 год, в которой заявило сумму налога к уменьшению в размере 412 465 086 рублей, образовавшуюся в результате превышения фактически уплаченных в течение 2014 года ежемесячных авансовых платежей над суммой налога, исчисленной в декларации к уплате за 2014 год, исходя из финансовых показателей за декабрь 2014 года (получен убыток в размере 2 291 472 701 рубль).

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 58, 59, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", суд апелляционной инстанции, учитывая положения статей 278, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, установив, что обществу (его правопредшественнику) должно было стать известно о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм переплаты еще 01.03.2008 (по налогу на 2007 г.) и 01.03.2009 (по налогу на 2008 г.), пришел к выводу о пропуске обществом трехлетнего срока для обращения в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177), в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4182) приказываю:

3) по окончании налогового периода, с 1-го числа которого указанная организация вышла из состава консолидированной группы налогоплательщиков, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в сроки, предусмотренные главой 25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 7, ст. 920), пунктом 1 статьи 289, а также пунктом 4 статьи 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 7, ст. 920) приказываю:

При переходе организации на уплату налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса необходимо учитывать, что согласно статьям 285, 287 и 289 Кодекса налог, исчисленный за налоговый период (календарный год), уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Согласно пункту 4 статьи 230 Кодекса лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 Кодекса, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711), в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 2, ст. 6; N 28, ст. 2886; N 52, ст. 5030; 2004, N 31, ст. 3220; N 34, ст. 3520, ст. 3522, ст. 3525; N 35, ст. 3607; N 41, ст. 3994; 2005, N 1, ст. 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3128) и Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 24, ст. 2312) приказываю:

В соответствии с пунктом 3 статьи 31, статьями 289, 310 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341; 2001, N 33, ст. 3413; N 53 (ч. I), ст. 5016, 5023, 5026; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 6; N 23, ст. 2174; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 28, ст. 2873, 2886) приказываю:

При этом согласно пункту 8 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ответственный участник КГН обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган в порядке и сроки, которые установлены указанной статьей Кодекса для представления налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2014, N 40, ст. 5315) в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2014, N 40, ст. 5316) приказываю:

Ответственный участник КГН обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Статья 289. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса, вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 289. Налоговая декларация

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствуясь положениями статей 21, 58, 78, 286, 287, 289 Налогового кодекса, принимая во внимание разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходя из того, что 18.04.2016 общество обратилось в инспекцию с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, а 01.07.2016 - с заявлением в арбитражный суд о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, пришли к выводу о пропуске обществом срока подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченного налога, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, а также пропуске срока исковой давности для обращения с указанным заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствовались положениями статей 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что в рамках дела N А40-113969/2015 Арбитражного суда города Москвы действия инспекции по доначислению недоимки по налогу на прибыль организаций за январь 2015 года в размере 448 294 541 рубля и пеней в сумме 1 653 983 рубля 72 копейки, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17.03.2015 N 25, признаны правомерными. Доказательств отсутствия задолженности на момент выставления требования обществом не представлено.

Признавая законным вынесение инспекцией оспариваемого требования, суды руководствовались положениями статей 44, 52, 54, 58, 75, 78, 80, 287, 289 Налогового кодекса, а также правовой позицией, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации". Суды исходили из того, что до вынесения решения по результатам проверки налоговой декларации общества за 2014 год налогоплательщиком не была подтверждена переплата по спорному налогу, и частичная неуплата авансовых платежей по налоговой декларации за январь 2015 года привела к возникновению недоимки по налогу на прибыль организаций, что в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса является основанием для начисления пеней.

Как следует из пункта 1 статьи 289 НК РФ, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 23, 45, 57, 58, 75, 80, 285, 286, 287, 289, 311 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание положения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" от 18.10.1996, Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа и признали ненормативный акт в оспариваемой части законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 54, 78, 81, 247, 272, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа, а потому отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 80, 81, 88, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении требования, признав, что расходы, уменьшающие доходы от реализации за 2008 год, заявлены впервые в уточненной декларации 23.12.2013 с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд округа поддержал вывод суда первой инстанции о пропуске обществом трехлетнего срок на возврат налога за 2010 год, с учетом обращения в суд 01.09.2015, поскольку срок на обращение с заявлением о возврате налога подлежит исчислению с учетом положений статей 285, 286, 289 Налогового кодекса Российской Федерации с даты срока представления первичных деклараций за спорный период, в данном случае с 28.03.2011.

Как следует из оспоренных судебных актов, общество, исчисляющее ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций на основании статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исходя из фактической прибыли, до срока, установленного статей 289 НК РФ (28.03.2015), а именно 25.02.2015, представило итоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2014 год, в которой заявило сумму налога к уменьшению в размере 412 465 086 рублей, образовавшуюся в результате превышения фактически уплаченных в течение 2014 года ежемесячных авансовых платежей над суммой налога, исчисленной в декларации к уплате за 2014 год, исходя из финансовых показателей за декабрь 2014 года (получен убыток в размере 2 291 472 701 рубль).

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 58, 59, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", суд апелляционной инстанции, учитывая положения статей 278, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, установив, что обществу (его правопредшественнику) должно было стать известно о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм переплаты еще 01.03.2008 (по налогу на 2007 г.) и 01.03.2009 (по налогу на 2008 г.), пришел к выводу о пропуске обществом трехлетнего срока для обращения в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177), в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4182) приказываю:

3) по окончании налогового периода, с 1-го числа которого указанная организация вышла из состава консолидированной группы налогоплательщиков, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в сроки, предусмотренные главой 25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 7, ст. 920), пунктом 1 статьи 289, а также пунктом 4 статьи 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 7, ст. 920) приказываю:

При переходе организации на уплату налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса необходимо учитывать, что согласно статьям 285, 287 и 289 Кодекса налог, исчисленный за налоговый период (календарный год), уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Согласно пункту 4 статьи 230 Кодекса лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 Кодекса, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711), в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 2, ст. 6; N 28, ст. 2886; N 52, ст. 5030; 2004, N 31, ст. 3220; N 34, ст. 3520, ст. 3522, ст. 3525; N 35, ст. 3607; N 41, ст. 3994; 2005, N 1, ст. 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3128) и Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 24, ст. 2312) приказываю:

В соответствии с пунктом 3 статьи 31, статьями 289, 310 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341; 2001, N 33, ст. 3413; N 53 (ч. I), ст. 5016, 5023, 5026; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 6; N 23, ст. 2174; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 28, ст. 2873, 2886) приказываю:

При этом согласно пункту 8 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ответственный участник КГН обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган в порядке и сроки, которые установлены указанной статьей Кодекса для представления налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2014, N 40, ст. 5315) в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2014, N 40, ст. 5316) приказываю:

Ответственный участник КГН обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Читайте также: