Как кассовая реформа увеличит налоговую нагрузку на бизнес

Опубликовано: 15.05.2024

19 сентября – день начала полномасштабной реформы Федеральной налоговой службой России. Ровно 4 года назад, 19 сентября 2016-го года, вышел первый чек по новому порядку применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Первый чек в стране поступил от компании «Роснефть», а оператор фискальных данных «Первый ОФД» получил чек, обработал, сохранил и передал в ФНС России по новому порядку.

Реформа позволила ликвидировать девять форм кассовой отчетности, очистить рынок от фирм-однодневок, увеличить рост собираемости НДС, внедрить онлайн-мониторинг крупнейших налогоплательщиков и бесконтактное налоговое администрирование.

На сегодняшний день более 1,5 млн налогоплательщиков применяют около 4,4 млн онлайн-касс с функцией передачи данных в налоговую инспекцию, а на рынке действует 21 оператор фискальных данных.

Делаем экскурс в историю и рассказываем, о том, как стартовал и развивался новый порядок применения ККТ.

Как это было

В июле 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Именно тогда впервые появилось понятие «оператор фискальных данных» (ОФД), ведь одним из основных положений закона стало требование передачи информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных. В задачу операторов вошли прием, хранение и передача фискальных документов от контрольно-кассовой техники в Федеральную налоговую службу России.

Закон закреплял применение контрольных кассовых аппаратов при оказании услуг, возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях, применение фискального накопителя и ряд других пунктов.

Кроме того, в новом законе был описан плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:

  • с 15 июля 2016 года предусматривалась возможность добровольного перехода на новый порядок;
  • с 1 февраля 2017 года регистрацию ККТ планировалось осуществлять только по новому порядку;
  • с 1 июля 2017 года старый порядок прекращал свое действие.

При этом у ряда предприятий малого бизнеса, которые не обязаны были применять ККТ (сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД), оставался еще целый год для перехода на новый порядок. Для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Итак, Россия стала 12-ой страной, которая ввела подобную систему. Это событие положило начало полномасштабной реформы Федеральной налоговой службы России, и может считаться днем рождения абсолютно новых рынков, игроков и сервисов.

Немного предыстории

Этому событию предшествовал ряд важных мероприятий. В 2014-2015 годах для апробирования новой технологии передачи фискальных данных был проведен эксперимент ФНС под руководством Михаила Мишустина, который в то время занимал пост главы Федеральной налоговой службы.

Эксперимент был запущен 1 августа 2014 года и в течение полугода проходил в четырех субъектах Российской Федерации: Москве, Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан. Он проводился совместно с компанией АО «ЭСК», которая в дальнейшем стала известной рынку как «Первый ОФД».

Результаты реформы

Реформа стала частью глобального национального проекта «Цифровая экономика РФ». В результате нововведений рынок стал более прозрачным и конкурентоспособным. Кроме того, реформа позволила упростить формат взаимодействия предпринимателя и Федеральной налоговой службы, минимизировать бюрократические и административные издержки, исключила необоснованные проверки с выходом на место установки ККТ, способствовала снижению издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, сократила теневой оборот наличности и, как следствие, увеличила налоговые поступления.

В Федеральной налоговой службе, которую возглавляет сейчас Даниил Егоров, уверены, что реформа позволила создать центры компетенции для выработки единых правовых позиций и правоприменительной практики, исходя из отраслевых принципов, что привело к снижению административной нагрузки на компании и повышению их налоговой прозрачности.

Гарантия для покупателей

Плюсы для рынка

Появление операторов фискальных данных привело к образованию на рынке множества различных сервисов и экосистем для малого и среднего предпринимательства, позволяющих перейти на совершенно иной уровень ведения бизнеса. ОФД стали полноценными сервисными компаниями, наряду с операторами документооборота и удостоверяющими центрами по выдаче электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Они предложили рынку новые продукты, такие как сервисы на основе аналитики чеков и географического положения, магазины по продаже кассовой техники и сопутствующих товаров.

Были созданы условия и для появления новых продуктов и сервисов в области больших отраслевых данных, которые сразу стали востребованы производителями FMCG, федеральными ритейл-сетями, банками, маркетинговыми агентствами, а также государственными учреждениями.

«Крупный бизнес уже делает шаги в сторону более глубокой интеграции данных ОФД в свои системы мониторинга и аналитики и учетные системы. Синтез систем и данных, который мы сейчас наблюдаем, позволит решать, как традиционные задачи больших компаний с широкой сетью представительств, холдингов из десятков юрлиц, франшиз и т.д., так и выявлять и решать накапливаемые сложными системами ошибки управления и учета. Все это приводит к снижению рисков и отражается на операционных расходах крупных компаний», – уверен Егор Сергеенко, директор по маркетинговым коммуникациям «Первого ОФД».

По его словам, конкуренция на рынке идей для бизнеса, соревнование технических команд по созданию систем управления бизнесом, товароучетных программ и других сервисов сейчас высока, как никогда. Все это приводит к снижению цен, улучшению качества продуктов и сервисов для малого, среднего и крупного бизнеса, а также к появлению новых, еще не просматриваемых сейчас, решений – мобильных, облачных систем, систем с искусственным интеллектом, самообучаемых нейросетей и многого другого. Это значит, задачу по созданию комфортной среды для предпринимателей можно считать решенной.

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 год. Татьяна Амелина, генеральный директор компании «Невская Перспектива», рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

деятельность трубопроводного транспорта

деятельность водного транспорта

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:

  • сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
  • величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:

  • НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:

  • сумма налога берется из строки 133, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 273, 280, раздела 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов — из строки 113, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 213, раздела 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:

  • величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
  • сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ ÷ Общая сумма доходов от этой деятельности × 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.

Также просматриваются суммы страховых взносов — не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Реализация новой инициативы Минфина о повышении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей спровоцирует повышение фискальной нагрузки на бизнес на 14 млрд рублей в следующем году и на 50 млрд накопленным итогом к 2024-му, следует из письма президента организации «Опора России» Александра Калинина к начальнику государственно-правового управления президента Ларисе Брычевой, которое есть у редакции NEWS.ru.

Такое налоговое давление выльется в снятие части индивидуальных предпринимателей (ИП) с учёта и их ухода в теневую деятельность. Хуже того, убеждены в общественной организации, повышение ставок осложнит реализацию нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса. Данная оценка проводилась по инициативе государственно-правового управления при президенте.

Как стало известно, финансовое ведомство планирует увеличить поступления от ИП в 2021–2024 годах на 10,6%, 9,6%, 6,2% соответственно. Как следует из письма Калинина, это выше инфляции, для которой установлен целевой показатель на уровне 4%.

Напомним, что в 2020 году сумма фиксированного взноса для индивидуального предпринимателя в России выросла на 12%, до 36,2 тысячи рублей. В 2019 году такие взносы позволили собрать в соцфонды 173 млрд рублей.

Это только усугубит ту нагрузку, которая уже добавилась с января 2019 года, когда социальные взносы были подняты больше чем в два раза. Таким образом, малый и средний бизнес начали выплачивать зарплаты в конвертах. А теперь хотят поднять сборы с ИП в разы больше, чем уровень инфляции у нас. А потом все дружно удивляемся, что у нас растёт теневой сектор экономики. У нас навьючивают легальный бизнес в то время, когда рядом цветёт теневой бизнес, облагаемый смехотворными штрафами в 500 рублей за ведение деятельности без регистрации предпринимательского статуса. Где логика?


Александр Калинин

президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

По его словам, стремление увеличить нагрузку ещё больше удивляет в свете того, что в прошлом году бюджет у России рекордно превысил 20 трлн рублей, а с бизнеса собрали дополнительно почти 2 трлн. Денег, в том числе за счёт поднятия НДС, было настолько много, что даже не знали, как потратить больше триллиона по нацпроектам, отметил он.

Тогда нечего удивляться, что темпы роста экономики при таком выкачивании средств из частного сектора такие низкие. С ИП возьмут деньги, а обратно никакой поддержки на развитие не получат, — сказал Калинин.

Для справки: в настоящее время сумма страховых взносов для индивидуальных предпринимателей складывается из двух частей: фиксированной и переменной. Первая предполагает, что физические лица обязаны платить 40,8 тысячи рублей, вторая — дополнительно 1% с доходов, превышающих 300 тысяч рублей.

Однако, тенденция

Тенденция на сокращение числа ИП в стране началась в 2016 году, напоминает руководитель аналитического департамента Amarkets Артём Деев. Снижение покупательского спроса и рост налоговой нагрузки указывались в числе главных причин, почему предприниматели ликвидируют бизнес. В 2019 году прекратили свою деятельность 731 тыс. ИП (+5,3% к 2018 году), в 2018 году таких предприятий было 695 тыс.

В прошлом году на прибыль частных предпринимателей негативное влияние оказало повышение НДС, обязательное требование использования кассовой техники, внедрение маркировки на ряд товаров. При этом всего за прошлый год малых и средних предприятий (ИП в том числе) было открыто на 11,3% меньше, чем годом ранее. Индекс деловой активности в этой области находится на уровне ниже 50 п.п., что свидетельствует о стагнации.

Такая статистика не даёт никакого повода усомниться в том, что количество ИП (особенно с повышением страховых взносов) будет сокращаться и в дальнейшем, несмотря на все планы правительства по улучшению делового климата, поддержке предпринимательства и созданию рабочих мест.


Артём Деев

руководитель аналитического департамента AMarkets

При сокращении прибыли ИП на фоне снижения потребительского спроса рост фонда оплаты труда станет непосильной задачей для очень многих предпринимателей, а также вынудит многих бизнесменов сокращать персонал или не оформлять их на работу официально, полагает эксперт. Именно поэтому, подчёркивает он, «кроме проблем у самих ИП замыслы Минфина приведут к сокращению рабочих мест в малом и среднем бизнесе».

Любое повышение налоговой нагрузки не может быть односторонним, и последствия принятия таких решений всегда системны, говорит завкафедрой бухгалтерского учёта и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова Любовь Чайковская.

Для такого решения должны быть сделаны расчёты не только с точки зрения бюджета, но и с точки зрения потерь в экономике. А они для ИП явно ощутимы. Уход ИП в тень сегодня, в условиях жёсткого фискального и финансового контроля менее вероятен, чем просто полный или частичный отказ от ведения бизнеса. Для многих ИП повышение фискальной нагрузки может оказаться критическим.


Любовь Чайковская

завкафедрой бухгалтерского учёта и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова

Вот почему, сетует она, говорить «в этих условиях о поддержке малого бизнеса просто не приходится».

В краткосрочном плане поставленную фискальную задачу может и удастся выполнить, но долгосрочные последствия для общего благосостояния будут отрицательны, — заключила Чайковская.

Telegram

Хотите получать новости быстрее всех? Подписывайтесь на нас в Telegram

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Читайте также: